Приближаются дни празднования 1000-летия блаженного успения Св. Благоверного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. Полезно для души и ума вспомнить, как проходили торжества 100 лет назад...
Почитание Святого Равноапостольного Великого князя Владимира на Руси началось ещё в XI столетии, когда Святитель Илларион составил «Похвалу» в честь Крестителя нашего народа. В XVI- XVIII веках, преимущественно в Московской Руси - России, было написано множество икон и построены величественные храмы в честь Св. Владимира. В 1782 году Императрица Екатерина II учредила орден Св. Владимира четырёх классов для награждения военных и гражданских чинов, просуществовавший в России до 1917 года. В XIX веке памятник Св. Князю и Владимирский собор украсили Киев.
Новый подъём почитания Св. Владимира был связан со всероссийскими торжествами 1888 года в Киеве, приуроченными к 900-летию Крещения Руси. Эти торжества, имевшие отклик также в Галиции, Румынии, Сербии, Черногории и Болгарии, устроили обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев при поддержке Санкт-Петербургского, Киевского и Одесского Кирилло-Мефодиевского Славянских обществ.
Торжества 1000-летия преставления Св. Князя планировались как своеобразное продолжение мероприятий, начатых в 1913 году празднованием 300-летия Дома Романовых. В условиях насаждения австрийским правительством «украинства» на территории Галицкой, Подкарпатской Руси и Буковины, Владимирские торжества 1915 года мыслились как напоминание о том, что Империя Романовых - наследница земель Древней Руси. Начало Первой мировой войны - Отечественной войны 1914 года, - побудило национальную русскую интеллигенцию по обе стороны австрийской границы (Т.Д. Флоринский, Д.Н. Вергун, В.Ф. Дудыкевич и др.) с новой настойчивостью напомнить российскому обществу о «наследии Св. Владимира», по историческому недоразумению попавшем в руки враждебной немецкой державы. Осенью 1914 и весной 1915 года казалось, что «наследие Св. Владимира» - Львов и Перемышль, - теперь уже навсегда воссоединятся с коренной Русью, но лето 1915 года стало временем тяжёлого и неожиданного отступления. Требовалось новое напряжение общественных сил, новое духовное утешение. И Владимирские торжества стали таким долгожданным утешением.
В настоящей статье мы постараемся взглянуть на события 15 (28) июля 1915 года с двух точек зрения - мы опишем, с одной стороны, церемониальную часть торжеств, а с другой - расскажем о тех идеях, которые развивались в религиозной публицистике того времени и нашли отражение в повременных епархиальных изданиях.
Главным в торжествах было литургическое начало, почитание Св. Владимира прежде всего выражалось во всенародной молитве. Молитва эта имела два средоточия - Петроград и Киев.
«Накануне 900-летия со дня кончины Св. Владимира, по распоряжению Святейшего Синода, начались церковные торжества. Во всех церквах столицы, в 6 часов пополудни совершены всенощные. Особой торжественность отличалось богослужение в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне, где служил преосвященный Вениамин, епископ Гдовский (в документе ошибочно- Нарвский - А. П.), соборне с многочисленным духовенством...
Сегодня к Казанскому собору, из всех церквей собрались крестные ходы, которые совместно с крестным ходом из Казанского собора с чудотворно иконой Казанской Божией Матери двинулись на Петроградскую сторону Князь-Владимирскому собору. Крестные ходы были встречены Митрополитом Владимиром, который совершил литургию в этом соборе в сослужении многочисленного духовенства. По окончании литургии и молебствия Равноапостольному Князю Владимиру крестный ход с митрополитом Владимиром направился на Петровский остров, где на Малой Неве было совершено водосвятное молебствие, завершившееся провозглашением царского многолетия и многолетия Верховному главнокомандующему, российскому воинству и союзным войскам (1).
Архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров)
В крестном ходе на Иордань, устроенную на Петровском острове, кроме митрополита и двух его викариев, совершавших литургию, участвовали архиепископы Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Воронежский и Задонский Св. Тихон (Никаноров), Ярославский и Ростовский Св. Агафангел (Преображенский) и председатель Миссионерского отдела епископ Иннокентий (Ястребов). День 15 июля 1915 года, средоточием которого стал Князь-Владимирский собор, оказался последним церковно-народным юбилейным торжеством дореволюционного периода в городе на Неве (2).
Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий
Очевидец так описывал Киевские торжества в «Полтавских Епархиальных ведомостях»: «Парадное богослужение было в Софиевском соборе. Началось служение в половине десятого. Божественную Литургию совершал Высокопреосвященный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий. На богослужении присутствовали: главный начальник Киевского военного округа генерал-адъютант Троцкий, чины двора их Высочеств, губернатор шталмейстер Н.И. Суковкин, представители судебного ведомства, города, земства, генералитет, представители правительственных и общественных учреждений... Во Владимирском соборе богослужение при переполненном храме совершал высокопреосвященный Назарий, архиепископ Херсонский и Одесский в сослужении митрофорного протоиерея И.Н. Королькова, архимандрита Лавры Михаила и соборного духовенства... Киев давно не видел такого грандиозного торжества. Вся Царская площадь ещё до прибытия главного крестного хода из Софийского собора оказалась залитой морем разноцветных хоругвей, икон и облачённого в церковные одежды духовенства». Во время водосвятия был произведён салют в 101 выстрел (3).
Картину дополняют агентские телеграммы: «Киевляне с особой торжественностью праздновали великий акт Крещения Руси. По украшенным флагами улицам тысячные толпы устремились в Софийский собор, где литургию служил митрополит Флавиан. Одновременно в других соборах, церквах и лавре, где почивает честная глава Князя Владимира, торжественные литургии совершались архиерейским служением. Ко времени окончания литургии в Софийском соборе туда прибыли крестные ходы из других церквей, и соединённый величественный крестный ход при колокольном звоне всех городских храмов проследовал среди выстроенных шпалерами войск и воспитанников военных училищ к верхнему, а затем к нижнему памятникам Князю Владимиру, где после торжественного молебствия воинские знамёна и народ были окроплены святой водой. При погружении креста в воду был произведён орудийный салют. Вечером в разных учреждениях состоялся ряд лекций, посвящённых памяти Князя Владимира».
Сохранились описания торжеств во многих городах России. В Первопрестольной «по случаю 900-летия кончины Князя Владимира крестные ходы из церквей направились к Успенскому собору, откуда после богослужения соединённый крестный ход с ковчегом с частицами мощей Князя Владимира направился к Москве-реке, где совершено водосвятие».
В Минске после богослужения в соборе состоялся крестный ход из всех церквей на соборную площадь, где совершено всенародное молебствие Благоверному Князю Владимиру (4).
Праздновали и на Тихом Дону. «15 июля Архиепископ (Донской и Новочеркасский) Митрофан вместе с епископом (Аксайским) Гермогеном совершал в кафедральном Вознесенском соборе божественную Литургию, а после Литургии на Соборной площади отслужил молебен святому равноапостольному князю Владимиру и освящал воду в бассейне.
Накануне праздника было отслужено всенощное бдение с чтением акафиста Князю Владимиру. Во время причастного стиха ректор семинарии, протоиерей Димитрий Богоявленский, говорил слово о подвигах и заслугах Князя» (5).
С Дона перенесёмся на Волгу... 15 июля Епископ Астраханский Филарет совершал Божественную литургию в Князь-Владимирской церкви в сослужении ректора семинарии протоиерея Летницкого, протоиереев Карасёва и Орлова, священника Великанова и других лиц. После литургии состоялся крестный ход на реку Затон и освящение воды (6).
Торжества прошли и в близкой к линии фронта Бессарабии. В связи с отъездом Архиепископа Кишинёвского Платона на киевские торжества основные богослужения в Кишинёве в праздничные дни проводил Епископ Аккерманский Гавриил (Чепур). 14 июля он совершил всенощное бдение с акафистом святому Владимиру, а 15 июля - литургию и молебен с водосвятием у бассейна на соборной площади, в сослужении ректора семинарии архимандрита Дамиана. Затем состоялся крестный ход с Чудотворной Гербовецкой иконой Божией Матери (7).
Священномученик Андроник (Никольский)
Священномученик Андроник (Никольский), Епископ Пермский, 15 июля совершил Литургию в кафедральном соборе и крестный ход на реку Каму, по возвращении Святитель отслужил молебен о Победе Христолюбивого воинства, за Литургией Владыка говорил проповедь о том, «как переродилась христианская вера человека»(8).
... Празднование сопровождалось научными собраниями и предложениями по сооружению храмов. «На торжественном заседании под председательством Герцога (Георгия Николаевича) Лейхтенбергского (в Петрограде) Императорского общества ревнителей истории, посвящённом памяти исполняющегося в текущем году 900 -летия со дня кончины Cв. Владимира, прочитан ряд докладов, посвящённых эпохе этого князя» (9). Киевская Городская Дума постановила 900-летие кончины Св. Князя Владимира ознаменовать сооружением храма -памятника на месте предполагаемого Крещения Руси (10)...
Итак, подводя итоги нашего небольшого обзора, мы можем отметить, что в епархиальных центрах торжества выражались в Литургиях, молебнах с водосвятием и крестных ходах, в которых участвовали почитаемые Святыни (например, Гербовецкая икона Богоматери). Освящение вод совершалось, несомненно, в память крещения самого Св. Владимира и Крещения Руси.
При этом говорились проповеди, о содержании которых можно судить по материалам, опубликованным в епархиальной печати (исторические материалы, как правило, помещались в «Епархиальных ведомостях» либо в краеведческих целях, либо для «вспоможения» священнослужителям при составлении проповедей на темы юбилеев).
В «Полтавских Епархиальных ведомостях» была напечатана статья И. Авраменко «К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира». Характерно, что автор статьи начинает свое повествование с эпиграфа, принадлежавшего поэту-славянофилу Хомякову («Время славянофильствует»). Статья представляет собой реферативное изложение трудов Е.Е.Голубинского, А.А.Шахматова, С.Ф.Платонова, В.З.Завитневича, И.И.Малышевского, И.А. Линниченко и посвящена подробностям жития равноапостольного князя. Однако, повседневность явственно отражается в содержании статьи: «Владимир же был в пределах дорогой нашему сердцу и времени (т.е. современности) Галиции» (11). Позднее (12) Авраменко упоминает о «многострадальной истекающей кровью Червонной Руси», т.е. Закарпатской.
Для нас, людей начала XXI века, важно, что в статье содержится одно из последних предреволюционных описаний владимировских реликвий, хранившихся в Киеве: «Честная глава почивает в серебряной раке, у южной стены - возле иконостаса - Великой Лаврской церкви. Пред святыми мощами горит золотая лампада с бриллиантовой кистью - дары блаженной памяти Государя Императора Александра Второго (1856 год); а над ракою помещается драгоценнейший образ Благоверного Князя - дар того же Венценосца (15 июля 1858 года). Икона эта написана на кипарисной доске; оклад, великокняжеская шапка и венец Святого Князя - из чистого золота. Шапка, венец, крест и меч Святого Князя украшены, равно как и вся икона окружена в виде каймы, драгоценными (разной величины) камнями; последних - 333, на сумму - 2584 рубля серебром» (13).
Заканчивает же своё повествование автор обращением, прямо адресованным людям 1915 военного года: «Поскольку Владимир Святой был и воином, постольку он особенно близок и дорог Руси в нынешнее военное лихолетье, когда (вместе со святыми Георгием Победоносцем, Иоанном Воином, Борисом и Глебом, Александром Невским и другими святыми воинами) он является небесным покровителем нашего многострадального христолюбивого и победоносного воинства!» (14).
Преподаватель Кишинёвской духовной семинарии Василий Курдиновский в своей работе, посвящённой Св. Князю, также ссылается на труд члена совета Киевского Славянского общества И.И.Малышевского, изданный в 1915 году Петроградским Славянским Благотворительным обществом (15). Комментируя эпизод с приходом в Киев иностранных проповедников, Курдиновский делает следующее замечание: «Считаем долгом пояснить, что для русского человека, каким был князь Владимир, не важно было то, трудная ли или лёгкая была вера: ему нужна была вера, которая удовлетворяла бы его высоким духовным стремлениям, а немецкая вера, по всей видимости, показалась князю слишком земной, питающейся не небесными, а земными интересами» (16). Курдиновский прибавляет далее, что и в настоящее время немцы руководствуются прежде всего земными интересами. В текущей войне, как считал Курдиновский «Россия добивается для всего мира той свободы жизни национальной, какую она когда-то отвоевала себе у татар, как ныне завоёвывает её у немцев» (17).
То же настроение чувствуется и в проповеди астраханского протоиерея Н. Пальмова.
