Три года тому назад Минобрнауки России ввело в практику отношений с вузами мониторинги, интенсивные внеплановые проверки для повышения качества образования, сокращения числа малоэффективных образовательных учреждений для последующей переориентации абитуриентских потоков.
По словам главы Рособрнадзора С.С.Кравцова, только в 2015 году из реестра лицензий было исключено 365 вузов и филиалов, действие государственной аккредитации приостановлено у 151 вуза и филиала. Запрет на прием обучающихся применен в отношении 78 вузов и филиалов [1]. Но как тогда оценить признание министра образования и науки Д.В.Ливанова на недавнем заседании Совета Российского Союза ректоров о том, что на первый курс вузы принимают в процентном соотношении столько же, сколько принимали в последние годы. Пузырь -то не сдувается. Министр дал этому свое объяснение. Суть его как бы в том, что доступность высшего образования не сокращается. Чтобы изменить ситуацию, глава Минобрнауки рекомендовал ректорам не принимать в вузы троечников [2]. Уже после появления в интернет - изданиях первых отчетов министр Ливанов, возможно, заметив, что невольно вторгся в пределы конституционной материи, закрепляющей права граждан на образование, пояснил свою фразу о троечниках. Речь, мол, шла не о тех, у кого в аттестате стоят оценки «удовлетворительно»: словами о троечниках была выражена рекомендация российским вузам повысить проходной балл в 2016 году[3].
А разве нет иных причин, почему сокращение числа образовательных учреждений в два раза не повлекло в похожих пропорциях отток первокурсников? Не произошло ли это постольку, поскольку во многих случаях такое сокращение совершалось по инициативе тех же слабых головных вузов, которые жертвовали филиалами в целях самосохранения с переводом студентов из регионов к себе на дистанционное обучение? Сдавайтесь или сдавайте! Как могло показаться, Рособрнадзор наращивал число сокращаемых филиалов с подачи их учредителей, избегая судебные тяжбы в прямых отношениях с вузами после не всегда качественной проверки (например, документарную проверку филиала Московского института государственного управления и права в Брянской области, в общем-то юридического образовательного учреждения, от имени Рособрнадзора провели специалисты в сфере сельскохозяйственных, химических, экономических наук, которые в итоговом заключении, излагая недостатки по учебным рабочим программам правовых учебных дисциплин, естественным образом могли спутать криминалистику с криминологией [4] ).
Головные вузы после закрытия своих филиалов в регионах многое не теряли. Переводя к себе студентов на дистанционное обучение, они аккумулировали денежные средства при оплате за обучение, легко избавлялись от расходов на содержание учебных помещений, местных преподавателей и персонала.
Дистанционное обучение с 2013 года после вступления в силу федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» как бы легализовалось - впервые регламентировано отдельным положением[5]. Новая образовательная технология получила широкое внедрение в вузах. Но разве не стихийны эти процессы, когда публичная статистика на информационных ресурсах не фиксирует масштабы и территории их распространения? Если, обобщить информацию по центрам дистанционного обучения, работающих через интернет в интересах той или иной группы институтов и университетов, то за три года число подобных вузов в двух российских исторических столицах возросло вдвое[6]. Но сколько действительно вузов с дистанционным обучением в Москве или Санкт - Петербурге? Неясность обстановки подобна воде, которую можно мутить с известной целью. В Современной гуманитарной академии, негосударственном вузе, который первым в стране широко применил дистанционное обучение даже с использованием двух спутников, обучалось свыше 145 тысяч студентов [7], в то время как в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, - около 40 тысяч [8]. В Кембридже - с наибольшим в мире числом нобелевских лауреатов среди университетских выпускников - учится около 20 тысяч студентов.
Непосредственно в Брянске абсолютное большинство студентов нескольких филиалов столичных вузов, где приостановлена или прекращена образовательная деятельность, были переведены на дистанционное обучение в головные образовательные учреждения. На региональном рынке образовательных услуг заявили о себе еще более двух десятков других столичных вузов. Ожидаемого перераспределения студентов между местными государственными вузами не произошло, студенческие потоки устремились в московское русло. Известно, что Рособрнадзор значительно проредил филиалы на Северном Кавказе и сейчас дистанционное обучение здесь можно назвать доминирующим[9].
Могли ли быть в этих условиях достигнуты цели, выдвигаемые перед учреждениями высшего профессионального образования, когда реальное обучение стихийно замещается интерактивным? Ответ скорее отрицательный.
Качество образования за пределами аудиторных занятий объективно снижается. Нет прямого общения между обучающимися и преподавателем, адаптации современных знаний на лекциях и постоянного контроля за их усвоением на семинарах, отсутствуют практические занятия и т.д. Не созданы единые технические условия осуществления дистанционного обучения, и на нынешний день - менее затратного и тем самым более привлекательного. Даже государственные вузы при сокращении бюджетных мест, оплачиваемых государством по тем или другим программам, в том числе приоритетным направлениям развития науки и техники, начинают предлагать очень дешевые программы в рамках дистанционного обучения без учета спроса на квалифицированный труд по отдельным специальностям [10].
