У преподобного Амвросия Оптинского есть такие слова: «...как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». А в акафисте на Воздвижение Животворящего Креста поется: «царица абие глаголет служителем: Потщитеся скоро извлещи от недр земных и подъяти Крест».
Может быть, можно сказать, что недра земные - это не только та земля, в которой святая царица Елена обрела Крест, но и наша падшая греховная природа, и для спасения нам надо извлечь из этой «земли» наш крест, поднять его на свои плечи и нести его вслед за Спасителем. Но как часто мы, даже приняв таинство Крещения, не понимаем, что жизнь христианина - крестоношение. Слышим, но не понимаем.
Мы ропщем на свои страдания: зачем Бог нам посылает их, зачем не слышит просьб об избавлении. «За что мне это, Господи?!», «Боже, зачем мне этот крест?»... Но ведь это страшные слова. Это вот что: «Молю тя, имей мя отречена» (Лк.14:18).
Крест после Воскресения Христова - не орудие пытки и казни, а оружие воинов Его против своей смерти. Помним ли слова: «Не буди неверен, но верен»? (Иоан. 20:27)
Святые верою и любовью к Богу сподобились познать радость своего креста. Апостол Павел так и воспринимал свои раны: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». (Гал. 6:14). И Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Я полюбил страдание». Они на своих крестах чувствовали как умирает в них их смерть, и как воскресает жизнь. Их, полюбивших крест - как звезд на небе.
Воюющее против Христа человечество пригвоздило Его, глумясь, к позорному кресту, но Он - как Бог - превратил его в победоносное орудие против Смерти. В этом тайна Креста Христова. Он взял на себя наши немощи и болезни, и потому христианин, принявший свой крест как крест Христов, умерщвляет им свои грехи и страсти и оживляется для Царства Божия. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить
будем с Ним (Рим. 6:8).
Рядом со Спасителем были распяты двое, но один принял крест Христов, покаявшись и исповедуя Бога, а другой - остался на своем. Тела их терпели одинаковые мучения, но душа одного уже была утешена светом веры и надежды, а другого - провалилась в пропасть адову. Значит, дана нам Богом власть не быть побежденными ни грехами своими, ни болезнями и скорбями: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. (Ин. 16:32).
И еще можно сказать: Крест Христов - дверь в жизнь вечную, дверь к Нему. А наш крест - ключ к этой двери, это счастье, что нам он дан. Если мы несем его как воины Христовы, то донеся его до конца, увидим, что он наложится на Животворящий Крест и нам откроется Его Царство. Да не будем, как воры, пытаться своими отмычками открыть эту Дверь.
Начиная наш путь ко спасению, бредем мы, согнувшись под тяжестью нашего креста. Но если слушаем, если слышим Божие слово, если исполняем Его заповеди, распиная свои страсти и похоти, призывая в помощь себе Крестную силу, то увидим, что они умирают на нем, исчезают, и чем ближе приближаемся к концу пути, тем радостней и легче ноша, тем больше расправляются наши плечи, мы выпрямляемся, ибо Крест Христов, высото Божественная, воздвигл наше падшее естество.[1]
Раскинутые на Кресте руки Спасителя призывают всех ко спасению, раскинем же и мы наши руки на нашем кресте, чтобы встретить непостыдно Его объятия. «Радуйся, яко земная с небесным соединяеши». [2]
Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит и стена нератуема. [1]
[1] - Канон Кресту Христову.
[2] - Акафист Животврящему Кресту