Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русская идея ХХI века

Александр  Казин, Русская народная линия

Русская цивилизация / 07.09.2015

 За последние годы наша страна сильно изменилась. Законодательная и исполнительная власть предприняли ряд шагов во внутренней и внешней политике, которые сделали её другой не только по сравнению с «лихими» 90-ми, но и с началом 2000-х. Достаточно назвать закон об иностранных агентах, патриотический «стоп-лист», Крым, Донбасс и, как следствие, базы НАТО, разворачиваемые по всей границе Российской Федерации от Балтики до Черного моря. И это надолго. В таких условиях ещё острее ощущается нужда в государственной идеологии, которая, к сожалению, отсутствует, и которая объединяла бы страну, в настоящее время расколотую на разные идейно-политические блоки. Возможна ли в принципе такая идеология? Вопрос серьёзный.

Белая идея

Идеология - это совокупность духовных и материальных идей/ценностей, реально управляющих страной. Что касается русской идеи, то это наша национальная история, развернутая во времени. Не надо ничего выдумывать, надо её осознать.

Исторически первой большой идеей на пространстве Руси-России была идея православного царства - от Крещения Руси новгородско-киевским князем Владимиром до последнего петербургского императора-мученика Николая Второго. Именно в рамках такой духовно-государственной конструкции Русь из маленького московского княжества превратилась в одну из величайших империй в мировой истории, дошла до Тихого океана и даже перехлестнулась в Америку. История России - русского народа, русской культуры - представляет собой упорную борьбу за сохранение православного ядра нашей цивилизации в условиях вызова со стороны чуждых русскому миру сил. Каждый раз, когда Русь-Россия испытывала очередной (внешний или внутренний) удар этих сил, она находила в себе источник восстановления, причем источник этот неизменно находился в области священного религиозно-языкового ядра русского мира.

Так, например, Петровские реформы начала ХVIII столетия явились настоящей цивилизационной революцией и даже, в определенном смысле, войной с национальной традицией. Парадокс дела Петра Великого заключался в том, что внешние оболочки русской цивилизации -техника, наука, военное дело и т. д. - при нем были радикально укреплены, перейдя на принципиально иной уровень, и если бы этого не было сделано, Россия потерпела бы политическое крушение уже в ХVIII веке. Однако по факту Петр противодействовал именно вертикальной развертке традиционной русской жизни (замена народно-земской монархии европейским абсолютизмом, отмена патриаршества, иноземное просвещение). Вместе с тем в церковном и народном духе император продолжал остаться православным царем. Конечно, часть народа заподозрила в Петре антихриста и затем ушла в «леса» и «на горы», чтобы не участвовать в его делах, но это разговор особый. Что касается «большой» истории России, магистральной линии ее вселенского христианского служения, то нет сомнения в том, что петровские преобразования, основание Петербурга, заимствование западных этикетов, мод и наук лишь модернизировали Россию, но не убили Святую Русь. Духовное ядро православно-русской цивилизации спасло Россию от распада, послав ей в начале в конце начале ХIХ века св. Серафима Саровского и других выдающихся подвижников. На уровне государственности была одержана победа в Отечественной войне 1812 года против коронованной французской революции в лице Бонапарта. Наконец, в области светской модернизированной культуры неопровержимым (и до сих пор не превзойденным) образом возврата к классической ценностной вертикали стало творчество Пушкина, показавшего - в отличие от своих современников Гете и Байрона, - что гений и свобода не обязательно в союзе с Мефистофелем, что они могут быть и на стороне Бога.

Либеральная идея

Петербургу суждено было впустить католическо-протестантско-масонский Запад в себя. Если Москва победила Восток на Куликовом поле и державно оформила русское православное царство, то Петербургу пришлось сразиться с иным противником - буржуазной Европой, которая, в отличие от монголов, стремилась изменить сам исторический код России. Главным социальным, экономическим и политическим противником петербургской монархии стал мировой капитал («желтый дьявол»), с которым она не справилась. Острие февральской революции 1917 года было нацелено прямо в центр русской цивилизации - в её духовное ядро. Восставшие против царя думские политики-либералы (и прочие «фармацевты, как обозвал их Александр Блок) задумали перевернуть Русь с «головы на ноги», превратив её в буржуазную республику англо-французского типа, то есть взять реванш за поражение 1905 года. Кстати, революцию 1905 года, так озаботившую авторов знаменитых «Вех», не дал довести до конца простой русский народ, благословленный на это св. Иоанном Кронштадтским. В то же время «прогрессивное общество» рукоплескало террористам, посылало поздравления с победой в войне японскому императору, а думский лидер тогдашних либералов, англоман П. Милюков до конца эмигрантской жизни гордился тем, что своей речью в Думе в ноябре 1916 года («глупость или измена?») подал воюющей стране «революционный сигнал». Между прочим, до победы над Германией в Первой мировой войне оставалось совсем немного.

Власти либералов с розовыми бантами хватило едва на 9 месяцев. Армия стала убивать своих офицеров и дезертировала, началась всеобщая смута. Государство развалилась. Власть валялась в пыли, и нужен был кто-то решительный, чтобы эту власть взять.

Красная идея

Решительные нашлись среди большевиков. Октябрь 1917 года был типичным столичным переворотом, однако за последующие 5 лет красные победили генералов-»демократов» и собрали разделившуюся Россию почти в границах империи. Подлинным создателем СССР был, конечно, Сталин, построивший за три пятилетки новую сверхдержаву, взявшую в 1945 году Берлин, овладевшую термоядерным оружием и первой вышедшую в космос. И патриаршество в русской Церкви после ленинско-троцкистского погрома было восстановлено именно при нем. Причем у него не было колоний и волшебных источников нефти, все приходилось делать на энтузиазме, страхе и рабском труде. Капитал стал атрибутом государства. Да, это было страшно, и не дай Бог нам увидеть что-то вроде раскулачивания, ГУЛАГа и воронков по ночам, но если бы этого не произошло, сейчас уже не было бы не только русского народа, но и многих других, примкнувших к нему лет 200 назад племен. Это история, не имеющая сослагательного наклонения. Третий Рим в 1917 году оказался третьим Интернационалом, но к 1945 году - после искупительной войны и Победы - во многом снова стал Россией.

Неолиберальная идея

В 1991 году ориентированные на золото либералы (переродившиеся коммунисты) под демократическими лозунгами вернулись к власти в Москве. Это была новейшая (уже третья за ХХ век) либеральная революция, осуществленная большевистскими методами: партноменклатура конвертировала политическую власть в экономику. Очередные либерал-революционеры полагали, что всё решит невидимая рука рынка - и получили страну в границах ХVII века, где конфликтовали все со всеми, и где только ленивый не проектировал дальнейшего распада страны на «уральскую республику», «дальневосточную республику» и пр.

Конечно, существуют замечательные «Либеральные манифесты» 1947 и 1997 годов о свободе, ответственности и справедливости как главных ценностях либерализма. Либерализм предлагает человеку: «Делай, что хочешь, ты сам себе хозяин! Но при этом ты сам отвечаешь за себя, твой дом - твоя крепость, всё остальное - Бог, государство, родина - суть только части тебя». В наше время этот «свободный собственник» целиком стал рабом рынка и интернета, который кормит его контркультурой, а улицы его города оказываются во власти многообразных «меньшинств». На языке культурологии это называется постмодерном (ПМ), свидетельствующем о завершении фаустовского (модернистского-авангардистского) этапа европейской истории и переходе её в предсмертную гедонистически-игровую потребительскую фазу.

Идея постмодерна

Сегодня в странах, пораженных вирусом ПМ, уже нет религии, философии, искусства, науки, нравственности в собственном смысле слова; есть подделка (симулякр) под них. 26 июня 2015 года Белый дом в США расцветился радужными тонами ЛГБТ - это местные гомосексуалисты праздновали решение верховного суда США о полной легализации их «браков». Ещё ранее Обама разрешил работу со стволовыми клетками эмбрионов (фактическое их убийство), а в Англии испытали первый образец машины для чтения мыслей - увлекательная перспектива, не правда ли? Существует проект т.н. «мирового правительства», предполагающий «электронный концлагерь» и новейшую помесь феодализма с рабовладением - на мой взгляд, выход не лучший. Постмодерн - это философия и политика глобализации ХХI века. Настоящая защита от него - а, значит, и от саморазрушения человечества - это вера в абсолютную реальность и ценность жизни, даруемой Богом. И продолжается она до тех пор, пока мы Его радуем.

Идея православного социализма

Совершенно очевидно, что русская идея христианской справедливости/правды и постмодернистский закат Европы идейно несовместимы. Последние события вроде самоопределения Крыма, героической обороны Новороссии и антироссийских экономических и военных санкций только подчеркивают это обстоятельство. Президент В. В. Путин и его команда предотвратили в начале ХХI века распад России, сохранив основы российской государственности (символизируемые царским гербом, советским гимном и демократическим флагом) и покончив с диктатом экономического тоталитаризма. «Семибанкирщине» дали понять, что она не всё может. Путинские действия соответствовали народной воле, и народ поддержал их. Я уже не говорю о полном провале либерально-западнических партий, списать который на пресловутый «административный ресурс» при всем желании не удается. Если бы правительству Путина-Медведева удалось построить соответствующую мировому значению России национальную (а не компрадорскую) экономику - и прежде всего начать продавать русскую нефть и газ за рубли хтя бы в рамках БРИКС, покончив тем самым с политической монополией доллара - православно-русская цивилизация была бы материально обеспечена, во всяком случае в обозримом будущем.

Формула «православного социализма» не предполагает соединения христианства с безбожным марксизмом-ленинизмом и возвращения в СССР. Понятие социализма в данном случае означает первичность народа и государства по отношению к рынку, противоположную почти полной зависимости страны от держателей мировых денег, как это обстоит в ныне на Западе. Частная собственность на малом и среднем уровне вполне может вписаться в православный социализм - но ключевые высоты государства и экономики должны находиться в руках патриотического «служилого класса», а не тех владельцев долларовых миллионов с российскими паспортами, которые по факту давно уже швейцарцы, англичане или американцы. Приведу лишь одну цифру: объем промышленного ВВП в Российской Федерации в 2013 году был примерно на 25 % ниже советского 1990 года, тогда как соседняя Белоруссия, сохранившая многое от социалистического уклада и при централизованном руководстве, увеличила свой ВВП почти в 2 (!) раза. И это при отсутствии нефти и газа! Гайдаровский капитализм потерпел в России фиаско. Это понимают почти все, и Путин тоже. Только некоторые делают вид, что всё идет нормально.

Человеку нужен хлеб, но не хлебом единым жив человек. Обществу нужны деньги, но нет ничего опаснее для России, чем власть денег. Мыслимое будущее для России заключается в выработке такого государственно-общественного и культурного устройства, которое сохраняла бы в человеке образ Божий. Надо дать России возможность быть самой собой. Нельзя угасить её веру. Если это случится, никакие заморские рецепты не спасут страну от гибели, а вместе с ней рухнет весь мир.

Александр Казин, доктор философ ских наук, профессор

Первая публикация - Санкт-Петербургские ведомости, 5.9.2015.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 20

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

20. yazva : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-27 в 19:42

" Не бойся, малое стадо ! ибо Отец ваш
благоволил дать вам Царство ". Лк.12.32
ОПЕРАЦИЯ "СЕПАРАЦИЯ"

ТЫ - МОЙ БОГ, И НЕТ ДРУГИХ БОГОВ,
ТЫ - НАЧАЛЬНИК,Я ЖЕ - ТВОЙ РАБОЧИЙ,
ТЫ - ОТЕЦ, И НЕТ ДРУГИХ ОТЦОВ,
У НЕВЕРНЫХ - ВСКОРЕ БУДЕТ ОТЧИМ,

БУДЕТ ТАКЖЕ МАЧЕХА У НИХ,
ВМЕСТО НАШЕЙ МАТУШКИ - ЦАРИЦЫ,
НУ А САТАНА - ЕЁ ЖЕНИХ,
ПОРОДИТ ИСЧАДЬЕ ОТ БЛУДНИЦЫ

ГРЯНЕТ ЗОВ ОТ НАШЕГО ОТЦА,
ЧТОБ СОШЛИСЬ К НЕМУ НАРОДЫ - ДЕТИ,
ЧТОБ СТОЯЛА С ПАСТЫРЕМ ОВЦА,
И ЕЁ ЗЛОЙ ОТЧИМ НЕ ПОМЕТИЛ

СТАНЕТ СИЛОЙ ОТЧИМ ВЫРЫВАТЬ
У ОТЦА ОВЕЦ СЛОВЕСНЫХ СТАДО,
ЧТОБ ВЗАМЕН КРЕСТОНОШЕНЬЯ ДАТЬ
В ЭТОЙ ЖИЗНИ РАЙСКУЮ НАГРАДУ...

СОБЛАЗНИТСЯ ЭТИМ ОБЕЩАНЬЕМ
ПАДШЕЕ ОВЕЧЬЕ ЕСТЕСТВО,
УВОДЯСЬ НА ВЕЧНОЕ ЗАКЛАНЬЕ,
ЧТОБЫ ЗДЕСЬ ИМ БЫЛО "НИЧЕВО",

И ЗАБЛЕЮТ В ТРЕПЕТНОМ ВОЛНЕНЬИ
ОТ ВОЗМОЖНЫХ В ЭТОЙ ЖИЗНИ БЛАГ,
ДОБРОВОЛЬНО ВЫБРАВ ОТЛУЧЕНЬЕ,
НЕ ПОНЯВ,ЧТО ОТЧИМ - БОГУ ВРАГ !

...БУДЕТ СЫТА И САМОДОВОЛЬНА
В ЦАРСТВЕ БРЕННОМ - ЛОГОВЕ ВОЛКОВ,
НАСЛАЖДАЯСЬ ЖИЗНИЮ ПРИВОЛЬНОЙ,
И НЕ ВИДЯ ОТЧИМА КЛЫКОВ,

ОБМАНУВШИСЬ ЛОЖНЫМ УПОВАНЬЕМ,
ЧТО НАСТАЛ ВОВЕК ЖЕЛАННЫЙ МИР,
ГДЕ ОВЕЦ С ВОЛКАМИ ПИРОВАНЬЕ,
И ОДИН У ВСЕХ У НИХ КУМИР...

