Василия Витальевича Шульгина (1878-1976) сегодня, пожалуй, уже нельзя отнести к числу политических деятелей «старой России», чьи имена пребывают в забвении. Удивительная биография этого неординарного человека, прожившего долгую, почти вековую жизнь, охватывающую несколько эпох - от императора Александра II до Л. И. Брежнева, в последние два с половиной десятилетия приковывает к себе пристальное внимание как профессиональных историков, так публицистов и писателей. Количество, написанных о нем статей исчисляется десятками[1], издаются дневники и мемуары политика[2], достоянием гласности становятся засекреченные документы[3] и переписка[4], раскрывающие некоторые малоизученные страницы его непростой жизни, делаются первые опыты по написанию книг[5], посвященных Шульгину. И такой пристальный интерес к его персоне не удивителен, ведь жизнь Василия Витальевича, как точно заметил один из его биографов, похожа на легенду. Одно лишь краткое перечисление основных жизненных вех Шульгина заставляет наших современников с интересом присматриваться к этой личности: участник черносотенного движения и один из лидеров русских националистов; депутат Государственной думы трех созывов и один из ее выдающихся ораторов; непосредственный участник Февральской революции, лично принимавший отречение из рук императора Николая II и один из самых ярких идеологов Белого движения; активный деятель Русского зарубежья, а затем - узник Владимирского централа; главный герой советского кинофильма «Перед судом истории» и гость XXII Съезда Коммунистической партии... А если к этому впечатляющему списку добавить еще и то, что Шульгин был прекрасным публицистом, работы которого читать и сегодня, по прошествии времени, ничуть не менее интересно, чем его современникам, то станет понятно, почему этот исторический деятель притягивает к себе и исследователей, и читателей как магнит.
В связи с этим выход в издательстве «Посев» сборника избранных работ В. В. Шульгина «Россия, Украина и Европа»[6] является вполне закономерным (и, забегая вперед, отметим, что весьма достойным) продолжением неисчерпаемой «шульгинианы».
Чем же интересно новое издание или, точнее, переиздание работ Шульгина? Ведь в данный сборник не вошли новые архивные документы или совершенно неизвестные историкам тексты, принадлежащие перу этого политика? На такие вполне закономерные вопросы читатель частично найдет ответ, раскрыв содержание сборника. Первое, что он увидит, будет вступительная статья известного исследователя жизни и творчества Шульгина А. В. Репникова. Перед нами полноценный и самодостаточный очерк, в котором перед читателем живо и красочно, но при этом не в ущерб научности, предстанет увлекательная биография правого политика. Основанный на большом источниковом и историографическом материале, очерк написан добротно, а авторские оценки представляются объективными и аргументированными. Единственное, с чем хотелось бы поспорить, так это с утверждением А. В. Репникова, что к 1917 году, «позиционируя себя как монархист, Шульгин постепенно переходил на позиции национал-демократии» (С. 23). Думается, что точнее определить взгляды Шульгина-оппозиционера как национал-либеральные, так как, несмотря на свое явное полевение, политик оставался чужд демократизма, как и раньше являясь защитником элитаризма в политике.
Избранные труды В. В. Шульгина открывают стенограммы его наиболее ярких выступлений в Государственной думе Российской империи (1907-1916 гг.). Опубликованные до революции, позже они републиковались лишь выборочно и современный читатель с этими речами знаком лишь по коротким цитатам, приведенным в работах историков и публицистов. А между тем, едва ли какой другой источник позволит лучше соприкоснуться с Шульгиным-оратором и прочувствовать как этот, по свидетельству современников, всегда корректный и безукоризненно вежливый, но при этом ироничный и «ядовитый» депутат произносил свои речи «вкрадчивым буравящим голоском», и «хитро поблескивая глазами херувима» выводил из себя представителей либеральной оппозиции и революционного лагеря. Помимо того, что публикуемые в сборнике речи позволяют, хотя бы частично, соприкоснуться с манерой устных выступлений Шульгина, они ценны еще и тем, что в них затрагивается множество важных вопросов, продолжающих волновать нас и сегодня: о роли государства и неприкосновенности личности, о свободе и русском и инородческом национализме, о патриотизме и об отношении к власти и т.д. Кроме того, публикация думских выступлений Шульгина позволяет увидеть эволюцию, которую он проделал к 1917 году: начав как представитель крайних правых, стоявших на страже самодержавия и закончив как лидер прогрессивных националистов, бичующий царское правительство.
Второй блок материалов, вошедших в сборник, составляют публикации В. В. Шульгина в газете «Киевлянин». Как и стенограммы думских заседаний, они мало знакомы широкой аудитории, а между тем, благодаря им перед читателями «во всей красе» раскрывается Шульгин-публицист, с пером в руках сражающийся за свои национально-государственные идеалы в условиях их крушения - в дни революций 1917 года и Гражданской войны. Здесь читатель познакомится и с эволюцией взглядов Шульгина на Временное правительство, и с его попытками примирить консерватизм с «новаторством»; увидит, как происходило разочарование политика «достижениями» 1917 года и обществом, не способным «переварить» свалившиеся на него свободы. Уже в начале апреля 1917 года он с горечью напишет: «Не надо делать себе лишних иллюзий. Свободы, настоящей свободы не будет. Она придет только тогда, когда человеческие души напитаются уважением к чужому праву и чужому убеждению. Но это будет не так скоро. Это будет, когда души демократов, как ни странно это звучит, станут аристократическими» (С. 124). Слова эти, к сожалению, не утрачивают злободневности и сегодня. Не менее актуальными являются и полные тревоги строки Шульгина, вызванные набиравшим силу «украинствующими», стремившимися отречься от русского имени и превратиться «в гайдамака без роду, без племени» (С. 125).
Очень показательна и интересна публикуемая в третьей части сборника брошюра В. В. Шульгина «Монархисты», увидевшая свет во время Гражданской войны - в 1918 году. Если с 1915 года Шульгин, примкнув к либеральной оппозиции, жестко критиковал власть, а в 1917-м принимал у царя отречение, то потом, выражая уверенность в непременном конечном торжестве монархического принципа в России, он вынужден констатировать, что после того, что произошло со страной в 1917-1918-м, «никто уже не отважится, кроме разве самых тупых, говорить о Штюрмере, Распутине и т. д. Распутин окончательно померк перед Лейбой Троцким, а Штюрмер был патриотом и государственником по сравнению с Лениным, Грушевским, Скоропадским и прочей компанией» (С. 144-145). И тот «старый режим», который год назад представлялся Шульгину невыносимым, теперь, после ужасов революции и гражданской войны, «кажется чуть ли не райским блаженством» (С. 166). И разве не то же самое мы наблюдаем в современном нам мире, когда после «цветных» революций оказывается, что свергнутые в протестном угаре режимы при всех своих недостатках и пороках оказываются в сравнении пришедшими им на смену властителями не так уж и плохи?
В этом же разделе книги представлен ряд работ Шульгина, в которых развивается актуальная для него как уроженца Малороссии украинская тематика. Это и его «Записка» об отказе от украинского гражданства, поскольку «многочисленными кропотливыми добросовестными исследования установлено совершенно непреложно, что Украинской державы никогда не существовало» (С. 171), а термины «Украина, украинцы, украинский язык, Украинская держава имеют одно назначение - вытравить в умах местного населения, что этот край русский, что жители его - самые русские из русских» (С. 174). Это и статья «Украинский народ», в которой публицист стремится доказать искусственность такого понятия, полагая, что никаких украинцев в природе «нет и не будет», а есть лишь народы, живущие на Украине - русские, поляки, евреи и др. Это открытое письме Петлюре, в котором Шульгин гневно обличает украинских националистов и знаменитая брошюра 1939 г. «Украинствующие и мы!», в которой наиболее подробно и системно представлены взгляды Шульгина на «украинский вопрос».
