Предлагаем вниманию читателей текст доклада, прозвучавшего на Международных Расторгуевских чтениях, проводимых Новыозыбковским Филиалом Брянского Государственного Университета. В материале рассматривается вопрос о штундо-баптизме, его положении после 1905 г., распространении и влиянии в Российской империи, тесной связи с мировыми центрами баптизма в США, Германии.
Становление баптизма в качестве самостоятельной конфессии в России относится к числу малоизученных страниц отечественной истории. Исследователи относят начало штундизма в России к 1862 г., но первое известие о его появлении было напечатано в «Одесском Вестнике» от 14 марта 1868 г., когда крещение принял первый русский баптист Никита Исаевич Воронин.
Через пять-шесть лет, не встречая никакого препятствия, не заявляя громко о своем существовании, русская штунда сразу охватила целых пять уездов Херсонской губернии: Херсонский, Одесский, Ананьевский, Елизаветградский и Вознесенский. Это можно объяснить тем, что немцы-колонисты, поставив русских крестьян в экономическую зависимость, старались все более и более воздействовать на их духовную жизнь. С целью большего усилия на них своего влияния колонисты вводят для бедных крестьян специальные «библейские часы», когда читалась Библия, говорились проповеди, пелись духовные гимны. Отсюда и происходит название «штундизм» (От нем. «штунда» - час). Вероучение секты представляло собой смешение евангелистской веры и духоборчества.
В конце 70-х - начале 80-х годов XIX в. штундистские общины окончательно слились с баптистами, которые имели значительные денежные средства, международные связи и сильную централизованную организацию. В 70-х и 80-х годах баптистское движение распространилось по всему югу России, вплоть до Полтавской и Черниговской губерний, заходя в Белоруссию и в Орловскую губернию.
В Черниговской губернии штунда, занесенная из соседних Харьковской и Полтавской губерний, укоренилась на рубеже XIX-XX вв. По официальным данным штундистов «числится всего 50 человек» [11, с. 127]. Как отмечало «Миссионерское обозрение» в 1901 г.: «В Черниговской епархии штунда - явление новомодное, она однако уже успело свить себе прочное гнездо. В уездном городе Конотоп в настоящее время существует уже довольно большая штундистская община, тесно сплотившаяся около своего вожака А.Н. Хоменко.... Единичные случаи появления штунды замечаются уже и в других уездах. Причем в селе Куликове Черниговского уезда штунда нашла для себя подготовленную почву» [См.: 5, с.412-413; 12].
В Белоруссии в 1870-е гг. баптистские общины возникли в селах Удь, Усохи Гомельского уезда Могилевской губернии, в 1882 г. - в Чечерске Гомельского уезда; во второй половине 80-х гг. появились евангельские общины среди немецких колонистов в Витебске. А в конце XIX в. баптизм распространился в Минской губернии, в начале XX в, - в Гродненской [3].
Центрами распространения штундизма в Орловской губернии в конце XIX в. были Орловский, Малоархангельский, Брянский, Трубчевский уезды [4, с.41]. Из Орловской губернии пропаганда «библейских христиан» пошла в соседние губернии: Тамбовскую, Воронежскую, Пензенскую, Смоленскую, Рязанскую, Калужскую.
Столь быстрое распространение штундо-баптизма не могло пройти мимо властей. Государственные органы Российской империи в своих мероприятиях относительно баптизма становится еще решительнее и тверже. По словам епископа Алексия, «Секта баптистов становится предметом серьезных научных исследований, организуются миссионерские съезды для коллективного суждения о мерах борьбы с нею; из среды духовенства и православного народа выступают борцы за истину православной Церкви, отдающие свои силы и знание тяжелому делу борьбы с баптизмом, пробудился дух православия и ожило сознание своих истинных церковно-патриотических интересов» [Цит. по: 9;10]. Результатом всестороннего изучения баптизма стало то, что 4 июля 1894 г. положением Комитета министров баптизм (штунда) был объявлен сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях, а его последователям запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания.
Несмотря на гонения, в 1884 г. был создан Союз русских баптистов. В начале ХХ века в России численность баптистов приближалась к 500 тыс. человек. Но с 1905 г. положение всех русских сектантов и в частности баптистов изменилось. С появлением закона о веротерпимости 17 апреля 1905 г. и указа 17 октября 1906 г. о регистрации старообрядческих и сектантских общин, баптисты стали свободно отправлять свое богослужение не только в предназначенных для того зданиях, но и устраивать свои собрания в разных общественных зданиях. Сектанты начали устраивать съезды и открывать начальные школы устраивать свои баптистские общины, печатать и распространять свою литературу и т.п. В 1909 г. возник Союз евангельских христиан, развернувший широкую миссионерскую, издательскую, просветительско-образовательную деятельность. Его председатель И.С. Проханов (1869-1935) был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов.
