Есть такая идеология! Пора и партию строить

О христианском социализме

Бывший СССР  Новости Москвы  Русская цивилизация 
0
5567
Время на чтение 16 минут

Этой статьей я откликаюсь на статьи последних месяцев на сайте РНЛ и на сайте «Радонежа» на тему постсоветской Государственной идеологии России. Предлагаемая статья представляется крайне актуальной также в связи с открытым письмом гражданам страны «Покончить с антисоветизмом - обезоружить противников России!» от лидера Коммунистической партии Российской Федерации Г. А. Зюганова. (См. в публикациях на сайте «Русской народной линии» от 2.04.2015.) Это обращение было с благодарностью принято и Московской Патриархией: «Уважаемый Геннадий Андреевич! Благодарю Вас за направленное в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Открытое письмо гражданам России». История нашей страны знает множество примеров, когда в самые тяжелые моменты цивилизационного выбора наши сограждане находили в себе силы для защиты своей веры, своей идентичности, своих традиций от недругов внешних и внутренних. Уверен, что и сегодня, когда перед страной стоят новые вызовы и угрозы, совместными усилиями Русской Православной Церкви, других традиционных религий России, государственной власти, общественных сил и всех людей доброй воли мы сможем выстроить духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное Государство Российское. Направленная Вами информация принята к сведению и будет использоваться при формировании повестки дня церковно-общественных отношений», - говорится в письме, текст которого подписал председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

***

Начну с темы современного историософского фундаментализма части православных почитателей традиционной, царской России. Имею в виду концепцию возрождения православной монархии.

Очевидно, что современной России монархия не нужна как декоративная и, тем более, как репрессивная. А для восстановления истинной православной монархии в наше время нет са́мого главного - должного количества православных россиян не по факту Крещения, а по глубокой вере, по православной мотивации всех своих поступков. Постсоветским «Вторым Крещением Руси» не следует обольщаться. Это воочию показывает Пасха: при любом храме желающих освятить куличи и крашеные яйца тысячи, на Крестный ход стекаются сотнями, отслуживающие ночную Божественную Литургию уже умещаются в храме, а из них лишь около трети приступают к Таинству Святого Причащения. И большой вопрос, как поведут себя даже последние (и я, грешный, в их числе), если вскоре на Церковь, не дай Бог, возобновятся гонения. (Кстати, в 1991 г. в рядах КПСС была «силища» аж под 20 миллионов человек, хотя, конечно, возглавлял её отнюдь не Христос-Бог, как Церковь.) Православная монархия в 1917 г. пала, в первую очередь, по той причине, что подавляющее большинство чад Церкви в финишном историческом итоге церковных реформ Петра I стало христианами только по факту Крещения. В наше время для обретения «критической массы» пастырей и чад Церкви как надёжной основы истинно православной монархии, видимо, уже требуются исторические события чрезвычайного и даже сверхъестественного порядка. Так что, тема восстановления в России православной монархии пока что совершенно неактуальна и не сто́ит тратить усилия на её обсуждения. Достаточно того, что Церковь явочным порядком блюдёт исконно православную «русскую идею». А государственная идеология постсоветской России - это нечто существенно иное.

Согласно Российской Конституции 1993 г., в нашей Единой России не должно быть Единой государственной идеологии. Но, во-первых, это - не наша Конституция, а навязанная нам США как внешним экономическим и культурным оккупантом. Во-вторых, в 1995 г. этот пункт поставил под сомнение сам Президент Б. Н. Ельцин, призвав разрабатывать новую государственную идеологию постсоветской России. (Надо полагать, что он к этому времени сполна осознал, какой верховной власти добился после 1991 г. - исполнительской по отношению к диктату извне.) В-третьих, в конституции периодически вносятся существенные поправки. (И ещё один интересный момент: в СССР были праздничные Дни Конституции - сталинской 1936 г. (5 декабря) и брежневской 1977 г. (7 октября), а теперь этого праздника 12 декабря как бы и нет. И впрямь, не всё ладно с Конституцией 1993 г., срочно принятой после московской бойни 3-4 октября.)

Проектов и прожектов новой общероссийской консолидирующей концепции в среде современной интеллигенции сейчас пруд пруди. Например, ноосферный социализм. Серьёзный проект, но вряд ли своевременный, когда de facto решается вопрос о том, быть или не быть Единой России. Если его и разрабатывать, то как задел на эпоху, когда этот вопрос будет решён положительно. А если не станет Единой России, то Мировая история кувырком покатится не к ноосферному социализму, а прямо к антихристу с Апокалипсисом по полной программе глобальных катастроф, проречённых Откровением св. Иоанна Богослова. Но в основном мы имеем в этой области хаос доморощенных концепций «спасения России и человечества», которые, к тому же, духовно и культурно эклектичны сами по себе. Их авторы, как правило, - типичные для философской среды «сами себе мыслители, мудрецы, пророки и праведники». Они томимы духовной жаждой, но в упор не видят или не желают видеть традиционно православных духовных источников, которые возрождены в постсоветской России. Прибавим к этому современную свободу их самовыражения благодаря современному качеству возможностей публиковаться и Интернету. Итогом по существу получается ярмарка философских суемудрий, а по форме - галдёж, в котором все говорят и мало кто кого слушает.

Православным же по отношению к предельно неоднозначному культурному феномену философии (тем более - светской!) подобает крайне острожное отношение. До конца времён остаётся актуальным соответствующее предостережение св. апостола Павла: «Смотри́те, братья, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.» [Колос., 2: 8] И для православных аналитиков теоретической концепцией Мировой истории философии должна быть «Трагедия философии» С. Н. Булгакова. Согласно ей, в христианскую эру «результирующим вектором» истории европейской философии стало прогрессирующее христианское еретичество. И оно кульминационно венчается профанной и пародийной марксистской коммунистической псевдоэсхатологией.

Безмерно трагическая отечественная история 20-го века дважды опытно доказала, что Россия - страна идеократическая. При вырождении её государственных идеологий она становится экономическим колоссом на глиняных ногах и обрушивается ничтожными кучками заговорщиков-ничтожеств. И постсоветская Россия, по моему разумению, держится без мощной Государственной идеологии только чудом Господним и не имеет оснований рассчитывать на то, что так будет продолжаться ещё четверть века.

Между тем, в мучительно искомой постсоветской Государственной идеологии не надо ничего создавать заново. Всё давно разработано в христианском социализме. Нашим классиком религиозной философии С. Н. Булгаковым христианский социализм теоретически разработан по всем статьям. (См.: [Булгаков С. Н. Христианский социализм. - Новосибирск: Наука, 1991].).

Христианский социализм в этой теоретической версии в качестве государственной идеологии постсоветской России не имеет ничего общего с пресловутой «клерикализацией» общественной жизни. Последняя мерещится ряду ведущих российских учёных-естественников лишь постольку, поскольку они добровольно и девственно невежественны в вопросах взаимоотношений Церкви и государства. Они элементарно не понимают сущности отделения Церкви от государства, качественных отличий этой концепции в Европе Нового времени и в постановлении большевиков от 1918 г. Но это - их проблемы. И им впредь не сто́ит обременять православного Президента России своими «сигналами тревоги» по типу открытого письма десяти академиков в 2007 г. А что касается попыток протаскивания в народное образование России фундаментализма в духе общества «Шестоднев», то с этим вполне справится и сама Церковь. Её интеллектуальный потенциал под стать таковому у Российской Академии наук. На одном из Рождественских образовательных чтений она приняла недвусмысленное решение по этому поводу.

В проекте новой постсоветской Конституции РФ, которая должна стать существенно более основательной, продуманной, а главное - отечественного происхождения, пункт 2 статьи 13 главы 1 повторяет положение Конституции 1993 г. о том, что ни одна идеология в России не должна быть Государственной. Это представляется исторически оправданным, хотя и сугубо временно. De facto в данный исторический момент в России разносторонняя массовая политико-идеологическая агитация за христианский социализм находится даже не в зачаточном состоянии. То же относится и к соответствующему партийному строительству. Пока ничего подобного в России просто нет. А когда вопрос исторически «созреет» в этих планах, тогда можно будет ставить и вопрос об поправке к этому пункту. А пока в Конституции просто нечего прописывать по поводу постсоветской Государственной идеологии.

Для начала же представляется необходимой, естественно, широкая пропаганда христианского социализма в России. Книга С. Н. Булгакова из нынешней библиографической редкости должна превратиться в массовую. Она должна стать настольной у Российских государственных деятелей всех рангов. И, конечно, христианский социализм надо пропагандировать в соответствующих учебниках для будущей интеллигенции. Со своей стороны, я положил начало этому делу [Абачиев С. К. Социальная философия. - Р.-н.-Д.: Феникс, 2012, с. 586-598, 601-617].

В качестве «затравочного кристалла» обсуждений этой актуальнейшей темы приведу соответствующую статью из словаря-справочника к этому своему учебнику.

 

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - теория и практика преобразований социально-экономического целого в соответствии с христианской концепцией социальной справедливости. Поскольку христианство категорически не приемлет политических революций, Х. с. является сугубо реформаторской концепцией.

Х. с. возник в первой половине XIX в. во Франции и в Англии. Его родоначальниками считаются Ф. Ламенне (1782-1854) и Ч. Кингсли (1819-1875). Во второй половине XIX в. канцлер Германской империи О. Бисмарк (1815-1898) обозначил свою программу социальных реформ как «прикладное христианство» и «государственный социализм». Родоначальники марксизма с их дихотомически двузначной, «чёрно-белой» теорией классовой борьбы были в резкой оппозиции к Х. с. В «Манифесте коммунистической партии» (1848 г.) они бичевали его как разновидность буржуазно-консервативного социализма: «Христианский социализм - это лишь святая вода, которой поп кропит озлобление аристократа.» На их концепцию пролетарской политической революции О. Бисмарк отреагировал своим классическим изречением: «Революции придумывают гении, осуществляют фанатики, а плоды пожинают проходимцы». Полигоном для испытания марксистской концепции осуществления социально справедливого общества Бисмарк предложил выбрать такую страну, которую не жалко. Хотя в дальнейшем Россия стала именно таким полигоном, большевики в христианском социализме видели, скорее, союзника, нежели презренного ренегата-соглашателя, каковым они считали реформаторскую социал-демократию: «Единство этой действительно революционной борьбы угнетённого класса за создание рая на земле, - отмечал В. И. Ленин, - важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе.» В революционеры Х. с. был записан Лениным в духе примитивной марксистской теории классовой борьбы, а также по причине личного добровольного невежества в вопросах отношения христианства к политическим революциям. По этим же причинам он считал, что Х. с. стремится построить рай на земле.

В настоящее время Х. с. является политической платформой партий в Швейцарии, Италии, Чили, Эквадоре и др. В Германии Христианско-социальный Союз (ХСС) выступает в парламенте единым блоком с Христианско-демократическим Союзом (ХДС), который выдвинул пять канцлеров Германии, включая нынешнего А. Меркель. Христианские социалисты представлены группами в социалистической (лейбористской) партии Великобритании. Тем не менее, оппоненты критикуют западно-европейский Х. с. за отсутствие стройной политической идеологии в теории, что́ на практике оборачивается сведе́нием его деятельности к благотворительности. В этом плане существенно более продвинутым представляется Х. с. русского религиозного философа С. Н. Булгакова (1871-1944).

Х. с. Булгакова не мог быть востребован в Советском Союзе довоенной эпохи. В послевоенные годы своего правления И. В. Сталин чётко понимал, что советская государственная идеология недееспособна и без существенного оздоровления обречена в перспективе ближайших десятилетий. (Другое дело, что он не имел возможностей на публичные высказывания в таком духе: ведь и внутренняя политика - это искусство возможного.) В своей научно-обществоведческой части она выродилась в схоластику в цветистой «диалектической» словесной упаковке. (Именно Сталин в 1946 г. настоял на возвращении учебному курсу логики его исконной роли одного из базисно-общеобразовательных, причём даже не в вузах, а в старших классах средней школы.) В своём специфически-религиозном атеистическом ядре она дала кратковременный всплеск массового коммунистического энтузиазма довоенных пятилеток, от которого к началу войны мало что оставили жестокости коллективизации и политические репрессии. Война была выиграна на возрожденном традиционном патриотизме советских людей, а также на их монархических чувствах - тоже возрождённых, но извращённо сфокусированных на Сталине. А что дальше? И хотя свершившаяся история «не знает сослагательного наклонения», но в послевоенный период сталинской эпохи имелись исторические шансы востребованности христианского социализма, замирения большевиков с Церковью, избавления советской государственной идеологии от воинствующего атеизма, который в классическом марксизме был произвольным ценностным «довеском» к его трём составным частям. Некоторые православные аналитики считают, что тогда делу дальнейшего социалистического строительства стал бы всесильно помогать Сам Господь. Однако преемник Сталина Н. С. Хрущёв действовал по нигилистическому принципу: что́ лично от предшественника, то плохо и подлежит упразднению. Начавшееся оздоровление отношений советского государства с Церковью опять было упразднено, гонения на неё возобновились. (Спасибо на том, что уже не кровавые.) Эти отношения стали радикально оздоровляться уже при правлении М. С. Горбачёва, однако о востребованности христианского социализма в постсоветской государственной идеологии России не приходится говорить до сих пор.

Х. с. Булгакова отправляется от понимания буржуазности как феномена, в первую очередь, духовного, и только во вторую - экономического. Духовная буржуазность, согласно Н. А. Бердяеву, - это такое устроение человеческой души, при котором человек озабочен, в основном (или исключительно), обустройством своей вре́менной земной жизни, не думая о спасении своей бессмертной души. Атеизм - это торжество духовной буржуазности. Он не обязательно морально санкционирует только разгул порочных человеческих наклонностей, но отчасти санкционирует и его. Примитивные гедонистические установки типа «бери от жизни всё, пока молод и здоров» или «после нас - хоть потоп» производны от атеизма. В отличие от него, христианство не то что морально осуждает все эгоистические устремления человеческой души, но и даёт свод душеспасительных моральных норм высшего качества. Лучшим вариантом в систематическом усвоении этих норм является воцерковление человека, его систематическое участие в церковных богослужениях и Таинствах. Х. с. в условиях современной массовой утраты веры (апостаси́и) не питает иллюзий относительно быстрого воцерковления основной массы граждан. Но государство не должно мешать Церкви в осуществлении свой проповеди не только внутри церковной ограды, но и в обществе, давая ей широкий доступ к государственным СМИ.

Приведём несколько ключевых тезисов христианского социализма по С. Н. Булгакову.

1.     Социализм является не целью, а средством наиболее безболезненного продвижения общества к единственно допустимой социальной революции - к Революции Христа-Бога в эсхатологическом финале Мировой истории. Таким образом, христианскому социализму чужд прогрессизм. Всякое совершенное человеческое общество в пределах временно́й истории человечества исключено, поэтому в Х. с. нет и не может быть никаких концепций «развитого социализма» и его «постепенного перерастания» в коммунизм. Достойный уровень жизни во всех слоях общества Х. с. считает лучшим условием для массового спасения душ, нежели извечные конфликты бедности и нищеты большинства на одном полюсе и роскошной жизни меньшинства на другом.

2.     Новый Завет с его Откровением Иоанна Богослова пророчествует о том, что эсхатологический разрыв Мировой истории так же неотвратим, как и физическая смерть человека. Но как человек может продлить свою жизнь, заботясь о своём здоровье, так и исполнение эсхатологических пророчеств Нового Завета люди могут отодвигать, сдерживая натиски Мирового зла. Это считается богоугодным делом, так как даёт возможности всё бо́льшему количеству людей пройти свои экзамены земной жизни по спасению душ. Х. с. с его надклассовостью может особенно способствовать если не классовому миру в обществе, то, по меньшей мере, разрешению классовых противоречий мирными средствами.

3.     Х. с. критически относится к любому социально-экономическому устройству общества, поскольку исходит из роковой повреждённости человека и общества первородным грехом. Однако его критичность не должна иметь ничего общего с нигилизмом. Она должна быть конструктивной, нацеленной на бо́льшую полноту осуществления идеалов социальной справедливости.

4.     Х. с. принимает социальное неравенство определённых исторических эпох как объективную общественную реальность, в частности, как исторически достигнутую форму разделения труда в обществе. Содействуя её преобразованиям в своих целях, Х. с. должен быть по-научному эмпиричным, чуждым деятельного и, тем более, агрессивного доктринёрства. (Марксизм-ленинизм своё агрессивное доктринёрство продемонстрировал сполна.) Как политическая сила и партия, он должен руководствоваться классическим положением о политике как об искусстве возможного.

5.     Х. с. должен творчески, в современных исторических условиях и в современных формах восстановить Византийскую симфонию Церкви и светского государства. Функции Церкви остаются неизменными, а государство своими средствами должно утверждать христианские нормы справедливого общества как важнейшую профилактику классовых и иных конфликтов, социальных потрясений.

6.     В многонациональной стране Х. с. требует от титульной нации сугубого соблюдения здоровой меры в культивировании своих достоинств и ведущей роли. Это особенно относится к веротерпимости по отношению к другим традиционным конфессиям.

7.     Х. с. отрицает марксистско-ленинский культ труда и угнетённых трудящихся классов. В объективно-реальных условиях исторических эпох с их разделениями труда он считает всякий труд, включая управленческой и организаторский труд «эксплуататорских» классов, общественно необходимым. То же относится к формам собственности на средства производства. Любой труд следует понимать, в первую очередь, духовно - как человеческое служение человеческому обществу, а значит - и Христу-Богу, ибо Христос заповедовал, что всякое человеческое доброе дело ближнему - это доброе дело Ему. В этом Х. с. солидарен с протестантской этикой, но только отчасти. В протестантизме с его отрицанием монашества добродетельный профессионализм фактически заменяет подвиг святости, а Х. с. оставляет последнему традиционное место в монашеском подвижничестве, в особо самоотверженном служении ближнему или душеспасительному общественному благу.

8.     Х. с. всецело разделяет марксистскую критику пороков капитализма - и классическую, и социал-демократическую. (С. Н. Булгаков был выходцем из марксизма, как Н. А. Бердяев и С. Л. Франк.) Более того, марксистскую критику он считает недостаточно радикальной, т. к. она осуществляется в лоне всё той же духовной буржуазности. Раскрытие этой духовной сущности капитализма и атеистического научного социализма Х. с. считает одной из главных задач в своей идеологической деятельности.

9.     Х. с. исходит из того, что христианство и социализм должны дополнять друг друга. Христианство восполняет духовно-культурную ущербность социализма, освобождает его от засилия экономико-потребительских критериев благополучия человека и общества, а также от его коммунистического социального утопизма. Социализм, со своей стороны, становится средством для выполнения заповеди христианской любви, для исполнения правды христианства в хозяйственной жизни.

10. По поводу более конкретных форм взаимоотношений между Церковью и христианско-социалистическим государством процитируем самого́ С. Н. Булгакова: «Пусть социалисты становятся христианами, тем самым социализм, как и вся наша жизнь, будет делаться христианским. Но пусть христиане осознаю́т себя прежде всего как члены Церкви, а не как «христианские социалисты», и не ставят знака равенства между церковностью и социализмом. Иначе нам грозит та опасность, о которой говорил ещё апостол, - разделения внутри само́й Церкви».

Подытожим это представление основ православного христианского социализма ещё несколькими ключевыми тезисами самого́ Булгакова: «...христианству не только нет никаких причин бояться социализма, но есть полное основание принимать его в качестве благодетельной общественной реформы, направленной к борьбе с общественным злом, насколько эти меры не сопровождаются грубым насилиям и сообразны со здравым смыслом. Но христианство совершенно отвергает все самообольщения социализма, ослеплённого своими чаяниями.»

«Перед лицом порчи и зла, коренящегося в человеческой природе, а через неё сообщающегося всему миру, социализм есть только паллиатив. Он не затрагивает конечных причин человеческих страданий... Как медицина в состоянии бороться с болезнями и в отдельных случаях их побеждать, однако совершенно бессильна победить саму болезненность, источник болезней и смерти, так и социализм борется успешно или малоуспешно с частными причинами бедности и насилия, не будучи в силах их совершенно исторгнуть. По своему паллиативному характеру социализм не имеет значения радикальной жизненной реформы, он есть благотворительность, одна из её форм, указываемых современной жизнью, - только и всего.» Исторический оптимизм прогрессистского марксистско-ленинского «научного коммунизма» Булгаков связывал с «детским неве́дением зла в человеке и полным непониманием человеческой природы». Но «никогда не наступит это мечтательное благополучие, ибо не к гармонии и спокойствию, но к последним потрясениям движется мир.»

Православная историософия сурово реалистична, нелицеприятна, эсхатологична и не сулит человечеству никаких «золотых веков» в пределах временно́й Мировой истории. В нынешнем постсоветском обществе отношения к пророчествам духоносных подвижников веры об исторических судьбах России ценностно несовместимы, но такие пророчества существуют с первой трети XIX в. (преп. Серафим Саровский) и повторяются вновь и вновь. А именно: ценой великих страданий за свои духовные заблуждения (теперь очевидно, за какие - за марксистско-ленинские), на крови святых православных мучеников ХХ в. за веру вслед за возрождением Русской православной Церкви возродится и великодержавная Россия. В преддверии апокалипсических потрясений Мировой истории она на сравнительно короткую историческую эпоху просияет всем великолепием православной веры, национальной науки, действительно мудрой русской философии. В таком качестве Россия привлечёт к себе человеческие умы и сердца во всём мире, духовно и морально отмобилизует человечества перед последними схватками с Мировым злом. К такой России государственная идеология христианского социализма подходит, как ключ к замку.

Но даже если ценностно отвергать такую версию возрождения России, идеология христианского социализма всё равно как нельзя лучше подходит на роль государственной. В многонациональной России под ней подпишутся все традиционные религиозные конфессии, ибо концепции социальной справедливости у авраамических религий христианства, ислама и иудаизма, в основном, совпадают. Что касается атеистически настроенной части россиян, то и они не могут не принять социальную программу христианского социализма, несмотря на радикальные расхождения с верующими в вопросах мировоззрения и историософии. Государственная идеология и в Советском Союзе была по-своему религиозной, т. к. атеизм на поверку оказывается типичной религией новоявленной языческой формы, причём в марксистско-ленинской версии - слепой и фанатичной. Времена его агрессивного господства прошли, и теперь ему в России никто не даст возможности возродиться в этом былом качестве. С позиций богословского интеллектуализма традиционных религий он представляется ниже всякой критики.

Сергей Константинович Абачиев, кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных и мировоззренческих дисциплин в Институте государственного управления, права и инновационных технологий (Москва)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

180. Ответ на 172., Андрей Карпов:

А Служение- это бескорыстный акт Еще раз: кто определяет содержание служения?

Это очень серьёзный вопрос. Должно быть государево око. Например, в советское время сформировалось глубокое уважение к изобретательству. Это чистый "сталинизм". Была создана такая атмосфера в стране, что поощрялось творчество, поощрялось уважительное отношение к знающим, смекалистым людям. На предприятиях поощрялось рационализаторство. Высшей ступенью было изобретательство. Причём материальные выгоды от этого не были такими уж значительными - главным стимулом для изобретателя было именно уважение. Без "государева ока" это не могло существовать. Государство через совершенно объективную работу Патентной экспертизы выявляло изобретения по принципу мировой новизны. Это только маленький пример. Естественно, с приходом "демократии" всё приобрело другой смысл и другие цели. Закрылось "государево око", а "невидимая рука рынка" просто выгнала некоторых людей из страны и точно ослабила изобретательский уровень в государстве.

179. К комментарию 177.

Категоричность суждений и выводов при поверхностном анализе - сущее проклятье нашей, российской интеллигенции! Автор комментария даже статью Абачиева не удосужился прочитать, но сразу же ставит "убийственный диагноз": ХИЛИАЗМ. Уже эта статья (не говоря о работах С. Н. Булгакова!) вопиет против хилиазма от имени христианского социализма.
Сергей Абачиев / 11.05.2015, 15:22

178. Ответ на 174., Андрей Карпов:

Христианство - спасительный путь сквозь капиталистическую мерзость. А социалистический путь - тупик и мираж.

Спастись можно при любом мироустройстве. Но Вам лично приятнее спасаться при "капиталистической мерзости". Понятно. Другой вопрос, возможно ли спасти и сохранить Россию, русский народ и Православие при капитализме? - нет, невозможно! Но разве Вас это волнует? Хотя если вспомнить, что для Вас эти ценности, за которые русские люди проливают кровь, всего лишь абстракция, то и этот вопрос отпадает.
Ладога& / 09.05.2015, 11:05

177. Ответ на 174., Андрей Карпов:

Капитализм ужасен. Но социализм - невозможен. Реально христианство.

Уранополитизм.
Ладога& / 09.05.2015, 10:25

176. Ответ на 175., Лебедевъ:

а к трудам еретика о.С.Булгакова.

Правильно, потому что православный социализм и есть ересь. Хилиасты......
Lucia / 08.05.2015, 19:09

175. Ответ на 174., Андрей Карпов:

Мне кажется, что мысль Руслана Хасбулатова верная: именно уничтожение экономической альтернативности поставило мир перед угрозой гибели. Разрушение СССР не было неизбежностью, а стало результатом предательства, что и установила Специальная Комиссия Государственной Думы: «Признать, что в действиях Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, направленных на подготовку, заключение и реализацию Беловежских соглашений, имеются достаточные данные, указывающие на признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьей 64 УК РСФСР (измена Родине, заговор с целью захвата власти – В.М.) (275 УК РФ)». Статус этой комиссии определен Конституций. В процессе работы Комиссии было заслушано множество свидетелей и экспертов. Государственная Дума для начала процедуры импичмента не набрала по этому решению квалифицированного большинства голосов, хотя простое большинство было. Но Государственная Дума исходит из политической целесообразности при принятии решений подобного рода, а так же из расклада политических сил. С юридической стороны заключение Специальной комиссии безупречно, поэтому-то партия власти и приняла закон о пожизненной юридической неприкосновенности Бориса Ельцина. Рассуждения на тему того, что гибель СССР была неизбежна не имеют под собой достаточных оснований. Не было неизбежностью и «полная деградация существующего социального мира» в условиях продолжения существования СССР. Даже расстрелянный и разогнанный Борисом Ельциным Съезд народных депутатов мог еще предпринять действия, которые могли возродить Советский Союз. Напомню, что, несмотря на то, что Верховный Совет ратифицировал Беловежские соглашения, Съезд народных депутатов категорически отказался рассматривать этот вопрос. А по расстрелянной Конституции Съезд имел право отменить любое решение Верховного Совета и президента. Но после расстрела и разгона Съезда народных депутатов, действительно, «полная деградация существующего социального мира является неизбежностью». Причем это происходит стремительно.

174. Ответ на 169., Логик-методолог:

я апеллирую именно к методологической истине. Согласно ей, например, систематический ответ на вопрос "Что такое товарно-денежные отношения?" может дать только вся экономическая теория с сотнями понятий разного уровня общности. А на вопрос "Что такое жизнь?" может дать систематический ответ только вся биологическая отрасль естествознания. А исходные понятия и их дефиниции - они только "затравочные" и не более того.

Ваша "методологическая истина" в том, что истины нет. Она у Вас, как в пантеизме, растеклась по всей вселенной. Тем не менее, для понимания "христианского социализма" Вы отсылаете не ко "всей отрасли естествознания", а к трудам еретика о.С.Булгакова. Двойные стандарты, не более.
Лебедевъ / 08.05.2015, 12:54

173. Ответ на 167., Вячеслав Макарцев:

Андрей, этот аргумент свободно можно развернуть и против Вас.

Естественно, я здесь - не в меру своего совершенства, а наоборот - в меру своего несовершенства. сообщества, в которых люди собраны лишь для делания денег, для осуществления в жизни «американской мечты» – это худые сообщества.

Кто же спорит! Социалисты делают всё время одну и ту же ошибку: они думают, что тот, кто против социализма, - за капитализм. Никак нет. Капитализм ужасен. Но социализм - невозможен. Реально христианство. Христианство это способ пройти сквозь земное ради небесного. Поэтому Христианство - спасительный путь сквозь капиталистическую мерзость. А социалистический путь - тупик и мираж. отсутствие альтернативы грозит быстрым превращением капитализма в глобальное «худое сообщество», которое будет в гигантских масштабах «развращать добрые нравы».

Безусловно. В этом смысле - падение СССР это большая мировая трагедия. Но она была неизбежна. Как неизбежна и полная деградация существующего социального мира. Которая приближается к нам с ускорением...
Андрей Карпов / 08.05.2015, 12:47

172. Ответ на 167., Вячеслав Макарцев:

Православные социалисты утверждают, что сообщества, в которых люди собраны лишь для делания денег, для осуществления в жизни «американской мечты» – это худые сообщества.

Православные христиане утверждают, что любые сообщества, собранные лишь для получения собственного удовольствия любыми формами, превращаются в сообщества худые. Тщеславящийся своим денежным капиталом так же мерзок, как и тщеславящийся своей имущественной уравниловкой.
Лебедевъ / 08.05.2015, 12:45

171. Ответ на 168., Ладога&:

А Служение- это бескорыстный акт

Еще раз: кто определяет содержание служения? Я так понимаю, что Вы хотите сами решать, чем Вы должны послужить... Так вот это - не служение. Служение это когда Вы переступаете через себя ради другого... Ради другого-то и можно переступить, а вот ради абстракции (общества) - не переступишь... Поэтому - Христианство вечно, а социализм - невозможен.
Андрей Карпов / 08.05.2015, 12:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Константинович Абачиев
Пандемия коронавируса: наступает момент истины
Навальный рискует стать «российским Флойдом»
12.06.2020
Сталин так и останется «неизвестным главнокомандующим»?
Открытое письмо Президенту России Владимиру Владимировичу Путину
04.06.2020
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
03.06.2020
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Размышления в карантинном затворе
12.05.2020
Мозаичное панно стало «яблоком раздора» для православной части россиян
Какой пример мы подаём неверующему большинству сограждан?
08.05.2020
Все статьи Сергей Константинович Абачиев
Бывший СССР
Война разбудила русский ум, русскую волю
Русская армия, воюющая в Донбассе, восстанавливает честь Сороковой армии, поруганной после афганского похода
26.12.2024
«Потом на руинах Киева и Львова будут спрашивать: "А нас за що?"»
Вместе с газовым транзитом закончилась для России легитимность украинского государства
26.12.2024
Великий архитектор «подземелья Алексей Душкин
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
26.12.2024
День памяти русского музыканта В.В.Андреева
Сегодня мы также вспоминаем языковеда Л.В.Щербу, летчика-штурмовика Л.И.Беду, поэта Д.И.Кленовского
26.12.2024
«Знаю, что вы нас все время критикуете!»: Президент
России — президенту Таджикистана про российских учителей и учебники
25.12.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Важнейшая внешняя угроза – агрессивная экспансия Запада»
Опубликовано Соборное слово XXVI Всемирного русского народного собора
26.12.2024
Ладушки – нескладушки
Как неокоммунисты видят и понимают «связь времён и поколений»
25.12.2024
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Пора прекратить опасные бредни об упреждающем ударе по Америке, о взятии Львова, Киева и всей Украины
25.12.2024
Здравствуй, племя младое, незнакомое…
Готовы ли мы принять наступающее будущее? Какие сюрпризы нам готовит подрастающее поколение?
25.12.2024
2024 год – год реального укрепления России
А в 2025 году сбудется старая истина: тьма сгущается перед рассветом
24.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
26.12.2024 08:31
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2024 21:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:51
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:34