Продолжается история с перезахоронением из Франции на родину останков Великого Князя Николая Николаевича (Младшего) с супругой. Состоялось очередное заседание Межведомственной рабочей группы по организации церемонии[1]. Первые же сообщения о намечающемся перезахоронении Главнокомандующего Русской Императорской Армии и Флота в начальный период Великой войны вызвали неоднозначную реакцию в средствах массовой информации[2]. Детально можно проанализировать обстоятельства и общественно-исторический контекст этого дела в отдельной публикации. Сейчас только обозначим масштаб предстоящего события, чтобы рассказать на основе малоизвестных фактов и обнаруженных мной архивных материалов о главном - самой личности Великого Князя Николая Николаевича, Дяди святого Царя-страстотерпца Николая II Александровича.
Февралисты против монархистов
Нынешнее целенаправленное возбуждение нового витка интереса российского общества к т.н. «екатеринбургским останкам», захороненным под видом «царских» в соборе Петропавловской крепости, происходит на фоне счастливого финала английской эпопеи по «обретению», генетической идентификации, перезахоронению и главное - реабилитации в массовом сознании личности короля Ричарда Третьего (1452 - 1485). Эти и другие многочисленные факты об активизации реальной или пиарной деятельности монархических династий мира свидетельствуют о легализации принципа единодержавия применительно к любой форме государственного устройства. Антихристианский мир выбирает себе вождя, авгура, мошиаха, президента мирового правительств и т.д. - имя им легион. Святая Русь во главе Русского мира и при поддержке всех людей доброй воли вымаливает Царя, могущего противостоять всепланетной энтропии.
Таким образом, перезахоронение Великого Князя Николая Николаевича (Младшего), Дяди Царя-мученика Николая, прекрасно укладывается в общую схему. Значение сего действа может быть двояким в зависимости от ответа на вопрос: кого на этот раз «перехороним» в земле святорусской? Если заговорщика, масона, бездарного Главнокомандующего Русской Армии, как утверждают одни, то такое перезахоронение сослужит службу лишь нынешним «февралистам», толпой стоящим у трона, для сохранения их власти и влияния. Причем, в любом случае они попытаются присвоить себе «паблиситный капитал», а весь негатив перенацелить на президента страны, премьер министра и председателя Государственной Думы, санкционировавших и реализовывавших проект. В некотором роде ситуация напоминает заговор против Императора Павла I или вовлечение Великого Князя Дмитрия Павловича в убийство Царского Друга Г.Е. Распутина-Нового.
Одним словом, прямые и духовные наследники предателей-февралистов, стремясь уйти от исторической ответственности, хотят сделать из Великого Князя Николая Николаевича ритуального «козла отпущения». Типичный масонский прием. Беда в другом: на этот раз они зашли «справа», внедряя свою масонскую легенду в церковной, военной, казачьей среде через широкотиражируемые труды известных патриотических авторов[3]. Русская эмиграция переживает это искушение с конца 20-х годов прошлого века. В начале 90-х годов этим вирусом искусственно было инфицировано нарождающееся монархическое движение в России. Ныне «просвещенные умы», видимо, посчитали, что инкубационный период закончился, и пора вызывать эпидемию, которая на корню убьет веру русского и братских народов в монархию, в Династии Рюриковичей и Романовых. И при этом будет нанесен удар по единству Русской Православной Церкви, прославляющей святых Царственных страстотерпцев и почитающей Собор всех святых Князей и Царей русских, с российским государством-»левиафаном», санкционировавшим ненужное народу перезахоронение заговорщика, масона, военной бездарности.
Яд и противоядие
Чтобы противостоять интриге надо обладать всей полнотой правдивой информации. А в российском общественном сознании должен быть восстановлен образ Великого Князя Николая Николаевича (Младшего) как истинного сына Православной Церкви, верноподданного своего Царя-племянника, деятельного военачальника, положившего все силы и дарования на алтарь Отечества.
Изучив множество материалов по теме, со значительной степенью уверенности смею предположить, что первоисточник легенды о принадлежности Великого Князя Николая Николаевича к масонству содержится в книге Н. Берберовой «Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия», первоначально изданной за рубежом. Для первой-второй волны эмиграции исследования феномена русского масонства данного автора не имели какого-либо выдающегося значения. Заграницей в свет вышли и другие исследования по аналогичной теме, сегодня доступные российскому читателю, в том числе в интернете (См., например, трехтомник «История русского масонства», книги Б. Башилова, В. Иванова издательства «Русь» и др.). Однако именно отрывки из книги «Люди и ложи» были внедрены в сознание отечественной элиты через малотиражный специализированный журнал «Вопросы литературы» накануне крушения Советского Союза[4]. Видимо, смак заключался в особо доверительной берберовской интерпретации исторических фактов и событий.
В своей книге «Люди и ложи», являющейся ярким образчиком масонского агитпропа, Н. Берберова следующим образом рассказывает об участии Великого Князя Николая Николаевича в заговоре против племянника-Царя:
«К двум заговорам, в которых ведущую роль играли масоны, необходимо прибавить еще один, к которому они тоже были причастны, хотя и в меньшей степени. В центре этого заговора оказался вел. кн. Николай Николаевич, которого летом 1915 г. царь услал на Кавказ, заняв, на радость царице, его место Верховного Главнокомандующего.
Царица усердно писала царю, что «Николашу» надо убрать, что он знается с членами Гос. Думы, завидует царю и хочет сесть на его место. Вся же остальная Россия, начиная с ультраправого депутата Пуришкевича, понимала, что этот царский шаг еще больше приблизит его к гибели, а Россию - к катастрофе.
Участники этого заговора решили осенью 1916 г. выждать удобную минуту и убрать царя, после чего посадить на престол конституционного монарха, вел. кн. Николая Николаевича. Этот последний, живший в это время в Тифлисе, видимо, не делал никаких шагов, чтобы поощрить заговорщиков, но не говорил им и категорического «нет».
Николай Николаевич был когда-то мартинистом (кто, где и на основании чего это утверждал? - А.Х.). Известно, что он поддерживал дружеские отношения с русскими масонами; в частности, одним из его ближайших друзей был Александр Иванович Хатисов, городской голова Тифлиса, член к.-д. партии, председатель Кавказского Земгора и масон 33 степени. Хатисов был членом Гос. Думы, армянин, женатый на русской. Они с женой бывали на официальных приемах у великого князя, теперь - Главнокомандующего Кавказской армией, иначе говоря - южного фронта. А кроме того, Хатисов имел «свободный вход» к Николаю Николаевичу во всякое время, что очень ценил.
История этого заговора погребена в наполовину истлевшем номере русской эмигрантской газеты «Последние новости» (22 апреля 1928 г.), выходившей в Париже в 1920 - 1940 гг. Теперь ее можно получить в некоторых книгохранилищах США на микрофильме, но, к сожалению, к моменту, когда ее решили переснять, текст был сильно испорчен временем. Автор этой мемуарной статьи, С.А. Смирнов, был масоном 30°, и называлась она «История одного заговора». Тот факт, что историк П.Н. Милюков, редактор «Последних новостей», напечатал эту статью, будучи сам, хотя и в очень слабой степени, причастен к заговору, придает рассказу максимум достоверности (везде выделено мной - А.Х.).
Как заговор Гучкова 1915 г., и как заговор кн. Львова - Терещенко - Крымова 1916 г., этот заговор не осуществился»[5], - констатирует автор книги неутешительный на этот раз для масонов результат.
Таким образом, из приведенного отрывка следует вывод, что даже сомнительные источники этого «масонского фэнтази» нельзя проверить. Далее Н. Берберова красочными мазками рисует фантасмагорию о стремлении Великого Князя Николая Николаевича свергнуть своего Венценосного Племянника и занять Царский престол в качестве конституционного монарха. В конце повествования, чувствуя женской интуицией всю шаткость возведенной конструкции, автор неуклюже ссылается на свидетельство участника событий: «Будучи лично (через моего отца), знакома с Хатисовым, я спросила его в 1929 г., в Париже, где он жил, верно ли то, что написал о нем Смирнов. Он подтвердил мне, что все написанное верно»[6]. В общем, по секрету всему свету нам рассказывают масонские тайны, в которые читатели должны верить под честное слово автора.
