Сталин и Церковь

К 70-летию встречи в Кремле

Новости Москвы  Иосиф Сталин 
0
1525
Время на чтение 10 минут

70 лет назад, ночью 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась знаменитая встреча Сталина с архиереями Русской Православной Церкви: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Организатором и участником встречи был также Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин). Обстоятельства встречи подробно изложены в «Записке полковника государственной безопасности Г. Г. Карпова о приеме И. В. Сталиным иерархов Русской православной церкви (РПЦ)».

Беседа Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут. Митрополит Сергий сказал Сталину, что самым главным и наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве Церкви, а потому он считает желательным, чтобы Правительство разрешило собрать Архиерейский Собор, который и изберет Патриарха. Также речь зашла об организации издания журнала Московской Патриархии, об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т. д., об открытии духовных школ, так как церкви не хватало священнослужителей.

Данный прием был историческим событием для Церкви и был прологом к Архиерейскому Собору, состоявшемуся спустя несколько дней, 8 сентября, когда по личному распоряжению вождя на истребителях в Москву из ссылки доставили архиереев для избрания нового Патриарха.

Теперь же, из-за позиции по Сталину, по СССР и ГКЧП от некоторых представителей духовенства можно наслушаться обвинений в "неуважении памяти новомучеников"в «потворстве богоборческой власти» и т.п. 

Известный представитель антисоветской пропаганды протоиерей Георгий Митрофанов в своей работе «Трагедия России: «запретные» темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике» пишет: «Наше общество состоит из людей, в подавляющем своем большинстве жившим во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они "служили России", - называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерация, - а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а только себе».

Однако, возникает серьезный диссонанс в оценках Сталина и режима того времени различными высокими представителями Русской Православной Церкви. Можно подробнее изучить этот вопрос, рассматривая церковную периодику 40-х гг. Например, Журнал Московской Патриархии №3 за 1943 год, стр. 3-4, повествует: «пред началом нового государственного года поусерднее помолимся о Богохранимой стране нашей и о властех ее во главе с нашим Богоданным Вождем. Да дарует им Господь силы и крепость еще много лет совершать их великое служение во благо вверенных им народов». Подпись: «Сергий, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси».

Митрополит, а затем Патриарх Алексий (Симанский) о в ЖМП № 2 1944 г., ЖМП № 2 и № 5 1945 г., ЖМП № 11 1947 г. нарекает Сталина: «богодарованным Верховным Вождём нашим», «возлюбленным Вождём», «великим Верховным Вождём», «мудрым Вождём, которого Промысл Божий избрал и поставил вести наше Отечество по пути благоденствия и славы».

Знаменитый митрополит Николай (Ярушевич) - глава ОВЦС МП, в ЖМП 1944 № 5, N 10, № 11; ЖМП 1945 № 5, называет Сталина «любимейшим вождём нашего народа, гениальным Верховным Главнокомандующим нашего воинства, Богом поставленным на свой подвиг служения нашей Родине», «любимым Вождём», «нашим гениальным Верховным Главнокомандующим, нашим богоданным вождём», «величайшим из людей современной нам эпохи, гениальным вождём многомиллионного государства».

Св. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, хирург, профессор, лауреат Сталинской премии первой степени сформулировал свое отношение к Сталину такими словами: «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Потому я как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину».

Митрополит Вениамин (Федченков), в годы гражданской войны возглавлявший церковную иерархию в белой армии барона Врангеля, проживший вдали от России, в эмиграции, 27 лет, писал в своём дневнике: «Много раз вспоминал с добрым чувством сов.власть, и в частности Сталина. Прикладываю здесь даже его портрет из календаря. На обороте мне понравилась его "речь" ‑ из 10 словечек. Открытая душа, любящая народ, рабочих. Теплом на меня повеяло от этих слов». Позже, уже вернувшись на Родину, он записал: «Я поминаю (и на проскомидии) и Иосифа Сталина, и Георгия Карпова, и нашего уполномоченного Никиту Смирнова, как заповедал апостол и как требует этого сердце мое».

По данному поводу делали заявления и зарубежные высокопоставленные иерархи, главы поместных православных церквей.Мнение Патриарха Александрийского и всея Африки Христофора такое: «Маршал Сталин является одним из величайших людей нашей эпохи, питает доверие к Церкви и благосклонно к ней относится». Кроме этого известны положительные оценки Сталина сделанные Антиохийским Патриархом Александром, митрополитом Ливанским Илией (Карамом) и рядом других достопочтенных людей.

Так же, среди тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, было немало православных людей. В годы Великой Отечественной войны, помимо усиленной молитвы о даровании победы, она занималась сбором средств на вооружение армии, к примеру, на создание танковой колонны, которая потом шла физически истреблять противника. Это вполне в русле российской традиции, которая опирается на традицию Рима и Византии, где Церковь также всемерно поддерживала государство в борьбе с внешним врагом. В 1943 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви осудил коллаборационизм и анафематствовал изменивших присяге, в частности, генерала Власова, которое гласило: «Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы, сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана».

И после войны, сотрудничество Церкви и государства продолжилось. 25 июня 1945 года получена телеграмма советскому правительству от болгарского экзарха, митрополита Стефана из Софии: «Русской православной церкви настало время выдвинуть себя - занять первое, руководящее, место в ряду всех православных церквей: Цареград, Александрия и Антиохия политически давно потеряли свое значение... держава после беспримерных побед и разных успехов вознеслась на необыкновенную высоту. Великой державе подобает возвеличить свою церковь. В пору тягчайших испытаний и страданий бывшую ее неусыпной молитвенницей и вернейшей сотрудницей... По нашему разумению, настало время исполниться пророчеству инока Филофея о Москве - третьем Риме».Даже в Париже, находившийся в эмиграции митрополит Евлогий говорит о том же: «огромная непобедимая Россия, от Ледовитого океана до Индийского (мечта!), гроза пограничных сильных держав, покровительница малых, сестра родная всех славян... и Москва - кто знает! - и быть может, всемирный центр Православия...».

В августе 1945 года в Кремле Председатель Президиума Верховного Совета СССР Шверник вручает Патриарху Алексию орден Трудового Красного Знамени. Синод Русской Православной Церкви обращается к Правительству СССР с просьбой провести в Москве предсоборное совещание и созвать на него всех православных патриархов.29 мая 1946 года, Совет Министров СССР принял постановление 1132-460/СС, в котором сказано: «Разрешить проведение в Москве Вселенского предсоборного совещания с участием глав всех Автокефальных Православных Церквей для обсуждения вопроса о выработке общей линии по борьбе с Ватиканом. Об отношении к так называемому экуменическому движению. О созыве Вселенского Собора и некоторых других вопросах». Несколько позже руководством Советского Союза (России) предполагался созыв Вселенского собора в Москве. 7 февраля 1948 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР отправляет отчет о своей работе за предыдущий год в ЦК КПСС, и там значится следующий пункт: «Подготовка созыва в 1948 году Вселенского Собора для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской».

Уже 1 сентября 1946 года один сотрудник Отдела Московской Патриархии, Шварев, пишет Карпову, председателю Совета по делам Русской Православной Церкви: «В настоящее время, когда на международной арене идет ожесточенная дипломатическая борьба, Русская Церковь должна трезво, с сознанием своей силы подойти к делу по организации блока православных Церквей и превращению Московской Патриархии во Второй Рим».

В начале 1946 года протоиерей Григорий Разумовский отправляет Карпову доклад, и этот доклад прошел правку в Совете по делам Русской Церкви и у Патриарха Алексия I (Симанского). В итоге в нем говорилось следующее: «Концентрировать внимание всего православного мира к Русской Православной Церкви и довести ее значение до степени первенствующей Православной Церкви, а святой Москвы до значения Третьего Рима. Показать активный интерес Русской Православной Церкви к экуменическому движению через церковную и светскую печать, а также через сношения с лидерами этого движения».

К этому времени советские танки стояли уже по всей Восточной Европе. И большая часть Православных Церквей уже была в зоне прямого советского влияния: Румынская, Болгарская, Албанская, Сербская. В Греции шла гражданская война, пророссийские силы реально могли прийти к власти. Соответственно, это давало основания предполагать, что и Греческая Церковь будет в блоке с Русской.

