В эти дни исполнился своеобразный юбилей - 110 лет событиям 1905 года, известным в советской историографии как «генеральная репетиция социалистической революции 1917 года». Широко известно, что в октябре 1905 года в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12-18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. В начале декабря 1905 года беспорядки в Москве переросли в вооруженное восстание.
Беспорядки инициировались небольшим количеством провокаторов, затем, с помощью откровенного насилия в них втягивались рабочие и студенты. Были сформированы специальные отряды для насильственного прекращения работы во всех гимназиях, фабриках, магазинах с целью «вооруженного сопротивления войскам и полиции». «Летучие отряды» отнимали ручки от моторов у трамвайных вагоновожатых, выбивали камнями стёкла трамваев, под угрозой бомб останавливали работу почтовых и телеграфных контор. Было парализовано железнодорожное сообщение.
Революционеры стремились добиться перехода на сторону революции армии, но потерпели неудачу. Тогда штаб боевых дружин в Москве постановил вести партизанскую войну. Расчет был на провокацию - солдаты будут стрелять, попадая не в скрывшихся дружинников, а мирных жителей; это озлобит мирное население и побудит примкнуть к восстанию. По всему городу были воздвигнуты баррикады, но защитников на них не было; они должны были задерживать продвижение войск и облегчить возможность их обстрела из окон. Иезуитская тактика революционеров позволяла вести борьбу, не неся потерь - они из окон и из - за углов стреляли в городовых и в солдат, и тут же скрывались в лабиринтах внутренних дворов.
Известно, что царское правительство приняло жесткие меры для подавления революционной смуты. В ночь с 14 на 15 декабря из Петербурга в Москву прибыл Семёновский лейб-гвардии полк во главе с полковником Г. А. Мином. На следующий день в Москву прибыли новые воинские части: Конно-гренадерский полк, часть гвардейской артиллерии, Ладожский полк и железнодорожный батальон.
В результате предпринятых жестких мер к 19 декабря восстание было подавлено.
В советские времена события октября - ноября 1905 года преподносились как всенародный протест против власти. Якобы, весь русский народ только о том и мечтал веками, чтобы ликвидировать Самодержавие. Такое утверждение советских «историков» является откровенной ложью. Наоборот, в ответ на вылазки революционеров русский народ повсеместно дал им твердый отпор. Монархическое движение было еще не оформленным, но проявилось в стихийных, массовых антиреволюционных выступлениях русских людей, которые во многом и предрешили исход антирусского восстания.
Стихийные митинги и демонстрации в поддержку Самодержавия прокатились сразу же после выхода Манифеста 17 октября 1905 года по всей стране. Поддержку патриотам оказывали священники, многие из которых пользовались любовью в народе, как, например, Иоанн Кронштадтский. Он обращался к людям со словами:
А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и Отечество, и помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России, не будет Самодержавия - не будет и России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас.
Впрочем, первые случаи патриотических выступлений имели место ещё летом 1905 года. Так, в Нижнем Новгороде портовые рабочие собрались и силой разогнали революционную демонстрацию под красными флагами.
В Москве патриотически настроенные граждане по собственному почину и по - своему учили красных смутьянов, заставляя снимать шапки перед царскими портретами.
В Архангельске несколько тысяч русских рабочих с царскими портретами и иконами, с пением «Боже, Царя храни» прошли по городу, где столкнулись с революционной демонстрацией. Отставив в сторону портреты и иконы, рабочие засучили рукава и крепко поколотили «демократов».
В Ярославле произошло столкновение патриотической манифестации с революционной. Революционные боевики стали стрелять в безоружных, ранив четырех русских патриотов. Зазвучал набат, на который сбежалось большое количество горожан с камнями и кольями. К вечеру все революционеры и их сторонники попрятались, а улицы патрулировали группы патриотической общественности.
«Демократический» митинг во Владимире во второй день после опубликования Манифеста был разогнан патриотической общественностью, возмутившейся преступными выпадами против Царя. После чего в городе состоялась патриотическая манифестация. В одной из колонн несли самодельное белое знамя, на котором красной краской от руки было написано: «Долой республику!» Разбившись на группы, патриоты стали по отдельности разбираться с зачинщиками местного революционного движения. Были разгромлены квартира, снятая революционерами для проведения собраний и публичные дома, содержавшиеся родными и близкими революционеров.
В Твери революционные смутьяны, засевшие в здании городской управы, были осаждены возмущенной патриотической общественностью. Возбужденные русские люди закидали управу камнями и с улицы и со двора, выбили окна и двери, ворвались в нижний этаж и, не имея возможности проникнуть в верхний этаж, где забаррикадировались и отстреливались революционеры, подожгли здание управы со всех сторон. Когда революционеры стали выбегать из горящего здания, их встречали с поленьями в руках. После этого случая революционная интеллигенция в Твери ушла в подполье.
В Сызрани революционные бесы 19 октября 1905 года пытались взять власть в городе. Небольшая толпа в 200-300 человек, включавшая и вооруженных революционеров, с красными флагами и под пение «Марсельезы» пошла насильно закрывать предприятия, магазины, лавки, почту и телеграф, угрожая оружием всем не подчинившимся. На мельнице Пережогина, который не захотел подчиниться революционным громилам, толпа бандитов выломала ворота, спустила пар из котлов, выключила электричество. К вечеру город был полностью парализован; власть проявила полную нерешительность. И тогда порядок в городе восстановили сами горожане. На следующее утро, когда толпа интеллигентов, учащейся молодежи и разных полупролетариев под руководством революционеров двинулась по городу вторым кругом, жители, собравшись в несколько групп, палками и камнями разогнали демонстрацию. Горожане бежали за смутьянами вдогонку, сшибали с ног, колотили кольями, некоторых революционных заводил просто изуродовали.
В Саратове стихийное народное движение в защиту царской власти развивалось 19-20 октября. Поводом послужил революционный митинг на Театральной площади, на котором обнаглевшие революционные громилы призывали к немедленному свержению Царя, оскорбляя православные святыни, глумились над Русской Церковью. Пока шел митинг, недалеко, на Верхнем базаре, стал собираться народ, прослышавший, что «революционеры и жиды» хотят, «чтобы не было Царя и церквей». Возмущенная оскорблением своих святынь, патриотическая манифестация в несколько тысяч человек двинулась на митинг, не сближаясь с ним, а выражая только протест. Но при приближении к митингу вооруженные революционные боевики стали палить по патриотам из револьверов, убив несколько человек. Патриотическая колонна отхлынула, а затем, схватив камни и дубины, снова двинулась на врагов Отечества. И опять революционные громилы стреляли в безоружный народ. Однако численный перевес был на стороне народа, и революционеры с позором бежали, многие бросали свои револьверы, боясь быть схваченными с оружием в руках, тем более что к месту беспорядков подходили войска.
В Саратове центром народного протеста стала площадь возле редакции газеты «Приволжский край», регулярно призывавшей к свержению законной власти. Патриоты буквально осадили редакцию и с возгласами: «Вот забастовщики!», «Бей их!» - начали выворачивать камни из мостовой и бросать их в окно редакции. Революционные агитаторы с позором бежали задним ходом; от окончательной расправы над представителями «революционной прессы» спас отряд казаков, присланный саратовским губернатором Столыпиным.
На следующий день отряд революционных боевиков напал на патриотическую демонстрацию русских людей, используя бомбы и револьверы. Революционные изверги убили и ранили около 30 человек. Бомбой, кинутой в гущу толпы, было разорвано несколько человек. Такое злодейство еще больше взбудоражило город, участились случаи самосуда. Некоторых революционеров, захваченных с оружием в руках, возбужденная толпа казнила на месте. Порядок в городе, в конце концов, был восстановлен решительными действиями губернатора Столыпина.
В Казани после выхода Манифеста губернатор растерялся и стал игрушкой в руках революционных смутьянов, фактически захвативших власть в городе. 21 октября на главную площадь Казани стали стихийно стекаться тысячи людей и с портретами и Царя и иконами пошли по городу. Во время прохождения манифестации из здания городской Думы в неё была брошена бомба. Подойдя к зданию Думы, патриоты разогнали отряды революционеров и заставили оркестр, ещё недавно исполнявший революционные песни, играть «Боже, Царя храни». Вооруженные революционеры, укрывшиеся в здании Думы, стали стрелять - сначала в воздух, затем по людям. Патриоты взяли здание штурмом, заставив революционеров сдать оружие, а некоторых забили до смерти.
