Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О неиждиваемости Тела и Крови Христовых

Протоиерей  Игорь  Белов, Русская народная линия

06.10.2014

«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» (Мф.XXVI,26)

Перед Своими страданиями Господь наш Иисус Христос на Тайной вечери преподал апостолам под видом хлеба и вина Свои истинные Тело и Кровь. Это таинство явилось определяющим при установлении Нового Завета(1) и всей последующей исторической жизни Церкви (2). Но может возникнуть вопрос: каким образом Господь, находясь в тот момент в еще непрославленном и тленном Теле (3) (так как установление таинства евхаристии происходило до Крестных Страданий и Светлого Воскресения для удостоверения добровольного характера оных), мог причастить учеников Своим Телом? Как Тело Христово могло одновременно(!) и во всей своей полноте находиться и в Самом Христе, и на руках апостолов? Или как возможно, что во все времена существования Церкви, на всех алтарях находились и находятся истинные Тело и Кровь Христа, а верные в каждой маленькой частице Святых Даров причащаются всей Его телесности и всей Его Крови(4), тогда как Господь вместе с Пречистой Своей Плотью вознесся на небо? Разве Тело Христово бесконечно и не иждивается (не кончается, не истощается) от вкушения? Не преложилось ли оно, таким образом, в само Божество, или не растворилось ли в Божестве, если приобрело такие иррациональные свойства?!

Архимандрит Киприан (Керн) в своей работе «Евхаристия» пишет: «Диакон, войдя в алтарь и став справа от иерея, обращается к нему со словами: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник отвечает: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». В этих словах антиномически исповедуется богословие об Агнце, закланном за грехи мира, и о Его неограниченности временем и местом, о пοстоянности причащения Тела и Крови Христовых во все времена. Этими словами показывается, что несмотря на разделяемость, необходимую для причащения многих, Агнец остается неповрежденным и неделимым. Это непостигаемое для ума свойство евхаристического Жертвоприношения позволяет совершать ежедневно Литургию на многих престолах по лицу вселенной, и Тело Христово остается неповрежденным и неиждиваемым. Это неиссякаемый источник вечной жизни. При этом в причастии подается верующим не какая-то часть Тела Христова, а всецелая Его телесность, и мы причащаемся не части Его пречистого Тела, а именно этой телесности. Мы причащаемся, несмотря на реальное преложение Святых Даров, не реально физическому Телу, страдавшему на Голгофе, а Телу, прославленному и вознесенному на небо, то есть не ограниченному какими-то размерами и местом, а пребывающему в полноте прославленного и преображенного человечества. Весь Христос в интегральности Своего прославленного Тела преподается в наименьшей частице евхаристических Даров всем верующим.»(5).

Неиждиваемость (неистощаемость) Плоти Христовой непосредственно связана с христологическимучением Церкви «об общении свойств» (περιχώρησις). В силу ипостасного соединения в обоих естествах Христа происходит взаимное проникновение энергий этих естеств - тварных и нетварных, соответственно естествам. Святые отцы учат, что «обе природы во Христе, не смешиваясь, обладают некоторой взаимопроникновенностью. Божественные энергии излучаются Божеством Христа и пронизывают Его человечество, отчего оно и обожено с самого момента воплощения; как раскаленное железо становится огнем, и все же остается по своей природе железом. Преображение отчасти открывает апостолам это пылание Божественных энергий, озаряющих человеческую природу Учителя. Это взаимопроникновение двух природ, проникновение Божества в плоть, и, отныне, навсегда приобретенная возможность для плоти проникновения в Божество, называется «перихорезой»(6). «Плоть, не утеряв того, чем обладала, стала Словом, отождествившись со Словом по Ипостаси» (7).