НО ПРИДЁТ ГОСПОДЕНЬ ДЕНЬ НЕЖДАННО,
СЛОВНО СЕТЬ,НА ПАДШИЙ ЭТОТ МИР,
И НАВЕКИ БОГ САМОДЕРЖАВНО
ИСТРЕБИТ СЕЙ ОТЧИМА КУМИР !


СЛАВА,ГОСПОДИ,КРЕСТУ ТВОЕМУ ЧЕСТНОМУ ! АМИНЬ.
19. Абазинский : Ответ на 18., Андрей Карпов:
2015-09-10 в 14:54

Традиционный человек - это человек, которому его традиция предписывает определённое место в мироздании, для чего ему даны определённые свойства и отношения с другими людьми. Идеал постклассического человека -это человек, который создаёт себя сам, начиная с создания смысла своего существования, включая свой социальный статус и заканчивая ныне своим внешним видом и полом, а в будущем трансгуманистическими технологиями.



Человек не может "создавать себя сам" в том смысле, что он член семьи, рода, общества в конце концов. И в то же время, человек рождается с определённым набором этногенетических свойств и качеств. Окружающие воспитывают его в традиции своего этно-социального сообщества. Но по большому счёту человек всегда создаёт себя сам в этно-социальных координатах окружающей его среды. Разве не так?
18. Андрей Карпов : Ответ на 17., /Абазинский:
2015-09-10 в 14:11

Вы о какой "классике" человека?! И возможно ли это?Я - о традиционном человеке или человеке Традиции.Очередное горе от ума? Есть человек с его физикой, психикой, интеллектом, духовным подвигом. А также энергетической активностью в течение жизни, предполагающей продление рода, социально-экономическую деятельность и духовное возрастание. Вот он, человек разумный, традиционный. Куда бы мы ни кинулись, везде и всюду одинаков. Будь русский, европеец, беженец с Ближнего Востока, китаец или индиец. Есть что-то, вернее кто-то другой?


Традиционный человек - это человек, которому его традиция предписывает определённое место в мироздании, для чего ему даны определённые свойства и отношения с другими людьми. Идеал постклассического человека -это человек, который создаёт себя сам, начиная с создания смысла своего существования, включая свой социальный статус и заканчивая ныне своим внешним видом и полом, а в будущем трансгуманистическими технологиями.
17. Абазинский : Ответ на 10., Андрей Карпов:
2015-09-10 в 12:22

Вы о какой "классике" человека?! И возможно ли это?Я - о традиционном человеке или человеке Традиции.



Очередное горе от ума? Есть человек с его физикой, психикой, интеллектом, духовным подвигом. А также энергетической активностью в течение жизни, предполагающей продление рода, социально-экономическую деятельность и духовное возрастание. Вот он, человек разумный, традиционный. Куда бы мы ни кинулись, везде и всюду одинаков. Будь русский, европеец, беженец с Ближнего Востока, китаец или индиец. Есть что-то, вернее кто-то другой?
16. Бондарев Игорь : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-10 в 08:37

Вот советская идея и не могла проникнуть глубже, чем сама Природа, - в Дух.
Но советский период раскрыл перед нами все "механику феноменологии духа".
Эта механика и лежит перед нами в своем развернутом виде до сих пор.
Дух отдельно и Природа отдельно. И все это подано в панораме России, в развернутом виде.
Задача Путина (Власти) - снять это полотно, эту панораму, эту механику феноменологии духа. Снять - значит, через отрицание отрицания осмыслить. Проникнуть через глубину Природы в Дух.
Советское - это деизм Духа и Природы. Но это - неполнота знания. Полное знание - абсолютный дух, в котором природа - его специфическое.
Деизм Природы и Духа ярче всего представлен Германией. Вообще, Германия - это страна со статусом для-себя-бытие. А Россия - в-себе-бытие. Это с одной стороны - сон. А с другой (в третей фазе) - абсолютный дух.
Поэтому США будут работать с миром через работу с Германией, которая работает с Россией, которая работает с миром вместе с США (и др). Это самые короткие пути , самые прямые...
15. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 4., Андрей Карпов:
2015-09-10 в 04:20

Идея России проста - это идея классического человека в противовес человеку постклассическому. Но сегодняшняя власть не артикулирует её в полной мере.


Прекрасно сказано.
Почему иногда изменяете себе?
14. РодЕлена : Игорь Бондарев
2015-09-10 в 01:23

В преамбуле любого закона говорится об основынх понятиях. Мы о понятих не договорились и потому будем говорить на разных языках. Это и хорошо.
Благодать - похвала Бога. Мера похвалы - степень благодатности и наоборот. Это Господь на троне сердца. Либо есть - либо нет. Чуть-чуть не бывает.
Победа - похвала Бога, что есть прощение, разрешение от всех грехов и награждение.
Другое дело, что кое-кто награды прячет... и говорит всякую ЛОЖЬ, выглядывая из-за алтаря.
13. Бондарев Игорь : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-09 в 23:41

По Гегелю, истина бытия - это сущность.
Следовательно, мера духа - глубина бытия.
Всякое наше духовное развитие связано через нашу глубину, где количество и есть углубление. Работа на собой - углубление в себя. Труд приносит качество мастерства только тогда, когда перед этим возьмет "дань" частью души.
И наоборот, избыток бытия данный даром есть мера провала духа.
Потому, что то, как было в Раю - одно. А то, как стало в Природе - совсем другое. Совсем другое: отрицание. Потому, что между Раем и Природой лежит Потоп мира.
Поэтому избыток райский - одно. А избыток Природы - зло. Потому, что сама природа обладателя этим незаслуженным избытком ,приняв его, станет использовать все свои силы и способности, чтобы отрицать этот принятый дар. При этом сознание не успевает понять происходящее, и становится заложником хода законов Природы.
Однако Идеал - в Раю. Поэтому Природное и Идеальное - разное(хотя и одно и то же).
Принятие избытка пищи приводит к противоречию, когда организм будет стараться отрицать этот избыток, потому, что законом Природы есть сущность бытия - глубина отрицания отрицания. Суть СПАСЕНИЕ. Спасение от Потопа - код Природы. В этом отличаются Рай и Природа. В раю все - на умножение, таков закон. В Природе все - суть отрицание отрицания в котором и раскрывается качества духа.
Природа обладает равновесием. И не надо его нарушать. Тогда и отрицание отрицания не будет доставлять дискомфорт. В такой же мере, как и возможность для спокойного и уединенного отдыха - нормально. Или нормально, когда человек -личность.Индивидуальность. Это не недостаток общества а - норма. Избыток общества - олигархия. От нее , даже вписанной во Власть, природа общества будет стремиться освободиться. И это - противоречие, подобное излишнему приему количества пищи. С одной стороны - природа и источник сил для организма, с другой стороны сама природа и силы организма будут стараться отрицать этот избыток пищи, так как он не является равновесным для организма. Природа сама обладает (вложено Богом как залог Спасения из вод Потопа, в Завете Радуги) равновесием отрицания отрицания. Этот баланс сил вписан в организм как норма между крайностями.
Индивидуальность и личность человека - норма общества. Баланс между целым и единицей. И этот баланс должен быть во Власти. И это - идеальное общество по Природе, и поэтому и по Идеалу . Хотя сам Идеал конечно же нечто другое, чем сущность бытия. Потому, что сущность бытия - Природа, а Идеал находится до Природы - в Раю. Но Идеал и Природа должны быть не только как в-себе, и для-себя, но и как в-себе-и-для-себя.
Идеализация природы - в-себе. Видение разницы Идеала и Природы - для-себя. А то и то вместе - понимание Природы в Духе.
Такое овладение сущностью бытия и глубиной природой (в знаниях) рождает плод качества духа, когда становится нормой соблюдение баланса природы понимаемого вместе с Идеалом и не подчиняя Дух Природе.
Советское общество подчиняло Дух Природе.Поэтому там не было индивидуальности: коллектив подчинялся идеалу материализма и подчинял личность массе, весу коллективного авторитета. При этом сам коллектив был избыточным для природы , как избыточный прием пищи или вина. И организм общества старался отрицать его, вызывая противоречия в балансе общественной природы, сам питаясь этой пищей (коллективом) и черпая в ней силы для общества.
Мы должны достичь глубины общества в индивидуальности как основной форме общественного устройства. Но при этом мы не должны нарушать баланса природы общества. Как в СССР, когда личность была все-таки подчинена коллективу; или как в капиталистических странах, когда личность подчинена олигархам, миллиардерам.
В русской общественной природе личность должна быть подчинена Духу. А знание о Духе должно знать о Природе, что она есть его специфическое...
12. Бондарев Игорь : Ответ на 7., РодЕлена:
2015-09-09 в 18:46


Ну как же нет меры духа - мера духа - благодать. Блаженны жаждущие...



Нет, благодать - качество.Вера, терпение, кротость - духовные качества.
А мера, - это когда количество снимается в качество. По этому поводу можно привести слова Апостола Павла, когда он говорит о том, что если все дары веры будут приобретены,но без любви, то все это - звук медного кимвала... Кстати, любовь - то же качество духа.
С одной стороны нельзя найти количества для Духа Святого, Который посылает благодать. С другой стороны, говорить, что этого количества нет - неверно.Так как Царство Небесное усилием берется. Трудом, терпением и другим количеством.
Следовательно, мера Духа есть. Значит есть и порядок и дисциплина количественного приобретения меры, по которой Дух будет всегда исполнять закон качества.
Например, учить плавать и бегать... учить образованию среднему и высшему - можно.
Есть мера. Найдена.
А воспитывать общество в Духе - нельзя. Почему? А где учение о мере качества духа?
Тем не менее, к каждому из нас качество духа приходит через определенное количество, меру.
Но ученого слова об этом нет. Потому, что в мире, вообще, царит, до сих пор, материализм... или тот вид идеализма, благодаря которому (и вопреки) питается материализм. Хотя Победа 1945 обязывает нас ЗНАТЬ меру духа, знать количество и качество духа. Победа обязывает нас победить умом материализм. А мы до сих пор в нем, как в галоше...
11. Борис В. : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-09 в 14:04

Ещё можно обозначить русскую идею 21 века тремя словами Митрофорного протоиерея Николая Гурьянова: "Молиться, трудиться и не пьянствовать". Последнее -- это аскеза, коренная добродетель воздержания.
10. Андрей Карпов : Ответ на 5., /Абазинский:
2015-09-09 в 10:45

Вы о какой "классике" человека?! И возможно ли это?


Я - о традиционном человеке или человеке Традиции.
9. Борис В. : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-09 в 10:30

Автор справедливо отмечает: «Идеология - это совокупность духовных и материальных идей/ценностей, реально управляющих страной... Мыслимое будущее для России заключается в выработке такого государственно-общественного и культурного устройства, которое сохраняла бы в человеке образ Божий. Надо дать России возможность быть самой собой. Нельзя угасить её веру. Если это случится, никакие заморские рецепты не спасут страну от гибели, а вместе с ней рухнет весь мир».

Русская идея 21 века, по-моему, – это возвращение к церковному с учётом пройденных в 20 веке уроков. То есть – очищенное от соблазнов мнимой свободы, безответственности, материализма, двоеверия, атеистического помрачения, эгоизма, индивидуализма, ненависти, слепого послушания, глупой доверчивости, плотоугодия (можно добавлять). Соответственно положительное: полное, абсолютное послушание Христу, познаваемому через св. писание, таинства, молитву; ответственность, любовь, противодействие антихристианству и русофобии во всех областях, соборность, кротость и доброжелательность ко всем людям и народам как творению Божию, которое приходил спасти Христос. (Можно добавлять).
8. Бондарев Игорь : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-09 в 08:58

Русская идея - соединенная немецкая идея. А если русскую идею разъединить, то будет красно-белое противостояние притягивающее немецкий тоталитаризм.
Вот почему трудно договориться по Украине.
Если бы Россия решила красно-белый вопрос в себе, то этим лишила бы США влиять на те германские силы, которые суть немецкий тоталитаризм.
В свою очередь, немецкий тоталитаризм есть постоянное для-себя-бытие. Или константа двух фронтов. Будь то Кант с Гегелем, или теории марксизма и нацизма, или два фронта в мировых войнах.
А вот Русская идея - снимает немецкий тоталитаризм.
Кант более объективен, Гегель - субъективен, но в русской идеи они снимаются в православии.
Но,вот царю не хватило этой русской идеи , хотя победа была близка над Германией.
Потому, что в царской России были противоречия именно в Духе.
Меру Духа нарушили тем, что заигрались с Природой.Количество англо-саксонской игры с Природой дало скачок в Революцию. Обратный скачок. То есть провал качества духа.
Русская идея, где надо искать ответы, или русская философия - это единая немецкая философия или идея двух фронтов.
Красно-белое противостояние притягивает немецкий тоталитаризм и ведет по немецкому сценарию к развалу системы.
И, наоборот: соединение немецкого противостояния в одно единое дает нам триединство. Русское триединство.
Значит идея лежащая в разобранном виде должна быть собрана.
А лежащая в разобранном виде идея есть немецкий идеализм.Конкретно Кант и Гегель.
У немцев они как-бы спорят друг с другом.
А в русской идеи они должны стать двумя руками одного человека. То есть должны послужить ОПОРОЙ друг другу в православном актуальном мировоззрении.
Ведь другой подобной по полноте идеи вообще нет.
То есть, если русскую идею разобрать, то будет Кант и Гегель.А если соединить Канта и Гегеля в опоре друг на друге, тогда мы найдем русскую идею в тщательном варианте выражения. А вот последнего нам как раз не хватает. В этом - ум Победы 1945.
7. РодЕлена : Ответ на 6., Бондарев Игорь:
2015-09-09 в 08:39

Вот коммунистов уже давно нет как главных во власти. А диалектика , как и прежде, остается под панцирем материализма. Значит дело не во властях. А в умах. Когда будем менять ум в соответствие с движением жизни? Чем мерить Дух будем? Каким количеством? Количеством чего? Уроков? Пар? Служб? Ассамблей ? Собраний?Чем еще? Помните, как в фильме про Мюнхгаузена: В 8-00 , подвиг... Или для Духа нет количества? А что, тогда Дух - абстрактная выжимка и все? , реальность не материальная? А если материальная,то и духовная. Так где мера материи, она же мера духа? Где? Марксизм однозначно сводит все к материи и материализму. Его количества - количество не материи, а материальное, принадлежащее тождеству материи. А где мера самого тождества материи и тождества Духа? Может вы скажете, что нет количества для Творчества? Есть. Раз есть труд, есть "муки творчества", значит есть и количество. Другое дело, что у нас нет понимания этого. Разумения этого нет, поэтому и культуры Духа нет. Ведь культура требует количественной меры произведения духа. Но ведь количество этих произведений может привести и к скачку как провалу. Опять же , - каких произведений, чего, чем мерить? Как мерить?



Ну как же нет меры духа - мера духа - благодать. Блаженны жаждущие...
6. Бондарев Игорь : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-08 в 22:43

Вот коммунистов уже давно нет как главных во власти. А диалектика , как и прежде, остается под панцирем материализма.
Значит дело не во властях. А в умах.
Когда будем менять ум в соответствие с движением жизни?
Чем мерить Дух будем? Каким количеством? Количеством чего?
Уроков? Пар? Служб? Ассамблей ? Собраний?Чем еще?
Помните, как в фильме про Мюнхгаузена: В 8-00 , подвиг...
Или для Духа нет количества? А что, тогда Дух - абстрактная выжимка и все? , реальность не материальная? А если материальная,то и духовная. Так где мера материи, она же мера духа?
Где?
Марксизм однозначно сводит все к материи и материализму. Его количества - количество не материи, а материальное, принадлежащее тождеству материи. А где мера самого тождества материи и тождества Духа?
Может вы скажете, что нет количества для Творчества? Есть. Раз есть труд, есть "муки творчества", значит есть и количество.
Другое дело, что у нас нет понимания этого. Разумения этого нет, поэтому и культуры Духа нет. Ведь культура требует количественной меры произведения духа.
Но ведь количество этих произведений может привести и к скачку как провалу.
Опять же , - каких произведений, чего, чем мерить? Как мерить?
5. Абазинский : Ответ на 4., Андрей Карпов:
2015-09-08 в 18:19

Идея России проста - это идея классического человека в противовес человеку постклассическому. Но сегодняшняя власть не артикулирует её в полной мере.



Вы о какой "классике" человека?! И возможно ли это?
4. Андрей Карпов : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-08 в 17:10

Идея России проста - это идея классического человека в противовес человеку постклассическому. Но сегодняшняя власть не артикулирует её в полной мере.
3. Абазинский : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-08 в 15:58

Всякий народ не может жить вне или без духовной идеи, стратегической и определяющей направление развития этногенеза и истории. Духовная стратегическая идея религиозна. Для русского этноса/народа такой идеей стала православная с её конечным целеполаганием - БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.

Но как совместить это высшее предназначение с нашим земным, этногенезом и историей? Что тут первично, что материально? Последние тысячелетия человечество развивается через два сопряжённых процесса - этногенетический и социально-экономический. Наша земная, материальная, тварная жизнь состоит из создания семьи и продолжения рода, жизни в среде себе подобных или сообществах порой разно этничных. Семья и род определяют нашу принадлежность субэтносу и этносу. Наша повседневная жизнь в обществе предполагает социальные и экономические взаимоотношения и взаимозависимости. Но это земное не может быть на уровне примитива, так как одухотворяется высшим Светом Небесным. Каждый народ получает свою долю познания Бога. Русскому вслед за греками был дан трудный путь Христа в БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ.

Идея французской революции "свободы, равенства, братства" возникла на отрицании Бога. Она была продуцирована извращённым европейским умом в противовес Божественному. И потому подменяла высшее Божественное тактической идеей тварной уравниловки. Но в европейской ойкумене она была ассимилирована развитой либеральной идеей. И не получила своего развития в коммунистическое иллюзорное. Такое случилось в Российской Империи и получило своё тяжкое по последствиям развитие. Какую "сверхдержаву" мог "построить" Сталин и коммунисты, если они для начала в течение двух десятков лет широким социалистическим фронтом воевали против самодержавия. Расшатывая его устои, обливая грязью православное священство и русское офицерство, революционизируя российское общество с помощью нарождающегося евроатлантического Запада и международного еврейского капитала. Захватив власть, не пожелали заниматься демократизацией и установили единопартийную власть под лицемерной вывеской "диктатуры пролетариата". Развязали гражданскую войну разгоном в январе 1918 Учредительного Собрания и расстрелом демонстрации в его защиту. А уже в августе Ленин провозглашает "МАССОВЫЙ ТЕРРОР" против всего русского и православного.

Таковы реалии того времени. Когда-то единый в своих целях и желаниях (свержение самодержавия) социалистический фронт вступил в жестокое противостояние за власть. Левые выступили против центристов и правых. И победили в результате высочайшей пассионарности, целеустремлённости, организованности, единства целей и смыслов - "разжечь пожар мировой революции". Сверхдержава была построена другими за три века упорных трудов и жестоких битв. По законам развития этногенеза ни русское этногенетическое поле, ни государство созданное русскими в соработничестве с народами Северной Евразии не были готовы к распаду. Только по этой причине государство смогло удержаться в прежних границах, отстоять свою независимость в борьбе с германским миром, дожить в стадии замирания до своего распада.

Попытка возложить лавры восстановителя православия на Сталина критики не выдерживают. По его собственному признанию не за него и социалистическое бился народ. А свободы православным были даны лишь с одной шкурной целью - сохранить Советский Союз в его коммунистическом виде. А то, что несколько сот храмов восстановили из тысяч разрущенных, особой опасности власти не несло. Пропаганда была настолько сильна, что переформатирование православного русского самосознания продолжалось без особых запинок. Вот тогда и получил своё начало миф о "православном вожде". Тогда и начинали складываться православно-коммунистические парадигмы, с ярой настойчивостью сегодня развиваемые и предлагаемые российскому обществу.

Либерализация экономики и демократизация жизни российского общества, успешно начатые Николаем Вторым и столь же успешно подорванные социалистами РИ, были прекращены великим насилием после революции. Над обществом, над личностью. Поскольку любое общество представляет собой триединство нескольких сил, которые можно условно назвать как: мощный, коренной, ведущий консервативный центр; левая и правая пристяжные со своими тараканами в смысле идей. То в результате следования по пути эволюции центр в 1917 г. был свёрнут с пути левой пристяжной и понёсся по обочине. В 1991 г. центр вроде бы нашёл дорогу, но правая пристяжная увела его на другую сторону дороги. В 2000 г. консервативный центр окончательно переборол и левую, и правую силы и подчинил их общему порыву в эволюцию. В жизнь русских людей возвратилась целеполагающая идея Богочеловеческого. Теперь не всеобщая социалистическая уравниловка или западная модель либерализации решают. Не придуманный в тихих кабинетах социологов и философов "постмодернизм" является определяющим в нашей жизни.

Русский этнос в его древнерусском варианте клонится к закату. Эпицентр русско-евразийского этногенеза смещается из Волго-Окского региона на Южный Урал и север Средней Азии. Одновременно с этим европейский этногенез начинает следующий виток развития этногенеза. С расширением территории обитания на восток. К этому европейцев принуждают три причины: ожидаемые катастрофические изменения климата на западных побережьях Европы; консолидация арабо-исламского мира с идеей создания Великого Арабского Халифата-2 и вторжением арабов в Европу (оно собственно уже началось миграциями беженцев); этногенетическими причинами к захвату новых земель и народов с целью дальнейшего продолжения европейского этногенеза.

Чем опасна идея "православного социализма"? Мало того, что в самом названии она соединяет не соединимое - высшее духовное целеполагание пути Спасителя и безбожную по своей изначальной сути социалистическую идею. Адепты этого нового направления пытаются пристегнуть безбожный советский режим к православию, изыскивая всевозможные оправдания ему в событиях, поступках, достижениях, личностях. Таким образом создавая материальную основу для построения будущих философских построений. Мы не можем выкинуть из своей жизни советский период. Со всей его жестокостью, насилием над человеком и обществом, достижениями науки и техники, Великими Победами Духа, ошибками и разочарованиями. Это была наша безбожная во многом и у многих жизнь. Но чтобы идти вперёд, путём Спасителя, должно отринуть грех свой. Осознать его богопротивность и отречься. Но это не означает наплевать на наше прошлое. В любом случае оно останется с нами, преступное и героическое, подлое изменой Христу и высоко духовное подвигом во Имя Его. Шаг в Богочеловеческое возможен только через Покаяние и Причастие. Человек не раскаившийся не может шагнуть в Царство Небесное вслед за Иисусом Христом. Первым вошёл раскаявшийся разбойник. Так и русский народ только в раскаяньи от содеянного и святом причастии Христовых Тайн может обрести надежду на прощении Всевышнего.
2. Лебядкин : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-08 в 14:36

"...Надо дать России возможность быть самой собой. Нельзя угасить её веру. Если это случится, никакие заморские рецепты не спасут страну от гибели, а вместе с ней рухнет весь мир"

Созвучно - «.... присущее нашей интеллигенции стремление найти какую-нибудь заграницу, которой можно повосторгаться. Мы разочаровались в Европе и США и вот уже рвемся быть патриотами Китая или Индии. А хорошо бы быть патриотами России, прекрасно понимая, что в Азии мы имеем значение, только если мы сильны, умны и не сентиментальны....» - http://goo.gl/gZEIhh
1. Бондарев Игорь : Re: Русская идея ХХI века
2015-09-07 в 22:52

А есть ли у наших философов понимание МЕРЫ?
Не той, которая известна как переход количества в качество. Потому, что такой переход, скачок (или провал) мы знаем как материалистический.
Но сама материалистическая мера не есть мера истинная. Потому,что истинная мера - Дух.
Увы, наши философы не знают меры Духа.
Где же ее взять?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме