Последние годы весь православный мир по нарастающей будоражили новости и слухи о подготовке в 2016-м году Всеправославного Собора в Константинополе (Стамбуле). Именуемый многими Восьмым Вселенским Собором (предыдущий собирался 1300 лет назад) он заранее именовался «разбойничьим» или «волчьим» - и предапокалиптическим. Согласно пророчествам, от этой встречи ждали еретических искажений в догматах и канонах, слияния с иноверцами в псевдоцерковь, разрушения христианской морали - в преддверье грядущего в мир антихриста.
Нельзя сказать, что эти страхи полностью и у всех верующих ушли. Однако результаты завершившегося в конце прошлой недели Собрания (Синаксиса) предстоятелей поместных Церквей в Шамбези и, особенно, опубликованные, наконец, документы повестки дня Собора, перенесенного на остров Крит, заметно снизили тревожную волну. Как считают очевидцы, центральную роль в предварительном «обезвреживании» мероприятия сыграл лично Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
***
В результате заседания предстоятелей мирового православия - за исключением Элладской и Антиохийской Церквей, не приехавших в пригород Женевы, было принято решение провести «Святой и Великий Всеправославный собор» с 16 по 27 июня в Богословской академии на греческом острове Крит. На собор должны прибыть по 24 архиерея от каждой из Поместных Церквей и пока отказов не было получено.
Событие это очень значимо для всех верующих христиан независимо от конфессии, хотя оценки и даже определения его статуса сильно расходятся. Вселенские соборы от первого (Никейского, 325 г.) до последнего, седьмого (Никейского, 787 г.) созывались православными императорами Византии. Император задавал епископам вопросы, имел право совещательного голоса и утверждал решения свой подписью, без которой они были недействительны. Противники нынешнего Собора говорят, что все вероучительные вопросы правой веры были тогда решены, ереси осуждены - так зачем огород городить? Разве что для того, чтобы анафематствовать новейшую «всеересь»- экуменизм? Но так вопрос явно не будет поставлен. Поскольку главный инициатор встречи нынешний Вселенский (Константинопольский) Патриарх Варфоломей, чья духовная власть ограничена греческим кварталом Стамбула под названием Фанар - ярый экуменист и открытый союзник Ватикана, давно претендующего на роль «не первого епископа среди равных» как сегодня, а некоего «восточного Папы» под рукой римского понтифика. Он же будет председательствовать на будущем Соборе. Недаром название мероприятия несколько раз менялось- от «Вселенского собора» до «Всеправославного совещания». Сам Патриарх Варфоломей на Собрании Епископата в Константинополе 29 августа 2015 г. добавил смуты, заявив, что этот Собор не может быть созван как Вселенский, поскольку в нем не будут участвовать «христиане Запада». Впрочем, слова и действия патриарха Варфоломея уже давно вызывают резкое отторжение твердых в православии клириков и мирян: общие службы с католиками и иудеями, совместные конференции с раввинатом, нескрываемые личные амбиции....
Критики указывали на то, что решения Собора будут недействительны без всеобщего согласия всех до единой православных Церквей. А ведь до последнего момента от участия в этом форуме открещивалась, кроме уже упомянутых Элладской и Антиохийской, также Грузинская, выражала сомнения Сербская, да и Русская Православная Церкви. Еще в начале января - второй по иерархии член нашего Священного Синода, предстоятель УПЦ МП Митрополит Онуфрий фактически предложил не участвовать в Соборе: «Надо просить Бога, чтобы Он отвел этот соблазн». Недавно такое же мнение высказали в обращении к Московскому Патриархату 44 священника и диакона, около 70 монашествующих и более полторы тысячи мирян Молдовы.
Часто вспоминают высказывания святых отцов, отвергавших возможность 8-го Собора или же называвшего его «волчьим» ( ныне прославленный Кукша Одесский) имея ввиду, что соберутся на него и примут роковые решения по евангельскому образу «волки в овечьей шкуре».
Некоторые политологи считают, что экуменическое «братание» с римо-католиками и другими иноверцами - важный элемент спецоперации по установлению нового мирового порядка (НМП). Уже несколько лет в сети ходит текст «тайного меморандума», якобы заключенного в процессе подготовки Собора между Евросоюзом - Правительствами Греции, Кипра, РФ, Константинопольской Церковью, Ватиканом, архиереями нескольких поместных Православных церквей. Мол, агенты НМП в светской и церковной властях давно кулуарно сговорились и работают над установлением новой глобальной религии с новым типом общества, культуры и морали. Причем неотъемлемой составной частью этой работы на нынешнем этапе является отмена национального суверенитета и создание федеративных государств со множеством узконациональных автономных церквей.
Неправдой будет утверждать, что эта фантазийная фабула не имеет хождения и влияния среди верующих. Тревоги подогревались самими пунктами повестки дня предстоящей встречи и неясностью алгоритма принятия решений. При этом менее конспирологически настроенные противники собора отмечали, при нынешнем уровне разномыслия по определенным вопросам, совещание может превратиться в непродуктивную и позорную склоку. Их оппоненты возражают: форум станет продолжением предыдущих Вселенских Соборов, показав тем самым, что Православие не «окаменело» в прошлом, а развивается как живой организм, не прячет голову в песок от насущных проблем и открыто к «актуализации». К слову сказать, история Церкви знала несколько многолюдных «разбойничьих» соборов, среди которых наиболее памятны - Антиохийский 341 года, признавший арианскую ересь официальным учением, а также первый (754 г.) и второй (815 г.) Иконоборческий соборы, решения которых были позже вменены ни во что. Богословские диспуты порой доходили и до драк!
