Многие заявления о. Андрея смущали и продолжают смущать православных людей. В частности, меня. Однако я не смею выступать в качестве судьи, тем более что духовное решение уже вынесено уважаемыми членами Учёного совета МДА. Я хочу лишь отметить, что в течение многих лет диакон (а потом и протодиакон) Андрей Кураев высказывал позицию, противоположную учению Церкви по одному догматическому вопросу: отношению к шестидневному творению и появлению смерти. В 1999 году он опубликовал статью «Может ли православный быть эволюционистом?», а в 2006 году - книгу с тем же названием.
На ошибочность взглядов о. Андрея ему неоднократно указывал убиенный иерей Даниил Сысоев в книге Шестоднев против эволюции. Дважды это сделал и мой брат, протоиерей Константин Буфеев. В книге «Православное вероучение и теория эволюции» (2003 г.) ему посвящена глава «Как миссионер-эволюционист не устоял в Православии» (с. 340-352), в сборнике «Православное осмысление творения мiра» № 3 (2007 г.) - статья «"Православный эволюционизм" как одно из новых "мнений Церкви"» (с. 55-80).
Никакого содержательного ответа на критику в течение нескольких лет о. Кураев своим оппонентам не предоставил. При этом тихо и незаметно он оставался «православным эволюционистом».
Новым поводом для вступления о. Андрея Кураева в эту дискуссию (причём в самом неприглядном и хамском стиле) явилась яркая статья протоиерея Константина Буфеева «Шестоднев в контексте Священного Предания. О докладе протоиерея Леонида Грилихеса». Наиболее важной, на наш взгляд, в этой публикации является мысль автора о том, что отношение к самой тематике Шестоднева должно определяться, исходя из догматического учения Православной Церкви. Из этого следует, что не научный подход (равно как в академическом, так и в «книжническом» смысле), а именно опора на святоотеческую традицию может дать единственно правильное понимание событий первой творческой седмицы.
Как это ни странно, догматическое значение церковного учения о Боге как о Творце не осознается в должной степени, и даже отрицается многими современными богословами (протоиерей Леонид Грилихес - один из них). И как бы ни хотелось эволюционистам трактовать события Творения «более духовно» - аллегорически, все их хитрые изворачивания являются лишь игрой ума и никак не приближают к Истине. Достоинством статьи отца Константина Буфеева является то, что он сумел сказать об этом просто и ясно.
Тем удивительнее было встретить среди отзывов на эту статью следующую резкую оценку протодиакона Андрея Кураева, его многолетнего оппонента: «Крайне подлая статейка» [19 декабря 2013, http://pravmir-24.livejournal.com/3383830.html].
Отец Андрей перешёл все дозволенные границы человеческого приличия и духовного такта. Статья отца Константина - конкретная и аргументированная, опирается на мнение Святых Отцов. Она содержит критическую часть, причём весьма обоснованную (интересно, что сможет ответить прот. Леонид Грилихес?). Статья содержит и позитивную часть - а именно, напоминает о забытом многими богословами-модернистами традиционном толковании Шестоднева. Ничего «подлого» в статье нет ни по содержанию (стиль вполне академический), ни по отношению к кому-либо из упоминаемых в ней лиц.
Подлость, скорее, можно усмотреть в самих приведенных бессовестных и безответственных словах отца протодиакона. Если о. Андрей отвергает святоотеческое учение о Сотворении и воспринимает критику, направленную в адрес о. Леонида Грилихеса, как уязвление собственной позиции, это вовсе не означает, будто обличение эволюционистов о. Константином Буфеевым несправедливо.
Отцы Даниил Сысоев и Константин Буфеев неоднократно персонально приглашали о. Андрея Кураева принять участие в работе богословских конференций, проводимых Миссионерско-Просветительским Центром «Шестодневъ». Однако о. Кураев назвал созданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Центр «сектой», а на открытый диспут прийти так и не решился. Вместо этого он позволил себе циничный и развязный стиль по отношению к священнослужителям, стоящим выше него в церковной иерархии: к священнику и к протоиерею (имеющим церковные награды, а также богословские и естественнонаучные кандидатские степени). И теперь он не смог найти других слов, кроме наглого вызывающего пассажа: «И эти сысоевские шулеры хотят, чтобы с ними кто-то всерьёз диспутировал?» [там же].
Бессильные и жалкие слова.Исполненный ненависти, протодиакон-целибат назвал оппонентов «юношами». Трудно сказать, что это - особый пиарный ход «старца»-блогера, либо проявление его «старческого» (младостарческого) слабоумия. Дело в том, что первый «юноша», иерей Даниил - отец трёх дочерей. Другой «юноша», о. Константин имеет шестерых детей, из которых двое - студенты московских ВУЗов, а один уже аспирант.
Но главное, конечно, не в этом. Протодиакона Кураева обличили в еретическом заблуждении, в противоречии согласному мнению Церкви, в догматической ошибке - а он вместо покаяния (или содержательного ответа) изрыгает лишь хулу и оскорбления... И ни одного слова по существу. Отец Андрей действительно не ответил ни на одно критическое замечание к своим публикациям по теме Шеcтоднева. (Поразительно, насколько эволюционисты беспомощны в своей богословской аргументации и постоянно проигрывают в споре православным оппонентам.)
На самом деле, мне вообще не понятно, с какой стати о. Кураев в контексте полемики между двумя протоиереями (Буфеевым и Грилихесом) упомянул имя отца Даниила Сысоева. Сам о. протодиакон уже давно исписался и вряд ли способен после десяти лет отмалчивания сказать что-либо существенное по теме продолжающейся богословской дискуссии. Приснопоминаемый отец Даниил, к сожалению, ответить ему уже не сможет. В его тело уже вошли две смертоносные пули. Каким же чудовищным бесстыдством должен обладать человек, к тому же православный клирик (!), который написал про убиенного священника: «И не надо про "мученика". Удар по голове топором или пулей никого не делает умнее. Мученическая кончина не может быть оправданием предшествующего графоманства» [18 декабря 2013 г., http://diak-kuraev.livejournal.com/563860.html].
Вот до какой моральной высоты возрос наш «православный эволюционист».
В обществе благородных людей за такие слова раньше вызывали на дуэль. Но протодиакон Кураев (сам, кстати, редкий графоман - в отличие от о. Даниила, который таковым не был) ни разу не поднял перчатки, брошенной ему в богословском диспуте. Так что в благородстве этого «милостивого государя» никто не подозревает. Даже пощёчины о. протодиакон не достоин. Кому охота руки марать?
...И вот, на очередном витке жизненной спирали, Господь дал миссионеру-эволюционисту знамение. Бог поругаем не бывает. Отец Андрей, Вы хоть заметили, что лишились всех академических регалий в день памяти небесного покровителя убиенного иерея Даниила Сысоева - святого пророка Божьего Даниила?..
Благодатный Огонь
128. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом
127. Ответ на 126., рудовский:
126. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом
125. Ответ на 122., иерей Е. Селенский:
124. Ответ на 123., рудовский:
123. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом
122. Ответ на 113., рудовский:
121. Ответ на 117., eka:
120. Ответ на 108., рудовский:
119. Ответ на 110., Соболев: