Причащаясь, мы даем обещание стать святыми

Обсуждая проект «О подготовке ко Святому Причастию»

Проблемы церковной жизни  Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви) 
0
1745
Время на чтение 9 минут
Межсоборное присутствие направило в епархии для обсуждения новые проекты документов, которые будут утверждаться на предстоящих Архиерейских соборах.

Наибольшую полемику в церковной среде вызвал документ «О подготовке ко Святому Причастию». О дискуссии, развернувшейся вокруг сердцевины христианской жизни - Таинства Евхаристии - рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

- В чём, на Ваш взгляд, состоит важность работы Межсоборного присутствия?

- Эта работа очень важна; даже в нашей епархии, если говорить, в частности, о Таинстве Евхаристии, существуют разные традиции. Можно ли причащать людей, которые живут семейной жизнью, имеют детей, но не венчаны? Я знаю тех, кто не причащает, отказывает; а есть те, кто причащает, потому что Церковью этот брак признан, просто люди ещё не доросли до венчания. Как готовиться к Причастию на Светлой седмице? Некоторые практики явно противоречат друг другу, и прихожане, попав в другой храм, иногда возмущаются - почему тут так, а там иначе. И то, что Межсоборное присутствие готовит проекты соборных документов и передает их на обсуждение в епархии - это прекрасная возможность выработать единую взвешенную позицию по важнейшим церковным вопросам.

- Что Вам представляется наиболее важным в проекте документа «О подготовке ко святому Причащению»?

- О чём сегодня идут споры? Первые христиане причащались почти каждый день, и можно понять почему. Вся их жизнь была как плавание на корабле в бурю, они каждый день могли быть схвачены и казнены; молитва и Таинства помогали им укрепиться. Мы тоже живём в очень сложное время, в эпоху соблазнов, такого мир ещё не знал. И современный человек, плывя по бурному житейскому морю, просто не успевает, не умеет бороться с этими соблазнами, они настолько разнообразны, что духовных сил на борьбу не хватает. В документе же говорится о возможном частом приобщении, которое порой встречает возражения многих батюшек: «Достаточно 4-5 раз в год, во время поста, в день Ангела...» Нет, документ чётко обозначает, что в сегодняшнее непростое время причащаться можно чаще, с этой мыслью трудно не согласиться. Действительно, во время духовной войны без укрепления выжить практически невозможно.

- С другой стороны, документ вызвал достаточно резкую критику некоторых мирян и священнослужителей, одна из главных претензий - что в нём не утверждается обязательное Причащение за каждой Литургией...

- Понятно, что в такое время причащаться надо чаще. Но надо и хорошо понять, что Причастие ко многому обязывает. Мы должны помнить о страшной болезни последних времён - теплохладности, когда человек духовно не растёт. Дело не в том, что он делает попытки, но ничего не получается. Даже попыток нет - он ходит в церковь, соблюдает посты, читает правило, соблюдает какие-то общие каноны, но это продолжается год, два, три, пять, десять... И хочется сказать - если ребёнок в первом классе знает, что «дважды два равно четыре», и в десятом - «дважды два четыре», что же он делал десять лет? В духовной жизни происходит то же самое. И если мы дерзаем касаться Святых Христовых Таинств, мы тем самым берём на себя некий обет, что мы будем преображать свою душу. Повторяю, пусть неудачно, но мы попытаемся. Если человек находится в таком состоянии, что он этого делать не может или не хочет, тогда причащаться не надо. Тогда действительно можно оставить 4-5 раз в год - чтобы совсем низко не упасть. Но, повторяю, мы призваны к преображению души, и Причастие в это непростое время должно быть регулярным, но каждый раз человек должен делать попытку преображения души и учиться бороться с окружающими соблазнами.

- А если этого не происходит, человек причащается впустую?

- Это становится неким привычным действием, как, например, время от времени ходить в баню. Так нельзя, Евхаристия - это великое Таинство! И на священника Господом возложена большая ответственность - помогать своим чадам причащаться достойно. Грань очень тонкая. Если человек действительно готовился и стремится к преображению, а ты не поймёшь этого и не допустишь - грех. Не менее страшный грех - допустить того, кто не собирается меняться, но дерзает приступать к Таинствам.

У святителя Иоанна Златоуста есть страшные слова, обращенные к пастырям: «Поэтому ты, служитель Таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать это Тело, смотри, чтобы не дать меча вместо пищи. Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему - не бойся. Бойся Бога, а не человека... Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно» (Святитель Иоанн Златоуст.82-я беседа на Евангелие от Матфея).

