itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Полиэтничная Молдавия

По данным топонимики и антропонимики

0
2376
Время на чтение 17 минут

Молдавское княжество, образованное во второй половине XIV в. (дата основания - 1359 г.) на территории между Восточными Карпатами, Днестром и Черным морем, до татаро-монгольского нашествия большей частью входившей в состав Галицкого княжества, было изначально полиэтничным.

Древняя молдавская легенда, рассказывающая о пастухах из Марамуреша (Марамороша, комитата (жупы) на северо-востоке Венгерского королевства), которые, охотясь на зубра, встретили в районе нынешнего города Сучава русина-пасечника Яцко (Ецко), и о том, как затем обе стороны привели своих соплеменников на эти ранее разоренные татарами земли, передает сведения об основном этническом составе Восточного Прикарпатья1. В Марамороше, помимо волохов, проживало многочисленное русинское население (сегодня большая часть этой исторической области входит в состав Закарпатской области Украины и только 2/5 территории - в состав Румынии), остались русины и на территории будущего княжества2.

О значительной численности и компактности русинского населения Молдавии упоминают молдавские книжники XVII в. Симеон Даскал писал, что «создана страна из двух языков, из румын (имеются в виду восточные романцы. - С.С.) и русских, и до сего дня половина страны состоит из русских и половина из румын»3. Мирон Костин указывал, что русины «заселяли Черновицкий и Хотинский уезды и весь район Днестра, Сорокский и Оргеевский уезды и по Пруту - половину Ясского уезда и половину Сучавского уезда»4.

Помимо русинов и волохов, здесь присутствовали и другие этнические группы, расселенные некомпактно. Среди них - южные славяне (в основном болгары), которые переселялись в южную часть Карпато-Днестровских земель не только в XIV-XV вв., но и позже (особенно массово - в конце XVIII - начале XIX в.), татары, сасы (германоязычное население Трансильвании), цыгане, венгры, евреи5. Во времена фанариотского режима (с 1711 г.) в Молдавию на постоянное место жительства переселялись греки. Некоторые из них стали родоначальниками боярских родов (Накко, Кантакузино, Кассо и др.)6.

Л.Л. Полевому удалось по данным сельской эйконимики вывести динамику этнолингвистических групп на территории Молдавского княжества в XIV - середине XV в.7 Города средневековой Молдавии тоже были полиэтничными. В них в XIV - середине XVI в. наряду с основным населением - молдаванами и русинами - проживали немцы, венгры, армяне, итальянцы, греки, поляки и др.8

Впоследствии большинство представителей национальных меньшинств было ассимилировано волохами, сыграв роль в этногенезе молдавского этноса. Особую роль в формировании молдавского народа сыграл русинский компонент, что привело к формированию этнокультурных особенностей, отличавших молдаван от родственных восточнороманских этносов9.

Русинское влияние прослеживается в языке (свыше 2 000 восточнославянских заимствований в основном фонде молдавского языка), материальной и духовной культуре молдаван (жилище, одежда, фольклор и т. д.)10.

Русинский (карпаторусский) язык был официальным языком Молдавского княжества до начала XVIII в.11

В молдавском государстве изначально существовал молдавско-русинский билингвизм12*.

М.С. Великанова подчеркивала, что антропологически молдаване (Республики Молдова и Запрутской Молдовы) отличаются от румын (валахов) и имеют четко выраженные восточнославянские черты13.

Как отмечал румынский академик, профессор славистики Ясского университета И. Бэрбулеску, болгарский элемент вошел в молдавский и валашский языки, в топонимику Валахии и Трансильвании. Первоначально молдаване (românii moldoveni) жили в этом регионе вместе с мунтянами и с болгарскими славянами, затем некоторая часть этих румын направилась в Молдавию, в которую прибыла в XIII в. (некоторые утверждают, что в даже в XII в.), где с VI в. жили русины. От последних, вследствие ассимиляции, они унаследовали большую географическую номенклатуру и слова с конкретными русинизмами (rutenismele)14.

Часть Молдавского княжества - территория между Прутом и Днестром, получившая позже название Бессарабия, вошла в состав России в 1812 г. Поселенные турками во второй половине XVI в. в Буджаке (юг Пруто-Днестровских земель) ногайцы были переселены русским правительством в ходе войны 1806-1812 гг. В крае происходит стремительный рост населения. Если в 1812 г. количество жителей составляло от 200 до 334 тыс. чел., то в 1897 г. в Бессарабии, по результатам переписи, проживало 1 935 412 чел. Помимо молдаван и русинов, здесь жили болгары, гагаузы (переселившиеся во время русско-турецких войн 1787-1791 и 1806-1812 гг.), немцы (с 1814 г.), швейцарцы (с 1824 г.), великороссы, малороссы, поляки, евреи, армяне, цыгане и представители других национальностей.

В этот период также происходила молдавенизация. Особенно сильно ассимиляция коснулась севера Бессарабии - районов компактного проживания русинов. Как отмечали дореволюционные исследователи, она распространялась не только на язык, но и на быт15.

Шел и обратный процесс, правда, в меньшей степени.

Данные топонимики и антропонимики позволяют сделать вывод о полиэтничности Молдавии с момента ее основания по сегодняшний день.

Топонимика

Говоря о распространении русинских названий (в оригинале: русско-рутенских. - С.С.) в топонимике, ясский профессор Маргарета Штефанеску констатировала, что они встречаются в основном на молдавской территории (Запрутская Молдова, Буковина, Бессарабия). В Молдове между Карпатами и Прутом встречается 312 русинских названий (плюс 24 индоевропейских), 70 - с русинскими суффиксами. В Бессарабии - 45 (плюс 2 индоевропейских), с русинскими суффиксами - 119. Имеются также русинские названия населенных пунктов в Валахии, Добрудже и Трансильвании16. Причем эти названия существовали здесь до прихода восточнороманского населения и позже были им усвоены, как и некоторая лексика17.

Проанализировав названия сел Молдавии XIV-XV вв., Л.Л. Полевой пришел к выводу, что 73,8% из них - восточнороманского происхождения, а 24,5% - славянского (в основном русинского). Села с русинским суффиксами -овцы/-евцы, -инцы/-енцы составляют 12,5%18.

Этническая группа середина XIV в. первая четверть XV в.

к-во сел к-во населения % к-во сел к-во населения %

Восточнороманская 596 41 720 48,7 1090 87 200 69,3

Русины 322 31 020 39,5 302 33 335 26,5

Южные славяне 36 2 520 3,3 37 2 960 2,3

Прочие 46 3 220 8,5 28 2 240 1,9

Всего: 1 000 78 480 100,0 1 457 125 735 100,0*

Данные названия упоминаются с конца XIV в., например, Чюрсачевцы, Владимировцы, Букуровцы, Марышевцы, Добриновцы в грамоте Романа Воеводы от 30 марта 1392 г.20 В ней говорится о принадлежности Пруто-Днестровского междуречья Молдавскому княжеству: господарь Роман I называет себя владетелем всей Земли Молдавской «от планины (горные пастбища в Карпатах) до моря».

Ко второй половине XV в. древнерусский суффикс -овцы, как считал молдавский лингвист Н.Д. Раевский, эволюционирует в русинский -оуцы. Позже часть названий изменят русинский суффикс на производный от него молдавский -ăuţi (-эуць)21.

Небольшое место в средневековой топонимии Молдавии занимали этнонимические названия. О русинской принадлежности их жителей свидетельствуют названия Руси, Руши, Русканы, Рошиоры, Рошканы (всего 12 топонимов). О южнославянской (больше - болгарской) - Сырби (9 населенных пунктов, большинство этих сел могло быть болгарскими), Шкеены, Шкеи (скиу, мн. ч. скеи, шкеи - от лат. scklavus-slavu - славянин, так называли болгар), Болгары, Булгары. От сасов (немецкое население Трансильвании) - Сасены, Сашчоры; от цыган - Циганешты, Циганеи; от греков (ромеев) - Грецкое, Греки; от татар -Татары, Татарешт, Татараны и т. д. Всего - 1,7% населенных пунктов22.

Молдавские, русинские, венгерские, татарские и др. этнические названия не означают, что данные населенные пункты были населены только представителями данных этносов23.

Названия исчезали в связи с переселением жителей, заменялись новыми, в том числе и молдавскими. Это могло быть вызвано не только изменением этнического состава, но и сменой владельцев имений24.

