Владимирские торжества 1915 года и их значение

Бывший СССР  Новости Москвы  1000-летие со дня преставления Крестителя Руси 
0
562
Время на чтение 12 минут

 

Приближаются дни празднования 1000-летия блаженного успения Св. Благоверного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. Полезно для души и ума вспомнить, как проходили торжества 100 лет назад...

Почитание Святого Равноапостольного Великого князя Владимира на Руси началось ещё в XI столетии, когда Святитель Илларион составил «Похвалу» в честь Крестителя нашего народа. В XVI- XVIII веках, преимущественно в Московской Руси - России, было написано множество икон и построены величественные храмы в честь Св. Владимира. В 1782 году Императрица Екатерина II учредила орден Св. Владимира четырёх классов для награждения военных и гражданских чинов, просуществовавший в России до 1917 года. В XIX веке памятник Св. Князю и Владимирский собор украсили Киев.

Новый подъём почитания Св. Владимира был связан со всероссийскими торжествами 1888 года в Киеве, приуроченными к 900-летию Крещения Руси. Эти торжества, имевшие отклик также в Галиции, Румынии, Сербии, Черногории и Болгарии, устроили обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев при поддержке Санкт-Петербургского, Киевского и Одесского Кирилло-Мефодиевского Славянских обществ.

Торжества 1000-летия преставления Св. Князя планировались как своеобразное продолжение мероприятий, начатых в 1913 году празднованием 300-летия Дома Романовых. В условиях насаждения австрийским правительством «украинства» на территории Галицкой, Подкарпатской Руси и Буковины, Владимирские торжества 1915 года мыслились как напоминание о том, что Империя Романовых - наследница земель Древней Руси. Начало Первой мировой войны - Отечественной войны 1914 года, - побудило национальную русскую интеллигенцию по обе стороны австрийской границы (Т.Д. Флоринский, Д.Н. Вергун, В.Ф. Дудыкевич и др.) с новой настойчивостью напомнить российскому обществу о «наследии Св. Владимира», по историческому недоразумению попавшем в руки враждебной немецкой державы. Осенью 1914 и весной 1915 года казалось, что «наследие Св. Владимира» - Львов и Перемышль, - теперь уже навсегда воссоединятся с коренной Русью, но лето 1915 года стало временем тяжёлого и неожиданного отступления. Требовалось новое напряжение общественных сил, новое духовное утешение. И Владимирские торжества стали таким долгожданным утешением.

В настоящей статье мы постараемся взглянуть на события 15 (28) июля 1915 года с двух точек зрения - мы опишем, с одной стороны, церемониальную часть торжеств, а с другой - расскажем о тех идеях, которые развивались в религиозной публицистике того времени и нашли отражение в повременных епархиальных изданиях.

Главным в торжествах было литургическое начало, почитание Св. Владимира прежде всего выражалось во всенародной молитве. Молитва эта имела два средоточия - Петроград и Киев.

«Накануне 900-летия со дня кончины Св. Владимира, по распоряжению Святейшего Синода, начались церковные торжества. Во всех церквах столицы, в 6 часов пополудни совершены всенощные. Особой торжественность отличалось богослужение в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне, где служил преосвященный Вениамин, епископ Гдовский (в документе ошибочно- Нарвский - А. П.), соборне с многочисленным духовенством...

Сегодня к Казанскому собору, из всех церквей собрались крестные ходы, которые совместно с крестным ходом из Казанского собора с чудотворно иконой Казанской Божией Матери двинулись на Петроградскую сторону Князь-Владимирскому собору. Крестные ходы были встречены Митрополитом Владимиром, который совершил литургию в этом соборе в сослужении многочисленного духовенства. По окончании литургии и молебствия Равноапостольному Князю Владимиру крестный ход с митрополитом Владимиром направился на Петровский остров, где на Малой Неве было совершено водосвятное молебствие, завершившееся провозглашением царского многолетия и многолетия Верховному главнокомандующему, российскому воинству и союзным войскам (1).

