«Русская народная линия» продолжает серию интервью с правящими архиереями Русской Православной Церкви. Напомним, мы уже беседовали с Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом «Должна быть презумпция благородства, а не низости»; с Митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином «Наша идея - искание правды Божией на земле»; Епископом Южно-Сахалинским и Курильским Тихоном «Здесь наша родная земля...», с епископом Якутским и Ленским Романом «С помощью Божией удалось продолжить начатое нашими великими предшественниками...». Сегодня предлагаем вашему вниманию беседу с епископом Орским и Гайским Иринеем.
- Ваше Преосвященство, в конце 2011 года Вас хиротонисали во епископа Орского и Гайского. Вы возглавили Орскую епархию, образованную одновременно с Вашим избранием во епископа. Епархия молодая, каково ее нынешнее состояние?
- Несомненно, что рукоположение и направление на служение в Оренбуржье - милость Божия. За прошедшие почти три года совместными молитвами и трудами сделано немало - радует, что умножается число храмов и молитвенных домов, совершаются иерейские и диаконские хиротонии, возрастает численность наших прихожан, в храмы потянулась молодежь. Верующие активно участвуют во всех благих начинаниях, как на приходах, так и на уровне епархии в целом. Особая радость - строительство нового женского монастыря, который уже совсем скоро примет своих насельниц. Но, помня о том, что уже сделано, не следует забывать, что предстоит сделать нам намного больше. С Божией помощью, верю, это непременно совершится.
- Управляемая Вами Орская кафедра появилась в ходе процесса разукрупнения епархий и была выделена из состава Оренбургской епархии. Этот процесс инициировал лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который считает, что эта мера приблизит архипастырей к своей пастве. И действительно до 2009 года существовали епархии, размеры которых не позволяли правящим архиереям даже раз в год посетить все приходы. Некоторые приходы правящему архиерею удавалось посетить не более одного раза за все свое управление епархией. Вы стали участником процесса по разукрупнению епархий. Можно ли сказать, что уже сейчас архипастыри стали ближе к народу? К каким положительным последствиям привел этот процесс?
- Я стал свидетелем и участником образования новых епархий. Действительно, архипастыри стали намного ближе к народу, к вверенной им пастве. Явным примером этого является и наша епархия - ведь территория Оренбургской области охватывает более 1000 км, архипастырю Оренбурга физически было невозможно посетить все приходы столь обширной епархии, не было возможности близко общаться с людьми, разделять радости и скорби паствы. С образованием митрополии, выделением новых епархий в ней ситуация изменилась. Так, мне за эти годы удалось не раз посетить все приходы епархии, более двухсот раз в год совершать Божественную литургию, выступать с лекциями в различных аудиториях.
Мы провели немало уроков для воскресных школ в игровой форме, объединивших от семиста до тысячи человек и даже более, как ребят, так и взрослых. Проводились викторины по Новому Завету и другие образовательные мероприятия, организовывались детские лагеря в периоды летних и зимних каникул, делалось и многое другое. Но этим все не ограничивается.
Нами были проведены подростковый Рождественский турнир по хоккею на приз Орской епархии и турнир по футболу среди команд воскресных школ епархии. Два раза проходил кулинарный конкурс среди воспитанников воскресных школ епархии, конкурс рыбной ловли. В день ВДВ провели крестный ход по городу, панихиду по павшим воинам и молебен о здравии военнослужащих десантных войск. А в День Победы верующие уже не впервые принимают участие в торжественном параде, мы идем отдельной колонной со всеми его участниками.
В Орском гуманитарно-технологическом институте, где я преподаю, а также в Гайском медицинском колледже нескольким лучшим студентам назначена архиерейская стипендия. Уже второй год проводятся образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения на базе Орского института. Участие принимают десятки ребят, за лучшие доклады также назначены почетные призы и материальные премии.
Не оставляем без внимания и обездоленных - уже более года в Орске и в других городах ежедневно за счет храмов епархии обеспечиваются питанием более двух сотен бездомных людей.
Все наши успехи свидетельствуют о том, что архиерей и священнослужители стали не просто ближе к народу, а живут одной жизнью с народом, являются единым целым.
- Как явствует из Вашей биографии, после армии Вы несли послушание в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком монастыре, находящемся в приднестровском селе Кицканы. Как раз в то время, в результате распада СССР, в конце 1991 года была образована Приднестровская Молдавская Республика. Обитель оказалась на территории нового государственного образования. После обретения Молдавией независимости произошел конфликт с Приднестровьем, который привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Затронуло ли это противостояние Вас лично и монастырь, в котором Вы окормлялись? Не могли бы Вы поделиться Вашими воспоминаниями? Как монахи отнеслись к конфликту? Была ли возможность у Церкви предотвратить гражданскую войну в Молдавии?
- Да, во время войны я находился на послушании в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком монастыре. И поэтому знаю, что такое настоящее горе и слезы людей потерявших близких и кров, потерявших все, что у них было. В обители в то время каждый день совершался крестный ход и круглосуточно читалась псалтырь. Во время Божественной литургии произносились особые прошения о даровании мира и вразумлении враждующих людей. Верю, что это все способствовало прекращению вооруженного конфликта.
Насельники обители скорбели со всеми, и эта скорбь изливалась в непрестанных молитвах. Церковь делала все возможное, чтобы угасить пламень ненависти. Нынешний митрополит Ташкентский Викентий, тогда епископ Бендерский, и ныне покойный епископ Единецкий Доримедонт, тогда игумен и наместник обители, выступали на радио и на телевидении с призывом о мире. Церковь делала все, что могла, в то время голос архипастырей и священнослужителей Молдавии звучал повсюду.
- Приднестровье является сегодня непризнанным государством. В 2006 году на территории ПМР был проведён референдум, по итогам которого за независимость Приднестровья и её последующее свободное присоединение к России высказались 97 % граждан, принявших участие в референдуме. За отказ от курса на независимость ПМР и последующее вхождение республики в состав Молдавии высказалось 3,4 % граждан, а против такой интеграции высказались 94,6 %. Как Вы оцениваете политические перспективы Приднестровья?
- Увы, не всегда народ решает свою судьбу, нередко ее решают другие. Так было всегда и везде. Будем ждать, что решат сильные мира сего. Думаю, что если бы Молдова не стремилась к Западу, а учитывала интересы всех граждан, в том числе и тех, кто выступает за тесное сотрудничество с Россией, объединение двух берегов было бы возможно.
- Вы окончили Московские духовные школы, пару лет несли послушание помощника благочинного Московской духовной академии и семинарии. Какие воспоминания у Вас сохранились об этом периоде Вашей жизни?
- Это были лучшие годы моей жизни. Конечно, редкий человек не скажет так о своей юности, но я благодарю Господа за то, что Он даровал мне именно такую юность - под покровом Преподобного Сергия. Всегда буду благодарить, что на моем пути встретились такие замечательные наставники как профессор Алексей Ильич Осипов, архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных школ и епископ Тихон Подольский, бывший благочинный Московской духовной академии. Именно он и предложил ректору мою кандидатуру на должность помощника благочинного, а ректор утвердил.
В Академии, конечно, все было полезно для меня как священнослужителя и начинающего руководителя. Здесь всегда существовало и поныне существует академическое братство среди учащихся и среди учащих. В духовной школе особо значимо послушание. И столь же особо важны примеры смирения, а также многих добродетелей. Здесь мы учились не основам знаний о вере, но жизни по ней.
Когда меня назначили помощником благочинного, наши преподаватели подходили ко мне и спрашивали, что им делать: служить, исповедовать, вынимать частички или давать крест по окончании Литургии или акафиста. А видя некоторое смущение - ободряли, говоря, что я назначен Богом на эту должность, это мое послушание, а они должны исполнять послушание свое, которое будет назначено им. На наших наставников равнялись и все мы. Никто не мог отказать, все спешили помогать друг другу. Чувствовалась любовь между всеми.
За ценные советы, за мудрые наставления всегда буду благодарить владыку ректора, его помощников и всех преподавателей семинарии и академии.
- В 2000 году Вас назначили на должность секретаря Молдавской митрополии. По данным переписи 2004 года, 93,3 % населения Молдавии исповедуют Православие. Этот отрадный факт омрачается существованием в республике так называемой «Бессарабской митрополии» Румынской Православной Церкви. Эта неканоническая структура претендует на окормление молдавской паствы. Насколько известно, эта проблема до сих пор не решена. Как Вы видите разрешение этого конфликта? Чем, по Вашему мнению, обусловлен прозелитизм румын на территории Молдавии? Как православное население республики в целом относится к «Бессарабской митрополии»?
- К огромному сожалению, православный народ Молдавии ныне разделен. Есть и те, кто поддерживает существование «Бессарабской митрополии». Патриарх Кирилл делает все возможное, чтобы эта, без преувеличения, рана на теле Молдавии - «Бессарабская митрополия» - исчезла. Как скоро это удастся - никто не знает. Мы верим, что Господь вразумит и объединит всех. Люди устали от конфликтов, они желают, чтобы в Церкви Христовой не было разделений, воцарился долгожданный мир. Сам факт раскола и появление «Бессарабской митрополии» лежит на совести мирских людей, далеких от Церкви, которые стремились использовать ее для слияния и объединения Молдавии с Румынией. Время показало, что эти действия были в корне неверны и своей цели те, кто поддерживал раскол, не достигли.
Сторонники «Бессарабской митрополии» немногочисленны. Благодаря мудрому руководству управляющего Молдавской митрополией митрополита Владимира в стране спокойно, священнослужители и паства хранят верность Русской Церкви и не переходят в ряды Бессарабской митрополии, как этого желали некоторые политики в недавнем прошлом, а также в наше время.
- В 2005 году Вы были назначены советником посла Молдавии в РФ. Как Вы оцениваете нынешние российско-молдавские отношения?
- Ныне руководство Республики Молдова более ориентировано на Запад, на сближение с ЕС. Как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы. Подписав договор с ЕС на государственном уровне, будет необходимо выполнять многочисленные требования Запада, со многими из которых не согласны граждане Молдовы. К таким требованиям относятся, например, легализация однополых браков, «уважение» интересов лиц «нетрадиционной ориентации» и подобные. Несомненно, что верующими подобные действия воспринимаются как аморальные, но их интересы забыты в отличие от интересов упомянутых выше лиц...
Если руководство Республики Молдова так и не обратит внимания на то, что многие ее граждане не от хорошей жизни покинули свои дома и должны работать в России, и все-таки допустит войска НАТО на свою территорию, то и отношение России к Молдавии будет, соответственно, не самым теплым. Пока Россия находится в ожидании того, как будут развиваться отношения с Западом, и решения будут приниматься, исходя из сложившейся ситуации. Россия дает возможность Молдавии самой определить свое будущее. Сегодня отношения наших стран можно охарактеризовать как вполне стабильные, доброжелательные, а какими они будут завтра - зависит от правительства Республики Молдова.
- В заключение нашей беседы хотели бы попросить Вас, Ваше Преосвященство, сказать напутственное слово читателям «Русской народной линии».
- Желаю процветания и духовного роста России - от сильной России зависит не только благополучие ее граждан, но и будущее православных верующих во многих странах. Духовно крепкая Россия всегда протянет руку помощи тем, кто в ней нуждается, и все более погрязающий во грехах Запад - здесь не исключение. Господь милостив, мы верим, Он не оставит ищущих и уповающих на Него.