В день памяти св.блгв.кн.Александра Невского отмечает юбилей великая русская актриса Татьяна Васильевна Доронина.
В честь этого события републикуем давнюю статью о ее творчестве и гастролях возглавляемого ею театра в Санкт-Петербурге.
В спектакле «Васса Железнова», о котором идет речь в материале, Т.Доронина выходила на сцену еще в начале 2019 года. Чуть раньше она путем подлых и лживых манипуляций, конечной целью которых был рейдерский захват театра, была фактически устранена от руководства созданного ею в 1987 году МХАТа им.М.Горького, одного из немногих сохранявших лицо традиционного русского театра. Т.В.Доронина в этих родных стенах с тех пор не появлялась.
…Увы, за прошедшие пять лет усилиями безнравственных людей театр разорен, уничтожены репертуар, большая часть декораций, многие артисты покинули труппу. Сама Т.В.Доронина находится в информационной изоляции в пансионате, который старшему поколению привычнее (и это честнее) называть домом престарелых. Недавно театр лишился исторического названия, став безликим «Аrt-theatre»… То, что не удалось совершить в начале 1990-х, сделали в наше время. Простите нас, Татьяна Васильевна…
Но ваш вклад в величие русского культуры никто отнять не в силах. С юбилеем вас, Божией помощи, всего доброго и прекрасного.
***
Трудно писать верующему о театре... Известно, что первые семь веков своего существования Церковь Христова отвергала публичные зрелища, именуя их не иначе, как "позорище". И это можно понять, зная, что в те времена театр сохранял содержание, атрибуты, все признаки языческого искусства. А с девятого века театр допустили в храм, появился жанр литургической драмы, переросшей со временем в мистерии - постановки на библейские сюжеты.
Известный русский духовный просветитель, автор многотомного собрания "Житий святых" - святитель Димитрий Ростовский был автором духовных пьес, ратовал за создание православного духовного театра. Позднее эту идею альтернативы мирскому лицедейству осуществил в Тобольской Духовной семинарии митрополит Филофей (Лещинский). По мнению владыки Филофея, постановки семинаристов способствовали их духовному раскрепощению, что в свою очередь, благотворно влияло на занятия гомилетикой - искусством проповеди.
Но не будем скрывать, отношение к театру наших великих пастырей и святых разнилось. Совершенно отрицал театр святой праведный Иоанн Кронштадтский. А преподобный Амвросий Оптинский был не столь категоричен в своих оценках. Архимандрит Киприан (Керн) предупреждал, что нельзя равнять Шекспира, Пушкина, Чехова, Художественный театр с играми мимов, гладиаторов, с вакхическими плясками, в ином случае священник никогда не поймет свою паству. Большим любителем духовного театра, автором пьес был архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Покровителем театра называют митрополита Трифона (Туркестанова), в прошлом - актера.
И, наконец, событие нашего времени. В Кемерово по благословению архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония в 2003 году состоялся Первый православный театральный фестиваль "Кузбасский ковчег". Своей целью устроители этого театрального форума ставили пропаганду лучших произведений русской и современной драматургии православной направленности, привлечение широкой общественности к проблемам духовного развития человека. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил организаторам, участникам и гостям "Кузбасского ковчега" свое послание, в котором говорится: "Руководство области и епархии проводит фестиваль, призванный прикоснуться к чутким струнам души человеческой, стремящийся возвысить ум и сердце зрителя и слушателя к нетленным сокровищам духа - богатому традиционному наследию, которое на протяжении многих десятилетий в нашей стране пребывало в забвении".
Хотелось бы поговорить сегодня о том, как театр богатством своих художественных средств может помогать нам в постижении разных сторон действительности, например, сути характера русской женщины. Много лет известнейшая актриса Татьяна Васильевна Доронина открывает нам через сценические и кинематографические образы разные грани этого характера. Татьяна Доронина давно любима всесоюзным и всероссийским зрителем. Десятилетия не изменяют доброго отношения к фильмам с ее участием - "Три тополя на Плющихе", "Старшая сестра", "Еще раз про любовь", "Мачеха". В городе на Неве многие помнят ее Надежду Монахову в "Варварах" М.Горького, Софью в "Горе от ума" А.Грибоедова, Машу в "Трех сестрах" А.Чехова, и, конечно, незабвенную Настасью Филипповну (ее любимую роль, по признанию самой актрисы) в спектакле по роману Ф.М.Достоевского "Идиот" - в постановке Г.А.Товтоногова на сцене БДТ. Потом была галерея образов, созданных на московской сцене, они тоже известны.
Гастроли МХАТа им. М.Горького в Санкт-Петербурге начались премьерой - спектаклем по пьесе М.Горького "Васса Железнова" в постановке Б.Щедрина, главную роль в котором исполнила Т.В.Доронина. Трудно не согласиться с актрисой, когда она говорит, что "А.М.Горький умел создавать по-настоящему глубокие, подлинные, а значит, вечные характеры, вобравшие не только генетические наши качества, но и те, что свойственны нам по вере христианской". Васса Борисовна Железнова - владелица пароходства, миллионного дела - узнаваема. Человек сильный, твердого и властного характера, другой и не справился бы с таким делом. Она из тех хрестоматийных русских женщин, воспетых еще Н.Некрасовым, на пути которых, по-прежнему "кони все скачут и скачут, а избы горят и горят...", как горько заметил поэт современный. Не будем исследовать, когда и как складывался на Руси этот тип женщины, от безысходности впрягающейся в воз ведения сложного хозяйства, семейного дела.
Да, русская женщина сильна, она семижильна. Выдюжит и это. Но ничего не дается в жизни просто так. И когда женщина (пусть не по своей воле) занимает не свойственное ее природе место, это оборачивается неизбежными потерями. Хотя бы потому, что ее собственное служение остается не восполненным. (Оговорюсь. Все мы знаем блестящих руководителей-женщин, никто не оспаривает этих способностей. Да и сама Т.Доронина, когда "многомудрыми мужами" был задуман и осуществлен раскол МХАТа, была вынуждена встать во главе театра, большую часть труппы которого предали "многомудрые". Все так. Нам лишь неведома в данном случае цена, которой оплачен нынешний успех МХАТа им. М.Горького).
Васса Борисовна тяготится выпавшей долей: "Когда муж мой все пароходы, пристани, дома, все хозяйство - в одну ночь проиграл в карты, - я обрадовалась! Да, верь не верь, - обрадовалась. Он, поставив на карту последний перстень, - воротил весь проигрыш, да еще с лишком... А потом начал он безобразно кутить, и вот я полтора десятка лет везу этот воз, огромное хозяйство наше, детей ради, - везу. Какую силу истратила я! А дети... вся моя надежда, и оправдание мое - внук". Но вот на самих-то детей времени у Вассы Борисовны не хватает. Ей еще удается потрудиться вместе с младшей, блаженненькой дочерью Людмилой в саду, но и та скучает по матери, хочет бывать рядом с ней чаще. А вот на старшую, такую же сильную как сама мать Наталью, ни сил, ни времени уже нет. Это звучит буквально: "Эх, девка, нет у меня времени поговорить с тобой"... И оно понятно.
"Ты - человеческая женщина", - говорит о матери Людмила, умеющая выражаться необыкновенно. А в исполнении Т.Дорониной Васса Борисовна - "совсем человеческая", она полна нерастраченной любви, тепла. Ее легко представляешь хранительницей домашнего очага, матерью многочисленного семейства... Но из девяти детей в живых осталось трое ("а помирали от того, что родились слабые, а слабые родились потому, что отец пил много и бил меня часто"), да и из них сын смертельно болен, а дочь слабоумна.
Узнаваемые коллизии... Да, Алексей Максимович заметил и запечатлел становление того типа русской женщины, что десятилетия спустя столь распространится на нашей земле. Причины тому разные. Тут и разрушение института семьи государством, и трагические повороты истории. Война, унесшая цветущие жизни наших дедов, немалое количество сыновей которых потом потихоньку спивались во времена "полного удовлетворения"... Я смотрела на Вассу Борисовну в исполнении великой актрисы, а видела два поколения русских женщин - наших бабушек и матерей, тех, кому сейчас семьдесят. Они вновь, не впервые в русской истории, взвалили на свои плечи воз забот обо всем. И, сильные уже изначально, они стали еще сильней.
(Необходимое уточнение. Вспоминая поколение бабушек, я имею ввиду не тех удивительных старушек, для которых все - близкие и дальние - были "сыночки" и "доченьки", чьей любви и заботы всегда хватало на всех, чьи белые платочки, как часто говорится сейчас, сохранили Церковь в безбожные годы. Моя речь о других, кто Бога забыл. Лишив себя, а потом и нас Его животворящей любви и помощи).
Первое движение Вассы Борисовны при известии о смерти мужа - на колени к образам, лампадки пред которыми теплятся весь спектакль. Она еще воспитана в вере и навык молитвы и покаяния еще не чужд ей. Другое дело - поколения следующие...
А уж о современности, что и говорить. На наших глазах женщина окончательно раскрепощается, ее место и роль в обществе ширятся, она великолепна за рулем автомобиля и в губернаторском кресле, ей все к лицу. Но стоит ли этому безудержно рукоплескать? Ибо знаками нездоровья общества является устранение мужчины с роли главы семьи, сдача других позиций. Чем еще нынче на Руси подменяют высоту женского предназначения, все читатели знают сами...
Нелепо говорить в наше время о возрождении Домостроя, не о том речь. Всему свое время и место. Но перекосы нашей жизни слишком очевидны. Когда женщина покинула семью, за ней ушли из дома дети...
Государство начинается с семьи. И безнравственный народ сильным быть не может по определению. Экономика, хозяйство, бизнес наладятся, если будет здоров дух нации, если окрепнет семья. Пока в нее вбиваются клинья.
...Возродим ли когда-нибудь наш полуразоренный Русский дом? Это о нем горько плакалось, когда на сцене умирала Васса Борисовна... Не знаю, как задумывал этот образ Горький, но наша великая актриса вложила в него боль и муку своей собственной души. Именно поэтому и откликаются сердца зрителей. И происходит то, что в древнем театре называлось катарсисом (с греч. - очищение), когда через сострадание героям очищается наша собственная душа...
Русское искусство всегда было не чуждо нравственным поискам человека. Отрадно, что и в наше смутное время находятся художники, творческие сообщества, которые сохраняют верность традициям отечественной культуры. МХАТ им. М.Горького - из их числа. Осталось лишь добавить, что прекрасен весь актерский ансамбль спектакля "Васса Железнова". Он смотрится на одном дыхании, зрители тепло его принимают, он, безусловно, актуален. А исполнительница главной роли - неподражаемая Татьяна Доронина прекрасна как всегда. Она согрела образ Вассы Железновой теплом своей души, сделав его родным и дорогим каждому зрителю.
Завершались гастроли театра пьесой Э.Радзинского "Старая актриса на роль жены Достоевского". Спектакль необычен, многослоен и интересен, Т.В.Доронина играет в нем сразу несколько женских образов, но нас опять будет интересовать лишь одна грань спектакля. А именно - образ Анны Григорьевны Достоевской - жены великого писателя, с которой "так повезло русской словесности". (Ее письма и дневники столь проникновенно и трепетно озвучивает в спектакле Т.Доронина)... Если отрешиться от литературной темы, то необходимо сказать, что среди прочих русских жен (не писательских) Анна Григорьевна - не исключение. В ней воплотились притягательнейшие черты женской натуры, которыми не устаешь любоваться.
...Вы только представьте неподражаемую Татьяну Доронину и послушайте: "Я никогда ни о чем не спорю, а всегда стараюсь как можно скорее согласиться, чтобы не было ссоры..." "Вечером мы говорили о Евангелии и Христе, говорили долго. Меня всегда радует, когда он со мною говорит не об одних обыкновенных предметах - о кофе да сахаре... Сказал, долго без меня пробыть не может: "Я жить без тебя не могу - как мы срослись, Аня, и ножом не разрежешь". И потом: "Вот для таких, как ты, - и приходил Христос. Я говорю не потому, что люблю тебя, а потому, что знаю тебя". Вы должны суметь представить, как звучат эти строки в исполнении Т.Дорониной...
Возвращаясь к современности и перефразируя известное выражение, приведенное выше, можно сказать, что нашей жизни очень не везет, потому что из нее уходят лучшие черты русской женщины - терпеливость, смиренность, жалость.
В финале спектакля от имени актрисы звучит признание Анны Григорьевны: "Солнце моей жизни Федор Достоевский... В две тысячи четвертом году, живя в полнейшем уединении, я погрузилась душой и мыслями в прошлое, столь для меня счастливое, и это помогло мне забыть пустоту и бесцельность нашей жизни"...
Партнером Т.Дорониной в этом спектакле является прекрасный актер Аристарх Ливанов, но можем догадаться, каков был дуэт мастеров, когда спектакль был только поставлен и мужскую роль в нем исполнял Георгий Бурков...
Радостно, что гастроли театра в нашем городе закончились именно этим спектаклем, и последнее слово на сцене осталось за Анной Григорьевной, а не Вассой Борисовной, при всем уважении к жизненному подвигу последней.
Когда-то известный критик Игорь Дедков сказал: "Героини Татьяны Дорониной заставляют нас всякий раз верить в чистоту и талантливость женщины... Это защита от пошлого взгляда, от грязного слова, от унижающей снисходительности, от будничного отношения. И потому ее героини бывают вызывающи: хамство и пошлость вообще плохо переносят, когда им являют такой невообразимо странный и чудной для них мир свободного и подлинного чувства".
Глядя на прекрасную актрису Татьяну Доронину, понимаешь, что главное чудо ее таланта не во внешней красоте, а в красоте души, которая открывается нам через сценические образы. И думается: откуда в актрисе этот неиссякаемый запас любви, душевного тепла, согревающего столь многих, в чем источник света, которым ясны ее глаза? В "Дневнике актрисы" Татьяны Дорониной (М., 1998) - серьезной, глубокой книге, еще одном подтверждении слов "талантливый человек талантлив во всем", есть ответ на этот вопрос. Конечно, "мы - родом из детства", любовью и добротой одарили актрису ее родители, ее семья.
Т.В.Доронина пишет: "Свою маму, ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность я сыграла в "Трех тополях". Христианство было ее сутью, ее упованьем, ее органикой, ее естеством. Не себя жалеть, не жаловаться, а другим помочь, своих укрыть, защитить от ударов жизни. Каждый раз, прощаясь со мною, мама говорила: "Ложись с молитовкой и вставай с молитовкой". Это было ее завещание, то главное, что она вынесла и поняла за свою девяностодвухлетнюю жизнь".
Не удержаться от лирического отступления, не чуждого нашей основной темы. В воспоминаниях актрисы есть замечательный пример чуткости родительской любви. Перед поступлением в театральный институт Татьяна Доронина, внимательно исследовав свою внешность, пришла к выводу, что ее круглое, румяное, "отвратительное лицо" имеет очень глупое выражение. С этим нужно было что-то срочно делать, и будущая актриса решила настраивать себя на серьезный лад, поменьше улыбаться, тогда и "дурость моя будет не так заметна".
Эта перемена в поведении не укрылась от любящих родителей. Они по очереди спрашивали дочь: не расстроена ли она чем-то, не болит ли у нее что. И хотя получали отрицательные ответы, не успокоились. На своем родительском совете они стали решать, как помочь дочери, которая, видно, переутомилась от занятий и кружков. Думали, может, взять матери отпуск за свой счет? Может, еще что сделать. А утром следующего дня решение появилось. Удивленную Татьяну ждал новенький блестящий дамский велосипед...
...Вот такая трогательная история о зрячих родительских сердцах простых русских людей. Им не понадобились психологические консультации, советы педагогов и педиатров, как нам, нынешним. Люби свое дитя, и любовь тебе все подскажет. Не придется тогда со страхом заглядывать в детские глаза, чтобы определить ширину их зрачков, как наперебой советуют нынче одно за другим православные издания...
В своем "Дневнике" Татьяна Васильевна пишет: "Молю Господа, чтобы даровал он моим бедным, многострадальным родителям Царствие Небесное, чтобы пребывали их чистые души в покое. Очень трудно жилось им. Так много пережили они утрат и работали, работали, работали. И считали, что все "так" и всегда "так". Но если бы "все так", то иной была бы наша жизнь, и не было бы сегодня этого общего рабоче-крестьянского унижения и нищенства. Не было бы предательства "генетически" христианского народа. Не превращали бы этот покорный и безответный народ в безумную и пьяную толпу".
+ + +
Всю жизнь Татьяна Доронина играет одну большую роль - прекрасную русскую женщину. У нее могут быть разные имена и судьбы, но она похожа на свою исполнительницу, ибо их обеих породила, наградила талантом, одарила редкостной душевной и телесной красотой великая Русская земля. И актриса сторицей вернула этот дар народу и Отечеству.
Низкий поклон Татьяне Васильевне Дорониной, своим талантом воспевающей красоту и величие женской души. Благодаря своему дивному дару женственности она помогает и нам помнить о своем предназначении - нести свет, тепло, любовь в этот жестокий холодный мир. Это возможно. С Божьей помощью.
2004 г.
3. Ответ на 2., Марина Михайлова:
2. Александру
1. Главная роль Татьяны Дорониной