Нас было пятеро. Леонид Яглинский

Из рассказов о борьбе с националистическим подпольем на территории Западной Украины (с 1945 по 1951 гг.)

Организация украинских националистов (бандеровское движение) 
0
440
Время на чтение 9 минут

Виктор Морозов

Евгений Зорин

Сергей Белов

СОЛДАТСКИЕ разговоры... Без них жизнь не жизнь и служба не служба.

          Эх. Жизнь служивая! - сетует Ленька. - Без тыла, без флангов. Хочешь жить - верти головой.

          Пять лет как мы в Карпатах. Все сильнее чувствуется усталость. Не та, от которой тупо ноют мышцы. К такой мы привыкли. Есть другая усталость. От постоянного напряжения, от нервных потрясений, после которых не скоро приходишь в себя. Не скупилась на них жизнь служивая. Тот же Ленька забежал как-то мимоходом в хату, открыл дверь и оторопел - полная хата бандеровцев. Те тоже опешили, потом схватились за оружие. Успел раньше их сорвать с плеча оружие, одной очередью разрядил диск. После рассказывал:

          - Что в хате стало - не приведи Господь еще раз увидеть. Не помню, как выскочил. Земля шатается. Плюхнулся у стены. Ребята подбежали, трясут: «Вставай!» - а я не могу - ноги не держат.

          Других встряхивало посильнее, иные, не выдержав, ломались. Потом все это назовут стрессом. Будут говорить о релаксации, аутотренинге. В наше время о стрессе не знали, а начальство считало, что команда «Смирно!» разом снимает любое напряжение.

          Для нас разрядкой были разговоры. Отводили в них душу. В этом была своя логика. Разговоры не давали слишком глубоко уходить в себя, ослабляли нервное напряжение. Любили ребята поговорить, любили и слушать. Умей только рассказать так, чтобы было и не правдой, и не вымыслом. Иной говорун так занимательно переплетет быль с небывальщиной, что и верят и не верят, а слушать слушают.

          ОБЩЕПРИЗНАННЫМ рассказчиком был Ленька. Когда он начинал говорить, то самые завзятые краснобаи закрывали рты. Вокруг него всегда был кружок слушателей.

          Вот и сейчас. Операцию в глухом углу гор завершили на пределе последних сил - и физических, и духовных. Вышли на перевал, ждем машины. От перегрузки депрессия. Мысли угнетающие. Пять лет каждый день горы, леса, бандеровцы. И конца этому не видно. Состояние на грани срыва. Угрюмо молчат. Только в третьем взводе Ленька ободряет молодых солдат. Операция первая и ввергла ребят в состояние шока.

          - Когда ты с ротой, - внушительно втолковывает Ленька солдатам, - не бойся ничего, кругом тебя свои. Табачком поделятся, ранят - перевяжут, упадешь - понесут. Вот если останешься один и не знаешь куда идти... - Ленька помолчал и задумчиво обронил. - Как со мной случилось.

          - Один! - у солдатиков округлились глаза. - Как это?

- А вот так, - Ленька устроился поудобнее. - Послали нас проверить один квадрат леса. У бандитов там, по данным разведки, что-то было. То ли склад, толи схорон или еще что-то. А, может, и ничего не было, но проверить надо. Прибыли на место, развернулись в цепь и пошли. А лес - глухомань такая - неба не видно. Не знаю, как, только оторвался я от своих. Туда, сюда - нет никого. Дал я выстрелом сигнал раз, другой - тишина. Понял, что остался один. Куда выходить - не знаю, в этот район мы только что прибыли. Не скрою, сначала подрастерялся. Однако сразу взял себя в руки. Запомните, попадете в переплет - самое главное: не падать духом. Безвыходных положений не бывает. Вот и я, поразмыслив, решил выходить на Львовское шоссе. Думаю, не сегодня, так завтра дойду. С направления не собьюсь - есть компас. При встрече с бандитами буду отбиваться до последнего, живым не дамся. Но лучше избежать встречи. Один он и есть один.

Вот так и пошел. А лес все глуше и все дремучей. Уже за полдень перевалило. Вдруг слышу впереди какие-то звуки. Не то храпит кто-то, не то хрюкает. Прислушался. Вроде человек бормочет. И просвет передо мной обозначился - полянка значит. Обойти ее стороной и идти дальше? Но нельзя оставлять неизвестное за спиной. В бандитском лесу ты как мишень. Обошел лесом вокруг полянки - ничего подозрительного. Осторожно из кустов заглянул на поляну и такое увидел! - Ленька выдержал паузу, нагнетая интерес, и продолжал. - Посредине поляны дерево, а к дереву привязана женщина. Голова опущена на грудь. Побормочет чего-то, поднимет голову и опять опустит. Признаться, я встал в тупик. Как понять эту лесную загадку? Ловушка? Не похоже. Кого ловить в этих дебрях. Может, бандиты так наказали за какую-либо провинность? Тоже маловероятно, хотя и такое бывало. Всего скорей, бандеровцы расправились с кем-то из захваченных активистов. А если это так, то оставить человека без помощи не в наших правилах.

Звякнул по прикладу, кашлянул, чтоб предупредить о себе, выбрался из кустов, подхожу.

- Кто тебя привязал? - спрашиваю. А она: «Развяжи сначала, а потом - спрашивай». Развязал, а женщина говорит: «Что, солдат, отстал от роты? Теперь к своим не дойдешь. Гайдук с куренем здесь. Гайдук - это главарь одной банды. Если он с бандой здесь, то, выходит, мое дело табак. Бандюги все пути перекрыли. Шансов выбраться отсюда нет. «Но ты, - продолжает женщина, - доверься мне. Я тебя в своей хате так спрячу - никто не найдет». Не верить или довериться - выбора у меня не было. Последнее давало хоть какой-то шанс уцелеть. На всякий случай попугал женщину, что если она меня выдаст, то умирать будем вместе.

ДОРОГОЙ подозрение у меня поуменьшилось. Опушка леса оказалась совсем рядом. Однако моя спасительница из леса не выходила, а шла вдоль опушки. Значит, не хотела, чтоб нас кто-то видел. Уже темнело, когда садами подошли к хате. В хате женщина показала себя хозяйкой гостеприимной. Сразу же предложила поесть. Подала на стол хлеб, сало. Налила в стакан горилки. «Сейчас молоко принесу». Пить я поостерегся. Когда она отвернулась, незаметно вылил водку в угол. Только успел поесть, как вдруг дверь настежь и в хату вваливается мужик. Встал у порога и смотрит то на меня, то на хозяйку. «То мой муж. Он рано

утром проведет тебя к своим по тайным тропинкам. А сейчас пойдем, я тебя спрячу». Через сени привела меня в какую-то каморку: «Вот здесь поспи», - и ушла.

          Я огляделся. Маленький чуланчик, стены бревенчатые, окошечко, не вылезешь. В углу деревянная лавка-кровать с соломой. Толкнул дверь - заперта снаружи.

          Меня опять охватили дурные предчувствия. Что-то в этом чуланчике тревожило меня, а что - не пойму. Присел на кровать и тут меня как будто что-то кольнуло. Кровать! Вот что меня тревожит! Зачем она здесь? В таких каморках селяне не спят. Разворошил солому, глянул и похолодел.      

          Ленька повел взглядом вокруг. Ему внимал уже весь взвод. Подходили новые слушатели, тихонько опускались на землю. Он опять сделал паузу и продолжал:

          - Вся солома в изголовье была в запекшейся крови. Так вот зачем здесь кровать! Не кровать она - плаха, а хозяева палачи. Заманивают солдата в хату, подсыпают какого-то зелья в питье, а ночью сонного убивают. Убив, забирают оружие, документы, обмундирование, а труп прячут.

