Трудные, тревожные времена переживает сейчас Восточно-христианская цивилизация. В такие времена нам свойственно обращаться к прошлому, чтобы из примеров наших побед черпать силы для преодоления современных трудностей. Ярким примером преодоления трагических обстоятельств войны, примером служения во имя христианского милосердия служит кампания помощи грекам и славянам, проводившаяся в России в 1912-1913 годах под эгидой Святейшего Правительствующего Синода.
Служение милосердия и благотворительности составляет важнейшую часть христианской жизни, по слову Самого Спасителя: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6,31-36). Апостол Павел призывает всех верных чад Церкви: «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие» (Кол. 3, 12). Руководствуясь Евангельским учением о милосердии, Русская Православная Церковь во все времена своего существования старалась помогать обездоленным. С 1453 года, с момента гибели Византии, христиане Востока оказались в положении безправной «райи», истребление и ограбление которой считалось своего рода «доблестью» для османского режима. Под иго Турции в течение XIV - XV веков попало большинство греков, сербов и болгар. Русская Церковь уже в XVI - XVII веках отправляла на Балканы богатую «милостыню», а в XVIII и первой половине XIX веков помощь христианам Востока составляла постоянную статью расходов Святейшего Синода. К 1864 году в Российской Церкви одновременно осуществлялись сборы: в пользу сербских церквей, пострадавших от венгерской революции 1849 года в Воеводине, «в пользу гонимых в Турции христиан», на построение храма св. Стефана в Софии и на учреждение духовного училища в Черногории - всего 4 сбора [1].
C 1875 по 1917 годы в нашей Церкви существовал кружечный сбор на нужды Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества, которое содействовало возрождению церковной жизни сербов и болгар.
Наибольшее развитие русская церковная благотворительность на славянском Востоке приобрела в 1875-1878 годах.
Однако и после окончания Русско-Турецкой войны потребность в помощи южным славянам сохраняла свою актуальность, поскольку значительные территории их традиционного проживания остались под контролем Османской империи. Речь идёт Старой Сербии и Македонии. Босния и Герцеговина оказались под фактическим контролем Австро-Венгрии, что не только не улучшило, но даже ухудшило положение православной общины. После Илинденского восстания 1903 года и Младотурецкой революции 1908 - 1909 годов государственные институты Османской империи подверглись необратимой деградации. Почувствовавшие это европейские державы начали борьбу за раздел Империи.
В 1909 году Турция без всякой борьбы признала «право» Австро-Венгрии на аннексию Боснии и Герцеговины. А в 1911 году Италия напала на африканские провинции Турции (Триполитанию и Киренаику), после чего оккупировала греческие по этническому составу Додеканесские острова, что означало изменение баланса сил в европейских провинциях. Шовинистические круги Италии и немецко-венгерская элита Австро-Венгрии выдвигали претензии соответственно на Албанию и Македонию со Старой Сербией. Вожди албанского сепаратистского движения, такие, как Иса Болетинац, были марионетками в руках австро-венгерской разведки.
Руководители славянских народов почувствовали, что в случае промедления обанкротившаяся Турция может продать их единоплеменников новым империалистическим хозяевам - из Рима и Вены. Принц Александр Карагеоргиевич и Никола Пашич в Сербии, Царь Фердинанд, Иван Гешов и Стоян Данев в Болгарии, Король Никола в Черногории, Король Георг в Греции не согласились с той участью, которую готовили их народам венские империалисты и международные банкиры. Названные нами по именам деятели создали Балканский союз - военно-политическую коалицию, которая осенью 1912 года при дипломатической поддержке Российской Империи вырвала балканские провинции из слабеющих рук Высокой Порты, разрушив тем самым захватнические планы Рима, Вены и стоявшего за спинами итальянских и австрийских политиков Берлина. Международный банковский капитал, лишившийся «законной» наживы, направил на Балканы т.н. комиссию Фонда Карнеги, которая поставила своей задачей очернить героический подвиг балканских славян, а заодно смешать с грязью Россию, пославшую врачей и добровольцев на помощь христианам. Именно с тех пор в международном «либеральном» и «демократическом» лексиконе бытует выражение «сербские зверства», столь знакомое нам по американской военной пропаганде 1995-1999 годов.
Столь обширный экскурс в историю был необходим для того, чтобы читатели отчётливо представили себе политическую обстановку, сопутствовавшую благотворительной миссии Российской Православной Церкви на Балканах в 1912-1913 гг.
До сего дня, насколько нам известно, эта миссия не являлась предметом специального изучения ни в российской, ни в зарубежной историографии. Мы сочли необходимым поместить в статью максимально полные варианты синодальных документов, посвящённых событиям на Балканах, поскольку эти документы сохранились лишь в малодоступных изданиях начала прошлого века.
Некоторое количество информации по рассматриваемому вопросу содержится в монографии Г. И. Шевцовой «Русский гуманный поход на Балканы 1912-1913 гг.» (М. 2012 г.). Данная монография в целом является уникальным вкладом в историографию милосердия, благотворительности и культурных контактов России со странами Балкан. Поставленные в ней вопросы, на наш взгляд, формируют рамки целой новой междисциплинарной научной области, включающей в себя теории и методы социальной истории, этнопсихологии, истории религии, геополитики, а также славистический методологический фундамент.
Предлагаемая вниманию читателей «Русской Народной Линии» статья может считаться посильным вкладом в формирование новой научной области, а также в исследование истории Российской Православной Церкви XX века.
Целью статьи является восстановление картины организации и проведения кампании сбора средств для помощи христианским народам Балкан осенью 1912 - весной 1913 гг.
Для достижения этой цели нами были проанализированы подборки повременных изданий 1912-1914 гг., главным образом - различных «Епархиальных Ведомостей», а также томской газеты «Сибирская жизнь», практически в ежедневном режиме публиковавшей телеграммы российских и зарубежных агентств на тему Первой Балканской войны.
Первые сообщения об участии духовенства в помощи воинам накануне союзнического наступления связаны с деятельностью настоятеля Сербского подворья в Москве архимандрита Михаила (Урошевича). Сербское православное подворье было учреждено в Москве в 1873 году усилиями Митрополита Михаила (Йовановича) и деятелей Московского Славянского Комитета. С 1905 по 1918 годы настоятелем Подворья был о. Михаил, будущий Епископ Шабацкий. Он сумел наладить прекрасные отношения с московской интеллигенцией и торгово-промышленными кругами, его близким другом и единомышленником стал купец и московский городской голова в 1905-1912 гг. Н.И. Гучков. «Сибирская жизнь» в конце сентября 1912 г. сообщала: «У настоятеля Сербского Подворья состоялось совещание местных представителей относительно организации, в случае войны, комитета в Москве для помощи славянам, живущим в Турции» [2]. Такой комитет действительно был создан, его возглавил Н.И. Гучков (более подробно о его работе будет сказано ниже). Московский Славянский комитет просуществовал с 1912 по 1917 годы, но он не был правопреемником старого Славянского комитета, т.к. старый комитет занимал более консервативную общественную позицию, а новый стоял на право-либеральных основаниях, ориентируясь на «Союз 17 октября». Впрочем, в тогдашнем (1912-1914 гг.) политическом размежевании новый Славянский комитет занимал более «правую» позицию, чем Общества славянской культуры или Общество славянского научного единения. Правее Комитета располагались Общество Славянской взаимности - фактически внешнеполитическое бюро Всероссийского Национального Союза, и старые Славянские Благотворительные общества, контактировавшие как с националистами, так и с Союзом Русских Людей (г. Одесса) и Союзом Русского Народа. Так или иначе, архимандрит Михаил считал своим долгом поддерживать отношения со всеми российскими деятелями, могущими помочь Сербии, вне зависимости от их партийной принадлежности.В Петербурге 30 сентября 1912 года под председательством генерала П.Д. Паренсова состоялось заседание Славянского Благотворительного Общества, на котором было принято решение ходатайствовать перед митрополитами Петербургским, Московским и Киевским о разрешении на сбор средств, в пользу славян и греков в церквах 22 октября [3], на что было получено согласие [4].
