13-14 марта состоялось первое выездное
заседание МОО «Русское Собрание» в городе Калязине Тверской области, где был
проведен ряд целевых мероприятий, одно из них -
круглый стол на тему «Современные угрозы русскому народу. Взгляд из
провинции». Публикуем один из докладов.
***
Наука рассматривает народы в качестве объектов исследования. И это справедливо. Изучаются их язык, культура (в самом широком смысле этого слова), история. В прежние времена этносы жили относительно изолированно друг от друга, что позволяло им свободно и естественно, по своим внутренним законам, развиваться.
Современность бросает народам Земли вызов в виде тотальной глобализации, которая влечет за собой нивелировку национального самосознания, грубое навязывание интернациональной, пошленькой поп-культуры, что приводит к всеобъемлющему вавилонскому смешению, и в конечном итоге - к культурно-нравственной деградации населения Земли. Поэтому для сохранения и развития культурной идентичности поглощаемым Вавилоном народам как воздух необходима стратегия национального строительства.
1.
Существует документ под названием "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", подписанный Президентом РФ 19.12.2012. В нем имеются положительные и отрицательные стороны. Положительным следует признать, например, утверждение из 11-го пункта: «Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ».
Отрицательным является непризнание за русским народом системообразующего начала в современности. Среди перечисленных в 5-м пункте основных вопросов государственной национальной политики ни разу не упомянут русский народ. В качестве же первой основной задачи обозначено «сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности». В качестве второй - «обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств». В качестве третьей - «создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе».
Никто не ставит под сомнение важности указанных здесь задач, однако совершенно понятно: без поддержания и развития русского народа, обезпечивающего традиционный вектор развития, примиряющего и сглаживающего национальные противоречия, Российское государство будет разваливаться.
Далее, перед документом ставится не вполне понятная задача, зафиксированная в 8-м пункте: «Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей)».
Что такое «многонациональный народ»? Дабы присутствующая здесь смысловая тавтология выглядела более выпукло, употребим словосочетание «многонациональная нация» или «многонародный народ». Это что? Механическая смесь разных народов, разных культур, без доминанты? Почему не указано основание единства в современных условиях? Почему определяющее значение русского народа не перенесено из прошлого в настоящее? На деле данная стратегия может привести не к единству, а к дезинтеграции.
Для чего нужно подменять понятие гражданства понятием нации, вводя маловразумительный термин «многонационального народа»? Для общегосударственного патриотизма вполне достаточно общей гражданственности. Вспомним почтенную древность. Апостол Павел, еврей из колена Вениаминова, с величайшим пиететом относился к своему римскому гражданству, предпочитая более справедливый гражданский суд Рима такому национальному еврейскому институту, как Синедрион.
В своей знаменитой Валдайской речи В.В.Путин заявил именно о решающем значении гражданственности: «идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны».
Здесь же наш Президент конкретизирует основы этого единства, назвав Россию «государством-цивилизацией, скреплённой русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью».
Российское гражданство, как в древности - римское, должно созидаться на русской традиции государственного строительства. Вместо прописанной в уже цитировавшемся в 5-м, а также - в 17-м пунктах документа химерической «духовной» общности, напрямую отсылающей нас к религии, связующим граждан «цементом» должна быть признаваема культурная общность, т.е. русская культура, стержнем которой является Православие. Таким образом, русская культура становится ненавязчивым (это очень важно) проводником облагодатствованных начал жизни для всех граждан России.
Народы складываются веками, а не сиюминутным росчерком пера чиновников. Предположим, я, как гражданин России, являюсь частью «многонационального российского народа». Если же приму гражданство, например, Казахстана, я автоматически исключаюсь из «российской нации», становясь частью многонациональной «казахстанской нации»? Действительно, не смешно ли это: подменять нацией гражданство? Это значит менять нацию как перчатки? Все это как-то сродни изощренному блуду.
Вся словесная эквилибристика с «многонациональными нациями» приводит к сомнениям: может быть, это нужно для того, чтобы народы Земли стали «иванами, не помнящими родства», дабы тем удобнее быть встроенными в глобальное сверхгосударство?
Указанный в разбираемом документе подход очень сильно напоминает учение о многонациональном советском народе с его антинаучным игнорированием значения русского народа как государствообразующего. Это порочное учение, ставшее одной из основ государственной идеологии, способствовало скорейшему распаду СССР. О порочности использовавшегося в советское время подхода к национальному строительству хорошо сказал еще в конце XIX века Л.А.Тихомиров: «Никогда, никакими благодеяниями подчиненным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы - нельзя обеспечить единства государства, если ослабевает сила основного племени. Поддержание его должно составлять главный предмет заботливости разумной политики... Общественный и национальный деятель, забывающий первенствующее значение национальной силы, способной заставить осуществить его планы - в политическом деле способен лишь вести государство к разрушению. Без силы - нет ни политики, ни культуры, потому что нет и самой жизни. Но обеспечив себя со стороны силы, то есть поддерживая мощь основного племени - политика засим должна развивать все средства культурного единения всех народностей государства.» ( Тихомиров Л.А. «Монархическая государственность».Цит. по: Митрополит Иоанн Снычев. «Русская симфония». С.-Пб. «Царское дело», 2001. С. 423-424).
Выше названный государственный документ не может удовлетворительно ответить на исторический вызов, поставленный перед русским народом. Своей волей к жизни, волей к национальному и государственному строительству русский народ должен явить в современных условиях подвижки к самоорганизации. Неисповедимым Божиим промыслом начало этому положено сейчас в Крыму, где в свое время принял святое крещение Креститель Руси.
2.
