Новый апостол Сербской Церкви

К 170-летию со дня рождения и 100-летию со дня исповеднической кончины Епископа Никодима (Милаша)

Новости Москвы 
0
409
Время на чтение 10 минут

 Жизнь в европейском регионе «линии Феодосия» (1), между византийско-сербской священной вечностью и австро-итальянской профанной повседневностью - давала разные типы характеров, разные личные и общественные ориентиры.

Святитель Никодим (Милаш), родившийся в Шибенике от отца-серба и матери-итальянки 4/16 апреля 1845 года, дал последующим поколениям образец твёрдости в Православии, любви - и к идеальному Царству Неманичей и «Кремлёвским куполам» (как писал один из славянских пилигримов 1867 года (2)), и к реальной России, и к ныне живущей Сербии, чей лик, по временам искажавшийся деяниями «средних европейцев», оставался и остаётся в своей основе таким же, каким был при Савве и Милутине.

А.П. Лопухин в 1899 году писал: «В настоящее время Далмация нашла себе именитого пастыря в лице своего епископа Никодима (Милаша). Магистр Киевской Духовной академии, преосвященный Никодим широко известен своими учёными сочинениями по церковной истории и каноническому праву, и не раз выступал со своими литературными трудами даже в русских духовных журналах (например, «Страннике»). В уважение к его ценным учёным трудам Санкт-Петербургская Духовная академия избрала его своим почётным членом и вообще, в его лице православно-славянская наука имеет деятеля, имя которого высоко ценится не только во всём славянском мире, но и за пределами его» (3).

По оценке российского внешнеполитического эксперта, консула в Скопье А.К. Беляева (1906), «Епископ Никодим, как и Митрополит Михаил (Йованович), должен быть назван новым апостолом Сербской Церкви. Если бы русская духовная школа дала Сербии только их двоих, этого было бы достаточно, чтобы обязать сербский народ быть вечно благодарным России» (4). Св. Государь Николай II наградил Святителя орденом Святой Анны, а Славянское общество в Петербурге избрало его сначала действительным, а затем и почётным членом.

Профессор Н.А. Заозерский высоко оценивал канонические труды Святителя, составившие ему славу в научных кругах России. «В настоящее время, когда во всех почти частях Балканского полуострова происходит процесс политического брожения, когда животрепещущими вопросами служат вопросы исключительно политические, в особенности приятно встретить в этой стране смутного времени человека, который оказывается в силах возвыситься над политическою суетою и, затворившись в учёную келью свою, отдаёт всецело свою душу мирным учёным трудам, имея в виду одно - вложить свой посильный труд в сокровищницу христианского знания. Такое отрадное впечатление производит... книга Преосвященного Никодима епископа Задрского... Книга... отличается тем спокойно-серьёзным тоном, который даётся только серьёзно учёным людям, тем тёплым чувством любви к человечеству, которое воспитывает только глубокая вера христианина и тем глубоким интересом к явлениям православно-церковной жизни во всех странах мира, где только теплится эта жизнь, какой свойственен только человеку, искренне преданному православию...». Святитель... «первый из православных канонистов сделал попытку окинуть взором всю Православную Церковь в данном её состоянии. Он первый предпринял труд в сжатом очерке изложить источники права, устройство и дисциплину всех поместных, самоуправляющихся церквей православных...».

«... Весьма приятное впечатление в особенности на русского учёного, книга Преосвященного Никодима производит подробным указателем русской канонической литературы и глубоким уважением автора к корифеям её и вообще русской богословской литературы...» (5).

Вообще же научные труды святителя можно разделить на канонические и историко-апологетические. Последним, в связи с тем, что именно они стали поводом для увенчания терновым венцом Св. Никодима на его личной голгофе в 1914 -1915 годах, нами будет уделено основное внимание.

Но, для начала, рассмотрим путь формирования научных и общественных убеждений Святителя.

... Первоначальное образование Никола получил в шибеникской гимназии, а затем в семинарии в Сремских Карловцах, причём ознакомился с жизнью как православных, так и католических школ, что впоследствии дало ему возможность достоверно критиковать папистов.

Переломным моментом в жизни Владыки стали рождественские дни 1866 года, когда он советовался о своей будущей жизни со священником русской посольской церкви в Вене и деятелем Славянских комитетов, протоиереем Михаилом Раевским. Никола Милаш принял предложение корреспондента Славянского Благотворительного комитета - отправиться для получения богословского образования в Россию (6). О. Михаил дал будущему студенту 100 рублей.

Никола получил благословение на поездку в Россию Епископа Стефана (Кнежевича), и 15 августа 1867 года прибыл в Киев (7). В числе профессоров Киевской Духовной академии, у которых учился Никола, был и один из первых членов основанного в 1869 году Киевского отделения Славянского комитета И.И. Малышевский. В июле 1871 года Никола успешно закончил академический курс. Молодому академисту помогал в покупке книг выдающийся сербский благотворитель и киевский купец Сима Андреевич Игуманов. В 1874 году наступила пора возвращаться домой...

Возвращаясь в Задар из Киева, Никола Милаш проезжал через Буковину и Галицию. Он заметил, что Львов, некогда бывший православным городом, поляки и австрийцы постарались превратить в униатский и католический. Крайне интересна и своевременна оценка Св. Никодимом украйнофильства. Во-первых, Святитель не сомневается, что в Буковине жила в 1899 году «русская народность» (8), а украйнофильство было не национальной, а политической ориентацией. Во-вторых, он уличает украйнофилов в содействии унии и обмане по отношению к православным.

В 1860-е годы, когда Ватикан считал своим главным оплотом империю Наполеона III, у православных и католических славян Балканского полуострова было больше возможностей для совместной политической борьбы против немецкой элиты Австрии, а затем Австро-Венгрии. Когда же империя «Наполеона Малого» рухнула и во Франции утвердилась республика, Ватикан пожелал использовать Австро-Венгрию в качестве главной опоры для удержания и расширения религиозного и политического влияния. Поэтому, отношения католиков к православным в 1880-1890-е годы резко ухудшилось. Именно этим желанием Ватикана объясняется усиление прозелитизма в Болгарии, а также Триедином Королевстве Хорватии, Славонии и Далмации, как, впрочем, и вложение новых ресурсов, интеллектуальных и финансовых, в униатское, так называемое «украйнофильское» движение в Галиции и в его «брата-близнеца», антисербское движение хорватских «правашей».

Усиление католического клерикализма и в целом совпало с новым пробуждением национальных чувств австрийских народностей. Далмация, с её патриархальным укладом, унаследованным от венецианских времён, к 1870-м годам ещё не имела чёткого разделения на сербские и хорватские общины, она делилась в большей степени по социальному и религиозному признакам, чем по национальному. Новое разделение начало проявляться после Соглашения 1867 года, превратившего «апостолическую» Австрию в национальное государство - Австро-Венгрию.

Как считает Тихомир Райчич, Владыка Никодим и его сторонники в Далмации определяли принадлежность к сербской национальности в традиционном ключе, через православное самосознание, в то время как приверженцы Савы Белановича в национальном самоопределении обращали главное внимание на пользование штокавским диалектом, отодвигая религиозную составляющую на второй план. Таким образом, Св. Никодима можно было определить как политического консерватора, а Белановича - как радикал-либерала (9).

Но, поскольку Ватикан оказывал всё большее влияние на внутреннюю политику Двуединой монархии, позиция Святителя, не менявшего своих убеждений, становилась, независимо от него, всё более «радикальной» и «антигосударственной».

Первым серьёзным вызовом католическому прозелитизму со стороны Святителя стала книга «Славянские апостолы Кирилл и Мефодий и истина Православия. По поводу римского движения 1880-81 годов против Православной Церкви ( Задар, 1881 г.)». Когда Иосип Юрай Штросмайер узнал о книге Св. Никодима, он так отозвался о ней 18 апреля 1882 г. в письме нунцию Ванутелли: «Недавно я получил известие, что один профессор восточного обряда в Задаре подготовил биографию святых Кирилла и Мефодия, конечно, в пользу «схизмы». На эту книгу, безусловно, следует ответить так же, как и на «Антиэнциклику» (10). Автором же «Антиэнциклики» (опровержения папской энциклики о Свв. Кирилле и Мефодии) был русский профессор, харьковчанин, участник Славянских обществ И.В. Платонов - Холмогоров. Таким образом, сам инициатор паломничества славян в Рим, Штросмайер, поставил в один ряд русского профессора и сербского Святителя - и не удивительно, ведь оба были не только ревнителями православия, но и славянофилами.

Книга Св. Никодима вызвала бурную полемику, которая заставила задарского профессора составить целый обзор католической пропаганды, напечатанный затем в русском журнале «Странник». Святитель указывал на то, что целью пропаганды была Россия, как центр славянского мира (11).

 

 

В 1890 году о. Никодим был посвящён во Епископа Задарского Буковинско-Далматинской Митрополии. Об отношении к этому событию народа и властей писала славянофильская газета: «Далматские славянские газеты сообщают, что Преосвященный Никодим, епископ Задрский..., объезжает в настоящее время свою епархию, охватывающую почти всю Далматию. Народ везде с восторгом встречает всеми любимого Владыку, и устраивает ему торжественные приёмы. 9 мая он освятил в городке Кистанье церковь во имя святых Кирилла и Мефодия, о жизни и деятельности которых преосвященный Никодим в своё время написал прекрасное исследование. Австрийские власти очень недовольны этой поездкой и, опасаясь влияния весьма популярного епископа на народ, они... запретили ему произносить проповеди» (12)., хотя, конечно, писать и печатать воззвания в защиту Св. Православия пока ещё запретить было нельзя.

Венцом научно-апологетических трудов Святителя стала, по его собственным словам, самая любимая его книга - «Православная Далмация», вышедшая в Нови-Саде в 1901 году. В рецензии на этот труд, написанной профессором Г.А. Воскресенским, справедливо сказано: «Превосходный труд Преосвященного Епископа Никодима, составленный по первоисточникам, снабжённый ссылками на лучшие сочинения по данному предмету как иностранных, так и русских учёных, заслуживает полного внимания со стороны всякого, кто пожелает познакомиться с историей православной церкви у родственного нам южнославянского народа» (13).

Святитель не мог и не хотел уклониться от усиливающихся гонений на Православие.

Падение министерства Пражака-Дунаевского в Цислейтании в 1891 году означало окончательный поворот правительственной политики в сторону безыдейного, либо клерикального лоялизма, и, таким образом, имевшие своё мнение славянские и немецкие консерваторы - сторонники усиления традиционных автономий - оказались «менее благонадёжными», чем клерикалы, голосовавшие по указке, и украйнофилы с хорватскими «правашами», спрятавшие свой национальный либерализм под венским вицмундиром.

В 1902 году австрийские власти силой пресекли попытку жителей словенского села Рицманье перейти под омофор Святителя Никодима, хотя он был согласен принять их в Православие (14).

В 1908 году, аннексировав Боснию и Герцеговину, Австро-Венгрия открыла путь к Первой мировой войне... Наместник Далмации Николо Нарделли в 1911 году сфабриковал против Св. Никодима обвинения в «финансовых злоупотреблениях» (не напоминает ли это клевету на владыку Артемия (Радосавлевича) 99 лет спустя?).

В начале 1912 года Святитель был вынужден уйти в отставку и поселился в Дубровнике. Накануне Первой мировой, когда Владыка поправлял здоровье на курорте Рогашка-Слатина, в его дом вломилась полиция и отобрала все важные рукописи. О дальнейшей судьбе далматинского исповедника сохранились такие сведения.

«Прибывшие недавно с театра военных действий на австрийско-черногорской границе, со слов австрийских пленных в Черногории, рассказывают, что в самом начале открытия военных действий Австрии против Сербии и Черногории был арестован известный учёный, бывший Задарский (в Далмации) православный епископ Никодим Милаш, живший в последние три года в Дубровнике, и после страшных истязаний отправлен в военную тюрьму в Калиник (в Герцеговине, недалеко от Мостара), где томится и доселе в условиях тяжкого заключения. ненавидимый в Австрии за свою строго-православную деятельность в бытность на задарской кафедре и за неустрашимую апологию православия, в виду назойливой римо-католической пропаганды, подозреваемый в не скрываемом им самим русофильстве, хотя всегда корректный и в отношении к своему правительству, он всегда был преследуем последним - до низвержения его с Задарской епископской кафедры.». (15).

Неизвестна точная дата кончины Святителя. В большинстве современных источников указывается Великая Пятница, 20 марта - 2 апреля 1915 года. Однако, 1915 год был Кириопасхальным, следовательно, Великая Пятница приходилась на 23 марта - 5 апреля. К тому же, в «Богословском вестнике» за 1915 год указана другая дата кончины Святителя - 21 марта - 3 апреля (16). Во всяком случае, Владыка исполнил слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8.34).

В 2012 году Св. Никодим был причислен к лику местночтимых Святых Далматинской Епархии Сербской Православной Церкви. И молитвами его да поможет нам господь отстоять Православие в Далмации и на Космете, в Галиции, Буковине и на Волыни, и сохранить рубеж Новороссии!

Алексей Поповкин, кандидат исторических наук, специально для «Русской Народной Линии»

 

Примечания.

 

1.         «Линия Феодосия» - разделительная линия между Западной и Восточной Римской Империей, проведённая после смерти Императора Феодосия Первого в 395 г. Диоцез Иллирик с Далмацией был крайним восточным регионом Запада. Борьба за Далмацию между Западом и Византийским Востоком продолжалась ещё несколько столетий.

2.         То есть, участников Славянского съезда в Москве и Санкт-Петербурге 1867 г.

3.         Лопухин А.П. кн. История Православной Церкви в XIX веке.Т. 2. Славянские Церкви. М. 1998. С. 436.

4.         Пилиповић Р. Српски богослови на школовању у Русији у другој половини 19. века - према оцени руског царског дипломате// Godišnjak za društvenu istoriju, godina XIX, sveska 2. Beograd, 2012. С. 93.

5.         Заозерский Н. А. (Рец. на:) Др. Никодим Милаш. Православно црквено право по опчим црквено-правним изворима и посебним законским наредбама, коjе важе у поjединим самоуправным црквама. Задар. 1890. //Богословский вестник - 1892. Т. 1. N2. С. 437, 438, 443.

6.         Никодим (Милаш). св. Аутобиографиjя. // URL//http://pravoslovo.net/tekstovi/bogoslov/pdf/milas.pdf. С. 10

7.         Там же. С. 12.

8.         Там же. С. 59.

9.         Rajčić T. Sava Вjelanovic i njegova struja u Srpskoj stranci u Dalmaciji 80-ih godina XIX. stoljeca (Vjerska Gledista) // Croatica Christiana Periodica, Vol.30 No.58 Prosinac 2006.S. 168

10.    Крестић В. Бискуп Штросмаjер у светлу нових извора. - Нови Сад : Прометеj, 2002. С. 10.

11.    Vukšić T. Katoličanstvo i pravoslavlje na prijelazu iz 19. u 20. stoljeće //Crkva u svijetu - 36(2001),br.3,str.295-296

12.    Сербы и Хорваты//Славянские известия. - 1891. - N23. С. 411.

13.    Воскресенский Г.А. (Рец. на:) [Никодим Милаш]: Православна Далмација, историјски преглед/ Написао Е.Н.М. Нови-Сад. 1901. //Богословский вестник, - 1901. Т. 3. N9. С. 209.

14.    Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян//Богословский вестник. - 1904. Т. 4. С. 789.

15.    Отзвуки войны. // Гродненские Епархиальные ведомости. - 1915. - N11-12. С. 237.

16.    Н.В. Почётные члены Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие её существования (1814-1914). //Богословский вестник. - 1915. Т. 3. N10-12. С. 883.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Поповкин
О патриотах русской эмиграции времён Великой Отечественной войны
Многие русские православные патриоты-изгнанники так и не смогли дождаться справедливой всеобъемлющей оценки своего труда
30.09.2024
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
Все статьи Алексей Александрович Поповкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18