Персты боярыни Морозовой

0
10964
Время на чтение 4 минуты

«Персты твои тонкокостны, очи твои молниеносны...»

Протопоп Аввакум

Напомним, что в пушкинской фразе «мы ленивы и не любопытны», которую так любят ныне приводить к месту и не к месту, имеется в виду «нелюбопытство», чтобы не сказать равнодушие, к отечественной истории.

И здесь поэту трудно отказать в правоте не только по отношению к своим современникам. Достаточно обернуться хотя бы на наше с вами школьное образование. Мы совершенно точно с младых ногтей, как говорится, куда подробнее учили и глубже знали историю древней Греции, древнего Рима и европейского средневековья, чем родную - древнерусскую, да и дальнейшую - российскую, царскую, советскую...

И если заглянуть в нашу художественную литературу, даже в её «золотой» и «серебряный» века, то мы найдём там довольно скромный перечень эпопей, романов, повестей, написанных на собственном историческом материале. По крайней мере, значительно меньший, чем, положим, в литературе английской или французской. Как ни грустно сознавать, у нас недоставало популярных авторов вроде плодовитого Вальтера Скотта или дерзкого Александра Дюма, говорившего, что для него «история - это гвоздь», на который он «вешает свои романы». И хотя в советские, в постсоветские времена наблюдались попытки исправить такое положение, число исторических авторов и произведений заметно возросло, однако ещё столько осталось важных, знаковых событий, не тронутых писательским пером, столько ярких личностей, не отражённых в литературе. И остаётся по сию пору...

Мне вот, к примеру, частенько приходит на ум Феодосия Прокопьевна Морозова. Будь подобная персона в истории той же Франции, Англии либо Италии, о ней бы давно написали гору книг в стихах и прозе, не говоря уже о череде поставленных опер и балетов. У нас же редко кто прикоснулся к её образу, и в народе она известна во многом лишь благодаря картине нашего великого живописца Василия Сурикова «Боярыня Морозова» в центре с неистовой страстотерпицей, вознёсшей двуперстие...

Между тем, эта трагическая фигура, как говорится, сама просится не только на полотно, но и в книгу, и на сцену, и на экран, да и на постамент - в бронзе и мраморе. Вы только задумайтесь над этой невероятной судьбой, над этим характером с чисто русскими «крайностями» - от широты и вольности до гордого терпения и кроткого смирения. До полной самоотрешённости ради избранного раз и навсегда духовного идеала - Христа Живаго и неколебимой веры в Него.

Послушайте, что пишет один из старинных авторов о ней - родовитой боярыне и первой красавице-богачке на Руси в свои времена: «Окружённая роскошью, она выезжала в расписной карете, запряжённой 12-ю арабскими конями с серебряными цепями. В доме её было не менее 300 слуг, а крестьян насчитывалось до 8 тысяч. К ней сваталось множество самых знатных в России женихов...»

Но вот наступает полоса испытаний в её жизни. И что же? Эта дама из высшего света, эта барыня-боярыня, когда неистовый Патриарх Никон замахнулся на некоторые догматы исконно русского Православия, решив его «подреформировать», подтянуть к новым веяниям в мировом христианстве, вдруг обнаруживает в себе ревностную преданность древлему благочестию. Она отвергает все новшества Никона и, вместе с огненным протопопом Аввакумом, идёт на прямое противостояние им. Идёт в раскол.

Так, по крайней мере, трактуются эти драматические события 17 века в нашей истории, хотя, по существу, раскольниками-то явились скорее Никон и его послушные «никониане», отступившие от отеческой традиции. На боярыню Морозову, как и на Аввакума Петрова, со стороны тогдашних «обновленцев» церкви обрушиваются все мыслимые и немыслимые гонения, давления и преследования. И эта первая богачка Русского царства, выросшая в роскоши и неге, мужественно переносит их, оставаясь глубоко преданной «неповреждённой» вере отцов и завещанному ими обряду. Кандалы, застенки, дыбы, ямы, не говоря уже о лишении всех боярских имений и привилегий, - всё претерпевает она воистину стоически, с непостижимою отвагой и жертвенностью.

Наконец, гонители готовят ей самое страшное испытание - позорную казнь и умерщвление на её глазах любимого сына Ивана. По сути дела, рабу Божию Феодосию ставят перед выбором - сын или Христос, в староверском Его исповедании. И она, ни минуты не колеблясь, выбирает «своего» Христа, Его путь и заветы. Вот что, по свидетельству современников, говорит она своим истязателям, недавним единоверцам: «Ивана я люблю и молю о нём Бога безпрестанно. Но Христа люблю более сына... Знайте, ежели вы умышляете сыном меня отвлекать от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на лобное место, отдайте его на растерзание псам, - не помыслю отступить от благочестия, хотя бы и видела красоту, псами растерзанную...»