Прежде, чем говорить о русском национальном строительстве, нужно определиться, что есть русский народ. Предложу свое видение, представленное мною в докладе на конференции, проходившей 6 октября 2011 г. в С.-Петербурге и посвященной вопросу русской идентичности в XXI веке.
Тогда мною было предложено рабочее определение Русского народа, применительно к современности. Оно звучит так:
Русский народ - естественно, органически составившаяся в соответствии с божественным домостроительством нашего спасения во времени, а именно, в X-XI веках от Рождества Христова и продолжающая существовать в вечности, общность людей, объединенная происхождением и общей историей, Православной верой, русским и (употребляемым для молитвы) церковно-славянским языком, приверженностью к монархической форме правления, русской православной культурой и своей исторической территорией. Предлагаемое для употребления в XXI веке определение Русского народа по всем пунктам повторяет то определение, что было применимо, к веку XI-му. В этом пронесенном через десять веков постоянстве - залог успеха в будущем, ибо немного на земле таких народов, которые веками бы не меняли своей внутренней психологической конституции».
В представленном определении под общностью происхождения следует понимать не столько кровное, сколько духовное родство. Ведь история дает нам немало примеров подвижнического служения русскому делу людей вовсе не славянской крови, равно как и немало примеров чистокровно русских предателей.
Следует также уделить внимание положению о русском языке. Предлагается толковать русский язык шире, чем его обычно сейчас толкуют, а именно, как совокупность белорусского, малороссийского и великорусского наречий, из которых традиционно общим является московский великорусский говор.
Отождествление со своим народом, а оно должно быть вполне определенным, а не только инстинктивным (для чего и необходимо определение) дает человеку новые силы, новое творческое вдохновение. Определенность дисциплинирует человека, и, выбрав верное направление своего движения, развития, он может достигнуть многого.
Таким образом, перед каждым из нас стоит задача еще дорасти до высокого звания представителя русского народа. Кто может сказать о себе, что он в совершенстве православен? Кто может сказать, что его ум проникнут русской правовой культурой? Кто может сказать, что его семейная жизнь полностью соответствует святорусскими идеалами? Подобное может сказать о себе только фарисей.
Продолжим цитацию выше упомянутого доклада: Чем коллектив отличается от толпы? Тем, что у него есть общее дело и соответствующая ему организация. А народ выше, чем коллектив. Это живой организм, проникнутый единым духом.
У нации есть единое великое дело - построение собственного дома, т.е. своего государства - не по обще-типовому, повсюду насаждаемому либерально- демократическому проекту, а такого, в котором жить будет уютно и обороняться удобно именно этому конкретному народу, равно как и тех народов, что связали с ним свою историческую судьбу, признав за ним первенство.
В этом случае как раз вырисовывается гражданская общность, основанная на общей культуре в самом широком смысле этого слова. Отдельные элементы этой общности связаны между собой органически, а не механически, что имеет в виду так называемый мультикультурализм. При господстве последнего наблюдается деградация национального самосознания, конечными продуктами которой выступают: на одном полюсе - хаотичная толпа «общечеловеков», на другом - радикальные группы, в которых национальное чувство становится тождественным ксенофобии.
3.
В ХХ веке советскими властями насаждалось искусственное разделение русского народа. При этом русскими стали называть лишь великороссов, не распространяя этого имени на малороссов, белорусов, закарпатских русинов. Между тем, русский народ есть общность всех указанных народностей. И перед нами стоит сложнейшая задача преодоления искусственно внесенных разделений.
Выпестованная в XIX веке на территории Австрийской империи идея украинства принесла в начале XXI века плоды подлинного украинского нацизма, вдохновляемого религиозными лидерами. Его источник - дремучее невежество и религия ненависти, прикрывающаяся христианской внешностью.
Опыт украинства сейчас широко используется в Белоруссии под покровительством набирающей там силу Папской церкви. Он может быть использован и в любом регионе Российской Федерации - на Дону, в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке - где угодно. Если населению постоянно внушать мысль об его отдельности от остального русского народа, об его исключительности, оно станет исповедовать разрушительную идеологию украинства.
Поэтому важнейшая задача национальной русской мысли - нанести этой разрушительной идеологии сокрушительный удар. Момент для этого как нельзя более благоприятный - потому что становится все очевидней: высшей точкой развития украинства стал укро-нацизм. Пораженных бациллами украинства русских людей нужно возвращать на исторический путь Святой Руси.
4.
Уничтожая заразу украинства, следует одновременно настойчиво развивать здоровое русское национальное самосознание. Это задача Церкви, семьи, школы, детских кружков и секций, высших учебных заведений, армии. Работа ведется, но недостаточно скоординировано. Уже многие государственные деятели понимают: если мы не хотим увидеть нездоровых проявлений национального чувства, если мы не хотим увидеть в Москве повторения Киевского Майдана, следует возделывать национальный дух, дабы он был не диким, но окультуренным.
Великорусская провинция в настоящее время находится зачастую, увы, в плачевном состоянии. Мы имеем множество экономически депрессивных районов. Когда человек с детства видит вокруг себя руины Божиих храмов, заброшенные поля, заводы и фермы, он привыкает к депрессивной психологии, привыкает к образу мыслей представителя народа, побежденного в войне. Почему после Великой Отечественной войны хозяйственная разруха была преодолена в считанные годы, а сейчас она стала привычным фоном нашей жизни?
Потому что русские по факту - до сих пор побежденный в Холодной войне народ. Нам всем необходимо национальное воскресение. Верховная власть этому сейчас противиться не будет - скорее она будет это приветствовать. Ведь необходимым условием культурной экспансии является укорененность в своей традиции, глубинность духовного сознания.
Нужно брать пример с Крыма и смелее устанавливать вокруг себя русские нормы жизни. И одним из координаторов указанного начинания вполне может стать Русское собрание.
1. Национальное воскресение...