Как уже заметили читатели, большинство трансгуманистических проектов получили «путевку в жизнь» в конце 50-х - 60-х годах прошлого столетия. Именно тогда, задолго до появления формулы «трансчеловека» FM-2030, была создана эта теория.
Сам термин трансгуманизм впервые использовал в своих трудах сэр Джулиан Хаксли (Джулиан Сорелл Хаксли; англ. Sir Julian Sorell Huxley; 1887(18870622) - 1975 гг.) - английский биолог, эволюционист и гуманист, один из создателей так называемой «Синтетической теории эволюции». Им были написаны работы «На пути к новому гуманизму» (Towards a New Humanism; 1957), «Трансгуманизм. В новые бутылки - новое вино» («Transhumanism» in New Bottles for New Wine; 1957), «Религия без откровения» (Religion Without Revelation, 1957) и многие другие статьи, в которых он обосновывал свой взгляд на неизбежность появления «нового человека».
Дж. Хаксли был также первым президентом Британской гуманистической ассоциации (1963 г.),
вице-президентом (1937-44 гг.) и президентом (1959 -62 гг.) Британского евгенического общества, а также
первым Генеральным
директором ЮНЕСКО (UNESCO - The United Nations
Educational, Scientific and Cultural Organization - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и
культуры; 1946-48 гг.).
В 1946 году он опубликовал статью «ЮНЕСКО: его цель и его философия» (UNESCO: Its Purpose and Philosophy), в которой доказывал, что главной задачей этой международной организации должно стать продвижение идей так называемого Всемирного эволюционного гуманизма, в частности, идеи о необходимости евгенического улучшения человечества. Собственно говоря, сам придуманный им термин «трансгуманизм» являлся для него своего рода маскировкой непопулярного в те годы понятия «евгеника».
Впрочем, далеко не всех людей Хаксли считал достойными «улучшения». Этот гуманист был ярым сторонником ограничения рождаемости, особенно бедных слоев населения.
В 1941 году в одной из своих статей он писал:
«The lowest strata are reproducing too fast. Therefore... they must not have too easy access to relief or hospital treatment lest the removal of the last check on natural selection should make it too easy for children to be produced or to survive; long unemployment should be a ground for sterilisation».
(Huxley J.S. 1947. Man in the modern world. Chatto & Windus, London. Originally published in The uniqueness of Man, 1941)
В переводе приблизительно это звучит так:
«Низшие слои общества слишком быстро размножаются. Поэтому... они не должны иметь слишком легкий доступ к пособиям и лечению в больницах, чтобы отмена этой последней проверки на естественный отбор для детей не сделала их рождение и выживание слишком легким; длительная безработица должна быть основанием для стерилизации».
(Хаксли Дж. 1947. Человек в современном мире . Чатто & Уиндос, Лондон. Первоначально опубликовано в «Уникальность человека», 1941 г.)
http://en.wikipedia.org/wiki/Julian_Huxley
Так что FM-2030 и все последующие теоретики трансгуманизма только развили, популяризировали и претворили в жизнь взгляды первого Генерального директора авторитетной международной организации, вот уже 69 лет занимающейся вопросами образования, науки и культуры. Искусственное размножение, бесполость, «улучшение телесности», в том числе имплантатами, - все это входит в «комплект» теории «гуманистического эволюционирования» человека.
Но не надо думать, что все эти учения появились на пустом месте. Вовсе нет, философские и культурные предпосылки для возникновения «эволюционного гуманизма», ТГ и, в частности, его «бытовых» явлений были созданы достаточно давно, еще в Средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения, а также в XIX веке. Именно тогда были посеяны семена тех «сортов» культуры, которые стали приносить обильные плоды, начиная с середины XX века. А многие из них продолжают «плодоносить» по сию пору.
Сегодня мало кто задумывается об исторических корнях большинства модных течений, незаметно изменяющих облик современного человека. Никто не задается вопросом, откуда вдруг и зачем они возникли. Особенно чужды размышления по этому поводу женщинам. Мы вовсе не стремимся докапываться до сути того, что навязчиво предлагает мода, а просто следуем в ее фарватере. Тем более что для продвижения большинства известных трендов используются мощные техники манипуляции сознанием, отбивающие охоту разбираться в истинном содержании топового продукта.