День 22 октября - день Казанской иконы Божией Матери. По молитвам перед этой иконой Россия много раз побеждала своих недругов - теперь слава этой иконы вплеталась в историю южных славян... В октябре 1912 года руководители Славянского Общества - председатель Паренсов и старейшие члены А.В.Васильев и А.А.Башмаков навестили митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), находившегося в предсмертной болезни. Митрополит, узнав о потребностях Славянского общества, благословил разрешить сбор во время праздничных служб 21 и 22 октября. Во время сбора Казанский собор дал свыше 500 рублей, Александро-Невская Лавра - 200 рублей, Исаакиевский собор и церковь Покрова в Коломне по 150 рублей. 5 000 рублей пожертвовало лаврское монашество. «Всё это дало возможность Славянскому Благотворительному обществу оказать воюющим православным балканским народностям помощь медицинскую, денежную и посылкою необходимых предметов перевязочных и одежды» [5].
Не только в Петербурге, но и в других городах стали возникать центры помощи славянам - под эгидой Церкви.
Под председательством Архиепископа Херсонского Димитрия (Ковальницкого) в Одессе в начале октября был учреждён Комитет для «повсеместного в России сбора пожертвований в пользу отрядов Красного Креста, действующих на войне...» [6].
Поскольку Архиепископ Димитрий был верховным покровителем Одесского Болгарского Настоятельства (или Попечительства), а И.Д.Рашеев совмещал должности в руководстве Попечительства и Одесского Славянского Благотворительного общества, можно с уверенностью говорить об определённом разделении функций: поскольку Одесское Славянское общество было обременено заботами по содержании питомника славянских девиц и так называемого «Народного университета» в аудитории Маразли, оно не могло возглавить кампанию помощи славянам, оно лишь брало на себя заботу о славянских сиротах и организацию публичных чтений. Большую же часть работы, по сбору средств, пришлось взять на себя Церкви и Красному Кресту.
Тем временем в Москве, как сообщала «Сибирская жизнь» от 9 октября [7], «после молебствия на Сербском Подворье о даровании победы славянам Славянский Комитет выбрал президиум и решил пригласить к работе Комитета всех желающих, без различия партий». Комитет обратился с предложением об организации «Дней белого цветка» в пользу славян, просьба помочь также была обращена к Леониду Собинову (он откликнулся). А.Д.Самарин пожертвовал Комитету 3000 рублей. Комитет послал телеграмму с выражением верноподданнических чувств Государю.
12 октября Святейший Синод принял Определение о сотрудничестве с РОКК в деле помощи «балканским христианам». Ввиду важности приводим этот документ полностью. «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имели суждение об установлении церковного сбора в пользу Красного Креста на помощь раненым и больным воинам Славянских Балканских Государств и Греции, вовлечённых в войну с Турцией. Приказали: начавшиеся военные действия у славянских народов Балканского полуострова и Греции с Турцией требуют немедленной напряжённой работы по облегчению участи раненых воинов и оказанию материальной помощи бедствующему населению. Протягивая братскую руку помощи, русский Красный Крест организовал уже и отправил на театр военных действий отряды врачей и сестёр милосердия для ухода за ранеными и больными воинами. Требуются большие средства на содержание этих отрядов и на снабжение их необходимыми медикаментами. Признавая необходимым прийти на помощь братским народам, связанным с нами узами веры, в святом деле оказания помощи раненым и больным воинам, Святейший Синод определяет: установить по всем церквам Империи на время войны с Турцией Балканских Государств, сбор пожертвований по воскресным дням, наряду с другими разрешёнными уже сборами на разные нужды, в таком порядке, чтобы одно воскресение сбор был производим в пользу Русского общества Красного Креста, для оказания помощи Балканских Государств, а в другое воскресение в пользу Красного Креста названных государств, поочерёдно, и чтобы собранные суммы были препровождаемы через благочинных в хозяйственное управление при Святейшем Синоде для дальнейшего направления; о чём и напечатать в «Церковных ведомостях» [8].
