Критерии оценки общества

Глава III

Православный социализм 
0
3608
Время на чтение 7 минут

Для христианской социологии крайне важен вопрос: «какое общество хорошее?» или «каков христианский идеал общества?». Таким образом, мы ставим вопрос о критериях оценки общества, его положении на духовно-нравственной оси. Таких критериев оказывается два - основной и вспомогательный.

Основной критерий

(сотериологический)

Основной критерий касается самого главного в жизни христианина - спасения души. Под спасением в христианском учении понимается вхождение в Царство Божие, близость к которому Христос провозгласил в Евангелии. Нет ничего важнее спасения души:

«какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16,26).

Спасение возвещается в Евангелии в образе юбилейного года, как «лето Господне благоприятное»:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лук.4,18-19).

Человеческая личность - самое ценное у Бога. Личность каждого человека - образ и подобие Божие, пусть односторонне, но все же воспроизводящее какую-то сторону божественного совершенства. А потому ее судьба в вечности - превыше всего, и ради ее спасения Господь не пожалел Своей жизни. Но выводить отсюда асоциальность Нового Завета было бы опрометчиво. И в самом деле, о том, что устроение общества неважно для спасения, в Евангелии нет ни слова. Как мы выяснили, по замыслу Творца общество - тоже образ Божий.

Да, Христос в Евангелии обращается к личной душе. Но не потому, что само понятие общества эфемерно, а потому, что общество создается людьми. Первично состояние душ: каковы они - таково и общество. Но есть и обратная связь: общество воспитывает. И действительно, человек входит в уже сформированное предыдущими поколениями общество и не может его изменить по своему хотению. И потому возникает коллизия между обществом и личностью. Общество начинает воздействовать на душу человеческую, зачастую оставляя на ней неизгладимый отпечаток. И воздействовать общество может двояко - либо помогая душе восходить к Богу, либо уродуя ее, внедряя в нее порочные, греховные наклонности и тем самым закрывая душе путь к спасению. Второе, увы, случается очень часто: «не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15,34).

Конечно, общество далеко не все определяет. Человеку Господом дана свободная воля, благодаря чему человек способен сам решать свою судьбу в смысле спасения - либо обратиться к Богу и преодолеть свои греховные влечения, либо, наоборот, отвернуться от Бога, отринув его помощь. Причем необходимо сказать, что на пути к Богу человеку незримо помогают учрежденные Спасителем церковные таинства. Но и силу воздействия общества сбрасывать со счетов ни в коем случае нельзя. Она велика и многообразна. Дело в том, что общество воспитывает. Причем, воспитывает двояким образом. Во-первых, устанавливая основные социальные отношения в большом обществе, действующие везде и в каждую минуту времени. И, во-вторых, через идеологию, которую вырабатывает и поддерживает большое общество.

В соответствии с вышеизложенным принципом спасения, основной критерий может быть сформулирован следующим образом: С христианской точки зрения общество тем лучше, чем больше оно помогает спасению его членов в вечности, т.е. чем более эффективно оно противостоит распространению грехов и чем лучше оно воспитывает добродетели.

Этот критерий можно назвать сотериологическим (т.е связанным со спасением). Фактически тут мы снова приходим к духовно-нравственной оси, о которой шла речь при формулировке принципа духовности, и этот критерий совпадает с понятием высоты общества.

Проблема падшести

Христианство учит, что человек, задуманный как образ и подобие Божие, пал, отказался от послушания Богу. И нам, социологам, приходится иметь дело именно с падшим человеком. Грехопадение - кардинальное событие, которое социологу надо все время иметь в виду. Нравственно несовершенные люди сами строят свое общество, и падшесть человеческая как бы огустевает, фиксируется в общественных институтах. А падшие институты уже давят на вновь вступающих в жизнь людей, уродуя их и заставляя проявить свою личную потенциальную падшесть.

Проявления падшести в социальной жизни разнообразны и тяжелы по своим последствиям. Прежде всего, вследствие падшести в сердцах многих и многих (а лучше сказать - всех в разной степени) остыла любовь, и огромное число людей превратилось в эгоистов, ищущих своей выгоды. В социальном плане это приводит к появлению как бы двух «рас» людей - альтруистов (тех, в которых любовь превалирует) и эгоистов, в которых господствует любовь к себе. Разумеется, такой взгляд крайне упрощен, и поэтому имеет смысл ввести еще «средних» - людей, в которых есть и та и другая стороны примерно в равной степени. Именно на таких «средних» особенно сильно воздействует воспитывающее влияние общества. И поскольку общество создается людьми, то такой расклад личных душ приводит к многообразным социальным следствиям.

Любовь, которая должна царить в социальных отношениях, вследствие падшести умаляется, заменяется или своими суррогатами, в которых любовь смешана с эгоизмом, или вообще стимулами ничего общего с любовью не имеющими: корыстью или принуждением.

Так, с одной стороны, недостаток любви заменяется законом. Хороший закон в своих становлениях тоже содержит любовь. Но также содержит и элемент принуждения для нарушителей закона. Увы, противление добру - одно из свойств падшего человека и поэтому нарушителей, как показывает жизнь, оказывается весьма много. Но законы издаются людьми, падшими людьми, и поэтому они зачастую несут не добро, а зло, издаются в угоду властвующим группировкам в ущерб остальным членам общества.

С другой стороны, в падшем обществе на место любви пришла терпимость, обусловленная опять-таки необходимостью сожительства разных, но не умеющих любить «Я». Терпимость - вещь хорошая, но до определенных пределов. Она легко переходит в толерантность, безразличие ко злу и забвение своего традиционного уклада, обезличиванием и теплохладностью.

Наконец, умаление любви ведет к усилению других стимулов, позволяющих обществу и далее существовать, но уже с более низким духовно-нравственным уровнем. Так, капиталистическое общество все выстроено вокруг корысти. Там все подчинено мамоне, культу денег, прибыли. И поскольку сказано «не можете служить Богу и мамоне», то вполне закономерно Бог, христианский Бог любви уходит из общественного сознания. Сейчас Запад стал территорией, практически полностью устранившей христианское мировоззрение. Если же общество старается не подчиниться мамоне, но достигнуть любви не может, то оно неизбежно обращается к принуждению, к решению наиболее трудных проблем силой, затыканием ртов, устрашением наказаниями. Результат тот же - падение нравственно-духовного уровня общества.

Впрочем, падшесть наступает как бы волнами, ступенями. Понизив общество на одну ступень, она стремится столкнуть его еще ниже. Передвинув социум на более низкий по сравнению с христианской любовью уровень закона, падшесть (а точнее, темные силы, нашу падшесть использующие) стремятся вытолкнуть его еще ниже - в беззаконие, когда грех уже в глазах общества таковым не является, а наоборот, становится нормой, к которой уже стремятся все. Вместо справедливости падшесть под маской индивидуальности стремится водрузить эгоизм, который влечет за собой стяжательство, жажду власти и как следствие - социальное неравенство. От общественной терпимости падшесть желает ввергнуть общество в царство атомизации, когда тепимость переходит в ненависть и начинается война всех против всех. И на этом падшесть не останавливается - они хочет привести мир в состояние расчеловечивания, жестокой тирании, полного подчинения темным силам.

Но падшесть - хотя и повсеместное, но отнюдь не естественное состояние человека (по святоотеческому учению естественна святость). И христианство - путь избавления от падшести.

Вспомогательный критерий

(критерий выживания)

Принцип падшести подсказывает нам, что одного основного критерия недостаточно. Общество может быть очень высоким, но или совершенно беззащитным от нападения врагов, или предлагающим столь низкий (в материальном смысле) уровень жизни, что лишает своих членов жизненных перспектив. Поэтому необходим еще дополнительный критерий: Общество должно обеспечивать уровень материального (экономического) развития, достаточный для защиты этого общества от внешних врагов, а также для своего долговременного существования и развития. Этот критерий можно назвать «критерием выживания».

Для больших полных обществ (государств) дополнительный критерий приобретает особое значение, поскольку они участвуют в тяжелой геополитической гонке цивилизаций, и игнорирование этого критерия чревато гибелью общества с неисчислимыми трагедиями его членов. Этот критерий выводит проблему лучшего общественного строя из безвоздушного пространства абстрактных рассуждений и погружает ее в реальную атмосферу истории. Оказывается, что общественный прогресс, к которому в православной среде обычно наблюдается весьма негативное отношение, является для большого общества суровой необходимостью - отстающего сминают и уничтожают геополитические конкуренты. Поэтому пренебрежение этим дополнительным критерием легко может привести к национальной катастрофе.

Но как успешно двигаться по пути прогресса? Ведь ясно, что спонтанное взаимодействие между личностями к прогрессу всего общества привести не может. Это как броуновское движение - суеты много, но движения вперед целого нет. Поэтому общество действует другим образом. Оно выстраивает так называемые социальные институты - целенаправленно действующие общественные подсистемы, призванные осуществлять в обществе определенную жизнеобеспечивающую функцию. Общественными институты - это армия, образование, здравоохранение, экономика, право, аппарат управления и проч. Вся история человечества может быть рассматриваема под углом зрения совершенствования общественных институтов, повышения их системности, организованности, оснащенности техническими средствами. И те страны, которые в этом деле преуспевали, становились мировыми лидерами.

Впрочем, социальные институты обеспечивают выполнение не только вспомогательного критерия, но и основного. Яркий пример - Церковь, которую с этой точки зрения можно рассматривать как социальный институт.

Безусловно, специфически христианский взгляд на проблему социума являет первый критерий. Именно поэтому он назван основным. Однако оба критерия важны и обязательны для выполнения. Это для нас, русских православных, означает, что высшими Ценностями являются Православная Церковь и Россия. И выбирать между ними ни в коем случае нельзя. Терять какую-то из них ради другой русский человек не имеет права - обе ценности абсолютны и должны быть сохранены...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

139. Ответ на 86., Ладога&:

А что Вы так быстро съехали с темы про "буржуйские достижения"?

Это Вы съехали с темы про методы построения социалистического общества чужими руками на любимую Вами шарманку про "буржуи разрушают". Посчитайте количество личных автомобилей или телефонов на душу населения сейчас и в любом советском году, и сравните. Социализм нервно курит в стороне. К вашим буржуям это точно не относится. Буржуи не будут строить и восстанавливать

Пока экономический строй не изменен на социалистический, он остается буржуазным. И не важно, какими будут буржуи - нынешними монстрами или Вашими сферическими в вакууме под названием "народ". Важно, что по Сомину первые пять шагов осуществляются досоциалистическими, т.е. буржуазными методами. Базис- смена экономического строя, а потом уже надстройка - общественные отношения.

Без комментариев. Маркс тихо плачет.
Сергей Швецов / 03.07.2015, 11:56

138. Ответ на 137., г-н Инспектор:

Кому доступно изучение самих документов (Новый и Ветхий Заветы), тот изучает документы. А кому изучение самих документов не доступно, пользуется справочниками…

Ну-ну... На рубеже второго и третьего тысячелетий коллектив "Сомин & Инспектор" сделали то, что не удавалось сделать Святым Отцам и Соборам Православной церкви целых 20 (Двадцать) веков подряд!: в "церковных документах" (Новый и Ветхий Заветы) был наконец-то найден "ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ"! Ребята, вы обыкновенные обновленцы, такие же, как в 20-е годы "живоцерковники" со своими социалистическими лозунгами! Их пережили, переживем и вас!
Лебедевъ / 29.06.2015, 04:53

137. Ответ на 136., Лебедевъ:

Маркса, значит, в "святые отцы" прописали? В православном церковном справочнике по ересям и сектам С.В.Булгакова про "социализм" (соседствует рядом со "спиритизмом"):"... о каком бы то ни было соглашении или примирении христианства с социализмом не может быть и речи. Как принципиальный и злейший враг христианства, идущий наперекор христианству и стремящийся стать на его место в качестве руководящей силы жизни, социализм должен быть отвергнут во всех пунктах, а потому,ОСТАВАЯСЬ ХРИСТИАНИНОМ, БЫТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И СОЦИАЛИСТОМ НЕВОЗМОЖНО." Вы обыкновенный обновленец, тов. Инспектор, всего-то.

ЛебедевЪ! Кому доступно изучение самих документов (Новый и Ветхий Заветы), тот изучает документы. А кому изучение самих документов не доступно, пользуется справочниками… Так сказать, не читал, но осуждаю… В общем, спорить бессмысленно!
г-н Инспектор / 28.06.2015, 19:55

136. Ответ на 135., г-н Инспектор:

Андрей Карпов, в отличие от учения Маркса, Ваше учение (ЕРЕСЬ), отрицающее социализм, ЛИШЕНО НАУЧНЫХ ОБОСНОВАНИЙ И СОВЕРШЕННО БЕССМЫСЛЕННО. Поэтому за православный социализм я спокоен. Чему быть, того не миновать!

Маркса, значит, в "святые отцы" прописали? В православном церковном справочнике по ересям и сектам С.В.Булгакова про "социализм" (соседствует рядом со "спиритизмом"): "... о каком бы то ни было соглашении или примирении христианства с социализмом не может быть и речи. Как принципиальный и злейший враг христианства, идущий наперекор христианству и стремящийся стать на его место в качестве руководящей силы жизни, социализм должен быть отвергнут во всех пунктах, а потому, ОСТАВАЯСЬ ХРИСТИАНИНОМ, БЫТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И СОЦИАЛИСТОМ НЕВОЗМОЖНО." Вы обыкновенный обновленец, тов. Инспектор, всего-то.
Лебедевъ / 28.06.2015, 19:01

135. Ответ на 124., Андрей Карпов:

Проблема социализма в том, что он полагается на массовые технологии, на институты (в этом он пошел дальше капитализма, более "прогрессивен").

Совершенно нелогичная фраза особенно в сочетании со следующей: Социализму удалось выпустить на свет и использовать то хорошее, что было в русском человеке.

Если социализму удалось высвободить что-то хорошее, что было в русском человеке, то в чём проблемы социализма? Непонятно! Очень странно, что Вы умалчиваете про то, что же социализм выпустил, или чему дал раскрыться. А об этом обязательно нужно сказать: социализм дал возможность раскрыться русской православной душе! Но он ничего человеку не дал.

Ну, как же ничего? Он дал раскрыться русской православной душе! И человек деградировал.

Деградировала правящая верхушка, подсевшая на стяжательстве. А в общей массе народ в стяжательстве замечен не был… Теперь социализм еще менее возможен, поскольку уже нет того материала, который был раньше и который дал положительный результат.

«Материал» - вот тот эпитет, который заслужил несчастный русский народ (соль народа) у беснующейся интеллигенции. «Материал» был - да весь вышел. Тридцать лет издевались над народом, вытравливали всё самое хорошее, вытравливали, а теперь говорят: извини, хорошего в тебе ничего не осталось, поэтому о светлом будущем не мечтай! Андрей Карпов, в отличие от учения Маркса, Ваше учение (ЕРЕСЬ), отрицающее социализм, ЛИШЕНО НАУЧНЫХ ОБОСНОВАНИЙ И СОВЕРШЕННО БЕССМЫСЛЕННО. Поэтому за православный социализм я спокоен. Чему быть, того не миновать!
г-н Инспектор / 28.06.2015, 15:26

134. Ответ на 124., Андрей Карпов:

Проблема социализма в том, что он полагается на массовые технологии, на институты (в этом он пошел дальше капитализма, более "прогрессивен"). Социализму удалось выпустить на свет и использовать то хорошее, что было в русском человеке. Но он ничего человеку не дал. И человек деградировал.

Если сравнивать капитализм и социализм по духовно-нравственной шкале, то это вещи совершенно не сопоставимые. Но это не значит, что социализм "более прогрессивен, дальше пошёл" в нашем обычном понимании. Это значит, что его ценности соответствуют христианским, а капиталистические- нет. Во-вторых, о «проблеме». Советский социализм был формой традиционного общества. Но это не "проблема", а его высочайшее достижение, что полагался он на христианские ценности и традиции русского народа, то есть на "все хорошее, что было в русском человеке". И все институты, формирующие его социальный уклад, были их проявлением, формой заботы общества о человеке и человека об общества, то есть мерой любви. Вопрос деградации- отдельный вопрос, где в первую очередь, сыграл свою роль атеизм. Но когда пали и те институты, которые поддерживали доброе начало человека, процесс расчеловечивания значительно ускорился.
Ладога& / 28.06.2015, 09:50

133. Ответ на 124., Андрей Карпов:

Может ли общество (коллектив) дать человеку что-то качественно новое. Не может. Ибо общество может дать только то, что уже есть в людях. И именно поэтому ничего нельзя изменить в человеке через построение общественных институтов. Вы можете человека лучше использовать, да. Но вы не сможете улучшить его самого. Если человек хорош, но силою обстоятельств не проявляет своей хорошести, коллектив сможет ему помочь и сделать очевидно хорошим. Но если человек дрянь, коллектив может заставить его мимикрировать, но не изменит внутренне. А вот встреча с другим человеком, личностный контакт душ может его изменить.

Такие глупости от культуролога слышать более чем странно. Становление человека происходит в "семантическом пространстве", где кроме "личностного контакта", включено множество других важнейших факторов - смыслы, идеология, отношения между людьми, традиции и культура, те же книги и фильмы, которые и есть общественные институты, формирующие личность. Ограничивать весь воспитательный процесс «встречей с другим человеком» - можно только в том случае, если по милости Божьей падший человек встречает такого человека, который кардинально меняет его взгляды. Но относится ли такой контакт к воспитанию- другой вопрос. Падшего человека может изменить также смерть близкого, случайное слово и даже взгляд, проявление чуда или скорби - всё, что посылается Господом человеку для его спасения. Но это не относится собственно к воспитанию, о котором святые отцы говорят как о напечатлевании образов: "Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние." Святитель Василий Великий.
Ладога& / 28.06.2015, 09:38

132. Ответ на 124., Андрей Карпов:

Но если человек дрянь, коллектив может заставить его мимикрировать, но не изменит внутренне. А вот встреча с другим человеком, личностный контакт душ может его изменить.

Что такое коллектив? Коллектив – это объединение нескольких людей (личностей). Надеюсь, это понятно. Если личности это (a), (b), (c), (d), (e), то их общий коллектив можно выразить формулой Кabcde = aUbUcUdUe . Что такое общение двух людей (двух личностей (a) и (b)) – это коллектив, состоящий из двух людей (личностей). Надеюсь, это тоже просто. Kab=aUb Что такое человек (личность) (a) – это коллектив, состоящий из 1 человека (личности) (a). То есть, человек (личность) - это неполный коллектив людей (личностей) – это т.н. вырожденный, частный случай коллектива. a=aUa=Ka Встреча личности (g) и личности (a) – личностный контакт душ – это тоже КОЛЛЕКТИВ! И этот контакт (в коллективе) может изменить личность (g), а может и заставить её мимикрировать под воздействием (a). Из общих логико-математических или философских соображений любой нормальный человек (и тем более практикующий культуролог) должен понимать, что то, что присуще для личности (a) – тоже присуще и для объединения aUbUcUd, куда входит личность (а). Личность (g) может встретиться с личностью (а) и личностью (b). И этот контакт (в коллективе) может изменить личность (g), а может и заставить её мимикрировать под воздействием (a) и (b). Андрей Карпов, доказывать, что возможности личности больше чем возможности коллектива – полный бред и полный абсурд! Хотя, если Вам за это хорошо платят, то смысл есть…
г-н Инспектор / 27.06.2015, 19:23

131. Ответ на 124., Андрей Карпов:

Вы рассуждаете в практической плоскости: соберем людей в коллектив и получим дополнительный эффект. Дополнительный - в данном случае означает, дополнительный к тому, что получали ранее. Я же говорю об онтологическом плане. /Может ли общество (коллектив) дать человеку что-то качественно новое. Не может. Ибо общество может дать только то, что уже есть в людях. И именно поэтому ничего нельзя изменить в человеке через построение общественных институтов. Вы можете человека лучше использовать, да. Но вы не сможете улучшить его самого.

И это заявляет христианствующий культуролог??? Нет слов!!! Одни междометия… Хочу, чтобы вы вспомнили притчу про таланты! Да, Господь Бог закладывает какие-то таланты в каждого человека, а вот задача общества и общественных институтов находить и взращивать (или культивировать от слова культуролог) эти таланты. Раскройте в человеке талант и он кардинально изменится. Без общественных институтов невозможно не то, что развитие общества, невозможно сохранить культуру вообще! Давайте не будем создавать новые общественные институты и уничтожим старые… Давайте деградируем до уровня папуасов или мауглей и вернёмся в каменный век… Лучше, конечно, в рай… Но там мы долго не удержимся без общественных институтов… Сегодня многие начинают понимать, что Россия в скором будущем может просто перестать существовать. А вместе с ней перестанет существовать и православная цивилизация. И всё по причине отсутствия необходимых общественных институтов… А кто-то рассказывает на православных сайтах о ненужности общественных институтов… Андрей Карпов, своими репликами Вы иногда напоминаете блаженного …, а иногда хорошо законспирированного врага!
г-н Инспектор / 27.06.2015, 19:15

130. Ответ на 124., Андрей Карпов:

Скажите, а какое кому дело до какой-то дополнительной ёмкости, если мы уже получаем эффект «единого порыва». Когда Вы разберетесь в чем тут дело, тогда поймете, что я хотел сказать.

Приведу в ответ студенческий афоризм: «Нет тупых студентов – есть бестолковые преподаватели». Андрей Карпов, Вы уже четыря дня не можете чётко сформулировать в чём Ваше НОУ ХАУ. Для практикующего культуролога это очень слабый результат! ????
г-н Инспектор / 27.06.2015, 18:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи Николай Сомин
Православный социализм
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17