Только этим порой и можно объяснить бешеную популярность некоторых совершенно абсурдных, противоестественных с точки зрения нормальной человеческой логики, направлений массовой культуры. Я имею в виду, в том числе, и нынешнее странное пристрастие молодежи обоего пола к «бытовой» имплантации, которая заключается в добровольном лишении себя человеческого (богоданного) облика, привнесение в него чего-то чуждого, или, наоборот, уничтожение свойственного ему.
Право на уродство
Прежде чем мы начнем разговор о боди-арте и его разновидностях, замечу, что это очень показательный пример «тайны напоказ».
Для того, чтобы связать повсеместное открытие пирсинг- и тату-салонов, а также моды на роспись ногтей с третьей составляющей в
определении «трансчеловека» (улучшение тела имплантатами), надо знать о самом существовании «бытового» направления в трансгуманизме, наряду с широко декларируемым «высокотехнологическим». А также о таких понятиях как морфологическая и когнитивная свобода.
«Морфологическая свобода определяет право человека сохранять неизменным либо изменять собственное тело так, как он считает нужным. Его желание может быть выражено как в виде обращения за медицинской услугой, так и в виде отказа от таковой. (помните историю возникновения фукамизации и эпидемии отказа от нее в повести «Волны гасят ветер» Стругацких? - Г.П.) Термин, вероятно, впервые был введен философом Максом Мором в статье «Technological Self-Transformation: Expanding Personal Extropy» (1993 г. - Г.П.), где он определил 1 История понятия
морфологическую свободу как «возможность изменять свое тело по собственному желанию посредством таких технологий как хирургия, генная инженерия, нанотехнология и загрузка сознания (это все трансгуманистические термины - Г.П.)». Позже Андрю Сандбергом термин был определён как «расширение права человека на собственное тело, не только на владение им, но и на его изменение по собственному желанию».
Согласно технократу Dale Carrico, политика морфологической свободы подразумевает толерантное отношение к самому широкому разнообразию морфологий тела и образов жизни. Морфологическая свобода - продукт либерального плюрализма, прогрессивного космополитизма, и постгуманистического мультикультурализма, связанный с изменением подходов к оценке медицинской практики - от лечения к средству самоопределения через технологии генной инженерии, протезирования и когнитивные технологии (выделено мной - Г.П.)». http://ru.wikipedia.org/wiki/
Когнитивная свобода, в свою очередь, это логическое продолжение «свободы действий по отношению к своему телу», которое выражается «в обладании полным суверенитетом по отношению к собственному сознанию».
(http://ru.wikipedia.org/wiki)
Другими словами, человек - не являющийся, по мнению сторонников этих теорий, совершенным творением, созданным по образу и подобию Бога, - волен сам решать, насколько он может «расширить» свое сознание с помощью психотропных и других средств и каким должно быть его собственное тело, включая внешний вид, анатомию и физиологию.
Боди-арт (англ. body art - «искусство тела») - это одна из культурных составляющих трансгуманизма. Он возник в самом начале развития авангардного искусства, но, как сказано в Википедии, «получил особое распространение в период постмодернизма, который прибегает к нему как к элементу инсталляций и перформанса; некоторые искусствоведы относят его к акционизму».
В основе авангардной культуры всегда лежит протест - против общепринятых моральных норм, против государственной идеологии, против Церкви. Против всего традиционного, на чем искони строилось человеческое общество. А кто в Библии назван первым противником? -
сатана (ивр. שָׂטָן, сатан - «противник», «клеветник»). Именно он является не только врагом Божиим, но и врагом человеческим и всего того, что создано Творцом. Если же он против человека, то, естественно, и против его души и телесной оболочки. Поэтому осквернение человеческого тела или какой-либо Божией твари есть сатанинское дело (то есть действие, направленное против Божественного Творения). Отсюда, боди-арт - открыто сатанинское направление современного искусства.
