За последние годы граждане России повидали многое: и столкновения на национальной почве - в Кондопоге, Сагре, Пугачеве, Москве, и теракты с «кавказским следом» (последний в Волгограде), и многое другое из этой области. Спрашивается, что с нами происходит? Более ста народов веками жили в одной стране - сначала в Российской империи, потом в СССР, и ничего, уживались. Вместе врагов побеждали, в гости друг к другу ездили. И вдруг что-то сломалось. Что именно? Попробуем разобраться.
Когда нарушен баланс
Начнем с очевидного - на улицах русских городов и поселков стало слишком много переселенцев из других районов России и иных стран, главным образом из Азии. Причина общеизвестна. Бизнесу нужна дешевая и послушная рабочая сила, и против этой потребности бессильны любые миграционные службы и ограничения государства. Раз выгодно - значит будут завозить. Капиталу, в сущности, неважно, кто для него работает на стройке или в магазине: рынок есть рынок. Бороться с трудовой миграцией одними административными методами не получится. Нужна другая социально-экономическая политика, иные принципы устроения общественно-экономической жизни. Будем надеяться, что в скором времени такая политика появится. А пока ее нет, национальные проблемы будут нарастать. Нам всем необходимо осознать, что в нашей стране опасно нарушен этнокультурный и социальный баланс. И исправлять ситуацию надо быстро, если мы, конечно, не хотим довести дело до массовых эксцессов. Но значит ли это, что ключом к исправлению ситуации является политический национализм?
Почему заговорили о мигрантах
В последние месяцы тема мигрантов и миграции стала едва ли не главной в СМИ, которые прежде никогда не были в этом замечены. Наоборот, они проповедовали толерантность, политкорректность, мультикультурализм, а фактически - беспредельную терпимость коренного населения к приезжим, к их нравам и поведению. Более того, на страницах либеральных изданий стали появляться откровенно националистические материалы, что, согласитесь, вообще странно. Стал выходить, например, журнал «Проблемы национализма», образовались соответствующие политические партии, в том числе Национально-демократическая. Недавний претендент на должность мэра Москвы и любимец «креативного класса» Алексей Навальный выступал на «Русских маршах»...
Красной нитью сквозь национал-демократическую идеологию проходит утверждение абсолютной чуждости Российской империи (во всех ее исторических формах, включая советскую) интересам русского народа. Подчеркивается, что с середины ХVI века по 90-е годы ХХ века имперское государство существовало и развивалось исключительно за счет эксплуатации русских этнических ресурсов - эксплуатации, носившей якобы колониальный характер. Редкие обращения к национальной тематике вроде «бюрократического национализма» Николая I, «русского стиля» Александра III или сталинского национал-большевизма, с точки зрения теоретиков национал-демократии, не более чем приманки, но никак не направляющий принцип.
В общем, вольно или невольно русская история и русский народ обвиняются в отсутствии национальной воли и, как следствие, в неспособности противостоять давлению инородцев. Складывается впечатление, что кто-то специально политически разыгрывает национальную карту, пользуясь действительными трудностями, которые переживает в начале ХХI века Россия.
Православный патриотизм
Говоря о русском самосознании, следует признать, что оно по большому счету никогда не было националистическим. Подлинными носителями русского национального духа в первой половине ХIХ века выступали, например, старшие славянофилы, прежде всего И. В. Киреевский и А. С. Хомяков, никогда, кстати, не называвшие себя националистами. Они считали себя именно православными мыслителями. Не были националистами в западном - нехристианском - смысле этого слова ни Тютчев, ни Достоевский, ни Леонтьев, ни Менделеев, ни Победоносцев, ни Тихомиров. Они стояли за святую Русь (в форме христианской империи) и ценили ее как сложившуюся цивилизационную структуру вселенского православия. Только позднее стали у нас возникать собственно националистические политические партии, рассматривавшие религиозные ценности как одну из разновидностей племенной символики (например, «Всероссийский национальный союз», партия М. Меньшикова).
Как бы то ни было, сегодня мы должны констатировать: национализм в строгом смысле слова, то есть избирательная этническая мифология определенного народа/этноса, выделяющая его среди других этносов как нечто радикально иное и высшее («богоизбранный народ», «высшая раса»), не вписывается в перспективу христианского универсализма. Обожествленная и возвышенная над другим нация-этнос - это концептуальная основа языческих и ветхозаветных представлений о взаимоотношениях Творца и твари. Общеизвестны слова Евангелия о том, что для Христа нет ни эллина, ни иудея. Это не значит, что народы/нации не имеют права на существование, это значит, что в мире есть нечто более важное, чем собственно эллинство, иудейство, германство, славянство...
Последнее прибежище либералов
Наши «новые националисты» непосредственно продолжают европейскую, буржуазно-демократическую линию в национальном вопросе, стремясь встроить капиталистическую Россию в контекст цивилизованных западных - к сожалению, постхристианских - стран.
Принципиальный национализм в точном смысле этого слова есть самоутверждение данного этноса - пусть самого замечательного, культурного и благородного - вопреки другим окружающим его нациям и этносам. Мы не такие, как вы, и мы лучше вас - вот сознательная или бессознательная основа национализма. В таком плане националисты опираются на низовые, эгоцентрические чувства народа или человека. В 2011 - 2012 годах несистемная оппозиция в своей борьбе против российской государственности пыталась использовать ущемленное чувство социальной справедливости и законное возмущение народа коррумпированностью чиновничества. Однако либеральные стратеги быстро поняли, что при отсутствии серьезной положительной программы и с немцовыми-каспаровыми во главе они не имеют реальных шансов на победу. Тогда было решено подключить русскую национальную энергию против кавказцев и азиатов. Именно по этой причине Навальный оказался на «Русском марше».
Как сказал бы замечательный русский философ Иван Ильин, все, в том числе и собственный любимый народ, надо видеть в божьем луче. В православном христианстве есть место всему - и личности, и нации, и обществу, то есть любой реальности, но по отношению к Богу, а не только к самому себе. Потому выражение «православный национализм» - такая же химера, как и «православный эгоизм». Православие ценит каждую уникальную нацию, так же как и уникальную личность. Неизвращенное христианство содержит в себе развитый личный, национальный и социальный элемент. «Православие и есть наш русский социализм» (Ф. М. Достоевский). Точно так же православие есть наш русский национализм. И наш русский персонализм. И то, и другое, и третье всегда входило и будет входить в состав имперского единства российской государственности. И никакой народ (а тем более русский) не будет чувствовать себя ущемленным.
«Россия, - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России» (В. Путин. Речь на Валдайском форуме 19.09.2010 г.).
В чем наша надежда и опора
Спор идет вовсе не о словах. Патриотизм и национализм - понятия соотносящиеся, но не тождественные. Классическая русская культура была одновременно христианской и национальной, не противополагая эти духовные силы, но выстраивая их в правильной иерархии. Однако некоторые наши «демократы», внедрившись в национальную сферу, хотят, по сути, поменять местами веру и нацию и, таким образом, отвести христианству этнографический угол на коммерческом и политическом торжище современного постмодерна (мультикультурализма).
Нынешнее «открытое общество» переходит от кризиса к кризису, на глазах возрастает стратегическая нестабильность в разных частях света. Либеральная демократия на Западе давно уже лишилась каких-либо духовных оснований. Комфортабельный европейский дом быстро становится «евросодомом». Наши «новые националисты» предлагают России войти туда под национальными знаменами. Однако эта затея не пройдет - не для того Бог оберегал до сих пор русскую православную культуру.
Русским сейчас трудно - в том числе и в национальном плане. Вместе с тем они никогда не согласятся стать нацменьшинством в собственной стране - в угоду той квазиколониальной части элиты, о которой говорил президент Путин на Валдае. Весь вопрос в том, как будет решен национальный вопрос - под знаменами «Русских (и нерусских) маршей» или в составе многонациональной империи, скрепленной духовным, державным и экономическим притяжением великорусского ядра. К этой цели есть один путь - развитие тех областей цивилизации и культуры, под которые были веками «заточены» русские: религиозный поиск, наука, искусство, промышленность, строительство мощного государства. Лучшие качества русского народа сегодня почти не востребованы, тогда как его конкуренты купаются в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты - коль скоро она на деле русская - как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал. Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит русская земля. Национальные качества русского народа не противоречат его религиозным - православным - энергиям, а вытекают из них. В этом наша надежда и опора.
Впервые опубликовано в газете Санкт-Петербургские ведомости № 241 от 13.12.2013
2. Re: Кто разыгрывает национальную карту?
1. Re: Кто разыгрывает национальную карту?