Кому-то показался удивительным факт канонизации Петра Калнышевского, «последнего кошевого атамана Войска Запорожского» Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Мол, раскольники-филаретовцы сделали из атамана безвинного страдальца, «канонизировав» его в 2008, а нам и негоже двигаться по трясинам кравчучко-ющенковсго проекта. Сразу заметим, - раскольники не совершили, а лишь имитировали канонизацию. Их «церковь» (по сути, полукриминальная группировка) не может совершать таинств, освящений, канонизаций по причине своей раскольнической безблагодатности. Им под силу лишь пародировать, вытворять - по сути - клоунские кощунства. В данном случае это не сложно показать.
+++
Но вначале скажем о канонизации атамана в УПЦ Московского Патриархата. Прославлению в лике местночтимых святых Запорожской епархии Петра Калнышевского (1691-1803) предшествовала, как и должно, многосторонняя подготовительная работа. В результате священный синод УПЦ МП 23 декабря 2014 года рассмотрел рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Местночтимые святые - святые, канонизированные в отдельных епархиях, не имеющие общецерковного почитания, иногда временно не имеющие. Таковыми в своё время были даже Киево-Печерские святые, а в недавнее время Оптинские старцы, святитель Пётр Могила и др. В Журнале заседания Синода сказано: «Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание Петра Калнышевского -
ПОСТАНОВИЛИ:
Благословить местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии Петра Калнышевского.
Утвердить иконописное изображение Святого.
Утвердить представленные проекты тропаря, кондака и молитвы Святому.
Память праведного Петра Калнышевского совершать 31 октября / 13 ноября (старый / новый стиль), в день его преставления».
Слов об утверждении жития святого в постановлении нет. Очевидно, оно должно быть составлено с учётом всех современных научно-обоснованных исторических данных.
Церковное прославление праведного Петра Калнышевского состоялось 13 ноября 2015 года в Покровском архиерейском соборе города Запорожье во время Божественной Литургии, которую возглавил предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, в сослужении епископата и духовенство УПЦ МП.
В своей проповеди митрополии Онуфрий сказал о смысле произошедшего:
- Братия и сестры! Сегодня мы совершили прославление святого праведного Петра Калнышевского, который за свое благочестие, за те чудеса, которые он совершил и совершает, за тот подвиг терпения и любви к Богу, которые он показал в своей жизни, причислен к лику святых. Святой Петр провел 25 лет в заключении и вышел оттуда, наполненный благодатью Божьей. Он назвал это место родным для себя, не захотел его оставить и провел остаток своей жизни в той обители, которая сначала была для него темницей, а потом стала раем духовным. Это пример того, если человек живет с Богом, как можно соединить в себе разумную гармонию и служение, и благочестие и любовь к Богу».
Предстоятель отметил труды архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки по подготовке прославления святого:
- Я знаю, что владыка Лука много совершил подвигов и трудов. Он ездил на Соловки, писал в разные инстанции, пока добились того, чтобы мощи святого Петра были обретены. Частица мощей находится сегодня в этом кафедральном соборе...»
Дню прославления предшествовала серьёзная работа - не только административная, но и научная, поисково-археологическая, исследовательская. Всё вместе это и позволило совершить чин прославления святого в соответствии с церковными канонами. Время покажет, будет ли утверждено общецерковное прославление праведного Петра Калнышевского.
+++
Здесь мы не будем говорить о жизни и судьбе Калнышевского до Соловков, лишь заметим, что конкретное преступление, из-за которого атаман, прежде верно служивший престолу и награждённый Екатериной II золотом и бриллиантами, был сурово покаран, не вполне уяснена. «Разгон» Запорожской Сечи как воинской структуры, утратившей своё значение, разумеется, ни причиной, ни поводом не являлся: Калнышевский ни в коей мере не воспрепятствовал событиям 4 июня 1775 года на Сечи. Из докладной Григория Потемкина императрице Екатериной II следует, что причина репрессии состоит в том, верноподданные императрицы «сносили буйство бывших запорожцев... претерпев убытков более нежели на 200000 рублей». Потёмкин констатирует, что за «вероломное буйство», доказательства которому были тогда очевидны, Калнышевский и двое его приближённых «по всем гражданским и политическим законам заслужили, по всей справедливости, смертную казнь». При этом Потёмкин испрашивает у императрицы повеления «объявить милосердное избавление их от заслуживаемого ими наказания», заменив смертную казнь «на вечное содержание в монастыри». Таким образом, Григорий Потёмкин, который симпатизировал Калнышевскому, спас бывшего атамана от казни. Потёмкин предложил определить кошевого в Соловецкий монастырь, выделяя на его содержание «по рублю в день», то есть по 365 рублей в год. Заметим, содержание монахов обходилось казне в ту пору по 9 рублей в год. На докладную Потёмкина императрица Екатерина II наложила резолюцию: «Быть по сему». 14 мая 1776 года Царское Село».
Из Москвы в Соловецкий монастырь Калнышевский был отправлен 25 июня 1776 года. Его сопровождал конвой и обоз из девяти (!) подвод. Запись о его первой исповеди в Соловецком монастыре сделана 29 июля 1776 года.
Помилован Пётр Калнышевский в 1801 году указом Александра I. Из монастыря уезжать отказался.
В Соловецком монастыре сохранилась могильная плита, бывшая до разорения 1930-х на лучшем участке монастырского кладбища, вблизи могилы Авраамия Палицына, знаменитого писателя, келаря Троице-Сергиева монастыря.
Из эпитафии нам известны даты и некоторые важные обстоятельства жизни Калнышевского в монастыре, например, что «он в 1801 году, по Высочайшему повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить Обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного Христианина, искренно познавшего свои вины. Скончался 1803 года, октября 31 дня, в суб. 112 лет от роду, смертью благочестивою, доброю».
«Смертью благочестивою, доброю» - это в отличие от некоторых раскольников и еретиков, которые упорствовали до смерти и о смерти которых делалась в монастыре соответствующая запись.
+++
Теперь о «филаретовской канонизации».
Материалы «поместного собора» УПЦ Киевского патриархата по «канонизации» Петра Калнышевского от 12 июля 2008 содержат набор баек и феерического вздора, давно объяснённых и опровергнутых, в том числе современными украинскими учёными на основании архивных данных, сопоставлений, исследований. Обосновывая праведность кошевого атамана, «филаретовцы» решили вопросом истинности «фактов» не задаваться. Описывая пребывание бывшего атамана в Соловецком монастыре (этот период жизни Калнышевского является поводом для канонизации его в лике праведных), они в качестве «фактов из жизни» включили в свой документ фольклорные предания и слухи, которые обычны для судеб многих исторических деятелей, но которые к реальности отношения не имеют. Это прекрасно знают историки и сепарируют выдумки и реальные факты.
Филаретовские историки (если там таковые есть) не стали обременять себя изучением вопроса, а натаскали в свой документ всего, что, по их мнению, может сгодиться для доказательства чудовищных мучений бывшего атамана на Соловках в продолжении 25 лет. Всякое лыко в строку. Надо сказать, что в свой текст они включили без разбора как собственные фантазии (например, о дне рождения атамана), так и переработанные «устные предания», так и плод манипуляций советского периода, когда некоторые историки старались посильнее прищучить самодержавно-крепостнический строй и «тюрьму народов».
Из документа УПЦ КП от 12.07.2008 приведём лишь два примера, мягко выражаясь, абсолютной халтуры и шарлатанства. Цитируем в переводе, а из русских источников - в подлиннике.
Филаретовцы сообщают своим приверженцам, излагают ужастик; цитата: «Старожилы монастыря рассказывали, что «после Калнышевского осталось в камере более двух аршин нечистот, что, просидев в тюрьме такое длительное время, он одичал, стал мрачный и потерял зрение; что у него, как у зверя выросли когти, длинная борода и вся одежда на нем, кафтан с пуговицами, распался на куски и спадал с плеч».
Действительно, за 25 лет нахождения в земляном мешке среди своих фекалий (два аршина - это метр сорок!) не мудрено, что и когти будут как у зверя, и одежда распадётся. Откуда эти сведения?..
На самом деле о Калнышевском историкам известно очень многое, вплоть до имён и фамилий солдат, сопровождавших и служивших ему, о его подарках монастырю, о его тратах, о времени ремонта крыши над его кельей, о времени его исповедей. Известны и источники, откуда что пошло гулять по свету.
Слух о том, что Калнышевский содержался в земляной тюрьме, записал на Соловках известный Д.И. Яворницкий в 1887 году, через 84 года после смерти атамана. В советские годы этот рассказ «развил» литератор Иван Шаповал - в книге «В поисках сокровищ». На самом же деле в земляной тюрьме Калнышевский сидеть никак не мог. Земляные тюремные ямы в России были запрещены монаршим указом ещё в 1742 году, за треть столетия до появления на острове Калнышевского, при Елизавете Петровне. В 1758 году исполнение указа было проверено. Чиновники установили, что все земляные норы на Соловках замурованы. Одновременно с рассказом о земляной тюрьме «филаретовские историки» взялись утверждать: «Петр Калнышевский доживал свою жизнь страдальца в каменном полуподвальном сыром холодном каземате. Очевидцы так описывали камеру заключенного праведника: «Перед нами маленькие, аршина в два, двери с крошечным окошечком посредине: двери эти ведут в жилище узника, куда и мы входим. Оно имеет форму лежащего урезанного конуса из кирпича длиной аршина четыре, в ширину сажень, высота при входе три аршина, в узком конце - полтора...» И далее: «стены мокрые, заплесневелые, воздух затхлый, спертый».
