Кто разыгрывает национальную карту?

Алексей Навальный 
0
763
Время на чтение 6 минут

За последние годы граждане России повидали многое: и столкновения на национальной почве - в Кондопоге, Сагре, Пугачеве, Москве, и теракты с «кавказским следом» (последний в Волгограде), и многое другое из этой области. Спрашивается, что с нами происходит? Более ста народов веками жили в одной стране - сначала в Российской империи, потом в СССР, и ничего, уживались. Вместе врагов побеждали, в гости друг к другу ездили. И вдруг что-то сломалось. Что именно? Попробуем разобраться.

Когда нарушен баланс

Начнем с очевидного - на улицах русских городов и поселков стало слишком много переселенцев из других районов России и иных стран, главным образом из Азии. Причина общеизвестна. Бизнесу нужна дешевая и послушная рабочая сила, и против этой потребности бессильны любые миграционные службы и ограничения государства. Раз выгодно - значит будут завозить. Капиталу, в сущности, неважно, кто для него работает на стройке или в магазине: рынок есть рынок. Бороться с трудовой миграцией одними административными методами не получится. Нужна другая социально-экономическая политика, иные принципы устроения общественно-экономической жизни. Будем надеяться, что в скором времени такая политика появится. А пока ее нет, национальные проблемы будут нарастать. Нам всем необходимо осознать, что в нашей стране опасно нарушен этнокультурный и социальный баланс. И исправлять ситуацию надо быстро, если мы, конечно, не хотим довести дело до массовых эксцессов. Но значит ли это, что ключом к исправлению ситуации является политический национализм?


Почему заговорили о мигрантах

В последние месяцы тема мигрантов и миграции стала едва ли не главной в СМИ, которые прежде никогда не были в этом замечены. Наоборот, они проповедовали толерантность, политкорректность, мультикультурализм, а фактически - беспредельную терпимость коренного населения к приезжим, к их нравам и поведению. Более того, на страницах либеральных изданий стали появляться откровенно националистические материалы, что, согласитесь, вообще странно. Стал выходить, например, журнал «Проблемы национализма», образовались соответствующие политические партии, в том числе Национально-демократическая. Недавний претендент на должность мэра Москвы и любимец «креативного класса» Алексей Навальный выступал на «Русских маршах»...

Красной нитью сквозь национал-демократическую идеологию проходит утверждение абсолютной чуждости Российской империи (во всех ее исторических формах, включая советскую) интересам русского народа. Подчеркивается, что с середины ХVI века по 90-е годы ХХ века имперское государство существовало и развивалось исключительно за счет эксплуатации русских этнических ресурсов - эксплуатации, носившей якобы колониальный характер. Редкие обращения к национальной тематике вроде «бюрократического национализма» Николая I, «русского стиля» Александра III или сталинского национал-большевизма, с точки зрения теоретиков национал-демократии, не более чем приманки, но никак не направляющий принцип.

В общем, вольно или невольно русская история и русский народ обвиняются в отсутствии национальной воли и, как следствие, в неспособности противостоять давлению инородцев. Складывается впечатление, что кто-то специально политически разыгрывает национальную карту, пользуясь действительными трудностями, которые переживает в начале ХХI века Россия.


Православный патриотизм

Говоря о русском самосознании, следует признать, что оно по большому счету никогда не было националистическим. Подлинными носителями русского национального духа в первой половине ХIХ века выступали, например, старшие славянофилы, прежде всего И. В. Киреевский и А. С. Хомяков, никогда, кстати, не называвшие себя националистами. Они считали себя именно православными мыслителями. Не были националистами в западном - нехристианском - смысле этого слова ни Тютчев, ни Достоевский, ни Леонтьев, ни Менделеев, ни Победоносцев, ни Тихомиров. Они стояли за святую Русь (в форме христианской империи) и ценили ее как сложившуюся цивилизационную структуру вселенского православия. Только позднее стали у нас возникать собственно националистические политические партии, рассматривавшие религиозные ценности как одну из разновидностей племенной символики (например, «Всероссийский национальный союз», партия М. Меньшикова).

