История, которой так свойственно повторяться, решила подтвердить это свое умение в нынешнем Киеве, твердо решившим (после выборов нового головы) стать новой европейской столицей, хотя и со старыми смыслами.
Увы, пока решительно новым остается особое социально-политическое поселение в самом центре города, имеющее в своем распоряжении импровизированные хижины, плодоносные овощные грядки и вполне боевые автоматы Калашникова. А вот все остальное, притворяющееся новым, явно уже имело свои проявления в истории. Например, многовластие, характеризующее Киев периода революции 1917 года и гражданской войны.
Тогда тоже уживались и верили в свою уникальность Советы рабочих и крестьян, эмиссары Временного правительства и Центральная рада. Теперь в Киеве есть «всенародный мэр», хозяин и благодетель, но есть и «всенародный майдан», уже поставивший благодетеля и его электорат на место. Лишь по той причине, что «майдан будет лучшим средством контроля власти и защиты Киева от сепаратизма».
А о новом порядке высказался небезызвестный Андрей Парубий: «Нам важно показать, что когда Киев под контролем Майдана, то в Киеве будет порядок такой, которого не было никогда».
Но вот до наведения самого порядка, даже в буквальном смысле, пока еще очень далеко. Он ведь для начала должен сформироваться в головах. А что за новый порядок в голове, пардон за тавтологию, нового городского головы, испытывавшего ее на прочность в сотнях боксерских поединках, можно только догадываться. Как шутят остряки с Подола: «Глава крепка и мысли наши быстры».
Одной из таких новых и быстрых мыслей новоизбранный голова поделился вслух на прошедшем в столице чемпионате дворового футбола среди детей и подростков памяти Валерия Лобановского. Начать свое киевское царствование Виталий Первый решил с переименований, что называется «прямо по месту»: Петровскую аллею (простирается от улицы Михаила Грушевского до Парковой дороги) сделать аллеей Лобановского.
Боксерская логика проста: если эта аллея находится возле Республиканского стадиона имени В. Лобановского, то она просто обязана стать аллей Лобановского, которого голова Кличко обожал с детства и который «объединил вокруг своей идеи не только команду, но и миллионы болельщиков».
Все, что касается гениального тренера и удивительного футболиста, - верно, только вот улицу-то зачем трогать? Тем паче эту и в этом году?
Решение о создании Петровской аллеи было принято в 1902 году. Дабы связать Александровскую улицу с террасой днепровского склона, которую планировалось использовать для катания в пролетках, экипажах и автомобилях - распространенного тогда вида развлечений. Для этого понадобились продолжительные инженерные работы - прорезать выступ Печерских холмов в районе Шато-де-Флёр. Строительство завершили ровно 105 лет назад, летом 1909 года, аккурат к празднованиям 200-летнего юбилея Полтавской битвы.
Потому тогда ни у кого не возникло вопросов относительно названия новой коммуникации. Именно Петр Первый, готовясь к отражению шведского натиска, сделал очень много для возведения Печерских укреплений и защиты города. В Киев он прибыл и после победы под Полтавой. Улицу построили и дали ей имя Петра.
Несколько позже Городская дума Киева обратилась к инженеру Евгению Патону с просьбой спроектировать дальнейшую развязку. Решение приняли, склон был прорезан до конца, а над ним перекинут Парковый мост.
Через сто пять лет, в год 305-й годовщины победы над шведами, Петровскую аллею решили переименовать в соответствии с понятиями «нового порядка». Кстати во время минувшего «нового орднунга» (Neu Оrdnung), в 1942-1943 годах, эта улица была аллеей Бенито Муссолини...
Валерий Лобановский, без всякого сомнения, человек великий, достойно именем его называть проспекты и магистрали. Только вот оправдал ли бы он новые инициативы «нового порядка»?
Впервые опубликовано на сайте Одна Родина