- Проект документа критикуют в том числе за тезис, что исповедь является необходимой частью говения перед Причащением. Многие возражают, что это два разных Таинства, что исповедь нельзя превращать в пропуск на Причастие, что исповедоваться нужно, только когда есть потребность, а если этой потребности нет, то можно причащаться так и т.п... Ваше мнение?

- Здесь надо ответить совершенно чётко: исповедь - это некая гарантия того, что человек находится в рамках канонов. Но не надо забывать, что и обычные, повседневные грехи - осуждение, рассеянная молитва и т.д. - опустошают душу. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что рассеянность окрадывает молитву. «Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Из этого состояния рождается холодность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в отношении к вечной, духовной жизни. Все это вместе взятое служит явным признаком что такая молитва не принимается Богом» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты). Мне кажется, когда православный христианин утверждает, что у него нет потребности в исповеди - это тревожный сигнал.

- А нельзя просто прийти и сказать - «Батюшка, благословите причаститься, у меня нет ничего особенного»? Без исповеди?

- Нет, исповедь нужна, ведь мелкие грехи остаются... По свидетельству святителя Игнатия, «одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным» (Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты).

- Однако критики называют обязательную исповедь перед Причастием профанацией Таинства. По их словам, верующий и так каждый вечер читает исповедание грехов - и этого достаточно, чтобы ему приобщиться.

- Давайте вспомним, как проходит исповедь. Читается разрешительная молитва, человек целует Евангелие, крест, священник его благословляет. Само чинопоследование Таинства содержит как бы клятву, «целование креста»: «я постараюсь исправиться». Я говорю об этом на лекциях: каждый, кто дерзает причащаться, даёт обещание попробовать стать святым. Иначе, простите, и причащаться, может быть, не надо.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что литургийный возглас «Святая святым» - это не только призыв к святости, но и отлучение от Чаши тех, кто недостоин к ней приступить: «Священник, словно некий глашатай, подняв руку вверх, встав на возвышении, будучи видим всеми, в страшной тишине, громким голосом произносит грозное воззвание, которым одних призывает, а других отлучает» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 17).

- В полемике о подготовке к Причастию священника нередко сравнивают с «собакой на сене» - сам он безо всяких ограничений, без исповеди и поста причащается за каждой Литургией, но не допускает к этому мирян. Получается разделение на некую элитную «касту» священников, которым всё позволено, и всех прочих, что в корне противоречит самой природе христианской общины.

- Здесь надо понять, что священник несёт крест своего служения. В том числе он всё время должен поднимать, вести за собой своих пасомых, а для этого должен сам постоянно духовно расти.

То, что все священники якобы редко исповедуются, не совсем так. Например, у меня был период, когда нужно было ухаживать за тяжело больным родственником. Конечно, не всегда хватало терпения, прорывалось раздражение, и исповедоваться приходилось чуть ли не по несколько раз в неделю, потому что жить с сознанием греха невозможно, жжёт. Если же батюшка не идет на исповедь, забывает про соблюдение поста - это не самый лучший пример.

- Вам приходилось видеть, чтобы священник часто причащался без исповеди и духовно не рос? Вероятно, могут быть и очень серьёзные последствия...

- Конечно. Давайте вспомним: «по причине беззакония во многих охладеет любовь» (Мф 24:12). Проблема, прежде всего в нас, пастырях. Не пытаясь оправдывать, попробую объяснить: в условиях, когда поголовно вырезают десятки тысяч священников, когда нам обещают показать по телевизору «последнего русского попа», очень трудно сохранить духовную преемственность. Мы остались без корней. И многие молодые батюшки, искренне желающие служить, не умеют правильно бороться с соблазнами, и так мало старцев, мало духоносных пастырей, которые бы их этому научили. И это тоже нужно терпеть. Об этом Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). Что же делать в этой ситуации? Обратиться к Святым отцам. Преподобный Нил Сорский говорит, что «чтение отеческих писаний, по умалению духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства» (Преп. Нил Сорский. Правила).

Духовная аскеза обязательна для пастыря, если он хочет помочь пастве. Это подразумевает и соблюдение постов, и регулярное молитвенное правило, и доброделание, богомыслие, иначе не получится правильно пасти вверенное тебе стадо, а это огромный грех. Такие пастыри встречаются, никто не спорит. Но это не повод, указывая на одного, предлагать всем быть такими же. Если двоечник получает двойки, это не значит, что троечники должны радоваться своим тройкам.

- Исповедь и личная аскеза важны для священника не менее, чем для мирянина?

- Конечно, без исповеди не очистить душу. Сегодня выходишь на улицу - непристойная музыка, люди непристойно одеты, нецензурная брань... Всё это бьёт по душе, провоцирует на осуждение, лишает мира. А служить можно, только когда в душе мир. Исповедь помогает его обрести, духовная работа служит для преображения, а чтобы были силы, человек прибегает к Таинству Евхаристии. Священник в данном случае отличается от мирянина только тем, что на нем лежит больший груз ответственности. И Господь с него спросит гораздо больше.

- Приводится также аргумент, что для преображения души как раз и нужно Причастие за каждой Литургией...

- Пастырь должен видеть, растёт его прихожанин духовно или нет. У меня был случай - человек попросил о частом Причастии. Я согласился, но через восемь месяцев сказал, что больше не буду его причащать, потому что он совершенно не изменился и даже стал из-за частого приобщения превозноситься над другими. То есть результат, к сожалению, получился обратным.

- Получается, священник должен смотреть, помогает частое Причастие возрастать или наоборот, становится препятствием, привычкой?

- Да, именно. Бывает, правда, что человек настолько слаб, настолько грешен, настолько порочен, хотя с болью исповедует свою немощь, что причащаешь его, не требуя особой духовной работы, просто чтобы он не впал в большую пагубу. Но до определённого предела, пока он не встанет на ноги, и тогда уже необходимо указать на то, что Причастие должно служить преображению. Мы не просто учимся не грешить, мы стремимся приобрести что-то положительное - большее смирение, терпение, более сосредоточенную молитву. Заботиться нужно и о том, и о другом.

- То есть, вы согласны с позицией, изложенной в проекте документа Межсоборного Присутствия, что вопрос частоты Причастия нельзя регламентировать - это дело духовника и его духовного чада.

- Конечно, жизнь слишком разнообразна. Вспомним общину Сретенского храма в Заостровье. 20 лет там по заветам о. Георгия Кочеткова еженедельно причащались, без частной исповеди и соблюдения поста. Результат - гордыня, обособление, пафос «мы не такие, как все», нападки на архиерея и священнослужителей, ложь и грязь в интернете. Но не возрастание в любви, в молитве, в смирении, в послушании, в милосердии - чего как раз никто не увидел. Механическое частое приобщение само по себе ничего не даёт.

- А, например, на Светлой Седмице, когда можно причащаться ежедневно?

- Насколько я знаю, на Светлой Седмице многие священники дают общее благословение на Причастие тем, кто готовился к нему. Документ чётко говорит об этом. То же самое в Великий пост, особенно на первой седмице - можно исповедоваться во вторник, а причаститься в воскресенье, если ничего серьёзного не случилось...

- Ваш пастырский опыт показывает, что обязательная исповедь и говение перед Причастием необходимы?

- Конечно. Иначе, нарушив одно правило, очень легко уклониться дальше. Даже имея какой-то более или менее серьёзный грех, очень легко убедить себя, что это мелочь. С собой легко договориться. Исповедь - это и проверка своей совести, и действие благодати Святого Духа, очищающей сердце человека. По Святым отцам, если душа не подготовлена, Причастие хуже усваивается. Святитель Иоанн Златоуст приводит в сравнение расстройство желудка, когда и полезная пища приносит человеку вред.

- Говорят, что необязательно вычитывать три канона, только последование. Если человек причащается каждую неделю или раз в две недели, то каждый раз вычитывать каноны тяжело, особенно пожилым людям...

- Если человек болен, его можно благословить на короткое правило, если он сам говорит, что не выдерживает, устаёт и прочее. Ведь и посты мы соблюдаем по силам, не одинаково. Есть гипертоники, есть люди с больной пищеварительной системой, и им благословляются какие-то скоромные продукты, даже в Великий пост. Но отменять пост вообще - это как раз профанация. Вы знаете, сегодня у нас достаточно разнообразных постных продуктов, так что хочется спросить - что мешает поститься?

Радикально, повторюсь, подходить к этому вопросу ни в коем случае нельзя. У каждого свои условия, свои возможности, состояние здоровья. Например, если семья неверующая, человек не может долго поститься, близкие его не поймут.

В целом могу сказать, что нельзя опускать границы: сокращать службы, отменять посты, исповедь, молитвенное правило. Это только ухудшит ситуацию. Мы уже видели пример католиков, которые сделали именно это, и в итоге храмы опустели.

Беседовал Михаил Насонов

Пресс-служба Архангельской епархии

Впервые опубликовано на сайте Архангельской и Холмогорской епархии 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

120. Ответ на 118., Фёдор C/:

Благодарю Вас за ответ и ссылку

В данном случае мое участие не стоит благодарности, кому много дано - много и спросится. При рассмотрении церковных нестроений необходимо быть предельно внимательным к себе, не позволяя греху осуждения других овладеть даже помыслом Вашим. Желаю всем поста приятного, мира и благочестия!
Ёжик / 11.12.2013, 05:20

119. Ответ на 116., Ёжик:

Благодарю Вас за ответ и ссылку
Фёдор C/ / 09.12.2013, 06:23

118. о.Евгению, Ответ на 112 и 113

Благодарю Вас, батюшка, за ответ. Тяжёл крест священства, но без тех, кто его несёт безропотно и с радостью, нам не выжить. Все взоры погибающих и ищущих спасения и помощи от Бога душ обращены к священнику, к доброму батюшке, который может согреть духовно и помочь советом. А к кому же ещё идти? Отсюда и высокие требования у людей к священникам. Люди хотят видеть в них идеал или, что-то близкое к нему, образец праведной жизни, того с кого надо брать пример. Могу представить, как тяжело священнику, быть всегда на виду, ла ещё быть примером! Да не оскудеет земля наша русская добрыми пастырями! Спаси Вас Господи, о.Евгений.
Фёдор C/ / 09.12.2013, 06:16

117. Ответ на 107., Фёдор C/:

Меня другое беспокоит. ... Что делать, если есть желание измениться к лучшему, но нет сил. Всё вокруг ополчилось на душу человеческую. ... Враг воюет с Церковью и изнутри, тоже. Чего стоит, например, некогда сделанное митрополитом Илларионом предложение о манипуляции с Чашами на Престоле. (Предложение состояло в том, что если в храме много народа, то на престол надо ставить несколько Чаш, а священнодействие проводить только над одной. Очень хочется, чтобы это было «уткой»). Люди не хотят реформ. ... Простите.

Дорогой Федор, когда нет сил, надо вопить ко Господу, как будто Вы стоите по горло в болоте и вонючая жижа вот-вот поглотит Вас. Господь всегда рядом. Враг воюет с Церковью с момента ее основания, а теплохладность борет человека с начала грехопадения. А по поводу «утки» вот ссылка (http://www.blagogon.ru/digest/266/). СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Ёжик / 08.12.2013, 14:16

116. Ответ на 109., Георгий:

Не дай Бог новоначальным попасть под бич Вашей праведности и учености. Они, в отличие от многих участников этого форума, могут его и не вынести.

Да Вы о себе беспокойтесь. А о новоначальных не переживайте )
М.Яблоков / 08.12.2013, 12:32

115. Ответ на 110., Георгий:

Сегодня под "именем" любви что только не творят. Хотя АБСОЛЮТНАЯ ЛЮБОВЬ из храма торгующих изгоняла не словом, а бичом. Батюшка, творят именно под "именем" любви, но без любви. И изгоняют не торговцев, а "малые силы", искренне пытающиеся найти дорогу к Богу. Поэтому и не воцерковляется народ русский.

Да, Георгий, все верно. Но ведь предупредил Господь, что по причине беззакония во многих охладеет любовь". Горько, что все это проходит в наше время, что никак не можем возродить ЛЮБОВЬ. А с другой стороны, время поступков, время духовных свершений, время терпения через которое спасаем свои души и души близких.
о.Евгений / 08.12.2013, 11:49

114. В дополнение

Федор, мне часто говорят о наступившей теплохладности. Говорят с горечью, с возмущением, сарказмом. Но нас же предупредил Господь о наступлении "духовной зимы". Сейчас наступила (наступает) зима и мы утеплили окна, приготовили теплую одежду и обувь. Подготовились к зиме. Увы, к духовной зиме нужно тоже готовиться. Она все равно наступит. Конечно, горько, что мы никак не можем отодвинуть ее приход. И надо, безусловно, стараться сделать все возможное, чтобы теплая осень продолжилось ("бабье лето" - сейчас в храмах в основном женщины несут Крест тяжелых послушаний). Может, с помощью Божией удастся вымолить и отстрадать все, сотворенные нашим народом за 70 лет безбожия, грехи. Руки только не будем складывать. "Предупрежден - значит вооружен" - предупредил же нас Господь о "духовной зиме". И потом "Если Бог с нами, кто против нас".
о.Евгений / 08.12.2013, 09:54

113. Ответ на 107., Фёдор C/:

. Люди не хотят реформ. Реформы в Церкви ни когда к хорошему не приводили. Все хотят жить по традиции, вот только традицию понимают по разному, и к единому мнению ни когда не придут. Здесь нужен очень осторожный подход. Простите.

