На иконостасах в древнерусской традиции хорошо видно, что рамки Церковной жизни связаны с началом жизни Пресвятой Богородицы - Её Рождеством и Её уходом в Небесную Славу - Успением. Оба праздника говорят нам о том, кем является человек в Замысле Творца о нашем мире и как он должен прожить эту жизнь, чтобы смерть стала успением.
На днях (23 августа/5 сентября) мы чествовали отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы, готовимся к празднованию Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября/21 сентября), сегодня наш престольный праздник, Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Рассмотрим взаимосвязи между этими великими событиями.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Фото Ю.Костыгова
Церковь начинает нас заранее готовить к празднику Успения Богородицы, чтобы мы, глубже осмыслив его содержание, вынесли сухой остаток в виде серьезного изменения своего христианского мировоззрения и отношения к дару жизни. Существует важная связь между праздником Успения и иконой Владимирской Божией Матери, в честь которой освящен наш Собор.
«Во Успении мира не оставила еси», - воспевает тропарь праздника. Удивительно то, что мы воспринимаем как смерть и её последствия, праздник Успения полностью преодолевает, предлагая другую перспективу. Нет смерти, а есть успение. Нет разлуки с миром, но пребывание с ним на качественно ином уровне.
Что же значит, что Богородица не оставила мира?
История иконы Владимирской иконы Божией Матери и взаимосвязь наших трех престольных праздников в Её честь говорят как раз об этом.
Сказание о Владимирской иконе составлялось разными людьми и относится к разным периодам нашего Отечества, но оно преподносит нам несколько уроков, которые связаны одной ключевой идеей.
Первое знаковое событие произошло при князе Андрее Боголюбском. Полученная в дар и хранимая под Киевом икона стала вести себя необычным образом. Князь Андрей увидел в алтаре чудесное свечение и икону, парящую в воздухе... Образ перемещался, словно желая покинуть это место. Понимая, что причиной этому явились междоусобные распри, св. Андрей увозит икону, оставляя киевских князей фактически уничтожать друг друга. По дороге словно невидимая сила останавливает лошадей. Так появляется город Боголюбово, в котором до времени остается святой образ. А оттуда, где не было мира между своими, может быть, даже кровными братьями, благодать ушла, дар был потерян, поскольку не был востребован.
Это страшно, когда человек своими распрями, своими грехами, своими стремлениями к политической власти забывает о заповедях Господа, о Его отношении ко всему этому, которое выражается в двух словах молитвы «Отче наш».
Таким образом, первый горький, но необходимый урок, состоит в том, что мир и единство являются необходимыми условиями для выживания. Теряя их, человек лишает себя дара благодати и идет к погибели.
Второй урок преподносит нам июльский праздник и говорит о том же, но при других обстоятельствах. Вспоминаемое событие - стояние на реке Угре русичей и татар. Хотя конец боевых действий, который ознаменовал уход татар, произошел в середине осени, но дата празднования относится к прибытию иконы в войска московского князя. И в основе Её прибытия лежало главное, благодаря чему произошло все остальное - примирение между князьями, которые прежде затеяли политическую смуту. Благодаря этому народ объединился, собрался с военным духом и решимостью отразить нападение армии врага, который обладал превосходящей армией и был тогда очень близок к Москве.
...Акафист Владимирской иконе Божией Матери составлял в знаковый 1943 год митрополит Алексий (Симанский), будущий Патриарх Алексий I. Он составлял тексты, когда еще не был известен исход Второй мировой войны, и упоминал все славные случаи заступничества Пресвятой Богородицы. И среди них есть знаковый образ. Во Владимире, куда со временем была перенесена икона, произошло совершенно иное событие. Те же татары сожгли город и Владимирский собор, и тех, кто там спрятался, но Владимирский образ был найден неповреждённым.
И в этом находится истолкование того, что Бог ожидает от человека. Надо уметь ощущать наличие святыни в своей жизни и надо уметь её защищать, защищать с пониманием того, зачем тебе это надо. Поскольку единство, глубокое согласие - это результат наличия подлинной святыни, которая объединяет людей в народ.
Общие границы и язык не сформируют народ, не дадут силы и мужество. Сходство идей - не постоянно, также и наличие общего врага. Общая святыня помогает осознать, что мы часть от целого. Святыня удерживает народ на плаву. Она создает то чувство ватерлинии, опускаясь ниже которой каждый из нас и народ в целом понимает, что начинается что-то страшное, и этого допускать категорически нельзя. Как говорил Достоевский (с которым также неразрывно связана история нашего храма): нету Бога - все разрешено. Нет святыни - тоже все дозволено и человек не понимает, что ему защищать, если у него нет никакой святыни. Тогда приходит страшное чувство, человек один на один остается с ужасом, поскольку сам отверг источник благодати.
Образ Владимирской иконы Божией Матери лучше всего раскрывает этот главный урок. Она возвещает его в течении всего времени своего пребывания на Руси - с конца X века и по сей день. Единство и согласие - это не просто норма вещей, это условие выживания общества, страны, семьи. На любом уровне. Если этого нет, приходит страшная беда.
Когда у людей есть святыня, то есть база, которая объединяет, помогает забыть о разногласиях. Поскольку самое главное у нас общее и нам нечего делить. Это не только отправная точка для дальнейшей истории и процветания, но и условие выживания. Поэтому будем воспитывать в себе ответственное отношение к святыне, в первую очередь через ответственное отношение к окружающим нас людям.
Вот с такими мыслями мы готовимся к празднику. И будем помнить, что и грядущее Рождество Пресвятой Богородицы, и любой двунадесятый праздник, это не только «узловые» события, но и особый дар благодати, который действует как в жизни общества, так и каждого отдельного человека.
Богородичные праздники напоминают нам, что мы должны делать как наследники христианской веры и преемники любви Божией в виде Покрова Пресвятой Богородицы. Они дают нам потенциал, и насколько мы его востребуем, настолько будет меняться окружающий нас мир. Обретя же дары благодати, будем помнить, что дар дается не просто так, мы должны его отработать, вернув людям, согражданам.
В конечном счете Господь и Божия Матерь учат, что значит настоящая любовь. Это ответственность за дар жизни и понимание, что любовь - это расстояние между мной и тем, кого я люблю и те знаки, которыми я это расстояние заполняю.
Любовь оберегает то, что без неё сохранить невозможно. Другого пути не существует. И отсюда спасающая сила любви. Она помогает удерживать то, без чего жизнь не имеет ни какого смысла и превращается в сплошные страдания и мучения.
Поэтому сегодняшний праздник напоминает о фундаментальных вещах, забвение которых означает то же самое, что пилить сук, на котором сидишь, то есть лишиться очень важного и прожить жизнь впустую.
Хочу вам и себе пожелать востребовать ту любовь, которую Господь дарует через свою Пречистую Матерь, быть достойными носителями благодати и помнить, чему это обязует, когда Божия Матерь покрывает тебя своей любовью и приходит Сама без зова и приглашения в самые страшные минуты, когда помощи ждать неоткуда. Приходит, чтобы нам с помощью Её любви одержать победу, востребовать благодать, спасение. Для этого необходимо иметь единство и согласие вокруг настоящих, объединяющих нас с вами святынь. Аминь.
Протоиерей Георгий Шмид, ключарь Собора Владимирской иконы Божией Матери