1. О том, что послужило поводом для написания этой статьи.
В 2013 году христианский мир отмечал ( не могу сказать - праздновал) 1700-летие Миланского эдикта, или Эдикта милости, согласно которому Христианство признавалось разрешённой религией в Римской империи. По степени освещённости в СМИ этот юбилей уступал, пожалуй, даже рядовому Чемпионату мира по футболу. Международные институции - ООН, ЕС, ПАСЕ - по большому счёту проигнорировали юбилей. Не многим лучше обстояло дело и в христианских государствах (за исключением Сербии). Для сравнения приведём некоторые факты из хроники всемирного празднования 1600-летия Миланского эдикта в 1913 году.
В марте 1913 года папа Пий Х опубликовал энциклику «Magni faustique eventus», специально посвящённую юбилею Миланского эдикта. Увы, ни Бенедикт XVI, ни Франциск не нашли времени написать энциклику к юбилею 2013 года...
Одним из центров западного паломничества в 1913 году стал Мец в Лотарингии, тогда принадлежавшей Германии. По всей Франции воздвигались кресты в память видения Св. Константину.
В Милане построили храм Св. Креста в романском стиле.
На мессе в Лондоне, отслуженной в рамках торжеств 1600-летия Миланского эдикта в октябре 1913 года, среди прочих присутствовали баронет, член парламента Стюарт Коутс, баронет Чарльз Пастон-Купер, леди Оллчин, барон Стаффорд-Джернингем (1). А сколько представителей британской аристократии обратили внимание на юбилей 2013 года? Молчание, молчание...
Православная Россия, хранительницы Истины Христовой, по-своему отметила юбилей. Святейший Правительствующий Синод в ознаменование 1600-летия издания Миланского эдикта в указе от 4-8 марта определил:
1). «Благословить по всей Православной Российской Церкви торжественное воспоминание данного события, приурочив празднование его к 14 сентября 1913 г., к празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, так как самое объявление этого эдикта явилось знаменем Победы Креста Христова над заблуждением язычества...»
2). В этот день после Литургии совершить молебствие Кресту Господню и Царю Константину с крестным ходом и с целодневным церковным звоном;
3). В духовно-учебных заведениях устроить торжественные собрания.
4). При выборе тем для сочинений воспитанниками этих школ обратить особенное внимание на темы, связанные с миланским эдиктом.
5). Выпустить общедоступную брошюру о св. Императоре Константине (2).
Сербия тоже отмечала 16 веков провозглашения Миланского эдикта: празднование состоялось 28 - 30 декабря 1913 года в Нише, в присутствии членов Королевской семьи Караджорджевичей, делегаций из православных стран и Православных Церквей России, Греции, Болгарии, Румынии, Венгрии.
Нужно подчеркнуть, что в 1913, в отличие от 2013 года, в России оценивали Миланский эдикт сугубо положительно. В Послании Синода об этом говорилось так: «Издание в 313 году Царского Указа в Милане ... имело для проповеди Христовой веры особливо благотворные последствия. Торжественное и общее воспоминание сего события полезно для Церкви, так как оно объединит верующих под знаменем Святого Креста и возобновит в памяти как верующих, так и утративших веру или коснеющих во тьме неверия и злочестия, представление о великих и неисчислимых благах, внесённых в жизнь человечества светом Христовой веры...» (3).
... В то время и католики ещё имели смелость говорить правду в лицо атеистам и религиозно равнодушным людям: «Миланский Эдикт ... привел в конечном итоге к падению старой, коррумпированной, материалистической цивилизации, которая угрожала поглотить народы, и заложил основы нового, здравого, чистого и просвещенного государственного устройства, которое и по сей день доминирует в основной части христианского мира... После Миланского эдикта последовали другие, которые вдохнули новую струю в старое римское законодательство, которое по-прежнему лежит в основе нашего общества... Церковь стала, и долгое время оставалась почти единственным убежищем и хранителем искусства и науки...» (4).
Что можно сказать о 2013 годе? К выступлениям западных теологов на тему Миланского эдикта сегодня лучше всего подходит выражение нашего поэта: «жалкий лепет оправданья». Не далеко отошли от этого постыдного состояния и формально православные - экуменисты и обновленцы, поклонники мифологизированной «доконстантиновской эпохи».
Мало кто вспомнил о том, что Крест есть знамение Победы, и поэтому юбилей 2013 года есть юбилей ПОБЕДЫ Христианской цивилизации над языческим злонравием...
Зато все христианские авторы, писавшие на темы Эдикта в нынешнем году, единодушно признают - сейчас наступают новые времена гонений на Церковь Христову.
Пример «юбилея» 2013 года иллюстрирует одну печальную последовательность или даже закономерность. Она состоит в том, что время от времени в истории человечества случаются периоды, когда «рвётся связь времён» и какая-то часть общества начинает агрессивно нападать на своё прошлое. Это состояние нельзя не признать болезненным. Именно такое состояние переживается сейчас западноевропейским ( и вообще западным) обществом. Трудно представить себе момент более яростного отвержения исторических идеалов, имеют ли они сословное или религиозное, или даже семейное происхождение. Тот накал ненависти по отношению к «тёмным» предшествующим временам, который мы ощущаем в писаниях ренессансных гуманистов или энциклопедистов, был достоянием отдельных людей. Ныне же ненависть к прошлому овладела целыми народами.
Традиционность ищет себе убежища в стенах государственных учреждений, в церквах, театрах, библиотеках - и нигде не находит. Отречение Бенедикта Шестнадцатого - очень яркое доказательство правоты моих суждений.
Каждый человек в традиционном, а отчасти и в индустриальном обществе обладал целым набором «идентичностей» - религиозной, цивилизационной, национальной, региональной, профессиональной, семейной и родовой, сословной и классовой. Конечно, не все эти пласты самоопределений были проникнуты рациональным самопознанием, что-то чувствовалось инстинктивно или интуитивно. Однако высшее сословие, элита должна была подавать пример: первое сословие (духовенство) подавало пример религиозной идентификации, второе (дворянство) - семейной и родовой («знатность обязывает»), позднесредневековая и раннебуржуазная интеллигенция была оплотом патриотизма (трудно сейчас сопоставить понятия «интеллигенция» и «патриотизм», но так было!). Пантеон национальных Святых и героев существовал в каждой европейской стране (проблема соотношения национального и Имперского сейчас не будет нами обсуждаться).
Иными словами, элита была хранительницей нравственных ценностей - вне зависимости от того, какие прегрешения допускались её отдельными представителями. Истину признавали Истиной, а кое-кто (Фома Кемпийский, Блез Паскаль) даже догадывался, что Истина есть Христос.
Посмотрим на современную европейскую элиту... Откуда она, кстати говоря, взялась?
Происхождение элиты определяется не столько родословными, сколько теми ценностями, на верность которым элита - осознанно или неосознанно- присягает. Наполеон был корсиканским дворянином, но для истории этот факт ничего не значит - Наполеон есть дитя Революции, свергшее, как Зевс Кроноса, свою родительницу. Не думаю, что баронский титул мадам Эштон что-либо значит после присяги Революции, принесённой баронессой на Майдане.
Итак, каковы же ценности, презентуемые обществу современной европейской элитой? Взглянем на них с точки зрения Христианский Истины.
Первая и главная «ценность» - ложно понимаемая свобода. Лживость современного понятия о свободе состоит в том, что свобода преподносится как высшая ценность и самоцель бытия. И в этом случае неизбежно разрушаются понятия о грехе и добродетели, поскольку добро должно стоять выше свободы (тем паче - Истина). Свобода - это средство для избрания «благой части» (Лк. 10, 42), но свобода никогда не может быть самоцелью. Если порядок нарушен, то грех принимается как норма.
Вторая «ценность» - т.н. «права человека». «Человек» в данном случае - не историческая личность со всеми своими идентификациями, а абстракция, пустая оболочка, куда всякий может набить всё, что ему вздумается. Почему-то есть Всеобщая декларация прав человека, но нет Всеобщей декларации прав цивилизаций или Декларации прав народов.
Какие сейчас изобретаются «права» - «срамно есть и глаголати». И опять же - права человека преподносятся как самоцель, в то время как они - всего лишь средства и условия для исполнения обязанностей.
Да и объективность в оценке соблюдения прав в разных странах со стороны Запада сильно страдает криворукостью и косоглазием... Про демократию как «европейскую ценность» говорить просто неудобно: на наших глазах демократичнейшие Франция и Италия в лице своих элит дали подкупить себя в ливийском и сирийском вопросах мелкому ближневосточному тирану - самопровозглашённому (при живом отце) эмиру Катара.
Итак, если «ценности» современной европейской элиты полностью совпадают по толкованию с «ценностями» 1789-1793 и 1968 годов, то нельзя не признать революционное происхождение этой «элиты».
