Признаюсь, долго для меня камнем преткновения было то положение православной веры, что за гробом для человека невозможно покаяние. Смущение было совершенно стандартным - во-первых, думала: ну как это: человек только родился или совсем мало прожил, а уже нужно покаяние? И во-вторых, после смерти, когда он увидит Бога, всю славу Его, красоту и любовь, какая душа устоит в своем неверии или маловерии и не припадет к Нему? Разве Милосердный Господь не помилует ее? И попадались «утешительные» рассуждения современных богословов, которые отодвигали потихонечку в сторону жесткие, непримиримые слова святых отцов и даже Самого Спасителя. Или наводили на них смягчающий макияж... Покаяние такие «утешители» сводят, в сущности, признанию душою(можно даже посмертному) существования Бога, и ответному гарантированному прощению. Но на другой чаше весов лежат другие слова и не дают покоя: Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачество покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле - в аду оно бессильно. [2].
Мы так привязаны к этой жизни, к своим телесным нуждам, здоровью, комфорту, наслаждениям, все ресурсы планеты человек стремится поставить на службу себе, для удовлетворения своих прихотей, даже не нужд. Жизнь тела стала главной ценностью, а самочувствие его заняло место души. Еда, зрелища, обладание - похоть плоти, похоть очей и гордость житейская[1]. В сущности, секулярный мир сводит душу человека к реакциям на жизненные отправления тела. И вот это - что падший человек назвал душой - он хочет «спасти», для чего требует ей места в Вечности.
В
начале Бог создал небо и землю(Быт.1:1)- мир духовный и материальный.
Завершающим актом было сотворение человека -И
создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2:7). Человек стал вершиной, венцом
творения, им Бог соединил два мира некоей ниткой, или воронкой, которой они
сообщаются. Бог любит и духовный мир и материальный, именно посредством
человека Он не оставил его без Себя, поручил возделывать его и охранять.
Дальнейшее
мы знаем - катастрофа, непосредственная связь с Источником жизни прервалась, и
в мире стала царить смерть. Падший человек стал плотью. На иконе Дионисия
«Преображение Господне» фигуры Петра,
Иакова и Иоанна похожи на валуны у подножия горы. Камни - предельное выражение
смертности, сон апостолов - олицетворение бессилия души, отторгнутой от
Духа.
Человек создан Богом как существо материально-духовное. Душа - не человек, и тело - не человек, только вместе. Потому и покаяние возможно, только пока человек жив, пока состав его в целости. Покаяние мыслями, устами, слезами, поклонами, постом, делами - это все исходит от души, но выражается вовне, в материальном мире - телом. О том, что это единство принципиально, свидетельствует воплощение Второго Лица Божия - Иисуса Христа, а не явление легиона ангелов для вразумления и исправления людей. И то, что Страшный Суд будет над воскресшим родом человеческим, а не над бесплотными людскими душами.
В таинстве Крещения человек вновь рождается от Духа Святого, и, соединяясь со Христом в Причастии, по благодати восстанавливает порушенную связь между материей и Духом. Вслед за Ним, по Его заповеди: « ...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Иоан. 3, 5).
Далее
- делание добра ради Христа, благотворительность - вносят божественный порядок
(любовь) в этот мир.
Так как же можно
покаяться за гробом, когда человек не выполнил своей прямой миссии - не соединил ту часть материи, которая дана была ему в
качестве тела, с Духом?! Священная история и Евангелие свидетельствуют,
что воля Бога в том, чтобы материя (земля) не только содержалась Духом Святым,
но была соединена с Ним существенным образом, и точка этого соединения -
человек. Став душею живою по
благодати, он призван возделывать виноградник и приносить Богу плод во время свое. (Пс.1:3).
Душа после смерти - не человек в полном смысле слова. Образ Божий, она в жизни становится либо подобием Его, либо, как портрет Дориана Грэя, подобием беса. И после смерти с этим поделать уже ничего нельзя: все, тела нет, душе НЕЧЕМ делать свое дело. И услышит уже приговором то, что слышала как предупреждение: В чем застану, в том и сужу.
Примечания
[1]. Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова (2:16).
[2] - Из бесед Иоанна Златоуста.
7. Re: Размышления во время Великого Поста
6. Re: Размышления во время Великого Поста
5. Re: Размышления во время Великого Поста
4. Re: Размышления во время Великого Поста
3. Re: Размышления во время Великого Поста
2. Re: Размышления во время Великого Поста
1. Re: Размышления во время Великого Поста