Личный вклад императора Николая I в становление единоверия

На примере посещения императором посада Добрянка Черниговской губернии

400-летие дома Романовых 
0
1441
Время на чтение 28 минут

Новозыбковский филиал брянского государственного университета имени академика Петровского в 21 раз стал площадкой для проведения международной научной конференции. На два дня, 25 и 26 октября, в Новозыбков съехались ученые ближнего и дальнего зарубежья. В этом году тема конференции: «Духовно-нравственные концепты русской словесности в современной языковой, культурной и образовательной практике Российско-Белорусско-Украинского пограничья».

К середине XIX в. в ряде губерний Малороссии старообрядцы являлись значительной и заметной среди остального населения социальной общностью. В условиях современной обстановки, переживаемой российским обществом, обострения религиозных конфликтов, необходимо глубокое взаимопонимание между представителями различных религий, и между представителями государственной власти. Примером последовательности проводимой государственной политики в области укрепления авторитета Православной Церкви может служить посещение императором Николаем I посада Добрянка Черниговской губернии.

Объектом исследования является конфессиональная политика Николая I в отношении старообрядцев. Предметом исследования выступают визиты императора Николая I в старообрядческий посад Добрянка Черниговской губернии.

Официальные данные указывают на то, что старообрядцы в Черниговской губернии составляли количественное меньшинство. Местом первоначального поселения старообрядцев в Черниговской губернии были северные уезды: Стародубский, Мглинский, Суражский и Новозыбковский1.

Стародубье представляло для беглецов удобное место, т.к. было удалено от административных центров и очень близко от границы с Польшей. «...Оно стоит близ рубежа; окажется нужда бежать, можно уехать в Польшу минуя заставы, а потом возвратясь, записаться выходцем из-за границы, и что наши живут там свободно в 17 слободах и их не беспокоят за веру»2 - так писали о Стародубье раскольники в 1743 г.

Раскольничьи слободы образуют три группы, расположенные вдоль дорог края: на Батурин, на Чернигов и на Гомель-Ветку. Особняком стоят лишь три слободы: самая южная, Радуль - на Днепре, самые северные - Клинцы и Ардонь. Раскольников привлекали не чащи, а автономность казачьего Стародубья и близость плохо охраняемой польской границы. К границе они и тяготели пространственно. Раскольничье «Стародубье» представляет лишь западную часть одноименной исторической провинции.3

Официальные данные 1850-х гг. свидетельствуют о численности старообрядцев в отдельных посадах. «В посаде Климово раскольников более 4300... В посаде Митьковка из 2721 жителей раскольников поповской секты 2650, беспоповской 40... В г. Новозыбкове раскол сохранялся во всем упорстве, так, что в нем не было православной церкви; из 6300 его жителей 5407 состояли в поповщине, 44 в беспоповщине.... В посаде Шеломах 2600 жителей - все упорные и невежественные раскольники... В Злынке около 4000 жителей, 1900 поповщинской, 1250 беспоповщинской секты... В Тимошкином Перевозе - 840 раскольников. В Святской - 1900 раскольников... В богатом посаде Клинцах - 4006 раскольников поповщинской секты, 44 беспоповщинской... В посаде Ардони - 718 раскольников... В посаде Еленке - 3200 поповщинской секты, 72 - беспоповщинской секты... В посаде Млынке - из 1300 жителей 860 поповщинской секты лужковского толка»4.

Главная трудность заключалось в том, что на территории Стародубья проживали староверы разных согласий, каждое из которых имело свои основания принимать или не принимать «австрийское» священство.

В мае 1845 г. император Николай I проездом из Киева посетил старообрядческий посад Добрянка Городницкого уезда Черниговской губернии. Добрянцы тщательно готовились к встрече царя. Когда стало известно время проезда через посад жители убрали все лишнее с главной улицы, посыпали ее песком, сами оделись во все лучшие одежды. Представители посада и члены ратуши оделись в мундиры. Вручать хлеб-соль доверили старообрядцы почтенному старцу семидесятилетнему Григорию Полянскому.

