«Русская народная линия» продолжает серию интервью с правящими архиереями Русской Православной Церкви. Напомним, мы уже беседовали с Постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом «Должна быть презумпция благородства, а не низости»; с Митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином «Наша идея - искание правды Божией на земле»; Епископом Южно-Сахалинским и Курильским Тихоном «Здесь наша родная земля...».
Сегодня предлагаем вниманию читателей интервью для «Русской народной линии» епископа Якутского и Ленского Романа.
***
«Русская народная линия»: Ваше Преосвященство, прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за то, что Вы согласились дать интервью нашему порталу. Интернет сегодня становится все более заметной сферой информационного присутствия Русской Православной Церкви...
Два с половиной года назад Вы возглавили самую территориально крупную епархию Русской Православной Церкви. Мы знаем, что Вам за это время уже немало удалось сделать. Какие изменения произошли в епархии с того момента, когда Вы взошли на Якутскую кафедру? Сколько сегодня в епархии монастырей и храмов, монашествующих и клириков?
Владыка: Столкновение с чем-либо, описываемым в превосходной степени (например, крупнейший, величайший, важнейший, опаснейший и т.п.) всегда накладывает на тебя, встречающегося с этим «превосходным» явлением, особую ответственность: ты соприкасаешься с чем-то принципиально большим, чем ты сам. Якутская епархия находится на территории Республики Саха (Якутия), занимающей площадь более 3-х миллионов квадратных километров. Это сопоставимо с территорией Индии или пяти Франций. Особый регион и особая епархия, и не только по географическому или экономическому принципу. Это еще и место особого подвига великих подвижников христианской веры, таких, как святитель Иннокентий, митрополит Московский, Просветитель Сибири и Америки, или многие тысячи неявленных миру подвижников пострадавших в бескрайней Якутии в годы гонений XX века.
С этой точки зрения и отношения к исторической перспективе, за три года невозможно говорить о каких-либо своих заслугах или успехах. Но с помощью Божией, удалось сделать несколько чрезвычайно важных шагов по продолжению начатого нашими великими предшественниками. Так, нашей епархией осуществлен полный перевод Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста на якутский язык, издан совместно с Институтом перевода Библии обновленный перевод на якутский язык Библии для детей, также переведен на якутский язык учебник, входящий в православный модуль ОРКСЭ, возобновлено издание Якутских епархиальных ведомостей. Также в 2013 году увидело свет уникальное издание - книга для чтения по истории Православия в Якутии «На Север сквозь века», которое одобрено министерством образования республики Саха (Якутия).
Историческим событием стало возрождение по решению Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода нашей Церкви Якутской духовной семинарии, отметившей в этом году 155-летие со дня основания. Появляются новые храмы, приходы, клирики и монашествующие. Особым знаком милости Божией к нашей земле стало открытие в октябре 2013 года Спасского мужского монастыря г. Якутска, бывшего некогда старейшим монастырем всего Дальнего Востока и форпостом православной миссии, также отметившим в 2013 г. со дня основания 350-летие.
В настоящий момент епархия насчитывает 2 монастыря, 1 подворье, 67 приходов, 60 клириков. Ведется строительство 16 храмов и более 15 часовен. Но полагаю, что это только начало трудного пути возрождения.
РНЛ: Вам приходится совершать свое служение в географически и климатически непростом регионе. В епархии много удаленных и труднодоступных мест. Как совершается окормление верующих в этих местах? Помогает ли Вам местная власть?
Владыка: Действительно, Якутия один из самых трудных регионов нашей страны с точки зрения доступности и климатического фактора. Ввиду своей обширности Якутия находится в границах сразу трех часовых поясов (UTC +10, +11, 12) и чрезвычайно разнообразна географически и климатически.
Сейчас ситуация в целом выравнивается и большинство приходов имеют и храмовое здание, и постоянно окормляющего общину священника. Даже в тех приходах, которые по объективным причинам не могут пока иметь постоянного священника, богослужения совершаются не реже одного раза в месяц.
Транспорт действительно является для нас одной из наибольших статей расходов. Посему без помощи неравнодушных людей и понимания различных официальных лиц на местах бывает сложно. Но с Божией помощи все удается.
Показателем соработничества епархии и светской власти республики явилось возвращение церкви древнейшего в Якутске Троицкого собора, в котором до недавнего прошлого располагался театр эстрады.
РНЛ: Сегодня большое внимание уделяется Церковью выстраиванию церковно-государственных отношений. Святейший Патриарх Кирилл и Президент России Владимир Владимирович Путин показывают пример, какими должны быть отношения между двумя ветвями власти. Как строятся церковно-государственные отношения в Якутии? Как Вы оцениваете нынешний уровень взаимодействия с представителями исполнительной и законодательной власти республики? Как складываются у епархии отношения с представителями силовых структур?
Владыка: На протяжении всей истории Церкви, начиная от Самого Спасителя, вопрос взаимоотношений с государством и властью остается одним из самых сложных. Сейчас, слава Богу, мы живем в благоприятное время, церковно-государственные отношения в Якутии я оцениваю как добрые и позитивные. Думается, что у нас конструктивный диалог. Многие инициативы Церкви в Якутии, не были бы столь успешны без поддержки властей как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.
С большинством силовых структур у нас заключены особые соглашения о сотрудничестве. Ввиду особой сложности деятельности подобных организаций, их контингент и сотрудники, стоящие на страже общественного и гражданского порядка, нуждаются в особой духовной заботе и окормлении.
РНЛ: Исторически в Якутии сильно язычество. Какова сегодня численность людей, придерживающихся языческих верований в республике? Каковы особенности современной православной миссии среди язычников?
Владыка: Мне кажется, это не совсем верно. Тезис о том, что в Якутии исторически сильно язычество, умаляет труды многих подвижников и миссионеров, известных и неизвестных. По имеющимся сведениям до революции 1917 г. почти все якуты и другие местные малочисленные народы были крещены в Православии. Но в советские годы все было разрушено буквально до основания, и в фигуральном и в буквальном смысле. К 1993-му году, когда Якутская и Вилюйская епархия была возрождена, здесь не было ни одного действующего храма и ни одного священника.
РНЛ: Вы, можно сказать, прирожденный специалист по межрелигиозным и межнациональным проблемам. Вы родились в Кабардино-Балкарии, учились в Ставропольской духовной семинарии, долгое время служили на ставропольской земле, бывали в командировках в республиках Северного Кавказа. Сегодня Ставрополье взрывоопасный в плане межнациональных проблем регион. СМИ сообщают, что нередки случаи бегства русского населения из края. Удастся ли нам сохранить русское Ставрополье? Как сделать этот край регионом мирного проживания представителей разных вер и национальностей? Как вообще урегулировать отношения с кавказскими народами? Ведь не секрет, что враги нашего Отечества рассматривают Кавказ как бомбу, которая может взорвать Россию.
Владыка: Очень важно понимать, что земля, на который мы, русские люди, живем бок о бок с представителями других народов, культур, иных этнических и религиозных групп, является нашим общим домом. Многие проблемные вопросы зачастую надуманы и преподносятся СМИ как сенсации ради сенсаций. Если человек - носитель своей религиозной культурной идентичности, искренне верующий, если он живет в парадигме своей веры, то такие конфликты не возникнут. Потому как он будет любить и ценить свое, а чужое уважать. Так всегда жили и живут народы на Кавказе.
РНЛ: Ваше Преосвященство, как мы знаем, до хиротонии во епископа Якутского и Ленского Вам довелось почти два года служить еще в одном сложном для нас регионе, - в Грузии? Отношения русского и грузинского народов сегодня далеки от нормы. Это политическое разделение и возникшее недоверие больно ощущать многим православным русским и грузинам. Каково отношение сегодня к России и русским в Грузии? Какие Вы видите пути нормализации отношений между нашими странами и народами? Доведется ли это увидеть еще нашему поколению?
Владыка: Отношения государств и народов, по известной поговорке - «две большие разницы». Грузинский и русский народы - части единого соборного тела Церкви Христовой, братья по вере. Что бы ни происходило на уровне внешних отношений, внутренне мы остаемся близкими и родными друг другу людьми.
Важнейшую роль в наметившейся нормализации отношений наших стран сыграли предстоятели наших Церквей - Святейший Патриарх КИРИЛЛ и Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх ИЛИЯII. Думается, что именно по их молитвам происходят сейчас те позитивные сдвиги не только в отношениях, но и в сознании рядовых россиян и грузин.
РНЛ: В этом году исполнилось 20 лет с начала возрождения церковной жизни в Якутской и Ленской епархии. Не могли бы Вы, дорогой владыка рассказать, о торжествах, посвященных этой славной годовщине, и поделиться Вашими планами по дальнейшему развитию церковной жизни в Якутии?
Владыка: Да, действительно, в этом году, ставшим юбилейным для всей Русской Православной Церкви, Якутская епархия также отметила свой маленький юбилей - 20-летие восстановления.
Возрождение церковной жизни в Якутии было положено после решения Священного Синода и Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году о восстановлении Якутской епархии на территории Республики Саха (Якутия).
В 2013 году в нашей епархии прошли масштабные торжества, начавшиеся празднованием двадцатилетия храмов в городах Нерюнгри и Алдане.
Знаком особой милости Божией стало для нас принесение по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА чудотворного Почаевского образа Божией Матери.
Совместно с Северо-Восточным Федеральным Университетом мы провели научно-практическую конференция «Миссия Православия в культурном пространстве Якутии», в работе которой приняли известные светские и церковные ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска и т.д.
Якутская епархия при поддержке ЦАК Московской православной духовной академии совместно с Национальным художественным музеем Республики Саха (Якутия) провела уникальную выставку «Рисунки великих отечественных классиков: от Виктора Васнецова до Суорун Омоллоона». Она вобрала себя доселе неизвестные широкой публике работы знаменитых русских художников из собраний Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, а также неизвестные ранее рисунки, наброски и зарисовки якутского писателя, театрального деятеля, драматурга, педагога Дмитрия Кононовича Сивцева, известного в Республике Саха (Якутия) как Суорун Омоллоон.
Центром торжеств стало совместное богослужение в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе 6 октября, в день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского, Просветителя Сибири и Америки, восьми иерархов из России, Беларуси, Грузии, Польши и Азербайджана.
РНЛ: Большое спасибо, Ваше Преосвященство, за содержательную и интересную беседу. Напоследок хотели бы попросить Вас преподать нашим читателям Ваше архипастырское благословения и что-нибудь им пожелать.
Владыка: Пусть благословение Божие пребывает на всех вас! Пусть Господь по милости своей избавит нас от всяких нестроений и укрепит в вере и единомыслии.