Ниже ко дню восстановления Патриаршества решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917 г. мы переиздаем девятую главу из книги «Царская власть и закон о престолонаследии в России» (София, 1924.- 192 с.) замечательного русского правоведа, историка, публициста Михаила Валериановича Зызыкина (1880-1960).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии подготовил профессор А. Д. Каплин.
+ + +
Как мы упоминали, закончить здание Третьего Рима удалось только сыну Грозного Царю Феодору. Апостольское 34 правило гласит: «Епископом всякого народа подобает знать первого из них и признавать его, яко Главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух». Правило это является основой канонического строя каждой поместной православной Церкви. И до введения в XVI веке патриаршества в Москве был таким первосвятителем Московский митрополит, носивший своё звание не в качестве почетного титула (как в Петербургский период), а как ранг, связанный с рядом прав по высшему руководству русской Церковью.
Но для восполнения «священной двоицы» и возвышения русской Церкви на подобающее ее действительному значению во Вселенской Церкви положение, недоставало сана патриарха. Только с установлением Патриаршества можно было считать законченным преемственную передачу Византийского наследия. И вот начались переговоры. Здесь не место подробно их описывать, но покажем только, с какой осторожностью и деликатностью подходит к этому вопросу самодержавный монарх, проникнутый сознанием своих обязанностей к Церкви. Мы восстановим событие по документам, изданным в 1858 г. Собственной Его Величества Канцелярией.
В июне 1586 г. царь воспользовался пребыванием в Москве Антиохийского патриарха Иоакима и собрал Совет Боярской Думы для рассуждения о том, чтобы возбудить вопрос перед приехавшим патриархом об устроении в России патриаршества. Боярин Годунов вступает по уполномочию Царя в переговоры с патриархом и просит, чтобы желание Царя было поставлено им на обсуждение со Вселенским и всеми остальными патриархами и Константинопольским патриаршим Синодом, и просит патриарха сообщить Царю о результатах этого совещания и о способе поставления патриарха. Согласившись лично за себя на установление патриаршества, патриарх заявляет, что такое великое дело можно учинить только по решению всех патриархов и Собора. В 1587 году в Москве узнали от некоего грека Николая, что оба патриарха Антиохийский и Константинопольский посылали за Александрийским и Иерусалимским, чтобы сообща обсудить в Константинополе Царское желание.
В июле 1588 года Константинопольский патриарх Иеремия приехал в Москву. Снова Царь собрал совет из супруги и бояр и возбудил вопрос о приглашении приехавшего вселенского патриарха остаться у нас и сделать свою кафедру во Владимире. После долгих переговоров патриарх наотрез отказался устанавливать патриаршество вдали от Царя; «ибо патриарх всегда бывает при Царе»; Государь тогда возбудил в Боярской Думе вопрос о том, чтобы просить Константинопольского патриарха поставить в патриархи Московского митрополита и дать чин поставления для руководства на все будущие времена. На это патриарх Иеремия согласился, и в январе 1589 года собрался Духовный Собор, которому Царь сообщил о согласии восточных патриархов установить в Москве патриаршество и о необходимости обсудить способ его ведения. Собор предложил Царю выработать порядок установления патриаршества, что Царь и сделал. Выработанный им чин избрания и наречения был одобрен Духовным Собором и представлен патриарху Иеремии, который его и утвердил. В назначенный день в Успенском Соборе собрался Духовный Собор во главе с Константинопольским патриархом. Этот Собор выбрал трёх кандидатов, из которых одного должен был окончательно выбрать Царь для поставления в патриархи.
В установленный день патриарх Иеремия вместе со всем Собором поставили избранного и нареченного Иова, повторив над ним весь чин архиерейского посвящения (для сообщения сугубой благодати). При поставлении патриарха участвовал по чину и Царь. Патриарх Иеремия вручил новопоставленному Иову посох, а Царь надевал на него золотую панагию и говорил речь, в которой указывал, что «Великий престол чудотворца Петра и патриаршества даются ему рукоположением и освящением патриарха и святых отец архиепископов и епископов нашего Самодержавного Царствия». Перед поставлением нареченный патриарх исповедал Православную веру перед лицом патриарха и царя, сидящих на амвоне в полных облачениях своего сана.
В мае же 1590 года в Москву была доставлена из Константинополя уложенная грамота за подписями патриархов Вселенского, Антиохийского, Иерусалимского и бывших на Соборе 42 митрополитов, 19 архиепископов и 20 епископов об установлении в России патриаршества. В этой грамоте было сказано между прочим: «И смирение наше собственными очами видело и радовалось благодати, величеству и распространению, данному от Бога сему царствию, ибо один только на земле Царь великий и православный, и не пристойно было бы не учинить воли его; мы же, приняв по разуму его, поставили на Москве патриарха Иова именем и благодатью Божьей, дали ему хриссовулу патриаршую и произволили, да он архиепископ Московский властвует, как пятый патриарх и будет достоинством и честью почитаться с иными патриархами во веки». Затем говорится о соборном установлении патриаршества на все будущие времена по постановлению всех патриархов и всего Вселенского Собора.
Так актами Восточных патриархов, стараниями и заслугами Царя Грозного и его сына Феодора теория III Рима нашла теперь осуществление в Москве, и рядом с единым царем православным стоял равноправный с прочими патриархами патриарх Московский и всея Руси.
Отношение царя и патриарха вплоть до Петра I были построены на основании воспринятом из Византии. Это было время расцвета церковных Соборов и совместной деятельности Царя с Церковью, в соответствии с Византийскими традициями. Соборы созывались многократно (в гг. 1551, 1562, 1573, 1580, 1620, 1654, 1660, 1667, 1675 и пр.) либо с предварительного согласия Царя, либо по его непосредственной инициативе (1551 и 1667); Царь на них принимал живейшее участие, но акты соборные подписывались только членами Освященного Собора. Государственная власть придавала им силу государственного закона либо привешиванием государственной печати (1503), либо просто в конце соборного постановления говорилось, что «Царь и Патриарх приговорили»; постановления Соборов назывались уложением Царским и Святительским или «Соборным уложением». Собор 1667 г. решал как полномочный правитель и судья в решении церковных вопросов с участием восточных патриархов и разбирал спорное дело между патриархом и царем.
С своей стороны Церковная власть принимала участие во всех важнейших и законодательных, и правительственных делах государства, а в смутное время в лице Патриарха Гермогена объединяла Русскую землю, была оплотом против шатания умов и центром национального самосознания.