То есть Плоть Христа с момента воплощения полностью и окончательно обожена, но это обожение - не есть приобретение качественно новых свойств чуждых человеческой природе, иначе бы тогда приобретение новых свойств привело бы кутрате самотождественности и изменению самой природы - преложению (изменению) человечества в Божество. Но даже в полном и совершеннейшем обожении Плоть Христа остается тварной человеческой Плотью, не растворяясь в Божестве, но возвышаясь в своих пределах совершенствования, приобретая свойства человеческой природы в состоянии ипостасного соединения, такие как, например, святость, животворность, неиждиваемость.» Обожение не есть ни растворение человечества в Божестве, ни просто образ выражения, но реальное возвышение человечества в его совершенствах через усвоение им Божественных действований вследствие ипостасного соединения.» (8). «Обоженное человечество не преложилось в Божество, но оставшись в своих естественных пределах, восприняло столько совершенств, сколько оно способно вместить.» (9).

Таким образом, неиждеваемость и неограниченность временем и местом (но только границами Церкви, так как Церковь и представляет собой мистическое Тело Христово (10)) - есть предельные свойства человеческого естества в состоянииобожения и ипостасного соединения, но отнюдь не свойства божественного естества, перешедшие на человечество. Вот почему по Его славном телесном Вознесении, Святая Церковь во все времена причащает верных тем же самым Телом Христовым, воплотившимся от Девы, претерпевшим спасительные Страдания и животворную Смерть, славное Воскресение, божественное Вознесение и одесную Бога-Отца седение. Неиждиваемость и неделимость - свойства обоженных Тела и Крови Христа в ипостасном соединении, но так как ипостасное соединение обеих природ во Христе единственное и неповторимое, то один только Христос по Своему человечеству обладает всей полнотой даров Святого Духа (11). Святые же достигают обожения не через ипостасное соединение, ачерез личное усвоение благодати Святого Духа в Церкви Христовой посредством таинств, и только частично, в меру христианского подвига и совершенствования. Обожение святых продолжится и в будущем веке, заключающеесяв непрерывном и бесконечном познании Бога в Его нетварных энергиях, недосягаемым пределом которого является Христос (12).

 

1.   Мф.XXVI,28.

2.   Деян.II,42.

3.   «Одна и та же плоть сама по себе была смертна, по ипостасному же соединению с Богом-Словом - животворна.» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн.3. гл.XVI. О том, что в Господе естество плоти и воля обожествлены).

4.   «Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек» (Послание патриархов восточно-кафолическия церкви о православной вере 1723 г.).

5.   Архимандрит Киприан(Керн). Евхаристия.Отдел второй. Объяснение Литургии. «Раздробление Святого Агнца».

6.   Преподобный Максим Исповедник. Цит. по Лосский В.Н. «Мистическое богословие». Догматическое богословие. Христологическийдогмат. «Путь к истине», Киев, 1991, с.320.

7.   Преподобный Иоанн Дамаскин. Там же.

8.   Флоренский П. Отзыв о сочинении А. Туберовского «Воскресение Христово». Сочинения.т.2. М., 1995. с.213.

9.   Мейендорф И. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.

10.                  Еф.I,22-23; Кол.I,24.

11.                  Ис. XI,1-3.

12.                  1Кор.XIII,12.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 14

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. М.Яблоков : Ответ на 6., vlad7:
2014-11-03 в 13:48

Цитата из арх. Киприана (Керна), якобы подтверждающая идею автора: 'Мы причащаемся, несмотря на реальное преложение Святых Даров, не реально физическому Телу, страдавшему на Голгофе, а Телу, прославленному и вознесенному на небо, то есть не ограниченному какими-то размерами и местом...' - это как? Евтихиане с иконоборцами были правы, что человечество Христа неограниченно, неописуемо? Думаю, что ученик мит. Антония (Храповицкого) не прав вместе с ними.


А митр.Макарий (Булгаков) тоже ученик Храповицкого?

"II. Обожение человеческого естества во Иисусе Христе. Обожение не в том смысле, будто человечество во Христе превратилось в Божество, потеряло свою ограниченность и получило, вместо свойств человеческих, свойства Божеские; а в том, что, быв воспринято Сыном Божиим в единство Его Ипостаси, оно приобщилось Божеству Его, стало едино с Богом Словом, и чрез это приобщение Божеству возвысилось в своих совершенствах до самой высшей, возможной для человечества, степени, не преставая, однакож, быть человечеством." (Макарий (Булгаков), мит. - Православно-догматическое богословие, 2).
http://goo.gl/c4Pb5q
13. М.Яблоков : Ответ на 12., vlad7:
2014-10-12 в 08:26

то надо говорить и о свойстве "всегда ядомости", "раздробляемости", "неразделяемости".


Надо. У архим.Киприана это и сказано. И одним "под видом" здесь никак не обойтись. Это всё - предельные свойства человеческого естества Христа в ипостасном соединении. Свт.Игнатий называет состояние обожения в Царстве Небесном - сверхъестественным - вот об этом и речь.
И "Приносяй и Приносимый" тоже объясняется, только это совсем другая тема.

Вы как считаете, мы вкушаем "мистическое тело Христа", которое есть Церковь, или просто тело Христа пострадавшее, воскресшее, сидящее одесную Отца?


Мы вкушаем не мистическое Тело Христово. Мы вкушаем Тело Христово воплотившееся от Богородицы, страдавшее, погребенное, воскресшее в третий день по Писанию, вознесшееся на небо. По Воскресении же Христос отринул от Своего естества "кожаные ризы", поэтому мы причащаемся Тела Христова без тления плоти и непогрешительных страстей. А причащаясь, становимся сотелесными и единокровными Христу и составляем все вместе единое мистическое Тело Христово - Святую Церковь. Вот так.
12. vlad7 : Ответ на 10., М.Яблоков:
2014-10-11 в 14:33

Создается впечатление, что Вы слушаете только себя... Перечитайте внимательно 7-й комментарий. Там сказано про свойство неописуемости. Скажу только одно, что по воплощении Бог-Слово описуем.Что же касается свойства неиждиваемости, то это не божественное свойство, но человеческое в состоянии обожения и ипостасного соединения, как о.Игорь указал, - возвышение в своих человеческих пределах в результате сообщения ему божественных действований. Это свойство евхаристического Агнца, о чем говорится в молитве чина божественной литургии, или вы эту молитву тоже посчитаете "следствием только безумия и нечестия"?! Что же касается неограниченности временем и местом, то это так и есть. Христос с Телом вознесся на небо, но одновременно это же самое Тело (ни какое-нибудь другое) находится на престоле в храме, и не в одном храме, а во многих, и во все времена истории Церкви. Но это свойство Тела Христова - неограниченность временем и местом - не тоже, что неограниченность как свойство Божества, так как Тело Христово все же ограничено - границами Церкви, что автор верно указал, но Вы почему-то этого тоже предпочли не заметить )

Если говорите о свойстве "неиждиваемости" на основании слов литургии ('раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый...'), то надо говорить и о свойстве "всегда ядомости", "раздробляемости", "неразделяемости". Почему из этого литургийного отрывка выбрана только "неиждиваемость"? А остальные слова чем хуже? В чине литургии есть и слова "Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый...". Надо раскрыть и тему свойств "приносимости", "приемлемости", "раздаваемости"...

Я заметил слова автора про ограниченность тела Христа границами Церкви, просто оставил напоследок эту интересную мысль:)
Вы как считаете, мы вкушаем "мистическое тело Христа", которое есть Церковь, или просто тело Христа пострадавшее, воскресшее, сидящее одесную Отца?
11. М.Яблоков : Ответ на 9., vlad7:
2014-10-11 в 10:09

'Итак, говоря о божестве, мы не приписываем ему тех свойств, которые присущи человечеству... и плоти или человечеству мы не приписываем свойств божества...'.


А кто здесь говорит обратное? ) Обратное означало бы растворение человечества в Божестве, у автора это, кстати, тоже указано.
10. М.Яблоков : Re: О неиждиваемости Тела и Крови Христовых
2014-10-11 в 10:05

Создается впечатление, что Вы слушаете только себя... Перечитайте внимательно 7-й комментарий. Там сказано про свойство неописуемости. Скажу только одно, что по воплощении Бог-Слово описуем.

Что же касается свойства неиждиваемости, то это не божественное свойство, но человеческое в состоянии обожения и ипостасного соединения, как о.Игорь указал, - возвышение в своих человеческих пределах в результате сообщения ему божественных действований. Это свойство евхаристического Агнца, о чем говорится в молитве чина божественной литургии, или вы эту молитву тоже посчитаете "следствием только безумия и нечестия"?!

Что же касается неограниченности временем и местом, то это так и есть. Христос с Телом вознесся на небо, но одновременно это же самое Тело (ни какое-нибудь другое) находится на престоле в храме, и не в одном храме, а во многих, и во все времена истории Церкви. Но это свойство Тела Христова - неограниченность временем и местом - не тоже, что неограниченность как свойство Божества, так как Тело Христово все же ограничено - границами Церкви, что автор верно указал, но Вы почему-то этого тоже предпочли не заметить )
9. vlad7 : Re: О неиждиваемости Тела и Крови Христовых
2014-10-11 в 08:55

Автор пишет: "Таким образом, неиждеваемость и неограниченность временем и местом ...- есть предельные свойства человеческого естества в состоянииобожения и ипостасного соединения...".

Тут можно привести цитату из ТИПВ 1, 13:
"Описуемо то, что обнимается местом, или временем, или пониманием; неописуемо же то, что не обнимается ничем из этого. Следовательно, одно только Божество неописуемо, так как Оно безначально и бесконечно, и все объемлет и никаким пониманием не объемлется. Ибо только одно Оно непостижимо и неограниченно...".

Человечество Христа не является неописуемым, даже после Воскресения и даже несмотря на состояние обожения и ипостасного соединения. Раз автор упомянул про "общение свойств", то вспомним и мы - 'Итак, говоря о божестве, мы не приписываем ему тех свойств, которые присущи человечеству... и плоти или человечеству мы не приписываем свойств божества...'. ТИПВ 3, глава 4 'Об образе взаимного общения свойств'.
8. vlad7 : Ответ на 7., М.Яблоков:
2014-10-11 в 07:39

Где не объясняется? В Послании Восточных Патриархов? Так оно не охватывает всего Православного вероучения, но является только Символической книгой. Учение Церкви об общении свойств естеств есть? - есть. Вот там и объясняется. А чудо отнюдь не отрицается, но понимается и усвояется через веру по блж.Августину. Что касается фразы архим.Кипиана, то, действительно, мы причащаемся Тела Христа без "кожаных риз" - воскресшим Телом Христа. Неограниченность и неописуемость - это свойства божественного естества, а неиждиваемость - свойство человеческого в ипостасном соединении. Так что не вижу здесь никакого иконоборчества или монофизитства.

В этом послании запрещено доискиваться, каким образом происходит пресуществление, что позволило бы понять и каким образом в самой маленькой частице присутствует Христос. Это названо "следствием только безумия и нечестия".
7. М.Яблоков : Ответ на 6., vlad7:
2014-10-10 в 20:43

Где не объясняется? В Послании Восточных Патриархов? Так оно не охватывает всего Православного вероучения, но является только Символической книгой. Учение Церкви об общении свойств естеств есть? - есть. Вот там и объясняется. А чудо отнюдь не отрицается, но понимается и усвояется через веру по блж.Августину.
Что касается фразы архим.Кипиана, то, действительно, мы причащаемся Тела Христа без "кожаных риз" - воскресшим Телом Христа. Неограниченность и неописуемость - это свойства божественного естества, а неиждиваемость - свойство человеческого в ипостасном соединении. Так что не вижу здесь никакого иконоборчества или монофизитства.
6. vlad7 : Ответ на 5., М.Яблоков:
2014-10-10 в 20:03

Это все верно, разумеется, но здесь (в Послании Восточных Патриархов) не объясняется каким образом в каждой самой маленькой Частице находится весь Христос. Это можно объяснить только свойством неиждиваемости.

Если там не объяснено, значит и не надо. Это же чудо.
Цитата из арх. Киприана (Керна), якобы подтверждающая идею автора: 'Мы причащаемся, несмотря на реальное преложение Святых Даров, не реально физическому Телу, страдавшему на Голгофе, а Телу, прославленному и вознесенному на небо, то есть не ограниченному какими-то размерами и местом...' - это как? Евтихиане с иконоборцами были правы, что человечество Христа неограниченно, неописуемо? Думаю, что ученик мит. Антония (Храповицкого) не прав вместе с ними.

В "Двенадцати статьях о пресуществлении" свт. Димитрий Ростовский не объясняет, а приводит аналогию с разбитым зеркалом и в каждом осколке виден целый образ человека, как и в целом зеркале. И другие аналогии.
5. М.Яблоков : Ответ на 4., vlad7:
2014-10-10 в 09:07

Это все верно, разумеется, но здесь (в Послании Восточных Патриархов) не объясняется каким образом в каждой самой маленькой Частице находится весь Христос. Это можно объяснить только свойством неиждиваемости.
4. vlad7 : Ответ на 1., М.Яблоков:
2014-10-09 в 21:31

Можно проще объяснить:если "неиждиваемость" - свойство божественного естества, перешедшее на человеческое, то получается монофизитство - растворение человечества в Божестве. А если "неиждиваемость" - свойство человеческого естества в состоянии обожения в ипостасном соединении с божественным естеством, то Православие.

А можно еще проще: 'Хотя тело и кровь Господа раздробляются в таинстве Причащения и разделяются; но собственно это бывает только с видами хлеба и вина, в которых тело и кровь Христовы и видимы и осязаемы быть могут, а сами в себе они совершенно суть целы и нераздельны'. Православно-догматическое богословие, т.2, стр.400. Митрополит Макарий (Булгаков).

Так и когда происходит пожар в храме - сгорают виды, и мы не говорим о свойстве'несгораемости'.
3. М.Яблоков : Ответ на 2., Т.В.:
2014-10-07 в 17:56

Значит, человеческая природа Христа не была свята с момента воплощения - наверное, из-за поврежденности воспринятой Им природы первородным грехом.)


Типично несторианский комментарий.
Если ваш христос поврежден первородным грехом, то вашему христу понадобится еще другой Христос, который бы искупил вашего христа от первородного греха.
2. Т.В. : Re: О неиждиваемости Тела и Крови Христовых
2014-10-06 в 22:25

Плоть Христа с момента воплощения полностью и окончательно обожена, …Но даже в полном и совершеннейшем обожении Плоть Христа остается тварной человеческой Плотью, не растворяясь в Божестве, но возвышаясь в своих пределах совершенствования, приобретая свойства человеческой природы в состоянии ипостасного соединения, такие как, например, святость, животворность, неиждиваемость.»

.

Противоречие. Значит, человеческая природа Христа не была свята с момента воплощения - наверное, из-за поврежденности воспринятой Им природы первородным грехом.)
1. М.Яблоков : Re: О неиждиваемости Тела и Крови Христовых
2014-10-06 в 10:24

Можно проще объяснить:
если "неиждиваемость" - свойство божественного естества, перешедшее на человеческое, то получается монофизитство - растворение человечества в Божестве. А если "неиждиваемость" - свойство человеческого естества в состоянии обожения в ипостасном соединении с божественным естеством, то Православие.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме