Предисловие
Неожиданное для меня самого обращение к такой сложной теме, какой является Крест- основополагающий символ христианства, нуждается в объяснении: ведь в большинстве случаев ничего случайного в наших поступках не бывает. Крест на куполе первым встречает нас при подходе к храму и сопровождает нас внутри него, многократно мы осеняем себя крестом в храме при чтении молитв и песнопений, среди которых одним из основных является Символ веры.
Многократно усиливается влияние Креста, этого важнейшего символа христианства, на наше подсознание в праздничные дни и, особенно, в страстную Пятницу - день Крестных страданий Сына Божия, предваряющих Праздник Праздников - Пасху Господню - Светлое Христово Воскресение, когда совершается крестный ход вокруг храма.
Темой Креста, пусть и иной, не православной формы, мне пришлось достаточно долго заниматься в последнее время, во время работы над новой книгой, посвященной событиям на Ганиной Яме, в урочище Четырех Братьев, последовавшими после совершенного в Ипатьевском доме злодеяния. Речь идет о Мальтийском кресте, который был найден Коптяковскими крестьянами в «кострище» около шахты, куда были сброшены изуверами тела членов Царской Семьи и четверых Её верноподданных. Находка этого драгоценного креста, без сомнений принадлежащего членам Царской Семьи, взволновала десятки русских православных людей и стала поводом для начала поиска места Её захоронения.
Тема Креста нашла отражение и в названии моей книги, недавно вышедшей в издательстве «Царское Дело» в Санкт-Петербурге: «И была надпись вины Его: «Царь...»», в которой заключительная глава - «Поросенков лог» имеет непосредственное отношение к рассматриваемой здесь теме.
В результате пожара в монастырском комплексе Ганина Яма, случившимся30 апреля 2008 года, именно в тот день, когда 90 лет тому назад 17/30 апреля 1918 года в Ипатьевский дом впервые вошли Царь, Царица и Великая Княжна Мария, полностью сгорело двухэтажное здание монастырской лавки и музея, которое располагалось у входа в комплекс. Мы приехали в монастырь спустя некоторое время после случившегося пожара, следы которого были видны повсюду: особенно много было несгоревших, со следами копоти и воды, различного вида открыток Царственных Страстотерпцев, бережно собранных людьми на пепелище.
Взятая мною на память, одна из таких открыток с известным портретом молодого Государя Императора Николая II в гусарской форме с надписью «Благословение монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев», спустя три года сыграла большую роль в лечении моего тяжелого заболевания.
На обратном пути из монастыря мы заехали на мемориал Романовых, открытый на территории Поросенкова Лога в 1999 г. - уходящем году президента Б.Н.Ельцина, фамилия которого, а также губернатора Э.Э.Росселя, увековечена на памятной доске, отметившей их вклад в создании мемориала. Весной 2008 года еще была на слуху сенсационная новость о находке в Поросенковом Логу, недалеко от захоронения под «мостиком из шпал», «костных фрагментов» останков, принадлежащих, как было вскоре объявлено, Цесаревичу Алексею и Великой Княжне Марии. Алексей Анатольевич Кузьмин первым обратил наше, с Владимиром Николаевичем Павловым, внимание на форму креста, установленного у «символического мостика из шпал»: «Крест-то не православный - наклонная поперечина смотрит не в ту сторону!»
«Крест всегда указует восток (будь он на куполе или на могиле): взираешь на крест - взираешь на Восток, при этом нижняя перекладина направлена сверху вниз и справа налево, а в Поросенковом логу не так. И там это не единственный крест. Все кресты «мемориала» неправильные!»*
В тот день я впервые задумался о существующих формах православного Креста, принципах его построения и подумалось мне: «Не могли православные люди, занимающиеся установкой здесь креста, не знать правил его изображения и установки, а значит этот знак - сообщение тем, кто понимает его значение или же это «метка», посланная Свыше, сообщающая об отсутствии святости данного места».
«Возможны возражения на этот счет: делали, мол, неопытные, невоцерковленные, но при этом искренние люди. Да. Но такие же по неопытности, невоцерковленности и искренности люди ставили в 1990 году (когда и Закон Божий трудно было достать) первые кресты на месте Ипатьевского дома. И кресты эти были правильные, а воздвижение железного креста (без вреда пережившего и взрывы, и сломы, и осквернения), который и ныне стоит на Царском Месте - у Храма-на-Крови, было отмечено чудесным знамением с неба, чему свидетелями были несколько десятков человек»*.
Сомнения дополнились годом открытия мемориала - 1999 («когда литературы о кресте было в изобилии»*), в котором скрыто «число Антихриста», неубедительными выводами, о принадлежности екатеринбургских останков к Царским, долгого, «перманентного», как мировая революция Парвуса-Троцкого, следствия и многими другими доводами, подробно изложенными в той, последней, главе книги «И была надпись вины Его: «Царь...»».
Круг недоверия замыкают, однозначно доказывающие принадлежность останков Царской Семье, по мнению следователя В.Н.Соловьева, но не согласного с ним множества его оппонентов, результаты генетических экспертиз, главной из которых считается та, что проведена в США, откуда, по выводам белого следователя Н.А.Соколова, поступил заказ на невиданное в мировой истории злодеяние.
Что изменилось за последние годы в общественном мнении по вопросу не признания принадлежности останков к Царским, какие новые существенные доказательства предоставлены следствием, что все громче раздаются голоса, в том числе и среди духовенства РПЦ, за удовлетворение требования следователя В.Н.Соловьева. Ведь кроме него одного, вероятно, приватизировавшего на ваучеры Чубайса расследование, мы не услышали ни одного официального заявления руководства Следственного Комитета РФ. Большую ответственность перед Богом и русским народом возьмут на себя те, кто, по словам В.Н.Соловьева, «рано или поздно, но признает Царскими екатеринбургские останки».
Поэтому, совершенно не случайно, в день праздника Пасхи Господней, отдохнув от всенощной службы, взялся аз грешный, подготовленный всем ходом предыдущих занятий и размышлений, за исполнение этой работы, продлившейся до сего дня. Будучи не искушенным в сложных делах православия, из-за несколько задержавшегося прихода к вере, счел за благо обратиться за редакторской помощью к А.А.Кузьмину, составившего не один десяток текстов на православную тематику во время работы в екатеринбургском издательстве «ОМТА», в том числе, по Храму-на-Крови, монастырскому комплексу на Ганиной Яме, по тематике Царского Дела.
Теперь о той чудесной помощи, которая так неожиданно пришла в самый начальный период лечения, когда надо было оплатить значительные суммы. Как решить эту проблему, которую сейчас можно назвать возродившейся, но с тем же смыслом, угрозой, звучавшей тогда темной ночью под мостом запоздалому путнику - «жизнь или кошелек», посоветовал мне батюшка, мой духовный наставник: «Обратитесь к Царственному Страстотерпцу Государю Императору Николаю II, о котором Вы много пишите, за помощью и Он не откажет Вам в ней!»
В тот же день, во время вечерней домашней молитвы перед портретом Государя на той открытке, взятой мною на пепелище монастырской лавки и музея, я обратился за помощью к Государю простыми словами, не искушенного в молитвенных обращениях человека. На следующий день, из Екатеринбурга, где был открыт счет на оказание мне денежной помощи, пришло сообщение о том, что один человек перечислил значительную сумму. Дивен Бог во святых Своих!
Образец канонического православного Креста
Ни в коем случае не затрагивая существующие принципы построения изображения православного восьмиконечного креста, во всем множестве их образцов, следует заметить, что, занимающаяся «изучением истории и иконографии Креста - основополагающего символа христианства», наука ставрография, предполагает также и поиски в «создании новых форм»[1].
В этом случае, как ни в каком другом, новая форма должна быть наполнена содержанием, традиционно опирающимся на тот глубокий смысл, который стоит за теми событиями, которые происходили во времена зарождения новой веры человечества - христианства. Именно этот принцип использован при построении, предлагаемого вниманию читателей, образца изображения Креста, форма которого несколько изменена, с целью наполнения её канонами Символа веры.
Поверхность креста - стержня и поперечин, условно может быть представлена в виде пронумерованных церковно-славянскими числами от един до дванадесяти ячеек, числа которых на стержне и на верхней поперечине условно будут соответствовать порядковым числам членов Символа веры и ключевым словам в них, а на средней и нижней поперечинах вместо чисел, также условно, могут быть мысленно размещены словообразующие буквы.
Основа православного Креста- его стержень, в 12-ти ячейках которого, мысленно размещено слово «Вседержитель» - именование Бога Отца в первом члене Символа веры. Таким образом, числу един в первой ячейке соответствуют слова «Бог Отец» и изложенная истина в первом члене Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»[2].
Второй член Символа веры, соответствующий ячейке с числом два - это содержащаяся в нем истина со словами «Господь Иисус Христос»: «(Верую) И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век...»
Третий член Символа веры, соответствующий ячейке с числом три, в котором говориться о воплощении Сына Божия, - Дух Святой: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
Таким образом, три ячейки верхней поперечины креста, составляют слова молитвы: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».
Четвертый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом четыре, в котором говорится о том, что «Господь Иисус Христос страдал и умер на кресте за нас - людей» - это Распятие: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена».
Пятый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом пять, в котором говорится о воскресении Иисуса Христа - это Воскресение: «И воскресшаго в третий день по Писанием».
Слова «по Писанием»относятся не только к пятому, но и к четвертому членам Символа веры, так как в писаниях пророков Ветхого Завета было предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении его. Семь букв слова «писание», могут быть мысленно размещены в семи ячейках средней поперечины Креста.
Шестой член Символа веры, условно соответствующий ячейке с числом шесть - это Вознесение Господне на небеса человечеством своим, соединив земное с небесным: «И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца».
Седьмой член Символа веры, соответствующий ячейке с числом седьм - это Второе пришествие Христово: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца».
Восьмой член Символа веры, соответствующий ячейке с числом осемь - это третье Лицо Единосущной Троицы- истинный Бог-Дух Святой, который всегда исходит от Отца-Духа истины: «(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
В пяти ячейках наклонной поперечины, может быть мысленно размещено слово «Иисус»: «Христос воскрес из мертвых смертию смерть поправ...», Он вышел из ада и вознесся на небеса (наклонная линия поперечины идет вверх), а после Второго пришествия опять придет на землю, чтобы судить всех людей (наклонная линия поперечины также идет и сверху вниз). Наклонная поперечина пересекает ячейку седьм - седьмой член Символа веры - это Второе пришествие Христово и ячейку осемь - это восьмой член Символа веры со словами «Отец-Дух истины»: в соответствии с истиной и будет произведен суд над людьми.
Мысленное размещение слова «Иисус» в наклонной поперечине, с заглавной буквой расположенной выше последующих - это проверка правильности изображения или установки Креста: верхняя часть наклонной поперечины должна находиться слева от стержня, так как в противном случае заглавная буква слова «Иисус» будет ниже последующих, что недопустимо.
Девятый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом девять - это Церковь Христова: «(Верую) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Десятый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом десять - это Таинство Крещения - дверь в Церковь Христову и остальные таинства: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».
Одиннадцатый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом единнадесять - это всеобщее воскресение мертвых, которое совершиться при окончании нашего мира, превратившегося из тленного в нетленный: «Чаю воскресения мертвых».
Двенадцатый член Символа веры, соответствующий ячейке с числом дванадесять - это жизнь будущего века - вечная жизнь, которая наступит после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова: «(Чаю) И жизни будущего века. Аминь».
Двенадцатый член Символа веры в основании Креста - его опора и одновременно начало, исходящее из того высшего состояния радости и блаженства, что приготовил Бог любящим Его в жизни вечной.
Общее число двенадцати ячеек поперечин Креста, исходящих от стержня - Вседержителя, также равно двенадцати - числу первых Апостолов, учеников Иисуса Христа.
Таким представляется мне православный Крест, состоящий, условно, из двенадцати членов Символа веры и, в силу этого, сам являющийся Символом Веры - Веры Православной.
При описании представленного здесь образца православного Креста были использованы канонические положения раздела: «Законъ Божiй. О вере христианской. Символ Веры»**.
Образец канонического православного креста и его построение
Послесловие
Статья, после правки редактором, была закончена, но что-то сдерживало её отправку и только утром, перечитав статью еще раз, выяснилась причина: все двенадцать ячеек трех перекладин креста, исходящие от стержня - Вседержителя, повторяют число двенадцати членов Символа веры. Это происходит потому, что три ячейки верхней поперечины креста -един, два и три, как было показано выше, составляют слова молитвы: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь», а слова «писание» и «Иисус», которые мысленно размещены в последующих поперечинах, содержаться в текстах членов Символа веры.
Число же первых Апостолов, учеников Иисуса Христа- двенадцать, равно числу членов Символа веры, что содержит в себе глубокий Божественный замысел, как и во всем том, что связано с именем Спасителя и историей зарождения христианства.
Примечания:
* - Примечание редактора А.Кузьмина
** - Законъ Божiй... составилъ Протоiерей Серафимъ Слободской. Издание четвертое. 1987.
15 - 30 апреля 2012 года
[1] История развития креста, формы православного креста / 19. Крест осмиконечный православный / http://www.golddomes.ru/krest/krest1.shtml.
[2] Здесь и далее Символ веры см. Краткий православный молитвослов. Московская Патриархия. М. 1990. С. 9.
1. Re: Православный Крест - Символ веры