Мне могут возразить, что, к примеру, роспись тела, одна из его самых популярных явлений, не может быть осквернением. У татуирования довольно древняя и богатая история - так что же, египетские фараоны или американские индейцы сознательно причиняли себе зло?
Да, история древняя, но если внимательно ее изучить, окажется, что любой рисунок на теле любого человека - будь то охотник маленького африканского племени или тот же фараон, - имел религиозное, ритуальное, идентификационное и т.д. значения. Никто никогда в прошлом не расписывал себя просто так, «для красоты», всегда это имело какой-то смысл.
На сайте Культуролог.Ru в статье, посвященной татуировкам, говорится о том, что «татуировку можно считать своего рода клятвой верности. Человек посвящает себя духу.
Через татуировку дух
получает себе человека навсегда - и пока он носит своё бренное тело на земле, и
после смерти - поскольку, по верованиям многих народов, духовное тело полностью
повторяет тело физическое. Стало быть, татуировка переходит с человеком и в
вечность.
С духами связано и активно практиковавшееся использование татуировки в
медицинских целях. Накалывание на больное место образа или знака того или иного
божества - магическое действие, обязывающее божество помочь больному».
Во многих религиях существует запрет на татуирование. В Ветхом Завете мы читаем: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19, 28). Вторая цитата, которая обычно приводится в подтверждение запрета, из Второзакония: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Втор. 14, 11). Эти слова Господа равно действительны как для иудеев, так и для христиан.
В той же статье на сайте Культуролог.Ru сказано:
«Очень важно, что в обоих случаях запрет сопровождается отсылкой к тому, что евреи народ Божий, и что Бог евреев есть Господь. То есть - к первой заповеди Закона: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 1-3).
Татуировка отвергается именно в силу её мистической значимости. Через татуировку человек связывается с духами, но - не с Богом. Природа татуировки
неизбежно культовая, магическая. И любая цивилизация - будь она светская или основанная на одной из мировых религий, чувствуя этот магизм, пытается его обуздать». http://culturolog.ru
Как утверждают исследователи, славяне в Древней Руси не делали на себе татуировок. В Киевской Руси и затем в России, православной империи, тем более не было обычая клеймить свое тело таким образом. «Наколки», в большинстве своем, являлись характерной приметой криминальных элементов, то есть людей, отверженных обществом, противящихся его законам.
Сейчас многие уверены, что боди-арт, включающий в себя роспись тела, его проколы и другие повреждения «для красоты», не несет в себе, кроме художественного «самовыражения», никакого другого, тем паче сакрального, смысла. Мол, просто это мое тело, и я что хочу, то с ним и делаю (морфологическая свобода в действии). Трансгуманистам очень хочется, чтобы думали именно так. Но давайте, как сейчас любит выражаться наша молодежь, «включим мозг» и посмотрим на «безобидное» искусство без шор, наложенных на наше сознание манипулятивными техниками.
Боль как предмет искусства
В обзорной статье все той же «всезнающей» Википедии сказано, что в боди-арте тело рассматривается «как вещь для манипулирования». Но, по Ожегову, первое значение этого слова - «отдельный предмет, изделие», в философии это «предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью».
То есть здесь человек как бы перестает быть единым целым со своим телом: его существование определяется «морфологической свободой» в отношении телесной оболочки - и «когнитивной свободой» в отношении его сознания. Это, кстати, и означает «распределенная индивидуальность» в известной формуле «трансчеловека» FM-2030. Как видим, «уши» трансгуманизма торчат в этом виде «творчества» очень даже заметно.
«Вещное» отношение к телу человека, тем не менее, распространяется и на него самого в целом: он начинает восприниматься не разумным, живым существом, способным испытывать эмоции, боль от повреждения своей «оболочки», а неким бездушным, бесчувственным манекеном, «художественным объектом», с которым можно поступать, как угодно:
«Боди-арт иногда близок, но не тождественен, ряду явлений, возникших в русле контркультуры: нудизму, садомазохизму, натуризму, панк-культуре, хиппи-культуре, сексуальной революции» (выделено мной - Г.П.).
Начиная с 1960-х годов, боди-арт стал интенсивно развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества (то есть против христианства - Г.П.), как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.
В 1964 году в Вене первые манифестации - вызывающие нудистские акции Гюнтера Брюса и опыты Рудольфа Шварцкоглера, связанные с различными возможностями языка тела. Их американские последователи изучают взаимосвязи поэтического и телесного языка (Вито Аккончи), а также такие ракурсы телесности, как гримаса (Брюс Науман), царапина (Деннис Оппенгейм), порез (Л. Смит), укус (Вито Аккончи)» (выделено мной - Г.П.).
Представители боди-арта использовали своё тело как материал или объект (выделено мной. - Г.П.) творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы, Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает плоть модели, которая умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку».
Давайте здесь остановимся, чтобы перевести дух. Не знаю как вас, но меня, откровенно говоря, мутит от истории этого «искусства».
Художественное творчество, основанное на причинении боли себе или другому - это, согласитесь, античеловеческая патология, психическое отклонение от нормы. Вместе с тем, это логическое следствие «вещного» отношения к человеку-«объекту» - некоего субъекта. Вам не кажется, что где-то в глубине этих садомазохистских практик прослеживается знакомое желание непременно считать кого-то «меньше, чем человек», а себя, «великого художника», - «больше, чем человек»? Вот уж не подозревала, что гитлеровцы, оказывается, были первыми «мастерами» боди-арта! Выходит, доктор Геббельс вместе с рейхсфюрером СС Гиммлером являлись не преступниками, а, наоборот, не понятыми своими современниками талантливыми пропагандистами и предтечами этого вида авангардного искусства. Соответственно этому, Бухенвальд и Освенцим создавались вовсе не как концентрационные лагеря, где истязали людей, а, надо полагать, всего лишь как постоянно действующие «площадки для перформанса» нацистских акционистов...
Что ни говори, боди-арт - это не только проявление культуры трансгуманизма, но и наглядное свидетельство его морали. Точнее, когнитивной свободы от нее.
Но продолжим:
«Роспись самого себя - преодоление самоистязания» и «бесконечно испробованное самоубиение», - так сформулировал крайний мазохистский, но типичный характер экспериментов боди-арта 1960-1970-х годов Гюнтер Брюс, основавший вместе с Отто Мюлем и Германом Ничем Венскую группу «Актионисмус» (Aktionismus, 1964). В том же духе совершали свои акции боди-арт Вито Аккончи, Деннис Оппенгейм, Крис Бёрден, Джина Пина, Марина Абрамович, в России, уже с 1980-х годов, - А. Жигалов и Н. Абалакова (арт-группа «ТОТАРТ»), а с 1990-х годов - О. Кулик, О. Мавроматти, художники школы Ю. Соболева (арт-группа «Запасный выход» Царскосельской «Интерстудио»), Е. Ковылина, Лиза Морозова, М. Перчихина (Мышь)».
Боди-арт включает в себя несколько направлений. Во-первых, боди-пейнтинг (англ. body painting), то есть искусство рисования на теле, и его разновидности: лег-арт - роспись ног, фейс-арт - рисование на лице и нейл-арт - роспись ногтей. На сегодняшний день это самые распространенные виды боди-арта. К боди-пейнтингу относится также менди - роспись тела с использованием хны.
Одним из модных веяний в осквернении тела росписью - по-другому не скажешь, - является разрисовывание животов беременных женщин. Великое таинство - вынашивание нового человека, максимально опошляется. Оголенное лоно - «символ нежности и материнства» (см. «Толковый словарь» Ушакова), - становится всего лишь «удобной выпуклостью» для нанесения различных, порой кощунственных, рисунков, «вещью» для упражнений в сатанинском глумлении над самим понятием Мать.
Мода на «боди-арт беременных животиков», как это называется, показывает, насколько деградировала современная женщина всего за несколько десятилетий под воздействием массированной атаки на ее сознание. Вот уж воистину мы - «слабый пол»...
Вторым, не менее модным, направлением является татуирование. Это полинезийское слово, означающее «метка», в XVIII веке ввел в обиход известный мореплаватель Джеймс Кук.
В современной Европе, кроме обычной татуировки, сейчас вошел в моду косметический татуаж бельма роговицы. В последнее время в той же Европе и Америке большой популярностью стали пользоваться биотатуировки. Для этого внутрикожно вводится инъекция, содержащая люминесцентные бактерии. Спустя неделю бактерии разрастаются, и под кожей можно увидеть узор, причем, поскольку их колонии образуются беспорядочно, у биотатуировки нет определенного рисунка. Каковы отдаленные последствия этого метода для организма, никто пока не знает.
Еще одна модная разновидность тату, о которой необходимо упомянуть, - перманентный макияж. При нем под кожу на небольшую глубину вводится краситель, который позволяет временно изменить ее цвет. Кроме нанесения всевозможных узоров непосредственно на лицо - лоб, веки, щеки, подбородок, - поклонницы боди-арта раскрашивают также и губы в разные цвета, а то и придают им какую-нибудь экстравагантную форму. Словом, стараются изо всех сил доказать всем - и самим себе, в первую очередь, что ради самовыражения и привлекательности они готовы на любые жертвы.
При этом опросы мужчин недвусмысленно свидетельствуют, что только очень немногие своей спутницей жизни хотели бы видеть раскрашенный живой манекен. Ведь, однозначно, такая девушка никогда не будет верной, заботливой женой и матерью, способной обеспечить мужу надежный тыл. В первую очередь, потому, что она «зациклена» на себе, и свою «яркую индивидуальность» («яркую» - это уж точно!) ценит превыше всего - почитайте соответствующие женские форумы. Ее уделом, в большинстве случаев становится цепь кратковременных сексуальных связей,
без надежды на серьезные отношения и счастливую брачную жизнь. Тогда для чего все старания и кому, в конечном итоге, приносят жертвы бедные заложницы моды? Оставим пока этот вопрос без ответа, хотя он далеко не риторический.
Не так давно творцы боди-арта нашли себе новую мишень для «художественных опытов». В моем родном Новосибирске в моду вошли татуировки и роспись тела... братьев наших меньших. Кошки, собаки, даже лошади вынуждены страдать от «завихрений» своих хозяев. Логика тех проста: а что тут такого? Мое животное - моя вещь, что хочу, то и делаю!
Как видим, «вещное» отношение заразно: если тебя использовали как «объект», то и тебе хочется так же поглумиться над чьим-нибудь живым телом, и ты уже даже не осознаешь всю аморальность этого. Тем более, что собака или кошка ничего не смогут возразить, а ощущение своей власти так приятно!
Наследство ацтеков и майя,
или
Гей-культуру - в массы!
Прежде чем перейти к третьему направлению боди-арта, пирсингу, давайте вновь вспомним приметы трансгуманизма: его явления противоречат человеческой природе и направлены на ее изменение или на «улучшение» тела и его «модификацию», в том числе имплантатами.
Роспись тела и его татуирование представляют собой модификацию кожи, внешнего покрова тела. Как мы выяснили, в сакральном смысле это означает «клятву верности» духу и, соответственно, отказ от Бога. Можно сказать и по-другому, более жестко: это есть предание себя навечно во власть дьявола - со всеми вытекающими из этого последствиями как для физической жизни в оскверненном теле, так и для вечной жизни души.
А пирсинг (англ. piercing - «прокол») - это уже непосредственно одна из форм модификаций тела.
Но если даже роспись «телесной оболочки» влечет за собой такие тяжелые духовные последствия, тогда что означает нарочитое повреждение его?..
Только не надо ссылаться на древнюю историю пирсинга. Как уже говорилось, в далеком прошлом люди были гораздо более «продвинутыми» духовно, чем сейчас, и никогда ничего не делали «просто так». Даже такие, казалось бы, традиционные и повсеместные ныне украшения как сережки в ушах и сами проколы ушей и то имели свое значение.
В Книге Бытия (гл. 35, 4) говорится: «И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.]».
А вот другая цитата из Ветхого Завета: «Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой
год отпусти его от себя на свободу; то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею» (Втор. 15, 12-17).