О чём свидетельствует этот документ? Во-первых, о желании Синода придать благотворительному сбору всероссийский характер. Во-вторых, о том, что идеология помощи славянам с 1877 года не изменилась: «Признавая необходимым прийти на помощь братским народам, связанным с нами узами веры...». Успех в сборе средств говорил о том, что для большой части народа эти слова отнюдь не были пустым звуком...
Не только Синод прилагал усилия для помощи сборщикам. Некоторые архиереи развили оживлённую деятельность на местах. Например, в Симферополе «по инициативе архиерея (Димитрия, князя Абашидзе - А.П.) многолюдным собранием избран губернский Комитет для сбора пожертвований для помощи христианским народам Балканского полуострова» [9].
24 октября «Сибирская жизнь» сообщала, что в Петербурге
«состоялось торжественное собрание Петербургского Славянского Благотворительного общества под председательством генерала Паренсова». Присутствовали болгарский и сербский посланники и Епископы Константин (Булычев) Могилёвский и Никанор (Надеждин) Олонецкий. Собрание завершилось русским гимном, «встреченным с энтузиазмом». В перерыве происходил сбор на нужды страждущих балканских христиан. [10].
Вероятно, на этом заседании было выработано послание Славянского общества по поводу событий Балканской войны, распространявшееся в ноябре-декабре 1912 года в том числе и при помощи «Епархиальных Ведомостей». Содержание послания приводится ниже.
«Православные русские люди!
Ближний Восток опять заливается кровью.
Единоверные нам Болгария, Сербия, Черногория и Греция соединились, чтобы силою оружия дать христианскому населению Македонии и Старой Сербии свободу веры и безопасность жизни или же совершенно освободить своих братьев по вере и крови от турецкого владычества. Война эта ведётся столь ожесточённо, что жертвы её и бедствия народные неисчислимы.
Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное Общество приняло горячее участие в помощи раненым и осиротевшим православным славянам и их союзникам. Сделаны уже и предстоят значительные расходы, а собственные средства Общества ограничены.
В виду сего Общество обращается с горячей просьбою оказать ему содействие, как денежным вспомоществованием, так и пожертвованием тёплой одежды, шерстяных вещей и материалов для перевязки ран.
Просят пожертвования направлять в помещение Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного Общества (СПб., Звенигородская, 24), а денежные суммы присылать почтою по тому же адресу» [11].
П.Д. Паренсов отправил письмо с просьбой о поддержке в Святейший Синод. Духовное ведомство отреагировало положительно, решив устроить сбор в пользу Славянского общества в весьма уместный период - в первый и второй дни праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Приводим Синодальное определение полностью.
«Святейший Синод, усмотрев из сообщений председателя Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества, что за истекшие три недели с начала военных действий христианских славянских государств и Греции с Турцией, названное Общество помимо денежной помощи, посланной в распоряжение Красных Крестов названных христианских государств, успело отправить в Черногорию 5 врачей, снабдив их необходимыми хирургическими инструментами и предполагает в ближайшие дни послать такое же число врачей в Сербию и Болгарию, и что отправка воюющим медицинских и перевязочных средств, белья и других предметов требует больших сумм, далеко превышающих денежные средства Общества, согласно ходатайству председателя оного, определением от 29 октября 1912 года за №9666 постановил: разрешить Санкт-Петербургскому Славянскому Благотворительному Обществу произвести повсеместный тарелочный сбор пожертвований в церквах Империи в праздник Рождества Христова 25 и 26 декабря текущего года в пользу пострадавших на войне с Турцией православных славянских народов, для оказания медицинской помощи больным и раненым воинам, а так же и пострадавшему от войны населению, с тем, что бы поступившие путём этого сбора деньги через местных благочинных были направляемы в Славянское Общество» [12].
