Московские студенты доверяют Президенту и традиционным религиозным конфессиям

О результатах социологического исследования особенностей формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи и осуществления молодёжной политики в РФ

0
346
Время на чтение 10 минут

Одним из важных и приоритетных направлений осуществления молодёжной политики в Российской Федерации является деятельность её различных субъектов по формированию ценностных ориентаций современной российской молодёжи (т.е. духовно-нравственному, национально-патриотическому, гражданскому, трудовому воспитанию и социализации молодёжи).

Мониторинг ценностей молодых людей, а также выяснение особенностей восприятия ими трансформационных процессов и деятельности различных институтов социализации и субъектов осуществления молодёжной политики, является крайне важным направлением социологического исследования современной российской молодёжи. Ведь полученные данные могут позволить корректировать и совершенствовать формы и механизмы реализации молодёжной политики в Российской Федерации.

И в этом контексте весьма интересны результаты проведённого в ноябре 2013 года на кафедре истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством автора (при научном консультировании профессора В.И. Добренькова) опроса студенческой молодёжи московских ВУЗов.

В опросе приняли участие 408 студентов московских ВУЗов: МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, МГГУ имени М.А. Шолохова, МАБИУ, РУДН, Медицинской Академии имени И.М. Сеченова, ИЖЛТ, МФТИ, ГУУ, РПУ св. Иоанна Богослова.

В исследовании была использована пропорциональная выборка по: 1) типу ВУЗа и типу факультета (гуманитарный, естественный); 2) половой принадлежности; 3) специфическим особенностях исследуемой проблематики.

Одной из основных задач исследования являлось выявление отношения молодёжи к трансформационным процессам и кризисным явлениям в развитии современного российского общества и государственности.

По результатам исследования, можно с уверенностью сказать, что студенты московских ВУЗов, в целом, достаточно трезво и здраво оценивают происходящие вокруг них трансформационные процессы и кризисные явления в развитии современного российского общества и государственности.

Диаграмма 1. Представления студентов московских ВУЗов о наличии/отсутствии системного кризиса современного российского общества и государства

001

Большая часть из них (67,2%) констатировала наличие системного кризиса современного российского общества и государства. Из числа респондентов, высказавших своё мнение по данному вопросу (3,4%), практически все согласились (в полной мере или частично) с фактом наличия системного кризиса. 18,6% - затруднились с ответом. И только 10,8% опрошенных выразили своё несогласие с самим фактом наличия системного кризиса российского общества и государства.

Диаграмма 2. Представления студентов московских ВУЗов о первопричине системного кризиса современного российского общества и государства

Первопричиной системного кризиса современного российского общества и государства, на взгляд большей части московских студентов (37,8%), является духовно-нравственный кризис современного российского общества. По мнению 23,1% молодых людей, системный кризис современного российского общества и государства являет собой закономерный результат процесса «вестернизации» - навязывания нам западных ценностей «американского образа жизни». 22,5% студентов к первопричине системного кризиса относят социально-политические неурядицы; 15,3% - глобальный общемировой кризис политической, социально-экономической, культурной сфер жизнедеятельности; 10,5% - кризисные явления в экономике; 14,7% - затруднились ответить на данный вопрос и 6,4% высказали своё мнение.

Диаграмма 3. Понимание студентами московских ВУЗов сути духовно-нравственного кризиса современного российского общества и государства

003


Большая часть московских студентов (53,9%) понимает под духовно-нравственным кризисом современного российского общества - уход от традиционных устоев жизнедеятельности общества, навязывании нам потребительского поведения и западных ценностей. 14,5% студентов понимают его как кризис социальных институтов и отношений. 12,8% молодых людей трактуют его как проблемы, связанные с процессом воспитания. 3,2% понимают его как устаревание моральных ценностей. 2,1% студентов не стали давать ему определения, аргументируя это тем, что духовно-нравственного кризиса современного российского общества нет.

Диаграмма 4. Представления студентов московских о причинах духовно-нравственного кризиса современного российского общества и государства

004

Возникновение духовно-нравственного кризиса современного российского общества, на взгляд московских студентов, прежде всего, связано с негативной деятельностью института СМИ (навязыванием институтом СМИ стандартов общества потребления, «американского образа жизни», культа денег и насилия). 56,6% московских студентов придерживаются именно такого мнения. 33,3% молодых людей связывают его возникновение с уходом от веры предков и традиционных духовных корней нации. 11,3% студентов объяснили факт его возникновения рабской психологией русского народа; 8,3% - деструктивными действиями «пятой колонны» (внутренних врагов, предателей) внутри России; 6,4% - высказали иное мнение и 15% - уклонились от ответа на поставленный вопрос.

Исследование представлений студентов московских ВУЗов об особенностях процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи также дало весьма интересные результаты.

Диаграмма 5. Представления студентов московских ВУЗов об институтах, оказывающих наиболее эффективное воздействие на формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи

005

Основным институтом, оказывающим наиболее эффективное воздействие на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, на взгляд студентов московских ВУЗов, является институт СМИ (61,9%). Чуть меньше - институт семьи (55%). Затем - уже система образования (36,1%); общественные объединения и организации (21,4%); традиционные религиозные конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) и организации (16,2%); органы государственной власти и местного самоуправления (11,1%); армия (7,9%); крупные хозяйственные объединения и организации (5,4%).

Диаграмма 6. Представления студентов московских ВУЗов о ценностях, формируемых СМИ у современной российской молодёжи

006

Средства массовой информации, оказывающие, по мнению московских студентов, наиболее эффективное воздействие на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, к сожалению, в большей степени, пропагандируют и навязывают современной российской молодёжи ценности и стандарты «общества потребления». Это, прежде всего: деньги (69,5%); секс (61,3%); потребительство (58,5%); хорошая работа, карьера (52%); западный образ жизни (52%); эгоизм (46,3%); праздный образ жизни (43,5%); насилие (43,5%); стремление к самореализации, успеху (43%); образование, профессия (42,8%); свобода, независимость (40,8%); досуг (36,8%).

В гораздо меньшей степени, институт СМИ способствует формированию таких традиционных и позитивных ценностей, как: здоровье (23%); любовь (21%); патриотизм (20,3%); семья (17%); труд (13,8%); терпимость (10,8%); доброта (10,5%); вера в Бога (10%); честность (8,8%); духовное самосовершенствование (7,3%); державность (6,3%).

Диаграмма 7. Представления студентов московских ВУЗов о достаточной/недостаточной степени внимания СМИ к проблемам молодёжи

007

В целом, негативную оценку деятельности СМИ по формированию ценностных ориентаций современной российской молодёжи, дополняет и недостаточное внимание с их стороны к проблемам молодёжи. По мнению большей части молодых людей (65,2%), средства массовой информации, уделяют явно недостаточное внимание молодёжной проблематике. И с эти не согласна лишь меньшая часть респондентов (16,2%).

Особый интерес, на наш взгляд, вызывают представления студентов московских ВУЗов о западных и традиционных (базовых) ценностях русского народа.

Диаграмма 8. Представления студентов московских ВУЗов о базовых (традиционных) ценностях русского народа

008

На взгляд большинства московских студентов, к традиционным (базовым) ценностям русского народа, относятся, прежде всего, такие ценности, как: вера в Бога (85,9%); семья (81,4%); патриотизм (77,3%); доброта (70,5%); любовь (70,5); труд (66,2%); честность (57,4%); державность (54,2%); духовное самосовершенствование (53,1%); здоровье (47,1%); терпимость (43,6%); образование, профессия (37,5%).

Диаграмма 9. Представления студентов московских ВУЗов о западных ценностях

009

К западным ценностям, прежде всего: деньги (67,7%); хорошая работа, карьера (67,5%); западный образ жизни (62,4%); потребительство (62,2%); стремление к самореализации, успеху (61,6%); свобода, независимость (57,1%); эгоизм (56,3%); праздный образ жизни (53,4%); секс (45,2%); образование, профессия (44,4%); насилие (44,4%); досуг (41,8%).

Негативная деятельность института СМИ закономерно приводит к неоднозначной оценке и восприятию молодёжью, тех или иных жизненных принципов, что явно свидетельствует о неблагополучности в молодёжной среде.

Диаграмма 10. Оценка студентами московских ВУЗов различных явлений в молодёжной среде и жизнедеятельности современного российского общества

010

Крайнюю обеспокоенность, однозначно, вызывает положительная оценка студентами московских ВУЗов таких традиционно негативных явлений как: карьеризм (64.2%); приспособленчество (46,6%); добрачные и внебрачные отношения (33,8%); праздный образ жизни (25%); потребительство (22,3%); а также довольно высокий процент тех, кто затруднился с ответом в оценке этих и иных негативных явлений.

Отдельно, следует отметить отношение студенческой молодёжи московских ВУЗов к различным государственным, религиозным и социально-политическим институтам.

Диаграмма 11. Отношение студентов московских ВУЗов к различным государственным, религиозным и социально-политическим институтам

011

Среди государственных, религиозных и социально-политических институтов, наибольшее доверие у молодых людей вызывают: Президент РФ (64,2%); традиционные для России религиозные конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) и организации (58,1%); институт общественных объединений (50%); армия (49,3%); крупные хозяйственные объединения (корпорации) (43,9%); профсоюзы (37%).

Крайнее неодобрение у московских студентов вызывает деятельность таких институтов, как: СМИ (45,6%); правоохранительные органы (41,9%); Государственная Дума РФ (43,1%); Правительство РФ (39%); суды (38,2%); руководство субъектов РФ (37,3%); политические партии и движения (36,8%); Совет Федерации Федерального Собрания РФ (33,6%).

Учитывая, в целом, негативное восприятие молодыми людьми деятельности государственных институтов, первое место по количеству симпатий, занятое институтом Президента РФ, по-видимому можно объяснить, лишь фактом персонификации данного института с личностью, занимающего этот пост национального лидера - Владимира Владимировича Путина. Но это - вполне нормальное явление.

Студенческая молодёжь московских ВУЗов настроена, в целом, весьма патриотично и верит в грядущее возрождение России. Подавляющее большинство московских студентов положительно относится к патриотизму (78,9%). Лишь 8,6% высказали своё негативное отношение к нему, а 12,5% - затруднились ответить.

Диаграмма 12. Мнение московской студенческой молодёжи о том, в состоянии ли она, внести свой вклад в освобождение России от американского влияния и возрождение России

012

Значительная часть молодёжи осознаёт свою значимость в происходящих вокруг социально-политических процессах и, готова внести свой посильный вклад в возрождение российского общества и государства и обретения нашей страной полномасштабного суверенитета. 44,1% молодых людей считают, что современная российская молодёжь в состоянии внести свой вклад в освобождение России от американского влияния и возрождение России. С ними солидарна и часть студентов выразивших своё мнение (7,4%). Помочь молодёжи реализовать этот порыв - есть одна из первостепенных задач государства, религиозных и общественных институтов.

Елишев С.О., доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Елишев
«Большая Игра»
Противостояние англосаксонского и русского мира
22.04.2024
От мятежей к революциям: Главное ремесло Англии
по Бисмарку и её кровавый след в нашей истории
19.04.2024
«Имперская государственность - судьба
и миссия России». Лекции преподавателей МГУ. Оптина пустынь
11.03.2023
Эпоха Просвещения и ее идеология
Начало эры социального манипулирования
03.03.2023
Все статьи Сергей Елишев
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52