«Горе от ума» или просто горе

Перечитывая известную комедию А.С.Грибоедова

0
1184
Время на чтение 13 минут

Эта статья является продолжением моей публикации на РНЛ от 4 сентября с.г. под названием «О ритуальных осквернениях», в заключение которой я затронул вопрос о ритуально-оскверняющем действии известной комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». В той своей публикации я сказал, что считаю это сочинение Грибоедова сугубо религиозным произведением, но только религиозность в нем не христианская, а еретическая - гностическая. Т.е. я думаю, что А.С.Грибоедов намеренно описал не реальное российское общество начала XIX века, а изобразил его отразившемся в весьма кривом зеркале гностической мифологии. Другими словами, он из каких-то своих соображений вложил в прокрустово ложе последней правду тогдашней русской жизни. И горе этой русской правде если она в чем-то не соответствовала гностицизму! Как и положено в таком ложе, что длиннее его - обрезывается, а что короче - растягивается. Так и главную героиню своей комедии, бедную Софью, Грибоедов, где хотел, растянул до высшей планки девушки своей мечты, а, где хотел, обрезал до низшего уровня чуть ли не блудницы.

Причем уже в той публикации я заметил, что читатель может мне попенять, сказав, например, так: а что это вы из одного образа Софьи Павловны Фамусовой делаете такие далеко идущие выводы о гностической сущности всей комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»; а какие у вас еще доказательства этого имеются, - пообещав предоставить доказательства сего в данной статье.

Поэтому в ней надо по крайней мере ответить на два основных вопроса: а) какие еще доказательства гностических сюжета, фабулы и лейтмотива этой комедии имеются? б) и, как спрашивает на форуме той публикации (п.1) почти постоянный мой совопросник Лебядкин: «Почему и, главное, как «Горе от ума» навязывает ритуальное осквернение?

Итак, отвечу сначала на первый вопрос. Удивительнейшим свойством этой странной комедии является то, что в ней абсолютно нет положительных героев, кроме умного Чацкого, о крайне сомнительной «положительности» которого еще будет сказано ниже. Все персонажи (1) этого сочинения изображены в крайне темных тонах, в этих же тонах изображено и все российское общество того времени, т.е. начала 19 века.

Но ведь это время Отечественной войны 1812 года, когда все русское общество, вся Россия явили чудеса патриотизма. Который ведь является великой добродетелью и даже последним прибежищем негодяев, мимо которого походя проходит Грибоедов. Очень и очень странно, что он всего этого в упор не заметил; как говорится: «а слона-то он и не заметил»!

Но дело даже не в этом. У автора «Горя от ума» получается, что в этой комедии все шагают не в ногу, один Чацкий в ногу?! А ведь так не бывает нигде, тем более в России начала 19 века, когда жизненные силы русского народа еще далеко не в полной мере были подорваны будущими революционерами и революциями!

Очевидно, что «вдохновение» для написания своей злобной карикатуры на Россию того времени Грибоедов черпал явно не из реальной русской жизни. Откуда же?! А, думаю, из древней гностической идеи о том, что наш, материальный или чувственный мир сотворен не Высшим Богом Творцом, а несовершенным, низшим творцом, выражаясь нашим языком - своего рода «ремесленником», который у гностиков назывался демиургом. Демиургизмом они объясняли наличие зла в мире, а также рисовали сам этот тварный материальный мир в крайне темных тонах. Точно также поступает в своей комедии и Грибоедов, главный герой и своего рода клон которого Чацкий бичует ведь не только других персонажей, но и само мироустройство всего российского общества, как якобы в корне порочное. Понятное дело, ведь по мысли автора «Горя» все это, и главное саму Россию, Русь Святую «не Господь Бог, а демиург создал»!

Очень интересен и другой момент, явственно и даже этимологически показывающий, что я отнюдь не голословен, приписывая Грибоедову сугубо гностические воззрения в его «Горе». Обратим внимание на то, каким образом его Чацкий критикует российское мироздание и русских людей? Он постоянно их высмеивает своими, выражаясь на одесском жаргоне, - хохмами.