Это определение было напечатано в «Церковных ведомостях», вышедших 3 ноября. Епархиальные консистории не только приняли это определение к сведению, но, в свою очередь, издали специальные циркуляры для благочинных. Например, Вологодское епархиальное начальство издало определение от 26 ноября 1912 года о проведении кружечного сбора во всех приходах на нужды славян 25 и 26 декабря 1912 года, то есть в первый и второй день Рождества Христова. Настоятелям церквей и монастырей полагалось прочитать перед сбором специальное «Слово», содержание которого приводилось в приложении к циркуляру. Это «Слово» или послание, содержание которого приведено выше, было составлено в Славянском обществе.
П.Д.Паренсов в конце ноября 1912 года отправил епархиальным архиереям специальное обращение, которое было приведено, в частности, в «Вологодских епархиальных ведомостях» (обращение Паренсова к вологодскому архиерею датировано 20 ноября). В этом обращении подчёркивалось, что Санкт-Петербургское Славянское общество является «старейшим из Славянских обществ Империи». С 25 сентября по 20 ноября Общество отправило 5 врачей в Черногорию, 10 врачей в Болгарию и 5 в Сербию, снабдив их хирургическими инструментами и необходимыми предметами одежды и перевязочных средств. Кроме того, Общество отправляло деньги на имя Греческой Королевы Ольги, Митрополита Белградского Димитрия (Павловича) и Митрополита Черногорского Митрофана (Бана). При этом Обществу «предстоят новые неизбежные и многочисленные расходы и не только сейчас, во время военных действий, но ещё больше после заключения мира» [13].
Епархиальное начальство рекомендовало благочинным отправлять деньги сразу в Славянское общество, минуя консисторию.
«Оренбургские епархиальные ведомости» от 8 декабря лаконично сообщали, что согласно по определению епархиального начальства от 27-29 ноября во всех церквах епархии 25 и 26 декабря должен быть произведён кружечный сбор «в пользу пострадавших на войне с Турцией православных славянских народов для оказания медицинской помощи больным и раненым воинам». [14].
Сходное по смыслу краткое сообщение было опубликовано 13 декабря в «Вятских епархиальных ведомостях», причём редакция обратила внимание вятского духовенства на необходимость произнесения перед сбором «соответствующего поучения» [15].
Обер-прокурором Синода в то время, когда там рассматривалось обращение Паренсова, был давний член Славянского общества В. К. Саблер. В Синоде с 20 октября заседали Митрополиты Антоний (Вадковский), скончавшийся 3 (16) ноября, св. Владимир (Богоявленский) Московский, Флавиан (Городецкий) Киевский, Архиепископы Иннокентий (Беляев) Карталинский (экзарх Грузии), Волынский Антоний (Храповицкий), Финляндский Сергий (Страгородский), Владивостокский Евсевий (Никольский), Михаил (Ермаков) Гродненский, св. Серафим (Чичагов) Кишиневский, Епископ бывший Вологодский Никон (Рождественский), Епископ Екатеринославский Агапит (Вишневский). Именно они одобрили инициативу Славянского общества.
Архиепископ Рижский Иоанн (Смирнов) по поводу обращения П.Д.Паренсова дал особое распоряжение от 7 декабря 1912 года, указав, «чтобы церковный сбор оказался наиболее обильным» (Рижские Епархиальные Ведомости, №24, от 15 декабря 1912 года). В «Орловских епархиальных ведомостях», кроме публикации воззвания СБО (№49 от 2 декабря 1912 года. С. 608), была напечатана в сокращении проповедь о необходимости помощи славянам, сказанная епископом Елецким Митрофаном (Землянским) в Свято-Троицком монастыре 14 ноября 1912 года. Епископ Митрофан призвал «становиться под знамя Красного Креста, когда льётся кровь славян» («Орловские Епархиальные Ведомости», часть неофициальная, №50. С. 1436).
Об итогах сбора судить сложно, во «Всеподданнейшем отчёте» обер-прокурора Синода за 1912 года он не упомянут в качестве отдельного сбора - его суммы включены в общую графу «В пользу славян Боснии, Герцеговины и Болгарии». Эта графа постоянно присутствовала в числе доходов/расходов Церкви с 1875 г., однако в 1912 году сборы были заметно выше (если в 1911 году Воронежская епархия не перечислила в пользу славян ничего, то в 1912 году было собрано 37 рублей). Некоторые епархии в 1912 году перечислили в Славянское общество действительно внушительные суммы - Смоленская 1070 рублей 86 копеек, Екатеринославская 611 рублей 14 копеек (для сравнения - в 1911 году из Екатеринослава прислали всего 345 рублей 73 копейки), Холмская 603 рубля 52 копейки. Санкт-Петербургская дала 594 рубля 23 копейки (единовременные сборы не учитывались), Московская - 208 рублей 52 копейки, Орловская - 140 рублей 75 копеек, Таврическая - 259 рублей 5 копеек. Всего сбор дал 7430 рублей 51 копейку - против 3489 рублей 61,5 копейки в 1911 году, то есть увеличился почти в два раза [16].
Санкт-Петербургское Славянское общество посчитало помощь со стороны Святейшего Синода существенной. Об этом свидетельствует следующее решение руководства Общества: «Постановлено послать безплатно это сочинение ( «Православные славяне в Австро-Венгрии» Г.А.Воскресенского - А.П. ) всем епархиальным архиереям в знак глубокой благодарности за их архипастырское сочувствие и деятельное содействие осуществлению целей и задач Общества, выразившееся в содействии как постоянному церковно-кружечному сбору в пользу нуждающихся славян, так и особенно сбору пожертвований на нужды больных и раненых славян, боровшихся за свою свободу и православную веру в минувшую Балканскую войну». [17].
Повременные издания 1912-1913 года содержат немало сведений об участии духовенства в балканских делах путём служения напутственных и благодарственных молебнов. «Сибирская жизнь» от 30 октября 1912 года сообщала: «Москва. В городской думе отслужено напутственное молебствие по случаю отбытия на Балканы 4 городских санитарных отрядов» [18].
Весной 1913 года молебны были уже благодарственными: «Петербург. В церкви Воскресения Христова в два часа пополудни совершено благодарственное молебствие за дарование победы балканским воинам. Присутствовали болгарский посланник Бобчев, сербский Попович, председатель болгарского Народного собрания Данев, генерал Радко Дмитриев и представители Славянского Благотворительного общества...
Одесса. По инициативе Болгарского Настоятельства, в кафедральном соборе отслужено благодарственное молебствие по случаю болгарских побед. Затем в Настоятельстве состоялся банкет. Посланы приветственные телеграммы Царю Фердинанду» [19] .
В конце марта выражение сочувствия балканским союзникам приобрело особенно оживлённый характер: «Петербург. По инициативе объединённых славянских обществ были устроены грандиозные сочувственные славянам манифестации. С утра до вечера центральные улицы запружены толпами; около двух часов дня в Казанском соборе отслужена панихида по павшим в Балканской войне. Собор переполнен молящимися. Преобладают военные, учащиеся, члены Государственного совета и Думы, общественные деятели и члены славянских обществ. После панихиды отслужен молебен о даровании побед славянам. В два часа многотысячная толпа направилась из Казанского собора к храму Воскресения, где так же происходило богослужение. Десятки национальных флагов и громадные плакаты с надписями: «Скутари черногорцам! Крест на Святую Софию!» колыхались над людской лавиной. Шествие открывалось делегацией славянских обществ с громадным венком с надписью: «Императору Александру Третьему, признавшему Черногорию единственным другом России». С обнажёнными головами и пением русского гимна манифестанты подошли к храму Воскресения, где соединились с другой толпой, также с флагами, транспарантами и огромным крестом из белых цветов для гробницы Александра Второго. Соединившиеся толпы с пением русского и болгарского гимнов, при несмолкающем ура, двинулись к Петропавловской крепости. Делегация вошла в крепость и возложила венок на гробницу Александра Третьего и крест из цветов на гробницу Александра Второго, после чего в Петропавловском соборе отслужена царская лития. Затем часть манифестантов разошлась, а около трёх тысяч, с пением гимна обратным путём в пять часов пришли к болгарской миссии, где манифестировали, а затем вышли на Литейный проспект и устроили шумную манифестацию перед сербской миссией... Вообще, манифестация прошла без эксцессов, и порядок не нарушался» [20].
Такие эмоции преобладали не только в имперской столице. Вот сообщение из Киева: «По инициативе Клуба Русских Националистов, группы студентов и членов общества «Двуглавый орёл», в Софийском соборе отслужен молебен по случаю взятия Скутари». После молебна состоялась многолюдная славянофильская манифестация у памятников Богдану Хмельницкому и Святой Ольге, где произнесены речи. Исполнив народный гимн, манифестанты мирно разошлись [21].
Завершим наше обозрение откликом представителя духовенства Воронежской епархии: «...Мы не можем не коснуться того, чем полна была и есть душа русского человека - славянина и христианина. Разумеем борьбу христианских балканских народностей, братьев нам по плоти и духу, с страною мусульман, борьбу столько же за политическую независимость, сколько и за веру Христову.
Ещё за день до войны нельзя было сказать, чтобы эти маленькие численностью, но богатые духом, христианские страны, повели свои войска от победы к победе, совершая чудеса храбрости, почти неизвестные истории.
Но это случилось! Какое прекрасное зрелище, конечно, не крови, а героизма за независимость и веру!
... Пять веков политического насилия, безпримерного в истории человечества издевательства над личностью человека!...
Сколько печали накопилось в сердцах этих заживо погребённых народностей за всю историю мучений, истязаний! Вечный страх за жизнь, за судьбу Родины!
Вечная ночь с кровавым заревом витала над этими странами! Каплей за каплей нагорал и накоплялся дух героизма! И, наконец, ими было поставлено всё на карту: «быть или не быть!».
Могучая международная дипломатия, отнявшая в освободительную эпоху (1877-78 гг.) все плоды нашей войны в пользу этих славян, целых 35 лет держала их в предсмертных судорогах.
О, эта дипломатия! Целые столетия посылала она в сторону братьев христиан платонические соболезнования и советы укреплять и развивать без конца своё долготерпение, держа их в кабале у изуверов-фанатиков! Ради политического равновесия!! Политическое равновесие на крови братьев!...
Но пробил час, когда за стонами истекавших кровью собратьев не услышан был голос дипломатии... Давид пошёл на Голиафа!
Среди общего упадка веры и истинно-христианской культуры, мы не можем не взирать на Восток со сладостным упованием...Быть может, там снова разовьётся великая христианская держава...» [22].
В 1913 году, 2 апреля, Святейший Синод объявил ещё об одном сборе в пользу славян - третьем с начала войны. На сей раз речь шла о помощи книгами и церковной утварью. «Святейший Синод определяет: 1) поручить Хозяйственному при Святейшем Синоде Управлению войти в суждение по вопросу о высылке из Синодальных книжных складов потребных для ... болгарских и сербских церквей богослужебных книг, а также, по возможности, смотря по состоянию средств, и некоторых других богослужебных принадлежностей - для церквей в поселениях возвратившихся в Православие помаков, и 2) предоставить Епархиальным Преосвященным ... предложить, по своему усмотрению, более состоятельным монастырям и церквам ... уделить (славянам - А.П.)... что-либо из своих ризниц и из предметов церковной утвари...» [23]. В деле помощи вернувшимся в Православие болгарским помакам Синод сотрудничал с Санкт-Петербургским Славянским Благотворительным обществом [24].
Подведём итоги.
В 1912-1913 годах Святейший Синод совместно с Санкт-Петербургским Славянским Благотворительным обществом, Российским Обществом Красного Креста и некоторыми другими организациями осуществлял сбор средств для помощи балканским христианам, воевавшим против Османской империи. Всего кампаний помощи во всероссийским масштабе по призыву Синода было проведено три - согласно Определениям от 12 и 29 октября 1912 года и 2 апреля 1913 года. Кроме того, в трёх епархиях - Киевской, Московской и Петербургской - сбор проводился 22 октября 1912 года. Внимательно и с сочувствием отнеслись к сборам Митрополит Антоний (Вадковский), Архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Ковальницкий), Архиепископ Холмский Евлогий (Георгиевский), Архиепископ Рижский Иоанн (Смирнов), Епископ Смоленский Феодосий (Феодосиев), Епископ Елецкий Митрофан (Землянский). В организации сбора участвовали ныне прославленные Святители - новомученики и исповедники Владимир (Богоявленский), Серафим (Чичагов), Димитрий, в схиме Антоний (Абашидзе).
Таким образом, можно утверждать, что Российская Церковь способствовала победам балканских союзников и укреплению духа славянской взаимности в России.
Патриотический подъём, охвативший российское общество в 1912-1913 годах, доказывает, что чувство симпатий к славянам есть константа русского национального самосознания, видимая то ярче, то слабее, в зависимости от настроения наблюдателя, но никогда не исчезающая с нашего духовного горизонта.
Алексей Александрович Поповкин, кандидат исторических наук
Примечания:
1. Указы Св. Правительствующего Синода//Воронежские Епархиальные ведомости. - 1866. - №2. 15 января. С. 26-28.
2. Москва//Сибирская жизнь, приложение к №213, 25 сентября 1912 года. С. 2.
3. Отзвуки балканских событий в России.//Сибирская жизнь , №218, 3 октября 1912, с. 2.
4. Шевцова Г. И. Русский гуманный поход на Балканы 1912-1913 гг. М. 2012 г.С. 58
5. Дмитриевский А.А. В Бозе почивший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и его славянофильские воззрения // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №47. С. 1920.
6. Отклики войны на Балканах в России. Вечерние телеграммы. // Сибирская жизнь, 9 октября 1912 года, с. 1
7. Там же.
8. Определение Святейшего Синода от 12 октября 1912 года за №9077, об установлении церковного сбора в пользу Красного Креста на помощь раненым и больным воинам Славянских Балканских Государств и Греции, вовлечённых в войну с Турцией//Олонецкие Епархиальные Ведомости. - № 32. - 11 ноября 1912 г. С. 539-540.
9. Отклики войны на Балканах в России. //Сибирская жизнь, №229, 16 октября 1912 года. С. 1.
10. Отклики войны в России. //Сибирская жизнь, №235, 24 октября 1912 года. С. 5.
11. ФГУ РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д.1912. Л. 3.
12. Определение Святейшего Синода от 29 октября 1912 года.//Гродненские Епархиальные Ведомости» №48-49 - 9 декабря 1912 года. С.351-352.
13. Определение Вологодского епархиального начальства от 26 ноября 1912 года о сборе пожертвований на больных и раненых воинов-славян 25 и 26 декабря // Вологодские Епархиальные Ведомости. - 1912 год. - №23. С. 499-502.
14. От Оренбургского Епархиального Начальства // «Оренбургские Епархиальные Ведомости .- 1912. - №48-49. С. 515.
15. О сборе пожертвований в пользу пострадавших на войне с Турцией православных славянских народов//Вятские Епархиальные Ведомости. - 1912. - №50. С. 848-849.
16. Саблер В.К. Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода за 1911 - 1912 г. СПб. 1913. Прил. №37. С. 93,96-99.
17. Действия Славянского Общества.// Славянские Известия. - 1914. - №2. С.30-31.
18. Вечерние телеграммы.//Сибирская жизнь, №240, 30 октября 1912 года. С. 5.
19. Отклики Балканской войны в России. //Сибирская жизнь, №63, 19 марта 1913 года. С. 1.
20. Манифестация славянских обществ. //Сибирская жизнь, №69, 27 марта 1913 года. С.1-2
21. Отклики Балканской войны в России.//Сибирская жизнь, №88, 20 апреля 1913 года, с. 2.
22. Попов П., свящ. В минувшем году//Воронежские Епархиальные Ведомости. -1913. - №1. С. 20-21.
23. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Анастасию, Архиепископу Воронежскому и Задонскому//Воронежские Епархиальные Ведомости. - 1913. - №22. С. 209-211.
24. ЦГИА СПб. Ф. 400. Оп. 1. Д. 1532