 

 

Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров)

В крестном ходе на Иордань, устроенную на Петровском острове, кроме митрополита и двух его викариев, совершавших литургию, участвовали архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Воронежский и Задонский Св. Тихон (Никаноров), Ярославский и Ростовский Св. Агафангел (Преображенский) и председатель Миссионерского отдела епископ Иннокентий (Ястребов). День 15 июля 1915 года, средоточием которого стал Князь-Владимирский собор, оказался последним церковно-народным юбилейным торжеством дореволюционного периода в городе на Неве (2).

 

 

Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий

Очевидец так описывал Киевские торжества в «Полтавских Епархиальных ведомостях»: «Парадное богослужение было в Софиевском соборе. Началось служение в половине десятого. Божественную Литургию совершал Высокопреосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий. На богослужении присутствовали: главный начальник Киевского военного округа генерал-адъютант Троцкий, чины двора их Высочеств, губернатор шталмейстер Н.И. Суковкин, представители судебного ведомства, города, земства, генералитет, представители правительственных и общественных учреждений... Во Владимирском соборе богослужение при переполненном храме совершал высокопреосвященный Назарий, архиепископ Херсонский и Одесский в сослужении митрофорного протоиерея И.Н. Королькова, архимандрита Лавры Михаила и соборного духовенства... Киев давно не видел такого грандиозного торжества. Вся Царская площадь ещё до прибытия главного крестного хода из Софийского собора оказалась залитой морем разноцветных хоругвей, икон и облачённого в церковные одежды духовенства». Во время водосвятия был произведён салют в 101 выстрел (3).

Картину дополняют агентские телеграммы: «Киевляне с особой торжественностью праздновали великий акт Крещения Руси. По украшенным флагами улицам тысячные толпы устремились в Софийский собор, где литургию служил митрополит Флавиан. Одновременно в других соборах, церквах и лавре, где почивает честная глава Князя Владимира, торжественные литургии совершались архиерейским служением. Ко времени окончания литургии в Софийском соборе туда прибыли крестные ходы из других церквей, и соединённый величественный крестный ход при колокольном звоне всех городских храмов проследовал среди выстроенных шпалерами войск и воспитанников военных училищ к верхнему, а затем к нижнему памятникам Князю Владимиру, где после торжественного молебствия воинские знамёна и народ были окроплены святой водой. При погружении креста в воду был произведён орудийный салют. Вечером в разных учреждениях состоялся ряд лекций, посвящённых памяти Князя Владимира».

Сохранились описания торжеств во многих городах России. В Первопрестольной «по случаю 900-летия кончины Князя Владимира крестные ходы из церквей направились к Успенскому собору, откуда после богослужения соединённый крестный ход с ковчегом с частицами мощей Князя Владимира направился к Москве-реке, где совершено водосвятие».

В Минске после богослужения в соборе состоялся крестный ход из всех церквей на соборную площадь, где совершено всенародное молебствие Благоверному Князю Владимиру (4).

Праздновали и на Тихом Дону. «15 июля Архиепископ (Донской и Новочеркасский) Митрофан вместе с епископом (Аксайским) Гермогеном совершал в кафедральном Вознесенском соборе божественную Литургию, а после Литургии на Соборной площади отслужил молебен святому равноапостольному князю Владимиру и освящал воду в бассейне.

Накануне праздника было отслужено всенощное бдение с чтением акафиста Князю Владимиру. Во время причастного стиха ректор семинарии, протоиерей Димитрий Богоявленский, говорил слово о подвигах и заслугах Князя» (5).

С Дона перенесёмся на Волгу... 15 июля Епископ Астраханский Филарет совершал Божественную литургию в Князь-Владимирской церкви в сослужении ректора семинарии протоиерея Летницкого, протоиереев Карасёва и Орлова, священника Великанова и других лиц. После литургии состоялся крестный ход на реку Затон и освящение воды (6).