Нельзя также пройти мимо такой малоизвестной работы публициста как «Аншлусс и мы!», написанной Шульгиным под впечатлением присоединения к гитлеровской Германии Австрии (1938), а также практически неизвестных нашим современникам объемных очерков (по сути - фантастических утопий) - «Нечто фантастическое» и «Нечто без окончания», в которых Шульгин пытается спроектировать Россию будущего с учетом ошибок и достижений как царского, так и советского времени. Чего, например, стоит только его предвидение появления в Советской России вместо «прежней декаденствующей интеллигенции» «здорового сильного класса созидателей материальной культуры», способных, в отличие от его современников, проигравших Первую мировую войну отбить очередной Drang nach Osten!
Суммируя вышесказанное остается лишь поздравить читателей с тем, что такая книга увидела свет и выразить надежду, что переиздание публицистического наследия Василия Шульгина будет продолжено.
Неизвестных современному читателю статей, написанных Шульгиным в России и эмиграции - множество. Значительная их часть, разбросанная в газетах и журналах самого разного политического направления еще ждет своего часа, чтобы как в свое время и сам Шульгин предстать перед судом истории.
Андрей Александрович Иванов, доктор исторических наук, профессор кафедры русской истории РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). С сокращениями опубликовано в журнале «Посев» (2015, № 8).
[1] Наиболее полную библиографию работ, посвященных В. В. Шульгину см.: Репников А.В., Христофоров В.С. Шульгин Василий Витальевич // Русский консерватизм середины XVIII - начала ХХ века: энциклопедия. М., 2010. С. 598. Среди статей, вышедших о Шульгине после 2010 г. следует выделить следующие: Пученков А. С. «Историк» против Василия Шульгина: О фильме «Перед судом истории» Фридриха Эрмлера (1965) // Русский сборник. 2011. № 10. С. 361-378; Иванов А.А., Михайлов В.В., Пученков А.С. В.М. Пуришкевич и В.В. Шульгин: два полюса «черной сотни» // Клио. 2011. № 7. С. 124-127; Репников А.В. Василий Шульгин: жизнь как легенда // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2012. № 1. С. 30-41; Репников А.В. Долгая жизнь Василия Шульгина // Przegląd Wschodnioeuropejski. 2013. № 4. С. 135-168.
[2] См., напр.: Шульгин В.В. 1917-1919 // Лица: Биографический альманах / Предисл. и публ. Р.Г. Красюкова; коммент. Б.И. Колоницкого. М.; СПб., 1994. Т. 5. С. 121-328; Шульгин В.В. Последний очевидец: Мемуары. Очерки. Сны. / Сост., вступ. ст., послесл. Н.Н. Лисового. М., 2002; Шульгин В.В. 1921 год / Предисл. Е.А. Осмининой // Континент. 2002. № 4 (114); 2003. № 3 (117), № 4 (118); Шульгин В.В. «Создалось положение просто дьявольское...» (Дневник февраля 1918 года) / Вст. ст., публ. и коммент. А.С. Пученкова // Русское прошлое. 2010. № 11. С. 98-109 и др.
[3] Тюремная одиссея Василия Шульгина: Материалы следственного дела и дела заключенного / Сост., вступ. ст. В.Г. Макарова, А.В. Репникова, В.С. Христофорова; Коммент. В.Г. Макарова, А.В. Репникова. М., 2010.
[4] Спор о России: В.А. Маклаков - В.В. Шульгин. Переписка 1919-1939 гг. / сост., автор вступ. ст. и примеч. О.В. Будницкий. М., 2012.
[5] Бабков Д.И. Государственные и национальные проблемы в мировоззрении В.В. Шульгина в 1917-1939 годах. М., 2012; Рыбас С.Ю. Василий Шульгин: судьба русского националиста. М., 2014.
[6] Шульгин В. В. Россия, Украина и Европа: избранные работы / сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. В. Репников. М.: Содружество «Посев», 2015. - 416 с.