Можно подвести предварительные итоги мероприятий, проведенных в Калининградской области по поводу 100-летия начала Первой мировой войны. В память об этом событии в городе Калининграде был установлен памятник воинам Русской императорской армии. В городе Гусеве были установлены памятник «Штыковая атака», памятник жертвам Первой мировой войны и мемориальная доска в честь командующего 1-й русской армией генерала Ренненкампфа. В посёлке Ульяново установили памятную доску в честь ротмистра Петра Врангеля, ставшего в годы Гражданской войны Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. На берегу озера Виштынец был торжественно открыт памятник 106-му пехотному Уфимскому полку. Таким образом, число памятников, посвященных русской императорской армии периода Первой мировой войны, выросло. Правда, для их подсчёта пальцев на двух руках даже много.
Напомню, что только включенных в официальный реестр памятников германской армии периода первой мировой войны в Калининградской области ещё пару лет назад было тридцать шесть. И их число тоже растёт. Реставрируются они, как положено, за счёт российского бюджета. Так, рядом с посёлком Лермонтово Гусевского района 24 августа была проведена масштабная реконструкция Гумбинен-Гольдапского сражения. К этому событию был капитально отреставрирован памятник германским воинам, находящийся в самом центре посёлка.
Актуальной темой для Калининградской области продолжает оставаться восстановление воинских захоронений периода Первой мировой войны. В своём большинстве они как были в запущенном состоянии, так и остались. Процесс восстановления идёт в основном силами энтузиастов, и здесь наблюдаются неоднозначные явления. «Пятая колонна» под видом благоустройства воинских захоронений активно восстанавливает в Калининградской области памятники воинам германской армии. Я уже неоднократно об этом писал. Например, в прошлом году в статье о восстановлении силами нескольких офицеров и привлеченных ими курсантов Балтийского военно-морского института (БВМИ) памятника германским воинам в посёлке Яблоневка.[1]
Активно работали они и в этом году, готовясь по-своему к 100-летию Гумбинен-Гольдапского сражения. Это сражение состоялось 20 августа 1914 года. Штаб германской 8-й армии находился тогда в городке Норденбург (ныне - посёлок Крылово Правдинского района). Оттуда генерал Притвиц командовал своими корпусами, атаковавшими русскую 1-ю армию. Ну не могла не вспомнить при подготовке к юбилейной дате про столь значимое место наша «пятая колонна»! Как и предполагалось, калининградские почитатели германской армии провели свою памятную акцию. Об этом в заметке «Представители БВМИ приняли участие в акции по облагораживанию воинских захоронений времен Первой мировой войны»[2], помещенной 21 августа на интернет-портале «Янтарный остров», рассказал её руководитель полковник Михаил Урюпин. Приведём текст заметки полностью:
«Впервые после 1945 года, 16 августа 2014 года группа волонтеров, получив соответствующее разрешение, осуществила выезд на границу и навела порядок на мемориале и воинском захоронении времен Первой мировой войны в районе поселка Крылово.
Как известно Восточная Пруссия, после Второй мировой войны была разделена между СССР и Польшей. Линия граница рассекла территорию с её 700-летним укладом буквально «по живому».
По существующим международным нормам, между суверенными государствами создаются так называемые «нейтральные полосы» - территории с особым статусом. Допуск на такие территории имеет особый регламент и поэтому степень сохранности сооружений там несколько выше, чем за их пределами.
Территория кладбища бывшего города Nordenburg (ныне посёлка Крылово Железнодорожного городского поселения Правдинского района Калининградской области) как раз находится на нейтральной полосе. Здесь были похоронены 28 немецких и 13 русских солдат, погибших 100 лет назад в Первой мировой войне. Природа берёт своё и со временем территория мемориала пришла в запустение и заросла растительностью.
Акция по наведению порядка на месте захоронения воинов Первой Мировой войны была проведена под руководством заместителя начальника филиала ВУНЦ ВМФ «ВМА» (БВМИ им. Ф.Ф. Ушакова) по учебной и научной работе полковника М.Урюпина, являющегося одновременно членом региональных отделений Российского военно-исторического общества и Русского географического общества.
Помимо волонтеров - членов Совета по увековечению памяти погибших при защите Отечества при Губернаторе Калининградской области (офицеры БВМИ - капитаны 2 ранга Румачик А.П. и Волков М.А., историки-краеведы Адылов А.А. и Востриков Д.А.), потрудились глава администрации МО «Городское поселение Железнодорожное» И.П. Демко и два военнослужащих с ближайшего пограничного поста Пограничного управления ФСБ РФ по Калининградской области.