Торжества прошли и в близкой к линии фронта Бессарабии. В связи с отъездом Архиепископа Кишинёвского Платона на киевские торжества основные богослужения в Кишинёве в праздничные дни проводил Епископ Аккерманский Гавриил (Чепур). 14 июля он совершил всенощное бдение с акафистом святому Владимиру, а 15 июля - литургию и молебен с водосвятием у бассейна на соборной площади, в сослужении ректора семинарии архимандрита Дамиана. Затем состоялся крестный ход с Чудотворной Гербовецкой иконой Божией Матери (7).

 

 

Священномученик Андроник (Никольский)

Священномученик Андроник (Никольский), Епископ Пермский, 15 июля совершил Литургию в кафедральном соборе и крестный ход на реку Каму, по возвращении Святитель отслужил молебен о Победе Христолюбивого воинства, за Литургией Владыка говорил проповедь о том, «как переродилась христианская вера человека»(8).

... Празднование сопровождалось научными собраниями и предложениями по сооружению храмов. «На торжественном заседании под председательством Герцога (Георгия Николаевича) Лейхтенбергского (в Петрограде) Императорского общества ревнителей истории, посвящённом памяти исполняющегося в текущем году 900 -летия со дня кончины Cв. Владимира, прочитан ряд докладов, посвящённых эпохе этого князя» (9). Киевская Городская Дума постановила 900-летие кончины Св. Князя Владимира ознаменовать сооружением храма -памятника на месте предполагаемого Крещения Руси (10)...

Итак, подводя итоги нашего небольшого обзора, мы можем отметить, что в епархиальных центрах торжества выражались в Литургиях, молебнах с водосвятием и крестных ходах, в которых участвовали почитаемые Святыни (например, Гербовецкая икона Богоматери). Освящение вод совершалось, несомненно, в память крещения самого Св. Владимира и Крещения Руси.

При этом говорились проповеди, о содержании которых можно судить по материалам, опубликованным в епархиальной печати (исторические материалы, как правило, помещались в «Епархиальных ведомостях» либо в краеведческих целях, либо для «вспоможения» священнослужителям при составлении проповедей на темы юбилеев).

В «Полтавских Епархиальных ведомостях» была напечатана статья И. Авраменко «К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира». Характерно, что автор статьи начинает свое повествование с эпиграфа, принадлежавшего поэту-славянофилу Хомякову («Время славянофильствует»). Статья представляет собой реферативное изложение трудов Е.Е.Голубинского, А.А.Шахматова, С.Ф.Платонова, В.З.Завитневича, И.И.Малышевского, И.А. Линниченко и посвящена подробностям жития равноапостольного князя. Однако, повседневность явственно отражается в содержании статьи: «Владимир же был в пределах дорогой нашему сердцу и времени (т.е. современности) Галиции» (11). Позднее (12) Авраменко упоминает о «многострадальной истекающей кровью Червонной Руси», т.е. Закарпатской.

Для нас, людей начала XXI века, важно, что в статье содержится одно из последних предреволюционных описаний владимировских реликвий, хранившихся в Киеве: «Честная глава почивает в серебряной раке, у южной стены - возле иконостаса - Великой Лаврской церкви. Пред святыми мощами горит золотая лампада с бриллиантовой кистью - дары блаженной памяти Государя Императора Александра Второго (1856 год); а над ракою помещается драгоценнейший образ Благоверного Князя - дар того же Венценосца (15 июля 1858 года). Икона эта написана на кипарисной доске; оклад, великокняжеская шапка и венец Святого Князя - из чистого золота. Шапка, венец, крест и меч Святого Князя украшены, равно как и вся икона окружена в виде каймы, драгоценными (разной величины) камнями; последних - 333, на сумму - 2584 рубля серебром» (13).

Заканчивает же своё повествование автор обращением, прямо адресованным людям 1915 военного года: «Поскольку Владимир Святой был и воином, постольку он особенно близок и дорог Руси в нынешнее военное лихолетье, когда (вместе со святыми Георгием Победоносцем, Иоанном Воином, Борисом и Глебом, Александром Невским и другими святыми воинами) он является небесным покровителем нашего многострадального христолюбивого и победоносного воинства!» (14).

Преподаватель Кишинёвской духовной семинарии Василий Курдиновский в своей работе, посвящённой Св. Князю, также ссылается на труд члена совета Киевского Славянского общества И.И.Малышевского, изданный в 1915 году Петроградским Славянским Благотворительным обществом (15). Комментируя эпизод с приходом в Киев иностранных проповедников, Курдиновский делает следующее замечание: «Считаем долгом пояснить, что для русского человека, каким был князь Владимир, не важно было то, трудная ли или лёгкая была вера: ему нужна была вера, которая удовлетворяла бы его высоким духовным стремлениям, а немецкая вера, по всей видимости, показалась князю слишком земной, питающейся не небесными, а земными интересами» (16). Курдиновский прибавляет далее, что и в настоящее время немцы руководствуются прежде всего земными интересами. В текущей войне, как считал Курдиновский «Россия добивается для всего мира той свободы жизни национальной, какую она когда-то отвоевала себе у татар, как ныне завоёвывает её у немцев» (17).

То же настроение чувствуется и в проповеди астраханского протоиерея Н. Пальмова.

«Среди кровно нам близких угодников Божиих, русских по рождению, одно из первых мест занимает святой равноапостольный князь Владимир, который с особенной любовью взирает на своё земное достояние, на Русскую землю. Будем же, братья, усердно просить святого равноапостольного князя Владимира, нашего просветителя, чтобы он умолили Господа ниспослать силы, мужество, крепость и победу над врагом возлюбленному нашему Государю» (18).

Пермский публицист В. Верхоланцев напоминал о том, что, благодаря Св. Владимиру, «русский народ получил драгоценное право слушать Богослужение и читать священные книги на родном славянском языке, в чём отказывала своим последователям западная церковь и чего лишились родственные русскому народу и соседние с ним поляки» (19).

Итак, определим общий мотив статей (несомненно, и проповедей). Святой Владимир - родной, русский Угодник Божий, помощник в борьбе за Православие и основанную на нём национальную самобытность - против опасностей, идущих как с Востока, так и - в 1915 году - с Запада. Св. Владимир - покровитель Галиции и Червонной (Угорской, Закарпатской) Руси, отторгнутых от нашей державы земель, возвращение которых есть справедливая цель войны. Св. Владимир - покровитель русского и общеславянского просвещения.

...Господь дал русскому воинству вновь отвоевать часть «удела Св. Владимира» в ходе наступления, получившего позднее наименование «Брусиловского прорыва». Так что, молитвы июля 1915 года принесли определённый плод.

Думается, что отдалённейшим плодом этих молитв стали торжества 1000-летия Крещения Руси, когда слава Св. Владимира вновь свободно засияла над исторической Россией (в границах СССР). И не померкнет она, вопреки усилиям киевских, брюссельских и вашингтонских затемнителей и исказителей истории. «Красное Солнышко» нашей любви ко Христу и свободы во Христе пронзит своими лучами любые облачные громады и воздушные замки, согреет русским теплом стылые подвалы Донецка и Горловки. Святый Равноапостольный Княже Владимире, моли Бога о Земле Русской!

Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской народной линии»

 

Примечания:

1.    Петроград, 14 июля. Празднование 900-летия со дня кончины Св. Князя Владимира. // Сибирская жизнь, 17 июля 1915 года.

2.    Сайт Князь-Владимирского собора http://www.vladimirskysobor.ru/novosti/ekspozicija-posvjaschennaja-pervoj-mirovoj-vojne?offset=30

3.    Владимирские торжества в Киеве. // Полтавские епархиальные ведомости. - 1915. - N16. - С. 1291-1293.

4.    Киев (15 июля). Москва. Минск. //Сибирская жизнь, 18 июля 1915 года.

5.    Епархиальная хроника. // Донские епархиальные Ведомости.- 1915. - N30. - С. 542.

6.    Из епархиальной хроники. Торжественное богослужение и крестный ход 15 июля. // Астраханские епархиальные ведомости.- 1915.- N22.- С. 511-512.

7.    Епархиальная хроника. // Кишинёвские епархиальные ведомости. - 1915. - N29-30. - С. 757-758.

8.    Епархиальная хроника. Архиерейские служения. // Пермские епархиальные ведомости. - 1915. - N 24. -С. 768. В том же номере помещёна корреспонденция о празднике Св. Владимира в селе Сергинском.

9.    Петроград. // Сибирская жизнь, 31 марта 1915 года.

10.                 Киев (16 апреля). //Сибирская жизнь, 18 апреля 1915 года.

11.                 Авраменко И. К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира. // Полтавские епархиальные Ведомости. - 1915. - N13. - Часть неофициальная.- С. 1069.

12.                 Авраменко И. К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира. // Полтавские епархиальные Ведомости. - 1915. - N14. - Часть неофициальная.- С. 1153.

13.                 То же. С. 1151.

14.                 То же. С. 1155.

15.                 Курдиновский В. Памяти просветителя Русской земли, святого равноапостольного великого князя Владимира. // Кишинёвские епархиальные ведомости. - 1915. - N29-30. -С. 726.

16.                 То же. С. 727.

17.                 То же. С. 734.

18.                 Пальмов Н, протоиерей. Слово в день празднования 900-летия со времени кончины св. равноапостольного и великого князя Владимира. // Астраханские Епархиальные ведомости. -1915.- N20. -Отдел неофициальный.- С. 469.

19.                 Верхоланцев В. Св. Равноапостольный князь Владимир Великий. Пермские Епархиальные ведомости. - 1915. - N. 21. - Отд. неофиц. - С. 648.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Поповкин
О патриотах русской эмиграции времён Великой Отечественной войны
Многие русские православные патриоты-изгнанники так и не смогли дождаться справедливой всеобъемлющей оценки своего труда
30.09.2024
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Все статьи Алексей Александрович Поповкин
Бывший СССР
День памяти автора гимна Российской Империи А.Ф.Львова
Сегодня мы также вспоминаем кинорежиссера А.А.Тарковского
29.12.2024
Не тратьте силы на уныние!
О главных промыслительных событиях уходящего 2024 года: куда качнётся Чаша весов?
28.12.2024
«Советский период сменился бледной немощью»
Сегодня нам не хватает творчества – исторического, культурного, управленческого, экономического
28.12.2024
Механизм регулирования общественных отношений, не соответствующий реалиям, приводит к катастрофе
Анализируя события на Украине, впервые с 1917 года мы реализовали возможность учиться на чужих ошибках, занять в новом социальном эксперименте позицию наблюдателя, а не морской свинки
28.12.2024
Борьба за возвращение памятника Сталину в Перми
Советский вождь по-прежнему остаётся символом нашей Победы, поэтому так актуально возвращение его в народной памяти
28.12.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
1000-летие со дня преставления Крестителя Руси
Византийская «политика впечатлений»
Святая София Константинопольская
28.10.2021
«Святой не должен изображаться в эротическом виде»
Православная общественность просит Патриарха Кирилла повлиять на создателей фильма «Викинг», оскверняющего Крестителя Руси
17.11.2016
«Образ св. кн. Владимира является олицетворением духовного сплочения народа»
По данным ВЦИОМ, только 4% выступают против памятника Крестителю Руси
09.11.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45