Есть письмо патриарха Алексия I к председателю Совета по делам Русской православной церкви Карпову, в котором тот докладывает о своей беседе с ливанским митрополитом Ильей (Карамом): «Антиохийский Патриархат лелеет надежду, что Русская Церковь и в особенности русское правительство возобновят давнюю традицию систематической материальной помощи бедной Антиохийской Церкви. Именно государство само, а не через Церковь, в дореволюционное время широко субсидировало Антиохийскую Церковь. Митрополит Илья вызвался быть нашим официозным посредником между нами и патриархами-греками. И тут, по его мнению, решающим фактором является степень нашей возможности давать им деньги. Доминирующим мотивом его высказывания является материальная помощь деньгами, богослужебными предметами, парчой, панагиями, крестами, митрами и т.д.». С разрешения Сталина Патриарх Алексий получает около 200 тыс. долларов США, на Ближний Восток спешно собирается церковная делегация во главе с ленинградским митрополитом Григорием (Чуковым). В Константинополе, через посольство Патриарх Максим получает 50 тыс. долларов.

В июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. С 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. Торжества открылись молебном в Богоявленском Патриаршем соборе 8 июля 1948 года.  Это событие явилось уникальным и плодотворным. Участники Всеправославного Совещания в т.ч. осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию и не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции.

Именно Хрущев возобновил гонения на Русскую Православную Церковь, сошедшие на нет при Сталине. Уже через год после смерти Сталина, 7 июля 1954 года, выходит Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». Авторами этого постановления были М.А. Суслов, Д.Т. Шепилов и А.Н. Шелепин. В нем отмечается, что Православная Церковь успешно привлекает молодое поколение умелыми проповедями, благотворительностью, обращением к отдельному человеку и религиозной литературой. «В результате активизации деятельности церкви наблюдается увеличение количества граждан, отправляющих религиозные обряды». Постановление обязывало Министерство Просвещения, комсомол и профсоюзы усилить антирелигиозную пропаганду. Как следствие началась травля Церкви в печати.

Следующий натиск начался в феврале 1956 года, когда Н.Хрущева выступил перед делегатами XX съезда КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях». По сути задачей доклада Хрущева было вывести себя и свое троцкистское окружение из-под ответственности за преступления совершенные против русского народа после государственного переворота 1917 года, повесив всю вину на Сталина. А ведь при Ленине и Троцком, а не при Сталине только за 1917-1921 годы, годы Красного террора, бандой политических террористов в России было уничтожено без суда и следствия 28 епископов, 1219 священников, 6 тыс. профессоров и учителей, 9 тыс. врачей, 54 тыс. офицеров, 260 тыс. солдат, 70 тыс. полицейских, 12950 помещиков, 355250 интеллигентов, 193290 рабочих и 815 тыс. крестьян (т.е., всего около 1 миллион 777 тыс.чел.). Вместо покаяния за кровавые грехи, большевики утаили правду о них и на 20-ом съезде попытались свалить ее на И.Сталина. Таким образом, по версии Хрущева, кровавые репрессии, начатые Троцким, Лениным, Свердловым и другими в 1918 году и перманентно продолжающиеся до конца 30-х годов были по-мошеннически ограничены рамками 1937-1938 годами и названы «сталинскими», хотя к Сталину они имели самое меньшее отношение.

Возвращаясь к сравнению высказываний представителей Православной церкви 40-х гг. и нынешних глашатаев, можно сказать, такая вот чехарда с выступлениями, содержащими прямо противоположные оценки целого периода русской истории не приведет ни к чему хорошему. После выступлений митрополита Иллариона сразу возникает вопрос «А на сколько безошибочным является мнение иерархов Русской Православной Церкви?» Это касается не только прошлого периода, потому что кто даст гарантию того, что через 70 лет, другой глава ОВЦС МП не кассирует высказывания и оценки по различным вопросам церковной жизни нынешнего Священноначалия? После таких выступлений можно чего угодно ожидать...

В место обвинений и оскорблений, лучше бы присмотрелись внимательнее к личности вождя, к эволюции его взглядов. В нашей истории политические реалии менялись, а страна, Отечество, государство, народ - понятия несравненно более постоянные, чем политический режим. Тогда он, действительно, был для Церкви неблагоприятен, но это аргумент вторичного порядка по сравнению с вопросом государственной независимости и перспектив самого существования народов, населяющих нашу страну, прежде всего русского народа. Большевики загнали Россию в кровавый тупик, все устои общества были повреждены и попраны, Церковь разрушена, целые сословия вырезаны. Но медленно, исподволь, Россия поднялась на дыбы. Бывший семинарист уловил имперский смысл России и направление ее возрождения. Он подтвердил старую истину: революции происходят в громе и молнии, а контрреволюции - тихо и неслышно, как дуновение ветра. С приходом к власти Сталина начался термидор, революция начала пожирать своих детей, которые даже не могли осмыслить суть происходящего. Старая гвардия большевиков безжалостно уничтожалась. Коммунистическая доктрина была решительно отвергнута. Страна стремилась вернуться к прежним формам бытия, не по форме, но по-существу. Это был конец русской революции и начало возрождения традиционной России, для этого нужен был Вождь, и Господь в лице Сталина дал ей Вождя, вокруг которого сплотились народы, победившие в войне. Это был великий человек, великий Император Великой Империи.

Дробот Семен, юрист, публицист

г. Новосибирск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 16., Серёжа :

Но качество! Одного христианина-патриота того времени не поменяю на весь этот (...) сброд (...), прости Господи! (Скобки с точками - мои:)

Это ты, мальчик Сережа, нынешнюю Русскую Православную Церковь "сбродом" называешь? Хорошь сталинский орелик!
Лебедевъ / 11.09.2013, 03:58

18. Ответ на 11., о. Николай Савченко:

приходов самочинных "автономно-автокефальных" церквей с национальным колоритом.Вовсе нет. На оккупированной территории за исключением небольшого количества украинских автокефальных приходов остальные все поминали митр. сергия всю войну. Даже на молебнах перед приведением к присяге власовских частей.

Угу. Поминали. И после его избрания патриархом поминали... И после его смерти. причем епископы поставленные по гитлеровским рекомендациям.. Разговор ни о чем. Московская патриархия не признала после освобождения территорий ни одну из "автономных" церквей и ее иерархию. Приходы же приняла под свой омофор. И автокефальные приходы были отнюдь не в малом количестве. Треть от количества приходов украинских автономных .
Иван Зайцев / 10.09.2013, 20:40

17. Ответ на 12., р.б.Павел:

Для объективности следует сказать, что встреча 29 апреля 1988 года Патриарха Пимена и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым имела гораздо более впечатляющие последствия.

Совершенно точно! И меня просили уточнить какого митр. Сергия поминали на оккупированных территориях. Поминали митр. Сергия (Страгородского). Его поминали и на Украине, и в Белоруссии, и в Прибалтике. Его же поминал и митр. Сергий (Воскресенский) во время своих молитв о ниспровержении большевистской власти.

16. Re: Сталин и Церковь

-Сохранились откровения Прп. Лавентия Черниговского, удостоившегося при жизни посещения Ап.Иоанна Богослова, Прор.Илии и Еноха: "Когда Ленина бесы втащили в ад, то там было великое ликование. Когда Сталин в ад придёт - тоже самое будет. Погибнет память их с шумом." Ещё бы барабашек вспомнили или леших с навьём... Сказка это, апокриф! р. Б. Павлу. Но качество! Одного христианина-патриота того времени не поменяю на весь этот (...) сброд (...), прости Господи! (Скобки с точками - мои:)
Серёжа / 10.09.2013, 17:15

15. Ответ на 10., С. Швецов:

Старообрядческих епископов расставили обратно по кафедрам тоже осенью 1943. Также с вызовом в Москву.15-20 октября 1943 провели Курултай мусульманских улемов в Ташкенте. Тоже впервые в таком формате за все советские годы.В том же 1943 вновь появился раввин у московской хоральной синагоги (с 1938, когда предыдущего раввина расстреляли, раввина в ней не было пять лет) - привезли в столицу из Ташкента.В 1944 было разрешено создание Всесоюзного совета евангельских-христиан баптистов.Собор армяно-григорианской церкви в Эчмиадзине, на котором армянского местоблюстителя престола Геворга избрали католикосом, прошел уже после войны, в июне 1945.С 1944 г. оживление и в буддистской сангхе (общине) СССР. Согласно неподтвержденной легенде Лубсан (Лабсан)-Нима Дармаев (с 1946 г. глава советских буддистов) в 1945 г. со Сталиным встречался лично."

По-иному светит нам Солнце на земле, Знать оно у Сталина Побыло в Кремле.
Лебедевъ / 10.09.2013, 16:14

14. Ответ на 8., Иван Зайцев:

Для вас, при вашей дистанции от русского православия, наверное, он [Гитлер] действительно если не "спаситель" то "грантодатель" тех времен.

Ой, Вань, при вашем пафосе не удивлюсь, что и Прп. Лаврентий Черниговский у тебя в тайных "троцкистах" ходит.
Лебедевъ / 10.09.2013, 16:09

13. 11.о.Николаю Савченко.

о.Николаю Савченко. Гитлер капут. Воистину капут. Увжаемый о.Николай Савчено. Соблаговолите уточнить,- о каком именно митр.Сергии,идет речь.
Писарь / 10.09.2013, 15:05

12. Re: Сталин и Церковь

Для объективности следует сказать, что встреча 29 апреля 1988 года Патриарха Пимена и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым имела гораздо более впечатляющие последствия.

11. Ответ на 8., Иван Зайцев:

приходов самочинных "автономно-автокефальных" церквей с национальным колоритом.

Вовсе нет. На оккупированной территории за исключением небольшого количества украинских автокефальных приходов остальные все поминали митр. сергия всю войну. Даже на молебнах перед приведением к присяге власовских частей.

10. Re: Сталин и Церковь

Сталинистам, которым мерещится "православный ренессанс" во времена их кумира, стоило бы знать, что легализация религиозной жизни, начиная с 43 года, коснулась вовсе не только православия. Старообрядческих епископов расставили обратно по кафедрам тоже осенью 1943. Также с вызовом в Москву. 15-20 октября 1943 провели Курултай мусульманских улемов в Ташкенте. Тоже впервые в таком формате за все советские годы. В том же 1943 вновь появился раввин у московской хоральной синагоги (с 1938, когда предыдущего раввина расстреляли, раввина в ней не было пять лет) - привезли в столицу из Ташкента. В 1944 было разрешено создание Всесоюзного совета евангельских-христиан баптистов. Собор армяно-григорианской церкви в Эчмиадзине, на котором армянского местоблюстителя престола Геворга избрали католикосом, прошел уже после войны, в июне 1945. С 1944 г. оживление и в буддистской сангхе (общине) СССР. Согласно неподтвержденной легенде Лубсан (Лабсан)-Нима Дармаев (с 1946 г. глава советских буддистов) в 1945 г. со Сталиным встречался лично. "В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж «Об открытии буддийского храма Хамбинское Сумэ в улусе Средняя Иволга». По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари". Сталин, конечно, действовал прагматически, строго в своих интересах. Если бы эти интересы потребовали уничтожения церкви, процесс прошел бы с большевистскими темпами.
С. Швецов / 10.09.2013, 09:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Дробот
Святая София Константинопольская: статус мечети лучше статуса музея
Музейный статус храма являлся атрибутом светскости, борьбы с религией, толерантности и европеизации
21.07.2020
О концепции «российская нация»
Принять закон о государственной национальной политике можно и нужно
28.08.2017
Все статьи Семен Дробот
Новости Москвы
Все статьи темы
Иосиф Сталин
После Сталина
2. Документально-художественный цикл
30.12.2024
Борьба за возвращение памятника Сталину в Перми
Советский вождь по-прежнему остаётся символом нашей Победы, поэтому так актуально возвращение его в народной памяти
28.12.2024
Трагедия деревни
Был нарушен многовековой, привычный крестьянский уклад жизни
27.12.2024
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Пора перенимать опыт Александра Первого и Сталина
26.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22