Отец и сын

О художнике В.Шварце и царе Иоанне Грозном

Иван Грозный  Новости Москвы 
0
1517
Время на чтение 8 минут

5 октября нынешнего года (22 сентября по юлианскому календарю), исполнилось 175 лет со дня рождения художника Вячеслава Григорьевича Шварца. Большинство живописных работ Шварца находятся в художественной галерее Курска, хотя наиболее известны его работы на исторические темы, представленные в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи. Искусствоведы называют Шварца «предтечей Васнецова и Нестерова», чуть ли не основоположником русского исторического направления. В качестве отправной точки этого направления порой называют находящуюся в Третьяковке картину Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына», написанную в 1864 году.

По странному стечению обстоятельств, именно накануне дня рождения автора эта картина была упомянута в связи с дискуссией вокруг клеветнической картины И.Е.Репина о Царе Иване Грозном и его сыне.

Отвлечемся от картины Репина, обратимся к картине Шварца, история которой, как и история ее автора, не столь известного широкой публике, при ближайшем рассмотрении оказывается довольно интересной и поучительной.

Выбор художником темы для своей работы никогда не случаен. Мало кто способен уподобиться пушкинскому импровизатору и вдохновенно отдаться теме, о которой еще секунду назад не подозревал. Любая картина - отражение души ее создателя. И если в репинской картине зритель ясно видит отражение ненависти и безумия, буквально «обдержащих» душу художника, то у Шварца мы видим глубокую скорбь отца у одра сына. Собственно, если бы не название, тема «убийства» просто не пришла бы в голову. Оставим на долю фантазии автора обрюзгшее лицо и седые волосы (Царю Иоанну в год смерти сына было чуть больше 50 лет и он не был седым как лунь), отвлечемся от названия картины - да, таким, сумрачным, погруженным в себя, в минуту горя, даже отчаяния мог бы сидеть у одра сына некий старик-отец, переживший своего наследника.

Картина 1864 года - второе по счету обращение художника к теме. Первым был картон на тот же сюжет, написанный 23-летним студентом в 1861 году. Работа, выставленная на «третной экзамен» в Академии художеств, была оценена комиссией весьма спокойно. Вторая вариация была написана летом 1864 года в Курской губернии, в имении отца художника. Обращение к одной и той же теме дважды, в течение трех лет, бесспорно, говорит о том, что она волновала художника. Отчего же?

Один из ответов лежит на поверхности. Будучи вольнослушателем Петербургского университета, Шварц в 1859-1861 годах посещал лекции профессора Н.И.Костомарова и, подобно многим студентам, был увлечен и захвачен ими. Профессору Костомарову, воспитанному на французской литературе незаконнорожденному сыну воронежского помещика и крепостной крестьянки, ставшему «народником» и отсидевшему год за антигосударственную деятельность в Петропавловке, было только что дозволено вернуться к преподаванию. Лекционная деятельность его продолжалась до 1861 года, когда студенческие беспорядки (спровоцированные, кстати, именно статьей Костомарова) привели к роспуску Петербургского университета. По-видимому, в своих исторических лекциях он в выражениях не стеснялся.иВ написанной позднее «Истории России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Костомаров не пощадил не только Царя Иоанна Грозного (который, конечно же, не убивал своего сына и реальный облик которого не имел ничего общего с созданным «университетским профессором»), но и его сына, и царицу Елену Глинскую, и митрополита Макария, не просто пересказав сочиненную для запугивания европейцев клевету иностранных посланников и предателей-перебежчиков, но и расцветив ее собственной фантазией. Впрочем, прочие деятели других времен изображены были также весьма предвзято и карикатурно. Однако, энергия профессора и «необычность акцентов» его лекций, без сомнения, определили то, что молодой Вячеслав Шварц, прежде желавший стать художником-баталистом (что естественно для юноши из семьи военных), стал писать картины из жизни русских бояр и царей. По-видимому, в студенческие волнения 1861 года Шварц вовлечен не был - в начале года, когда в университете стало весьма неспокойно, молодой человек уехал (или был отправлен семьей, от греха подальше) на полгода в Германию, учиться живописи. Удивительно, что из этой заграничной поездки он привез на суд Академии не немецкий пейзаж, а картон о Царе Иоанне и его сыне.

Можно посмотреть на выбор сюжета картины и с другой стороны - со стороны отношений между отцом и сыном. Обратимся к жизни самого художника.

Вячеслав Григорьевич Шварц родился в Курске, в дворянской семье, раннее детство провел на Кавказе, рисовал буквально с детства.

Его отец, Григорий Ефимович Шварц в год рождения своего старшего сына был уже немолод, 47 лет. В то время он был уже генерал-майором, служил на Кавказе, хотя успешную военную карьеру сделал много раньше, во времена наполеоновских войн. Генералом был и его брат, Федор Ефимович. Кавказ был местом неспокойным, требовавшим жесткости и решительности. С именем отца художника в русском биографическом словаре под редакцией Половцова связывали так называемую «Семеновскую историю» 1820 года - бунт Семеновского полка, вызванный жестоким обращением с нижними чинами полковника Шварца, приведший к расформированию полка, отставке полковника с «волчьим билетом» (военный суд приговорил его к смертной казни, впоследствии замененной на командировку на Кавказ, на обуздание диких горцев).

Впоследствии «Семеновскую историю» связали с дядей художника, Федором, который закончил свою службу на Кавказе громкой отставкой за злоупотребление властью, жестокое обращение с нижними чинами. Так или иначе, оба брата-генерала были, судя по всему, характерами суровы. Русский биографический словарь пишет о «педантичной строгости, доходящей до жестокости».

Можно предположить, что и в семье отец был достаточно жестким. Во всяком случае, на Кавказе, где прошло детство В.Г.Шварца, семья жила вместе не очень долго. Когда будущему художнику было восемь лет, его мать вместе с ним и трехлетним младшим сыном перебралась в Москву, а затем в Петербург, где Вячеслав и учился впоследствии.

Впрочем, переезд мог быть вызван и внешними обстоятельствами. Семейные размолвки в те времена публичному рассмотрению не предавались, да и поступки отцов обсуждению не подлежали. Во всяком случае, увлечение сына живописью отец поддерживал. Современный психолог может увидеть в картине «Иван Грозный у постели сына...» случай психологического переноса, обретший форму художественной метафоры. Вряд ли, впрочем, эта параллель была осознанной, налицо и отсутствие внешнего сходства (как известно по сохранившимся эскизам, своих исторических персонажей Шварц писал с курских крепостных). Так или иначе, тема «отец-сын» может быть обдумана и прочувствована либо с позиции отца, либо с позиции сына.

В.Г.Шварц «Иван Грозный у тела убитого им сына», 1864.Холст, масло 71 x 89. Государственная Третьяковская галерея,Москва

Интересно, что именно в годы окончания Императорского Александровского лицея Вячеславом в Петербург было разрешено приехать его дяде, тому самому жестокому генералу. Возможно, это тоже имело какое-то отношение к теме.

Картина Шварца была весьма спокойно, хоть и положительно, оценена в Академии, удостоилась серебряной медали (наряду с многими работами других авторов). Хотя по своему исполнению она уже не является столь ученической, как, к примеру, «Посол Курбского Василий Шибанов...» 1862 года (сюжет которой тоже исторически недостоверен), но и выдающимся полотном ее не назовешь - опыт художника еще очень невелик. Думается, что ее нынешнее присутствие в Третьяковской галерее объясняется лишь выбранным сюжетом, при этом задача картины в коллекции сводится к тематической поддержке репинского полотна. Впрочем, полотно Шварца, в отличие от репинского, не несет на себе цареборческого пафоса и накала страстей, основные эмоции здесь - недоумение и скорбь.

Вячеслав Шварц не был революционером и не использовал, подобно Репину, свой Богом данный талант для борьбы против государства. Видимо, дворянское благородство не допускало такой мысли. В последний год своей жизни он был избран предводителем дворянства Щигровского уезда Курской губернии и старательно исполнял свои обязанности. Возможно, он пробовал свои силы в иконописных сюжетах (в стихотворном письме к другу он называл себя «шевалье и богомазом»), но исторической живописи не оставлял.

Лучшей и наиболее известной исторической работой В.Г.Шварца можно было бы назвать «Вербное Воскресение в Москве при Царе Алексее Михайловиче. Шествие Патриарха на осляти» (1865; холст, масло, Государственный Русский Музей»). Как по духу это полотно разительно отличается от «Крестного Хода в Курской губернии»!

Последняя его живописная работа «Вешний поезд Царицы на богомолье при Царе Алексее Михайловиче», написанная в 1868 году также находится в Третьяковской галерее.

Сама жизнь подвела итог этой истории.

Жизнь Вячеслава Григорьевича Шварца была очень короткой, он скончался тридцатилетним в Курске. Умер Вячеслав Георгиевич от «бронзовой болезни» - хронической недостаточности коры надпочечников, сейчас больше известного под названием болезни Аддисона. Симптомы этого мучительного заболевания, которое в XIX веке не умели лечить, странным образом напоминают симптомы ртутного отравления, от которого скончался Царевич Иоанн Иоаннович. Это и глубокий упадок сил, и тяжелая тошнота, и тахикардия, и тремор... Тело художника было привезено в имение его отца в Курской губернии, то самое, где всего пятью годами раньше была написано полотно о венценосном отце и сыне. Там же, в имении, престарелый отец художника, оплакав своего сына, похоронил его.

Картина «Отец у тела сына» трагически повторилась.

Отец пережил сына на тринадцать лет и умер девяностолетним старцем в 1882 году, когда над своей картиной уже начал работать Илья Репин.

P.S.: Вячеславу Шварцу присваивают сомнительную честь первого живописного обвинения первого русского Царя в смерти сына, Царевича и Наследника Престола. Удивительно, что незамеченным осталось первое предупреждение в недопустимости этой клеветы. Безумие и самоубийство Гаршина, позировавшего для репинского полотна, невозможность для Репина писать отсохшей рукой, трагедия разрушения России, которую тот вынужден был наблюдать в своей старости из-за границы - это было уже позже, много позже. Речь не о «мистических совпадениях» и не о «Божией каре». Господь - Судия бесконечно милосердный, и каждому человеку дается время и возможность для покаяния и исправления. Хотя для того, чтобы это покаяние свершилось, каждому при жизни приходится вкусить всю горечь последствий своих ошибок.

Вячеслав Шварц скончался 10 апреля 1869 года, в четверг 5-й седмицы Великого поста. По традиции Православной Церкви, в этот день в храмах полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского.

Частный Божий Суд над каждым из ушедших уже свершился.

Не забудем: каждому из нас, живущих, Он еще предстоит.

Источники:

1. Русский биографический словарь. Т. 22. (Чаадаев-Швитков). Издан под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического общества А.А.Половцова, СПб, 1905.

2. Хроника Санкт-Петербургского университета (с сайта spgu.ru).

3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, главы 15-20.

4. Лапин В.В. Семёновская история:16-18 октября 1820 года. Л.: Лениздат, 1991. С. 94-95. (Историческая библиотека «Хроника трёх столетий: Петербург-Петроград-Ленинград»)

5. Ефимова Нелли. Курский художник превращал крестьян в бояр. Издание «Друг для друга он-лайн», Курск. Архивный N 40 от 2008 года.

6. Федорова Марина. Богомаз и шевалье. Городские известия (Курск), Архивный N115, 2008г.

Впервые опубликовано в электронной газете «Московские Ведомости»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Отец и сын

Что бы дедушка Климов сказал по поводу фамилии автора... )
М.Яблоков / 07.10.2013, 17:33

3. К реплике № 2

Видимо, потому так сказано, что во времена В.Шварца уже было, увы, и дворянское хамство: кичение по отношению к собственному происхождению, родству сохранялось, а сыновнее почтение к Отцу Отечества, к Государю уже исчезло.
Леонид Болотин / 07.10.2013, 15:35

2. Re: Отец и сын

Прекрасная публикация. Спаси Господи. Вот только интересно - как форумчане примут словосочетание "дворянское благородство". - мда...
Lucia / 07.10.2013, 13:29

1. Re: Отец и сын

Замечательная публикация, полезная и трезвенная. Спаси Христос!
И.А. Палатник / 07.10.2013, 13:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Бойко-Великая
Станут ли останки мощами?
Современные дискуссии о «екатеринбургских останках»
23.02.2022
Все статьи Анна Бойко-Великая
Иван Грозный
Политические теологии Третьего Рима и Третьего храма
Доклад на конференции «Собиратели земли Русской. Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович»
07.05.2024
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
В Москве прошла научно-практическая конференция из цикла «Собиратели земли Русской»
24.04.2024
Давайте вспомним всех павших!
В боях в Республике Сербской героически погибли 38 русских добровольцев
16.04.2024
Очистить имя первого Русского царя от клеветы
Резолюция конференции «Собиратели земли Русской»
03.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
07.05.2024 07:08
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03