Результатом работы волонтеров стал очищенный и преобразившийся мемориал Первой мировой войны, а также подготовленное обращение в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области о постановке его на учет как объекта культурного наследия области...»
Для понимания ситуации полезным будет дополнить этот текст фразой со станицы ВКонтакте Альберта Адылова, участника этой акции: «Сегодня прибрались на мемориале и захоронении (это, по сути, два разных объекта - на небольшом расстоянии друг от друга) в Крылово (бывшем Норденбурге) Железнодорожного городского поселения Правдинского района».[3]
Что можно понять из заметки Урюпина и фразы Адылова? Рядом с посёлком Крылово (бывший Норденбург) находятся на небольшом расстоянии два разных объекта: захоронение русских и германских воинов и мемориал в честь германской армии, связанный, очевидно, с Гумбинен-Гольдапским сражением. Напомню, что здесь 20 августа 1914 года была ставка командующего 8-й германской армией. Три офицера Балтийского военно-морского института (Урюпин, Румачик и Волков) и присоединившиеся к ним Адылов и Востриков «очистили и преобразовали» мемориал германской армии и подготовили обращение в Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области о постановке его на учёт как объекта культурного наследия. Это автоматически подразумевает реставрацию мемориала германской армии за счёт российского бюджета. Вероятно, волонтёры убрали веточки и листики и с воинского захоронения. Но, обратим внимание на слова Адылова, что мемориал и захоронение - объекты разные. И, если бы речь шла только о воинском захоронении (тем более, что на нём кроме 28 немцев похоронены и 13 русских), никаких вопросов бы не возникло (за исключением вопроса о нарушении межправительственного соглашения между Россией и Германией, которым в отношении ухода за захоронениями германских воинов установлена монополия ассоциации «Военные мемориалы»). Но вопрос стоит не о воинском захоронении, а о памятнике доблестной германской армии, которая хотя и оставила поле Гумбинен-Гольдапского сражения, но большие потери русской армии нанесла. Восстанавливают этот мемориал вроде бы российские офицеры. Урюпин ещё и членом регионального отделения РВИО является. Недавно я писал про фальсификацию в пользу Германии ключевых фактов истории Первой мировой войны одним членом РВИО, выходцем из Калининградской области. Чувствуется, что Калининградское региональное отделение РВИО сформировалось из весьма специфических людей, готовых удивить Россию своими взглядами на историю.
Своеобразные убеждения офицеров БВМИ требуют объяснения. Я понимаю ситуацию так: в боевых частях и на кораблях Балтийского флота офицеры заняты боевой подготовкой, участвуют в учениях, реально защищают Родину. Жизненные ориентиры у них чётко определены, а свободного времени на всякие глупости нет. В тылу же, в учебных заведениях ситуация несколько иная. Свободного времени у офицеров гораздо больше, служебные обязанности сформулированы менее жестко: учений, походов, тревог, дежурств практически нет. При этом жизнь в Калининграде предоставляет все возможности для общения с представителями общественности столицы Янтарного края. А среди представителей этой самой общественности в изобилии водятся и русофобы, и сепаратисты. Естественно, калининградские офицеры имеют все возможности подпасть под их идейное влияние.
Понимаю, что меня могут обвинить в сгущении ситуации. Но каждое явление познаётся по его плодам. Предлагаю читателю ознакомиться с вполне официальным документом. Именуется он: «Приказ командующего Балтийским флотом N428 от 15 марта 2013 года. Об учёте военно-мемориальных объектов, исторически связанных с подвигами погибших в ходе боевых действий, при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества». Подписан приказ командующим Балтийским флотом вице-адмиралом Кравчуком. Ознакомимся с его текстом:
«В целях сохранения и увековечения памяти погибших при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, оказании помощи органам местного самоуправления в сохранении и благоустройстве отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества, памяти об объединениях, соединениях и учреждениях, отличившихся при защите Отечества, место боевых действий, вошедших в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 января 1883 года N4293-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить перечень военно-мемориальных объектов (памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений), увековечивающих память погибших и мест боевых действий согласно приложениям N1,2,3,4,5,6,7 к настоящему приказу.
2. Командирам воинских частей установить постоянное взаимодействие с администрациями муниципальных образований по осуществлению и проведению торжественных мероприятий с участием личного состава воинских частей, посвященных чествованию памятных событий военной истории. Оказывать содействие в вопросах сохранения и обустройства отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества...