Вот как стояли в вере православной наши благочестивые предки! Вот что нужно бы проповедовать в нынешних школах и вузах, вместо пресловутой «толерантности» в мировоззрении, «вариативности» в трактовании событий истории и всяческого «секспросвета» насчёт свободы в отношениях полов.

Между прочим, если отойти от духовно-нравственной сферы и обратиться к сфере идеологической, социальной, то можно заключить, что одной из главных причин развала нашей Державы было падение числа носителей и защитников социалистических идей - народовластия, равенства и братства - до уровня «критической массы». И ниже её. В обществе образовался явный недостаток людей, силою духа равных боярыне Морозовой, протопопу Аввакуму и их младшим советским сестрам и братьям по вере в высшую справедливость (как они её понимали), наподобие Зои Космодемьянской или Саши Матросова. Слишком много «толерантных» и «плюралистических» мещан вырастили мы в том обществе и его авангарде - «ведущей и направляющей» партии.

Помнится, когда, уже во время смуты и разрухи Державы, журналисты спросили замечательного философа и социолога Александра Зиновьева, смогут ли нынешние коммунисты вернуть свою власть в России, он ответил примерно так: «Да, смогут... Если среди них найдётся достаточно людей, готовых умереть за коммунистические идеалы добра и справедливости». Как это, добавим мы, отчасти было в дореволюционные и в «молодые» советские времена. Особенно - в пору военного лихолетья, в годы яростных сражений с коричневой нечистью «до последнего патрона». Ведь те советские люди, формально безбожные, тоже шли до конца «по пути Христа», в широком смысле слова, ибо они шли за торжество правды и справедливости, и не из личной корысти, а ради общего мира и счастья, «ради жизни на земле».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

252. Ответ на 250., Олег Московский:

3. Рассуждать о том, почему до сих пор староверы не могут чего-то забыть или простить, очень просто с позиций тех, кто с ними поступил жестоко. А Вы попробуйте и с другой стороны взглянуть. Если власть знала за собой правоту, почему избегала диалога? Почему сам Патриарх Никон в конце жизни фактически отказался от плодов своей реформы и стал печатать книги по старым образцам? Что сталось с имперской идеей царя Алексея Михайловича? Не променяли ли мы содержание на блистательную форму?

Здесь вы очень сильно ошибаетесь, во первых в конце жизни Никон не патриарх, а простой монах, во вторых никаких книг он не печатал. Ни одного издания не было и не одной книги в настоящее время нет. Мифы о Никоне стали особенно усиленно распространять особенно в последние годы. В Саранске этому недоброму человеку - Никону даже памятник поставили и пытались одного из главных виновников кровавой Реформы канонизировать и её самых страшных и горьких последствий канонизировать. Очередной дерзкий и жестокий плевок против памяти оклеветанных, изгнанных, замученных, убиенных, страстотерпцев староверов. 4. Старообрядцев часто упрекают в слепом следовании обрядам. Возможно в чем-то эти упреки справедливы. .

Кто упрекает? Те кто мучил, изгонял, клеветал, убивал людей за обряды - реформаторы. О какой же справедливости вы говорите? Справедливо называть вещи своими именами: реформаторов -палачами, а староверов - жертвами. Справедливо наконец сказать, что убивать за обряд (за два пальца) это не есть Христианство, а есть фанатизм и изуверство.
Нечернозёмец / 26.06.2015, 20:58

