Где-то на самых задворках Подмосковья пролегает она, невидимая черта, отделяющая «московскую агломерацию» от настоящей России. Ещё совсем недавно мелькали за окном нашего автомобиля бетонные скелеты обрастающих кирпичным мясом новостроек, кичливо-безликие особняки, громоздкие коробки торговых центров. А теперь - тишина, утопающие в зелени редкие поселения, успокаивающий светлый простор.
Россия. Много ли знаем о ней мы, уже относительно молодые, живущие в Москве писатели? И даже те из нас, что смотрят на неё с любовью и затаённой болью, смотрят всё-таки со стороны, невольно высматривая провинциальный колорит.
Поэтому и высыпали мы из машины, когда увидели на тверской земле зарастающую молодыми деревцами церквушку с двумя отдыхающими на покосившемся куполе аистами.
![](/images/2013/26993.jpg)
Потому и выхватили торопливо из рюкзаков фотоаппараты, стремясь запечатлеть этот редкий, едва ли не инопланетный для многих москвичей вид.
Мы, несколько поэтов, членов Комиссии по творческому наследию Николая Тряпкина, едем в село Степурино Старицкого района. Николай Иванович - уроженец этого района. Деревни Саблино, где родился выдающийся поэт, уже больше полувека, как нет на земле. Но есть поле, которое теперь входит в земли Степуринского сельского поселения. На месте деревни в прошлом году нам с помощью степуринцев удалось поставить поклонный крест.
А в этом году наша цель - установить скромный памятный знак у просёлочной дороги, пролегающей мимо бывшего Саблина. Доски для щита, на котором будет укреплён баннер, уже лежат, дожидаются нас в полуразрушенном степуринском храме. Но сначала - выступление на празднике села, к которому приурочили и недавно возрождённую в Степурине некогда знаменитую ярмарку.
Запестрели цветные палатки
У Николы на вешнем торгу.
И проносятся сверху касатки,
И мелькают качели в лугу.
Сколько хмеля и всяческой славы
Пролилось на окрестный пустырь!
И цветут монастырские травы,
И, как солнце, горит монастырь.
Успевай лишь примериться к цели:
Тут и лён, и кадушки, и хлеб...
Нет, конечно, мы не ждали, что в современной русской деревне возможно такое самобытное яркое празднество, какое запомнилось в раннем детстве Николаю Тряпкину. И всё-таки хотелось верить, что увидим мы нечто, от чего повеяло бы той, хлебосольной корневой Россией, о которой узнать теперь можно только из книг.
И вот мы в Степурине. Ярмарка - полтора десятка палаток, торгующих дешёвым китайским ширпотребом. Кое-где всё же проглядывают и местные товары - мёд, творог.
![](/images/2013/26996.jpg)
Торговля идёт на главной сельской площади, над которой печально возвышается степуринский храм с целой уже берёзовой рощицей на стенах. Вот что можно прочитать о современном состоянии храма на сайте, посвящённом туризму в Старицком районе: «...Храм св. Флора и Лавра в Степурине находится на грани саморазрушения! Необходимо собрать средства для укрытия купола и окончить ремонт помещения в здании колокольни, чтобы там можно было проводить Богослужения, сейчас с потолка падают камни. Весной 2012 года разрушение частично приостановлено, установлена крыша над пределом колокольни...»
![](/images/2013/26994.jpg)
Перед официальным открытием праздника в этом храме, вернее, в расчищенном от мерзости запустения уголке его, начинается молебен святым Флору и Лавру, покровителям села. Кроме нас, четверых москвичей, здесь собралось с десяток человек, в основном пожилых женщин.
А местные мужики с утра расположились кучками в небольшом парке у стен храма. Пьют, кажется, даже не водку, дешёвый портвейн. Парк этот накануне очищали от накопившегося за год хлама (в основном пустых бутылок) местные школьники. Наверное, были среди них и дети вот этих пьющих мужиков, что порой даже нужду справляют в кустах у самых церковных стен. Веками храм был главным местом во всей округе, куда люди шли вспомнить о том, что не хлебом единым в скоротечном своём земном бытии жив человек. И сейчас его сиротливые стены остаются центром притяжения. Но уже в основном для пьющих неприкаянных степуринцев. Можно ли после всех духовных разрух двадцатого века винить этих сельских жителей, что святыня их дедов для них теперь просто место в центре села, где изо дня в день привыкли они отуманивать сознание дешёвым зельем? Не знаю, не берусь судить.
- У нас дачников сейчас довольно много стало. Они подработать предлагают, что-то покрасить, построить. Так многие наши мужики отказываются, им лишь бы выпить было на что, - вздохнула как-то в разговоре со мной глава степуринской администрации, наш главный союзник здесь по тряпкинским делам Галина Анатольевна Комарова.
Но с другой-то стороны вот уже больше двух десятилетий приучают деревню к мысли, что не нужна она особо стране. Завозят миллионами тонн импортное, зачастую второсортное продовольствие, «стерилизуют» нефтедоллары в разных там фондах, вместо того, чтобы поддержать разуверившегося во всём крестьянина, вдохнуть в него надежду на справедливость.
И всё же Степурино, как я уверен, и тысячи других русских сёл, не хочет умирать. Есть ещё сила, способная сопротивляться саморазрушению. И сила эта - женщины. Именно на них, как неожиданно открылось мне на степуринском празднике, и держится сегодня русская деревня. И когда вручала Галина Анатольевна грамоты «за добросовестный труд», «за успехи в развитии личного подсобного хозяйства», и когда поздравляли с юбилеями семейные пары, на ковёр, заменяющий сцену, выходили почти исключительно одни селянки. И даже музыкальные номера на празднике исполняли в основном молодые девчонки, подражающие столь заманчивым для них отсюда из деревенской глуши поп-звёздам.
Красноречивый факт: из тринадцати сельских поселений в Старицком районе, в двенадцати главы администраций - женщины. Как видно, слова классика о «женщинах в русских селеньях» справедливы и сегодня. Вперекор всем напастям тянут они лямку повседневных сельских забот, находят силы устраивать праздники, не дают опуститься себе и своим мужчинам.
Мы в селе четвёртый раз. И хотя степуринцы относятся к нам внешне доброжелательно, чувствуется в них какая-то сдержанность. Может быть, просто потому, что мы горожане, москвичи, чужие здесь. А может, наше стремление спасти от забвения имя их выдающегося земляка стало невольным укором для тех, кто забыл многое, чего забывать не стоило. Ещё два года назад до первой нашей поездки в Саблино о поэте Николае Тряпкине здесь никто слыхом ни слыхивал...
Деревянный щит мы сколотили довольно быстро, часа за два. Старались закрепить баннер так, чтобы чьей-нибудь шальной недоброй руке было непросто сорвать или испортить его. И долго потом ещё посматривали с саблинского поля, где разбили небольшой палаточный лагерь, на то, как проезжающие по грунтовке машины притормаживали перед неведомым, как из земли выросшим знаком. К нам опять, как и год назад, когда ставили здесь поклонный крест, пришла тихая немного горделивая радость от того, что сумели найти в себе силы вырваться из паутины московской суеты, сделать своими руками то, что без нас не сделал бы никто другой.
![](/images/2013/26997.jpg)
За те несколько лет, что существует Комиссия по творческому наследию Николая Ивановича Тряпкина мы уже успели убедиться, что чиновники, как, впрочем, и выдающие себя за благотворителей толстосумы не спешат помогать в тех делах, которые не сулят им какой-либо быстрой выгоды или приятной для них шумихи. А какие «бонусы» сегодня поимеешь от того, что где-то в заброшенном тверском поле рядом с поклонным крестом возникнет, например, изба-читальня, куда энтузиасты будут свозить книги из «оптимизируемых» городских библиотек? Ну, да Бог с ними, толстосумами.
Когда мы распиливали и вытаскивали заготовленные для нас доски из степуринского храма, в чистом небе над порушенными куполами белоснежным видением проплыла стая аистов. Кто-то вблизи нас сказал, что это - добрый знак. Что ж, подумалось мне тогда, быть может, и, вправду, немало ещё впереди хорошего у села. Может, осуществится и наша задумка, и деревня Саблино не только не исчезнет навсегда из людской памяти, но и, зажив новой жизнью, станет одним из символов возвращения русского человека на свою землю.