«Очевидец» - это невольный историк М.А. Колчин, побывавший на Соловках через 70 лет после смерти атамана, в 1870-х. Его книга «Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в ХVІ-ХІХ вв.» (1908) - соловецкая классика, известна всем, кто занимался историей монастыря вообще и Калнышевским в частности. Описав давно заброшенную полуподвальную келью (Колчин там видел почерневшую икону и засохшую веточку вербы), автор передаёт слух: «Рассказывают, что в рассматриваемом нами каземате последний кошевой бывшей Сечи Запорожской, Кольнишевский, просидел 16 лет, будучи более ста лет от роду». Не менее хорошо известна и другая книга по этой же тематике - советского историка Г.Г. Фруменкова «Узники Соловецкого монастыря. Политическая ссылка в Соловецкий монастырь в XVIII-XIX веках» (1965). В ней автор тенденциозно решил передёрнуть записанный Михаилом Колчиным слух, превратив его в утверждение: «М.А. Колчин так описывает каземат...» Ну и далее, по тексту про «воздух затхлый, спертый». Вот и «киевский патриархат» пристроил к описанию древней келии утверждение про «доживал свою жизнь», не в состоянии внять правде истории. Современный украинский историк В.В. Грибовский, рассматривая в монографии «Соловецкое заключение Петра Калнышевского в микроисторической прорисовке» (2013) исторические реалии, приходит к выводу: «В любом случае, Калнышевский находился в наземном помещении. Это видно из письма наместника монастыря Симона от 12 октября 1779 года (через три года после приезда на Соловки. - О.М.), адресованного архимандриту, в котором сообщалось: «По многократной меня прозбе Петра Ивановича Колнышевского, для надобности ему к поправлению и перекрытия кельи, в которой он живет, что от дождя великая теча происходит...» Наместник испрашивал разрешения починить келью за счёт Калнышевского. «Калнышевский мог на собственные средства нанимать плотников для починки крыши, - продолжает Грибовский. - Кроме того - даже совершать богатые дарения монастырю...» Из других источников известно и следующее: «Одеждою арестанты пользовались так же монастыря. Белье и не теплую верхнюю одежду дозволялось носить свою. Монастырь выдавал пару рубашек и порток, чулки суконные и холщевые... а иногда и кафтан». Так что если кафтан и портился, арестант мог получить новый или купить на свои деньги. А деньги у Калнышевского были, и, как увидим чуть ниже, даже с избытком. Михаил Колчин вдобавок сообщал: «На свои деньги арестанты могли заказывать себе пироги, булки, покупать лакомства и пр.» О страже: «Солдаты жили в коридорах в непосредственном соседстве с арестантами. Такая близость неминуемо смягчала отношения между арестантами и караульными, они сживались, иногда сдруживались». Известно, что многие годы Калнышевского охраняли четверо одних и тех же солдат. Современные исследователи показывают, что «как и монашествующая братия, заключённые находились в приспособленных кельях, в которых существовала отопительная система, идущая от хлебопекарных и других печей». То есть «условия нахождения в соловецких тюрьмах были терпимые». А по сравнению с другим узниками, Калнышевский был явно в привилегированном положении, получая на своё содержание значительные суммы. Настолько значительные, что половину из этих средств он мог употреблять на украшение любимой монастырской церкви. Известно, что атаман пожертвовал Спасо-Преображенскому собору запрестольный 30-ти фунтовый серебряный крест, что позже на его средства была изготовлена «сребропозлащенная риза с венцами, весом 24 фунта 84 золотника». А в год своего освобождения он преподнёс в дар необыкновенное Евангелие - с окладом «серебром золоченым; на верхней доске девять образов финифтянных, украшенных стразами». На корешке была сделана замечательная надпись: «Во славу Божию устроися сие Св.Евангелие, во обитель Св.Преображения и Преподобных отец Засимы и Савватия Соловецких чудотворцев, что на море окиане, при архимандрите Ионе, а радением и коштом бывшаго Запорожской Сечи кошеваго Петра Ивановича Кольнишевскаго 1801 г., а всего весу 34 фун. 25 золот. и всей суммы 2435 руб.» Он жил Церковью.
Ничего из конкретных реалий «филаретовских историков» не интересовало. Нагромоздили страшилок.
+++
УПЦ МП за последние 25 лет причислила к лику святых более двухсот человек. В основном это новомученики. Церковными историками, порой безвестными, в архивах проделана колоссальная работа, изучены тысячи дел. Такую работу «филаретовцы» не делали по простой причине, у них нет подвижников, готовых годами сидеть в архивах, теперь уже и закрытых. Раскольники «канонизировали» около 20 известных исторических деятелей. Иногда это уже прославленные в канонической Церкви святые, иногда нет. Но в любом случае, никаких специальных исследований они не проводили.
Кто-то увидел в недавней канонизации Петра Калнышевского реверанс в сторону раскольников, акт сближения УПЦ МП и УПЦ КП, готовность простить учинивших раскол. На самом же деле наша Церковь, в том числе и на нынешней Украине, как и века, идёт своим путём, адекватно воспринимая реалии времени. Желание не иметь с раскольниками ничего общего, конечно, похвально. Но если раскольники и еретики почитают, скажем, Владимира Крестителя или Николая Чудотворца - это не повод думать о деканонизации этих святых. Так нет повода не канонизировать и праведника, если он по церковным канонами свят. Ну а преодоление раскола возможно, как известно, лишь на канонических основаниях - путём смирения гордыни и покаяния.