Таким образом, после 1905 г. баптисты получили возможность открыто пропагандировать свои взгляды и не скрывать своих взаимоотношений с зарубежными собратьями, в частности из Германии. Провозглашение свободы вероисповедания в 1905 г. открыло перед баптистами политические перспективы.
Русские баптисты активно включились в налаживание международных связей. В 1905 г. на Всемирном конгрессе баптистов в Лондоне Россию представляли барон Икскуль и Дей Мазаев, которые заявили о том, что «русский баптистский союз - это дочь немецкого баптистского союза» [8, с.579]. В 1908 г. на II баптистском съезде в Берлине представители русских баптистских организаций заявили о том, что в России настал час действовать. На III баптистском съезде в Филадельфии баптисты разработали и план завоевания России. Газета «The Philadelphia Press» писала об этом: «Установление религиозной и гражданской свободы среди наций всего света, в особенности в России и всесвятная реформация - вот программа работ будущего пятилетия для Всемирного Совета... Восемь баптистских лидеров будут руководить этим огромным предприятием, имея поддержку в 8.000.000 человек, рассыпанных по всему свету Центром этого изумительного движения будет Россия, и оттуда реформация распространится и на все другие страны» [1].
Веря свято в воплощение своих планов, баптисты Запада не скупились на финансовую помощь русским баптистам: «...император Вильгельм пожертвовал баптистам 3,5 млн. марок, из которых 98700 марок [≈ 50000 рублей - В.М.] пошли на распространение баптизма в России...По отчетам Американского баптистского общества Фетлер, наставник петроградских баптистов, получил от него на пропаганду баптизма в России ...на деньги немцев в России содержится 13 проповедников» [8, с.578].
В самой России баптисты имели многочисленный институт специальных миссионеров, благовестников, проповедников. По свидетельству журнала «Баптист» на дело миссии тратится около миллиона рублей [2]. Пропагандистская деятельность баптистских проповедников широко захватила южные, северо-западные, центральные губернии России, а к началу Первой мировой войны прочно укрепилась и развивалась в Сибири. Баптисты использовали любой способ для пропаганды своего учения: «Есть у баптистов агенты и на железной дороге, распространяющие сектантское учение между пассажирами в вагонах - это книгоноши библейского общества пользующимися в России бесплатными билетами по всем дорогам» [8, с.108].
К началу Первой мировой войны количество баптистов только увеличивалось. Об этом свидетельствуют епархиальные отчеты. Так, например, в Орловской епархии в конце XIX в. штундистов было 43 человека [5, с.413], а к 1914 г. - баптистов было 217, «особенно упрочившись в шести населенных пунктах (г. Орел, с. Бежица, г. Брянск, с. Лутна, с. Любец, с. Ново-Ямская Слобода) [6, с.137].
Таким образом, мы видим, что баптистское движение в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. прошло путь от зарождения до расцвета, который пришелся на период 1905-1914 гг. Начался быстрый численный рост сообщества баптистов, активная проповедническая работа. В этот период налаживаются международные связи, а также российским баптистам оказывается финансовая помощь. Однако со стороны официальных властей была предпринята попытка сдержать активное распространение баптистских идей на местах, что выразилось в запретах на организацию собраний, распространение литературы и общественную деятельность баптистских миссионеров. Однако самый сложный этап в истории новообразовавшихся баптистских общин пришелся на годы Первой мировой войны. Будучи протестантами, евангелические христиане подозревались в сочувствии к немцам, часто рассматривались официально-православной общественностью как элемент, нарушающий «духовное единство» в «трудный для Отечества час».
Мищенко Виктор Васильевич, к.и.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», филиал БГУ в г. Новозыбкове
Список литературы:
1. The Philadelphia Press. 26 June. 1911.
2. Баптист. 1911. №47.
3. Боровко Л. В. Языкович В. Р. Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси. Минск, 2000.
4. Краткий отчет о состоянии рационалистического и мистического сектантства и борьба с ним в Орловской епархии за 1901 год.
5. Миссионерское обозрение. 1901. №1-5.
6. Миссионерское обозрение. 1914. №40.
7. Миссионерское обозрение. 1915. №1.
8. Миссионерское обозрение. 1916. №4.
9. Московская Духовная Семинария. Доц. И.А. Глухов. Конспект по истории и разбору русского сектантства. Загорск. МДС. 1976 год.
10. Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, Римо-католичество, протестантизм и сектантство. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1991 год.
11. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. VII. Малороссия. СПб., 1903.
12. Черниговские епархиальные ведомости. 1900. №6.