Однако масса документальных источников, в том числе изданные в первые годы советской власти, показывают Великого Князя Николая Николаевича как верноподданного своего Государя[7]. В легенде, рассказанной Н. Берберовой, обращают на себя внимание два важных момента: во-первых, тема династической борьбы за престол между родственниками, в данном случае выраженная мотивом Дяди, который имеет в российской историографии и художественной литературе устойчивую традицию. И, во-вторых, точное указание места и времени, когда в русской эмигрантской газете «Последние новости» (22 апреля 1928 г.) в Париже якобы вышла статья С.А. Смирнова «История одного заговора».
Что касается участия в династической борьбе за великокняжеский престол одного из старейших боярских родов - Серпуховых, то наш первый признанный отечественный историк Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» пишет: «Серпухов был основан во время княжения Дмитрия Донского в 1374 году князем Владимиром Андреевичем. Он первым отказался от древних прав семейного старшинства и был из князей российских первым дядею, служившим племяннику»[8]. Последние слова выделены самим историком.
Этот же мотив дяди, служившего племяннику, используется великим русским мыслителем и писателем Николаем Гавриловичем Чернышевским в пьесе «Мастерица варить кашу», которая ставилась и на сцене театра политкаторжан в Сибири, где отбывал ссылку автор, и на советском театре[9].
Во французской истории тема борьбы монархических родственников выражена в мотиве Брата, что косвенно отмечает и Н. Берберова в приложенном к книге словаре русских масонов. Включив в него Великого Князя Николая Михайловича, она сообщает такие важные, на ее взгляд, детали:
«Ник. Мих. еще до Февральской революции, а именно 1 января 1917 г., был «за клубные разговоры» выслан царем, и находился в Тифлисе у вел. кн. Николая Николаевича, когда туда приезжал Хатисов для переговоров о том, что делать, и возможно ли каким-нибудь путем воздействовать на царя.
Как известно, еще в июле 1916 г. он написал личное письмо Николаю II (частично - по-французски, которым он владел, как русским), а в ноябре того же года - записку, где сказал все, что думал о царском режиме.
Его брат Александр Михайлович в своих воспоминаниях писал о нем:
«Поклонник словесных дуэлей Клемансо-Жореса, он не хотел допустить, чтобы конституционный строй в России по образцу III французской республики (которая вся была построена на масонстве - Н.Б.) закончился бы полным провалом» (с. 147 и 330).
Ему в масонских кругах было дано прозвище «Филипп-Эгалитэ» в память герцога Орлеанского (1747-1793), помогавшего Мирабо и Дантону, возбуждавшего ненависть Людовика XVI еще до 1789 года, и погибшего на гильотине (выделено мной - А.Х.)[10].
Здесь, как всегда, дьявол прячется в деталях и масонской интерпретации общеизвестных фактов. Н. Берберова умалчивает о том, о чем сообщает в своей книге, изданной на русском языке во Франции, австралийский морской офицер и разведчик В. Карр «Пешки на шахматной доске». В главе IV о Французской революции 1789 г. автор пишет о том, что (Мирабо) «принадлежал к знатному дворянству и имел влияние на приближенных к королевскому двору. Кроме того, Мирабо был близким другом Герцога Орлеанского. Иллюминаты выбрали его своим подручным для разжигания французской революции. (...)
От Мирабо ожидали, чтобы он убедил Герцога Орлеанского возглавить революционное движение во Франции. Подразумевалось, что после свержения Монарха, он станет во главе демократического института Франции - конституционной монархии. Конечно, заговорщики не сказали ни Мирабо, ни герцогу, что их планы предусматривали убийство короля, королевы и тысяч французских дворян (выделено мной - А.Х.). Они их убедили, что цель революции заключалась в освобождении политики и религии от деспотизма и суеверия. Герцог был Великим Магистром французского масонства»[11]
Как видим, была предпринята попытка повторить французскую интригу в случае с Государем Николаем Александровичем и его Дядей Великим Князем Николаем Николаевичем и другими Великими Князьями (вспомним их письмо Царю по поводу наказания Великого Князя Дмитрия Павловича за участие в убийстве Г.Е. Распутина-Нового). Когда же коварные планы стравить Дядю и Племянника провалились, в ход была пущена злокозненная ложь. И все же Н. Берберова не решилась включить Великого Князя Николая Николаевича в свои списки русских масонов. Нет его и в списках, опубликованных в книге Н. Свиткова «Масонство в русской эмиграции»[12]. Нет по одной простой причине - Великий Князь Николай Николаевич никогда масоном не был и ни в каком заговоре с целью свержения племянника-Царя не участвовал. Мне не удалось обнаружить ни в открытых источниках, ни в архивах, в том числе личных архивах членов Императорской Фамилии твердого указания на участие Великого Князя в масонских ритуалах и обрядах. Именно в них заключена антихристианская суть религии масонства, скрытая за фасадом благотворительности и филантропии, любви к наукам, искусству, просвещению[13]. Относить же известных людей к масонам только на том основании, что они были знакомы или вынуждены были вступать в контакты с вольными каменщиками - очень смелая интерпретация фактов. К сожалению, такие попытки делаются в исторической литературе. Но тогда выходит, что Император Александр I - заговорщик-отцеубийца, и святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов) - покровитель друзей-масонов и т.п. и т.д. Да мало до чего можно договориться в разоблачительной горячке: например, что все мы, нынешние граждане России, вполне лояльны к масонам, если допустили участие в выборах Президента страны великого мастера Великой ложи России. Слава Богу, он с треском проиграл выборы - российское государство - и монархическое, и республиканское - не терпит конкурентов.
Мифологема о масонстве Великого Князя Николая Николаевича при рождении имела единство действия, места и времени, как в классической европейской драме эпохи Лессинга и Буало[14] Спектакль «разыгрывался» на сцене Французской республики «около 1928 года» и предназначался для русской эмиграции и секретных служб европейских стран, их курировавших, а также органов безопасности Советского Союза, устранявших в те же годы масонов-конкурентов в борьбе за единоличную власть коммунистической партии[15]
После Великого исхода русских из охваченной революцией страны и образования нескольких европейских колоний эмигрантов, к середине 20-х годов сложились два основных центра - первый вокруг Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и Великого Князя Николая Николаевича и второй - вокруг Великого Князя Кирилла Владимировича с супругой, самозвано объявившими себя возглавителями русского народа в изгнании. Первый центр силы покоился на мощном фундаменте Русского Обще-Воинского Союза генерала барона П.Н. Врангеля, подчинившего свое детище Великому Князю Николаю Николаевичу. Разные люди притягивались к этому центру, обобщенно духовно и ментально их можно назвать монархистами, консерваторами, националистами, традиционалистами, хотя каждый имел свои вкусы и пристрастия. В этих кругах ясно отдавали себе отчет, куда завела Россию «игра в масонство». В книге «Златой век Екатерины II. Масонство в царствование Екатерины II» Б. Башилова, изданной за рубежом в те годы (на моем экземпляре стоит печать: «Дом отдыха русских воинов. Ницца») автором верно подмечено одно качество русского человека: мы очень доверчивы на призывы помочь ближнему и всему человечеству, готовы родину отдать, чтобы какому-то французику из Бордо стало хорошо. В юности многие наши гении - Карамзин, Пушкин - увлеклись вольтерьянскими, революционными идеями, о чем масонский агитпроп продолжает трубить до сих пор. О прозрении первого историка и первого поэта, а вслед за ними позже так поступали многие выдающиеся русские люди (Ф. Достоевский, Н. Чернышевский, Л. Тихомиров и др.), масонская литература предпочитает не говорить. В книге Б. Башилова читаем: «Французская революция, свидетелем которой он был, превратила Карамзина из республиканца в убежденного монархиста. «Гром грянул во Франции... Мы видели издали ужасы пожара, и всякий из нас, - писал Карамзин, - возвратился домой благодарить небо за целость крова нашего и быть рассудительными»[16].
Фундамент второго центра силы в лице массовой общественной организации «Молодая Россия» во главе с А.Л. Казем-Беком только «заливался» и был еще очень сырым. Но главный лозунг младороссов «Царь и Советы» внушал исторический оптимизм, как и структура организации, допускавшая в свои ряды масонов в разряде соревнователей[17]. Именно в 1928 году, когда во Франции якобы публикуется статья с обвинениями Великого Князя Николая Николаевича в государственной измене, а на самом деле продолжается старая масонская интрига, в это самое время уходят из жизни Императрица Мария Феодоровна и барон П.Н. Врангель. А буквально в начале следующего года Господь призвал к Себе и Дядю злодейски убиенного Царя-мученика Николая.
Как пишет биограф А.Л. Казем-Бека, французская исследовательница Мирей Массип в книге «Истина - дочь времени», переведенной на русский язык и не так давно изданной тиражом всего 600 экземпляров: «В январе 1929 г. умер великий князь Николай Николаевич. Отпевание проходило в русской церкви Святого Михаила Архангела в Каннах в присутствии маршала Петена, представлявшего Республику. Почетный караул из французских солдат воздал покойному воинские почести. Великого князя похоронили в крипте церкви. «В Каннской церкви А.Л. Казем-Бек и Б.К. Лихачов (один из руководителей младороссов - А.Х.) возложили венок на гроб великого князя Николая Николаевича от имени Союза Младороссов». В начале «возмущенные и пораженные отсутствием Кирилла (Великого Князя Кирилла Владимировича - А.Х.) на похоронах своего знаменитого родственника», позже русские монархические круги признали, что претендент сохранил «похвальную сдержанность».
Смерть Николая Николаевича полностью изменила политическую ситуацию. Путь для великого князя Кирилла был открыт, а вместе с ним - путь для самых активных сторонников, Союза Младороссов Казем-Бека, который теперь мог свободнее взяться за дело (выделено мной - А.Х.). (...)
«По возвращению Александра в Париж в 1929 г. Союз Младороссов стал быстро развиваться»[18].
Остается добавить, что свой богатый перипетиями жизненный путь Александр Львович Казем-Бек закончил в России, будучи сотрудником Московской Патриархии. Его книги стояли на стеллажах в коридоре Издательского Совета Русской Православной Церкви - на втором этаже, по правую руку, если домовой храм оставляете за спиной.
Великий Князь Николай Николаевич с почестями упокоился во французской земле. История, рассказанная Н. Берберовой в книге «Люди и ложи», должна была, как змея из толстовской могилы, ужалить пришедших детей. Императрица-мученица Александра Феодоровна говорила о русских людях, что они, как дети, и поэтому их легко обмануть. Берберовскую ядовитую книжку подсунули русскому народу в 1990 году, накануне новой революции. Через год «чудесным» образом «обретут» так называемые «екатеринбургские останки»...
Уповая на помощь Царицы Небесной
После обвинения в масонском заговоре с целью свержения своего Царя-племянника второй частью единого злонамеренного мифа о Великом Князе является его характеристика как бездарного и неспособного стратегически мыслить военачальника, что и послужило причиной его отставки с поста Главнокомандующего Русской Армии и Флота в 1915 году. Оставим специалистам возможность детально и непредвзято судить о дарованиях Великого Князя Николая Николаевича, о его действиях на поприще военно-государственного строительства до Великой войны, потом в качестве Верховного Главнокомандующего Русской Армии и Флота, а затем Командующего войсками на Кавказе. Желающих «без гнева и пристрастия», хотя бы в общих чертах, познакомиться с великокняжеской «военной летописью» отсылаю к книге бывшего Генерал-Квартирмейстера Штаба Верховного Главнокомандующего генерала Ю.Н. Данилова «Великий Князь Николай Николаевич» и Сборнику исторических материалов и воспоминаний «Николай II последний православный Император», составленному протоиереем Вениамином Жуковым и изданному в Париже. Еще можно рекомендовать одно редкое издание - составленную генерал-майором Д.Н. Дубенским книгу «Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в действующей армии. Январь-июнь 1915 г.»[19]. У читателя, познакомившегося с этими трудами, по крайней мере, рассеется навеянное предубеждение о Великом Князе как о поджигателе войны и бездарном военном деятеле.
За последние три года автор много времени провел в читальном зале Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), изучая различные фонды, имеющие отношение к Первой мировой войне[20]. Мной освоен огромный массив документов, выявлены чрезвычайно интересные факты. По мере сил и возможностей буду знакомить с результатами своих исследований читателей. Пользуясь случаем, благодарю директора архива Ирину Олеговну Гаркушу, главного специалиста Михаила Сергеевича Нешкина, ведущего специалиста Анастасию Дмитриевну Акимову и заведующего 4-м архивохранилищем Дмитрия Александровича Юсова за оказанное содействие и помощь в работе.
В Фонде 12-го гусарского Ахтырского генерала Дениса Давыдова полка, чьим Шефом была младшая сестра Государя - Великая Княгиня Ольга Александровна, среди оперативных материалов за декабрь 1914 - январь 1915 гг. обнаружил уникальный документ, подобно которому мне не приходилось встречать ранее в монархической литературе. Это - «Прокламации N 2», напечатанная на папиросной бумаге. Ее текст гласит:
«Солдаты!
В самых трудных минутах своей жизни обращается к Вам, солдаты, Ваш Царь. Возникла сия несчастная война против воли моей: она вызвана интересами великого князя Николая Николаевича, его сторонников, желающих уничтожить меня, дабы ему самому занять престол. Ни под каким видом я не согласился бы на объявление сей войны, зная наперед печальный ея для матушки России исход, но коварный мой родственник и вероломные генералы мешают мне в употреблении данной мне Богом власти, и, опасаясь за свою жизнь, я принужден выполнять все то, что они требуют от меня.
Солдаты! Отказывайтесь повиноваться Вашим вероломным генералам, обращайте оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопасности и прочности дорогой родины.
Несчастный Ваш Царь Николай II»[21].
Источник этой провокации надо искать в очень информированных и высокопоставленных кругах. Зная о присущем Государю миролюбии, которое поддерживал и Царский Друг Г.Е. Распутин, авторы прокламации стремятся представить поджигателем войны единственно Великого Князя Николая Николаевича, который в данную минуту командует Армией, ведущей кровопролитные сражения. Ныне, на основании изучения документов, в том числе и дневников Царской Семьи, абсолютно ясно, что Император всецело поддерживал усилия Армии по победоносному окончанию войны. Следовательно, такая вражеская, иезуитская пропаганда в разгар сражения может быть направлена только на войска противника с целью их деморализации и разжигания солдатского бунта. Ее авторы добивались именно поражения России, в желании которого никто и никогда Великого Князя не обвинял ни тогда, ни после. Фальшивка была изготовлена для самых широких солдатских масс и вброшена на фронт, а это уже не великосветские сплетни, это - чрезвычайно серьезно. По сути это - обвинение в государственной измене. Мог ли нечто подобное заявить Государь да еще и в солдатской листовке? Однозначно - нет! Царь любил своего Дядю, трепетно к нему относился. Что же касается сложных взаимоотношений среди членов Императорской Фамилии, то здесь надо быть очень осторожными. А то копаемся в переписке членов Царской Семьи и Их родственников, смакуем интимные детали дневников, упиваемся сплетнями под видом воспоминаний и тем самым впадаем в хамский грех[22].
В военной науке, особенно задним числом, могут быть разные точки зрения на ход тех или иных сражений, кампаний и целые войны. Уверен, историки и аналитики со временем разберутся во всех деталях воинской службы Царю и Отечеству Великого Князя Николая Николаевича. Сейчас хочу обратить внимание на духовную брань, которую вел Главнокомандующий Русской Армии с врагом и супостатом. Эта сторона также должна быть изучена в дальнейшем подробно. Пока же отметим, что особые отношения связывали Великого Князя Николая Николаевича с Валаамом, на котором он побывал впервые еще ребенком. На острове подвизался великокняжеский духовник - отец Георгий (Хробостов). В 1914 году, накануне Великой войны, Валаамская обитель с небывалым размахом отметила память своих основателей - преподобных Сергия и Германа. В торжествах принял участие и Великий Князь с супругой Анастасией Николаевной. Это посещение стало духовным ободрением для Великого Князя перед тяжелыми испытаниями.
Когда началась Первая мировая война, иеромонах Георгий не оставил свое духовное чадо и прибыл в Ставку Главнокомандующего. Армейское духовенство тогда возглавлял протопресвитер Русской Армии и Флота о. Георгий Шавельский, известный автор воспоминаний.
Великий Князь Николай Николаевич разместился в особом поезде и с первых же дней завел порядок, напоминавший своей строгостью монастырский. Один из казарменных бараков приспособили под походный храм, где ежедневно служились Божественные литургии. В качестве певчих выступали десять лучших голосов придворной Капеллы и петербургского Митрополичьего и Казанского хоров. С первого же дня установились неукоснительные утренние и вечерние службы. По воскресеньям и праздникам, а иногда и перед всенощными, Великие Князья Николай Николаевич и Петр Николаевич садились в автомобиль и отправлялись в церковь. Оба они страдали слабостью ног, а потому для них были изготовлены специальные стасидии, наподобие валаамских.
В своем нелегком бремени Великий Князь Николай Николаевич уповал на милосердие и помощь Царицы Небесной. Как сообщает отечественная исследовательница О.С. Смирнова, в письмах игумену Валаамского монастыря Маврикию он просил служить молебны о даровании победы у раки преподобных Сергия и Германа и чудотворной Валаамской иконы Божией Матери, которую очень почитал. В декабре 1914 г. Великий Князь Николай Николаевич прислал с фронта тысячерублевый вклад, на процент с которого должно было поддерживаться пламя неугасимой лампады перед Валаамским образом Божией Матери.
Для укрепления воинского духа в Ставку из Троице-Сергиевой лавры прибыла святыня, всегда сопровождавшая русские войска в их ратных подвигах. Это икона, изображающая явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, написанная на доске его гроба. Икону торжественно, с музыкой, встречали на вокзале сам Великий Князь Николай Николаевич, духовенство и простой народ. Протопресвитер Георгий Шавельский вошел в вагон, принял образ и осенил им народ, после чего к иконе приложились Великий Князь Николай Николаевич и старшие чины штаба. Крестным ходом икона была перенесена в церковь, где начался молебен. После этого молебна, во все последующие богородичные праздники Русская Армия одерживала небольшие победы[23].
Здесь уместно привести отрывок из воспоминаний последнего протопресвитера Русской Императорской Армии и Флота о. Георгия Шавельского:
«Центральной фигурой в Ставке и на всем фронте (Первой мировой войны 1914-1918 гг.) был, конечно, Верховный Главнокомандующий, великий князь Николай Николаевич.
За последнее царствование в России не было человека, имя которого было бы окружено таким ореолом, и который во всей стране, особенно в низших народных слоях, пользовался бы большей известностью и популярностью, чем этот великий князь. Его популярность была легендарна.
(...)
В особенности заслуживает внимания отношение великого князя к Родине и к Государю. «Если бы для счастья России нужно было торжественно на площади выпороть меня, я умолял бы сделать это». И эти слова не были пустой или дутой фразой, они выражали самое искреннее чувство любви великого князя к своей Родине. Великий князь, действительно, безгранично любил Родину и всей душой ненавидел ее врагов...
Я всегда любовался обращением великого князя с Государем. Другие великие князья и даже меньшие князья (как, например, Константиновичи) держали себя при разговорах с Государем по-родственному, просто и вольно, иногда даже фамильярно, обращались к Государю на «ты». Великий князь Николай Николаевич никогда не забывал, что перед ним стоит его Государь: он разговаривал с последним, стоя навытяжку, держа руки по швам. Хотя Государь всегда называл его: «ты», «Николаша», я ни разу не слышал, чтобы великий князь Николай Николаевич назвал Государя «ты». Его обращение было всегда: «Ваше Величество»; его ответ: «Так точно, Ваше Величество». А ведь он был дядя Государя, годами старший, почти на 15 лет, по службе - бывший его командир, которого в то время очень боялся нынешний Государь.
Внешняя форма отношений великого князя к Государю была выражением всего настроения его души. Великий князь вырос в атмосфере преклонения перед Государем. По самой идее, Государь был для него святыней, которую он чтил и берег»[24].
На основании изученных мною источников и выявленных новых материалов пришел к однозначному выводу: Государь Император сменил Великого Князя Николая Николаевича на посту Верховного Главнокомандующего в результате изменения исторической обстановки и исключительно на благо Отечества. Все иные мотивы поступка Помазанника Божиего могли иметь только сопутствующее, но не решающее значение.
Информация о том, что управление государством во время войны должно быть сосредоточено в одних руках стала поступать к Государю с первых же дней боев на разных фронтах через военных агентов в других странах. Надеюсь, со временем поговорим подробно о службе русских военных агентов. Сегодня приведу некоторые факты.
Так, военный агент в Сербии полковник В.А. Артамонов постоянно сообщал о необходимости единодержавия для успешного ведения войны. В своих донесениях по начальству через посланника в Сербии Князя Григория Николаевича Трубецкого полковник, в частности, отмечал 11-го марта 1915 года:
«Между настоящей войной и кампаниями 1912-13 г.г. есть разница, невыгодная для сербов, состоящая в том, что война велась ими на своей территории. Я хочу этим подчеркнуть не то обстоятельство, что страна страдала от неприятеля, или что противник занес заразные болезни, нет, я имею в виду другую невыгодную сторону, а именно, что театр военных действий управляется во всем по-старому гражданскими властями, как в мирное время, и что военные власти безсильны, так как радикальной сербской конституцией ни война, ни реквизиция не предвидены. На своей собственной территории военные власти безсильны. Гражданские власти им не подчинены; санитарные проекты министром финансов не одобряются; получается государство в государстве».
И далее военный агент продолжает уже о союзной нам Франции:
«В настоящее время вся территория Франции находится на осадном положении. На днях один депутат-социалист внес интерпелляцию, требуя снятия его для внутренних областей. Министр-президент с этим не согласился, и вся палата единогласно поддержала его» (подчеркнуто В.А. Артамоновым - А.Х.).
Возникает неразбериха на Балканском фронте и в отношениях между союзниками, о чем и докладывает полковник:
«... Фурнье, знакомясь с вопросом о продовольствовании сербской армии, не перестает возмущаться просьбою сербского правительства, обращенною еще недавно к генералу По, о присылке в Сербию 120 тыс. французских войск. Если бы эта просьба была уважена, то в каком бы положении очутились эти войска, когда сербское правительство не может продовольствовать свою собственную армию. Для нас несомненно, что эта просьба делалась без ведома Верховной Команды и представляет собою обрасчик (так в тексте - А.Х.) военно-политического фантазерства Н. Пашича и Кº и вмешательства в военные дела»[25] (везде выделено мной - А.Х.).
Кстати, полковник В.А. Артамонов до Сербии служил в Греции, где масонство, как и в Сербии, глубоко проникло в воинскую среду, но получило отпор от лица клира Элладской Церкви.[26] О деятельности знаменитой на Балканах военной масонской ложи «Черная рука», замешанной в убийстве австрийского эрцгерцога Фердинанда, что послужило поводом к Первой мировой войне, русский военный агент также сообщал начальству.
Стекавшаяся к Государю с первых дней войны со всех сторон разнообразная информация о международной и внутренней обстановке позволила ему в нужный момент принять единственно правильное решение - встать во главе Армии и тыла. А Великий Князь Николай Николаевич отправился на Кавказ, где войска под его руководством сражались достойно, одержали ряд значимых побед. В начавшуюся смуту фронт он не сдал, в сепаратные переговоры с врагом не вступал, ни пяди родной земли не отдал... Готовый самою жизнь положить на алтарь Отечества, хотел вернуться на пост Главнокомандующего, но был обманут масонами, вырвавшими у него «злополучную» телеграмму Государю... В Крыму вместе Императрицей Марией Феодоровной и другими членами Династии находился в заточении, подвергался смертельной опасности, не струсил и не сбежал в одиночку, как иные... Кто может, пусть проживет жизнь ярче, сделает для России больше и лучше. На взаимных претензиях и обвинениях нельзя возродить единство народа, армии, страны, русского мира.
Его же избрал и приял еси, Господи
Смерть торит прямоезжую дорогу к самому раннему детству, к рождению человека. Дорога эта вытягивается струной, ровной чертой между двух дат - рождения и смерти. Ошибки и зигзаги исчезают, и ясно, откуда и куда шел человек всю жизнь. У могилы понятен становится Промысл Божий о человеке. Христиане ранних веков были куда совершенней нас: на могильных крестах и плитах они указывали только одну дату - рождения в жизнь вечную.
Ничего лучшего не читал о Великом Князе Николае Николаевиче, чем умилительное описание его скорбей в болезни, отпевания и похорон. По свидетельству архиепископа Серафима (Лукьянова), навещавшего пред Рождеством Христовым 1929 года болевшего Великого Князя Николая Николаевича, он был уже слаб и мучился от сердечных жестоких припадков. За все время болезни он часто исповедывался и причащался (6-7 раз), много молился и ожидал смерти. Его страдания начались с Великого Пятка, когда он упал, неся с владыкой плащаницу. Великий Князь все время настроен был духовно: читал афонский патерик, много молился и утром и вечером и мучился вопросом - как Господь допускает такое страшное гонение на Святую Церковь? Эта мысль его угнетала. Он страдал из-за этого, но всегда говорил, что мы должны верить в Промысл Божий, не должны сомневаться в нем и иметь веру, как дети. Его проникало чувство глубокого смирения и покорности воле Божией. Церковными делами он интересовался очень сильно и глубоко. Все время он думал о Боге, о грехах своих, о милосердии Божием и спасении России. Он глубоко верил в будущее ея величие и славу. Во время болезни он усиленно молился, и, когда засыпал, то крепко складывал пальцы для крестного знамения. Однажды днем, после краткого сна, он, проснувшись, громко и сильно произнес: «Бог есть». Он страдал и умер, как хороший христианин, с искреннею верою, с терпением и смирением. Он был глубоко русский и православный воин и большой почитатель монашества. Нужно заметить, что он прочитал все «Добротолюбие» и все «Четьи-Минеи». Его смерть - большая утрата для Церкви и России. Это все скоро обнаружится на деле и уже начинает обнаруживаться...
Пробыв девять дней на Ривьере, архиепископ Серафим к Рождеству Христову уехал в Париж, но вечером на первый день вернулся и прямо проехал на виллу Тенар на вынос Великого Князя. Была чудная летняя погода. Вынос был торжественный. Кроме владыки были архимандрит Феодосий, протоиерей Остроумов и диакон. Вечером служили парастас. Приехали о.о. Святославский, Аквилонов и Подосенов и еше один диакон. Каннская церковь была чудесно украшена и освещена. Было 108 венков, лежало 15 бархатных подушек с орденами. Чудно красовались два Андрея, три Георгия, Владимир 1-ой ст., золотая шпага с браллиантами и портрет Государя Николая II, осыпанный бриллиантами. Гроб был укрешен огромным Георгиевским крестом. Все это напоминало нашу Россию. Французские маршалы образцово стояли всю службу с 10-ти до 1 ½ дня. Народу было масса. Гроб оставили до 9-го дня посредине храма, и народ приходил ко гробу во множестве. Затем поставили гроб на правом клиросе, под которым и выроют склеп[27].
В русской православной церкви г. Канн за Божественной Литургией 28 дек. 1928 г. /10 янв. 1929 г. над гробом Благоверного Государя и Великого Князя Николая Николаевича духовником почившего Архимандритом Феодосием было произнесено Слово прощания. В нем квинтэссенция и итог жизни Великого Князя Николая Николаевича (Младшего) (6/18 ноября 1856, Санкт-Петербург - 5 января 1929, Антиб, Франция) на земле. Привожу текст этого духоподъемного Слова полностью:
Блажен, его же избрал и приял еси, Господи!
Память его в род и род.
(Пс. 64, 5.)
Дорогие во Христе братие!
Тяжкие испытания Божии, продолжающиеся одиннадцать лет над Русскою землею, не перестают посещать нас, русских беженцев, и за границей!
Не успели поблекнуть цветы на могиле Государыни Императрицы Марии Феодоровны, как пред нами вновь новый гроб, новый крест и новая могила!
Кого, о Россияне, мы так торжественно хороним?! Кого горько оплакиваем?! Над кем совершаем надгробное рыдание, перемежающееся со светло-радостными церковными напевами преславного и великого праздника Рождества Христова? Кого, через небольшой промежуток времени, мы понесем к месту его земного упокоения?
Прежде всего того доблестнаго Верховного Вождя нашей победоносной, христолюбивой, православной Русской армии, Благоверного Государя и Великого Князя Николая Николаевича, которому Бог судил, в историческом порядке, вторично присоединить в 1915 году к России Червонную или Галицкую Русь. Первый присоединил ее к Киевскому княжеству, в 1023 году, сын св. Равноапостольного князя Владимира, Мстислав Храбрый, князь Тьмутараканский, а в великую войну 1914 года наш Августейший Верховный Вождь. На Кавказском театре военных действий славное имя в Бозе почившего Великого Князя украшено взятием, на южном Кавказе, неприступных крепостей: Эрзерума, Эрзинджана, Трапезунда и других... О военных доблестях нашего Верховного Вождя пусть лучше скажут те, которые сами были крещены боевым крещением под его верховным командованием, а также и о том, за что Великий Князь был Высочайше пожалован орденом св. Георгия Победоносца 2-й степени и бриллиантовым оружием! Нам приличествует более сказать о духовно-нравственном облике нашего Русского Богатыря, глубоко запечатлевшемся в нашей душе.
После чудесного спасения вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны и всех членов царственного Российского Дома Романовых от грозившей им смертной опасности в Крыму от большевиков в 1919 году, Великий Князь Николай Николаевич, со своей супругою Великой Княгиней Анастасией Николаевной, приехав заграницу, изъявил согласие в 1923 году взять на себя тяжелую заботу о спасении дорогой родины России от большевиков. Возглавив преданную ему армию и флот заграницей, Верховный Вождь не покладал рук до своей кончины. Каких усилий, каких трудов и забот стоило ему это великое и трудное дело, - свидетельствует его болезнь, мучившая его последние два года. Как об этом, так и о трогательном отношении Великого Князя к русской молодежи в наших кадетских корпусах и к русским беженцам, обращавшимся к нему за помощью, пусть также лучше нас скажет историк, хорошо с этим знакомый и близкий к почившему Верховному Вождю. Насколько я имел редкое счастье близко стоять к Великому Князю, как его недостойный духовник и совершитель божественных церковных служб, могу засвидетельствовать: Великий Князь Николай Николаевич был, поистине, редкий Pycский Богатырь по духу и телу. По своим выдающимся нравственным качествам - честнейший, справедливейший, прямой, неустрашимый, сострадательный и милосердный, горячо преданный нравственному долгу. Всегда был он верным слугою Православного Русского Царя и горячо любящим сыном родины Poссии. В отношении святой Матери-Церкви, Единой, Соборной, Апостольской, Православной - верный и до конца жизни ей не изменивший. Нежно любящий сын своих Августейших родителей, своей супруги и родных. Всегда искренно верующий и с таким религиозным настроением скончавшийся. За время своей болезни, особенно за 2 месяца до смерти, часто причащавшийся Св. Христовых Таин, и в самый день своей мирной, неожиданной, христианской кончины, 23 дек. 1928 г., въ субботу, в 9 ½ ч. вечера.
Мне никогда не забытъ, с каким душевным трепетом, со слезами, происходило особенно это последнее причащение Святых Таин Христовых, воспринимать которые Великий Князь всегда страшился, почитая себя недостойным их. И в этот последний день своего отшествия в другой, лучший мир наш Верховный Вождь, человек высокой светлой души и ума ясного и проницательного, в 3 часа пополудни продиктовал следующие приснопамятные поздравление и воззвание ко всем русским людям, в рассеянии находящимся, и ко всему народу русскому православному, приложив к ним собственноручную подпись: «Поздравляю всех с Рождеством Христовым! Молю Господа, да узрим отечество наше свободным и в нем - торжество веры и царство мира, любви и порядка. Душевно тронут и сердечно благодарю за участие ко мне, в болезни проявленное. Памятуйте о России! И здесь, в изгнании, ей отдайте все ваши помыслы, не числя трудов, сил и средств на дело ея спасения, ибо безпримерно тяжки испытания и наступают решительные сроки. Народ Русский! Собери твои силы и со крестом выйди вновь на путь тебе данного великого и славного бытия. Николай».
Сказанного нами довольно, чтобы видеть и хорошо понять, кого мы потеряли. Мы потеряли надежду всей Poссии, и зарубежной и подъяремной, лишились того, для кого даже у врагов его не находилось худого слова.
При настоящей невыразимой скорби, по утрате высокого вдохновителя русского национализма, - одно утешение, что его светлая душа отошла ко Господу в преддверии воскресного дня и сочельника великого праздника Рождества Христова. Господь пожелал взять его праведную душу, очищенную душевными и телесными страданиями и частым приобщением Святых Христовых Таин, в Свои горние обители.
В день празднования Казанской иконы Богоматери Великий Князь приехал в Антиб, на дачу Тенар, а в день торжества Собора Богоматери, на второй день Рождества Христова, гроб с останками в Бозе почившего Верховного Вождя нашего был перевезен, с подобающею воинскою честью, в Каннский храм, где над ним и совершается заупокойная служба, отпевание и погребение.
Блаженна душа христианина, уходящая из тела в вышние обители после примирения ея с Богом, совестью и ближними! Блажен, его же избрал и приял еси, Господи! (Псал. 64, 5.). Память его в род и род!
Почивший о Господе Великий Князь при жизни своей часто обращался к молитвенному предстательству Царицы Небесной. Помолимся и мы, удрученные его невознаградимой потерей, ко Пресвятой Богородице:
«О, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовью поклоняющихся пречистому образу Твоему... Подаждь и нам христианскую кончину... Упокой душу новопреставленного раба Божия, Благоверного Государя и Великого Князя Николая Николаевича, в селениях праведных! А на страшном суде Сына Твоего явися ему я нам всем милосердной Заступницей, да всегда поем и величаем и славим препетое и превозносимое имя Бога Единого, Троичного в Лицах, и Тя, благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь»[28].
Великий Князь Николай Николаевич (Младший), Дядя святого Царя-страстотерпца Николая Александровича, отошел ко Господу, был отпет и похоронен как верный сын Православной Матери-Церкви, о чем она и засвидетельствовала перед Богом и людьми. А нецые глаголют: масон и «ворожель» и покаяния несть в них[29].
Учебник истории
Радостно было узнавать правду о Великом Князе Николае Николаевиче. И чем дальше продвигался в исследованиях, тем быстрее туман в голове рассеивался, и светлый великокняжеский облик все четче выступал из былого. Уже за это одно надо благодарить Господа, когда затеялась вся эта история с перезахоронением. А ведь поначалу сковал меня грех уныния и не давал работать. В СМИ - знакомый набор штампов. Кого ни спрашивал о Великом Князе Николае Николаевиче, в ответ либо равнодушие, либо опасение, либо повторение досужих мифов о заговорщике, дурном военачальнике и т.д. Оптимизма не внушали и «обличения» Великого Князя, встречающиеся в патриотической литературе. Вдохновили меня продолжать работу, как ни странно, люди разных возрастов, социального происхождения и мест проживания - атаман одного из реестровых казачьих войск, потомок офицера Белой Армии из Франции и знакомый студент-историк. Они поддержали мои исторические изыскания. А студент принес по моей просьбе учебник Истории России XIX - начала XX в., по которому их обучают. Там оказалось очень мало строк, посвященных Великому Князю Николаю Николаевичу, а те, что есть, не выходят за рамки традиционного представления о нем как недалеком военном деятеле периода мира и неудачном Главнокомандующем первого года Великой войны[30]. Для восстановления исторической справедливости потребуются не только серьезные научные и архивные исследования, проведение конференций, но большие усилия средств массовой информации. В новых учебниках отечественной истории пусть будет немного строк о нем, но будут они правдивы. Тогда масонская ложь окончательно рассеется и воссияет истина о героях Русской Императорской Армии и ее первом Главнокомандующем на Великой войне - Великом Князе Николае Николаевиче (Младшем), о котором молятся у Престола Божия его святые Царственные родственники. И русский народ в Отечестве помянет его в своих молитвах. Когда недавно мне довелось побывать на Братском военном кладбище (Великого Князя хотят перезахоронить в часовню на его территории), зашел в стоящий рядом храм Всех Святых на Соколе и подал сорокоуст за упокой души «болярина воина Николая». Вечная ему память в наших сердцах. И вечный покой в русской земле.
Примечания
[1] Переносом из Франции праха великого князя Николая Николаевича займется специальная рабочая группа// Интерфакс. 05 декабря 2014 года. http://www.interfax.ru/world/411481; С.Нарышкин принял участие в заседании Межведомственной рабочей группы по организации церемонии переноса из Французской Республики и захоронения в Москве праха великого князя Николая Николаевича (младшего) и его супруги// Сайт Госдумы. http:// www. duma. gov. ru/ news/ 274/978066/;
В Госдуме прошло заключительное заседание Межведомственной рабочей группы по организации перезахоронения Великого князя Николая Николаевича// Сайт Русская народная линия / 23.04.2015. http: //ruskline.ru/ news_rl /2015/04/23/v _gosdume_ proshlo_ zaklyuchitelnoe_ zasedanie_ mezhvedomstvennoj_ rabochej_ gruppy_ po_ organizacii_ perezahoroneniya _velikogo_ knyazya_n /&?print=y
[2] См., напр, Нарышкин поддержал идею о перезахоронении праха Великого князя Николая Романова в России// 31 июля 2014. /ИТАР-ТАСС/ http://itar-tass.com/obschestvo/1351770;
Спикер Госдумы предложил перезахоронить прах князя Николая Романова в России// сайт Новости рамблер. 31 июля 2014. http://news.rambler.ru/26253147/;
Нарышкин предлагает перезахоронить прах великого князя Николая Николаевича в России// Росбалт, 31/07/2014. http://www.rosbalt.ru/main/2014/07/31/1298462.html;
Нарышкин поддержал идею перезахоронить в РФ прах великого князя Николая Романова// Сайт МК.РУ. 31 июля 2014. http://www.mk.ru/print/article/1066215/;
Сергей Нарышкин поддержал идею перезахоронения праха великого князя Николая Николаевича в России// Сайт Седмица. Ру. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 1 августа 2014. http://www.sedmitza.ru/text/4950565.html;
Перезахоронение останков Великого Князя Николая Николаевича младшего и его супруги очень странно и не соответствует их воле. //Вестник Русского Легитимизма 9 дек. 2014. http://vk.com/wall-10652856?own=1;
Татьяна Замахина. Возвращение на родину. //Российская газета. http:// www.rg.ru /2014/12/24/ perezahoronenie-site.html;
Директор Канцелярии Дома Романовых в интервью ИА «Интерфакс» прокомментировал предложение перезахоронить великого князя Николая Николаевича Младшего// Сайт Российский Императорский Дом. http://www.imperialhouse.ru/rus/extra/vin4/4116.html;
Из Франции перенесут прах великого князя Николая Николаевича и перезахоронят в часовне в Москве// Русская народная линия. http:// ruskline. ru/ news_rl /2014/12/06/iz_francii_perenesut_prah_velikogo_knyazya_nikolaya_nikolaevicha_i_perezahoronyat_v_chasovne_v_moskve/&?print=y;
Из Франции перенесут прах великого князя Николая Николаевича и перезахоронят в часовне в Москве// Интерфакс. 2014-12-05. http:// www.interfax-religion. ru/print.php?act=news&id=57247;
Перезахоронение великого князя - политический спектакль или семейные распри?// Национальная служба новостей. 10 Декабря 2014. http:// nsn.fm/hots/perezakhoronenie-velikogo-knyazya-politicheskiy-spektakl-ili-semeynye-raspri.php;
Виктория Владимирова. Дом Романовых выступил против перезахоронения родственника в Москве. // 09.12.14. Сноб http://snob.ru/selected/entry/84958;
Романовы попросили перезахоронить Великого князя Николая Николаевича в Москве// НСН. 9 Декабря 2014. - http:// nsn.fm/hots/romanovy-poprosili-perezakhoronit-velikogo-knyazya-nikolaya-nikolaevicha-v-moskve.php;
Александр Широкорад. Великий князь Николай Николаевич - портрет без ретуши// Сайт Без формата.ру. http://krasvremya.ru/velikij-knyaz-nikolaj-nikolaevich-portret-bez-retushi/;
Романовы попросили перезахоронить Великого князя Николая Николаевича в Москве// 09.12.2014. Сайт Городской портал. Москва. http: //gorodskoyportal. ru/ news/ russia/10409831/;
Перенесение праха Великого Князя Николая Николаевича.// Сайт Русская идея. http://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=60&t=3624;
Дядя Николая II: все о лукавом князе// Сайт. Правда.ру. 18.01.2015.http:// www. pravda. ru/society/fashion/tendencies/18-01-2015/1244200-nikolay-0/ и др.
Главковерха Императорской и Русской врангелевской армий Великого князя Николая Николаевича перезахоронят на московском Братском кладбище, где обелиск с орденом Красной звезды// Сайт Меч и трость. 16 Янв, 2015 г. http: //apologetika.eu/ modules. php?op=modload&name=News&file=article&sid=3128
[3] См. напр., Кобылин В.. Анатомия измены. Император Николай II и Генерал-адъютант М.В. Алексеев. //Под редакцией Л.Е. Болотина. Изд-во «Царское дело». Изд-е 2-е, испр. и допол. СПб., 2005. В Примечании о Великом Князе Николае Николаевиче Младшем (1856-1929), в частности, сказано: «Член масонского ордена мартинистов (1909)» (С. 462), - без ссылки на источники.
Платонов О.А.. Терновый венец России. Заговор цареубийц. М., 1996. В указателе имен читаем: «Николай Николаевич (Николай Большой), 1856-1929, Великий Князь, сотрудничал с масонами», - и далее указание страниц, где упоминается его имя. (С. 514). В тексте книги: «...постоянно сотрудничали с масонами Великие Князья Николай Николаевич и Дмитрий Павлович» (С. 77). «Конечно, в то время о масонстве Джунковского никто не знал (Ссылка 116: Берберова. Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 181). И далее Платонов продолжает: «Джунковский являлся одним из самых преданных сторонников Великого Князя Николая Николаевича, который в это время (начало Великой войны - А.Х.), находясь на посту Верховного Главнокомандующего, рвется к высшей власти. Одним из препятствий на пути к ней было влияние Распутина на Царя. По мнению Николая Николаевича, Распутина надо дискредитировать любыми средствами. Масон Джунковский с этим солидарен» (С. 224). «...Непорядочно и даже предательски по отношению к Императору вели себя и кое-кто из его родственников. Лицемерие и двуличность отличали, например, Великих Князей Николая Николаевича и Дмитрия Павловича» (С. 336).
Платонов О.А.. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731-1996. М., 1996. На странице 246-247 помещен «кочующий сюжет» о предложении масонов Великому Князю, сделанному в Тифлисе А.И. Хатисовым, возглавить заговор и после свержения Царя самому взойти на трон. Далее О.А. Платонов цитирует заметку высокопоставленного масона тридцатого градуса С.А. Смирнова и дает ссылку на публикацию: «Последние новости». Париж. 1928. 28 апреля.
Фомин С.В. Предостережение «ворожелю»// Сайт Наша эпоха. http: //nashaepoha.ru/ ?page= obj 47150 & lang= 1&id=6345. На мысль использовать имя Царского Друга, Г.Е. Распутина, для обвинения Великого Князя Николая Николаевича в разжигании войны, занятиях оккультизмом, принадлежности к мистическому масонству С.В. Фомина натолкнул Руди де Кассерес - друг музея «Наша эпоха». А ключ к пониманию взаимоотношений между Великим Князем Николаем Николаевичем и Г.Е. Распутиным-Новым исследователь нашел «недавно в одной из работ современного духовного писателя А.А. Щедрина (Николая Козлова) «Битва за ноосферу». До этого момента С.В. Фомин собственным умом раскрыл «Великокняжеский сговор» против Г.Е. Распутина и посвятил данной теме цикл публикаций на личном сайте «Царский Друг». http://sergey-v-fomin.livejournal.com/.
[4] Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия // Вопросы литературы. 1990. №№1-7. В сентябре 1989 г. Н. Берберову привезли в Советский Союз и устроили ряд встреч с интеллигенцией, в том числе в редакции журнала «Вопросы литературы». Представлявший Н. Берберову главный редактор журнала Д. Урнов в скором времени, буквально накануне путча в августе 1991 года уехал в Америку... См., напр. Старцева Е. Три встречи с Ниной Берберовой // http://www.proza.ru/2009/07/01/954.
[5] Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия// http: //thelib.ru/ books/ berberova _nina_ nikolaevna/ lyudi_i_lozhi_russkie_masony_xx_stoletiya-read.html
[6] Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия// http: //thelib.ru/ books/ berberova _nina_ nikolaevna/ lyudi_i_lozhi_russkie_masony_xx_stoletiya-read.html
[7] См., напр. Николай II и Великие Князья. Родственные письма к последнему Царю// Предисловие В.И. Невского. Редакция и вступительная статья В.П. Семеникова. Госиздат. Л.-М., 1925.
[8] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 5. СПб, 1892. С. 194.
[9] Исследователь драматургии Н.Г. Чернышевского пишет: «Однако все-таки возможность политического осмысления некоторых мотивов, возникающих в пьесе, имеется и даже необходима. Это связано с такими тематическими мотивами, которые кажутся на первый взгляд внесюжетными. Комплекс этих мотивов связан в пьесе с особым персонажем - историографом рода Серпуховых-Карелиных, Иннокентиевым. Уже сама фамилия главной героини - Серпухова ассоциируется с фамилией одного из старейших княжеских родов. Вот что сообщает по этому поводу Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Серпухов был основан во время княжения Дмитрия Донского в 1374 году князем Владимиром Андреевичем. Он первым отказался от древних прав семейного старшинства и был из князей российских первым дядею, служившим племяннику». (Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 5. СПб, 1892. С. 194. Выделено Карамзиным. - А.Х.). Тем самым в характеристику героини невольно вводится важное социальное уточнение. Оказывается, что это не просто какая-то госпожа с «галантными замашками», но такая помещица, которая «около 1856 года», среди всех своих «идиллических» игр заботится о том, чтобы была написана история ее рода. Эта история действительно пишется верным историографом рода Серпуховых-Карелиных. См.: Андрей Хвалин. Еще опущен занавес. Театр Н.Г. Чернышевского. Владивосток. 1989. С. 47.
[10] Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия// http: //thelib.ru/ books/ berberova _nina_ nikolaevna/ lyudi_i_lozhi_russkie_masony_xx_stoletiya-read.html
[11] Карр В.Г. Пешки на шахматной доске. Изд-е 2 допол. Франция. 2014. С. 36-37.
[12] Свитков Н. (Степанов Н.Ф.). Масонство в русской эмиграции. (К 1 января 1932 г.). Париж. 1932. С. 21-32.
[13] Епифаний Феодоропулос, архиман. Масонство в свете истины// Пер. с греч. А.Л. Данилин. М., 2009. - 208 с.
[14] См, напр., Чернышевский Н. Г. Лессинг, его время, его жизнь и деятельность. «Современник», 1856, №№ 10-11, 1857, №№ 3-6, а также в сб. «Эстетика и поэзия», СПб, 1893. Умышленно даю указание на первоисточники, чтобы виден был временной контекст.
[15] См., например, «Эзотерическое масонство в Советской России». Документы 1923-1941 гг.// Публикация, вступ. статьи, комментарии, указатель А.Л. Никитина. М., 2005. А также другие книги из серии «Мистические общества и ордена в советской России».
[16] Башилов Б. «Златой век Екатерины II. Масонство в царствование Екатерины II». Издательство «Русь». Б.г. и м. С. 100.
[17] Массип М. Истина - дочь времени. Александр Казем-Бек и русская эмиграция на Западе// Предисл. М. Раева; Пер. с фр. Н.М. Сперанской. М. Языки славянской культуры. 2010. С. 186. Тираж 600 экз. Тут же автор сообщает: В 1930-х гг. восемь русских масонских лож собирались в Париже, на ул. Иветт, 29. Ложи «Свободная Россия» и «Северная звезда» подчинялись «Великому Востоку Франции», шесть других - «Великой ложе Франции».
[18] Массип М. Там же. С. 174-175, 181.
[19] Данилов Ю.Н. Великий Князь Николай Николаевич. Париж. 1930. 2-е издание. Жуковский; М.: Кучково поле. 2006 - 480 с.; Николай II последний православный Император// Сб. исторических материалов и воспоминаний, составленный протоиереем Вениамином Жуковым. Издание Храма святых Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников Российских в Вилльмуасоне. Париж. 2013. - 280 с.; Дубенский (Д.Н.). Его Императорское Величество Государь Император Николай Александрович в действующей армии. Январь-июнь 1915 г. Пг. 1915.
[20] Нынешний РГВИА находится в бывшем дворце масона Лефорта, но на сем основании прошу не записывать меня в вольные каменщики.
[21] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 14371. Оп. 1. Д. 7. Л. 495.
[22] Недавно почивший монах Лазарь (Афанасьев) пишет: «У нас почему-то сложилась практика печатать и то, что автор не хотел вообще предавать тиснению, - ни при жизни своей, ни после смерти. Это касается в особенности писем. Есть случаи, когда писатели высказывали желание, чтобы по их кончине не собирали и не издавали их писем и более всего частного, бытового, семейного характера.
Одно дело - «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя, - сам выбрал, сам отдал издателям. Другое дело - письма Пушкина к его жене Наталье Николаевне. Разве они предназначены для всеобщего прочтения? Вот высказывание Пушкина в письме от 18 мая 1834 года к супруге его: «Одно из моих писем попалось полиции и так далее. Смотри, жёнка: надеюсь, что ты моих писем списывать никому не дашь; если почта распечатала письмо мужа к жене, так это ее дело, и тут одно неприятно: тайна семейственных сношений, проникнутая скверным и бесчестным образом; но если ты виновата, так это мне было бы больно. Никто не должен знать, чтó может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни. Я пишу тебе не для печати; а тебе нечего публику принимать в наперсники. Но знаю, что этого быть не может, а свинство уже давно меня ни в ком не удивляет» (Пушкин А.С. Собр. Соч. изд. 4, Л.: Наука, 1979. Т. Х. С. 377). http: //ruskline. ru/analitika /2015/04/15/ vopros_k_pushkinovedam/. Сказанное монахом Лазарем (Афанасьевым) в полной мере можно отнести к безпардонному обращению с перепиской Царской Семьи и других членов Династии, с копанием в их личных дневниках и других вещах.
[23] Смирнова О.С. Валаамское утешение Романовых. http:// www. tsaarinikolai. com/ tekstit/ Valamon_lohdutus_Romanovien.htm
[24] Цит. по: Черкасов-Георгиевский В.Г. Генерал П.Н. Врангель. Последний рыцарь Российской Империи. М., 2004. С. 404-405.
[25] Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 16351/с. Оп. 1. Д. 1. Л. 24.
[26] См. об этом, наприм.: Епифаний Феодоропулос, архиман. Масонство в свете истины. Пер. с греч. А.Л. Данилин. М., 2009. - 208 с.
[27] Церковные ведомости, издаваемые при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей. №№ 3-12 (166-175) февраль-июнь 1929 г. С. 21.
[28] Церковные ведомости, издаваемые при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей. №№ 3-12 (166-175), февраль-июнь 1929 г. С. 19-20.
[29] Ср.: Приступиша же нецыи от саддукей, глаголющии воскресению не быти, вопрошаху его... (Лк. 20, 27).
[30] История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов// Под редакцией академика РАЕН, доктора исторических наук, заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующего кафедрой истории России XIX - начала XX в. В.А. Федорова. М., 2002. Приведу все выдержки, где говорится о Великом Князе Николае Николаевиче:
Глава 23. Россия в Первой мировой войне (1914-1918)
«Для координации действий Военного и Морского министерств в 1905 г. был создан Совет государственной обороны (СГО) под председательством вел. кн. Николая Николаевича (Младшего), сына Главнокомандующего русской армии в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. вел. кн. Николая Николаевича (Старшего). (С. 444).
(...)
20 июля (2 августа) был назначен Верховный Главнокомандующий - им стал вел. кн. Николай Николаевич, а местом Ставки был выбран белорусский город Барановичи (С. 445)
(...)
Отступив из Польши, русские войска под натиском наступающего противника оставили в течение августа большую часть Литвы и Западную Белоруссию. 23 августа (5 сентября) в поисках выхода из положения, которое принимало все более угрожающий характер, Николай II принял решение взять на себя Верховное Главнокомандование. Начальником своего штаба император назначил генерала М.В. Алексеева, который при неподготовленности Николая II к стратегическому руководству войсками фактически возглавил Ставку. Алексеев оказался вполне на своем месте на этом посту: он был прекрасным штабистом, а некоторый недостаток решимости вполне восполнялся августейшей ответственностью за принимаемые решения (выделено мной - А.Х. Т.е. все победы - плоды алексеевского штабного гения, а неудачи объяснялись «августейшей решимостью» брать на себя ответственность) (С. 450).
(...)
Положение усугублялось еще и тем, что в это же время Николай II сместил с поста Верховного Главнокомандующего вел. кн. Николая Николаевича и сам возглавил Ставку. Это его решение вызвало «министерскую забастовку»: большинство министров считало этот шаг монарха глубоко ошибочным, восемь министров подписали письмо на высочайшее имя с просьбой (С. 453) отказаться от этой затеи. Николай II не внял их советам, а несогласных с его волей поочередно отправил в отставку» (С. 454).
7. Плевок в память Государя-Страстотерпца
6. Re: «Слуга Царю и сын России»
5. мнение
4. Первоапрельский розыгрыш?!
3. Re: «Слуга Царю и сын России»
2. Слуга Царю?
1. Кругом измена, и трусость, и обман...