Кому страшны иерархи-сталинисты

К годовщине Архиерейского собора 1943 года

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
7900
Время на чтение 23 минут

25 августа мне посчастливилось побывать в селе Фроловском Большесельского района Ярославской области, где вот уже 25 лет подвизается уехавший из Москвы в глубинку, на место священнического служения своего деда, протоиерей Сергий Вишневский. Чтобы добраться до села, нужно после асфальтовой дороги не лучшего качества свернуть на грунтовую, идущую через лес. Через три километра открывается вид на величественный храм мучеников Флора и Лавра.

 

 

В честь их освящен нижний храм, на первом этаже, где также расположен придел во имя великомученика Димитрия Солунского. Верхний же храм посвящен Воскресению Словущему. Вокруг храма - кладбище, а вокруг кладбища - избы, всего числом десять.

 

 

Кроме самого отца Сергия, других постоянных жителей нет. Он занимает небольшую избу, в которой когда-то жил другой священник. Стена дома, обращенная к храму, - вся в иконах. На других стенах - семейные фотографии, памятные грамоты, большой портрет Семьи Царственных Страстотерпцев, и более скромные, однако подобранные со вкусом, портреты И.В.Сталина и В.В.Путина.

После продолжительного теплого общения с отцом Сергием я выпросил из его обширной библиотеки Журналы Московской Патриархии военного времени для прочтения. И по мере того, как я, уже у себя дома, открывал их пожелтевшие, из газетной бумаги, страницы, приходило понимание той величественной героической эпохи, одним из ключевых событий которой стал Архиерейский собор 1943 года, состоявшийся в день празднования Владимирской иконы Божией Матери.

* * *

У меня возникло желание проследить эту эпоху по этапам, вдохнуть в себя ее живительную атмосферу, потому как, возникает уверенность, что нам, все более чувствующим вокруг себя запах войны, крайне не хватает тех драгоценных отношений, что выковала в людях Великая Отечественная война. Предлагаем и читателям выжимку из перечитанного и перечувствованного.

 

1943-й год.

 

4 сентября 1943 года И.В.Сталин пригласил к себе иерархов Русской Православной Церкви, выспросил об их нуждах, согласился на проведение Архиерейского собора и восстановление патриаршества. Уже 8 сентября состоялся Собор, на котором Первоиерархом был единодушно избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий.

Во 2-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1943-й год приведена речь архиепископа Саратовского Григория, сказанная в день интронизации Патриарха Сергия в кафедральном Богоявленском соборе 12 сентября. Нынешним обличителям «сергианства» было бы весьма полезно вслушаться в эту проповедь. Приведем здесь малый из нее отрывок: «Тяжелый крест выпал на долю митрополита Сергия; скорбен был путь, которым пришлось идти ему - второму Местоблюстителю: и епископы не все признавали его, и в народе враги Церкви старались возбудить против него злые слухи. Но он - глубоко убежденный православный канонист - твердо отмежевался от всякой нелояльной в отношении государства работы, на которую толкали его некоторые из его собратий-епископов. Он помнил слова Христа: «воздадите кесарево кесарю, а Божие Богу», и эти божественные слова легли в основу его деятельности...

Наступила эта Великая Отечественная война со всеми ее ужасами. Блаженнейший Сергий сразу, в первый же день объявления войны, призвал всех верующих русских людей к самоотверженной борьбе с вероломным и жестоким врагом.

Своими всенародными молениями, своими посланиями, своим призывом к пожертвованиям на оборону страны Блаженнейший Сергий воодушевлял и духовенство, и народ; и эта его патриотическая работа, в связи с твердым руководством церковной жизнью, сделала имя Митрополита Сергия великим именем не только для духовенства, не только для русских церковных людей, но и для тех, кто стоит далеко от Церкви.

Вот почему Собор Епископов единодушно просил Блаженнейшего Сергия принять звание Патриарха Московского и всея Руси и единогласно, радостно и задушевно воспел ему - давно желанному и бесспорному Первосвятителю - «аксиос» и «многая лета»!»

Какие прекрасные, глубокие, где выверено каждое слово, статьи русских митрополитов помещены в том же 2-м номере журнала! Они звучат подчас современней, чем многое из нынешней аналитики.

Митрополит Алексий Симанский в статье, посвященной св. Александру Невскому, пишет: «Западные европейские нации составили единое светско-духовное государство под верховным главенством не королей и императоров, а римских пап. Под руководством пап и их именем западные нации, как единый народ, разливаются всюду огромными колониями и стремятся покорить весь мир. Во имя чего? Во имя христианского Бога на словах, а на самом деле с целью порабощения всех других народов. И с того времени начинается долгая и упорная борьба германского и славянского мира, православия и латинства... Папы в своих посланиях требуют, чтобы русские в Ливонии принуждаемы были к латинству, наконец, объявляют всю русскую землю на вечные времена собственностью папского престола и грозно предписывают немецким рыцарям искоренить «проклятый греческий закон и присоединить Русь к римской церкви».

Не менее замечательна статья митрополита Киевского и Галицкого Николая Ярушевича под названием «Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Димитрия Донского». Известны клеветы в адрес русских архиереев, коим было приклеено прозвище «сергианцев», обвинения в предательстве России. Однако послушаем их собственный голос прежде, чем делать скоропалительные выводы: «Молебны о даровании победы русскому оружию; патриотические проповеди митрополитов, епископов и священников; сбор средств в фонд обороны, на подарки бойцам Красной Армии; шефство над детскими домами, госпиталями; сбор теплых вещей, сбор металлического лома - все это вклады духовенства и верующих в общенародное патриотическое дело».

И вот встает во всей своей красе и мощи одно из видимых дел Церкви - танковая колонна, на которую по крохам было собрано 2 миллиона рублей. Владыка Николай приводит часть текста телеграммы, направленной Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием, в связи с формированием танковой колонны, на имя И.В.Сталина: «Да завершится победой над темными силами фашизма общенародный подвиг, Вами возглавляемый». Приведен и текст ответной телеграммы И.В.Сталина митрополиту Сергию с выражением «искреннего привета и благодарности Красной Армии».

Напомним, сколь своеобразно понимали служение русскому делу некоторые из зарубежных архиереев. Например, известный как поэт и философ архиепископ Иоанн Шаховской, призывавший Божие благословение на полчища Гитлера в 1941 году, сразу после их вероломного нападения на Россию.

Следующая статья митрополита Николая «Разрушение и смерть» приводит страшные подробности результатов исследования им территорий, попавших под немецкую оккупацию. Он был членом Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию немецких злодеяний. Вот свидетельство Божия святителя: «Эта поездка была самой тяжелой, какую когда-либо приходилось нам предпринимать: страшные картины виденного заполняют потрясенную до глубины душу». Далее приводятся холодящие сердце подробности зверских расправ и бессмысленных разрушений, что оставили после себя захватчики. С особенной силой звучит из уст кроткого архиерея заключение статьи: «далеко в века, от поколенья к поколенью, будет передаваться проклятие и ненависть к извергам человеческого рода».

В третьем номере журнала, увидевшем свет 15 ноября 1943 года, официальная часть посвящена 26-летию основания Советского государства. В этом некоторые увидят угодничество перед властями. Но его нет. Есть лишь следование заповеди Христовой воздавать «кесарево кесарю». Патриарх Сергий выступил 7 ноября с обращением ко всем чадам Церкви. В нем - благодарность Богу за Его неисчислимые милости, утверждение, что Промысл Божий руководит Советским государством. В нем радость по поводу того, что православные всего мира торжествуют восстановление патриаршества в Русской Церкви. Вот цитата: «митрополит Ливанский телеграфирует мне, что православные Ливана восприняли восстановление у нас Патриаршества, как их собственную радость, как их собственный великий праздник. Три дня и три ночи православные церкви на Ливане стояли открытыми, раздавался веселый перезвон колоколов, народ ликовал и благодарил Бога за милость, явленную нам, русским».

Как расценят нынешние хулители Патриарха Сергия эту радость далеких географически, но близких по духу арабов по поводу его интронизации? Их Сталин запугал? Или что-то пооригинальней придумают? Архиепископа Йоркского, представителя Англиканской церкви, прибывшего 8 сентября в Москву на интронизацию, разумеется, тоже Сталин запугал...

Заканчивается обращение Патриарха 7 ноября 1943 года следующими знаменательными словами: «Итак, перед началом нового государственного года поусерднее помолимся о Богохранимой стране нашей и о властях ее во главе с нашим Богоданным Вождем. Да дарует им Господь силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов. Помолимся и о нашей доблестной Красной Армии, да увенчает Господь ее подвиги и труды конечной победой над врагом и да сподобит всех нас снова увидеть страну нашу мирной и процветающей, да и другие страны ведущей за собою к свету, миру и всякому преуспеянию».

Вот вам слово Первосвятителя: Сталин - Богоданный Вождь, а Советский Союз времен войны ведет к свету другие страны.

Для чего шельмуют Сталина? Для чего обывателю десятилетиями вдалбливается, будто он - абсолютное зло? В том числе и для того, чтобы, в соответствии с иезуитской логикой противников, тотчас начать шельмовать героическую Русскую Церковь времен войны, ту Церковь, благодаря беспримерному подвигу которой мiр продлил дни своего существования. Ту Церковь, которая поддержала Сталина безусловно.

Не менее интересно «Обращение к клиру и верующим жителям Украины» митрополита Николая Ярушевича, произнесенное тоже 7 ноября 1943 года. Здесь сказано: «Близок час, когда с Божией помощью и при Его благословении правда и свобода окончательно восторжествуют над чудовищным насилием и изуверской жестокостью фашистских исчадий ада, и сгинет фашистская нечисть с украинской земли навсегда!»

А как современно звучат следующие слова: «Дорогие архипастыри, пастыри, верующие украинской земли! Будьте верны до конца нашей Святой Матери-Церкви Русской, которая, во главе с новоизбранным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Сергием, молится о даровании крепости вашему духу, о скорейшем восходе солнца свободы, солнца воскресения над всей украинской землей!»

Как узнаваем лжепастырь по фамилии Денисенко по лжепастырям времен войны! Вот пожалуйста: «С глубочайшей скорбью узнает наша Русская Православная Церковь о том, как некоторые из украинских архиереев пресмыкаются перед временными фашистскими хозяевами, отрекаясь от своей Матери-Церкви и продавая свою Родину Гитлеру, этому мировому разбойнику, имя которого окружено проклятиями всего честного человечества. К позорному имени бывшего епископа Поликарпа Сикорского прибавляется, как мы слышим, имя харьковского митрополита Феофила Булдовского, уже свыше 15 лет тому назад ушедшего от Матери-Церкви в раскол. В дни временной немецкой оккупации он в своих посланиях к верующим не находил слов чернить и хулить имя нашего великого старца-патриота Патриарха Сергия за его твердое стояние во главе своей паствы и преданность Родине и служил торжественные молебны о здравии и успехах того, кто поставил своею целью истребить украинское население».

Увещания в речи мужественного архиерея удачно дополняются прещениями: «Братья верующие украинцы! По постановлению последнего Собора Епископов Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 8 сентября этого года, всякий, виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана. Да не пойдет ни один из вас за пастырями и архипастырями, изменяющими Матери-Церкви и Родине! Не губите своей души вечной погибелью, имея общение с осужденными Собором лже-архиереями и лже-пастырями!»

 

1944-й год.

 

В 3-м номере за 1944 год появилось радостное известие о возобновлении молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами - Грузинской и Русской, которое прекратилось в 1917 году, а возобновилось 31 октября 1943 года. Это было сшивание тела Вселенской Церкви, разорванного страстями человеческими. И началом ему послужил Собор 8 сентября 1943 года. Поздравив Святейшего Сергия с восшествием на Патриарший престол, Католикос Грузии Каллистрат обратился к нему с просьбой о примирении. Ответ русского Патриарха был исполнен смирения, которым, как известно, разрушаются все козни врагов, ибо он подписался под своим письмом следующим образом: «Вашего Святейшества любящий о Христе брат и всецело преданный служитель».

Из номера в номер публикуется информация о принятии в лоно Церкви раскаявшихся бывших обновленческих архиереев и священников.

Майский номер журнала за открывается известием о кончине Патриарха Сергия. В воскресенье 14 мая он отслужил литургию в Ризоположенском храме, а на следующий день в 6 часов 50 минут почил в Боге. Согласно Завещанию Патриарха, бразды правления Русской Церковью перешли к митрополиту Алексию Симанскому. И он тотчас ревностно взялся за выпавшее из рук предшественника кормило, дабы вести церковный корабль предначертанным свыше курсом.

В сентябрьском номере журнала помещено Обращение Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Алексия к духовенству и верующим румынского народа. Здесь сказано без всякой ныне модной политкорректности: «мы, русские люди... с ужасом вспоминали то, о чем, очевидно, забывали вы, что все это /убийства, зверства, разрушения на Русской земле/ делали те, чья государственная независимость и свобода народного существования не далее, как несколько десятилетий тому назад, были завоеваны кровью русских людей».

Далее Первосвятитель напоминает: «Еще в начале войны покойный Патриарх Московский и всея Руси Сергий от лица Русской Церкви обращался к румынским пастырям и пастве с призывом отречься от союза «с богоборцем Гитлером» и прекратить проливать кровь единоверного народа». Этот призыв его, не выполненный в свое время, теперь вами услышан...» Здесь русский архипастырь призывает румын обратить оружие против немцев, и вновь увещевает: «Братие! По вере православной, и вы - народ Божий: потщитесь и подвигами явить собою Божий народ. И тогда не оскудеет для вас дивная помощь Божия».

В октябрьском номере журнала было опубликовано подобное письмо Софийскому митрополиту Стефану: «С чувством братской о Христе любви шлю я Вам, а через Вас и всему клиру и верующим болгарского народа от своего лица и от лица Священного Синода Православной Русской Церкви сердечный привет и выражение нашей общей радости по случаю вступления и вашего народа в ряды народов-борцов за правду против сатанинских сил германского фашизма.

Мы радуемся, что единоверный с нами болгарский народ с края пропасти, куда ввергала его лукавая и зловредная политика ныне свергнутых его бывших вождей, отошел на единственный путь, обещающий ему спасение, путь присоединения к тем свободолюбивым народам, кои преследуют священную цель уничтожить на вечные времена и во всем мире фашизм».

Завершается послание следующими знаменательными словами: «Из средоточия русского единства - Москвы - шлем Вашему Высокопреосвященству целование мира и любви и просим передать благословение нашей Церкви клиру и верующим Церкви Болгарской».

Это ли голос якобы задавленной, затравленной сталинской тиранией Русской Церкви? Не голос ли это, напротив, самого здорового из всех прочих церковного организма? Голос, говорящий кротко и одновременно властно...

В12-м номере журнала размещена информация о Соборе епископов Русской Православной Церкви, проходившем 21-23 ноября. Приведем здесь небольшую часть выступления владыки Алексия: «Жатва многа; условия для развития церковной жизни - благоприятны, со стороны правительства нашего мы видим полную поддержку в наших церковных и патриотических начинаниях.

За последний год по всему нашему Союзу открыто сверх имеющихся более двухсот церквей; все ходатайства об открытии храмов тщательно рассматриваются...

Открыт в Москве Богословский институт и Богословско-пастырские курсы; такие же курсы могут быть открываемы и в епархиях, и, таким образом, можно надеяться, что у нас постепенно пополнятся кадры пастырей, которые пойдут на это служение не по принуждению, не по необходимости, а по искреннему влечению к работе на церковной ниве».

Далее сказаны золотые слова, вероятно явившиеся реакцией на обновленческие поползновения против векового уклада церковной жизни: «Церковное управление твердо дотоле, доколе мы остерегаемся переступать через рубеж правил церковных; коль скоро переступим однажды по какому-нибудь произвольному рассуждению, то уже трудно будет определить, где предел, далее которого нельзя идти. Один шаг через рубеж правил подвергает опасности многое и подает ревнителям повод к серьезным и основательным нареканиям. Для этого не нужно искать примеров, они у нас на глазах...»

 

1945-й год.

 

2-й номер журнала за 1945 год открывается информацией ТАСС о Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 31 января - 2 февраля. В качестве гостей на нем присутствовали: Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохийский Александр III, Католикос Грузии Каллистрат, представитель Константинопольского Патриарха митрополит Фиатирский Герман, представитель Иерусалимского Патриарха архиепископ Севастийский Афинагор, также представители Сербской и Румынской Церквей.

2 февраля Собор единогласно избрал Патриархом митрополита Алексия Симанского, 4 февраля состоялась его интронизация. Как не привести здесь исполненные благоговения и страха Божия слова из первого Патриаршего послания от того же 4 февраля! «...для вас, братие, станет понятным мое душевное смущение, когда вы поразмыслите над тем, что есть Патриарх для паствы своей и какое бремя на него возлагается.

Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий Истину.

Задачею его является сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога.

Цель его - спасать вверенные ему души.

Подвиг его - жить во Христе и для мира быть распятым.

Долг Патриарха - хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных «страхом спасать», иных, по апостолу, «обличать», «запрещать», «да всяко некие спасутся».

Неужели это слова несамостоятельного, забитого человека? Здесь же и наставление для пастырей: «Только тогда от пастырей будет простираться сила на верующий народ, который с большим пониманием относится к личности каждого пастыря и прекрасно разбирается в том, который из них - истинный пастырь, молитвенник и раздаятель благодатных даров, и который - только лицедействует в храме Божием, только «господствует над наследием Божиим» (1 Петр. 5, 2-3).

А вот и слова о современности: «Военное испытание, переживаемое нашей страной и теперь, благодаря самоотверженной доблести нашего воинства и беззаветному подвигу всего нашего народа, милосердием Божиим приходящее к концу, открыло широкое поприще для нас, пастырей Церкви Христовой.

Сколько тайн страдания, сколько чудес долготерпения видим мы в наших пасомых!.. Сколько горя обязаны мы утолить духовными утешениями, преподанием духовной силы и крепости...

Сколько страждущих душ призваны мы целить благодатными средствами... Как широко раскрыты должны быть наши сердца пред жаждущими получить от нас духовную помощь... Как горяча и сильна должна быть наша молитва, чтобы в сердцах наших пасомых не потухал огонь надежды на милосердие и помощь Божию!»

Далее следует наставление: «Не может быть добрым христианином тот, кто не является добрым и верным сыном своей Родины, готовым всем жертвовать для ее славы и процветания».

В завершение - молитва за власть: «По данной мне благодати призываю зиждительное благословение Божие на великий Союз наш, на всю святую Родину нашу, на мудрых строителей государственной жизни и руководителей народов наших, на все наше доблестное воинство с Верховным Вождем его во главе, и молю Господа всем и каждому в народе нашем подать Свою небесную помощь, защиту, благословение, утешение и мир».

В 3-м за 1945-й год номере опубликован замечательный очерк митрополита Алеутского и Северо-Американского Вениамина под названием «Мои впечатления о России». Вот что пишет этот иерарх: «скажу прямо: впечатления от народа - самое сильное, самое важное, что я увожу с собою с родины за границу. И прежде всего скажу о верующих. Боже, какая горячая вера в них! И эта вера передается и к нам, служащим.

Я давно, давно не молился так усердно, с такой «зрячей верой», как здесь, среди этого духоносного «дома Божия», Церкви Христовой, «Тела» Его. Иногда слезы набегали на очи, а дыхание сжималось от приступивших рыданий радости и веры. Всякое слово богослужения оживало, точно огонь, в сердце и уме.

А когда читалась молитва о победе армии нашей, то просьба была дерзновенна пред Господом. Слова же о том, чтобы Он призрел в милосердии и щедротах на смиренные рабы «Своя», на этих исстрадавшихся в войне чад Своих, - то слезы снова катились по щекам, и снова было трудно воздержаться от подступавших рыданий.

Да, воистину сзади нас стояли «смиренные рабы» Божии. И на кого жалостью наполнялось сердце к ним. И как сильно молилось о «милости и щедротах». И верилось, что они будут. А когда я пришел в храм, где имел состояться Собор, и увидел «стены» народа, то без сомнения ощутил и понял: вот он - оплот веры и Церкви.

А что было, когда говорились им слова живой проповеди. Какое внимание. Какая жажда духовная. А нередко - и слезы, текшие по щекам и мужчин, и женщин. Горяча вера у русского православного народа. А благословение после литургий! Ведь по часу, чуть не по два, приходилось благословлять этих чад Божиих. В давке, в тесноте, мокрые от поту, шли за благословением эти благочестивые люди Божии. Да, и теперь не только можно, но и должно сказать:

- Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе». Этот правдивый человек зафиксировал факт духовного преображения Руси. И мне непонятно, как нынешние критики могут позволять себе свысока смотреть на тот народ, на то поколение верующих, как смеют судить их.

6 февраля в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского состоялся духовный концерт, посвященный Поместному собору. Он открылся песнопением «С нами Бог» на музыку Кастальского. Затем прозвучал Символ веры того же композитора, далее - много других произведений, из которых автор статьи выделил особо «Воскресни Боже». И это торжество веры организовал, стало быть, богоборческий режим? Не смешите людей. Троцкизм ушел в подполье, поэтому и открылась дорога вере. А пробивал ее не в последнюю очередь И.В.Сталин.

Какие греющие душу названия статей присутствуют в апрельском номере журнала! «Прекращение эстонской схизмы»; обличающая коварство современных папистов - «О римско-католической церкви»; посвященная Собору святителей Московских «Созвездие великих ревнителей объединения Руси»; «Воинствующий католицизм»; «Страшный Суд в произведениях мировой живописи» и т.д. Не просто напечатанные на бумаге, но и одновременно выбитые в сердцах верующих людей, слова, из которых составлены указанные проповеди и статьи, были крыльями, на которых Русь летела к Победе.

Майский номер 1945-го года открывается перепечаткой из газеты «Известия» с названием «Беседа тов. И.В.Сталина с Патриархом Московским и всея Руси Алексием».

После Пасхального послания Патриарха приводится и другое, датированное 9-м мая. Оно, конечно, открывается всерадостным приветствием - «Христос воскресе!». За сим следуют по-военному бодрые и отрывистые фразы:

«Пробил последний час фашистской Германии.

Разбита и сокрушена сила ее.

В прах повержена Германия.

Знамя победы развевается над вражьей страной.

Слава и благодарение Богу!»

«Со славою побед и с радостью мира приветствую прежде всего победоносное воинство наше и его великого Верховного Вождя, а затем и всех, единых со своим Вождем и его победоносной ратью верных сынов Родины нашей, удостоившихся ныне счастья видеть победу над темной вражьей силой, столько лет терзавшей Европу и безумно возмечтавшей покорить мир и водрузить над ним кровавое знамя фашизма».

А вот и долгожданная духовная оценка события, которую каждому христианину следует помнить наизусть, чтобы не повторять на попугайский манер дикую клевету, будто Советская Россия несла человечеству то же самое зло, что и фашистская Германия. «Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, - и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, - ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру».

Если эти слова кажутся кому-то слишком витиеватыми, можно сказать проще: победу над фашизмом одержал Сам Христос, действуя через христолюбивое русское воинство.

И далее Патриарх простирает свою возвышенную речь:

«Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.

Да пройдет небеса.

Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к престолу Господню.

Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует Вождям и Правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать все, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны».

От 5-го номера журнала за 1945-й год веет не только радостью Победы, но и духовной бодростью, которой свойственно зорко следить за врагами веры. Поэтому закономерно присутствие большой обстоятельной статьи профессора И.Г.Айвазова «Соединение церквей», заканчивающейся чеканными словами, которые должны бы запечатлеться в сердце каждого православного христианина: «Понятно, что при таком явном и сознательном нарушении и отступлении папства от христианских догматов и основ церковного строя бесполезно говорить об единении между Церквами Востока и Запада. Всякий призыв пап к единению означает не единение, а противохристианское порабощение папами Восточной Церкви. И на такие призывы римских пап Восточная Церковь должна давать такой отпор, какой дали папам Дамасу и Николаю I Св. Василий Великий и Константинопольский первоиерарх знаменитый Фотий». В 7-м номере той же теме посвящены еще две статьи - «Ватикан» С.Алфеева и «Лжегуманизм Ватикана» профессора прот. Т. Попова.

Августовский номер журнала открывается «Посланием Святейшего Патриарха Алексия архипастырям, пастырям и пасомым Православной Русской Церкви», которое датируется 9 августа. В нем - призыв поддержать молитвой, трудами, воинскими подвигами военную операцию против Японии. Здесь, среди прочего, сказано: «Не может быть у нас согласия, и погрешительно было бы оно, с «ненавидящими мира» и с препятствующими его наступлению, с теми, кто идет против правды Божией и кто в языческом фанатизме и ослеплении не щадит и своего народа... Да благословит же Господь наше вступление в этот новый народный подвиг, да даст Он силу нашему оружию, да благословит вождей и воинов наших новыми славными победами и да приблизит вожделенный мир во всем мире».

В этом же, августовском, номере помещена замечательная статься В. Янова с восхитительным названием «Великий русский народ». Здесь засвидетельствован важный факт: «На приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии гениальный вождь народов И.В.Сталин, провозглашая тост за здоровье русского народа, сказал: «Он (русский народ) является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпенье».

Дабы развить мысль И.В. Сталина, автор цитирует старца Филофея, Достоевского, Чаадаева, Пушкина, недавно в Боге почившего Патриарха Сергия. Процитируем его и мы. Это поэтическое восприятие храма Василия Блаженного, воздвигнутого Царем Иоанном Грозным в память покорения Казани: «Перед нами стоит церковное здание, части которого представляют собою полное разнообразие от земли до верха их крестов, но в целом составляют дивное единство. Множеством куполов возглавлен этот собор: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми купол русский, объединяющий все здание. «Не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу», - взывали наши предки, увенчивая крестами разнообразные тринадцать куполов Василия Блаженного».

И тут же автор статьи делает краткий, но глубокий вывод, подлинный перл историософской мысли: «Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к Небу».

А завершается статься следующим образом: «С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

После победы над Японией в сентябрьском номере журнала, помимо поздравительной телеграммы Патриарха И.В. Сталину, помимо Послания пастве, помещена статья Михаила Архангельского «Ратные подвиги православных священнослужителей в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.»

В октябрьском номере журнала, помимо официальной информации, помещена программная статья архиепископа Орловского Фотия «О церковно-патриотической работе духовенства и верующих в послевоенное, мирное, время». Здесь звучит призыв ревностно браться за восстановление разрушенного войной, призыв деятельно утешать оставшихся без попечения вдов, сирот, инвалидов. И далее: «Наш христианский и патриотический долг состоит и в том... чтобы проповедовать и утверждать мысль о помощи Божией, дарованной нашей стране во время Великой Отечественной войны, ныне завершенной полной и блестящей победой.

Эта помощь Божия, столь явно сказавшаяся над нами и над нашей страною, должна побудить и пастырей, и всех верующих поднять еще на большую высоту свою любовь к Родине, свою преданность ей, свою готовность жертвовать всем для ее блага и процветания. «С нами Бог! Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена, ибо велика милость Его к нам» (Пс. 116). Не случайность то, что мы одержали победу, а гитлеровская Германия низвергнута, «ибо ни один народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все благое и, кого хочет, уничтожает по Своей воле» (Тов. 4, 19). Германия и ее нацистские руководители наказаны Богом за свою непомерную гордость, за жестокость и человеконенавистничество. Над ними исполнились слова Христовы: «Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф. 23, 12). И еще другие слова: «Взявший меч от меча и погибнет» (Мф. 26, 52). То же относится и к капитулировавшей Японии».

В ноябрьском номере журнала опубликовано «Приветственное слово преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине». Речь владыки исполнена радостного дерзновения:

«Где вы, японские самураи, кичившиеся тысячелетней непобедимостью?

Куда девалась ваша дерзость, с которой вы навязывали свой пресловутый «новый порядок» под одной вашей крышей?

Вы ныне поверглись в прах от панического страха, когда только лишь начало бряцать русское оружие...

Не мы одни торжествуем вашу победу и освобождение Манчжурии от дерзких захватчиков, но и бессмертные имена многих тысяч героев, старых русских воинов, сорок лет назад сражавшихся на сопках Манчжурии и в Порт-Артуре с тем же вероломным врагом - японцами, и они получили, наконец, свободу и успокоение с приходом сюда вас, своих товарищей-бойцов, отвоевавших обратно эту землю с их доселе сиротливыми могилами».

Далее, описывая тяготы японской оккупации, владыка утверждает, что русских детей заставляли совершать ритуальное поклонение японской богине Аматерасу. «О зверствах гитлеровского фашизма знает весь мир, а о зверствах японцев знаем все мы. Вот один из недавних ужасных случаев, происшедший в Харбине: русская женщина, мать двух маленьких детей, по просьбе японки соседки пошла купить ей продукты, а, вернувшись, к своему неописуемому ужасу, нашла своих детей зарезанными этой самой японкой...

Слава Богу, все это позади. И минуло оно только благодаря русским героям.

Поистине наша Отчизна Россия есть жилище героев! Да пребудет наша Русь всегда под благодатным Покровом Божиим. Да будет могучая, великая Отчизна наша достойно прославляема всеми народами мира в их славных сказаниях, песнях народных и гимнах торжественных!

Слава тебе, наша Родина-Мать, и поклон тебе земной от нас, беззаветно любящих тебя русских людей, твоих детей, отныне вошедших в единую нераздельную великую русскую семью.

Слава тебе, Великий Водитель нашей Матери России, давший ей недосягаемую мощь, величие и заслуженный покой!»

На этой торжественной ноте мы и закончим обзор «Журнала Московской Патриархии» военного времени.

 

* * *

 

Перед нами прошли величественные фигуры гигантов духа иерархов-сталинистов, т.е. молитвенников за Вождя Советской России (а молились они за власти, не мудрствуя лукаво, по заповеди первоверховных апостолов Петра и Павла). Их расцвет пришелся на годы правления Сталина, и они остались верными союзу с Вождем: как те, что ушли из земной жизни раньше его, так и те, что после. Нынешние непрошенные судьи укоряют их за этот союз, потому что в их промытых либеральной пропагандой мозгах Сталин присутствует как абсолютное зло. Следовательно, всякий, кто за него молился, кто благословлял, кто обращался со словами признательности, - причастны к абсолютному злу; а стало быть, достойны осуждения.

Таковые впадают в Хамов грех непочтения к духовным Отцам, сохранившим для потомков веру в годину беспримерных испытаний. Это идолопоклонники наоборот. Потому что идолопоклонник именует богом, источником всякого блага, плод своей фантазии. Эти же именуют, вместо диавола, источником всякого зла давно представшего суду Божию человека, наделив его всеми атрибутами зла и тем постоянно обличая свою собственную фанатическую пристрастность.

Кому же страшны иерархи-сталинисты? Разумеется, диаволу, чью власть они потеснили на земле. А далее - всем его приспешникам. Всем, кто ратует за новый мировой порядок:

- Троцкистам.

- Работающему с ними в паре всемирному олигархату.

- Используемым первыми и вторыми в качестве мальчиков на побегушках масонам.

- Фашистам.

- Их приспешникам недобитым бандеровцам.

- Явным и тайным папистам.

- Экуменистам, которые, попирая все священные каноны, сливаются в прелюбодейном экстазе с иноверцами.

- Церковным обновленцам.

- Русофобам всех мастей.

- Содомитам, разрушающим традиционный порядок и тем открывающим дорогу богоборческому «новому».

- Всевозможным либералам, как питательной среде, из которой вырастают клевреты «Нового мирового порядка.

Что же касается самой личности Сталина, лучше и спасительнее всего выступать по отношению к ней не судьей, а молитвенником, подражая иерархам-сталинистам. Разумеется, он человек много нагрешивший (я бы посмотрел, кто сумел бы нагрешить меньше - окажись в его положении), но и человек, много сделавший для России и ее Церкви.

Те, что объявляют его святым, во-первых, впадают в противоположную крайность, во-вторых, делают ему медвежью услугу. Ведь о помиловании святых мы не молимся, веруя что они уже не только помилованы, но и прославлены. А раб Божий Иосиф нуждается в молитвах Церкви, дабы спаслась его грешная душа. Объявляющие его святым лишают молитвенного утешения, да к тому же занимаются профанацией святости, выставляя ее служительницей собственных политических программ. Святость определяется не демократическими голосованиями и не изощренной пропагандой, но неоспоримым Божиим свидетельством.

Если уж кого прославлять в лике святых, так иерархов-сталинистов: Патриарха Сергия, Патриарха Алексия Первого, митрополита Николая Ярушевича и других. Один из них - святитель Лука Крымский, лауреат Сталинской премии - уже прославлен.

Выскажу свое, пусть и ничтожное мнение, по поводу иконографии, связанной с Иосифом Сталиным. Разумеется, неприемлемо его изображение с нимбом, потому что он не был Помазанником, не был помазан на Царство Церковью. Непохвальны также изображения, где он представлен без нимба, но в центре иконы, благословляемый Христом и Богоматерью. Его подобает, если уж изображать, то благословляемым иерархами, и не в центре всеобщего внимания, а в виде смиренном, например, в виде служки Царицы Небесной. И не на иконах, а на картинах. Которой из них суждено в будущем стать иконой (или же ни которая не удостоится подобной чести) - время покажет.

В настоящее время более насущная задача - освобождать имя одного из величайших вождей России от клеветы, хотя бы даже потому, что эта клевета не может не затрагивать и Русскую Церковь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

186. Ответ на 183., Lucia:

Иерархи-сталинисты никому не страшны, просто они подрывают доверие к церкви. Люди идут к священникам не за политикой.

Паства о.Николая Савченко активничает. Церковные власовцы "никому не страшны".

185. Re: Кому страшны иерархи-сталинисты

Иерархи-сталинисты никому не страшны, просто они подрывают доверие к церкви. Люди идут к священникам не за политикой. Тем более, что в вопросах всяких там ИНН и СНИЛСОВ священники обычно говорят, что это политика и их не касается.
Lucia / 14.09.2015, 08:23

184. Ответ на 181., np1237:

Так говорят уже и официальные органы КПРФ:http://goo.gl/3Jdpyg

Извините ,Вы хоть смотрите авторство тех материалов ,которыми меня забрасываете для ознакомления? Имею ввиду вот это- Категория: Наша история Опубликовано 27.10.2014 22:55 Автор: maxpark.com maxpark.com ,это по вашему официальный орган КПРФ? Кино и немцы.... Президентский Архив устами своего руководства еще в 2010-м году официально заявил об отсутствии в нем документов, которые Вы посылали искать там Ксению Балакину. На этом закончим.

Ну заявил ,шакалам из <<Радио свобода>> для чего шакалам, давать повод раньше времени поднимать визг и гвалт. Удовлетворил скажем так их праздное любопытство что бы успокоились и дальше не теряя аппетита продолжали поглощать гамбургеры с этим как его там хомонам и что из этого?Такое уже много много раз было в истории.Каждому архивному документу свое время и свое место. На этом закончим.

Пока закончим ,скажем так.....Пока.
Silvio63 / 14.09.2015, 08:08

183. Ответ на 180., Silvio63:

Вы совсем ничего не смогли сказать на мой предыдущий пост. «Указание 13666/2», прежде всего остального, оказалось в бульварной прессе и далее неоднократно публиковалось в авторских материалах своего первооткрывателя- фейкотворца. Никто первопубликаторство не оспорил. «Указание» фейк. Значит и все остальное тоже фейки. раз Курляндский говорит ,что такого документа нет ,значит так оно и есть.

Так говорят уже и официальные органы КПРФ: http://goo.gl/3Jdpyg Так наверняка или точно…?

туфту

Я сказал «наверняка», а «точно» я не говорил. Ваш вопрос неуместен. Я высказал объясняющее ситуацию и соответствующее ходу разговора на «Радио Свобода» предположение именно как предположение, а Вы грубите. Наш диалог потерял остатки смысла. Ваши слова (пост 139): Первоисточник естественно находится в Президентском Архиве, номер документа вот- Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ Строго секретно. № 1697/13 11. 11. 1939 г. товарищу Берия Л. П. Выписка из протокола № 98 заседания Политбюро ЦК от 11.11.1939 г.Далее текст который я приводил ,внизу подпись Сталина И.В. Сделайте запрос в архив,если Вы не доверяете интернету(и правильно кстати делаете) аргументированно обоснуйте причину и попросите выслать Вам копию этого документа.

Слова Курляндского: «Игорь Курляндский: То есть вы считаете, что Александр Сергеевич Степанов, начальник департамента Архива президента, он лжет, когда пишет, что в Архиве президента Российской Федерации эти документы не выявлены? ………… Валерий Алексеев: Я не знаю, где вы это все смотрели. Анна Иванова: Это официальные отзывы из архивов». http://www.svoboda.org/content/transcript/2141162.html Президентский Архив устами своего руководства еще в 2010-м году официально заявил об отсутствии в нем документов, которые Вы посылали искать там Ксению Балакину. На этом закончим.
np1237 / 13.09.2015, 21:33

182. Ответ на 179., np1237:

Никаких «документов 1939-го года» в архивах он, понятное дело, не видел – ему их, наверняка, очень уважаемые люди принесли в виде этих самых «ксерокопий» с устными гарантиями подлинности оригиналов. На мой взгляд, уместнее говорить о степени осознанности его участия во вбросе уже готовых фальшивок, нежели об участии в изготовлении этих фальшивок.

Так наверняка или точно ,уважаемые люди принесли В.А.Алексееву ксерокопии? А если не уверенны в этом ,то с какой целью Вы мне эту туфту адресовали? Или Вы уже начинаете рассуждать,как И.Курляндский со товарищами антисоветчиками.? Нашли авторитет ,раз Курляндский говорит ,что такого документа нет ,значит так оно и есть.Им в девяностых хлопцы из 10-го(архивного) отдела КГБ СССР по распоряжению Яковлева , кинули маааа-ленькую <<кость>> они ее обглодали ,мало того еще и от себя придумали страшилок , насочиняли книжек ,что бы поправить свое финансовое положение ,вот и весь их интерес к истории. Придет время предадут гласности и этот документ и многие другие и тогда народ увидит и поймет,как ему морочили голову все это лихое время ,выставляя Сталина преступником и злодеем.Всех иуд увидит...Но для этого нужно сначала подготовить людей ,что бы не устроить новый раздрай ,как это сотворил идиот Горбачев.Кстати ваш Курляндский в интервью в 2013г. сам же честно признал-<<Что же касается документов церковно-государственных отношений того периода, то многие из них по- прежнему недоступны. Они хранятся в разных архивах и пока в этот интернет-проект не попадают. И неясно, когда до них дойдет очередь. Значительная часть документов церковно-государственных отношений в СССР за период еще с 1920-х гг. до сих пор засекречена. Это и документы из тематических папок архивного фонда Политбюро, хранящиеся в Архиве Президента РФ, и чекистские документы из Центрального архива ФСБ, и документы из особых папок Секретариата ЦК из РГАСПИ и многие другие.>> Сами видите,что Курляндский признает ,что большое количество документов, касающихся государственно- церковных отношений еще засекречено. Так что верить Курляндскому -себя не уважать.
Silvio63 / 13.09.2015, 16:45

181. Ответ на 177., Silvio63:

Была в свое время публичная дискуссия на эту тему между Курляндским на которого Вы постоянно ссылаетесь и В.Алексеевым

В данной дискуссии фигурируют фейковые «Протокол заседания Политбюро от 11.11.39 №88» и «Справка Берии» (отчет о выполнении «решений Политбюро»), также полностью разоблаченные Курляндским каждый по отдельности. «Указание 13666» само по себе, как объект не обсуждается. Первопубликатором «Протокола 88» и «Справки Берии» в своей статье "О мнимом повороте Сталина к Православной Церкви" ("Вопросы истории" №9, 2008 г.) Курляндский признает журналиста В.М. Маркова на основании собственных слов того: «Первопубликатором этих документов я стал случайно. Просто перед выходом книги Маршала Советского Союза Д.Т. Язова привелось немного поработать над ее версткой, а когда увидел в ней два ранее неизвестных сталинских документа, признаюсь: не утерпел, опубликовал в газете “За Родину, за Сталина!” (№ 7, сентябрь 1999 г.)» http://www.pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stalina-k-pravoslavnoj-cerkvi/ Публикация Маркова (сентябрь 1999 г.) вышла по времени намного раньше воспоминаний Язова (2000 г.), чем Марков безнадежно скомпрометирован. Публикацию В.А. Алексеева «Тернистый путь к живому диалогу», где также находится «Протокол 88», я в интернете не нашел (возможно, она удалена), но год выпуска 1999-й. «Русский Вестник» уже третий источник. Такой процесс называется словом «вброс». Почему «Радио Свобода» в 2010-м году интервьюирует именно Алексеева не вполне понятно. Алексеев в дискуссии говорит чушь и являет собой пример подставленного человека, который не может назвать тех, кто его подставил: Игорь Курляндский: Вы не называете архивных ссылок. Где вы его нашли, где вы его видели? Вам кто-то его принес? Какие-то ксерокопии откуда-то? Валерий Алексеев: Да, я видел этот документ. Игорь Курляндский: Вы в архиве его видели? Валерий Алексеев: Эти документы, наверное, есть в архиве… http://www.svoboda.org/content/transcript/2141162.html Никаких «документов 1939-го года» в архивах он, понятное дело, не видел – ему их, наверняка, очень уважаемые люди принесли в виде этих самых «ксерокопий» с устными гарантиями подлинности оригиналов. На мой взгляд, уместнее говорить о степени осознанности его участия во вбросе уже готовых фальшивок, нежели об участии в изготовлении этих фальшивок.
np1237 / 12.09.2015, 09:44

180. Ответ на 177., Silvio63:

QUOTE] Послушайте ,при чем здесь Назаров? Он ,что имел доступ к партийным архивам?

Назаров тут при том, что он ПЕРВЫМ по времени (июнь 1999 г.) опубликовал в прессе аутентичный текст «Указания 13666/2» и в этой самой первой публикации назвал самого себя первооткрывателем в архивах этого «до сих пор скрываемого» от народа «документа». Конечно, никакого доступа к архивам он не имел, ни в каких архивах не был, и все «Указание 13666/2» от начала и до конца сам выдумал. Именно на этого человека уже в 2003 году вышел некий М.А. Высоцкий (см. сноску 18 по нижеуказанной ссылке), получивший в Российском государственном архиве со¬циально-политической истории (где должны были бы собираться все ленинские документы) следующий ответ: «В фондах В. И. Ленина, М. И. Калинина и других совет¬ских государственных деятелей документов секретного и ограниченного доступа нет. Сообщаем также, что интересующий Вас текст распоряжения председателя ВЦИК Калинина и председателя СНК Ленина предсе¬дателю ВЧК Дзержинскому от 1 мая 1919 г. в РГАСПИ не обнаружен. Одновременно сообщаем, что автор присланной Вами статьи Герман Назаров в читальном зале архива не работал и никаких документов, следова¬тельно, не получал». http://www.pravmir.ru/o-mnimom-povorote-stalina-k-pravoslavnoj-cerkvi/ Авторство вторичных фейков, где упоминается «Указание 13666», менее важно. Упомянутый Вами В.А. Алексеев в интервью «Радио Свобода» от 28.08.10 само «Указание 13666» не вспоминает вовсе, а говорит только о «документах» сталинского времени. Все следы первофейка ведут к Назарову. Кто, кроме Назарова, говорил, что видел «Указание» в архиве? А Назаров несомненный фейкотворец.
np1237 / 12.09.2015, 08:27

179. Ответ на 174., np1237:

Ну кто первый опубликовал этот документ известно .Разумеется. Первопубликатором является многоуважаемый Назаров Г.А.

Послушайте ,при чем здесь Назаров? Он ,что имел доступ к партийным архивам? Или Вы считаете ,что доступ к архивам ВКП(б) КПСС имел любой желающий? Если так ,то Вы безнадежно ошибаетесь. Была в свое время публичная дискуссия на эту тему между Курляндским на которого Вы постоянно ссылаетесь и В.Алексеевым Вот некоторые выдержки из нее Игорь Курляндский: Прежде всего это документы-призраки, документы-невидимки, которых не существует ни в каких известных государственных и ведомственных архивах, документы, которые не вписываются в делопроизводство тех или иных лет, соответственно, в делопроизводство Совнаркома 1919 года и не вписываются в делопроизводство Политбюро 1939 года. Вплоть до того, что досконально были изучены все решения Политбюро за 11 ноября 1939 года, в том числе под грифом «Особая папка», это делопроизводство, которое велось очень строго, — и ничего подобного даже под другим каким-то название, с другим содержанием, но именно идущее навстречу религии, не выходило. Мы посылали официальный запрос в Архив ФСБ, есть ли у них документы, что такие целенаправленные выпуски были, и есть ответ, соответственно, из архива, что не было этого. Еще что важно, что продолжались церковные гонения и в 1939-м, и в 1940-м, и в 1941 годах. Продолжались и аресты. Конечно, не в таких масштабах, как в годы ежовщины, но продолжали фабриковаться групповые церковные дела. Валерий Алексеев: В общем-то, так сказать, аргументов-то и нет… Игорь Курляндский: Как же нет? Валерий Алексеев: Они примерно такие же, как я и ожидал. Ну, то, что вы не нашли этот документ или вам его не дали, — это не значит, что его нет в природе. Я думаю, что и вы тоже со мной согласитесь, что не на каждую просьбу наши архивные работники обязательно тут же выдадут все, так сказать архивы, которые представляют, видимо, в какой-то степени государственную тайну. Валерий Алексеев: Значит, я хотел, во-первых, сказать, что, к сожалению, я от моего молодого коллеги не получил хорошего, внятного, профессионального, как от историка, от архивиста, ответа на то, что этот документ является фальшивкой. Значит, писал Ленин указания, не писал – это все так, — беллетристика. Игорь Курляндский: Это не важно… Валерий Алексеев: Впервые, когда я опубликовал вот эту знаменитую, так сказать, записку Карпова, она не имела никакого номера архивного, она имела внутренний номер специальных, так сказать, хранений документов. Когда мы в 1989 году этот документ нашли, он был не в каком открытом хранении. Логика была такова, что готовилась встреча Горбачева с патриархом Пименом, и всем казалось, что это такая революционная встреча. Но умные люди нам подсказали: вы не городите огород, такая встреча была в 1943 году. А где взять этот документ? Мы его взяли в том архиве, потому что я входил в группу по подготовке этой встречи. Анна Иванова: А в каком архиве? Валерий Алексеев: Ну, в «особом» архиве – так его назовем. Этот документ был тогда, так сказать, нами выужен оттуда, и нам было дано специальное разрешение, и через год, как нам дали такое разрешение, мы его опубликовали. И только после этого документ был введен в научный оборот, ему присвоили номер, и вы уже с ним познакомились. С этим документом предстоит такая же самая работа. Анна Иванова: Можно пока просто рассказать, действительно, где вы вот этот документ 1939 года видели? Валерий Алексеев: Я его читал таким же, так сказать, образом, как я читал эту записку Карпова. Анна Иванова: А каким? Игорь Курляндский: Где вы его читали? Валерий Алексеев: Там же, так сказать… Анна Иванова: А кто вам его принес? Игорь Курляндский: В каком архиве и где? В каком архиве, у кого? Валерий Алексеев: Ну, вам достаточно того, что он опубликован? Игорь Курляндский: Мне недостаточно. Я сказкам не верю! Анна Иванова: То есть вы нам не можете сказать, кто вам принес документ? Валерий Алексеев: Ну, я тоже сказкам не верю, я верю документам, поэтому я его опубликовал. Если бы я слушал сказку, я бы, конечно, как к сказке отнесся. Владимир Тольц: Снова вмешаюсь. Валерий Аркадьевич, значит, мне ясно: вы не можете назвать по каким-то соображениям, в каком архиве вы это видели. Но можете объяснить, по каким соображениям? Вы дали подписку о неразглашении, в чем дело-то?.. Валерий Алексеев: Ну, по одной простой причине. Потому что у этого документа, так сказать, есть тот номер, который невозможно проверить в открытом его хранении. Как я буду называть…
Silvio63 / 11.09.2015, 10:48

178. Ответ на 175., Русский Сталинист:

То есть, "внезапность", конечно, была- для красноармейцев, командиров младшего и среднего звена, а также для командующих приграничных округов, которые из-за непонятных действий своего начальства в лице наркома обороны и начальника Генштаба не были заблаговременно оповещены о возможном нападении и не были приведены в полную боеготовность, в отличие от пограничников и моряков, чьё руководство чётко выполнило свои обязанности. Но для высшего военного руководства никакой "внезапности" не было. Иначе получится очень странная картина: нарком ВД и Нарком ВМФ знали о готовящейся агрессии, а нарком обороны и начальник Генштаба-нет. Но это уж совсем из области ненаучной фантастики.

177. Ответ на 173., Lucia:

как немцам удалось напасть внезапно? и почему все были не готовы?

Это миф. Не было никакой "внезапности". Почему погранвойска НКВД, подчинявшиеся Берии, встретили утро 22 июня в полной боеготовности? Почему ВМФ СССР, подчинявшийся НКВМФ Кузнецова, встретил утро 22 июня в полной боеготовности? Значит, не было никакой "внезапности". Значит, Берия и Кузнецов знали и приняли меры. А вот почему Красная Армия, подчинявшаяся НКО Тимошенко и Генштабу Жукова, встретила войну так, как встретила- в исподнем белье, вот это главный вопрос. Почему Жуков и Тимошенко несколько часов не отправляли в округа директиву, утверждённую Сталиным- ещё один вопрос.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
12.11.2024 21:01
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.11.2024 20:49
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41