251. Олегу В. на 176

//Тот факт, что Вы лично ничего не видите страшного в том, что видят другие, никак не доказывает Вашей правоты и правоты Ваших единомышленников. Ясно, что потомки старообрядцев, знающие всю «правду» о расколе из семейных сказаний и прочих исторических фактов, предпочитают знать то, что больно для них и предпочитают замалчивать правду о том, что больно для других. Никто не отказывает в сострадании мукам староверам, и уж тем более, Русская Православная Церковь не умолчивает о трагизме раскола посетившего русскую землю. Речь идет о бунте монахов-староверов против верховной царской власти и Церкви. Согласно Писанию таковые сами навлекают на себя наказание. Будете этот духовный закон оспаривать? Староверы хотели пострадать за веру в борьбе со своими же единоверцами, они пострадали. Только тогда с какой целью и к кому сейчас претензии предъявляются? Русской Православной Церкви, которая продолжает идти своим, Богом данным, путем? Было ли царское наказание справедливым или несправедливым, староверам неведомо, также как и мотивы «прельщения» и «угоде» царя Алексея Михайловича западным церковным модам. Господь ведает. А тот факт, что староверы до сих пор не могут ни забыть, ни простить кому-бы то ни было расправы за бунт, говорит о том, что они, как были раскольники так ими и остаются. Хотят примирения со своим народом и страной, пусть стараются быть безпристрастными в вопросах, которые они заведомо разрешили в свою пользу. И еще. Странно слышать слова в защиту раскольников от Вас, человека критикующего либеральную направленность нынешнего верховного руководства, но прилагающего ту же либеральную позицию в оправдании бунта старообрядцев. Вера здесь при чем? Или для Вас заповедь Божия: «Возлюби Господа и ближнего твоего, как самого себя», действительна в первой ее части и касается только прошлого? Похоже, что Вы и Ваши сторонники стоите на очень зыбком основании в вопросе оправдания и разрешения так называемого старообрядческого вопроса. То, что справедливо у человеков, часто не имеет части в основании Божьей справедливости.// Спасибо за столь длинный отзыв. Отвечу по пунктам: 1. Здесь никто не может претендовать на знание истины в этом вопросе, так как далеко не все обстоятельства изучены, а литература по данному вопросу не всегда придерживается строго объективного подхода. Так или иначе симпатии автора склоняются на одну или другую сторону. Но ясно одно: в событиях такого размаха и такого трагизма главный виновник все-таки сама власть, которая и создала такую ситуацию. Задача любой власти и тем более православной - сохранение мира в стране, а не внутренняя дестабилизация, тем более на религиозной почве. Мое личное мнение состоит в том, что трагедия раскола - личная "заслуга" царя Алексея Михайловича и того церковного окружения, которое в угоду царским замыслам решилась на столь непродуманную реформу, на долговременные последствия которой она легкомысленно закрыла глаза. Они что, не понимали всех последствий своего шага, когда "железом и кровью" продавливали свое политическое решение? Или по-Вашему власть имеет право творить что угодно и как угодно, но отвечать за содеянное она уже не должна или должна лишь перед Богом? А как же люди? Вы пишете, что потомки старообрядцев не знают всей правда и питаются мифами. А Вы ее знаете? Можете ли ответственно заявить об этом? 2. "Староверы хотели пострадать за веру со своими единоверцами", пишете Вы. Но простите, кто Вам это сказал? Кружок ревнителей благочестия с Нероновым - это бунтари и смутьяны, по-Вашему? Я же вижу в них то здоровое консервативное движение, которое работало на укрепление русского государства и его духовных основ, причем в то самое время, когда в стране распространились губительные соблазны с Запада. Вот сейчас у нас, к сожалению, нет таких ревнителей о вере, иначе бы либералы и прочие жидовствующие не смели бы так нагло и открыто издеваться над русским народом. Но власть, которая сама, без всякого повода, расправляется с ревнителями благочестия и насильно насаждает новые западные порядки - это что же за власть такая? Разве обязательства есть лишь у подданных, а у власти нет вовсе никакой ответственности за свой деяния? 3. Рассуждать о том, почему до сих пор староверы не могут чего-то забыть или простить, очень просто с позиций тех, кто с ними поступил жестоко. А Вы попробуйте и с другой стороны взглянуть. Если власть знала за собой правоту, почему избегала диалога? Почему сам Патриарх Никон в конце жизни фактически отказался от плодов своей реформы и стал печатать книги по старым образцам? Что сталось с имперской идеей царя Алексея Михайловича? Не променяли ли мы содержание на блистательную форму? 4. Старообрядцев часто упрекают в слепом следовании обрядам. Возможно в чем-то эти упреки справедливы. Но ведь сейчас, на фоне захлестнувшей Церковь волны обновленчества, очень не хватает людей, которые боролись бы за самое тщательное сохранение основ православной веры. Где они, современные Нероновы и Добрынины, ревнители благочестия? Что-то не видно...
Олег Московский / 26.06.2015, 18:44

250. Ответ на 246., Ладога&:

Свою лучше прикройте. Отношение к святым нормальное. А вот подлое хихикание над "шуточками" Яблокова, грязная хула и сквернословие в адрес священномучеников и исповедников старообрядчества - вряд ли можно назвать христианским. И доказывать ничего не надо. "Сущность" сама выпирает.

Уважаемый(ая) Ладога& к сожалению уровень и манера ведения разговора Яблоковым и компанией оставляет вообще очень тяжёлое и удручающее впечатление: отсутствие элементарных знаний по истории, искажение исторических фактов, использование не подлинных источников и подлогов; когда это всё не помогает в ход идут обзывательства и базарная ругань. Обращаюсь ко всем участникам обсуждения: Уважаемые собеседники, пожалуйста, ведите беседу уважительно по отношению к людям, имеющим противоположную точку зрения! Любое ваше высказывания подтверждайте аутентичными первоисточниками и подлинными историческими фактами! Подчёркиваю: аутентичными первоисточниками и подлинными историческими фактами. В любом месте любое высказывание, построенное на предположениях, домыслах, не подлинных документах, всегда рассыплется; помните пожалуйста об этом!
Нечернозёмец / 19.06.2015, 22:50

249. Ответ на 245., Лебедевъ:

Серафим как и миллионы новообрядцев с детских лет были воспитаны на той же самой пропаганде. Сочинений Серафим не оставил, всё что приписывается ему: беседы и подобное, составлены уже спустя самое малое десятилетия, а порой и полвека после его смерти неизвестно кем. Что и требовалось доказать: на отношении к святым всю раскольничью сущность видно....

