В связи с углубляющимся кризисом на Украине в страну прибыли, как известно, представители нескольких миссий ОБСЕ. 21 апреля мне довелось беседовать с работающими на долгосрочной основе (long-term) наблюдателями миссии ОБСЕ по мониторингу досрочных президентских выборов 2014 года Anthony Robinson (Великобритания) и Lester Margosian (США).
Интересующий моих собеседников круг вопросов был чрезвычайно разнообразен. Сложилось впечатление, что миссия занята серьезной аналитической работой. Ключевым направлением беседы стало положение русских и русскоязычных граждан Украины в период после киевского майдана, а также степень, интересы и перспективы участия русских в майских выборах нового президента.
Наша беседа проходила в Полтаве. Моим собеседникам пришлось выслушать небольшую лекцию о ценностях Русского мира Украины - историю Полтавской победы Петра Великого, рассказ о героизме русского генерала Паскевича, об уникальности русского писателя Гоголя, уроженца Полтавской губернии Российской империи. Гости не скрывали удивления отсутствием в образовательной системе Украины альтернативных взглядов на историю. В их странах, по их словам, такое невозможно.
Чрезвычайный интерес американского и английского наблюдателей миссии вызвал рассказ о видах деятельности русских организаций, которые, как они выяснили для себя, не готовят переворотов и не выращивают диверсантов, а работают с культурологической и правозащитной тематикой. Правозащитная деятельность интересовала моих собеседников особенно, как и примеры нарушений прав русских и русскоязычных в последнее время.
Примеров таких много - от бытовых скандалов на почве использования «языка оккупантов» в транспорте и местах торговли до избиения священника, отказавшегося повторять бандеровский лозунг «Слава Украине - героям слава!». А еще - прямые угрозы жизни и здоровью, травля на интернет-форумах, слежка со стороны украинских спецслужб, осквернение памятников, участившиеся марши ультрарадикалов, скандирующих «Москалей на ножи!».
Как трактовать подобные действия в свете приближающихся президентских выборов на Украине? С моей точки зрения, однозначно - как нарушение избирательных прав граждан.
Интересовал представителей ОБСЕ введённый с 17 апреля запрет въезда на Украину из России мужчин в возрасте от 16 до 60 лет, его возможные последствия и оценки этого запрета русским населением.
Собственно, вопросы избирательной кампании и «русского выбора» были главным предметом обсуждения. Детальность вопросов, которые задавали представители миссии ОБСЕ, говорила об их неподдельном интересе.
Обсуждали кандидатов, вызывающих резкое отторжение русских по причине их неискоренимой русофобии. Это Тягнибок, Ляшко, Ярош. Наблюдателей миссии ОБСЕ весьма удивило присутствие в этом списке Юлии Тимошенко, поэтому пришлось рассказать им о ее высказываниях насчёт уничтожения миллионов русских Украины атомным оружием. Поразительно, но ни американец, ни англичанин об этом не слышали...
Гости были также удивлены, когда на вопрос, за кого будут голосовать русские, если во втором туре президентских выборов столкнутся Порошенко и Тимошенко, они получили ответ - ни за кого. Хотелось дополнить ответ русской поговоркой «Хрен редьки не слаще!», но я решил переводчика не перегружать.
Несколько смутило наблюдателей и прямое отторжение русским электоратом представителей Партии регионов. Прозвучал вопрос: «Значит, у русских нет приоритетных кандидатов?» Ответ на этот вопрос был утвердительным.
Разумеется, мне задавались вопросы о возможности предоставления русскому языку статуса второго государственного и о федерализации как шансе сохранения Украинского государства. Однако говорить о новом статусе русского языка в стране, где парламент набит ненавистниками всего русского, фарионами и тягнибоками, не приходится. Как и о федерализации, превращенной нынешними киевскими властями в рычаг управления психическим состоянием народных масс. Кстати, эти утверждения были восприняты моими собеседниками с пониманием, как с пониманием отнеслись они и к утверждению о недоверии русских к новому киевскому режиму.
Исписанные Anthony Robinson и Lester Margosian толстые блокноты, внимание к информации, которая им сообщалась, масса задаваемых перекрестных вопросов определённо указывали - люди прибыли на Украину работать по-настоящему. Цели и возможные результаты этой работы пока непонятны. Одно ясно: Европа и США впервые так внимательно занялись русскими Украины. И это один из результатов того, что на Юго-Востоке зовут «русской весной».
Впервые опубликовано на сайте Одна Родина