По благословению управляющего Казанской епархией, митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (А.М.Меткина) начат сбор материалов для канонизации в лике местночтимых святых Казанской епархии выдающегося православного миссионера и просветителя народов Поволжья и Приуралья, учёного и педагога Николая Ивановича Ильминского (1822 - 1891), сообщается на сайте кряшенской культурно-просветительской газеты «Туганайлар» («Сородичи»).
Свидетельства о почитании Н.И.Ильминского имеют более чем вековую историю. Как отмечает руководитель Кряшенской духовной миссии, настоятель церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана о. Димитрий Сизов: «Верующие кряшены его ещё при жизни называли святым человеком, в наши дни почитание его только усилилось».
Общепризнано, что Н.И.Ильминский произвёл настоящий переворот в деле духовного окормления и просвещения кряшен, чуваш и других коренных народов Поволжья и Приуралья, за что был по праву награждён почтительными эпитетами «апостол поволжских инородцев» и «апостол кряшен». Несмотря на то, что разработанная Николаем Ивановичем миссионерско-просветительская система, во главу угла которой было поставлено богослужение и обучение на родных языках, по-разному воспринималась в обществе, она сыграла определяющую роль в духовном развитии и этнорелигиозной консолидации этих народов.
Ученики и активные проводники «системы Н.И.Ильминского» среди чуваш - Иван Яковлевич Яковлев (1848 - 1930) и среди кряшен - Василий Тимофеевич Тимофеев (1836 - 1895) почитаются сегодня как «духовные отцы» чувашского и кряшенского народов. Один из наиболее последовательных продолжателей его дела в начале двадцатого века - епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский), возглавлявший в разное время православную миссию в Казанской, Сухумской и Уфимской епархиях и стяжавший впоследствии мученический венец, был в 1981 г. канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом. Учебными учреждениями, работавшими по «системе Н.И.Ильминского», было покрыто всё Поволжье и соседние с ним регионы, а в многочисленных храмах с богослужением на национальных языках происходило подлинное воцерковление поволжских народов.
«Больше всего трудов Николай Иванович положил для христианизации кряшен, лично участвуя в переводах Священного Писания, богослужебных книг и назидательной литературы на родной язык кряшен, участвуя в устроении начальных школ в кряшенских селениях, а также участвуя в подготовке священнических и учительских кадров», - подчёркивает о. Димитрий Сизов.
Однако имя и духовно-просветительские труды самого Н.И.Ильминского в советское время были подвергнуты шельмованию и поруганию: его обвиняли в «великодержавном шовинизме» и «русификаторстве», совершенно незаслуженно объявляли злейшим врагом и гонителем мусульман и татарского народа, грубо передёргивали и фальсифицировали высказывания Николая Ивановича. К сожалению, эта очернительская «традиция» в отношении Н.И.Ильминского прижилась и в современном Татарстане, что долгое время мешало и продолжает мешать объективному осмыслению его богатого духовно-просветительского и научного наследия, возрождению светлой памяти и прославлению этого выдающегося подвижника, просветителя и библеиста.
Отрадно, что сегодня на Комиссию по канонизации святых Казанской епархии и на возрождённую Кряшенскую духовную миссии, с благословения казанского архиерея, наконец, возложена столь важная и ответственная миссия, как сбор материалов для канонизации Николая Ивановича. Учитывая, что Н.И.Ильминский, известный своей праведной жизнью, почитается во многих епархиях, ожидается, что к этому делу подключатся не только православные верующие из Татарстана.
Сбор свидетельств о почитании Н.И.Ильминского производится по адресам: 422779, Республика Татарстан, Пестречинский район, село Кряш-Серда, ул. Молодёжная, д. 1, церковь Святителя Николая Чудотворца, настоятелю прихода о. Д.В.Сизову, или - 420021, г. Казань, Тукаевский переулок, д. 4, храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, настоятелю прихода о. П.П.Павлову.
«Письмо о почитании» Николая Ивановича Ильминского желательно заполнять по единому образцу - с адресованием на имя управляющего Казанской епархией, митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия - от священнослужителя или прихожанина, с указанием ФИО, адреса проживания, датой и подписью. Текст о почитании праведника, чудесах, свидетельствах молитвенной помощи и просьбой о его прославлении составляется в произвольной форме.
2. Re: «Верующие кряшены его ещё при жизни называли святым человеком...»
1. Re: «Верующие кряшены его ещё при жизни называли святым человеком...»