Уважаемый Лебедев, скажите пожалуйста, какую "теорему" вы доказывали и где вообще какое-либо доказательство вообще чего-либо? Есть такие вещи как: аутентичность (подлинность сочинений) и исторические факты. Именно они и были предложены. Вы предложили некие тексты, какие-то пересказы, неизвестно кем написанные, и написанные через 20-50 лет после смерти Серафима, и утверждаете что это чуть-ли не "стенограммы", и на основании их пытаетесь сделать глобальные выводы. Любой серьезный, разумный и уважающий науку историк о подобных вещах даже заикаться не будет. Ни о каких "научных" выводах на основании подобных брошюр речи быть не может.
Нечернозёмец / 19.06.2015, 22:03

248. Ответ на 246., Ладога&:

Отношение к святым нормальное

Ну, так, проведём эксперимент: возьмите, да, спросите ЗДЕСЬ "древлеправославных братьев": считают ли они наших святых святыми.Я прямого ответа не дождался. У Вас это должно лучше получиться.
Лебедевъ / 19.06.2015, 16:01

247. Ответ на 245., Лебедевъ:

Что и требовалось доказать: на отношении к святым всю раскольничью сущность видно, и никакая "историчность" с "каноничностью" сатанинскую гордыню "древлеправославных" не смогут прикрыть.

Свою лучше прикройте. Отношение к святым нормальное. А вот подлое хихикание над "шуточками" Яблокова, грязная хула и сквернословие в адрес священномучеников и исповедников старообрядчества - вряд ли можно назвать христианским. И доказывать ничего не надо. "Сущность" сама выпирает.
Ладога& / 19.06.2015, 10:52

246. Ответ на 243., Нечернозёмец:

Серафим как и миллионы новообрядцев с детских лет были воспитаны на той же самой пропаганде. Сочинений Серафим не оставил, всё что приписывается ему: беседы и подобное, составлены уже спустя самое малое десятилетия, а порой и полвека после его смерти неизвестно кем.

Что и требовалось доказать: на отношении к святым всю раскольничью сущность видно, и никакая "историчность" с "каноничностью" сатанинскую гордыню "древлеправославных" не смогут прикрыть.
Лебедевъ / 19.06.2015, 08:33

245. Ответ на 239., Блинов:

ув. Нечерноземец, допустим все пришли к согласию что "новообрядцы" преступники, а староверы "потерпевшие". Что дальше-то? Каким будет следующий ваш шаг. Какими должны быть шаги официальной Русской Церкви? Что мы должны сделать?

Я ответил вам, но по непонятным причинам сообщение не пропустили. Чего нашли в сообщении - мне абсолютно неясно, то ли дело Яблоков, он может писать всё! Еще раз: Православному человеку необходимо исповедовать историческую правду, но никак не неправду. Пока он этого не сделал, то говорить о будущих действиях преждевременно.
Нечернозёмец / 19.06.2015, 00:20

244. Ответ на 242., Лебедевъ:

Прп.Серафим Саровский известные советы старообрядцам давал Духом Святым, а не по синодальным наставлениям.

Серафим как и миллионы новообрядцев с детских лет были воспитаны на той же самой пропаганде. Сочинений Серафим не оставил, всё что приписывается ему: беседы и подобное, составлены уже спустя самое малое десятилетия, а порой и полвека после его смерти неизвестно кем.
Нечернозёмец / 19.06.2015, 00:09

243. Ответ на 238., Нечернозёмец:

весь синодальный период вся официальная пропаганда как церковная так и государственная по отношению к реформе и староверам сплошная ложь. Правду тщательно скрывали,

Прп.Серафим Саровский известные советы старообрядцам давал Духом Святым, а не по синодальным наставлениям.
Лебедевъ / 18.06.2015, 18:27
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щербаков
Нынче я помолюсь!..
Стихи
31.03.2023
На осеннем закате
Рассказ
14.09.2022
Тайна «Конька-Горбунка»
Ко Дню памяти свв. Равноап.Кирилла и Мефодия
24.05.2022
Девятого мая…
Рассказ о том, как за одно утро написать стихотворение о войне
06.05.2022
Все статьи Александр Щербаков
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06