          Не одного, видно, убили, гады! Только на этот раз они просчитались. Я ихнего зелья не пил. «Стоп!» - останавливаю себя. Они-то этого не знают. Они уверены, что я усну. Вот на этом и разоблачат себя. А тогда... Я уложил солому так, как будто на кровати спит человек, закрывшись с головой одеялом. Дверь открывается вовнутрь, встану у стены, чтоб открытая дверь заслонила меня, а кровать была видна. Запалы в гранаты, автомат на боевой взвод. Так и сделал. Стало темнеть, стоял, ждал. Зажечь спичку, посмотреть на часы не решался - может, наблюдают. Где-то за полночь слышу: чуть скрипнула дверь в хате. Затем послышались осторожные шаги в сенях, сквозь щели блеснул свет. Медленно, медленно, без звука начала открываться дверь. Успел подумать: «И навески, сволочи, смазали». Из-за двери высунулась хозяйка с лампой в руке. Осветила кровать и шепчет: «Спит». В каморку протиснулся мужик, в руках топор. При виде топора меня охватила прямо-таки звериная злоба. «Убийцы!» Мужик тихо-тихо подошел к кровати, откинул одеяло, взмахнул топором, да так и застыл от неожиданности - под одеялом солома. Растерянно обернулся к двери: «Где он?» «Здесь!» - не удержался я и нажал на спуск. Затвор - «лязг» - осечка. Мужик с поднятым топором на меня. Успел перехватить топорище. Рвем топор из рук друг у друга. Чувствую, я сильнее его. Злость придает силы. «Сейчас я тебя твоим же топором!» Лицо у него стало испуганным. Вот-вот вырву топор! И в то время в меня сзади вцепилась хозяйка. От неожиданности я ослабил хватку. Мужик вырвал топор и опять на меня. Второй раз не перехватить! Я отпрянул назад, схватил женщину и изо всей силы толкнул вперед. Она полетела на мужика, лампа упала на пол, разбилась. Керосин вспыхнул, пламя охватило всю комнату и в этот миг я... - Ленька примолк и будничным голосом договорил, - проснулся.

          НА мгновение настала тишина. На Леньку уставились недоуменные взгляды. Потом на лицах солдат что-то дрогнуло, в глазах сверкнули искорки и тишина взорвалась хохотом.

          Смеялись от души, как могут смеяться молодые ребята, вдруг забывшие о тяготах своей жизни. Смеялись, выговаривая сквозь смех: «Ну и ну! Я проснулся! Вот загнул, так загнул!»

          - Дневальный включил свет и тряс меня за плечо, - пояснил Ленька, когда смех умолк, - будил на пост.

          - Я думал, он правду говорит, - вдруг громко, с обидой, заявил солдатик из молодых. - А ты все наврал, - упрекнул он Леньку.

          - Много ты понимаешь, - отмахнулся от него Ленька.

          - Чего это я наврал? Да мы в лесах такое видывали - тебе и в страшном сне не приснится. И в ловушки попадали не раз. А в помкомвзвода как-то и лампа с огнем полетела. Скажи им, старшой, разве не так?

          - Он, хлопцы, вам не наврал, - вступил в разговор старший сержант. - Он вас только заманивал, - помкомвзвода засмеялся, Ленька заерзал.

          - Как так заманивал? - не унимался солдатик. - И почему вы называете «заманивал»?

          - Называю так из-за одного такого случая, - пояснил помкомвзвода. - Дело было лет пять назад. Наш взвод тогда дней десять находился в поиске. Все бы ничего, да у всех кончился табак. А курильщику легче остаться без хлеба, чем без курева. Первый день кое-как перетерпели, а на второй - хоть волком вой. И день пасмурный, с дождичком. На привале все хмурые - белый свет не мил. А невдалеке нежилая хата, дверь сорвана, окна выбиты. Командир посылает двоих осмотреть ее. Один из них шустрый такой паренек. Леня, ты не помнишь, как его звали?

          - Помню, - ухмыльнулся Ленька. - Митей звали.

          - Митей так Митей, - то же ухмыльнулся помкомвзвода. - Так вот, Митя - солдат на ногу быстрый. Пока второй чухался, он уже подбежал к хате. Заглянул в дверь и глазам не поверил. На полу валялись листья табака-самосада. «Откуда они взялись?» Сообразил: упали с чердака. «Значит там еще есть. Будет взвод с табачком! Закуривай, хлопцы! С Митей не пропадешь».

          Он махнул рукой второму, дескать, не ходи, а сам табак в карман, винтовку в руки и на чердак. Сунул голову в люк и замер. Из угла на него нацелены винтовки. Это человек шесть бандеровцев спрятались на чердаке. Один, когда лез, выронил табак.

          Митя кубарем вниз и на улицу. Слышит, сзади бандеровцы как горох посыпались с чердака. «Живьем хотят! Стрелять нельзя - изрешетят! Бежать!» И Митя рванул. А сзади топот. «Догоняют! Навалятся и задавят! Быстрей!» Митя врезал, что есть мочи. Мимо нас как метеор промелькнул. А за ним во весь дух бандеровцы. Они как ошалели, даже не сопротивлялись, когда мы их перехватили.

          А Митя чешет и чешет. Он наверно, добежал бы до Костромы, да споткнулся и упал. Упал и глаза закрыл: «Все! Конец! Прощай, Родина!» - помкомвзвода переждал смех и продолжал. - Полежал, конца нет и топота не слышно. «Что такое?» Открыл глаза, приподнялся: «Вот оно что!» Бандиты без оружия стоят кучкой под конвоем. Митя встал и попер на бандитов: «Что, голубчики, попались! Ваше счастье, что не догнали меня! Я бы вас всех в бараний рог!» И показывает, как бы он их скрутил, а те от него пятятся. «А ты чего бежал?» - спрашиваю Митю. «Так это я их заманивал. Табачок вот, между прочим, у них отобрал». Митя вытащил табак и огляделся...

          - Может, мне кто не верит? Таких не нашлось, - закончил помкомвзвода.

          - Товарищ старший сержант, а где сейчас Митя?

          - Перевели в другую часть Митю, - поспешно за помкомвзвода ответил Ленька и, взглянув на дорогу, обрадовано воскликнул. - Хватит болтать! Машины идут!

          Через три дня Леня был убит на улице Калуша. Убит белым днем выстрелом сзади в голову. По словам врача, он умер мгновенно, даже не почувствовал боли.

          Нас осталось двое.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Благодарность автору

За отличный слог и рассказы ...
bryzgalov-kv / 21.03.2015, 22:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Петрович Бадьянов
Черный лес. Волки-оборотни
В поисках банды бандеровцев
05.05.2015
Нас было пятеро. Дмитрий Земных
Из рассказов о борьбе с националистическим подпольем на территории Западной Украины (с 1945 по 1951 гг.)
04.04.2015
Трезубец
Среди бандеровцев. Рассказ
21.03.2015
Нас было пятеро. Сергей Белов
Из рассказов о борьбе с националистическим подпольем на территории Западной Украины (с 1945 по 1951 гг.)
25.02.2015
Все статьи Борис Петрович Бадьянов
Организация украинских националистов (бандеровское движение)
«Паразитировать больше не на чем»
Факт остаётся фактом: экономическая основа украинской государственности подорвана
03.09.2024
«Коллективный обыватель – тупая, страшная инертная сила»
О том, почему укронацисты вновь и вновь идут убивать русских
29.06.2024
Владимир Богомолов и его противостояние неовласовщине
К 100-летию со дня рождения писателя-фронтовика
29.06.2024
Перед нами будет стоять очень сложная задача
Даже если предположить, что самые оптимистичные сценарии окончания СВО будут отработаны, все равно бандеровщина, как идеология, останется
06.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
16.11.2024 15:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 13:05
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.11.2024 13:03
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53