Помимо топонимов молдавского и русинского происхождения, на территории Молдавии есть названия населенных пунктов великоросского, малоросского (Алексеевка, Александровка, Антоновка, Богдановка, Михайловка, Елизаветовка и т. д.), болгарского (Вербица, Долна, Орехите и т. д.), тюркского (татаро-ногайские Баймаклия, Конгаз, Кочулия, Тараклия, Томай, Чимишлия и т. д., турецкие Бендер, измаил и т. д.) и т. д.25

Антропонимика

Основными источниками образования фамилий были личное имя, прозвище или профессия отца, место происхождения или проживания, постоянное занятие (профессия), индивидуальные признаки первого носителя фамилии (физические, психологические и другие особенности)26, а также принадлежность к какому-либо народу27.

Постоянные фамилии возникли не так давно. Фамилии-прозвища существовали у представителей привилегированных классов в XIII-XIV вв. Однако в то время чаще писали просто имена. Документы Молдавского княжества XV-XVI вв. упоминают имена молдавских бояр, в том числе русинского происхождения: Андрейко, Иванок, Ивашко, Федко, Юрий и т. д.28

Как считают исследователи, основная масса населения получила фамилии в конце XVIII - начале XIX в. При обязательной военной службе в войсках Австрии (с 1868 г. - Австро-Венгрии, в состав которой в то время входили Подкарпатская (Угорская) Русь, Галичина и Буковина) и России (административной единицей которой была Бессарабская губерния) у новобранцев записывали фамилию. Если она отсутствовала, то ей становилось прозвище (уличная кличка)29.

Среди славян наиболее часто встречаются фамилии, оканчивающиеся на -ов, -ич, -ский (-цкий), -им, -к. Они охватывают более 4/5 всего славянского населения30. К примеру, фамилий с суффиксом -ук/-юк/-чук в современном украинском Закарпатье не менее 600. Первые их упоминания относятся к XIII в.31 936 фамилий в Закарпатье оканчиваются на -ак/-як32.

В Молдавии распространены фамилии с суффиксами -ук/-юк/-чук, -ак/-як, -ей33, -ский/-цкий, относящиеся к юго-западной ветви восточнославянских (русинских) фамилий.

На основе русинских и малоросских имен, фамилий на -як, -ак, -юк,- ук, -ей и прозвищ возникли молдавские фамилии. От восточнославянских этнонимов и нарицательных имен возникли молдавские фамилии Казаку, Запорожан, Руссу, Руснак, Подолян, Гуцу, Буц и т. д.34

По мнению нашего соотечественника профессора Новороссийского университета, известного филолога А.А. Кочубинского, «Гуц», «Буц» и производные от них происходят от этнонима «гуцул». Также как и райки - это исторические имена «для русских людей (русинов. - С.С.) северной Бессарабии»35.

Фамилии Райлян и Райко носят выходцы из Хотинского уезда (бывшей Хотинской райи)36. Распространенная в Молдавии фамилия Руснак - второе самоназвание русинов.

Интерес для определения национального состава Молдавского княжества представляют переписи населения 1772-1774 гг., проведенные русской военной администрацией по приказу главнокомандующего русской армии П.А. Румянцева. В посемейной переписи, охватившей все 24 цинута Молдавии, указываются либо имя, либо чьим сыном житель является, либо род занятия, либо его фамилия, либо прозвище, либо национальность. Отсутствие системы при проведении данной переписи приводит к тому, что в некоторых местах невозможно определить, что означает слово рядом с именем главы семьи. К примеру, «Ионицэ, мунтян» (в переводе в молдавского - «горец» либо выходец из Мунтении (Валахии))37, или «Маковей, унгурян»38 («венгерский» - выходец из Венгрии или долгое время живший там) может означать фамилию, происхождение или национальность. Однако, на наш взгляд, стоящие рядом с именем этнонимы мунтян, сэкуй, рус (русул), сырбул, грек (грекул), ляхул, цыган (циган), жидов, скорее всего, указывают на национальную принадлежность.

Такие сведения дают представление о национальном составе молдавских населенных пунктов и всего княжества в конце XVIII в.

