Первого сентября мы встретили церковное новолетие, и очередной раз пройдем весь годовой цикл богослужений. Будем не просто «посещать службы по воскресеньям и праздникам», а переживать, участвовать душой в событиях Священной истории. Каждое из этих событий, совершившись некогда в определенном месте и времени, не осталось только историческим фактом, а перешло в Вечность. Домостроительство Божие, запечатленное в Священной истории, совершилось не для абстрактного человечества, а для каждого из людей в отдельности - для живших тогда, живущих теперь - его, вас, меня, и для будущих поколений. Смертному человеку, рожденному святым Крещением для духовной жизни, дарована возможность подняться из плоскости времени в Вечность. От жизни перстной к жизни в Духе. В каждом времени каждому человеку церковный календарь дает возможность приобщиться тем событиям, без этого не совершится дело его личного спасения, они не канули в невозвратное прошлое, они здесь и сейчас - над нашими головами, над нашими душами, как звезды. Мы должны идти за ними по пути нашего спасения, осмысливать и переживать и рождение Девы Марии, и введение Ее во Храм, замереть в священном страхе от Ее слов: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему, прикоснуться к скорби Страстной недели и к радости Воскресения... Проходим снова и снова весь цикл праздников Господских, Богородичных, посвященных святым угодникам Божиим. Удивительны неразрывность, взаимосвязанность, гармония этой трагической и прекрасной симфонии - Священной истории. Ее события - на грани двух миров, и переживая их, человек уже сейчас восхищается из времени в вечность.
Тогда запело в вышине:
И ангелы заговорили
Про Бога, вечность и любовь;
И, в дальних вихрях светлой пыли,
Я видел, как миры ходили,
И слышал музыку миров...
(Федор Глинка).
Но только велики наши душевная леность и отяжеление, недолго мы можем парить в духовном небе, после взлета суета повседневной жизни и грехи опять притягивают к земле, все реже и слабее взмахи крыльев души. И вот спасительная цикличность церковной жизни помогает преодолеть влекущую долу тяжесть нашей смертности - своей центростремительной силой удерживает душу в поле Божественного притяжения.
А вне этого круга совершается другая мистерия - мистерия гибели. Дьявол - обезьяна Бога, и потому он для людей, выхваченных им из реальности Священной истории, приготовил свое действо, свой непрекращающийся спектакль. Не участвуя в Божием, человек попадает в сатанинский театр. Реальности у дьявола нет, у него есть только ложь, представление. В современном мире театр перестал быть только видом искусства, он перешагнул линию рампы и заполонил собою все - кажется, уже нет сфер общественной жизни, которые бы не стали игрой, спектаклем, зрелищем. Политический спектакль, предвыборное шоу, театр военных действий, сценарий развития, модели поведения - у этой квази-реальности соответствующий язык. Образцом для подражания стал не святой, не герой, не творец, а актер, режиссер и дальше по нисходящей - дизайнер, рекламщик, модельер, а подиум и сцена - желанным пьедесталом. В этом калейдоскопе не ищут истину, она попросту исключена из игровой системы координат. Человеку некогда созерцать Божий мир - его глаза прикованы к экранам телевизоров, мониторам; уши не слышат музыки сфер - в них вставлены наушники. Характер настоящего, временного жития - прелесть (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). Все грандиозней зрелища на площадях и стадионах, все немыслимей и ослепительней спецэффекты. Погружаясь в эту пучину, человек забывает себя, переживая придуманные судьбы и чувства отождествляет себя с персонажами, сыгранными актерами, сам становясь, таким образом, актером... Игра, в процессе которой похищается время твоей неповторимой жизни.
Режиссеры и актеры в бесчисленных спектаклях, фильмах, сериалах представляют придуманные миры, людей, судьбы, они кажутся себе демиургами, им мнится, что они познали или познают законы жизни, но в действительности - играют чужой сценарий на крохотной площадке, со всех сторон окруженной бездной небытия - тьмой кромешной. Души удерживаются в этом плену смехом и ужасом, как наркотиком, и подобно наркотикам - это самый денежный бизнес.
Как свет рампы скрывает от актеров зрительный зал, так ослепительный блеск игровой цивилизации скрывает от ее рабов мрак смертной бездны. Оторванные от Источника жизни, они валятся в эту пропасть, когда время их пребывания в лучах софитов кончается. Но не иссякают очереди молодых людей, жаждущих стать артистами, не уменьшаются толпы, спешащих на зрелища.
И снова Федор Глинка:
Остановимся ль? - Едва ли!
Не пора ли? - Не пора ли?!..
Не пора ль взглянуть на Бога,
В тайны сердца заглянуть? -
Это ль к счастию дорога?
Тот ли мы избрали путь?
В день церковного новолетия читается отрывок из Евангелия от Луки (4,16-22), в котором рассказывается о начале проповеди Спасителя. Придя в субботу в синагогу, Он выбрал для чтения текст пророчества Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис.61,1-2).