«Среди кровно нам близких угодников Божиих, русских по рождению, одно из первых мест занимает святой равноапостольный князь Владимир, который с особенной любовью взирает на своё земное достояние, на Русскую землю. Будем же, братья, усердно просить святого равноапостольного князя Владимира, нашего просветителя, чтобы он умолили Господа ниспослать силы, мужество, крепость и победу над врагом возлюбленному нашему Государю» (18).
Пермский публицист В. Верхоланцев напоминал о том, что, благодаря Св. Владимиру, «русский народ получил драгоценное право слушать Богослужение и читать священные книги на родном славянском языке, в чём отказывала своим последователям западная церковь и чего лишились родственные русскому народу и соседние с ним поляки» (19).
Итак, определим общий мотив статей (несомненно, и проповедей). Святой Владимир - родной, русский Угодник Божий, помощник в борьбе за Православие и основанную на нём национальную самобытность - против опасностей, идущих как с Востока, так и - в 1915 году - с Запада. Св. Владимир - покровитель Галиции и Червонной (Угорской, Закарпатской) Руси, отторгнутых от нашей державы земель, возвращение которых есть справедливая цель войны. Св. Владимир - покровитель русского и общеславянского просвещения.
...Господь дал русскому воинству вновь отвоевать часть «удела Св. Владимира» в ходе наступления, получившего позднее наименование «Брусиловского прорыва». Так что, молитвы июля 1915 года принесли определённый плод.
Думается, что отдалённейшим плодом этих молитв стали торжества 1000-летия Крещения Руси, когда слава Св. Владимира вновь свободно засияла над исторической Россией (в границах СССР). И не померкнет она, вопреки усилиям киевских, брюссельских и вашингтонских затемнителей и исказителей истории. «Красное Солнышко» нашей любви ко Христу и свободы во Христе пронзит своими лучами любые облачные громады и воздушные замки, согреет русским теплом стылые подвалы Донецка и Горловки. Святый Равноапостольный Княже Владимире, моли Бога о Земле Русской!
Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской народной линии»
Примечания:
1. Петроград, 14 июля. Празднование 900-летия со дня кончины Св. Князя Владимира. // Сибирская жизнь, 17 июля 1915 года.
2. Сайт Князь-Владимирского собора http://www.vladimirskysobor.ru/novosti/ekspozicija-posvjaschennaja-pervoj-mirovoj-vojne?offset=30
3. Владимирские торжества в Киеве. // Полтавские епархиальные ведомости. - 1915. - N16. - С. 1291-1293.
4. Киев (15 июля). Москва. Минск. //Сибирская жизнь, 18 июля 1915 года.
5. Епархиальная хроника. // Донские епархиальные Ведомости.- 1915. - N30. - С. 542.
6. Из епархиальной хроники. Торжественное богослужение и крестный ход 15 июля. // Астраханские епархиальные ведомости.- 1915.- N22.- С. 511-512.
7. Епархиальная хроника. // Кишинёвские епархиальные ведомости. - 1915. - N29-30. - С. 757-758.
8. Епархиальная хроника. Архиерейские служения. // Пермские епархиальные ведомости. - 1915. - N 24. -С. 768. В том же номере помещёна корреспонденция о празднике Св. Владимира в селе Сергинском.
9. Петроград. // Сибирская жизнь, 31 марта 1915 года.
10. Киев (16 апреля). //Сибирская жизнь, 18 апреля 1915 года.
11. Авраменко И. К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира. // Полтавские епархиальные Ведомости. - 1915. - N13. - Часть неофициальная.- С. 1069.
12. Авраменко И. К 900-летию кончины святого и равноапостольного Князя Владимира. // Полтавские епархиальные Ведомости. - 1915. - N14. - Часть неофициальная.- С. 1153.
13. То же. С. 1151.
14. То же. С. 1155.
15. Курдиновский В. Памяти просветителя Русской земли, святого равноапостольного великого князя Владимира. // Кишинёвские епархиальные ведомости. - 1915. - N29-30. -С. 726.
16. То же. С. 727.
17. То же. С. 734.
18. Пальмов Н, протоиерей. Слово в день празднования 900-летия со времени кончины св. равноапостольного и великого князя Владимира. // Астраханские Епархиальные ведомости. -1915.- N20. -Отдел неофициальный.- С. 469.
19. Верхоланцев В. Св. Равноапостольный князь Владимир Великий. Пермские Епархиальные ведомости. - 1915. - N. 21. - Отд. неофиц. - С. 648.