О многонациональном составе населения некоторых сел может дать представление приведенная ниже выборка (орфография сохранена):

Цинутул (область) Нямцулуй, околул (округ) Бистриций (села Розновул, Брэшэуций, Зэнештий): среди 234 бирничий (платящих бир (налог)) 23 имеют прозвище-фамилию Мунтян, 6 - Унгурян, 2 - Грек, 2 - Жидов, 1 - Беженарь, 1- Рус (Маковей, унгурян; Захарие, рус; Ионицэ, мунтян; Ион, мунтян; Константин, беженарь; Андрей, унгурян, морар; Ени, грек; Георге, грек; Мойса, жидов и т. д.). Один человек имеет прозвище Туркулец (Аксэнти), несколько человек - прозвища славянского происхождения - Тоадер Крестец, Станчул, брат Неделко; Неделко, брат Паскул; Ион Бурсук; Доьре, син Иван и т. д.39

Среди 115 руфетуриле от там (освобожденных от посемейного налога): 35 - «Циган», 1- «Жюде» (Манолаке, циган; Григоре, чоботар, циган; Паску, циган; Мафтей, жюде и т. д.)40

Цинутул Нямцулуй, околул Мижлокулуй:

с. Талпа (43 бирничий): Раду, син рэйлян; Ион, унгурян; Антал, унгурян; Френци, сэкуй; Тоадер, арман и т. д.41

с. Валя Албэ: (63 бирничий): Ион, бежанар; Георге, Ифтими, Агапий, Ионицэ - рус; Некулай Жюржю, мунтян. Также есть славянские прозвища-фамилии: Васыле Боршу; Георге, Григоре, Григораш, Думитрашку Борш; Тоадер Ожог; Пентелий Арбенко и т. д.42

Цинутул Хотин, околул де Сус:

с. Мэмэлига: из 42 бирничий встречаются Марку, рус; Уон, унгуряну; Штефан Кэзакул; Гаврил, сырбул; Васыле, русул; Думитру, беженарь. Среди руфетуриле от там: Васыле, циган и Крэчун, циган и т. д.43

с. Баламутина: 83 бирничий, есть такие фамилии-прозвища: Михолаке Лусяк; Васыле Георгечук; Георге Уцуляк; Георге Черней; Тоадер Нэстэчук; Васыле Хуцулеску; Васыле Кучук; Штефан Буйчук; Ион Гэичук; Штефан Илэшчук; Ион Дроник; Теодор Лисяк; Тоадер, сын Шэремет; Петре, сын Шэремет; Васыле Прокпец, а также Хора, русул; Иля, русул и т. д.44.

с. Грозэницэ: 35 бирничий, среди них Фодор, рус; Гаврил рус; Штефан Хуцул; Михай Заец; Фодор Мурачук; Петре, рус и т. д.45

Цинутул Хотин, околул Ниструлуй:

с. Наславча: из 25 бирничий: Андрей Голицкэй; Николае Христицкэй; Андрей Урсуляк; Мойса, рус; Васыле Разумни; Николае Кэзаку; Марца мазур; Высылко; Михайло; Ион Тэтэркуцул и т. д.46

Цинутул Орхей-Лэпушна, околулул Кулий:

с. Сэрэтений: среди 125 бирничий Кондре, беженар; Андрей, беженар; Григораш, бежанар; Парфени, беженар, Станчул, сырбул; Ионицэ, унгурул; Аврам, жидов; Мойсэю, казакул и т. д.47

Многие фамилии жителей Молдавии свидетельствуют об этническом происхождении их носителей и дают богатый материал для изучения этнической истории края.

Ниже приведено количество носителей некоторых фамилий согласно данным Государственного регистра населения (ГРН) государственного предприятия «Центр государственных информационных ресурсов «Registru» (ГП «ЦГИР «Registru») Министерства информационных технологий и связи Республики Молдова48.