«Публичные персоны» европейской элиты - почти вытеснившие аристократию актёры и актрисы, салонные философы вроде Бернара Кушнера, отставные боевики революции 1968 года (Йошка Фишер, Даниэль Кон-Бендит), специалисты по русо- и славянофобии (лорд Джадд, Дэвид Рассел-Джонстон (испустивший дух на обочине парижской улицы), Рудольф Биндиг, Карл Бильдт), художники и галеристы типа «нашего» Гельмана, писатели и режиссёры, равняющиеся на Жозе Сарамаго и Тинто Брасса... В общем, портрет понятен.
Те же, кому не посчастливилось попасть в «формат» (Тило Саррацин, Беатрис Бурж, Марин Ле Пен), испытывают на своей шкуре «евротолерантность» - элита спустила на них собак, открыв самую настоящую травлю, по всем правилам охотничьего искусства.
Надобно понять, что для современного европейца в принципе легко ругать «брюссельскую бюрократию» (от этой ругани ей ни холодно, ни жарко). Гораздо тяжелее бороться против проявлений деградации, которые распространяются на низовом уровне («уроки» извращений в начальной школе, запреты на религиозную символику и т.п.). Мы мало знаем о тех героях Европы - да, героях! - которые не пускают своих детей на уроки «секспросвета», открыто носят Кресты, почитают Святых, Королей и героев Старого ( я бы назвал его - Человеческого) порядка. Каждая традиционная семья во Франции, Бельгии, Испании - форпост в битве за Божественное достоинство человека. Рано или поздно сторонники Божественного достоинства человека, сторонники Истины поймут красоту Православия и проникнутся ею.
Однако пока имеет место не только замалчивание душевной болезни Европы, но и принятие болезни в качестве эталона здоровья.
Каковы же истоки этой болезни, опасной для человечества?
Византийская философия легко даёт ответ на этот вопрос. «По св. Григорию Богослову, разумная душа трехчастна, И он добродетель мысленной силы назвал благоразумием, ведением и мудростью; добродетель силы раздражительной - мужеством и терпением; а добродетель силы вожделетельной - любовью, целомудрием и воздержанием; правда же во всех их имеет свою часть, научая действовать благообразно. Благоразумием воюет она с ангелами вражескими, защищая добродетели; целомудрием бесстрастно смотрит на вещи; любовью всех людей, как себя, любить заставляет; воздержанием отсекает всякую сласть; мужеством и терпением вооружается против невидимых браней. Такова благозвучная гармония органа душевного» (5)
Это учение отчасти напоминает деление души Платоном (силы разумная, яростная и вожделеющая - проще говоря, ум, воля и чувства). Афинский философ, как и св. Григорий, настаивает на необходимости гармонии этих сил. Платон решительно предупреждает об опасности «восстания какой-то части души против всей души в целом с целью господствовать в ней»(Государство, кн. 4).
Вот именно это восстание частей души против неё самой мы наблюдаем в западном типе личности (следовательно, и в западном обществе) последнюю тысячу лет. Сначала господствовал ум в соединении с волей (эпоха схоластики), чувства же подводились под подозрение. Затем чувства в союзе с волей восстали против разума (Ренессанс, эмпирическая наука, материализм). После этого было провозглашено всевластие воли (Ницше, экзистенциалисты). Наконец, с приходом постмодернизма, по-видимому, ослабели все три душевных начала и за норму было принято то их состояние, которое описывается Платоном в следующих выражениях: «смятение и блуждание разных частей души, их разнузданность и трусость и вдобавок еще невежество» (там же).
Разрушение душевной гармонии всегда связывалось в православной антропологии с совершением греха.
Грехи Западной цивилизации включают, в частности, неправильное словоупотребление (разновидность лжи). К сожалению, злоупотребление понятиями свободы и прав человека далеко не исчерпывает фактическую сторону этого греха. Одно из ложных имён, появившееся вследствие другого тяжкого греха (предательства) - «Византия». Как известно, граждане Восточной части Римской Империи византийцами себя не называли. «Византия» - термин отчуждения, удобный для подчёркивающей свой «римский» характер Европы. Гораздо труднее, впрочем, побороть «византийское наследие» внутри Западной цивилизации - здесь уместен приём тотального замалчивания.
Однако 1700-летие Миланского эдикта - достойный повод для того, чтобы восстановить правильное словоупотребление хотя бы в российском информационном поле, а заодно - отбросить завесу молчания над фактами, свидетельствующими о сильном влиянии Восточной Римской Империи («Византии») на рождение Запада. В качестве примера западной страны, на наш взгляд, может быть избрано Королевство Меровингов, давшее жизнь двум влиятельнейшим державам современности - Франции и Германии.
2. Восточное влияние в римской Галлии
Западная часть Римской империи к моменту своей гибели (476 г.) напоминала орех с сохранившейся толстой кожурой, но совершенно истлевшей сердцевиной. Роль кожуры ореха выполняли Галлия, Испания и Северная Африка, сердцевиной же была Италия, столь сильно наводнённая германскими племенами, что местное население уже не могло возвысить голос в свою защиту.
Лояльное Риму население Галлии оказалось в трагическом положении. Перед ним лежал мучительный выбор: покориться ходу вещей или попытаться воссоздать римскую государственность в собственных пределах.
Император Зинон (или Зенон - в зависимости от латинского или греческого произношения), в то время управлявший восточной частью Римской империи, считал, что разделение государства, произведённое в 395 году, было ошибкой. Поэтому он не стал помогать ни Ромулу Августулу, ни Юлию Непоту сохранить за собою призрачную власть западных Императоров. Ему хотелось утвердить римское влияние на более прочных основаниях. С этой целью он включил германских вождей Одоакра, а затем и Теодориха в состав римской администрации, убедив их признать (хотя бы и чисто символическое) главенство Константинополя в делах Италии. Позднее, при св. Юстиниане, это главенство превратится в реальное...
Что же происходило в это время в Галлии? Там утверждалось племя франков, причём из всех родовых дружин выделялись своей силой и беспощадностью салические (морские) франки во главе с потомками Меровея. Прямой потомок Меровея Винделика, Хлодвиг (Кловис), в 486 году сломил сопротивление остатков галло-римского войска Сиагрия. Казалось, Галлии была уготована участь Германии, где римское влияние было стёрто раз и навсегда. Однако, в 496 году Хлодвиг принял никейское (Православное) Христианство, а затем провозгласил подчинение Галлии Восточному Императору. «Право на завоёванную Галлию, право, приобретённое германским мечом, требует утверждения от законного владыки всего Римского мира, от Императора Византийского; и Хлодовиг, в звании патриция, получает значение независимое от воли своих ратных сподвижников». (6). Хлодвиг и его ближайшие преемники пользовались списками налогоплательщиков, составленными при Сиагрии и даже до него, подтвердили права куриалов и провинциалов, сохранили за православными Епископами все их привилегии, дарованные последними западными Императорами. «В начале 6-го века Меровинги любили заявлять себя законными представителями имперской власти в Галлии...» (7).
Любопытно отметить, как оценивал эту зависимость барон де Секонда и де Монтескье, один из тех, кто в 18-м столетии активно формировал «новые моральные ценности» взамен христианских. В трактате «О духе законов» Монтескье пренебрежительно отзывается о влиянии Византии на Галлию: «Наконец, когда Хлодвиг был назначен консулом и, если угодно, проконсулом, он был уже властелином монархии и все его права были прочно установлены. Другое доказательство, приводимое аббатом Дюбо, - это осуществленная императором Юстинианом передача всех имперских прав на Галлию детям и внукам Хлодвига. Я мог бы многое сказать по поводу этой передачи. О значении, которое придавали ей франкские короли, можно судить на основании того, как они исполнили ее условия. К тому же они были господами Галлии, ее признанными государями. Юстиниан не владел в ней ни пядью земли. Западная империя была уже давно уничтожена, а восточный император не имел на Галлию никаких прав, кроме прав представителя западного императора; это были права на права... Какое значение могла иметь эта посторонняя уступка прав уже установившемуся учреждению?» (8).
Эти слова Монтескье говорят о его неосведомлённости в правовых реалиях начала 6-го века. Специально изучавший этот вопрос Ф.И. Успенский отмечает: «Свержение последнего римского императора в 476 г. не оставило глубокого впечатления, империю и после этого события не рассматривали как павшую. Идея империи не умирала и на Западе, продолжая находить свое осуществление на Востоке» (9). Восточные Императоры некоторое время после 476 года рассматривали себя как правителей единой Римской Империи, всё ещё (до формальной уступки) имевшей права не только на Галлию, а даже и на Британию.
Но, быть может, мы говорим о бумажных связях и зависимостях, не имевших никакого отношения к социальной реальности? Нынешние поклонники Запада ответят на этот вопрос утвердительно. В самом деле, какое отношение Греция и другие восточные провинции имели к Галлии в пору падения Западной части Империи?!
Но имеющиеся в нашем распоряжении факты говорят - греческое и вообще восточное влияние в Галлии было настолько ощутимо, что игнорировать его нельзя.
Символом греческого влияния в Галлии является Массилия (Марсель) - колония, основанная жителями Фокиды около 600 года до Р.Х.
«Школа в Массилии (Марсель) пользовалась большой славой, далеко переходящей границы провинции. Сюда приезжали учиться дети богатых римских аристократов. Их привлекала не только программа, весьма обширная, особенно в области медицины, астрономии, географии, но прежде всего, преподаватели греческого языка. Бывшая греческая колония, Массилия имела первоклассных греческих грамматиков, поэтому греческий был одним из важнейших учебных предметов. «Трёхъязычный город», по
словам Варрона, подражал во всём Афинам и отчасти заменял эту греческую столицу на западном побережье Средиземного моря. Его богатая научная традиция, «здоровая в моральном отношении обстановка» создали славу Массилии как «великому университетскому городу»« (10).
Св. Иоанн Кассиан Марсельский (ок. 360-435) был учеником восточных подвижников, впитал опыт монастырей Синая, Сирии, Греции. В 415 году он основал два монастыря восточной традиции в Марселе (11).
К числу греческих колоний в Галлии относились, помимо Массилии, Анфиполис (Антиб), Никея (Ницца), Ольвия, Тауросис, Арелат (Арль), Роданусия (Сен-Жиль - место жительства св. Эгидия), Агафа и Эмпорион. Греки, между прочим, считаются строителями Монако.
К моменту прихода в Галлию первых христиан население этих колоний в значительной мере потеряло свой греческий облик, смешавшись с римлянами и галлами. Однако греческий язык всё ещё звучал в южной Галлии, и представители христианской греческой образованности могли свободно беседовать с потомками соотечественников.
Одним из первых образованных христиан, проповедовавших в Галлии, был Ириней, выходец из ближневосточной (греко-сирийской) среды, вошедший в историю, однако, с галльским эпитетом «Лугдунский» (Лионский). Около 160 года он был послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с 177 года и до мученической кончины в 202 году св. Ириней был епископом Лионским.
По словам протоиерея Марка Антуана де Борегара, Православная традиция в регионе Лиона и Марселя «совершила синтез нескольких культур: местной галльской, латинской культуры, еврейской и греческой культуры».
«Послание южно-галльских христиан о бывшем в Лионе в 177 г. гонении на христиан, написанное на греческом языке, извещает между прочим о мученической кончине епископа лионского Пофина (чисто греческое имя), более чем 90-летнего старца, и в ряду мучеников отмечает ... «Аттала, пергамца родом, всегда бывшего опорой и оплотом здешних (христиан)». Преемником св. Пофина был св. Ириней, человек с чисто греческим именем, греческий писатель малоазийского происхождения, очень хорошо помнивший св Поликарпа смирнского и в юном возрасте бывший его слушателем. Все это говорит, что сношения между Лионом и Малою Азиею в это время были самые живые... Подле - может быть грека - Стремония далее стоят несомненные греки Дионисий парижский и Трофим арльский»...(12).
На другом конце Галлии, в аквитанской Пиктавии (Пуатье), греческий язык тоже изучался, хотя и в меньшем объёме.
Св. Иларий Пиктавийский «обладал греческим языком в некоторой степени ещё до своей ссылки на Восток... Несомненно, он не чужд был знакомства с греческой философией» (13).
Священномученик Евтропий, первый епископ Сентский, был греком или римлянином; по другому же преданию, он происходил из персидского царского рода. Как сообщает в своем сочинении «О славе мучеников» святитель Григорий Турский († 594), Евтропий был рукоположен в епископы папой Римским священномучеником Климентом († 101), учеником святого апостола Петра. Евтропий был одним из миссионеров, посланных вместе со священномучеником Дионисием Ареопагитом († 96) для проповеди Евангелия в Галлии.
Прибыв в Галлию, святой Евтропий поселился на землях, населенных кельтским племенем сантонов. Главным городом здесь был Медиолан сантонов (лат. Mediolanum Santonum). Ныне на его месте находится французский город Сент в области Пуату (14).
В Провансе, а затем на одном из Леринских островов подвизался св. Гонорат Леринский (Арелатский, 365 - 429), в начале 5-го столетия совершивший паломничество в Грецию.
Наконец, тесные связи с Грецией имел и Париж! Святая Геновефа (Женевьева) со стороны отца происходила из древнего галльского рода, мать святой - Геронтия - была гречанкой. В 429 году святой Герман Оксерский был проездом в их доме и предсказал маленькой Женевьеве великое будущее. С пятнадцатилетнего возраста будущая покровительница Парижа вела аскетическую жизнь в родительском доме, а после смерти родителей жила в Лютеции Паризийской, которая тогда не выходила за пределы острова Сите. В 451 году, когда Парижу угрожали вторгнувшиеся в Европу орды Аттилы, Женевьева предсказала, что Париж будет спасён. Потерявшие надежду горожане хотели убить святую, но Аттила в самом деле отвёл свои орды от города в сторону Каталаунских полей, где и был разбит. После этого слава святой возросла. Она завоевала уважение города также щедростью, безупречной нравственностью и пламенной верой. Во время пятилетней осады Парижа франками Женевьева привела по реке в город суда со съестными припасами и раздала их народу. Женевьева благословила постройку над могилой святого Дионисия церкви, при которой Король Дагоберт I Меровинг основал позже аббатство Сен-Дени.