Не просто осторожный, а сверх осторожный, ибо наше духовное состояние таково, что реформы, как правило, только усугубляют ситуацию, не решая проблем. Нам бы сохранить то, что нам передали наши боголюбивые предшественники. О духовном росте. В одном из постов под этой статьей писал, что иногда отправляю своих чад к духовникам более высокого уровня. Если вижу, что человек медленно растет именно из-за моего невысокого духовного уровня, то не надо бояться (или ложно стесняться) обратиться к более опытному духовнику. Все кого отправлял к о. Герману (духовника Соловецкого монастыря) впоследствии искренне меня благодарили. Они по-прежнему оставались в нашем храме, исповедовались у меня, но духовные наставления (откровение помыслов) получали от о. Германа.
о.Евгений / 08.12.2013, 09:35

112. Ответ на 103., о.Евгений :

Хотя АБСОЛЮТНАЯ ЛЮБОВЬ из храма торгующих изгоняла не словом, а бичом.

Здесь столько говорят о любви...Почему абсолютная любовь должна ассоцироваться непременно с бичом. Любовь одна, но проявляется она по-разному. Кому бичом можно помочь, а кого и сострадательное слово поддержки может обратить. Но речь шла о другом,как мне показалось. Очень кстати по этому поводу написано о.Шаргуновым в своей статье: """Все любезно сердцу христианина, что Церковь содержит — все уставы, все установления, все каноны — эта организация Церкви, которую Господь хранит Своей крепостью. Но все это существует только ради того, чтобы мы обрели способность увидеть другого человека, как видит его Господь. Может наступить время, когда Церковь, подобно кораблю, попавшему в гибельную бурю, как это описано в книге Деяний апостольских (Деян. 27: 38), должна будет освобождаться от самого драгоценного, что имеет, от пшеницы, чтобы люди могли спастись. Самая большая опасность для Церкви, как говорит святой Феофан Затворник, это когда остается только внешняя видимость, то есть сохранение системы — сохранение постов например, сохранение чего угодно, всего внешнего, как будто бы драгоценного и нужного — но когда при этом теряется самое главное. Эта внешняя видимость, говорит святитель Феофан, есть тайна беззакония внутри Церкви."""" http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/07/samaya_bolshaya_opasnost_dlya_cerkvi/ Всем понятно, что нужно соблюдать каноны, уставы и придерживаться традиций, глупо православному пренебрегать этими спасительными подпорками и маяками в духовной жизни, но не нужно и забывать, что на этом пути существует очень много соблазнов и один из них, когда человек может со всем знанием "законов" , сделав это самоцелью, стать современным фарисеем: """ Для них важнее соблюсти до мелочей предписания закона, нежели помочь страдальцу. И эту болезнь законничества мы можем наблюдать в человечестве на протяжении всей его истории в различных и очень страшных порой проявлениях. Система внешнего оказывается дороже человека."""(о.Шаргунов) Даже самый "ярый консерватор" может оказаться бездушным и озлобленным до сектанской глупости современным фарисеем. И чем они лучше теплохладных либералов, которые занимаются самочинством в Церкви? Ничего хорошего нет ни в таких "консерваторах" ни в либералах.Извините.
Ева / 08.12.2013, 05:50

111. Ответ на 103., о.Евгений:

Сегодня под "именем" любви что только не творят. Хотя АБСОЛЮТНАЯ ЛЮБОВЬ из храма торгующих изгоняла не словом, а бичом.

Батюшка, творят именно под "именем" любви, но без любви. И изгоняют не торговцев, а "малые силы", искренне пытающиеся найти дорогу к Богу. Поэтому и не воцерковляется народ русский.
Георгий / 08.12.2013, 01:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Евгений Соколов
Все статьи Протоиерей Евгений Соколов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Межсоборное присутствие РПЦ (Русской Православной Церкви)
Важные решения Священного Синода
Утвержден обновленный состав Межсоборного присутствия, временное управление рядом приходов Запорожской епархии поручено управляющему Бердянской епархией, епископ Бронницкий Лука назначен управляющим Биробиджанской епархией
12.03.2024
Хуже врага – предатель…
Недруги осуждают Путина, Шойгу, Патриарха Кирилла, опираясь на лживую информацию с вражьих сайтов, цель которых – посеять рознь между россиянами
15.06.2023
Богоданное величие
В рамках передвижной выставки-форума православной книги «Радость Слова» побывал в Улан-Удэ
01.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06