В прошлый студенческий период активного освоения знаний у меня иногда создавалось впечатление, что они, знания, имеют свой запах. Конечно, изначально это был запах книг. На расстоянии этот запах не передается. А разве сила знаний похоже не улетучивается на дистанции между книгой, ее толкователем в лице преподавателя с одной стороны и студентом - с другой? Нисколько не сомневаюсь в верности вывода методистов «сонного» обучения о том, что учиться во сне может только тот, кто не прогуливает уроки наяву. Также и с дистанционным обучением - оно может быть успешным, если получение новых знаний одновременно закрепляет ранее приобретенные, полученные самостоятельной работой или прежней учебой в другом вузе. Центральная газета «Труд» уже писала о позиции работодателей: они или сразу отказывают в приеме на работу соискателям должностей, или относятся к тем настороженно, когда «дистанционка» - единственное высшее образование, не как дополнение к ранее полученному в классическом вузе[11].
Размытость формулировок в положениях о дистанционном обучении обусловливает проникновение на российский рынок образовательных услуг учебных заведений прибалтийских и иных зарубежных государств с гарантией обучения на русском языке и получения диплома европейского образца, при включении в образовательный процесс учебных пособий социально - гуманитарного цикла с элементами антироссийской, антиславянской идеологии и уничижительной критики православия. В этих целях еще с 2000 года используется программный продукт DLS ( Distance Learning Studio) по заказу фонда Сороса, явно деструктивной для России организации[12]. Джордж Сорос не выращивает в сети дистанционного обучения « мозги» для США, он, о чем пишут, похищает эти «мозги», набравшие в обычных аудиториях свою кондицию до перехода на уровень гениальных. Дистанционное обучение удобно для не контролируемой правительствами других стран идеологической подпитки инкубаторов управляемых извне «революционеров».
При дистанционном обучении исключается воспитательная работа. В федеральном законе « Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения[13].Это должно означать, что без воспитательной работы дистанционное обучение не является предметом образования, а значит и предметом регламентации вышеуказанным законом. Отсутствие воспитательной работы с недавними выпускниками общеобразовательных школ в процессе дистанционного обучения в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования является проблемным для формирования гражданской позиции, освоения одобряемого обществом уровня социализации, активной роли в защите государственных интересов, культурно - исторических и национальных ценностей.
Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ[14]. Документ содержит положения общего характера и, что очевидно из его названия и содержания, регламентирует одновременно без отграничений одного понятия от другого и учета принципиальных особенностей: во-первых, реализацию образовательных программ или их частей с применением электронного обучения; во - вторых, реализацию дистанционных образовательных технологий.
Если вопрос о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения получает в обществе и государстве всецело позитивное восприятие, то вопрос о состоянии и перспективах внедрения дистанционных образовательных технологий весьма сложен, требует отдельного регулирования (прежде всего - в законах) через сужение предмета этого регулирования.
Как было заявлено на одном из заседаний коллегии Минобрнауки России в прошлом году, сейчас прорабатывается вопрос об установлении ограничений на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по ряду направлений подготовки, связанных с вопросами государственной тайны, экспортного контроля, подготовкой в сфере медицины и творчества[15]. Между тем дистанционное обучение уже нуждается в более глобальных, законодательно прописанных ограничениях.
Необходимо упорядочить дистанционное обучение в сфере высшего профессионального образования, создать и реализовать единые технические условия его использования, сформировать дополнительные требования к профессорско - преподавательскому составу, привлекаемому к обучению в электронной информационно-образовательной среде, нужны изменения федерального закона « Об образовании в Российской Федерации». Следовало бы предусмотреть получение организациями, осуществляющими образовательную деятельность отдельной лицензии на реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Другое предложение состоит в том, чтобы дистанционное обучение сделать возможным только для лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, желающих получить второе высшее профессиональное образование по образовательным программам ускоренного обучения или дополнительное профессиональное образование.
В настоящее время данные вопросы регулируются в основном на уровне Минобрнауки России, что придает ведомственный характер вопросам национально-государственного значения.
Свою озабоченность тем, что дистанционное обучение безосновательно расширяет оккупацию вузовских полей, российскому Министерству образования и науки высказал недавно депутат Государственной Думы ФС РФ Виктор Малашенко. Но диалога не получилось. Тон ответа с менторской, окраской, обычно присущей школам, не располагал к этому[16].
Николай Исаков, бывший член Совета ректоров вузов области, полковник в отставке
Документальные и литературные источники, другие разъяснения:
1.Рособрнадзор: за два года сеть вузов в России сократилась вдвое. http://www.rosbalt.ru/main/2015/12/18/1473096.html
Цитата: МОСКВА, 18 декабря. Сеть образовательных учреждений за два года сократилась на тысячу вузов, которые не предоставляли качественное образование, сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов."Всего за два с половиной года сеть образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, сократилась почти на тысячу вузов и филиалов. В сентябре 2013 года их было около 2300, в январе 2015 - 1990, сейчас их менее полутора тысяч", - приводит слова Кравцова РИА Новости. Кроме того, по его словам, в 2015 году из реестра лицензий было исключено 365 вузов и филиалов, действие государственной аккредитации приостановлено у 151 вуза и филиала. Запрет на прием обучающихся в текущем году применен в отношении 78 вузов и филиалов.
2. Минобрнауки РФ рекомендовало не принимать "троечников" в вузы
http://www.interfax.ru/russia/487162
Цитата: Москва. 25 декабря. INTERFAX.RU - Требования к качеству подготовки абитуриентов должны быть повышены, так что в вузы рекомендуется принимать только тех, кто в школе учился на "отлично" и "хорошо", считает министр образования и науки Дмитрий Ливанов."В целом доступность высшего образования не сокращается. На первый курс мы принимаем в процентном соотношении столько же, сколько принимали в последние годы. Это не значит, что не должны повышаться требования к качеству подготовки абитуриентов", - сказал он в пятницу на заседании совета российского союза ректоров."Троечников мы не рекомендуем принимать в вузы", - особо отметил Ливанов. Министр пояснил, что они, "как правило, не способны осваивать программу высшего образования".
3. Глава Минобрнауки уточнил рекомендацию вузам про троечников. http://izvestia.ru/news/600581
Цитата: Москва. 25 декабря 2015. Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пояснил свою фразу о троечниках. Речь шла не о тех, у кого в аттестате стоят оценки «удовлетворительно». Министр предложил российским вузам повысить проходной балл в 2016 году. «У нас же вузы каждый год повышают проходной балл. Я просто рекомендовал сделать это и в этом году. То есть речь не шла о троечниках в буквальном смысле слова, не о тех, у кого в аттестате тройки», - цитирует ТАСС Ливанова.
4. Приказом по Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки ( Рособрнадзору) от 29.08.2014 г. N 1423 « О проведении внеплановой документарной проверки» лицом, уполномоченным на проведение проверки филиала НОУ ВПО « Московский институт государственного управления и права» в Брянской области была назначена Кабанова Татьяна Александровна, заместитель начальника отдела Рособрнадзора с привлечением в качестве экспертов Хицкова Евгения Александровича, завкафедрой, Исаева Сергея Николаевича, ректора, Зайцеву Ольгу Валентиновну, первого заместителя директора. В приказе не указаны московские вузы, которые представляли эксперты и их ученые звания, вместе с тем в интернет -ресурсах содержатся сведения о представляемых ими учебных заведениях (без связи с юриспруденцией) и научных ориентирах: Т.А.Кабанова -кандидат химических наук, Е.А. Хицков - кандидат экономических наук, С.Н.Исаев не имеет ученого звания, О.В.Зайцева - кандидат сельскохозяйственных наук. Копии приказа и предписания по акту проверки находятся в моем архиве.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"/ Российская газета,- 2012,Дата официальной публикации:31 декабря 2012 г.
31 декабря
Цитата: Ст. 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
6. см. например, Единый центр высшего дистанционного образования образования. http://www.ecvdo.ru/; Московский Центр Дистанционного образования. http://bakalavr-magistr.ru/ и т.д
7. см. Карпенко М.П. Дистанционное образование: опыт становления и развития. Социологические исследования, N 3, Март 2007, C. 63-68 http://ecsocman.hse.ru/data/528/634/1219/Karpenko_7.pdf; Современная гуманитарная академия оштрафована по иску Рособрнадзора. http://www.ug.ru/news/12355
8. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ). http://msk.academica.ru/university/20156-Moskovskij-gosudarstvennyj-universitet-imeni-MV-Lomonosova
9. Хлопонин: в регионе готовится к закрытию 45 филиалов вузов./ Кавказский узел./ http://stavropol.bezformata.ru/listnews/vuzov-i-ih-filialov-na-severnom-kavkaze/6610849/
10. см.например, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет http://distvuz.ru/vuzy/spbgau/
- Цитата: Дистанционное обучение в СПбГАУ по направлениям:
- 43.03.01 Сервис;
- 43.03.02 Туризм
11. Астахова С. Хоть в школу, хоть на MBA./ Труд, 2011,28 сентября http://www.trud.ru/article/28-09-2011/267953_xot_v_shkolu_xot_na_mba.html
12.ГиперМетод: дистанционное обучение и аттестация. http://old.learnware.ru/static.php?id=6020
13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"/ Российская газета,- 2012,Дата официальной публикации:31 декабря 2012 г.
31 декабря
Цитата: Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html
15. Об итогах деятельности Министерства образования и науки
Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015 год./ Материалы к заседанию коллегии Минобрнауки России 24 марта 2015 года. http://kpfu.ru/portal/docs/F1340877329/Ob.itogah.deyatelnosti.Ministerstva.obrazovaniya.i.nauki.v.2014.godu.i.zadachi.na.2015.g..pdf
Цитата: Прорабатывается вопрос об установлении ограничений на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по ряду направлений подготовки, связанных с вопросами государственной тайны, экспортного контроля, подготовкой в сфере медицины и творчества.
16. В настоящее время являюсь помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.А.Малашенко по работе в Государственной Думе на общественных началах. Копия ответа из Минобразования России на депутатское обращение о проблемах дистанционного обучения находится у меня.