Вопрос. - Мы с дочерью верующие. А ее муж, мой зять, был неверующим. Но под нашим влиянием он склонился к вере и дважды исповедался и причастился. Второй раз припал на праздник Рождества Христова. Но на второй день (8 января) зять был на работе, а после работы он пьянствовал и пришел домой очень пьяный. Лег спать, но тут же проснулся от того, что, как он потом сказал, «впал в бездну». У него началась как бы белая горячка. Он кричал диким голосом, метался, ему везде казались бесы. Мы в это время молились, и он сначала попросил икону, а потом святой воды. Дали ему, кажется, крещенской воды, и он вылил на себя всю эту воду. После этого лег на диван, уснул и спал до утра. Дальше он об этом происшествии ни с кем не говорил. Но от церкви он удалился, перестал туда заходить даже для того, чтобы там свечку поставить. Я думаю, что это месть бесовская была, чтобы отпугнуть его от церкви.
У нас другой подобный случай был. Одна девушка, верующая, 24 года, с высшим образованием, поехала в св.Почаевскую лавру, чтобы там помолиться. Около недели она посещала там службы, молилась и вернулась полная великих впечатлений о Лавре, богослужениях в ней, о православной вере, о Боге. И была настроена так продолжать. Но прошло несколько дней, как у нее в доме, несмотря на то, что он был освящен, начались страхования бесовские. Она жила одна: чуть уснет, слышит стуки, шаги, шорохи. Ей становится страшно, она звонит маме или мне. Девушка перестала спать. Хотя священник посоветовал освятить квартиру, что она и сделала, но так длилось долго. Поэтому она перестала ходить в церковь. Тогда страхи стали утихать и прошли. Сейчас она живет в той же квартире, в церковь не ходит, боится повторения страхов.
Прошу помочь советом в этих двух случаях. Как это понимать? И что можно предпринять и как просить помощи у Господа?
Ответ. - На самом деле между этими двумя случаями лишь кажущееся подобие. Ваш зять впал в то духовное искушение, которое казалось «белой горячкой», потому, что тяжко согрешил. По вашим словам он исповедался и причастился на Рождество Христово. В таких случаях причастнику следует как можно дольше хранить себя в чистоте и воздержании, пребывая в чтении Св.Писания и православных душеполезных книг; пребывая в молитве и других добродетелях. А ваш зять на второй день после причащения св.Таин Христовых нарочито напился, т.е. тяжко согрешил против Тела и Крови Христовых, которые принял при причастии под видом хлеба и вина. О таковых, как ваш зять, апостол Павел говорит следующее: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор.11,27-32).
Именно это, по слову апостола, и произошло с вашим зятем. Не рассуждая Тела и Крови Христовых, принятых им во время причащения под видом хлеба и вина, он тяжко согрешил против них на второй день по причащении. Оттого и постигла его духовно-физическая болезнь (как и апостол говорит: «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»), которую он принял за «белую горячку».
А дальше бес «раскрутил» вашего зятя следующим образом. Используя его гордыню и долголетнее пребывание в атеизме, который есть ни что иное, как сугубая хула на Бога, бесюга внушил ему следующий хульный помысл, который звучит приблизительно так, т.е. так в себе сейчас помышляет ваш зять: «Я, мол, поддался уговорам моих верующих родственников и пошел в церковь, покаялся, причастился, а Бог наслал на меня такие болезни и бедствия. Значит Он меня не любит, а ненавидит и хочет меня погубить. Поэтому больше в церковь я не пойду, чтобы из-за этого не погибнуть».
Вам следует постараться объяснить вашему зятю, что все, как раз, обстоит полностью наоборот. Господь его любит и желает, чтобы он спас свою душу. Ибо Бог «хочет, чтобы все люди (в том числе и ваш зять) спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2,4). Более того, любовь Божия к вашему зятю как раз и выражается в том, что Он не подверг его смерти за тот тяжкий грех, но послал ему искушение в виду болезни, чтобы он вразумился и больше так не грешил. И чтобы за тот тяжкий грех был наказан на земле той временной болезнью, а не был бы наказан за него в потусторонней жизни вечной казнью во аде и геенне! Как и апостол Павел объясняет причину сугубых наказаний христиан на земле: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор.11,32), - когда по смерти перейдём из сей жизни в вечность.
Кроме того, вы можете привести вашему зятю еще один спасительный аргумент. Во время своей «белой горячки» он видел бесов и страшно был ими напуган. Но вы, его близкие, помогли ему, дав ему икону, святую воду, которой он прогнал этих демонов и затем смог уснуть. Но если он не покается, то снова увидит тех же бесов уже после смерти. И тогда ему никто уже помочь не сможет, но эти же самые лютые бесы схватят его душу и повлекут ее в ад на вечные мучения!
Старайтесь это объяснить вашему зятю. Вполне вероятно, что он сначала не будет внимать этим вашим доводам и душеполезным поучениям. Но вы не прекращайте его убеждать и совокупите с этими убеждениями сугубую церковную и свою личную молитву за здравие и спасение вашего зятя. Тогда, возможно, и его покаяние, и возвращение в лоно Православной Церкви.
Что касается той девушки, то тут несколько иная духовная ситуация. Ее действительно постигли страхования бесовские, и вот по какой причине. Из ваших слов очевидно, что, побывав в св.Почаевской ларе, она вознеслась умом и захотела жить, «как все святые». Само по себе последнее - это хорошее намерение. Плохим оно становится тогда, когда возникает под действием гордости. И чтобы отделить одно от другого, т.е. доброе намерение от гордыни, Господь попустил ей впасть в искушение в виде этих самых страхований бесовских. А дальше та девица, по своей крайней неискусности в духовной жизни, впала в искушение и соблазнилась.
А, между прочим, ей бы следовало знать следующее. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), человек есть существо падшее, все мы пали вместе с Адамом в раю. Поэтому наши духовные очи духовно больны, и мы из-за этого не можем видеть духовный мир (мир ангелов и т.д.), который нас окружает. Но по мере духовного преуспеяния в добродетели, духовные очи человека начинают выздоравливать, и он постепенно начинает видеть мир духовный. Но так как человек есть существо падшее, то первым делом он начинает видеть или, по крайней мере, ощущать мир падших духов. Это уже есть определенная степень духовного преуспеяния, что и произошло с той девушкой по причине ее весьма душеполезного паломничества в св.Почаевскую лавру и пламенного желания послужить Богу. Впрочем, этого она не поняла, не поняла, что Бог даровал ей эту некоторую степень духовного преуспеяния!
А ей бы еще следовало знать, что страхования бесовские в той или иной степени терпели все святые, особенно преподобные отцы и матери. И если хочешь быть «как все святые», то и тебе следует научиться терпеть эти страхования врага. Только надо в этом случае поступать так же мужественно, как поступали все святые, особенно преподобные. А что они делали в этом случае? А они не боялись врага! В житиях многих великих святых встречается один и тот же случай, связанный с этими страхованиями, когда бесы в виде разных хищных зверей (львов, тигров, змей, драконов и прочей нечести) то наступали на святых, то отступали от них, стараясь их напугать. На что святые им говорили: «Если вам, бесы, попущено от Бога убить меня, то вот я тут, перед вами. А если не попущено, то что вы меня пугаете, я вас не боюсь!». И после этого все то бесье стандартно исчезало, как дым.
Так надо было поступить и той девице. И заметьте разницу между ее искушением и искушениями святых! Тех пугали страшные звери, а они не боялись, а с той девушкой произошло гораздо меньшее искушение, как вы пишете «чуть она уснет, слышит стуки, шаги, шорохи», - т.е. все гораздо менее страшно. Правда, мешают спать. А вот с преподобным Макарием Великим произошло следующее. Однажды он «на пути зашел в капище и уснул. В капище находились древние языческие трупы. Старец взял один из них и положил его себе под голову, как подушку. Демоны, видя такую его смелость, позавидовали, и, желая устрашить его, кликнули будто женщину, называя ее по имени: такая-то иди с нами в баню! А другой демон из под Макария, как будто мертвец, отвечал им: на мне лежит странник, и не могу идти. Но старец не устрашился, а смело ударил труп и сказал: встань, если можешь; ступай во тьму! - Демоны, услышав сие, громко закричали: победил ты нас! - и со стыдом убежали».
Так и той девушке, надо было проявить мужество, потерпеть страхования бесовские, не бояться их, а если сильно мешали спать, то можно было принимать и снотворное. Тогда бы, не боясь, она поступила бы подобно всем святым. Поскольку же она так не сделала, но испугалась, то пусть смиряется и не возносится, думая, что она будет, «как все святые». И поскольку «святой» из нее не получилось, то пусть приходит в церковь со смирением, в качестве не «святой», а простой прихожанки. В этом качестве бесы ее уже не будут пугать своими страхованиями. Так что пусть не боится вернуться в храм Божий, но со смирением, тогда ее никто пугать уже не будет!
2. Ответ на 1., Лебядкин:
1. Re: Пространный ответ на один аскетический вопрос