Николай I приветствуя делегацию посада Добрянка заявил: «Не хочу я вашего хлеба - соли, вы не верноподданные мои! Вы не ходите в церковь Богу молиться». На все попытки старообрядцев оправдаться, что в церковь они ходят и Богу молятся, Николай I гневно заявил: «Это не церковь, а сборище вольницы; бывшие попы ваши дезертиры, нарушители клятвы, изменники своих обязанностей. Забыть, забыть и не думать об них! Я вольничать вам не позволю! Я выстрою Вам церковь и приеду Богу молиться, и когда вы пойдете в нее и будете со Мною молиться, тогда я и приму от вас хлеб-соль; слышите ли, вольничать не позволю5«. После этой отповеди Николай I уехал из Добрянки. Причиной гнева императора на старообрядцев стала проводимая Николаем I конфессиональная политика. Николай I отрицательно относился к проявлениям религиозного фанатизма и обскурантизма, но не терпел и «вольномыслия» в вопросах веры, а также любых посягательств на православную церковь, подрыв ее позиций. Принимались меры к повышению престижа православной церкви и нравственного уровня духовенства. С 1826 г. вводится практика строгих наказаний тех священников, которые порочат свой сан.

В 1825, 1831 и в 1853 гг. учреждались специальные секретные комитеты по выработке наиболее эффективных мер «борьбы с расколом». В 21 губернии, наиболее «зараженных расколом», в 1837 г были учреждены «раскольничьи комитеты». «Борьба с расколом» являлась одной из задач Министерства внутренних дел и III отделения. В губернии, особенно «подверженные расколу», назначались специальные комиссии, облеченные чрезвычайными полномочиями «для обращения раскольников в лоно православия». «Отпадших от православия» насильно «перекрещивали», наиболее упорных отправляли «для исправления» в монастыри или в ссылку под полицейский и духовный надзор. В 1837 г. из Стародубья выслали «одного беглого священника, одного дьякона и двух иеромонахов»6.

Николай I во время поездки видел неудачи своей конфессиональной политики в части введения единоверческой церкви, как попытки искоренения старообрядчества. В Черниговской губернии с 1838 по1845 гг. была открыта и освящена только одна единоверческая церковь при Малиноостровском мужском монастыре. В шестнадцати старообрядческих посадах с общим населением более семидесяти тысяч человек в этот период не было открыто ни одной единоверческой церкви.7 Этот факт и стал истинной причиной гнева Николая I на старообрядцев.

Старообрядцы не знали, что теперь им делать и как быть. Сразу после отъезда в Добрянку прибыл гражданский губернатор Павел Иванович Гессе.

По прибытию Николая I в Петербург началось исполнение его воли объявленной в Добрянке. Обер-прокурор Синода граф Н.А. Протасов издал постановление № 3966 об устройстве в Добрянке Черниговской епархии деревянной единоверческой церкви. После издания постановления приступили к постройке церкви.

24 августа 1845 г. строительство было закончено, и церковь освятил священник единоверческой церкви Т.А. Верховский. На освящение церкви также прибыл генерал-губернатор Николай Андреевич Долгорукий.

Посад готовился к встрече императора Николая I.

Николай I прибыл в Добрянку 29 августа. До его повторного визита не дожил Григорий Полянский. С царем отказались молиться девять человек.

Приезд и моление царя с жителями Добрянки произвело на них неизгладимое впечатление. Но, тем не менее, старообрядцы, даже в такой день, встали на защиту своей веры. После окончания службы к императору с просьбой обратился уставщик Рождественской церкви Чесноков. Он просил не лишать их церквей, которые есть и не строить новые. Николай I был смущен и перевел разговор на другую тему. После службы Николай I принял от жителей Добрянки хлеб-соль и похвалил жителей за прием и выполнение его монаршей воли. После обеда у купца Переплетчикова, император спросил перед отъездом из Добрянки: «Будут ли они теперь ходить в церковь Богу молится?» и ответом ему стало: «Будут ходить Ваше Величество! Будут»8.

Таким образом, видно, что конфессиональная политика Николая I была направлена на укрепление авторитета русской православной церкви и примирения старообрядчества путем установления единоверческой церкви. Несмотря на благостное впечатление от посещения старообрядческого посада Добрянка, Николай I не отошел от принципов своей конфессиональной политики и личным примером показал, как надо проводить государственную политику на местах. В дальнейшем, в 1853 г., был принят указ об уничтожении раскольничьих скитов и молелен в заволжском Нижегородском крае, по р. Иргизу в Саратовской губернии, в Стародубье Черниговской и в архангельском Поморье.

Виктор Васильевич Мищенко, к.и.н., доцент

Брянский Государственный Университет имени академика И.Г. Петровского, филиал БГУ в г. Новозыбкове

Литература

1.​ Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863.

2.​ Верховский Т.А. Стародубье. Записки. Казань, 1874.

3.​ Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Кн. I. Чернигов, 1878.

4.​ Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Выпуск 1. Киев, 1895.

5.​ Петров Б.Н. К вопросу о поселении раскольников в Стародубье// Материалы международной научно-практической конференции. Гомель, 2003.

1 См.: Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье XVII-XVIII вв. Выпуск 1. Киев, 1895. С. 68.

2 Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Кн.I. Чернигов, 1878. С.137-138.

3 См.: Петров Б.Н. К вопросу о поселении раскольников в Стародубье// Материалы международной научно-практической конференции. Гомель, 2003. С.104.

4 Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863. С.562-563.

5 Верховский Поездки в Стародубье. С.5.

6 Варадинов Н. История распоряжений Министерства внутренних дел по расколу. Т.8. СПб, 1863. С.305.

7 См.: Верховский. С.7.

8 Верховский. С.85.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Личный вклад императора Николая I

Когда в Киеве громили истукан Ильича, то малёха перепутали. Главный истукан Украины, находится на пьедестале императора Николая I... Место Царя занял хам, притом Хам с большой буквы... http://vkieve.net/wp-content/gallery/pamyatnik-tarasu-shevchenko/pamyatnik-tarasu-shevchenko-03.jpg а правильно http://ps.net.ua/uploads/posts/2010-05/1275208173_18.jpg
eka / 04.11.2016, 18:27

8. Ответ на 6., Павел Тихомиров:

"Таким образом, видно, что конфессиональная политика Николая I была направлена на укрепление авторитета русской православной церкви и примирения старообрядчества путем установления единоверческой церкви"... Всё понятно, можно даже не вникать....

утверждение вот... "Эка" вот Ваши утверждения.Это только мне кажется, что они противоречат друг другу?

Чернигов всегда был в составе Московского Царства, граница колебалась, по Сейму, переходила из рук в руки. На каком основании город Чернигов в составе современной Украины не известно, но раскольников на этих землях небыло, слишком агрессивная среда. Даже если предположить, что они были, то Государь! Помазанник! Пророк! не мог с ними молиться. Потому что по уставу не положено....
eka / 04.11.2016, 18:22

7. Ответ на 5., Сергей Швецов:

Сначала посмотри в википедии, что эти понятия означают, шибздик ))
М.Яблоков / 04.11.2016, 17:44

6. Блистательная непротеворечивость не по разуму возревновавших

"Эка" вот Ваши утверждения. Это только мне кажется, что они противоречат друг другу? "Автор статьи не в курсе, что старообрядцев на территории современной Украины в принципе не могло быть". "Открою тебе секрет, черниговская губерния всегда входила в состав Московского Царства, ну и что?"
Павел Тихомиров / 04.11.2016, 13:04

5. Ответ на 1., М.Яблоков:

Единоверие надо искоренять

Не надо из икономии делать акривию.

Классический случай взаимоисключающих параграфов. Ну, или - опять надринькался.
Сергей Швецов / 04.11.2016, 08:48

4. Ответ на 3., Павел Тихомиров:

1. Старообрядцы бежали за пределы Московского Царства от гонений царевны Софьи. Бежали в том числе на территорию Речи Посполитой.

где из них делали грекокатоликов.. 2. В дебрях пограничья старообрядец будет спасаться от гонителей, которые не знали, что цель не оправдывает средств. Ну, время такое было.

логика есть, это как сейчас сбежать на линию фронта в новороссию... 3. Помазанник Божий молиться будет с единоверцами, т.е. православными христианами, использующими дораскольное чинопоследование.

с каких пор раскольник стал единоверец? это что-то новое. Помазанник специально поедет что-бы помолится с еретиками да ещё в глушь в далеке от дорог, логика железная.... 4. Западная часть нынешней Брянской области до революции входила в состав Чекрниговской губернии.Кроме того, на территории б.УССР действовали приходы общин "австрийского согласия", т.е. РПСЦ или "белокриничники".

Открою тебе секрет, черниговская губерния всегда входила в состав Московского Царства, ну и что? порядок наводить в русской Церкви по какому принципу начали? брали попов с Украины (тогда ещё Польши), ставили на место своих, а своих изгоняли прочь, разумеется тех кто не исправился. И бежали они в сибирь, на волгу, подальше от цивилизации. "Эка", учите матчасть, а потом дерзайте критиковать авторов.

если смотреть по какому принципу построена статья, то всегда можно уловить сокровенный смысл статьи. Перечитайте задом на перёд, уловите сокровенный смысл... "Таким образом, видно, что конфессиональная политика Николая I была направлена на укрепление авторитета русской православной церкви и примирения старообрядчества путем установления единоверческой церкви"... Всё понятно, можно даже не вникать....
eka / 04.11.2016, 01:51

3. Ответ на 2., eka:

Откуда в Добрянке старообрядцы? Зачем старообрядцам бежать в Польшу? Что будет делать старообрядец в Польше? Ну и самое главное, как может Помазанник молиться с иноверцами. Какая-то очередная клевета. Автор статьи не в курсе, что старообрядцев на территории современной Украины в принципе не могло быть. Это как заявить, что сейчас в Нижнем Новгороде зверствуют раскольники из УПЦКП....

Автор, вообще-то в теме. И живёт в одном из центров старообрядчества. Отвечаю на Ваши недоумения по порядку. 1. Старообрядцы бежали за пределы Московского Царства от гонений царевны Софьи. Бежали в том числе на территорию Речи Посполитой. 2. В дебрях пограничья старообрядец будет спасаться от гонителей, которые не знали, что цель не оправдывает средств. Ну, время такое было. 3. Помазанник Божий молиться будет с единоверцами, т.е. православными христианами, использующими дораскольное чинопоследование. 4. Западная часть нынешней Брянской области до революции входила в состав Чекрниговской губернии. Кроме того, на территории б.УССР действовали приходы общин "австрийского согласия", т.е. РПСЦ или "белокриничники". "Эка", учите матчасть, а потом дерзайте критиковать авторов.
Павел Тихомиров / 01.11.2016, 13:45

2. посада Добрянка Черниговской губернии.

Откуда в Добрянке старообрядцы? Зачем старообрядцам бежать в Польшу? Что будет делать старообрядец в Польше? Ну и самое главное, как может Помазанник молиться с иноверцами. Какая-то очередная клевета. Автор статьи не в курсе, что старообрядцев на территории современной Украины в принципе не могло быть. Это как заявить, что сейчас в Нижнем Новгороде зверствуют раскольники из УПЦКП....
eka / 01.11.2016, 07:35

1. Re: Личный вклад императора Николая I в становление единоверия

Единоверие надо искоренять - это троянский конь! Изначально синодальными указами были запрещены переход православных в единоверие и причащение без нужды у единоверческих священников. Не надо из икономии делать акривию.
М.Яблоков / 01.11.2016, 04:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Мищенко
Быт сельских скопческих общин XIX в: по материалам Орловской губернии
Доклад на Международной конференции «Россия и славянские народы в XIX - XXI вв.», прошедшей 2 марта в Новозыбковском филиале БГУ
17.03.2019
Штундо-баптизм накануне I мировой войны
Доклад на Международной конференции «Российско-Украинско-Белорусское пограничье: научное взаимодействие в контексте единого социокультурного пространства»
26.10.2014
Все статьи Виктор Мищенко
400-летие дома Романовых
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35