«Должно благодарить В.И. Аскоченского и много благодарить!»

К 200-летию со дня рождения (1/14 октября 1813-18/31 мая 1879)

Новости Москвы  Консервативная классика 
0
301
Время на чтение 12 минут

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат святителю Игнатию (Брянчанинову) из письма к брату Петру Александровичу от 12 января 1866 г. И действительно - много благодарить Виктора Ипатьевича Аскоченского - есть за что!

+ + +

 

 

Как один из лучших выпускников Воронежской духовной семинарии, сын священника Виктор Аскоченский поступил в Киевскую духовную академию, где усердно занимался богословскими, церковно-историческими науками, духовной музыкой. Во время обучения его узнали не только в академии, но и в Киеве, как искусного регента академического хора, композитора, знатока церковного пения, славившегося и своим голосом.

В академии, в товарищеском кружке, он не раз говорил о своем стремлении - «верой и правдой послужить церкви и отечеству».

И это стремление никогда не оставляло его.

В течение 1841 г. В. И. Аскоченский безвозмездно с «отличным успехом» (по отзыву ректора Киевской духовной академии епископа Чигиринского Иеремии (Соловьева)) преподавал патрологию, по которой тогда еще не было необходимых учебных пособий. А в 1844 г. представил подготовленную им «Пропедевтику патрологии» (рукопись не была пропущена к напечатанию «по ограниченности прав, предоставленных Киевскому цензурному комитету»).

В изданном «Кратком начертании истории русской литературы» (1846 г.) В.И. Аскоченский, как на особо благоприятное обстоятельство для литературы, указывал на крещение Руси. Лишь в контексте подлинного просвещения его и интересовала литература. И опять же в первую очередь не светская, а церковная - духовные писатели. Первыми из них автор называл епископа Луку Жидяту, преп. Феодосия Печерского, митрополита Илариона и др.

Из современных духовных писателей в «Кратком начертании...» автор выше всех ставил митрополита Филарета (Дроздова), утверждая: «Никогда русское духовное витийство не достигало такой силы и величия как в поучениях сего Архипастыря».

Оказавшись на службе в Житомире, В.И. Аскоченский, по сути дела первым начал всесторонне изучать Волынь в историческом, географическом, природоведческом отношении. Он редактировал неофициальную часть «Волынских губернских ведомостей», где появился цикл его историко-краеведческих очерков. Позднее они вышли отдельным сборником (1847).

К концу 1848 г. у Виктора Ипатьевича накопилось 8 толстых томов дневниковых записей. Впоследствии один из них стал основой для первого в русской литературе антинигилистического романа «Асмодей нашего времени» (1858) и его более полной версии - «Панорама или Очерки из современной жизни» (1875).

В.И. Аскоченский был скрупулезнейшим исследователем-архивистом. По предложению своего однокурсника, а с 1851 г.- ректора Киевской духовной академии архимандрита Антония (Амфитеатрова), Виктор Ипатьевич неутомимо занимался разбором многочисленных архивов Киевской духовной академии и написал два объемных тома с огромным количеством ссылок на источники (в т.ч. на различных языках): «Киев с древнейшим его училищем академией»(1856), ставший на тот момент самым фундаментальным исследованием из истории высшей русской православной духовной школы.

Собранные и упорядоченные им архивные материалы составили собрание рукописных «Актов Киевской академии» в 4-х томах, которые были переданы в музей церковно-археологического общества при академии.

В 1858 г. В.И. Аскоченский переехал в С.-Петербург.

К тому времени уже началась работа по изменению закона о печати, появлялись новые газеты и журналы: если в 1851-1855 гг. открылось 31 периодическое светское издание, то в 1856-1860 гг. - уже 147 новых газет и журналов.

Не имея средств, «единственно уповая на милосердие Божие и поддержку наших архипастырей», В.И. Аскоченский основывает журнал «Домашняя Беседа для народного чтения», первый номер которого появился в июле 1858 года.

Автором большинства материалов был сам Виктор Ипатьевич. Редактор-издатель нового еженедельного (выходил по субботам) журнала для народа (один номер стоил 5 коп.), который ставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал проявления атеизма, маловерия, либерализма, безнравственности в науке, литературе, общественной и государственной жизни.

Издание отличалось открытой защитой православия, острой полемичностью и прямотой, о чём свидетельствовал и эпиграф, который стоял на заглавном листе «Домашней Беседы»: «служить, так не картавить; картавить, так не служить».

С 1859 г. формат «Домашней беседы...» был увеличен, программа расширена, появился библиографический раздел, еще более резко стали критиковаться отступники от православия.