Глубокий сакральный смысл имеют любые проколы тела, в том числе ушей, губ, носа и других его частей. Они практиковались у народов языческой культуры - в Индии, на Среднем Востоке, у африканских племен, а также у ацтеков и майя. Христианской культуре подобные «модификации» не свойственны, поскольку все это связывает человека с миром падших духов, которые, как слуги сатаны, являются такими же врагами рода человеческого, как и он сам. То, что современные любители пирсинга (и любительницы, поскольку женщины и здесь сохраняют «равноправие» с мужчинами) об этом не знают, не имеет значения: «незнание закона не освобождает от ответственности». Тем более что, при желании, можно хотя бы внимательно изучить статью из Википедии по его истории. В ней немало интересного:
«После Второй мировой войны пирсинг снова начал завоевывать популярность, в первую очередь среди представителей гей-субкультуры (выделено мной; помните, ранее упоминалось о способах продвижения идей ТГ в массы? Вот она, первая субкультура, чьей «фишкой» стали «модификации» тела. - Г.П.). В этот период даже проколы ушей считались социально неприемлемыми для женщин, однако, этот относительно приемлемый вид пирсинга снова начал набирать популярность с 1960-х годов. В 1970-х распространение пирсинга усилилось в связи с возникновением панк-движения, члены которого отдавали предпочтение нетрадиционным украшениям, таким как английские булавки, а Факир Мусафар начал популяризовать пирсинг как форму современного примитивизма. Который, в свою очередь, предполагал заимствование различных типов модификаций из других культур, например, практику растягивания тоннелей».
Напомню, все это происходило в период «эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества». То есть именно во время начала практического внедрения антихристианских «бытовых» идей трансгуманизма в массовое сознание и обыденную жизнь.
«Существенное продвижение пирсинга тела в Англии произошло в 1987 году, когда в ходе масштабной операции была арестована группа гомосексуалистов, в которую входил известный мастер по пирсингу Алан Оверсби. Они были обвинены в добровольном садомазохистском поведении, которое продолжалось более 10 лет и включало в себя прокалывание тела. Суд постановил, что декоративный пирсинг нельзя считать нелегальным, однако интимные проколы были поставлены вне закона.
Впоследствии, в 1992 году, была сформирована группа протеста против вынесенного решения. Группа протестующих подала апелляцию в Королевский судный двор, затем в палату лордов и затем в Европейский суд по правам человека в попытках опротестовать обвинения как беспочвенные; попытка оказалась безуспеш-
ной. Несмотря на то, что их последующие попытки опротестовать обвинение также окончились провалом, в 1993 году газета The Times интерпретировала решение суда как «нонсенс нетерпимости» (было бы удивительно, если бы на определенном этапе продвижения идей «модификации» тела не подключились СМИ! - Г.П.).
В 1993 прокалывание пупка было продемонстрировано на церемонии MTV Video Music Awards в категории «видео года» в клипе группы Aerosmith на песню «Cryin'» что привело к высокой активности молодых девушек-фанаток, желавших подражать показанному образу. Согласно Библии пирсинга, вышедшей в 2009 году, это видео стало «той путеводной звездой, которая вдохновила формирование полноценной индустрии услуг по пирсингу».
Культура прокалывания тела получила дополнительный медийный толчок, когда в 2004-м году, во время полуфинала Супер Боул XXXVIII, певица Джанет Джексон оголила левую грудь, продемонстрировав прокол соска. Некоторые профессиональные мастера по пирсингу сообщали о резком росте востребованности бизнеса в связи с широким освещением события в прессе (а вот и «влиятельные вирусоносители», и расширение бизнеса на «проколах» за счет его популяризации - как видим, и здесь все развивалось по обычному сценарию. - Г.П.).
В 2005-м году анкетирование 10 503 жителей Англии в возрасте от 16 лет показало, что примерно 10% (1 049) опрошенных имели проколы, отличные от проколов мочки уха. Среди носителей пирсинга был большой процент женщин в возрасте 16-24 лет (46,2% обладателей пирсинга по данным опросам). Среди наиболее прокалываемых частей тела первое место занимает пупок - 33% опрошенных, следующие по популярности - пирсинг носа и ушей, с 19% и 13% соответственно. Проколы языка и соска зарегистрированы у 9% опрошенных. Прокол брови, губы и гениталий был у 8%, 4% и 2% соответственно. Согласно опросу, среди женщин наибольшей популярностью пользовались проколы брови и соска (выделено мной - Г.П.). Среди мужской аудитории разброс популярности мест прокалывания оказался шире, зарегистрированы проколы соска, брови, уха, языка, носа, губ и гениталий».
