Макарий (Шамман), митрополит Амидский, и Россия

Страница из истории защиты Православия на Востоке

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Цветные революции 
0
486
Время на чтение 14 минут

Предисловие.

 

Сегодня происходящее в Сирии и вокруг неё вышло на первый план в сообщениях информационных агентств. Попытка Запада насадить «демократию» в Сирии привела к социальной катастрофе, затронувшей и Ближний Восток, и Европу. В этой связи стоит вспомнить о российском опыте помощи сирийцам, которая принесла в своё время только пользу и которая должна, исходя из современных реалий, быть учтена в нынешних политических решениях.

 

Судьба Православных Церквей на территории Арабского халифата и его государств-наследников (включая Османскую империю, чей правитель именовался, среди прочих титулов, также и халифом), являет нам примеры мужественного исповедничества - именно в Османском царстве появился сам термин «новомученики». Но была и покорности чужой воле, смешанная со стремлением извлечь выгоду из создавшегося положения. На Балканах таких корыстных соглашателей из числа коренного (доосманского) населения в насмешку называли «чорбаджиями». Особенно дурной славой пользовались греческие обитатели стамбульского квартала Фанар - фанариоты, обиравшие до нитки своих сербских, болгарских, арабских единоверцев.

Однако, было бы вопиющей несправедливостью судить по фанариотам обо всём греческом духовенстве Востока.

Вдали от Стамбула, в каливах потаённых ущелий близ вершины Афона, в «печинах» Косова и Метохии, на краю ливийской пустыни, в горах Киликии и Ливана, у Латакии и Тартуса, в Палестине жили подвижники, достигавшие и мученического венца, и иерархических степеней - а порою и того, и другого.

О твердыню их веры разбивались и свирепые волны султанских гонений, и коварные ветры иезуитских и протестантских интриг.

С XVI столетия таксидиоты - сборщики подаяния на восстановление храмов и обителей Востока - приносили в сербские, болгарские, сирийские города и селения вести о могучем северном Царе, в стране которого можно свободно исповедовать Православие.

 

Россия и помощь Антиохийской Церкви.

 

В своём очерке истории Антиохийской Церкви С.П. Шевырёв, в определённой степени близкий к славянофилам, писал: «Добрый и благочестивый (Царь) Феодор Иоаннович, радуясь рождению дочери в 1592 году, отправил щедрую милостыню в Антиохийские монастыри Сейды-ная» (Сайданайский (1)). Щедрая помощь от России поступала в Дамаск в XVII веке, но к середине XIX столетия насущная необходимость в ней не только не уменьшилась, но и усилилась. В Дамасской митрополии было к 1850 г всего 10 церквей, в Алеппо- одна, в Илиупольской епархии - 7, в Тирской и Сидонской - 29, многим из которых угрожала участь быть отнятыми папистами, в Эмесской (Хомской) - 4. При Патриархе Мефодии под патронажем русского консула К.М. Базили в Бейруте было открыто училище (2).

 

 

Антиохийское подворье в Москве

 Патриарх Мефодий в 1842 году отправил в Россию Митрополита Илиупольского Неофита (жил на Антиохийском подворье, учреждённом в 1849 г. при церкви Св. Ипатия Гангрского в Москве, скончался в 1853 г.), успех миссии которого побудил позднее посетить нашу страну и Макария Амидийского, а в отдалённейшие времена - в 1913 г. - Патриарха Григория.

Грамота Патриарха Мефодия, данная Неофиту. содержит подписи Архиепископов - Мефодия Эмесского (Хомского), Венмамина Бейрутского, Иоанникия Трипольского, Артемия Лаодикийского (Латакийского), Захарии Аркадийского (Аккарского), Митрополита Исайи Тиро-Сидонского, а также Архиепископов Варнавы Епифанского (город Хама) и Иакова Селевкийского (г. Захле) (3).

К XIX веку русская дипломатия приобрела уже высокое искусство обхождения с османскими властями в интересах восточных христиан. Воля наших Императоров направляла помощь единоверцам и содействие национальному развитию как греков, так и других православных народов.

Важнейшими вехами в деле дипломатической помощи нашим восточным единоверцам стали Кючук-Кайнарджийский договор между Россией и Османской империей, заключённый в 1774 году, а также учреждение, в 1847 году, Русской Духовной миссии в Иерусалиме.

В 1841 году состоялось событие, предвосхитившее возвращение Амидской кафедры в руки православных. Посланник в Турции А.П. Бутенев «рапортовал в Петербург о возвращении греко-католиков одной из антиохийских епархий (Тиро-Сидонской) в лоно православия. Сообщение произвело самое благоприятное впечатление на императора Николая, побудив его к бесрецедентному решению - наградить патриарха Мефодия серебряной медалью, выбитой в 1839 г. по высочайшему указу по случаю воссоединения бывших Греко-Униатов к православной Греко-Российской церкви». Патриарх Мефодий с благодарностью приял из рук (К.М.) Базили царскую награду и украсил свои патриаршие приемные палаты портретом императора Николая I, а во время праздников в честь царствующего дома Романовых и Святейшего синода на Дамасской патриаршей кафедре стали читаться громогласные ектении» (4).

 

Митрополит Макарий Амидский.

 

Темой настоящей статьи будет эпизод из истории отношений России и Антиохийского Патриархата, связанный с победой Православия и русской дипломатии в Сирии и Ираке в 1840-1850-х гг. Символом этой победы стало присоединение, при содействии России, к Православной Церкви униатского епископа Макариоса Шаммана и его паствы в 1845-1846 гг. и восстановление, тем самым, древней Амидской и Месопотамской Митрополии, славной во времена Вселенских Соборов.

Следует подчеркнуть, что и православные, и их противники - католики и униаты - рассматривали в то время Балканы и Ближний Восток как единое целое. События в Кукуше - Килкисе в 1859-1860 гг., когда Славянский комитет защитил Православие в Македонии от латинского натиска, были составной частью общего процесса борьбы, где на одной стороне выступали Макарий Амидийский и члены Славянского комитета с их русским покровителем - Святителем Филаретом, а на другой - Массим Мазлум, Эжен Боре и их ватиканские и парижские покровители.

... Город Амида, известный сейчас под названием Диарбекир, в XIX веке всё ещё сохранял следы славного христианского прошлого. Существовали храмы в честь Пресвятой Богородицы, Св. Великомученика Георгия, Сорока Мучеников Севастийских, Свв. Космы и Дамиана (Мор Космас). Население города включало христианские общины - армян и арабов-мелькитов, а также греков.

В 1827 году часть православных жителей Амиды, поддавшись католической пропаганде, перешла в унию. Однако, когда в 1837 году возник вопрос о назначении епископа, мелькитский католический патриарх Максим III Мазлум остановил свой выбор не на местном уроженце, а на выходце из Халеба (Алеппо) Пьере Шаммане. Судя по всему, это был доверенный человек Мазлума, достаточно образованный для того, чтобы стать в 1836 году викарием, а в 1837 году - самостоятельным епископом в Амиде.

Сведения о раннем периоде жизни Пьера (в монашестве Макария) Шаммана отрывочны, можно предположить, что он родился между 1805 и 1810 гг. Пьер (Бутрос) Шамман происходил из мелькитского (греко-католического) духовенства города Алеппо, 25 декабря 1837 году был пострижен в монашество с именем Макарий и назначен епископом Амидийским (Диарбекирским). В 1843 году он рассматривался как кандидат на пост мелькитского митрополита Алеппо, но его кандидатура была отвергнута.

В 1845 году Макарий начал, при поддержке русского консула К. М. Базили (консул в Бейруте в 1839-1853 гг.), переговоры с Антиохийской Патриархией о воссоединении с Православной Церковью и 29 октября 1846 года подписал отречение от латинства.

После этого он получил, уже от Патриарха Мефодия, права на Амидийскую кафедру и начал деятельно благоустраивать жизнь бедных и подвергавшихся постоянной опасности приходов Месопотамии. В Амиде находились несколько древних храмов: собор Пресвятой Богородицы, церкви Св. Георгия, Сорока Мучеников Севастийских и Свв. Космы и Дамиана с их мраморной гробницей (Мор Космас - повреждённая в 1214 году арабскими завоевателями). Православным принадлежал Космо-Дамиановский храм.

В ноябре 1847 года о. Порфирий (Успенский), беседуя со Вселенским Патриархом, узнал, что Макарий направляет двух учеников в Халкинскую Богословскую школу. 26 ноября 1860 года посланцы от 50 000 мелькитов Алеппо, убеждённые Митрополитом Макарием, присоединились к Православию на Фанаре, в присутствии Вселенского Патриарха (5).

Сам о. Порфирий познакомился с Митрополитом Макарием и содействовал его поездке в Россию.

Помощь России Амидской митрополии началась ещё накануне Крымской войны.

« Обращенная из унии в православие за пять лет пред сим Диарбекирская епархия заслуживает внимания нашего, - писал К. М. Базили в 1850 г., - яко передовая стража Церкви и глашатай ее слова среди ересей Евтихия и Нестория и обступающих и уже оглашаемых папизмом и протестантским учением... Доставить полное облачение, а Церкви его (Макария) чашу и ковчег» (6).

В 1853 году Макарий подал в Святейший Синод прошение о сборе средств на Месопотамскую епархию в Российской Империи. Полученным приглашением он смог воспользоваться только через 10 лет. Приведём документ, повествующий об этой драматической задержке.

"ВЫСОЧАЙШЕ утверждённым в 4-й день сентября 1853 года, определением Святейшего Синода дозволено было проживающему в Диарбекире Преосвященному Макарию, Митрополиту Амидскому, прибыть в Россию для сбора, в течение одного года, доброхотных подаяний в пользу бедной своей паствы, незадолго перед тем возвратившейся из унии в Православие, с тем, чтобы он имел для сего пребывание в одном из московских монастырей, по усмотрению Преосвященного Митрополита Филарета, но дозволением этим Преосвященный Макарий не мог воспользоваться сначала по военным обстоятельствам (Крымской войны - А.П.), а потом по случаю происходивших в Сирии смятений (резня христиан 1859-1860-х гг. - А.П.)... Преосвященный Митрополит Филарет доносит ныне Святейшему Синоду о прибытии Преосвященного Митрополита Макария в Москву 24 минувшего июня, а Синодальная контора, донося о том же, присовокупляет, что Преосвященный Амидский остановился на жительство в Ставропигиальном Новоспасском монастыре..." Синод разрешил Митрополиту сбор средств под контролем Московской Синодальной Конторы (7).

В 1864-1865 гг. Владыка Макарий жил в Москве, в Ново-Спасском монастыре, а в 1866-1867 гг. - в Санкт-Петербурге.

В это время в разных епархиальных изданиях, а также в благорасположенных к Православию светских (например, в «Домашней беседе» В.И. Аскоченского) распространялся текст «Воззвания от Православной Митрополии Месопотамской в Азии»

Текст Воззвания, напечатанный, в частности, во "Владимирских епархиальных ведомостях" 1 июля 1866 года (С. 687-690), содержит ряд крайне интересных подробностей.

"Ныне, по предложению Св. Правительствующего Синода, Его Императорское Величество Благочестивейший Самодержец Всероссийский, движимый высокими чувствами милосердия к православным христианам Месопотамии, соблаговолил оказать Своё Высочайшее соизволение на прибытие Митрополита Макария в Его Православную Российскую державу, для сбора подаяний в пользу бедствующих христиан Месопотамии...

Настоит необходимость, во-первых, исправить и восстановить храмы... из них особенно замечательная в городе Амиде церковь Св. Безсребренников и целителей Космы и Дамиана, сооружённая при Феодосии Младшем (Византийский Император, правил единолично с 408 по 450 годы - А.П.), в коей находится ныне большая часть их честных мощей, чрез которые сила Божия не престает творить непрерывно много чудес... ". В числе городов Митрополии перечисляются Муссил (Мосул?), Вавилон (Эль-Хилла), Амида/Диарбекир, Эдесса - первоначальное местопребывание Нерукотворного Образа Спасителя, гавань Пира (Биреджик) между Алеппо и Эдессой и город Агина на Евфрате. Ныне это частью Турция, частью - Ирак.

В 1865 году по стопам митрополита Макария отправился протоиерей кафедрального собора ливанского Триполи о. Иаков Сури. В обращении Митрополита Триполийского Софрония по поводу визита в Россию о. Иакова звучат те же просьбы, что и в «Воззвании» Макария : «Снедаясь безутешною скорбью о жалком состоянии нашего города по отношению к главному в жизни - к Вере, мы прибегаем к испытанному великодушию и помощи русских, братий нам по вере, как последней нашей надежде...

Имена жертвователей будут написаны на стенах храма и училищ, на сооружение и устройство которых мы обратим собранные подаяния. Громче и внятнее, чем похвалы наших уст, они будут говорить нашему отдаленному потомству о безмерной щедрости и сострадании русского народа к чужим по крови и плоти, но родным по духу и существу Веры жителям Триполи. Предполагаемый и уже заложенный храм во имя Успения Пресвятыя Богородицы и св. Великомученика и Победоносца Георгия и предполагаемые школы дадут русским жертвователям полное право называться споспешниками нашего духовного обновления и силы...» (8).

Макарий Амидский, в определённом смысле, опередил своё время, явившись предтечей Григория IV (Хаддада) в деле укрепления русско-арабского церковного единства. В России его голос воспринимали как глас всей живой и полнокровной Восточной Церкви, что было особенно ценно в период, когда христианство казалось разночинной интеллигенции исчезнувшим или исчезающим.

В России Макарий был не только просителем, но и хранителем святынь, учителем церковного благочестия, преемником Апостольской благодати древнейшей Антиохийской кафедры. Он охотно участвовал в рукоположениях русских архиереев.

28 января 1867 года он участвовал в хиротонии епископа Острогожского Феодосия (Макаревского), а 12 марта - епископа Томского Алексия (Новосёлова).

«В воскресенье, 12-го марта, происходила, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, хиротония Ректора Владимирской духовной Семинарии, Архимандрита Алексия, в сан Епископа Томского. Посвящение совершено Высокопреосвященным Исидором (Никольским), Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским, с Преосвященными: Макарием, Митрополитом Месопотамским и Амидским, членом Святейшего синода Архиепископом Тверским Филофеем и Епископами: Нижегородским Нектарием и Выборгским Григорием, викарием С.-Петербургской епархии» (9).

Восточного святителя, как живого свидетеля непрерывного Предания, русские архиереи спрашивали и по поводу обычаев православного благочестия.

«В ответ на вопрос Митрополита Московского Филарета (Дроздова), празднуется ли на Востоке так торжественно память святого пророка Илии, восточный иерарх (Макарий Амидский) ответил: «В этом праздновании Православная Русь является истинной наследницей Восточного Православия и ни в чем не отстает от Восточной Церкви. Она унаследовала от Восточного Православия не сухие и суровые, как многим хочется думать, предания, а живые начала православной жизни, которые выработаны и выстраданы высокою свободою о Христе. Православные руссы приняли эти начала жизни с подобающим благоговением к их святыне, впитали в себя соки этой жизни и воплотили их в торжественности обрядов и в узаконениях, которые... всегда благоухают ароматом высокой, свободной, светлой жизни и питают и наполняют... обыкновенную жизнь смиренных обитателей Земли и мирской области сладкими ощущениями святыни и радости Небесной жизни. Так, можно согласиться, что древние русские православные унаследовали от восточных христиан благоговейное уважение к памяти святого пророка Илии» (10).

Вместе с тем, Макарий явился и представителем национальных интересов православных арабов, игнорировать которые греческой иерархии становилось всё труднее.

В 1868 году сведения о Макарии обрываются в русских источниках.

В 1870-1872 гг. разразилась «болгарская схизма», взволновавшая весь Православный Восток. Митрополит Макарий не упоминается в числе тех антиохийских архиереев, которые приняли участие в обсуждении событий «схизмы», между тем он, как араб, не мог бы стоять в стороне - архиереи-арабы тогда поддержали болгар (11).

В 1880-е, по 1889 г., кафедру Митрополитов Амидских занимал Никодим, грек, но благожелательно расположенный к арабам, затем - Вениамин, грек, (1891 - 1899 гг.), после него - Сильвестр, араб (12). В 1895 году в Диарбекире произошла резня христиан, а после 1915 г. и по сей день Амидская кафедра Антиохийской Церкви не замещается. Православные христиане, живущие в турецком Диярбакыре и окрестностях, ныне подчиняются Константинопольскому Патриархату.

 

Послесловие.

 

Удачей или неудачей окончилось дело Митрополита Макария? Если говорить об укреплении православных русско-сирийских связей, то они усилились. В 1882 году дело организации помощи православным Антиохийской Церкви продолжил Владыка Лаодикийский Мелетий. «Ввиду засвидетельствования генерального консула нашего в городе Бейруте о крайне бедственном состоянии Лаодикийской (Латакийской) епархии, Святейший Синод определяет:

1) поручить Хозяйственному при Святейшем Синоде Управлению выслать в распоряжение Преосвященного Лаодикийского, для снабжения бедных церквей той епархии, 15 комплектов серебряных церковных сосудов из числа хранящихся в синодальном казначействе и 30 комплектов священнического облачения, с воздухами, из числа различных вещей, пожертвованных для разорённых церквей Балканского полуострова, и расход по укупорке и отсылке означенных вещей отнести на счёт капитала, пожертвованного Московским духовенством на военные издержки ( Крымской войны 1853-1856 гг.) и обращённого по Высочайшему повелению на устройство православных церквей в турецких владениях (13) и

2) о содержании письма Преосвященного Лаодикийского Мелетия к генеральному нашему консулу, относительно состояния помянутой епархии, напечатать в журнале «Церковный Вестник» с пояснением, что пожертвования на нужды Лаодикийской епархии могут быть высылаемы... на имя Хозяйственного при Св. Синоде Управления...

В Латтакийской (Лаодикийской) епархии 30 церквей нуждаются в церковных сосудах, церковной утвари, священнослужительских облачениях, иконах и других церковных принадлежностях... Церковь Св. Саввы нуждается в пособии на устройство иконостаса..., а церкви Успения Божией Матери и Св. Илии в Сусейди, алеппского вилайета, и монастырь Фарос Св. Георгия нуждаются в пособии на возобновление церковных зданий...» (14).

Императорское Православное Палестинское общество на рубеже XIX - XX веков содержало в Сирии сеть школ, и покровительство России избавляло эти школы от нападок со стороны турецких фанатиков до 1914 года.

В целом можно утверждать, что в XIX - начале XX веков Антиохийская Церковь, благодаря молитве русского народа и российским пожертвованиям, получила новый жизненный импульс, который не смогли погасить смуты последующих времён. Что же до Амидской епархии, то она стала жертвой несправедливого разделения земель между Сирией и Турецкой республикой по итогам Первой мировой войны. Тогда и сама Антиохия - Антакья, вопреки здравому смыслу, была «прирезана» англичанами и французами к Турции. Однако, у Бога нет мёртвых людей, нет мертвых Епископий. Однажды учреждённая, Православная Епархия в Амиде продолжает жить и спустя полторы тысячи лет - хотя бы в песнопениях в честь Св. Акакия Амидского. И, верим, по милости Божией православный Архиерей когда-нибудь взойдёт на кафедру Св. Акакия и Макария (Шаммана), которая была облагодетельствована нашими предками.

Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской Народной Линии»

 

Примечания:

1. Шевырёв С.П. Антиохийская Церковь. Спб. Тип. МВД. 1850. С. 12.

2. Там же. С. 22.

3. Там же. С. 25-27.

4. Якушев М.И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е - начало XX века. - М.: Индрик, 2013. С. 321

5. Adrian Fortescue, ‎George Duncan Smith. The Uniate Eastern Churches. 2001. P. 213. См. также: M. le Baron d'Avril. Les Grecs Melkites. //Revue de l'Orient chrétien N° 1. - 1898. P. 280.

6. Донесение генерального консула в Бейруте К.М. Базили российскому посланнику в Константинополе В.П. Титову. Мар-Ильяс-Шуер на Ливане, 10 июля 1850 г.. Ист: Смирнова И.Ю. Россия и Антиохийская Церковь при Патриархе Мефодии (1830-1850 гг.) ( с прил.). //Духовные традиции народов. N3 /2012. Лаборатория ИАРИП РПУ Москва. 2012. С. 164.

7. Распоряжения Св. Синода. //Подольские Епархиальные ведомости, 1863. N 19. С. 224.

8. Воззвание Трипольского Митрополита Софрония с его паствою к сынам единоверной православной России//Подольские епархиальные ведомости. - 1865. - N17. С. 777-781.

9. Известия //Владимирские Епархиальные ведомости, 15 апреля 1867 г. - С. 348.

10. Цит. по: http://kinoviasar.ru/vsenoshhnoe-bdenie-v-den-pamyati-svyatogo-proroka-ilii/

11. О позиции арабов в деле спора болгар с Константинопольской патриархией в 1870-1872 гг. см.: Муркос Г.А. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре // Православное Обозрение. 1880. Т. 3. N 9. С. 164-179

12. См. Якушев М.И. Ук. соч. С. 226, 207.

13. Об этом капитале часто писали славянофилы, см. например: Аксакова В.С. Дневники. Письма / сост., подгот. текстов, вступ. и сопровод. ст. коммент. Т.Ф. Пирожковой. - Спб. Изд-во «Пушкинский дом», 2013. С. 171-172. «Митрополит Московский (Св. Филарет) пожертвовал на славянские церкви в случае их освобождения 50 тысяч серебром от Московской епархии прошлого (1854 ) года, положил их в Опекунский совет, после того как они приняты Государем. Государь велел их причислить на военные издержки...». Этот капитал существовал и в начале XX века. В документах Российского Государственного Исторического архива читаем уточняющую информацию: «С разрешения Синода на содержание Мариинской школы с 1901 года отпускается 450 рублей в год с процентов с капитала, в 1854 году пожертвованного московскими монастырями на военные надобности и обращённого, по Высочайшему повелению, на устройство православных храмов в христианских областях Турции» (Фонд 797, дело 226. Л. 3).

14. Правительственные распоряжения// Подольские епархиальные ведомости, - 1882. - N29. С. 349.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Поповкин
О патриотах русской эмиграции времён Великой Отечественной войны
Многие русские православные патриоты-изгнанники так и не смогли дождаться справедливой всеобъемлющей оценки своего труда
30.09.2024
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Все статьи Алексей Александрович Поповкин
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Цветные революции
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16