Статистические данные о количестве носителей некоторых

фамилий граждан Республики Молдова, дающих представление

о этническом происхождении ее носителей*

(по состоянию на 01.01.2012)*

Фамилия Количество носителей

Фамилии русинского происхождения

Boico (Бойко) 2 130

Boicu (Бойку) 637

Boiko (Бойко) 10

Guțu (Гуцу) 11 489

Guț (Гуц) 17

Guțul (Гуцул) 1403

Russu (Руссу) 7 259

Rusu (Русу) 23 162

Rusanov (Русанов) 34

Rusanovschii (Русановский) 42

Rusin (Русин 32

Rusinov (Русинов) 11

Rusinschii (Русинский) 5

Rusnac (Руснак) 4 681

Rusnak (Руснак) 12

Rusnacenco (Русначенко) 17

Rusnaciuc (Русначук) 18

Raico (Райко) 95

Raicu (Райку) 473

Railean (Райлян) 6 017

Raileanu (Райляну) 1 604

Răilean (Рэйлян) 265

Răileanu (Рэйляну) 2 127

Suleac (Суляк) 85

Iaţco (Яцко) 1 417

Iaţeniuc (Яценюк) 50

Eţco (Ецко) 37

Фамилии малоросского происхождения

Cazac (Казак) 3 622

Kazak (Казак) 9

Cazacu (Казаку) 7 506

Kazaku (Казаку) 3

Ucraineţ (Украинец) 166

Ukrainţev (Украинцев) 4

Ucrainţev (Украинцев) 29

Hohlov (Хохлов) 136

Фамилии болгарского и гагаузского происхождения

Bulgar (Булгар) 459

Bolgar (Болгар) 879

Bolgaru (Болгару) 43

Bulgaru (Булгару) 1 302

Gagauz (Гагауз) 749

Sîrbu (Сырбу) 14 221

Bejan (Бежан) 3 167

Bejanari (Бежанарь) 3

Bejenaru (Беженару) 1 495

Фамилии, происходящие от трансильванских валахов (чобанов)

Mocanu (Мокану) 5 469

Mokanu (Мокану) 4

Mocan (Мокан) 2 176

Mokan (Мокан) 1

Фамилии польского происхождения

Leah (Лях) 341

Leahu (Ляху) 2 484

Poliak (Поляк) 2

Poleac (Поляк) 40

Poleak (Поляк) 1

Mazur (Мазур) 2 133

Mazuru (Мазуру) 73

Фамилии турецко-татарского происхождения

Turcu (Турку) 1 009

Turculeţ (Туркулец) 1 130

Tatar (Татар) 827

Tataru (Татару) 2 877

Примечания

1. Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. С. 111; Суляк С.Г. Молдавская Русь (к 650-летию образования молдавской государственности) // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. 2010. № 2 (20). С. 12.

2. Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма (от древнейших времен до начала XIX века). Кишинев, 1964. С. 104; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 69-72.

3. Letopiseţul Tării Moldovei. Chişinău, 1990. P. 28.

4. Costin M. Opere. Bucureşti, 1958. P. 233.

5. Полевой Л.Л. Указ. соч. С. 112.

6. Мохов Н.А. Указ соч. С. 360.

7. Полевой Л.Л. Указ соч. 113.

8. Молдаване: очерки истории, этнографии, искусствоведения / Отв. редактор Я.С. Гросул. Кишинев, 1977. С. 207.

9. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 78.

10. Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы). Кишинев, 1979. С. 234-237; Мохов Н.А. Очерки истории формирования молдавского народа. Кишинев, 1978. С. 91; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 79.

11. Кочубинский А.А. Частные молдавские издания для русской школы (библиографические заметки) // Журнал Министерства народного просвещения. Часть CCCXXXXVII. 1903. Июнь. С. 396; Яцимирский А.И. Язык славянских грамот молдавского происхождения // Статьи по славяноведению. Вып. 3 / Под ред. В.И. Ламанского. СПб., 1910. С. 154; Panaitescu Petre P. Istoria Românilor. Chişinău, 1991. Р. 117; Суляк С.Г. Молдавская Русь (к 650-летию образования молдавской государственности). С. 14; Его же. Русский язык в Молдавии // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. 2010. № 3 (21). С. 97.

12. Раевский Н.Д. Контактеле романичилор рэсэритень ку славий. Пе базэ де дате лингвистиче. Кишинэу, 1988. Р. 242.

13. Великанова М.С. Антропология средневекового населения Молдавии (по материалам памятника Старый Орхей). М., 1993. С. 88-89; Мохов Н.А. Очерки истории формирования молдавского народа. С. 91.