Подготовка к Собору по длительности стала рекордной. Если даже считать не от первого предложения патриарха Мелетия (Метаксакиса) - масона и экумениста в ходе «Всеправославного Конгресса» в Константинополе в 1923 г., а от официального решения о созыве Собора на I Всеправославном Совещании на о. Родос (1961 г.), то прошло 55 лет! Вынесенные на его повестку темы (поначалу их было более ста) прорабатывались и согласовывались на многочисленных предсоборных совещаниях. Впрочем, к полному единомыслию так и не пришли, хотя число тем сократилось на порядок.
Благодаря активной позиции делегации РПЦ, представляющей на сегодня самую большую по численности поместную православную церковь, 10 пунктов регламента, разосланные участникам Патриархом Варфоломеем, были сокращены и отредактированы. Еще большему «переформатированию» подверглись сами проекты резолюций.
Скажем, нашей делегацией сходу был отвергнута даже сама постановка вопроса о введения «нового» - совместно с католиками григорианского стиля календаря, чего опасались в первую очередь. Патриарх Кирилл четко заявил, что тема «более точного определения даты Пасхи» «совершенно не актуальна» для Православной Церкви и может лишь посеять смуту среди верующих. Пункт повестки, предложенный ранее Вселенским Патриархатом «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций» был переделан в «Миссию Православной Церкви в современном мире». По самому тексту этой резолюции, составленной на Фанаре, ранее - на Предсоборном совещании в октябре 2015-го не удалось достичь консенсуса в ряде параграфов, обеляющих гомосексуализм. Поэтому документ не был подписан главами делегаций Русской и Грузинской Православных Церквей. Ныне же проект решения Собора по теме «Таинство брака и препятствия к нему» отказались подписать делегации Грузинской и Антиохийской Православной Церкви. А два пункта «Отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру» и «Православие и экуменическое движение» были сведены в один - «Отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру».
Хотя экуменизм явно не будет анафематствован на Соборе, опубликованный текст документа содержит взвешенное и дистанцированное отношение к этому явлению. Подчеркивая, что Православная Церковь продолжит «нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры», текст резолюции разъясняет: «организационно участвуя в работе ВСЦ, отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс (...)Само собой разумеется, что ВСЦ не является и ни в коем случае не должен стать сверх-Церковью».
По теме семьи проект соборного мнения также изъясняется вполне ясно: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. (...)Свободный союз между мужчиной и женщиной является необходимым условием брака».
Такие недвусмысленные формулировки, коих в опубликованных резолюциях совещания в Шамбези немало, и должны, по идее, стать фактором охлаждающим конспирологический алармизм некоторых православных. Именно это имел в виду Патриарх Кирилл, распорядившись, сразу же после согласования, опубликовать соборную повестку. «Наша Церковь настаивала на том, чтобы не было никакого эмбарго на эти документы, чтобы все могли с ними ознакомиться, потому что критическое отношение многих к предстоящему Собору формировались именно ввиду информационного вакуума», - подчеркнул Святейший.
Предельно ясно он отсек также любые попытки использовать вопрос повестки дня «О церковной автономии» для интриг с политизированными украинскими раскольниками, которыми временами грешил Константинопольский престол и от чего был вынужден ныне отказаться.
«На Соборе не будет рассматриваться украинская тема, не будет обсуждаться возможность предоставления автокефалии или легализации раскола,- констатировал Предстоятель РПЦ.- И это должны хорошо понимать все, кто спровоцировал эту смуту на Украине. Эта смута, этот раскол не будут поддержаны православным миром».
Есть в опубликованных документах множество других замечательных пунктов. Например, такой: "Церковь... настаивает на необходимости не только строить экономику на нравственных началах, но и посредством нее деятельно служить человеку. Констатируется, что пропасть между богатыми и бедными "драматически разрастается вследствие экономического кризиса", который стал результатом "безудержной спекуляции со стороны представителей финансовых кругов, концентрации богатства в руках немногих и извращенной финансовой деятельности, которая лишена справедливости, человечности и ответственности...».
Говоря о роли современных масс-медиа, составители резолюции подчеркивают: «Современные средства массовой информации нередко подпадают под контроль идеологии либерального глобализма и таким образом становятся орудиями распространения потребительства и безнравственности».
Непредвзятые наблюдатели, почитав опубликованные проекты соборных мнений, соглашаются, что никаких догматических и канонических «разбойничьих» искажений в них не содержится. Безусловно, есть вероятность появления непосредственно на Соборе новых неожиданных редакций этих документов, каких-то хитроумных интриг с ходом голосования. Однако принцип непременного консенсуса представителей всех поместных церквей на соборе, вроде бы, предохраняет от «протаскивания» ереси втихую. На сегодняшний день ясно - православный «апокалипсис» откладывается. Вместо грозного «предантихристова» Вселенского Собора с потрясениями веры - нас ждет относительно рутинное, хотя и драматичное мероприятие. Огромная заслуга в этой «разрядке напряжения» принадлежит Патриарху Кириллу - Предстоятелю той Церкви и того государства, которые по мнению многих верующих сегодня, являются евангельским «удерживающим теперь».
Характерно, что удовлетворение от предварительной «дезактивации» Всеправославного Собора испытывают далеко не все. Скажем, известный церковный диссидент протодиакон Андрей Кураев в своем блоге записал: «Я это собор вижу не страшным, а бессмысленным и даже позорным. Именно потому, что он не решится ни на какие реформы». Жажда «великих потрясений» - болезнь, увы, слишком хорошо известная. Особенно - в России.
В сокращенном виде опубликовано в газете «Культура»
5. Re: Волков бояться - на Собор не ходить
4. Ответ на 3., Lucia:
3. М.Яблоков
2. Re: Волков бояться - на Собор не ходить
1. Не все так гладко