На журнал сразу обратили особенное внимание те православные читатели, которые были явно неравнодушны к ухудшению духовной атмосферы в российском обществе.

С 1859 по 1876 гг. издавалось неизменно по 52 выпуска журнала в год. А в 20-м номере за 1860 г. впервые появился отдел «Блестки и изгарь», который в продолжение 18-ти лет из-за остроумия и сарказма читался не только сторонниками редактора-издателя, но и его самыми ожесточенными врагами.

В.И. Аскоченский публиковал многочисленные материалы о православии у народов России, отрывки из автобиографии ненавидимого либералами знаменитого архимандрита Фотия (Спасского), пригласил к сотрудничеству испытанного бойца за православное русское дело С.О. Бурачка, в то же время, подвергая острой критике так называемые «прогрессивные» явления и деятелей либерального толка.

Это вызвало глумливую травлю в «Искре», «Современнике», «Свистке». Один из идейных вождей тогдашних богоборцев А.И.Герцен, издатель теряющего популярность «Колокола», называл «Домашнюю беседу» «духовным журналом иезуитского православного направления».

Но даже и относительно умеренные деятели российской культуры нередко отрицательно относились к безкомпромиссной деятельности В.И. Аскоченского, хотя и отмечали незаурядный его талант.

«Перебиваясь кое-как» со своим изданием, Виктор Ипатьевич подвергался притеснениям со стороны двух цензур, духовной и светской, из коих последняя, по его признанию: «строго преследовала каждую мою мысль, каждое слово».

Нужно было искать себе надёжных защитников, и поиски оказались не напрасными. На помощь пришли русские православные люди: миряне, священники, монахи, епископы... Во всём разделял позицию брата и доктор медицины А.И. Аскоченский, ставший верным сотрудником редактора и активнейшим публицистом.

Критике в «Домашней Беседе» подвергались не только светские, но и церковно-общественные издания, такие например как «Православное Обозрение» и нек. др. В самом начале 1860-х гг. широкий общественный резонанс получила полемика В. И. Аскоченского с архимандритом Феодором (Бухаревым), который с января 1858 г. был членом столичного комитета цензуры духовных книг и заслужил, там, по словам Н. П. Гилярова-Платонова, репутацию «либеральнейшего из духовных цензоров».

Против такой «изгари современности» решительно и выступил В.И. Аскоченский.

Помимо публицистики он продолжал публиковать церковно-краеведческие исследования, сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы, повесть «Записки звонаря» (1861), многочисленные стихи, басни (которые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай).

С 1862 г. в «Домашней беседе» активно печатался бывший епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов). Большая часть его трудов публиковалась анонимно, в т. ч. и полемический отклик отрывок из «Слова о смерти».

Всего до кончины Святителя (в 1867 г.) в «Домашней беседе» было опубликовано четырнадцать его произведений различных жанров и еще тринадцать вышли в издательстве В. И. Аскоченского (и типографии И. И. Глазунова) отдельными изданиями. Все они позже будут включены в собрание сочинений святителя Игнатия. Виктор Ипатьевич выступал и как рецензент его трудов, а после кончины святителя напечатал первый биографический очерк о нём (1867).

Неудивительно, что в своём письме от 1 февраля 1864 г. к брату Петру Александровичу святитель Игнатий писал: «Потрудись передать от меня В.И., что он подвижник, как единственный современный голос, противящийся реформационному в деле веры и Церкви началу, и за это подвергающийся скорбям и поношениям, которые поставляют его на почетное и высокое место в глазах Православных. Это не мой отзыв исключительно: это общий отзыв».

В «Домашней Беседе» публиковались вероучительные тексты общецерковного значения, документы и материалы по истории Русской Церкви, русской богословской мысли и подвижничества, статьи о церковных памятниках и святынях, о монастырях и монашествующих, воспоминания об оптинских старцах и др. подвижниках. Немало места уделялось отношению латинства к России и славянству.

Когда большая часть российской интеллигенции сочувствовала преступникам-нигилистам, революционерам, В.И. Аскоченский мужественно обличает их как врагов России и в стихотворной форме («Нигилисту», 1863; «По прочтении высочайшего рескрипта гр. М. Н. Муравьеву», 1865; «Ужасное открытие», 1866 - в связи с выстрелом Каракозова).

Множество своих статей помещали в «Домашней беседе» издатели подлинно-православного журнала «Душеполезное чтение» - прот. Алексий Ключарёв (впоследствии знаменитый епископ Дмитровский, а затем архиепископ Харьковский Амвросий), прот. В. Нечаев (впоследствии епископ Костромской Виссарион), прот. В.В. Лебедев, а также архимандрит Августин (Гуляницкий, впоследствии епископ Екатеринославский), архим. Иосиф (Баженов), впоследствии епископ Балтский, архим. Леонид (Кавелин), свящ. Т. Твердынский, свящ. М. И. Херасков, К. Д. Думитрашко и мн. др.

В 1869 г. Св. Синодом и Главным управлением по делам печати была утверждена новая обширная программа «Домашней беседы» с 11 разделами, освещающими «всю сферу человеческих познаний, начиная от нравственно-догматического учения Церкви православной до последних явлений жизни обыденной».

Однако в этом же году редактор подвергся обвинению и судебному преследованию.

Особенная поддержка Виктору Ипатьевичу в это время была оказана святителем Феофаном (Говоровым), бывшим епископом Владимирским, тогда уже находившемся на покое, в затворе. Особенно активно святитель Феофан начал публиковаться в журнале с 1868 г. и был после редактора-издателя самым часто публикующимся автором до самого прекращения издания «Домашней беседы». Помимо крупных сочинений, таких как «Порядок богоугодной жизни», «Душа и ангел не есть нечто телесное, а чистый дух» и др., святителю Феофану принадлежали многочисленные передовые статьи.

В 1870-е годы журнал вступал нисколько не растеряв своей основательности и не изменив «православно-патриотическому направлению». Редактору-издателю вслед за отдельным томом басен и отголосков удалось преодолеть цензуру и опубликовать свою драму «Марфа Посадница», а затем и другие отдельные издания.

В «Домашней беседе» постоянно публиковались миссионерские материалы, которые были выделены в специальный «Миссионерский отдел». Рассматривалась деятельность Православного миссионерского общества и его комитетов на местах, внутренней миссии, многочисленные заметки об Алтайской миссии (с 1860 г.) и др., внешней миссии, особенно в Японии (1867-1877).

Значительное число публикаций было посвящено православным праздникам, старообрядчеству, церковной и культурной жизни Киева, малороссийских губерний. Многочисленные материалы были посвящены евреям.

Среди авторов журнала были Ф. Н. Глинка, А. Н. Майков, гр. М. В. Толстой, Ф. И. Тютчев и др.

Редактору-издателю «Домашней беседы» приходила огромная почта со всех уголков православного мира, от лиц всех сословий и состояний. Так будущий знаменитый архиепископ Никон (Рождественский) в бытность еще студентом писал В.И. Аскоченскому:

«Достоуважаемый Виктор Ипатьевич!

Извините, что так долго задержал деньги, следуемые с меня за «Домашнюю Беседу» сего года <...> Посылаю при сем также начало рассказа с покорнейшей просьбой: прочтите ради Бога и скажите свое мнение: стоит ли продолжить его? <...>

Изменяйте, переделывайте, сокращайте что угодно и как угодно - отдаю в полное ваше распоряжение <...>... Если угодно, помещайте в виде отдельных очерков; или не лучше ли переменить форму рассказа на форму дневника? Ради Бога: скажите свое мнение и дайте совет. Гонорара мне никакого не нужно: не желаю делать добро за деньги. <...> Впрочем, есть и маленькое корыстное желание: уверен, что в удовлетворении его отказа не получу, я страстно желаю иметь у себя вашу драгоценную «Беседу» за все годы, чтобы и самому все прочитать, и другим доставить в том же возможность. <...>

Прилагая при сем почтовую марку, смею надеяться, что вы удостоите меня чести получить от вас ответ, хотя бы и не скоро.

Искренне уважающий вас немножко известный вам ваш новый подписчик,

ученик Моск. Дух. семинарии

Николай Рождественский

Москва, 8 марта 1874 г.»

 

Несмотря на невзгоды, постоянную полемику, неприятности, безденежье, твёрдость характера издателя, оптимизм и поддержка православных позволяли до времени Виктору Ипатьевичу переносить все жизненные невзгоды. Но беды сыпались одна за другой: развивается болезнь (ревматизм в обеих ногах), а 30 марта 1876 г. умирает полуторагодовалый сын Владимир.

Тем не менее, В.И. Аскоченский неизменно твердо выступает на защиту православия против усиливающегося в обществе неверия, едко высмеивая либерально-нигилистическо-западноевропейское в науке, литературе, общественной и государственной жизни.

В журнале продолжается защита монашества, монастырей, публикуются записки о международной политике и жизни зарубежного славянства (особенно на Балканах и в Галиции), собственный перевод с польского - трагедия И. Коржениовского «Карпатские горцы». В 1876-1877 гг. постоянно помещались подробные репортажи об освободительном движении балканских славян и о русско-турецкой войне.

И, тем не менее, имевшая немалый успех, «Домашняя Беседа», значительно увеличившая свой объём, всё же вскоре была вынуждена прекратить своё существование.

В N 45 от 5-го ноября 1877 г. неожиданно появилось «Грустное, но необходимое объявление подписчикам, читателям и почитателям «Домашней Беседы», где говорилось: «Редактор-издатель журнала «Домашняя Беседа» Виктор Ипатьевич Аскоченский, 19 лет послуживший верой и правдой общественно литературному делу в издании «Беседы», которая всегда была врагом духа века сего и стояла крепко на твердой почве св. православия и народности русской, вследствие усиленных занятий, 23-го октября поражен нервным ударом (воспалением в мозгу) и на днях отправлен в больницу. Надежда на скорое его выздоровление довольно сомнительна. И потому как выпуск дальнейших номеров «Домашней Беседы» за текущий год, так и подписка на «Домашнюю Беседу» в будущем 1878 году, впредь до поправления здоровья редактора, прекращаются. Жена редактора, Татьяна Владимировна Аскоченская, в глубокой горести о серьезной болезни ее мужа, который жил единственно трудами издания журнала и теперь, кроме значительных долгов, не оставил ей с четверыми детьми никаких средств даже и к дневному пропитанию, покорнейше просит гг. подписчиков извинить ее больного мужа за недоимку номеров «Домашней Беседы» в текущем году и по христианскому братолюбию помолиться о его выздоровлении, для поддержки его бедного семейства и убитой горестью жены его».

 

 

          Из Петропавловской больницы В.И. Аскоченский уже не вышел. Пострадав более полутора лет он скончался 18 мая 1879 г. и был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, неподалеку от Стрельны, где много лет настоятельствовал святитель Игнатий (Брянчанинов).

Писательская братия предпочла не обращать особенного внимания на кончину того, кто много лет открыто и безстрашно отстаивал православные ценности. Некрологи появились в «Церковном Вестнике», в «Церковно-общественном вестнике», «Волынских епархиальных ведомостях», в журнале «Древняя и новая Россия». Но даже и те, кто обратил внимание на многострадальную жизнь В.И. Аскоченского, делали порой оговорки, явно не красящие их.

А на помощь к оставшимся без кормильца и средств к существованию вдове и малолетним детям В.И. Аскоченского пришли его верные единомышленники, молитвенники, благотворители, в частности свт. Феофан Затворник.

В начале ХХ вв. споры об В.И. Аскоченском оживились, где опять полились обвинения в «мракобесии» и «обскурантизме».

Иным был взгляд твёрдо стоявших за православие исповедников, сказавших (как С.А. Нилус в 1909 г.) «Доброе слово памяти В.И. Аскоченского»: «Сейчас у меня в руках был двадцать первый выпуск журнала «Домашняя Беседа» того же двадцать четвертого мая, что и сегодня, когда записываются эти строки, но только сорок лет тому назад 1869 года. Ровно сорок лет исполнилось сегодня пожелтевшим страницам этим, издававшимся в конце пятидесятых, в шестидесятых и семидесятых годах знаменитым в то время борцом за коренные устои русской жизни, Виктором Ипатьевичем Аскочевским, крепким и безтрепетным стоятелем за веру Православную, за царя самодержавного, за великий верою своею и смирением народ русский. <...>.

Царство Небесное подвижнику русского духа!»

+ + +

Столетие, прошедшее после вышеприведенных слов С.А. Нилуса, подтверждает: наследие великого православного русского патриота Виктора Ипатьевича Аскоченского - не устарело и еще поможет думающим людям в осмыслении непростого нашего общего пути.

Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук

г.Харьков

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дмитриевич Каплин
«Я про себя знаю только то, что люблю Родину, что я русский человек...»
Заметки к юбилею художника-мыслителя Алексея Балабанова (25.02.1959 - 18.05.2013)
25.02.2024
«Западом и наказывал и накажет нас Господь...»
Святитель Феофан Затворник о духовном состоянии российского общества второй половины - конца XIX века
22.01.2021
Ягода-земляника
Из записок «По дороге домой»
12.11.2020
«Дай нам Бог последнего смиренья…»
К 70-летию Владимира Алексеевича Воропаева
12.11.2020
Будь не с Брёховки, а – с Харасеи
Из записок «По дороге домой»
06.11.2020
Все статьи Александр Дмитриевич Каплин
Новости Москвы
Все статьи темы
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
18.11.2024 18:33
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:55
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от АБС
18.11.2024 16:57
Андрей Гурулёв: «От Америки ничего не останется…»
Новый комментарий от Игорь Ал
18.11.2024 16:17
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
18.11.2024 16:10
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 15:30