Андрей Хвалин: Ольга Николаевна, после «холодного лета» началась осень, а вместе с ней и новый общественный, культурный, политический сезон. Правда, и нынешним летом события неслись галопом. Успели ли отдохнуть? Знаю, что за последние годы, что Вы постоянно живете в России, впервые увиделись с дочерью и внучкой.
Ольга Николаевна Куликовская-Романова: - Впервые за последнее время вырвалась в Канаду к родным. Отдохнуть физически не успела, но получила большое духовное и душевное отдохновение. Страстную и Пасхальную недели не разлучались с дочкой и внучкой, посещая церковь. Как мать и бабушка испытываю постоянную боль, что не могу больше времени проводить с ними. Но так сложилась жизнь. И родные меня поддерживают в моем служении России. Приходится жертвовать семейным счастьем, личными удобствами, благополучием, спокойствием ради труда на благо родины. Делаю, что могу по мере сил. Даже если болею заграницей, то в России быстро выздоравливаю. И - снова вперед.
А.Х.: - Как канадские канадцы и русские канадцы относятся к санкциям Запада против российских чиновников и некоторых предприятий?
О.Н. К.-Р.: - На эту тему вообще не было разговоров. Санкции коснулись в основном европейцев. Канадским аборигенам абсолютно всё равно, хотя информация об антироссийских санкциях появляется в местных СМИ. А русским канадцам, компактно проживающим в районе на севере Торонто, тем более всё равно, т.к. они живут исключительно своими интересами. Это так называемые «новые эмигранты», экономические. В подавляющем большинстве они люди не церковные. Но когда мы говорили с одной из моих подруг, приехавшей еще из СССР, то почувствовала живое переживание за ситуацию на родине. Но таких неравнодушных людей меньшинство.
А.Х.: - Вы ныне постоянно живете в России, хотя остаетесь канадской гражданкой, но давно уже имеете вид на жительство. Другие представители Династии Романовых бывают у нас наездами. Что думаете о предложении депутата Санкт-Петербургского Законодательного собрания придать членам Династии Романовых какой-либо официальный государственный статус?
О.Н.К.-Р.: - Почему называют только двух лиц, когда говорят о придании официального статуса членам Династии Романовых? Надо учитывать вклад каждого в современную жизнь страны. Почти четверть века работает в России наш Благотворительный фонд имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, моей Свекрови. Его основали мы с моим супругом Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым - внуком Императора Александра Третьего и родным племянником святого Царя-страстотерпца Николая Второго. За все эти годы мы не получили ни одного гранта, ни одного государственного рубля. Но хотя бы уважение заслужили? Или теперь судят не по реальным делам, а по пиар-кампаниям?
Как бы там ни было, конечно, вопрос о каких-либо реституциях не стоит. Но на сегодняшний день все Романовы - люди обедневшие. Государство может помочь им получить жилье в России, не говорю, дворцы. Пока же вновь хотят получить с Романовых миллионы часто за их же бывшую собственность. Откуда их взять? И даже когда делают красивые жесты, и якобы что-либо дают, то воспользоваться этим невозможно. Помню, мне выделили для отделения Фонда несколько десятков квадратных метров (!) во дворце Великой Княгини Ольги Александровны на ул. Чайковского в Санкт-Петербурге, но въехать мы не смогли, потому что площади уже были заняты, а брать напором совесть не позволяла. Неоднократно в разных местах предлагали разрушенные здания, которые требовали вложения колоссальных средств на реставрацию. Но только государству было, например, под силу реставрировать так быстро дворец «Константиновичей» в Стрельне. По праву наследства он принадлежал большому другу нашей семьи, Княжне Императорской Крови Вере Константиновне, дочери Великого Князя Константина Константиновича, поэта «К.Р.». Власти у нее просили даже формальное разрешение. Но что она могла ответить, проживая последние годы перед кончиной на попечении Толстовского фонда в Америке в чрезвычайной скромности? Что она отказывает властям и будет сама восстанавливать дворец своего отца? Конечно, она была рада, что «Стрельню» реставрировали. Еще раз повторю: у Романовых нет денег. А потому российское государство, если приглашает членов Династии, должно помочь им всем, а не выборочно - в оформлении виз, с гражданством или видом на жительство, с жильем, пенсией и др. То, что вопрос поставлен - это правильно, как его решить - надо думать.
А.Х.: - Кстати, как Вы объясняете для себя позицию главы Объединения членов рода Романовых, князя Димитрия Романовича, который в недавнем интервью парижскому корреспонденту ИТАР-ТАСС заявил, что он продолжает считать т.н. «екатеринбургские останки» царскими. Разве престарелый князь, открыто и упорно выступая против соборного решения Русской Православной Церкви, не понимает, что тем самым наносит удар по сотрудничеству Церкви и Российского Государства? А между тем он отправился в Крым, чтобы выразить поддержку российской политике, и вообще заявляет, что желает своей исторической родине добра. Откуда берется такая извращенная, даже сказал бы - иезуитская, логика?
О.Н.К.-Р.: - Это его личная позиция. Во многом она является рудиментом прошлого, его старых взглядов на Россию. Братья Николай (ныне покойный) и Димитрий Романовичи были либералами и даже князьями себя прежде не величали, по крайней мере в Дании. Он, Димитрий, не знает современной жизни страны. И даже не интересуется ею. Если бы хотел лучше узнать Россию, то приехал и хотя бы месяц пожил здесь. А он приезжает на два-три дня, его возят как «свадебного генерала», потом отправляют обратно заграницу. Заявления от его имени делает некий Иван Арцишевский. Ведь князь Димитрий Романович напрямую не общается с людьми, как делаю это я на своих многочисленных встречах на выставках, в больницах, детских домах, церквях и монастырях, школах и вузах, в исправительных колониях, воинских коллективах... И потому, что он не понимает церковной жизни, не знает простого народа князь-либерал попадает впросак. По моему глубокому убеждению, князь Димитрий Романович даже не осознает, какой большой вред он наносит России своим необдуманными заявлениями о т.н. «екатеринбургских останках».
А.Х.: - Сегодня, даже после возобновления Следственным комитетом России уголовного дела, сохраняется угроза того, что найденные в районе Поросенкового лога под Екатеринбургом безвестные останки, выдаваемые за мощи святых Цесаревича Алексия и Великой Княжны Марии, будут все-таки «подзахоронены» к подложным царским останкам, внесенным в 1998 году против воли Церкви и народа в Петропавловский собор решением государственной комиссии ныне покойного Б. Немцова. Но возникает один нюанс: межведомственную группу, созданную распоряжением премьера правительства Д. Медведева, возглавил кадровый дипломат, бывший советник президента РФ по международным делам С. Приходько. Таким образом, подчёркнут международный аспект очередного возможного перезахоронения. Почему гробокопатели действуют ныне особенно усиленно через Зарубежную Церковь, где в некоторых приходах появились кости из Поросенкового лога под видом мощей Царственных страстотерпцев? И почему действуют через тех зарубежных Романовых, которые ради возможных преференций готовы поступиться совестью и честью, отвергая доводы ученых с мировым именем, и, наконец, игнорируя позицию Русской Православной Церкви?
О.Н.К.-Р.: - Тем самым поддерживается смута в Церкви и старые распри между Романовыми. Простые люди на Западе, прихожане церквей разных юрисдикций, на которые раскололась Русская Зарубежная Церковь, не имеют возможности следить за всеми перипетиями вокруг т.н. «екатеринбургских останков». Они воспитаны в традициях почитания святых Царственных страстотерпцев, и поэтому с благоговением относятся к любой вещи, принадлежащей Царской Семье. Тем более, когда Священноначалие вносит в храм некие останки и объявляет их святыми мощами Царских мучеников. И так «поросенкологи» действуют через наивных «зарубежников», потому что русских людей в России, в том числе и меня, относительно т.н. «екатеринбургских останков» уже обмануть нельзя. Давят и на князя Димитрия, который, откровенно говоря, глубоко не вникает в этот вопрос. Так он и другие некоторые Романовы могут оказаться участниками очередного подлога, как и в 1998 году. Это перезахоронение сыграло роковую роль в судьбе многих его участников.
А.Х.: - Вы свидетель и участник борьбы вокруг т.н. «екатеринбургских останков», выдаваемых «поросенкологами» за мощи Царственных страстотерпцев. Может, Вам стоит чаше выступать перед широкой публикой, желающей услышать слово истины? Ведь обычные прихожане не особенно искушены в псевдонаучной казуистике, поэтому им так важно услышать живое свидетельство очевидца событий из Ваших уст. Ольга Николаевна, готовы ли Вы и дальше рассказывать людям правду о царской России, о Династии Романовых, о Царских мучениках и ситуации вокруг т.н. «екатеринбургских останков»?
О.Н.К.-Р.: - Однозначно отвечаю: да. А там будь, что будет. Верю, что из Петропавловского собора вынесут т.н. «екатеринбургские останки». Ветер перемен гонит к крепости мое любимое «облако правды».
А.Х.: - Не перестаю удивляться и радоваться Вашему христианскому оптимизму. Вы, Ольга Николаевна, как всегда будете вместе с простыми русскими людьми творить привычное дело жизни.
7. Ответ на 6., РодЕлена:
6. Ответ на 4., Голева Т:
5. Ответ на 4., Голева Т:
4. Re: Тревожная осень пятнадцатого года
3. Ответ на 2., Николаев.:
2. Отповедь гробокопателям-поросёнкологам...
1. Re: Тревожная осень пятнадцатого года