Как бы то ни было, сегодня мы должны констатировать: национализм в строгом смысле слова, то есть избирательная этническая мифология определенного народа/этноса, выделяющая его среди других этносов как нечто радикально иное и высшее («богоизбранный народ», «высшая раса»), не вписывается в перспективу христианского универсализма. Обожествленная и возвышенная над другим нация-этнос - это концептуальная основа языческих и ветхозаветных представлений о взаимоотношениях Творца и твари. Общеизвестны слова Евангелия о том, что для Христа нет ни эллина, ни иудея. Это не значит, что народы/нации не имеют права на существование, это значит, что в мире есть нечто более важное, чем собственно эллинство, иудейство, германство, славянство...


Последнее прибежище либералов

Наши «новые националисты» непосредственно продолжают европейскую, буржуазно-демократическую линию в национальном вопросе, стремясь встроить капиталистическую Россию в контекст цивилизованных западных - к сожалению, постхристианских - стран.

Принципиальный национализм в точном смысле этого слова есть самоутверждение данного этноса - пусть самого замечательного, культурного и благородного - вопреки другим окружающим его нациям и этносам. Мы не такие, как вы, и мы лучше вас - вот сознательная или бессознательная основа национализма. В таком плане националисты опираются на низовые, эгоцентрические чувства народа или человека. В 2011 - 2012 годах несистемная оппозиция в своей борьбе против российской государственности пыталась использовать ущемленное чувство социальной справедливости и законное возмущение народа коррумпированностью чиновничества. Однако либеральные стратеги быстро поняли, что при отсутствии серьезной положительной программы и с немцовыми-каспаровыми во главе они не имеют реальных шансов на победу. Тогда было решено подключить русскую национальную энергию против кавказцев и азиатов. Именно по этой причине Навальный оказался на «Русском марше».

Как сказал бы замечательный русский философ Иван Ильин, все, в том числе и собственный любимый народ, надо видеть в божьем луче. В православном христианстве есть место всему - и личности, и нации, и обществу, то есть любой реальности, но по отношению к Богу, а не только к самому себе. Потому выражение «православный национализм» - такая же химера, как и «православный эгоизм». Православие ценит каждую уникальную нацию, так же как и уникальную личность. Неизвращенное христианство содержит в себе развитый личный, национальный и социальный элемент. «Православие и есть наш русский социализм» (Ф. М. Достоевский). Точно так же православие есть наш русский национализм. И наш русский персонализм. И то, и другое, и третье всегда входило и будет входить в состав имперского единства российской государственности. И никакой народ (а тем более русский) не будет чувствовать себя ущемленным.

«Россия, - как образно говорил философ Константин Леонтьев, - всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России» (В. Путин. Речь на Валдайском форуме 19.09.2010 г.).


В чем наша надежда и опора

Спор идет вовсе не о словах. Патриотизм и национализм - понятия соотносящиеся, но не тождественные. Классическая русская культура была одновременно христианской и национальной, не противополагая эти духовные силы, но выстраивая их в правильной иерархии. Однако некоторые наши «демократы», внедрившись в национальную сферу, хотят, по сути, поменять местами веру и нацию и, таким образом, отвести христианству этнографический угол на коммерческом и политическом торжище современного постмодерна (мультикультурализма).

Нынешнее «открытое общество» переходит от кризиса к кризису, на глазах возрастает стратегическая нестабильность в разных частях света. Либеральная демократия на Западе давно уже лишилась каких-либо духовных оснований. Комфортабельный европейский дом быстро становится «евросодомом». Наши «новые националисты» предлагают России войти туда под национальными знаменами. Однако эта затея не пройдет - не для того Бог оберегал до сих пор русскую православную культуру.

