Недавно мне удалось побывать на родине схимонахини Феодосии, почившей в мае этого года. Наталья Никифоровна Косоротихина (таково мирское имя матушки Феодосии), родилась 4 ноября 1923 года в деревне Велемья Скопинской волости Рязанского уезда. Деревня тогда была довольно большая - более 200 домов. И народа проживало в ней тогда много - около 1000 человек. Но после разрушительных 1990-х годов Велемья, как и тысячи русских сел и деревень стала стремительно вымирать. На сегодня в ней осталось всего несколько домов.
А ведь деревня, где родилась матушка Феодосия, очень древняя и богатая своей историей. По предположению известного географа-путешественника, П.П.Семенова, Велемья относится к той группе поселений, которые основаны в XIII веке беглецами из сел, сожженных и уничтоженных татарами в верховьях Дона и Задонья. Само слово «велемья» в переводе с мордовского (мокшанского) языка означает «обжитая, населенная земля». Правда, первоначально деревушка называлась не Велемья, а Подвелемье, так как она находилась под (у) Велемского леса.
В XVI веке Подвелемье было архиерейской вотчиной. В 1592 году указом царя Федора Иоановича, сына Иоанна Грозного, Подвелемье было изъято из вотчин Рязанского архиепископа и предано казакам, набранным для несения сторожевой службы на Большой Засечной черте, куда входила и Скопинская земля.
В «Списках населенных мест Российской империи» за 1862 год деревня упоминается как Велемье. В годы жизни Натальи Косоротихиной деревня именовалась уже, как Велемья. Жизнь в ней бурлила. Народ работал на полях, на фермах. Недалеко от Велемьи находились залежи глины, которую поставляли знаменитым на весь мир скопинским мастерам по керамике. Но более всего велемьинцы гордились работой на близлежащих шахтах. Работать на них было хоть и неимоверно тяжело, но заработки углекопов были высоки. Высок был и почет. Потому без знакомств и связей получить работу на шахтах было затруднительно.
Вообще же - это удивительно, что на Скопинской земле, которая находится чуть ли не в центре среднерусской возвышенности есть залежи каменного угля. Конечно это не Кузбасс и не многострадальный Донбасс. Но небольшие скопинские шахты всегда были хорошим подспорьем для государства. Правда работников на шахтах близ Велемьи и в ее округе звали не шахтерами, а углекопами.
Когда-то на вельяминских шахтах работали отец и мать Натальи - Никифор и Ефросинья. А позднее и ее сестры Фекла и Анна. Работавший в то же время на Побединском руднике Е.Б.Чесноков так вспоминал о труде углекопов: «Условия были тяжелые, все делали вручную, о машинах и помину не было. Весь наш инструмент состоял из лома и кайла. Забои освещались плохо, в выработках постоянно царил могильный мрак. Примитивная лампочка, которую шахтеры иронически называли «бог помощь», представляла собой плошку, заполненную обычно нефтью и снабженную фитилем. Плошка страшно коптила, в забое стоял невыносимый чад. Лишения и тяготы ожидали шахтеров на каждом шагу. День проходил в мрачном подземелье, в короткие часы отдыха жизнь тоже не баловала. Бывало, отработаем в шахте 12 часов, а после снова гнем спину на нищенском клочке земли, чтобы как-нибудь свести концы с концами...
Проработав 10-15 лет на шахте, мы, здоровые от природы люди, выходили из строя, становились инвалидами на всю жизнь».
Ныне от прошлой жизни велемьинцев-углекопов напоминают лишь странные, поросшие мелким кустарником горы, то есть терриконы, насыпи пород, оставшихся после угледобычи.
Но история шахт не забыта. По благословению матушки Феодосии недалеко от ее родной деревни предпринимателем из Москвы Ириной Константиновной Бантуш создан Дом истории шахтеров. Мне удалось познакомиться с ней и побывать на восстановленной части шахты 1-я «Северная», на которой возможно работали сестры матушки Феодосии. Очень большое впечатление произвело на меня посещение этой шахты, где выставлены орудия труда шахтеров их рабочая одежда, вагонетка. Я воочию представил, как работали родители матушки Феодосии и ее сестры.
А после экскурсии Ирина Константиновна показала мне записи Почетных посетителей Дома истории шахтеров. Оказывается, здесь бывали известные люди - бывший губернатор Тульской области Василий Стародубцев; заслуженный шахтёр РФ, лауреат премии Совета Министров СССР Борис Мигунов; путешественник, Герой Российской Федерации Михаил Малахов, лауреат многих российских и зарубежных литературных премий писатель Захар Прилепин (наст. имя - Евгений Прилепин). Родился Прилепин недалеко от этих мест - в селе Ильинка. Ирина рассказала мне, что мама Евгения в свое время ходила к схимонахине Феодосии, которая предрекла, что один из ее сыновей станет знаменитым. Ее слова сбылись. Захар Прилепин действительно стал знаменитым.
Дом истории шахтеров посещали и православные архиереи, и священнослужители. Среди них викарий Астанайской епархии, епископ Талдыкурганский Нектарий и руководитель фонда святой мученицы Екатерины архимандрит Иоанн (Коган).
В альбоме записей Почетных посетителей я прочитал такие слова владыки Нектария: «Ежедневное схождение в толщу Земли, как погребение заживо - непостижимое ощущение. Но восхождение из подземельного мрака к свету, возвращение к близким - так же непостижимо в той полноте, которой обладают только шахтёры».
Если провести косвенную аналогию, то можно образно сказать, что шахтерское снисхождение в бездну земли, говорит о том же, что и православие - для того чтобы воскреснуть, надо пройти через погребение. В истории нашего народа это уже случалось. Вот и сегодня Россия погребается обезбоженным западным миром. Но ей еще предстоит подняться наверх, предстоит воскреснуть. Об этом молились и молятся православные праведники, об этом просила Господа и матушка Феодосия. И мы верим, что молитвами праведников Россия спасется.