4. Начальнику Военно-мемориальной службы отдела по работе с личным составом Балтийского флота организовать учёт и своевременную корректуру вновь выявленных военно-мемориальных объектов на подведомственной территории Балтийского флота. Ежегодно подготавливать и вносить соответствующие изменения в настоящий приказ по состоянию на 01 марта текущего года...
8. приказ разослать до отдельной воинской части, корабля 3 ранга включительно».
Приложение N1 к этому приказу содержит «Перечень военно-мемориальных объектов, увековечивающих память русских воинов, погибших в первой Отечественной войне 1812 года и Первой мировой войне 1914-1918 гг. на территории Калининградской области». Можно читать это приложение и радоваться широте взглядов и толерантности командования Балтийского флота. Итак, прямо по пунктам:
«Гвардейский городской округ.
4. Памятник погибшим в годы первой мировой войны в районе посёлка Парненен в 1914 году. Посёлок Красный Яр у дороги рядом с городским кладбищем. Парнинен».
Уточнение: сей памятник поставлен германскими властями в 1920-е годы в память о жителях посёлка Парненен, призванных в германскую армию и погибших в сражениях против Русской императорской армии. На сложенном из булыжника основании установлен большой валун, на плоскости которого выбиты имена погибших и эпитафия на немецком языке: «Aus Parnehnen starben... Fahneneide mit Gott fur Konig und Vaterland der Heldentad in Weltkriege 1914-1918», что можно перевести как «Из Парненена погибшим... присягу с Богом за короля и Отечество в мировой войне 1914-1918».
«Гусевский городской округ.
8. Кладбище русских и немецких солдат, погибших в августе 1914 года. Посёлок Коврово, поселковое кладбище севернее посёлка Новостройка, Зодинелен, Егерсфройде».
Уточнение: Составитель перечня сам на этом кладбище явно не бывал. Это и невозможно. Информация о наличии этого кладбища явно взята из Каталога «История войн XX века в памятниках их участников». Давно установлено, что в этом каталоге по ошибке составителей приведены современные фотографии отнюдь не кладбища у посёлка Коврово, а кладбища бывшего немецкого посёлка Вайденгрунд (Йодцунен), на котором покоится 91 германский воин, погибший в Гумбинен-Гольдапском сражении. Русских воинов на этом захоронении нет. Кладбище же посёлка Коврово сравнено с землей и до сих пор не локализовано. Таким образом, Балтийский флот под видом русско-немецкого кладбища включил в свой перечень военно-мемориальных объектов чисто германское кладбище, на котором покоится 91 германский герой, павший в бою против русских воинов. Зачем включил? Читаем: «В целях сохранения и увековечения памяти погибших при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, оказании помощи органам местного самоуправления в сохранении и благоустройстве отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества...» Защищали германцы своё Отечество от российских войск, теперь Балтийский флот будет сохранять и увековечивать их память...
«Зеленоградский городской округ.
26. Разрушенный памятник, кладбище русских и немецких солдат, павших в 1914-1915 гг. Посёлок Русское, на территории кладбища Гермау».
Уточнение: Где-то в Гермау были действительно были похоронены три немецких и два русских воина, погибших в годы Первой мировой войны. Точное местонахождение их могил не установлено. В память о погибших на территории мемориального кладбища был поставлен в произвольном месте металлический православный крест. Но в приложении к приказу Командующего Балтийским флотом говорится не о этом кресте, а о разрушенном памятнике. Есть такой на мемориальном кладбище посёлка Гермау. Но к Первой мировой это кладбище отношения не имеет. На нём захоронены 3300 воинов Вермахта, погибших в феврале 1945 года. Да, именно там сохранились шесть поврежденных надгробных памятников. Захоронение немецких воинов, погибших при штурме Пиллау (ныне - Балтийск, главная база Балтийского флота) было восстановлено в 1992-1995 гг. ассоциацией «Военные мемориалы» согласно межправительственному соглашению между Россией и Германией. Почему этот объект вошёл в перечень военно-мемориальных объектов, утверждённый приказом командующего Балтийским флотом? Видимо, воины Вермахта тоже защищали своё Отечество от Рабоче-крестьянской красной армии. По сей причине Балтийский флот должен теперь сохранять и увековечивать их память.
«Нестеровский район.
42. Памятник, братская могила погибшим в 1914-1918 гг. Посёлок Невское, в центре посёлка, возле церкви Пиллупенен (Шлосбах)».
Уточнение: братской могилы погибших в 1914-1918 гг. у церкви посёлка Невское нет. Знаю достоверно, так как эта церковь (храм святого Архангела Михаила) является одной из пяти церквей, относящихся к моему приходу. Знаю про этот посёлок всё. Две братские могилы русских и германских воинов, находящиеся на двух кладбищах посёлка (Немецком и Зальцбургском), в перечень не вошли. Реальные могилы защитников Отечества Военно-мемориальная служба Балтийского флота не заметила. Зато под видом братской могилы в перечень военно-мемориальных объектов включен памятник в чистом виде. Памятник германским воинам, уроженцам посёлка Пиллупенен (Шлосбах), погибшим в боях против русской императорской армии в 1914-1918 гг. и против рабоче-крестьянской красной армии в 1941-1945 гг. Эти даты на памятнике и указаны.
Продолжать не стоит. Думаю, что этих нескольких примеров будет вполне достаточно, чтобы уяснить ситуацию на Балтийском флоте с увековечением памяти погибших при защите Отечества. Уж если сам командующий Балтийским флотом... Впрочем, командующий сам эти перечни не сочинял. Он подписал подготовленный кем-то приказ, вряд ли глубоко вдаваясь в содержание всех этих приложений. Из приказа видно (пункт 4), что составлением перечня военно-мемориальных объектов занимается Военно-мемориальная служба отдела по работе с личным составом Балтийского флота. Её возглавляет Олег Бобровский. Что здесь можно добавить? Вряд ли ситуация с учётом воинских захоронений Первой мировой войны изменится на Балтийском флоте в лучшую сторону. Для срочной паспортизации воинских захоронений в областное правительство взяли по срочному контракту Альберта Адылова. Того самого, что с офицерами БВМИ облагораживал к 100-летию Гумбинен-Гольдапского сражения мемориал германской армии в Норденбурге (Крылово). 16 июня Адылов с Бобровским провели в областном правительстве методическое занятие по паспортизации воинских захоронений с уполномоченными сотрудниками администраций районов и поселений. Приглашённые эксперты учили слушателей пользоваться ОБД "Мемориал" по захоронениям Великой Отечественной и объясняли, как применять археологию для выявления захоронений Первой мировой. Таким образом, Бобровский работает теперь вместе с Адыловым. Каких результатов можно ждать? Цели и задачи Адылова понятны. Он и сам их не скрывает. Например, на своей странице ВКонтакте 25 июля Адылов записал: «О хорошем. В процессе работы по паспортизации захоронений удалось сдвинуть одну "смежную" тему: привлечь внимание властей Светлогорска к находящемуся на их территории (возле церкви) памятнику ПМВ. Спасибо начальнику городского отдела культуры Ольге Крыловой за неравнодушие: она провела необходимую разъяснительную работу, и в настоящее время районные депутаты, вроде бы, не против поставить памятник на учёт в будущем году, предусмотрев на это деньги в бюджете».
Памятник этот, конечно, был установлен в честь доблестных германских воинов, уроженцев этого городка, погибших в боях с русской императорской армией. Теперь его поставят на учёт и отреставрируют за счёт бюджета. Не будем удивляться, увидев этот памятник воинам германской армии в приложении к следующему приказу командующего Балтийским флотом о военно-мемориальных объектах. А вот сто с лишним братских могил русских воинов, расположенные на территории Нестеровского района (только Нестеровского, а ведь русские могилы есть и в других районах) Калининградской области оказались не нужны ни офицерам БВМИ, ни военно-мемориальной службе Балтийского флота. Сегодня днём обследовал очередное поле, где было когда-то кладбище. Были на нём похоронены 65 русских и 16 германских воинов. Поле летом бороновали. Лежат на поверхности земли высохшие человеческие кости. Кому они нужны? Сегодня вечером звонит знакомый казак. Натолкнулся в лесу на человеческие кости и обломки бетонного православного креста с косой нижней перекладиной. Посмотрел списки, карты... Точно: здесь были погребены три русских воина. Кому они нужны? Тем, кто заботится о восстановлении памятников и мемориалов германской армии, они оказались не нужны.
[1]http://ruskline.ru/analitika/2013/08/08/rossiya_vpervye_otmetila_den_pamyati_rossijskih_voinov_pogibshih_v_pervoj_mirovoj_vojne/
[2]http://yaostrov.ru/corps/novosti/item/21578-predstaviteli-bvmi-prinyali-uchastie-v-aktsii-po-oblagorazhivaniyu-voinskikh-zakhoronenij-vremen-pervoj-mirovoj-vojny
[3] http://vk.com/id15814981