В Ростове - на - Дону после объявления Манифеста революционеры объединились в вооруженную банду и пытались захватить власть в городе. Манифестация, организованная патриотами, была расстреляна. Тогда горожане восстали против революционных бандитов, заставив их бежать из города. Против вооруженных ружьями и пистолетами красных смутьянов люди действовали чем придется: ломами, топорами, металлическими прутьями, не оставив в живых ни одного стрелявшего по людям революционера.
В Томске патриотическая манифестация была встречена на Соборной площади выстрелами. Сначала толпа дрогнула, но вскоре поднялась духом и буквально смела стрелявших. Уцелевшие революционеры укрылись в здании театра. Тогда разбушевавшаяся толпа подожгла здание под крики: «Истребим крамолу». В пожаре погибли и невинные люди, но в городе не осталось ни одного революционера.
В Симферополе патриотическую манифестацию встретили революционные бандиты, в количестве не менее 300 человек, которые начали стрелять в безоружную толпу. Первыми выстрелами были ранены семь человек и двое убиты, причем бандиты целились в тех, кто несли царские портреты. Но патриотов это не остановило - они стали ломать заборы, выворачивать камни из мостовых и с этим «оружием» кинулись на вооруженных бандитов. Как вспоминали очевидцы, состоялось настоящее кровавое побоище: в несколько минут было убито 47 бандитов, остальные кинулись в панике бежать. Улицы города были залиты кровью. «Но кто же виноват? - спрашивал очевидец. - Кто вызвал эту дикую саморасправу? Те ли, которые мирно, с пением молитв и гимна, несли портреты Царя, или те, что имели безумную дерзость бросить кровавый, смертельный вызов всему русскому народу, начав стрелять в безоружную, мирную патриотическую манифестацию?»
В Киеве революционные бесы разгромили помещение Думы, рвали царские портреты, разбили мраморную памятную доску. Прямо в Думе записывали в революционные бандгруппы, из окон стреляли в солдат. Очевидец рассказывал, как никто из революционеров «с рыжей, носатой физиономией еврейского типа», прорвав полотно в портрете Государя и просунув голову, заорал: «Долой Николку! Теперь я могу быть Царем!» Толпа в зале кричала: «Ура!»
Такое кощунство возмутило горожан; стихийно возникла патриотическая манифестация, тысячи людей с пением «Боже, Царя храни» пошли к Думе. После молебна в Софийском соборе состоялся крестный ход. Впереди несли хоругви и национальные флаги, восемь портретов Государя. Шествие шло по городу и к нему присоединялось все больше людей, из учреждений выносились царские портреты, которые горожане встречали криками: «Ура!»
В Нежине начался разгул революционной стихии. Толпа студентов и гимназистов отправилась громить государственные учреждения. Врываясь в них, они первым делом рвали царские портреты. Возмущенные горожане решили проучить зарвавшихся недоумков. Трехтысячная толпа, в основном состоящая из крестьян, 21 октября с портретами Царя, иконами и хоругвями направилась к зданию филологического института, где укрылись революционеры. Перетрусившие студенты наглухо забаррикадировались в здании. Тогда крестьяне объявили: «Отворите, а то разнесем, камня на камне не оставим». Студенты открыли двери; был принесен царский портрет и с ним крестьяне со студентами направились к Соборной площади. Студенты беспрекословно исполняли все требования, усердно пели «Боже, Царя храни». Вот как описывала газета «Киевлянин» последующие события:
По мере приближения к собору толпа все росла и росла. Портрет Царя был установлен на площади: раздалась команда: «Бунтовщики, на колени!» Без малейшего колебания все студенты и евреи опустились на колени прямо в грязь. «Присягать! Жиды особо!» Студенты, стоя на коленях и подняв правые руки, громко произносили требуемую от них клятву: «Не бунтовать, Царя поважать». Затем поодиночке они походили к портрету, становились на колени и целовали его. Тем же порядком приводились к присяге и евреи, но для этого был вытребован раввин и принесен особый еврейский балдахин.
Вскоре прозвучало: «А давайте сюды список усих демократив» (об этом списке говорилось на революционном митинге, а сотни раз произнесенное слово «демократы» прочно укрепилось в памяти крестьян). Подали и список. Стали делать проверку; как только не оказывалось налицо занесенного в список «демократов», немедленно отряжалось на поиски несколько крестьян, разыскивали и приводили к присяге.[1]
Ещё более ожесточенный характер приняли события в Одессе. В июне 1905 года всю страну облетела весть о восстании на броненосце «Потемкин». Хотя восстание было быстро подавлено, город, по словам С. Степанова, «был вотчиной анархистских групп, вообще отрицавших всякое государство, даже самую демократическую республику, и проповедовавших безмотивный террор».
Рассадником революционных идей был Новороссийский университет. За день до подписания Манифеста распоряжением градоначальника университет был закрыт. В ответ на улицах появились баррикады, начались стычки с полицией и солдатами. В результате было задержано 214 человек. После выхода Манифеста беспорядки разгорелись с новой силой. Городские власти проявили преступную халатность, вследствие чего город оказался во власти революционеров. Они даже организовали «Временное правительство». Были созданы посты революционной милиции, которые патрулировали город. Всю Одессу облетели крылатые слова, приписываемые евреям: «Мы дали вам Бога, дадим и Царя!» Убивали городовых, находящихся на своих постах, причем чаще всего исподтишка, «обычно ночью, подкрадываясь в темноте и поражая в спину ни в чем не повинную жертву».
Власти бездействовали и тогда порядок решили навести сами жители. С портретами Государя, иконами и государственными флагами толпа народа пошла по городу. Террористы встретили процессию стрельбой: два простых человека, несущих царский портрет, были убиты, а потом в безоружную толпу стали бросать бомбы. Тогда люди восстали - началась настоящая война с вооруженными революционерами. Трусливые бандиты разбежались, попрятались по разным щелям и продолжали стрелять из - за угла. К вечеру был подведен итог: в больницы было доставлено до 200 раненых.
22 октября произошла характерная стычка в Иваново - Вознесенске между монархически настроенными рабочими и революционерами. Рабочие - монархисты потребовали у большевика В.Е. Морозова снять шапку перед царским портретом, (что было тогда общепринятым обычаем). В ответ Морозов обозвал царя сволочью, прострелил портрет и убил двух человек. Естественно, он был избит - до полусмерти, а затем отправился на десятилетнюю каторгу, что вызвало возмущение либеральной общественности. Известный мыслитель Вадим Кожинов не без оснований иронизировал по этому поводу: «Нам предлагают всей душой возмутиться столь жестоким приговором - за всего лишь двух убитых людей целых десять лет каторги!».
В том же Иваново - Вознесенске по указанию монархистов полиция задержала 16 ноября 1905 года на местном вокзале девушку с багажом и со спутницей. По сообщению прокурора, девушка попросила «дать ей револьвер, чтобы застрелиться. Нанося обеим побои, толпа, на глазах жандармов, понесла их через залу ІІІ класса на подъезд и около него на мостовой начала их избивать». Одна из убитых оказалась большевичкой О. М. Генкиной, которая доставляла в Иваново - Вознесенск оружие. Что сказать - да, жестоко, но шла настоящая война, а на войне, как известно, «как на войне».
Учитывая наличие у революционеров вооруженных формирований, монархисты создавали свои. Боевые дружины монархистов были созданы в Архангельске, Вологде, Гомеле, Екатеринославе, Киеве, Кишиневе, Москве, Одессе, Тифлисе, Ярославле.
В боевые дружины вступали студенты, гимназисты, ремесленники и мелкие торговцы. В крупных городах дружинники вербовались, в основном, из рабочих и низшей заводской администрации.
Подавив сопротивление революционных мятежников, монархисты контролировали в таких населенных пунктах ситуацию довольно жестко. Заведующий полицией на Кавказе обращал внимание департамента на деятельность Тифлисского патриотического общества:
Не ограничиваясь пассивной ролью указателей подозреваемых ими в политической неблагонадежности лиц, «патриоты», пользуясь попустительством военных чинов, при содействии последних, сами начали производить различные следственные действия, обыскивая и задерживая по своему усмотрению вне всякого контроля полицейских и жандармских чинов.
Очередным поводом для верноподданнических шествий стали годовщина восшествия на престол Николая ІІ (21 октября) и праздник иконы Казанской Божьей Матери (22 октября). В эти дни проводились крестные ходы, совершались церковные службы. Монархические манифестации состоялись во многих городах страны, в частности в Красноярске вышли на улицу до 30 тыс. человек, в Нежине - 5 тыс., в Тифлисе - до 25 тысяч.
До сих пор широко бытует мнение, что борьбу с революционерами в октябре 1905 года вели черносотенцы. Этот миф разоблачил еще В. Кожинов, убедительно доказав, что антиреволюционные выступления в это время не могли быть организованы черносотенными организациями, потому как их тогда просто не существовало. Так, первая массовая черносотенная организация - Союз русского народа под руководством доктора Дубровина - была создана 8 (21) ноября 1905 года.
Впоследствии левая печать обвиняла черносотенцев в погромах и терроризме, в частности, в убийстве депутатов Государственной Думы - кадетов М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса.
Лицемерие левой печати было беспримерным - размах черносотенного террора был несопоставим с масштабом террора революционных партий. Если даже на самом деле Герценштейн и Иоллос были убиты черносотенцами, то это было всего лишь два убийства, тогда как на счету революционеров их были тысячи.
Так, с февраля 1905 по май 1906 гг. было убито и ранено: «генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников - 34; полицмейстеров - 38; исправников и приставов - 204; городовых - 205; урядников и стражников - 184; нижних жандармских чинов - 51; офицеров охранного отделения - 17; агентов охранной полиции - 56; армейских офицеров - 61; нижних чинов армии - 164; чиновников гражданского ведомства - 178; духовных лиц - 31; фабрикантов и высших служащих - 64; банкиров и крупных торговцев - 64.[2]
Только эсеры в 1905 - 1907 гг. совершили 233 покушения; но партия эсеров была не единственной террористической организацией. По неполным данным, только с февраля по май 1906 года, революционные террористы убили и тяжело ранили 1421 человека, а по данным департамента полиции в 1907 году «невыясненными лицами» было совершено 3487 террористических актов против рядовых представителей государственного аппарата.
Известно, что революционная смута 1905 - 1906 г.г. окончательно была похоронена благодаря усилиям великого патриота и государственника П. А. Столыпина, который объявил врагам государства беспощадную войну, в которой одержал убедительную и окончательную победу - к 1908 году с революцией было покончено.
Но не будем забывать, что и простые русские люди внесли свою лепту в эту победу, поднявшись на борьбу с зачинщиками революционной смуты, посягнувшими на русские святыни. Причем действовали они вне политических партий, стихийно, интуитивно понимая всю опасность революционной заразы. К сожалению, беспримерная по своей агрессивности и лживости социальная демагогия большевиков позволила обмануть русский народ через 12 лет и ввергнуть страну в кровавый хаос и братоубийственную Гражданскую войну. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
В статье использованы следующие материалы:
1) Платонов О. А. Война с внутренним врагом. - М.: Алгоритм, 2012.
2) Степанов С. А. Черная сотня. Что они сделали для величия России? - М.: Яуза - пресс, 2013.
3) Кожинов В. Россия. Век XX.. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2001.
[1]«Киевлянин», № 298, 1905. Цит. по: там же.
[2] «Русское знамя». 20 сентября 1906 года.
3. Re: Роль русского народа в разгроме революции 1905 года
2. Re: Роль русского народа в разгроме революции 1905 года
1. Может автор хотел написать:"Роль Столыпина в разгроме..." ? Г-н Столыпин и есть по его мнению- русский народ ? Любопытно, чтобы сказал сам Столыпин ........