Теперь сравним сие с гностической мифологией, согласно которой непосредственно из их божественной Плиромы (т.е. полноты их божества) первым делом выделяется некая Ахамоф. Как поясняется в примечании к «Пяти книгам» святителя Иринея Лионского против ереси гностиков: «Ахамоф - это слово производится из еврейского «хокма», что значит премудрость» (2). А уже затем, по лжеучению гностиков, из истечений этой первоначальной премудрости (Ахамоф) возникло все остальное - сам демиург и весь мир, который он создал (3).

Таким образом, Чацкий и вместе с ним Грибоедов не просто так хохмят! Оказывается, что эти их хохмы (или хокмы) имеют, по их мнению, онтологическое значение, а именно - возносят хохмачей-хокмачей до «великой Ахамоф, возвышая, таким образом, их как над самим демиургом, так и, тем более, - над его неудачным творением, т.е. этим падшим и темным миром».

И то, что такой мнимый процесс «возвышения», собственно, не изобретение А.С.Грибоедова, свидетельствует сущность еврейского юмора и сарказма. Ортодоксальный еврей ведь в глубине души считает, что Бог допустил промашку, создав этот мир, в котором Его избранный народ влачит, по его мнению, жалкое существование. Сам еврей «всегда знает, как можно сделать лучше, чем сделал Бог». Что отражается в их Талмуде, где, к примеру, Бог с ангелами, не сумев решить какой-либо богословский вопрос, запросто обращаются за советом к какому-то знаменитому еврейскому мудрецу или раввину.

Это же отражается в их юморе и сарказме. К примеру, анекдот: «Клиент обращается к портному-еврею: Абрам Моисеевич, Бог создал мир за шесть дней, а вы шили мне штаны два месяца! Портной: Да, но посмотрите, какой «жалкий» этот мир, и какие «замечательные» эти штаны»!

А уже без юмора, в серьезном варианте это выглядит так: «Весь мир насилья мы разрушим, да основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим...». Легко догадаться, да это и следует из нашего опыта, что сей новый, еврейский мир по качеству приблизительно соответствует тем штанам.

Но вернемся непосредственно к некоторым хохмам-хокмам Чацкого-Грибоедова. Вот, например, одна из них: «А тетушка? Все девушкой, Минервой? Все фрейлиной Екатерины Первой?». Понятно, где спрятан основной юмор этой хохмы-хокмы, он в намеренном анахронизме. Ведь действие комедии происходит в начале XIX века, и безымянная тетушка никак не могла быть фрейлиной Екатерины Первой (+ 1727 г.), но, по всей вероятности, исполняла эту службу при Екатерине Второй (правила 1762-1796 г.г.). А намеренная гиперболизация тетушкиного возраста на лишних лет 50 должна вызвать у читателя дополнительный, гомерический хохот над и без того смешными ужимками престарелой женщины и ее желанием казаться «девушкой».

Но, с другой стороны, спросим у Чацкого-Грибоедова: конечно, всем понятно желание всех женщин, особенно в возрасте, казаться молодыми, но зачем же так целеустремленно отправлять старушку-тетушку к праотцам? Ведь за кадром этой хохмы остается жертвенная служба сей бывшей фрейлины Российской Императрице, из-за которой тетушка, по всей видимости, так и не вышла замуж, т.е. действительно осталась девушкой! (4)

Как видим, основной метод хохм-хокм Чацкого достаточно прост. Берутся какой-то один или несколько реальных или мнимых недостатков того или иного человека и гиперболизируются до космических размеров и масштабов, а достоинства этого человека полностью игнорируются. Поскольку же все люди имеют те или иные недостатки, то таким образом изобразить в темном свете можно любого. И поскольку общество состоит из людей, то, вообразив каждого из них в темном свете, можно изобразить полностью темным и все это русское общество начала XIX века, как это делают Чацкий с Грибоедовым.

Как говаривал, по-видимому, повторяя слова какого-то древнего святого, современный нам старец Иоанн (Маслов): «Из одного и того же цветка пчелка выносит мед, а паук - яд». Социальный паук Чацкий своими хохмами-хокмами (с гностическим привкусом) выносит из души каждого человека один лишь только яд и ни капли меда. Правда, надо сказать, что он вместе с Грибоедовым в отношении вышеупомянутой тетушки явно прокололись, случайно и ненароком показав и ее добродетель. А все почему? А потому, что, как известно, недостатки любой женщины являются лишь продолжением ее достоинств.

А вот еще одна хохма-хокма Чацкого уже в отношении Молчалина: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Здесь также имеется злобный сарказм, построенный на игре слов, не совсем понятной современному читателю. Который, конечно, понимает, что раз Молчалин из-за своей угодливости молчит (о чем и сама его фамилия свидетельствует), молчит, даже когда надо резко ответить, например, обидчику, то он - бессловесный. Но этот читатель, как правило, не знает, что слово «бессловесные» в те времена имело еще другой смысл: так называли тогда животных, к которым, как видим, Чацкий причисляет своего соперника на сердечном поприще.

Надо заметить, что умненькая Софья сразу поняла эту игру слов и по принципу «око за око, зуб за зуб» зачислила самого хохмача-хокмача Чацкого даже не просто в животные, а прямо и непосредственно в отряд пресмыкающихся, заметив на эту его хохму-хокму: «Не человек, змея»! Правда, сказала она это не в глаза Чацкому, а, согласно тексту комедии, - «в сторону»; боялась, видать, скромная девушка укуса этой ядовитой «змеи»!

Но снимем черные гностическо-грибоедовско-чацкие очки и посмотрим на якобы отрицательных персонажей «Горе от ума» обычными человеческими глазами. А начнем как раз с Молчалина. Конечно, его угодливость переходит определенные границы, из-за чего он часто лебезит и подхалимничает, но дело в том, что сама по себе она отнюдь не недостаток, а достоинство Молчалина, который по своему социальному положению и профессии - мелкий чиновник или служащий. А таковой по своей сути и должен угождать тем, кому он служит. Это не недостаток его, а добродетель.

В советское время гордые советские люди всячески боролись с молчалиными и этой его служебной добродетелью, повторяя слоган «рабы не мы, мы не рабы». В результате получили повсеместное и всем известное хамовитое Мурлин Мурло, этакую «Машку в халате и бычки в томате», - бывшую пионерку, всегда готовую обхамить всех покупателей своего магазина и всегда придерживающуюся своего кредо: «Вас много, а я одна!». Причем основная беда как советского, так и постсоветского времени состояла в том, что эти «машки в халатах» торчали не только в магазинах, но, например, сидят и заседают в различных кабинетах чиновников разного ранга. Так что советские люди, как говорится, «за что боролись, на то и напоролись».

Идем дальше по списку якобы «отрицательных» персонажей. Вот Павел Афанасьевич Фамусов, который в «Горе от ума» изображен таким-сяким ретроградом, о чем, если Бог даст, еще будет сказано потом. Фамусов - это крупный чиновник, у которого социальный паук Грибоедов-Чацкий, конечно же, находит кучу недостатков. Это и семейственность, и бумаги подписывает не глядя и... но вот что интересно, главного бича всех чиновников нашего времени, т.е. коррупции и даже ее следов сей паук и с помощью своего гностического микроскопа-телескопа не находит (во всяком случае в комедии об этом ни гу-гу). Следовательно, Павел Афанасьевич от этого чист! Так ведь по меркам нашего времени это же почти идеальный руководитель!!! И вы его зачисляете в отрицательные персонажи?!

Заметим другие добродетели П.А.Фамусова. Ведь, будучи человеком состоятельным и занимая достаточно высокое социальное положение, он после смерти своей жены вполне мог бы вторично вступить в брак, даже в весьма неравный, например, с ровесницей собственной дочери. Но очевидно ради последней он этого не делает, предпочитая вторичному браку воспитание Софьи в доброй нравственности и без мачехи. И это при всем при том, что Фамусова, как и каждого мужчину его переходного возраста, волнуют соответствующие сексуальные проблемы, о чем свидетельствуют его неуклюжие ухаживания за собственной служанкой Лизой. Но и здесь Павел Афанасьевич держит себя в определенных рамках и приличиях, хотя, будучи хозяином, мог бы добиться своего принуждением. Да и вообще, при желании он вполне мог бы оставить службу и развлекаться с девочками, раз у него к этому есть наклонность. Однако он этого не делает, предпочитая служить, а не развлекаться!

А такое его служение и воздержание возможны лишь по той причине, что раб Божий Павел - православный христианин, чадо Русской Православной Церкви. Итак, мы видим в лице П.А.Фамусова достойного православного христианина, верного слугу Царя и Отечества, незаслуженно оболганного Грибоедовым!

Но, конечно, апофеоз лжи последнего это крайне искаженный в «Горе от ума» образ русского воина - полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, который здесь изображен неумным и недалеким карьеристом, что особенно контрастно в сравнении с умным Чацким. Но в какой обстановке и в какой ситуации воин Сергий выглядит неуклюжим и не умным? В салонной обстановке и в ситуации сватания юной девицы, что, по-видимому, для него непривычно, поскольку полковник привык не к сердечным делам, а к другому, ратному делу.

Так ведь если и боевого коня заставить танцевать на паркете какого-нибудь дворянского собрания, то это, конечно, будет выглядеть смешно, ибо сей конь предназначен совсем для других дел, с которыми он вполне справляется. Точно также С.С.Скалозуб никак бы не дослужился до полковника, да еще и «метит в генералы», если он не был бы, выражаясь современным языком, профессионалом своего, военного дела; если бы он не был достаточно компетентным и умным командиром. Ведь в старой России чины, звания и награды давали не так просто, а за заслуги перед Отечеством. Что, собственно, сквозь зубы вынужден признать и сам Грибоедов, влагая в уста воина Сергия такие слова: «В тринадцатом году мы отличились с братом в тридцатом егерском, а после в сорок пятом... Засели мы в траншею: ему дан (орден) с бантом, мне на шею».

А что касается мнимого «карьеризма» Скалозуба, то, как известно, какой же солдат не хочет быть генералом, особенно если этот солдат уже в звании полковника?! Так что Сергей Сергеевич Скалозуб - это боевой русский офицер, который защищал Россию и, возможно, проливал за нее свою кровь. И которого оболгал, оклеветал А.С.Грибоедов, выставив его в неприглядном виде в достаточно неудобном для него месте.

А давайте-ка мы также посмеемся и проведем обратную рокировку: поставим-ка любимца автора умненького и остроумненького Чацкого в неудобное для него, но зато удобное для полковника Скалозуба место, т.е. на поле боя. Ну, скажем условно, в России прошла всеобщая мобилизация, под которую попал и Чацкий, и посмотрим, что из этого получится, что там главный херой «Горе от ума» навоюет?! Может быть он уморит французиков своими хохмами, засмеет их до смерти похлеще немецкого веселящего газа времен первой мировой?! А на самого Наполеона напишет такую ядовитую эпиграмму, что того попросту кондрашка хватит?! Да нет, скорее всего Чацкий на передовой попросту наделает в штаны, и вот это уж действительно смешно! Но мы-то всего лишь использовали грибоедовский прием, поставив его любимый комический персонаж в неудобное для него положение. Так что с нас взятки гладки!

Замечу также и то, что по логике «Горе от ума» красавица и умница Софья, вопреки пламенным желаниям и похотям Чацкого, вопреки воле автора комедии в конце концов достанется именно русскому воину Сергию, что признают многие критики этого литературного произведения. И это действительно справедливо! Женщине ведь как существу более слабому свойственно интуитивно и даже инстинктивно тянуться к мужчине, который сможет ее защитить. А кто же лучше других защитит Софью, если не Сергей Сергеевич Скалозуб, который доказал это самим делом?! Ведь он - защитник России, следовательно, защитник и всех русских людей, в том числе и Софьи Павловны Фамусовой.

И что-то мне подсказывает, что последняя отнюдь не будем несчастлива в браке с С.С.Скалозубом, даже если этот брак и будет не совсем равным. Не говоря уже о высоком положении в обществе, богатстве («золотой мешок) будущей генеральши, у меня есть веские основания полагать, что, вопреки расхожему мнению, он и как мужчина удовлетворит ее куда лучше, чем Чацкий или, тем более, Молчалин.

Закончив с реальной профессионально-нравственной характеристикой «отрицательных» персонажей «Горе от ума», дадим такую же характеристику единственному ее «положительному» персонажу - Александру Андреевичу Чацкому, который по мысли автора комедии очень умный и... умный. Но... больше никаких добродетелей в нем не наблюдается.

Но ведь ум это не добродетель, а лишь способность к ее совершению, которая, впрочем, может быть использована и на другие, в том числе и злые дела. Ум это что-то вроде ножа, которым можно нарезать хлеб и накормить этим хлебом голодных. А можно сим ножом зарезать этих самых голодным - тоже ведь вполне рациональное «решение» проблемы голода! Так ведь и бесы - умные существа, причем, куда более умные чем мы, люди. Но свой ум они используют во зло, что делает их куда более опасными. Сие вполне применимо и к Чацкому, который своим умом и остроумием лишь высмеивает все русское общество, сводя эту критику к дешевым гностическим хохмам.

Так что реальных добродетелей у А.А.Чацкого, несмотря на все усилия Грибоедова, не наблюдается, а вот пороков сколько угодно! Он - гордый, высокоумный, самолюбивый, похотливый, язвительный, злопамятный человек - и это «положительный» персонаж?! Ну, тут я просто извиняюсь!!!

Есть еще одна важная черта характера, которой нет у Чацкого, и которая объединяет всех якобы «отрицательных» персонажей «Горе от ума». Все они, как было показано выше, служат России, а Чацкий нигде не служит. Говоря другими словами, и Скалозуб, и Фамусов, и даже Молчалин служат, работают, т.е. хотя бы не даром едят свой хлеб. А вот Чацкий уже в первом приближении - типичный дармоед, трутень, который ничего полезного не делает, зато вовсю пользуется общественным продуктом. Вот, к примеру, он орет: «Карету мне, карету»! Но ведь карета в то время - это достаточно дорогой вид общественного транспорта. А вы батенька денежки на него заработали?! Ах, нет, так чего же вы в каретах разъезжаете, пешком ходить надо. Да и не кушать вам надо не только в ресторанах, но и вообще не кушать, ибо заповедь апостола «кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес.3,10), - никто ведь еще не отменил.

Итак, суммируя все выше сказанное, заметим, что вопреки очевидному, Грибоедов постулирует явно неполноценного Чацкого в качестве «положительной» личности, а вполне достойных русских людей в качестве «отрицательных» персонажей». Почему?! Думаю потому, что строго придерживается гностического лжеучения о «духовных и плотских» людях, первые из которых согласно этому лжеучению заведомо «хорошие», какие бы пороками они не страдали и какие бы злые дела они не делали. А вторые - заведомо «плохие», какими бы добродетелями они бы не отличались и какие бы добрые дела не совершали (5).

Таким образом, по моему мнению, доказательств явно гностической подоплеки комедии «Горе от ума» приведено более чем достаточно. Так что ответ на первый вопрос, поставленный в начале данной публикации, уже дан. Остается ответить на второй вопрос: «Почему и, главное, как «Горе от ума» навязывает ритуальное осквернение»? Надеюсь, если Бог даст, ответить на этот вопрос в следующей части данной статьи.

 

Примечания

1 - Конечно, кроме Софьи, которая, впрочем, перефразируя выражение другого известного, уже гоголевского персонажа по мысли автора «Горе от ума» - тоже свинья; или, точнее, по гностической идее Грибоедова иное домашнее животное - так сказать, собачка-самка одним словом.

2 - Св.Ириней Лионский. Творения. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн.1. Гл.IV. 1. Ахамоф и происхождение видимого мира. Примечание 40. СПБ. 1900, с.29

3 - Там же, с.30

4 - На это же намекает и наименование ее Минервой, богиней, которая по греческой мифологии не имела мужа.

5 - Св.Ириней Лионский. Цит.соч. Кн.1. Гл.VI. Учение валентиниан о трех родах людей и о добрых делах, с.36-38

 

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: «Горе от ума» или просто горе

А с чего это Чацкий у Грибоедова - положительный герой? Грибоедов вообще далек от ходульных образов (положительный-отрицательный). Он пишет портреты живых людей. Обладающих как добродетелями, так и недостатками. Практически у любого персонажа комедии можно определить добродетели, а также недостатки. И это - правильно. Ибо про святых не сценическим языком рассказывают. Грибоедов же показывает бесплодность "лучших людей". Чацкий - духовная родня Печорина. Один тип. Обладая недюжинным потенциалом, такие люди оказываются никчемными... И терпят крах. В результате своего критического умонастроения. Чацкий - белоленточник. И он обречен. Жизнь сщелкивает его со сцены. С неизбежной фатальностью. Чацкие - это и здешние критики государственной политики и государства В.В.Путина. Это - очень умные люди, но заведомо обреченные на бесплодность... Мир сегодняшней российской власти - не хуже и не лучше фамусовской "тусовки". Ее можно раскритиковать или поднять на смех. Но ты от этогоне станешнь продуктивным и не поможешь России. Так и будешь сидеть в "уголке". Или подашься к Репетиловым...
Андрей Карпов / 18.02.2015, 11:31

5. Re: «Горе от ума» или просто горе

http://goo.gl/x2u1dm
Lucia / 17.02.2015, 22:30

4. Re: «Горе от ума» или просто горе

Да. Возможно также будет пересмотрено и отношение к нему как к дипломату.Хотя нынешние деликатные(дипломатичные) иранцы не поднимают эти вопросы, и даже памятник Грибоедову в Тегеране,если не ошибаюсь, сохраняют.А вреда от него и его "недипломатичного" характера, было немало.
электрик / 17.02.2015, 22:12

3. Re: «Горе от ума» или просто горе

Дорогой Редакции! Скажите, пожалуйста, дорогие модераторы, куда подевалась последняя статья прот.Г.Городенцева?
М.Яблоков / 17.02.2015, 20:31

2. Re: «Горе от ума» или просто горе

...Пришла на память где-то прочитанная фраза: "Когда желябовы смеются - Россия плачет". Помнится с конца 80-ых и начала 90-ых хохмачей разплодилось... Задорнов, Петросян..., и все высмеивали недостатки СССР, а о достоинствах мы напрочь не помнили и все смеялись, а теперь плачем (на реках вавилонских). Не из этой ли они гностической "оперы"?
Апографъ / 11.12.2014, 22:56

1. Re: «Горе от ума» или просто горе

Статья интересная и не лишенная глубокомысленности. Попытка переосмысления образов грибоедовских персонажей мне в чем-то понравилась. Действительно, русская литература страдала неким избыточным негативизмом по отношению к государственности, служивым людям, социальному строю России. То, что Чацкий (и, вероятно, создавший его автор) страдали определенной гордыней ума - это верно, но, обвиняя Грибоедова в гностической ереси автор явно хватил через край. От обычной человеческой гордыни и заносчивости до доктрины эзотерического гностицизма, выражаясь словами из той же самой комедии "дистанция огромного размера". Не надо так уж смешивать догматическое богословие с нравственным. Конечно, ересь гностицизма - создание людей "высокоумных" (то есть в чем-то похожих на Чацкого), но это не значит, что всякий не в меру заносчивый ученый молодой человек - гностик или скрытый талмудист)). Все-таки, гордость Чацкого (порождающая, в соединеннии с наивностью и житейской неопытностью, некую неадекватность в восприятии окружающего мира) - черта вполне человеческая а не дьявольская. Так же как и его юмор и сарказм. Если следовать логике отца Георгия, то всякую злую или неуместную шутку следует считать "ритуальным осквернением" того, против кого она направлена. И всякий шутник - совершитель магического обряда. Также, хотелось бы отметить, что "хохмаческие" выпады Чацкого и сатира Грибоедова (как и других писателей подобного направления) направлены не против мира как Божьего творения, а против пороков общества - то есть мира, созданного падшими людьми, который всегда, во все эпохи имеет много изъянов и согласно даже Св. Писанию "лежит во зле". Другое дело, что критика социальной реальности может быть конструктивной (побуждающей к исправлению), а может быть разрушительной, то есть порождающей тотальный нигилизм и революционный экстремизм. Русская литература эту грань нередко переходила, но она от этого не перестает быть великой литературой и комедия А.С.Грибоедова - одно из ее величайших произведение, заслуженно любимое современниками и потомками
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06