14. Bărbulescu I. Individualitatea limbii romîne şi elementele slave. Bucureşti, 1929. С. 80-81.

15. Суляк С.Г. Этнодемографические процессы в Бессарабии в XIX - начале XX в. // Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. 2012. № 1 (27). С. 17.

16. Ştefănescu M. Rusismele-rutenismele din toponimia romînească // Arhiva. Organul societatii istorico-filologice din Iaşi. Anul XXXI. Iulle-Octomvrie. 1924. Nr. 3-4. C. 202.

17. Там же. С. 204.

18. Полевой Л.Л. Указ. соч. С. 103.

19. Там же. С. 113.

20. Documenta româniae historica. A. Moldova. Vol. I (1384 -1448). Bucureşti, 1975. P. 3.

21. Раевский Н.Д. Op. сit. С. 244.

22. Полевой Л.Л. Указ соч. С. 103-104.

23. Стати В. Топонимика // Молдаване / Отв. ред. М.Н. Губогло, В.А. Дергачев. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Институт культурного наследия АН Молдовы (Народы и культуры). М., 2010. С. 42.

24. Еремия А.И. Географические названия рассказывают. Кишинев, 1990. С. 43.

25. Там же. С. 47, 49, 51.

26. Редько Ю.К. Довідник українських прізвищ. Київ, 1968. С. 34; Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских фамилиях. СПб., 2008.С. 14.

27. Суперанская А.В., Суслова А.В. Указ. соч. С. 14.

28. Зеленчук В.С. Указ. соч. С. 232.

29. Редько Ю.К. Вказ. праця. С. 34; Чучка П. Прiзвища закарпатських українцiв: iсторико-етимологiчний словник. Львiв, 2005. С. XXXIX.

30. Никонов Н.А. География фамилий. М., 1988. С. 113.

31. Чучка П. Вказ. праця. С. XXVII.

32. Там же. С. XXIX.

33. Зеленчук В.С. Указ. соч. С. 231; Тельнов Н.П., Степанов В.П., Руссев Н.Д., Рабинович Р.А. «И... разошлись славяне по земле». Кишинев, 2002. С. 64; Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 131.

34. Зеленчук В.С. Указ. соч. С. 231.

35. Кочубинский А.А. Тура (Тирас) - Белгород - Аккерман и его новая лапидарная надпись от 1454 г. // ЗООИД. 1901. № XXIII. С. 116.

36. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. С. 131.

37. Дмитриев П.Г. Народонаселение Молдавии (по материалам переписей 1772-1773, 1774 и 1803 гг.). Кишинев, 1973. С. 22.

38. Молдова ын епока феудализмулуй. Вол. VII. Партя II. Реченсэминтеле популацией Молдовей дин аний 1772-1773 ши 1774 / Алкэтуиря, кувынтул ынтродуктив ши коментарииле де П.Г. Дмитриев; суб редакция луй П.В. Советов, кандидат ын штиинце историче. Кишинев, 1975. С. 24.

39. Там же. С. 24-25.

40. Там же. С. 26.

41. Там же. С. 41.

42. Там же. С. 44-45.

43. Там же. С. 112.

44. Там же. С. 132-133.

45. Там же. С. 124

46. Там же. С. 152.

47. Там же. С. 411-412.

48. Данные предоставлены на основании контракта № 18-ST от 23 мая 2012 г. между ГП «ЦГИР «Registru» и С.Г. Суляком.

Опубликовано: Русин. Международный исторический журнал / Отв. ред. С.Г. Суляк. 2013. № 1 (31). [Кишинев]. ISSN 1857-2685. С. 95-105.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Суляк
Скорее всего, Молдавия сохранит курс на европейскую интеграцию
Сергей Суляк об отставке молдавского премьера Валерия Стрельца
31.10.2015
Этносы и языки Молдавии
По результатам переписи 2004 г. и данным Государственного предприятия «Центр государственных информационных ресурсов "Registru"»
16.01.2014
Молдавия и Русский мир: возможно ли возвращение?
Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.)
16.01.2013
Русские в полиэтничной Молдавии: ретроспектива и перспектива
Доклад на конференции «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации»
23.10.2011
Российская имперская(1) идея от Ивана III до Петра Великого: взгляд с юго-западной окраины Русского мира
Сочинение на конкурс «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть»
30.09.2011
Все статьи Сергей Суляк
Последние комментарии