По всей вероятности, многие молодые представительницы «слабого пола» в Англии уже не позиционируют себя как будущих матерей, раз решаются на прокол части тела, символизирующую материнство. Можно взглянуть на этот факт и по-другому: прокалывая грудь, женщина символически отрекается от своей основной, детородной, функции, то есть добровольно признает себя бесполой. Что, собственно, от нее и требуется.
Акция художественного каннибализма
Но давайте вновь вернемся к направлениям боди-арта. Большой популярностью в последнее время пользуется шрамирование, или скарификация, скарт (лат. scarifico - «царапаю») - специальное нанесение на тело шрамов от порезов или ожогов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок. Это «искусство» тоже своими корнями уходит вглубь веков. В те давние времена, когда таким образом клеймили
скот и рабов, позднее - преступников.
У Александра Дюма, помнится, в известном романе одна жертва скарификации, не в пример современным женщинам, всю свою недолгую жизнь прятала выжженный рисунок в виде лилии на левом плече. Наверное, живи миледи в наши дни, она бы с гордостью демонстрировала всем свой брэндинг (узор, выжигаемый раскаленной проволокой, современное название клейма).
А еще есть каттинг - вырезание рисунков на теле скальпелем. В зависимости от того, как именно и на какую глубину режут кожу, узор может быть от почти незаметного до объемно-вогнутого - когда ее верхний слой срезается напрочь.
Вы думаете, среди поклонников скарификации мало женщин? Ошибаетесь: в поиске Google по соответствующим запросам почти на всех фото - порезы и клейма, сделанные на женском теле. На сайте http://womanadvice.ru/shramirovanie меня просто умилило окончание статьи по данной теме:
«Прежде чем решится на шрамирование, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». А, решившись на такой шаг, стоит помнить, что шрами-
рование останется на всю жизнь, поэтому важна каждая деталь, выбор рисунка, качество исполнения, последующий уход при заживлении».
Даже не знаю, чего тут больше - глупости или желания «потрафить» «мастерам ножа и клейма», получить гонорар за рекламную статью.
Как видим, под влиянием моды и различных носителей идеи-вируса «бытовой» имплантации, от простого рисования картинок на теле женщины (слава Богу, пока только немногие), - перешли к тому, что нам никогда ранее не было свойственно: к «украшению» своего тела шрамами.
Здесь, как мне кажется, кроется тонкая издевка тех, кто стоит за продвижением этой, во всех смыслах античеловеческой, «моды». Мало надеть на женщину штаны и уравнять в «правах» на них с мужчиной, мало сделать - с ее же помощью - бесплодной, надо еще изуродовать женское тело ее же собственными руками, осквернить его, наложив «вечную клятву верности» дьяволу. И нам не на кого пенять. Потому что мы сами соглашаемся с бесплодностью, бесполостью, сами уродуем себя - в каком-то странном угаре, словно не осознавая, что делаем, полностью подчинившись чьей-то злой воле...
Среди оставшихся видов боди-арта - собственно имплантация (от лат. im - «внутрь» и plantatio - «сажаю»), которая подразумевает вшивание (имплантирование) под кожу различных предметов, например, шариков, а также хирургическое увеличение груди при помощи различных веществ, и модификация тела сама по себе (от лат. modus - «мера, вид, образ» и лат. facio - «делаю»), то есть внесение изменений в структуру тела.
Сюда входят модификации зубов (клыки, пирсинг, стразы); хирургические модификации: обрезание, рассечение языка (сплит), френэктомия, субинцизия, суперинцизия, суперцизия, рассечение пениса, «эльфийские уши», кастрация; а также кратковременные типы модификации: подвешивание, плэй-корсет, плэй-пирсинг.
Все эти типы «бытового улучшения тела имплантатами» свидетельствуют, что современная мода все дальше отходит от украшения истинного облика человека. Но при этом она не совершенствует его тело, как лукаво декларируют трансгуманисты, а уродует его, коверкает, бесчеловечно издевается над ним.
Последним, наиболее примечательным направлением боди-арта является самодемонстрация художника.
Позволю себе маленькое отступление.
Один батюшка рассказывал: как-то раз его работница в храме задумчиво произнесла: «Господи, слово-то какое страшное - демон-страция!..».
Еще более страшное слово - само-демон-страция, то есть, по-другому, выходит, представление себя в образе беса... Возвращаясь к временам не столь отдаленным, хочу отметить, что известные личности в главном храме России занимались именно этой разновидностью боди-арта.
«Музейный» и «гастрономический» «перформансы» этих «художниц» были достаточно освещены в прессе, я не буду о них говорить. Как и о деятельности О. Кулика и галериста М. Гельмана - таких же больших пропагандистов этого направления «искусства тела». Но кое о чем рассказать, думаю, все же необходимо.
Вот несколько примеров «творчества» зарубежных художников-акционистов последней трети XX века:
Крис Бурден (Бёрден; США - Г.П.) чаще всего использовал своё тело как объект для насилия. В «Стрельбе» (1971) Бурден попросил своего друга выстрелить в него таким образом, чтобы слегка задеть руку, в результате художник был серьезно ранен. Большая часть его работ была связана с физическим риском. В «Тихо сквозь ночь» художник медленно продвигался по битому стеклу. Во время «Kunst Kick» (1974) ассистент пинал тело Бурдена, который скатывался на две-три ступеньки вниз по лестнице. Один из наиболее известных перформансов, «Trans-Fixed», был показан им в 1974 на Speedway Avenue в Венеции, Калифорния. Во время этого выступления Бурден лежал лицом вверх на «Фольксвагене Жуке», обе его руки при этом были прибиты таким образом, будто он был распят на автомобиле. Машину вытолкали из гаража, и мотор работал две минуты перед тем, как машину затолкали обратно в гараж.
Группа «Венский Акционизм» (Австрия - Г.П.) была создана в 1965 году Германом Нитшем (Ничем), Отто Мюлем, Гюнтером Брюсом и Рудольфом Шварцкоглером. Они представляли акции, обычно затрагивающих социальные табу (такие как манипуляции с гениталиями).
Марина Абрамович (Югославия - Г.П.) представила «Rhythm O» в 1974 году. Публике была дана инструкция использовать «72 инструмента боли и наслаждения», включая ножи, перья и пистолет. Аудитория резала её, колола, расписывала губной помадой и снимала одежду. Перформанс продолжался шесть часов. Одна из её работ включала танец до изнеможения.
(По материалам соответствующих статей Википедии)
Помню еще один, более поздний, перформанс, правда, связанный с неживым телом, точнее, с его полной имитацией.
30 марта 1998 года акционисты Юрий Шабельников и Юрий Фесенко в Московской галерее наивного искусства «Дар» разместили на столе торт в виде мертвого тела Ленина в натуральную величину и организовали «художественное представление» (от англ. performance - исполнение, представление, выступление) под названием «Мавзолей. Ритуальная модель»: они разрезали «тело» на куски, ели сами и предлагали посетителям выставки, в том числе детям.
Возможно, это не являлось «чистым» боди-артом, но тенденция здесь прослеживается та же: надругательство над телом - своим или чужим, живым или мертвым, желание любым способом унизить через это надругательство человека как образ Божий, выразив тем самым свой протест - осознанный или неосознанный, не суть важно, - не отдельным людям, не обществу, даже не государству, - а Самому Творцу. Протест последователей сатаны.
67. Ответ на 66., Анна де Бейль:
66. Ответ на 63., Алина:
65. Ответ на 64., Алина:
64. Ответ на 61., Анна де Бейль:
63. Ответ на 56., Анна де Бейль:
62. Ответ на 60., Анна де Бейль:
61. Алине
60. Ответ на 59., ерусалимецъ:
59. Анне вдогонку
58. Ответ на 53., Алина: