В народных сказках часто встречается сюжет о мертвой и живой воде. Лежит мертвый богатырь в чистом поле, павший в борьбе со злой силой, изрублено на куски тело его, страшно кругом и дико, и вороны кружатся над своей добычей. Но приходит или добрый человек или Серый волк, спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу - раны зажили; спрыснул его живой водой - и Иван-царевич ожил. Богатырь садится на коня, готовясь к новой битве.
Мир, сотворенный Любовью, блистал целостностью, гармонией, светом. Это была цветущая жизнь; вызванная из небытия материя была оживлена, пронизана Духом. Силою неизреченнаго могущества Твоего вся содержиши, словом неизследимыя премудрости Твоея вся строиши, духом уст Твоих вся живиши и радуеши, о трисолнечне Вседетелю! (Акафист Пресвятой и Животворящей Троице).
Этот живой и бессмертный по благодати мир Бог Творец отдал Своему любимому созданию - человеку: храни его и возделывай. Только оставайся сыном...
Но не захотел человек сыновнего послушания, отпал от Подателя жизни и в тот же час умер. Остался мертвым посреди мертвого мира. Гармоническое устроение души его нарушилось - «человека, каким создал его Бог, не стало более в мире», - говорит Симеон Новый Богослов (Слово 1).
Святитель Феофан Затворник: «Не туда направилось наше сознание с свободою; чрез что возмутили взаимное соотношение наших частей и сил и, нарушив их первообразный строй, внесли расстройство в общую деятельность и жизнь человека». («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?»).
Смерть стала царить на земле. Затуманенному, плотскому зрению человека предстала она ненасытным жерлом, страшным, непобедимым врагом, перед которым не мог устоять никто. «Все идет в одно место: все произошло из праха, и все возвратится в прах» (Екклесиаст).
Народы, оставившие веру во Единого Бога, забывшие Его обетования, как омертвевшие ткани единого тела человечества - согнили в и исчезли в небытии. Древние Египет с его циклопическими сооружениями, американские индейцы, ассирийцы... - несть им числа, об иных и сведений-то почти не осталось - были, не были?.. Раскапывают археологи останки их городов, деятельности - но нет живой связи между этими культурами. Не стало смысла и направления жизни: «Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после». (Екклесиаст).
Грех воюет против человека; над любым героем - победа греха, следующая за ним смерть - воцаряется... Так представляется история, жизнь и смерть взору, опущенному долу. Но над земной реальностью - духовная, над земной историей - Божественная.
Не оставлен поверженный и растерзанный человек. Бог всегда рядом с ним: Аще взыду на небо - Ты тамо еси, аще сниду во ад - тамо еси (Пс 138;8). Он сохраняет в избранных Своих память о Себе, дает им обетования, посылает Ангелов и Пророков, хранящих и наставляющих человека на путях его. Эта память о Едином Боге - как та сказочная мертвая вода. Она не оживляет еще душу для вечной жизни, но сохраняет ее состав в целости и приготовляет для нее.
Оживление ветхого человека произошло Спасителем нашим Господом Иисусом Христом, Сыном Божиим. Он спустился в эту долину смерти, принял на Себя смертную природу человека. Исполненный сострадания, стоял Он возле могилы Лазаря, Своего друга. Его любовь и слезы - как живая вода, вернули к жизни мертвого.
Но чтобы победить смерть в космическом масштабе, нужна была битва. Как один богатырь выходит на бой с несметным вражьим воинством, так Он Один взял на Себя грех мира.
Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял смерть человеческую и в этом великом таинстве любви излил из раны Своего сердца кровь и воду, ставшими живой водой. И уже не четырехдневный Лазарь, а падшая природа человеческая в Нем оживлена, исцелена и вознесена в Отчии пределы.
Во Святом крещении каждый человек получает исцеление от смертной язвы греха, и по Божьему замыслу, выходит воином на битву с грехом, повинуясь Его призыву: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин 12:26).
И после оживления крещением продолжается война дьявола против человека, вновь и вновь наносятся смертельные раны, через них проникает в душу яд тления, человек падает и умирает. И вновь за каждой Литургией приносится Жертва, и Кровь и Плоть Подателя жизни исцеляют и восстанавливают падшего.
В годы отступничества и безбожия молитвы святых пред престолом Божиим, кровь новомучеников, стойкая вера гонимых были той мертвой водой, которая спасла народное тело от окончательного распада. И теперь долг каждого из нас как клеточки этого тела прибегать к спасительному и живительному источнику вечной жизни - Господу, тем самым спасая от вечной смерти не только себя. Спасая своих детей, близких, свою страну по слову преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».
Тогда история предстанет не мертвой пустыней, в песках которой затеряны руины безымянных городов, а трагической, но прекрасной дорогой возрождения и восхождения в Царство Божие.
1. Re: Вспоминая сказки...