Ниже мы впервые переиздаем одну из статей русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813-1879).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. [Без подп.] Штраус и его ученик Ренан // Домашняя беседа для народного чтения.- 1864.- Вып. 21.- С.507-508) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название и примечания - составителя.
+ + +
Не всем, конечно, удастся ближе познакомиться с пресловутым сочинением Ренана [1], явившегося в наше время Цельсом[2], которому он, не уступая в дерзости и нахальной лжи, не годится и в ученики по уму и учености. А между тем всякому более или менее интересно узнать, что это за лжеучитель, и в чем состоит его система, поколебавшая слабую веру тех, которые легко увлекаются всяким ветром учения. И похожи на облацы безводни, от ветр преносими.
Появлению Ренана предшествовала богопротивная деятельность немца Штрауса [3]. Лет 25 тому назад этот господин фигурировал напропалую и стоял мишенью для справедливых и безпощадных нападений добросовестных гелертеров Германии. Штрауса разобрали, что называется, по ниточке, и наконец, наскучив им, бросили его под стол. Там бы ему и оставаться, если б не вздумалось лёгонькому французу Ренану достать его оттуда, и пропитанного пивом и кнастером немецкого гелертера переделать в галантерейного, выглаженного, завитого и надушенного говоруна.
Философы ХVIII столетия, между прочими нелепостями, пресерьезно утверждали, что Иисус Христос есть только астрономическое иносказание, и исторически не существовал никогда, что 12 апостолов соответствуют знакам зодиака. Казалось бы, трудно себе вообразить, чтобы подобная нелепость могла засесть у кого-нибудь в голове, наполненной мозгом, - и однако ж нашелся господин, который ухватился за грезу энциклопедиста и смело заявил о ней, во имя науки, перед целым миром. Иисус Христос, провозгласил Штраус, есть не индивидуум для нас, а идея, или, лучше сказать, человечество, человеческий род, сын видимой девы-материи и невидимого отца-духа. Этот сын - наш искупитель безгрешный, умирающий, воскресающий и возносящийся на небеса за нас и наше оправдание пред Богом».
Ренан, доставший Штрауса из-под стола, смекнул, что немец хватил уж чересчур, а потому повел дело не таким решительным путем. Он придумал написать свою «Жизнь Иисуса Христа», произвольно сокращая слова Господни, разрывая их связь между собою, переиначивая факты и толкуя тексты по своему, а не по значению слов. Таким образом - учение Иисуса Христа вышло у него продуктом талмудизма и парсизма, не взирая на то, что то и другое явилось далеко после христианства. Но, лжецу какая надобность в верности историческим данным? Благо есть головы, которыми можно вертеть по произволу. Ренану прежде и главнее всего нужно было подорвать кредит и авторитет евангельских сказаний, - и вот он принялся сортировать их и подводить под измышленные им периоды. В первом периоде, по словам его, преданы были письмени первоначальные повествования о Христе, состоявшие из бесед Спасителя, сохранившихся в евангелии Матфея, и из рассказов о делах Его, вошедших в состав второго. Во втором периоде составлены в настоящем своем виде наши первые два евангелия, как плод отрывочного взаимодействия двух господствовавших у христиан направлений. По мнению Ренана, евангелия от Матфея и от Марка служат памятниками беспорядочного предания, не запечатленного никаким авторитетом. Третий период составляет эпоху компиляций, памятником чего служит евангелие от Луки. Наконец к четвертому периоду относится время намеренного искажения исторической правды, в целью провести предзанятые метафизические идеи. «Евангелист Иоанн, говорит Ренан, был в этом периоде Платоном иудейского Сократа!...»
Не думайте, чтоб Ренан имел твёрдые исторические основания для таких периодов образования источников евангельской истории. Нет, - он об этом заботится меньше всего; его периоды - мечты, но мечты завлекательные для легких умов, ни во что же ино упражняющихся, разве слышати что новое. Ренан мастерски пишет картины природы и нравов, облекает мысли свои в образы живые и блестящие, а этого слишком довольно для людей, бедных внутренним содержанием. Но умы крепкие никогда не удовольствуются этими блестками, чуя во всем изделии Ренана смердящую изгарь, и потому-то они убеждены, что если христианство выдержало нападение Цельсов, Норфириев, Клианов и целой фаланги энциклопедистов прошлого века, то, конечно, не убоится женственного романа Ренанова.
Примечания
[1] Ренан(Renan) Жозеф Эрнест (1823-1892) - французский семитолог, историк, писатель. В 8-томной Истории происхождения христианства (HistoiredesoriginsduChristianisme, 1863-1883) он развивал рационалистическую критику, особенно в первом томе «Жизнь Иисуса» (ViedeJsus, 1863).
[2] Цельс (Celsus) Авл Корнелий (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н. э.) - один из самых известных античных критиков христианства.
[3] Штраус (Strauß) Давид Фридрих (1808-1874) - германский философ, историк, теолог, публицист.