Обобщая всё сказанное выше, мы можем с уверенностью сказать - греческое, восточное влияние в Галлии к моменту её завоевания франками было велико. Оно не исчезло и при Меровингах, в чём мы сможем убедиться из следующей главы.
3. Восточная Империя и династия Меровингов.
Влияние Восточной Империи на Королевство франков имело политическое, экономическое, религиозное и социальное влияние.
Римская империя знала несколько видов отношений с «варварами»: это могла быть война, но могло быть и союзничество вплоть до включения варварских народов в сферу римского влияния под именем «федератов».
Полное подчинение франков не входило в планы Восточной Империи, однако Василевсы стремились направить отношения с Меровингами в русло военного союза. Это было тем легче, что, в отличие от готов и бургундов, франки придерживались Никейского исповедания.
Василевс Анастасий I Дикор (правил в 491-518 гг.) заключил с Хлодвигом тайный союз, направленный против вестготов (15).
Св. Юстиниан I (годы правления 527-565) стремился к заключению прочного союза с франками. Франкские короли Хильдеберт (511 - 558 гг.) и Теодеберт (533/534 - 547/548 гг.) добились утверждения уступки им Прованса Императором Юстинианом (впрочем, позднее Византия попытается вернуть Прованс, хотя и неудачно).
Франкские Короли пытались подражать Императорам во многом: Хильперик (561-584 гг.) приказал построить в Париже и Суассоне цирки, монеты Меровингов чеканились как бы в противовес византийским, название должности коннетабля попало во французский придворный лексикон прямо из константинопольского церемониала («коноставлос» - отсюда же и английское «констебль»).
На Соборе епископов Королевства в 529 году было решено устраивать школы при храмах и монастырях, и при школе Св. Мартина Турского применялся учебник византийского грамматика Присциана.
Отец Святого Элигия, придворного Королей Хлотаря II и Дагоберта I, именовался Евхерием (распространённое греческое имя в Галлии). Сам Св. Элигий посещал Восточную Империю (16).
В 582 году в Марселе византийский ставленник Гундобальд провозгласил себя Королём, но неудачно (17). Ему помогал патриций Юний Муммол - примечательная личность (о нём будет речь ниже). Вероятно, проект воцарения Гундобальда был плодом мечты воинственного Императора Маврикия.
Впрочем, и после этого инцидента связи между Византией и Меровингами не прервались вполне, о чём свидетельствует Анри Пиренн.
Говоря о нашествии арабов, Пиренн допускает существование «нитей, связывавших Византию с германскими королевствами», даже в начале 8-го столетия (18). Восточная Империя была слишком важным рынком, и политические инциденты не могли повлиять на его привлекательность для Меровингов.
Общины греческих купцов и монахов существовали в V - VII веках в Нарбоннском регионе.
Во время вступления Короля Гонтрана в Орлеан в 585 году его встречала колония сирийских купцов, которые приветствовали его на своем наречии. Сирийские торговцы в 589 году жили и в Нарбонне (19).
«Ввоз пряностей продолжался ещё некоторое время, ибо монахи Корбейского монастыря в 716 году считали полезным ратифицировать свои привилегии в таможнях Фоса. Полстолетия спустя в Марсельском порту царствовала пустыня. Его кормилица-мать - море - было закрыто от него (арабским завоеванием - А.П.), и экономическая жизнь континентальной страны, которая питалась через его посредство, была окончательно погашена. В 9 веке Прованс, бывший самой богатой страной Галлии, стал самой бедной» (20).
К эпохе заката византийско-меровингских отношений относится загадочная история Святого Эгидия (Сен-Жиль).
Святой Эгидий (лат. Ægidius, фр. Gilles, ок.650-710) -отшельник, живший в Провансе и Септимании. Он, по преданию, был «сыном Короля Теодора и Королевы Пелагеи Афинских» (21). Конечно, никаких королей в Греции в тот период не было, однако это обстоятельство не опровергает историчности жития - Св. Эгидий мог происходить из семьи сенатора - родственника Императора или стратига.
Интересно, что единственные сохранившиеся оригинальные элементы монастыря Св. Эгидия XII века - коринфские колонны. Память о Родине подвижника...
По преданию, майордом франков Карл Мартелл, совершивший смертный грех, был прощён по молитве греческого анахорета. Мрачное предзнаменование! В нашей истории впервые появляется майордом, и его жизнь омрачена смертным грехом. Последователи Карла Мартелла не были так совестливы...
Греческих отшельников Галлии почитали не только Короли. В народе прославились имена Святого Кириака из Пуату, защитника Православия в борьбе с ересью Ария, строгого аскета Св. Патрокла Буржского (496 - 576/577)...
В Галлии распространялось почитание восточных мучеников.
Монастырь святых мучеников Сергия и Вакха в Анжере (Сан-Серж) был основан не позднее середины 7-го века и впервые упоминается в грамоте Короля франков Хильдеберта Четвёртого Меровинга в 705 году: « monasterio quod est in honore pecularis patroni nostri sancti Sergii et domini Medardi episcopi «.
Монастырское предание называет ктиторами обители Хлодвига Второго и Тьерри Третьего (22). Как сообщают французские исследователи, «культ восточных мучеников Сергия и Вакха стал распространяться в Галлии с 6-го столетия» (23). Это те самые Сергий и Вакх, которым посвящён монастырь в Сирии (Росафа), а наш св. Сергий Радонежский принял в монашестве имя мученика Сергия.
Реликвии свв. Сергия и Вакха были переданы из Византии в Галлию в Шестом и Седьмом столетиях (24), причём Григорий Турский указывает на Юния Муммола, выходца из галло-римской семьи и известного политического деятеля Галлии, как на инициатора принесения реликвий.
Примечательно, что после падения Меровингов монастырь Сан-Серж пришёл в запустение и был восстановлен только около 1000 года бенедиктинцами.
После кончины Дагоберта I в 639 году власть Меровингов стала слабеть. Политическое влияние в обоих королевствах (Нейстрии и Австразии) переходило в руки майордомов, или палатных мэров - франкских аристократов, заведовавших Королевским хозяйством.
Власть майордомов уже в Седьмом столетии содержала потенциал конфликта с Византией. Св. Беда Достопочтенный описал один случай, произошедший с нейстрийским майордомом Эброином в 668 году. Беда рассказывает, как Эброин задержал по пути в Британию святого Феодора, возвращавшегося со своими спутниками из Рима, опасаясь того, что византийский Император Констант II, временно находившийся в Сиракузах, собирает альянс против Франкского государства, а задержанные являются его людьми. После выяснения обстоятельств дела, все путешественники были отпущены (25).
Этот Эброин вообще интересная личность - это он жестоко искалечил, а затем приказал убить святого Леодегара (Сен-Леже), сторонника византийского Православия в Нейстрии, почитателя св. Афанасия Александрийского.
Эброин питал особую ненависть к духовенству - среди прочих, жертвой его гнева сделался Епископ Дальфин (26). Триумф Эброина последовал в 679 году: 23 декабря 679 г. во время охоты близ Стене-сюр-Мёз Король-Меровинг Дагоберт II был убит, вероятно, по приказу Эброина, майордома Нейстрии. Наследника у Дагоберта не было, поэтому трон Австразии некоторое время оставался пустым. Страной управлял майордом Пипин Геристальский, пока после победы при Тертри в 687 г. не посадил на него короля Нейстрии Теодорика III. Дагоберта, как и Леодегара, канонизировали (27).
Весьма поэтичное описание Эброина содержится в современном патерике святых Запада: «Эбруаин (Ebroïn), кровожадный зверь, который организовал убийство Зигобранда (Sigobrand), парижского епископа грандами королевства, несмотря на усилия королевы, направленные на то, чтобы его спасти. Освободившись от этого соперника, Эбруаин хотел освободиться также от опеки регентши, и Батильда, которую обязали отказаться от власти, была отправлена в монастырь Шелль, департамент Сена-и-Марна (Seine-et-Marne)»(28).
Пока во главе континентальной Европы стояли Меровинги, Восточная Империя могла не тревожиться - они соблюдали сложившийся порядок, согласно которому Император был Верховным покровителем Западной Европы и сюзереном Италии. Но майордомы не имели перед Византией пиетета - на их рационально-циничный взгляд, Восточная Империя, как и Длинноволосые Помазанники - досадная помеха на пути к «счастью и благоденствию» (то есть разврату и расхищению государственных финансов). Династия Каролингов, возникшая из семьи майордомов Пипинидов (751 год), вошла в антивизантийский союз с папством. В 800 году Карл Великий нарушил античную традицию, сев на трон «вопреки Восточному Императору» (29).
«Европа долго не выходила из византийской колыбели, чтобы, выйдя из неё, сразу же забыть о воспитателях»(30).
В 1054 году разрыв Запада с Восточной Империей принял религиозный и цивилизационный характер. Грех предательства по отношению к Матери - Восточной Империи - дал на Западе свои страшные, губительные для души плоды. Осталось только вычеркнуть «Византию» из числа западноевропейских государств (мудрёно было это сделать - Империя владела не только Италией, но и частью Испании с Картахеной), признать ничтожной византийскую образованность (при том, что в Византии признавали Землю круглой (Св. Фотий), а на Западе - плоской), объявить Императорскую власть «тиранической» (а власть майордомов покоилась ли на законных основаниях?) и, наконец, отвергнуть Никейское исповедание в пользу символа с добавкой «и от Сына» - и «западная цивилизация» готова!
С тех пор отношение к «Византии» на Западе если и менялось, то в худшую сторону. Но, отвергая Восточную Империю и Восточную Церковь (Россия - преемница Византии), Запад идёт по пути саморазрушения. Слишком глубокими и важными оказались «нити, связывавшие Византию с германскими королевствами» (Анри Пиренн).
Послесловие
Наш рассказ окончен. За полями повествования остались: судьба хранительницы восточного благочестия и византийской образованности - Ирландии, отношения преемников Каролингов к Восточной Империи, Четвёртый Крестовый поход - бунт западного варварства против восточной цивилизации и наивысшее выражение «благодарности» Европы по отношению к Матери - Византии. Наконец, мы не охарактеризовали отношения Византии с другой её дщерью, благодарной и внимательной к её нуждам - Россией.
Главное, что следует нам уяснить - действие нераскаянных грехов длится в истории человечества. Однако и покаяние не может пока ещё считаться запоздавшим - земные часы ещё отсчитывают время существования Европы.
Кроме того, мы надеемся, что читатели получили представление о корнях тех сторон жизни Европы, которые могут считаться привлекательными и полезными - эти корни распространяются в плодородной почве Христианской Империи, начавшей своё развитие 1700 лет назад.
Кандидат исторических наук Алексей Поповкин.
Примечания:
1. The Constantinian Centenary. Celebration at Westminster Cathedral. //Tablet, 11th October 1913. - P. 31
2. Указ Синода цитируется по: Богословский вестник. - 1913. - №9. - С. 48-49.
3. Указ Синода, там же.
4. The Constantinian Centenary... ibidem.
6. Хомяков А. С. ПСС. Т. 7. С. 14.
7. Веселовский А. Н. Новые исследования о французском эпосе //ЖМНПр. - 1885. - март. - С. 264
8. Монтескье Ш.Л. О духе законов.
9. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 1. М. 2002. - С. 391.
10. Перфилова Т.Б. Организация учебной деятельности в грамматических и риторических школах Галлии в IV - V вв. //Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4 (33) . - С. 2.
11. Dom J.-M. Besse. Les premiers monastères de la Gaule méridionale// Revue des Questions Historiques, vol. LXXI, avril 1902. P. 397-399.
12. Болотов В.В. Христианство в Галлии: http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/70649/58/Bolotov_Lekcii_po_istorii_Drevneii_Cerkvi.html
13. Попов И. В. Святой Иларий - епископ Пиктавийский. Богословские труды. Том 4. М. 1968 (работа написана в 1930 г.) - С. 126-128.
15. Успенский Ф.И. Там же. С. 414 -420.
17. Ешевский С.В. Эпоха переселения народов и Каролинги. Соч. Т. 2. 1870. С. 240.
18. Пиренн А. Средневековые города и возрождение торговли. Пер. с англ. С. И. Архангельского. Горький. 1941. С. 24.
19. Rouche M. L'eclatement des mondes anciens. // Le Moyen Age, 1953, p.p. R. Fossier, op. cit. P. 97
20. Пиренн... Там же. С. 25.
21.Святой Эгидий: http://ru.wikipedia.org/wiki
25. Эброин: http://ru.wikipedia.org/wiki
26. Беда Достопочтенный, Св. Церковная история народа англов.
27. Дагоберт
Второй:
28. Цит по:
29.Пиренн...Там же. С. 25.
30. Иванов С. Византийское прошлое Европы.
Иллюстрации:
1.Спас в силах - композиция восточнохристианского происхождения на гробнице галльского аббата Агильберта (ск. ок. 680 г.) .
1. Коринфская капитель в остатках меровингской церкви Сен-Пьер на Монмартре.
2. Коринфская капитель в аббатстве Сен-Жиль.