Русским сейчас трудно - в том числе и в национальном плане. Вместе с тем они никогда не согласятся стать нацменьшинством в собственной стране - в угоду той квазиколониальной части элиты, о которой говорил президент Путин на Валдае. Весь вопрос в том, как будет решен национальный вопрос - под знаменами «Русских (и нерусских) маршей» или в составе многонациональной империи, скрепленной духовным, державным и экономическим притяжением великорусского ядра. К этой цели есть один путь - развитие тех областей цивилизации и культуры, под которые были веками «заточены» русские: религиозный поиск, наука, искусство, промышленность, строительство мощного государства. Лучшие качества русского народа сегодня почти не востребованы, тогда как его конкуренты купаются в море дикого капитализма. В этих условиях дело чести русской национальной элиты - коль скоро она на деле русская - как можно скорее вернуть народу те виды социокультурной практики, в которых он может и должен достигать поразительных успехов, что он уже неоднократно доказывал. Тогда и «конкуренты» быстро вспомнят, на чем стоит русская земля. Национальные качества русского народа не противоречат его религиозным - православным - энергиям, а вытекают из них. В этом наша надежда и опора.

Впервые опубликовано в газете Санкт-Петербургские ведомости № 241 от 13.12.2013
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Кто разыгрывает национальную карту?

Собственно патриотизм самый эффективный и даже можно сказать единственный может быть только в рамках христианства. Но если он таковой, то полностью поглощается христианством. Поэтому надобность самого термина весьма сомнительна, поскольку она просто отпадает. Ведь действительно, что может лучше чем православие объяснить зачем человеку (например военному) быть готовым жертвовать своей жизнью?!
Косьма / 20.12.2013, 20:25

1. Re: Кто разыгрывает национальную карту?

Ум русской элиты обманут правдой. Правду ставят между православными энергиями народа и Верховной властью. Еще Российская Империя попала в этот капкан. Правда рассудка и есть подмена Истины Духа. Рассудок формализует Истину. Духовная власть Самодержца подменена самодержавным рассудком. Красные увидели эту подмену,но внесли изменения только в формальную часть вопроса.И свели рассудочный формат к его истинному статусу.И в СССР возник резонанс,сплав православной энергии и звучания правды истинного статуса формата рассудка. То есть,с точки зрения формата рассудка СССР знал его истинное место. Но,одновременно с этим,так сложилось, в России скопились и Православные энергии Духа Истины. И возник резонанс одинакового звучания рассудка заявляющего истинное видение мира как абсолютной правды , и действительной Истины Духа по Православию. Тогда, в СССР произошла подмена понятий ,но НАОБОРОТ. В пользу Духа Истины. А сегодня - наоборот к НАОБОРОТ. То есть - наоборот к советской подмене понятий. Поэтому и "вылазит" правда рассудочного формата вместо Истины,в то время,когда говорится об Истине. Когда мы поймем эту разницу - мы разоблачим антихриста.
Бондарев Игорь / 18.12.2013, 06:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
О божественных тайнах выпытывать не надо
Бог лично участвует в драме мира – в нашей с тобой драме
14.11.2024
Что такое искусство?
Своеобразие России ХХI века в этом плане заключается в активном состязательном взаимодействии — борьбе — классических, модернистских и постмодернистских проектов, конкурирующих друг с другом, от исхода чего зависит будущее всего мира
05.11.2024
Умный бес всезнанья
В последнее время гностицизм вошёл в моду
31.10.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Алексей Навальный
Расколотая страна и смысл человеческой жизни
Спасение России целиком зависит от сочетания подлинной веры в Бога и от прозрения народного большинства
04.03.2024
Навальнистов «крышует» ХАБАД?
Саморазоблачение иноагента
14.12.2022
Когнитивная война на Украине в контексте победы России
Саботажем выхода на подписание акта о капитуляции Украины с обеих сторон будет поддерживаться сценарий войны «до победного конца»
28.05.2022
«Надо возвращаться к жёсткой экспертизе»
Нужно поддержать сенаторов в решении перейти к многоэтапной научной и методической экспертизе школьных учебников
24.03.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40